- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 19,02 kb
Культ тантризма
Тантризм
тантризм шива культ мифология
ТАНТРИЗМ, направление в буддизме и индуизме. Возникло в первые века нашей эры, имеет тексты-тантры. Восприняло методы йоги и разработало практическую систему. В основе религиозно-философские концепции – идея человека-микрокосма и представление о некоем половом (женском или мужском) энергетическом начале. Помимо Индии, где приверженцами тантризма являются представители неарийских племен, получило распространение в Японии, Непале, Китае, особенно в Тибете.
Тантра отличается от внешних видов поклонения или морально-религиозных кодексов поведения, распространенных среди широких слоев людей, своим углубленным мистицизмом. Важным элементом тантризма были магические изображения – ЯНТРЫ и магические формулы – заклинания – МАНТРЫ. Также в культе тантризма очень существенным элементом был половой акт, поскольку считалось, что занятия любовью являются мощным, целительным и тонизирующим средством, так как это включает совместное использование и генерацию жизненной энергии человека. Эта энергия более мощная, чем действие трав или заклинаний. Сексуальная функция по Тантре тесно связана с физическим и умственным здоровьем и является основой для совершенствования высших духовных способностей. По преданию Тантра пришла на землю Индии через спонтанный танец Шивы на его собственной свадьбе. В результате получилось 84000 эротических поз, их можно было выполнить только в измененном состоянии осознания.
Культ Шивы, высшего бога в Тантризме, по всем признакам так же стар, как человеческий род. Мифология Шивы наиболее насыщена пережитками и элементами доарийского происхождения. Обособленная позиция Шивы выражается тем, что в индуистском пантеоне Шива сохраняет свой отчужденный характер. Он обитает на севере, вдали от населенных мест, на горе Кайласа в Гималаях, где пребывает как божественный подвижник, погруженный в медитацию, отрешенный от мира. В образе Шивы, получает наиболее яркое воплощение единство аскетического и эротического начал.
На священных изображениях древних Тантр Шива был представлен с рыжими волосами и с рыжей бородой. Его голову украшал медный шлем с козлиными рогами, руки и ноги были вымазаны кровью, а тело покрыто пеплом. В одной руке он держал человеческий череп, в котором было налито вино, в другой – держал палицу, на которой были остатки человеческой головы. В Шиве мы видим суровое и страшное божество, Бога-разрушителя; Он представляет собой разрушающую, уничтожающую силу природы. Ужасна его сила и вместе с многочисленными толпами демонов он угрожает своим врагам всякого рода бедствиями. Однако в шиваитской мифологической системе функция разрушения неразрывно связана с творческим аспектом; в мире непрерывных изменений разрушение неизбежно предшествует творению и его обусловливает. Изначальное тело Шивы, или Его тонкая Сущность – это Лингам (фаллос). Люди, духи и сами боги почитают Его в этой непроявленной, наивысшей форме. Когда Брахма и Вишну спорили о том, кто из них Наивысший Господь, перед ними явился огненный столб. "Он выглядел как огонь, пожирающий Вселенную во время ее уничтожения, Он сверкал, окруженный языками пламени, Он не имел ни начала, ни середины, ни конца" (Из "Линга-Пурана"). Брахма и Вишну хотели измерить этот столб. Брахма обернулся лебедем и полетел вверх, чтобы найти его вершину; Вишну, став подводной черепахой, отправился вниз, в глубины океана, чтобы найти его основание.
Однако великие боги не смогли найти ни его начала, ни конца. Тогда, поняв, что он бесконечен, и значит – Изначальный, Наивысший, склонились перед Ним в благоговении. Махэшвара (Шива) явился тогда из огненного столба, именуемого Махалингам (Великий Лингам), и предстал перед ними в своей обычной форме. Лингам – высший объект почитания; почитая Его – почитают непроявленного, непознаваемого умом и чувствами Шиву. Вечная супруга Шивы, воплотившись в материальном мире, еще в детстве решила, что выйдет замуж только за Шиву. Однако, как ни старалась она достичь своей цели, Шива не обращал на нее ни малейшего внимания. Погруженный в себя, он был бесчувственен к внешнему миру.
Так проходили столетия за столетиями, не только она, но и все боги желали ее союза с Шивой, так как только от их брака мог родиться Бог войны Сканда (Картикейн, Субраманья), способный победить полчища духов во главе с Таракой. Поэтому боги послали Каму, бога любви, чтобы тот пронзил своими стрелами сердце великого Шивы. Но в тот самый миг, когда он выпустил свою стрелу, Шива испепелил его своим третьим глазом, превратив в горстку пепла.
