- Вид работы:
Доклад - Предмет:
Культурология - Язык:
Русский , Формат файла: MS Word 6,13 kb
Костюмы итальянского раннего Возрождения 1420-1490 гг.
КОСТЮМЫ ИТАЛЬЯНСКОГО РАННЕГО
ВОЗРОЖДЕНИЯ
1420-1490 гг.
Костюм
является не только средством защиты от непогоды, но и знаком, символом,
выражающим сложные понятия социальной жизни. Одежда указывала на национальную
и сословную принадлежность человека, его имущественное положение и возраст, и с
течением времени число сообщений, которые можно было донести до окружающих
цветом и качеством ткани, орнаментом и формой костюма, наличием или отсутствием
некоторых деталей и украшений, увеличивалось. Костюм мог рассказать, достигла
ли женщина, например, брачного возраста, просватана ли она, а может быть, уже
замужем, и есть ли у нее дети. Но расшифровать без усилий все эти знаки мог
лишь тот, кто принадлежал к тому же сообществу людей, так как усваивались они в
процессе каждодневного общения. В каждую историческую эпоху каждый народ
вырабатывал свою систему символов, которые с течением веков эволюционировали
под влиянием культурных контактов, совершенствования технологии и расширения
торговых связей. По сравнению с другими видами искусства костюм широко и почти
мгновенно реагирует на события в жизни народа, на смену эстетических и
идеологических течений в духовной сфере. Для того, чтобы обрели плоть замыслы
скульптора, архитектора, художника, писателя, должен пройти иногда длительный
срок. Костюм же изменяется моментально, и в этих изменениях раскрывается
глубинная сущность народной жизни.
Италия сумела, вопреки
воздействию различных направлений моды, сохранить свой собственный вкус и в
покрое одежды, и в сочетаниях красок. Этому особому статусу итальянской одежды
долгое время благоприятствовало существование на территории Италии
многочисленных замкнутых городов-государств: в их стенах вырабатывались
определенные типы покроя и отделки, по которым современники могли сразу же
узнать ломбардскую, венецианскую, тосканскую или умбрийскую работу. С
усовершенствованием техники ткачества возросло потребление дорогих тканей. С XV века местные мануфактуры, особенно в
Лукке, Венеции, Генуе, Флоренции и Милане, начинают в изобилии вырабатывать
парчу, узорчатый шелк, разрисованный цветами бархат, атлас и другие
великолепные, богатые красками ткани. После 1450 г. появляется тканый узор в
виде цветов граната, который – в разных вариациях – становится наиболее
излюбленным.
При всем многообразии узоров и
красок итальянцы умели придавать своей одежде простую и гармоничную форму и
носить ее с естественной грацией. В особенности это относится к женской одежде
того времени. Все броское и вызывающее итальянки отвергали. Основным головным
убором была sella («седло») с двумя верхушками
– разновидность французско-бургундского «двурогого» чепца из золотой парчи или
иной дорогой ткани, украшенная жемчугом или драгоценными камнями, с ниспадающим
покрывалом. Но нередко все головное украшение составляли только изящно
уложенные косы или локоны, переплетенные тонкими нитями жемчуга, похожие на
филигрань сетки-чепцы и повязки или маленькие овальные шапочки на затылке (berretta), перевитые лентами. Любимым
украшением была также гирлянда – широкий венок из цветов. Особенно сильное
впечатление (тонко гармонирующее, однако, с нежными и строгими очертаниями
целого) производил высокий, совершенно открытый лоб, искусственно увеличенный
за счет удаления части волос спереди, а также бровей.
Поверх простого нижнего платья с
длинными рукавами надевалась более элегантная cioppa – высоко подпоясанная, светлая,
украшенная богатым узором верхняя одежда с длинным шлейфом и свисающими с плеч
декоративными рукавами.
В мужской одежде заимствований
несколько больше. В наибольшей мере подверглась чужеземному, то есть
бургуднско-французскому, влиянию Северная Италия, особенно Ломбардия и Венеция.
Молодые люди в первую очередь отдавали предпочтение короткой, тесно прилегающей
одежде ярких расцветок. Однако в остальной Италии все еще остается влиятельной
античная традиция, особенно если речь идет о форме и покрое одежды и о манере
ее носить. Так, например, в XV в.
члены магистратов и сановники большей частью носили длинную верхнюю одежду со
складками, с очень широкими рукавами; нередко встречался также солидный
просторный плащ. Наибольшее распространение получили длинный, до пят, открытый
спереди подпоясанный кафтан с коротким стоячим воротником и узкими рукавами, а
также более короткие кафтаны со сборчатыми полами.
В качестве нижней одежды служила
плотно прилегающая короткая куртка. К полам которой прикреплялись паголенки.
Поверх этой куртки наиболее охотно носили верхнюю одежду с короткими или более
длинными собранными в складки полами с поясом или без него, часто с меховой
оторочкой.