После этого, пронзенный стрелой бога любви, Махэшвара (Шива) увидел перед собой прекрасную женщину, которая прислуживала ему, и его охватило необыкновенное чувство любви. Затем, верхом на священном быке Нанде, они отправились на снежную гору Мандара, где в тихих лесах и зарослях предались любви. Образ Шивы как Личного Бога – уникален и необычайно притягателен. Он обладает самыми разнообразными аспектами и чертами, имеет множество форм и имен: Махэшвара (Великий Господь), Рудра (Ревущий), Ишана (Владыка), Бхайрава (Ужасный). Он беспощадный Владыка Смерти (Махабхайрава), карающий людей, творящий Высший Суд. Он непоколебимый Судья и Владыка всех живых и мертвых. "Я знаю Его, древнего, свободного от немощи. Он – душа всего, Он – всепроникающий и наполняет Собой все. В связи с Ним говорят о нерожденности, о Нем говорят как о вечном" (Тантра, постижение Высшей реальности) " Медитируем на образ Бхайравы (Шивы), держащего посох и череп в своих руках, который носит серьги в своих ушах и змею как священный шнур, чье тело – синее, как вечернее небо. При любых жертвоприношениях Он – защитник, устраняющий все препятствия он дарует успех и победу. Бхайрава, Господь духов, их признанный учитель их сущность. Он знает все, что существует во Вселенной, будучи ее покровителем. Как величайший Воитель, Он дарует и владение и власть. Он обитает на кладбищах, поедая плоть трупов. В своих руках Он держит череп, из которого пьет кровь и пьянящие напитки. Совершенный, он дарует сиддхи и почитается сиддхами. Он носит гирлянду из костей. Он – тощий и глаза его желтого цвета. Он обладает утешающим нравом, но может и разрушать. Все три глаза его тогда наливаются кроваво – красным светом. Он держит в руках кинжал и его глаза пылают огнем. Бесстрашный Супруг Богини Бхайрави-Кали, Он – наставник всех духов и повелитель всех Демониц. Он – податель всех богатств и их разрушитель, ибо он – Сам Обладатель всех богатств. Он – Учитель Высшего Знания, носящий ожерелье и пояс из змей и змеи – в его волосах.
Он держит капалу в своих руках. Уничтожитель времени и смерти, Он носит прекрасную гирлянду из черепов, искусно украшающую Его. Третий глаз Его пылает огнем и как Покровитель трех миров он имеет три головы. Он – проявление Бога Шивы и живет во мраке. Он – нищенствующий Пашупати, которому служат бхуты и якши. Он обнажен, но неодолим. Его желтые глаза сияют рыжевато – красным светом. Он принимает облик скелета и носит гирлянду из черепов, держит череп в руке и носит змею как священный шнур. Он упражняется в своем умении околдовывать людей, привязывая их ко всему бренному, отнимая у них жизнь, поражая их бессознательностью и бездеятельностью и оставляя затем в горьком разочаровании. Он – защитник всего мира, вечный и обладающий властью творить любые виды иллюзии." (Маханирвана-Тантра) Обе стороны характера Шивы, суровая и милостивая, отражаются и в его супруге, Кали, почитаемой всегда вместе с ним. Поклонение Кали в Индии имеет живые и мощные традиции. Слово Кали буквально означает "черная", "темная", кроме того, Кали так названа потому, что она – Владчица времени. Слово "Кали" – это женский род от слова "Кала" – одного из имен Шивы, обозначающего "черный" и "смерть". Формы Кали многочисленны и охватывают все сферы деятельности и существования во вселенной. Как мать всех явлений и существ – Она творит, сохраняет и разрушает всеянную. Она – энергия троеокого Шивы, не отличимая от Него самого, и только сам Маха Кала (Шива) может знать Ее истинное величие. Как Шмашанакали – Она, будучи владычицей смерти, обитает в местах сожжения трупов. Она является как пауком, так и сотканной паутиной. Она опутывает существа своими нитями, и Она же дарует полное освобождение своим поклонникам. Вот несколько форм Кали, даваемых в Шакта – Тантрах для медитации. ШМАШАНАКАЛИ Она черна, как гора черной мази. Ее местопребывание – место сожжения трупов. У Нее растрепаны волосы, иссушенное тело и устрашающий вид. У Нее впалые красные глаза. Она держит в правой руке череп, наполненный вином и в левой руке – свежеотрубленную голову. С улыбающимся лицом, Она постоянно жует сырое мясо. Ее тело украшено разными украшениями. Она нагая и всегда опьяненная вином. Обычное место для поклонения Ей – это место кремации, где поклоняющийся должен совершать ритуалы, будучи обнаженным.
РАКШАКАЛИ ИЛИ МАХАКАЛИ Она черного цвета. У Нее четыре руки, и Она украшена гирляндами из голов – одна гирлянда на Ее голове, другая – на плечах. В своих двух правых руках Она держит меч и два лотоса. В Своих левых руках Она держит кинжал и череп. Ее спутанные волосы касаются неба. На Ней ожерелье из змей. У Нее красные глаза. Она носит черную ткань, и вокруг Ее талии – тигровая шкура. Ее левая нога – на груди трупа, правая нога – на спине льва. Она прихлебывает вино, взрывается ужасным смехом и издает громкие утробные звуки. Она невероятно ужасна.
Существует также множество других форм и изображений Богини, которые в основном сочетают в себе те или иные из вышеописанных элементов Ее облика. Изображения Кали, которые могут показаться непосвященному набором жестокостей, дикости и т.д., содержат в себе глубокий символизм. Так местопребывание Кали – места сожжения трупов (шмашана) – естественно, навевают мысли о неизбежности смерти, о недолговечности земного существования и всего материального. Орудия, которые Она держит в своих руках – символизируют силу разрушения. Только когда разрублены путы материального существования, можно постичь высшую истину. Кали – исполнительница закона, Она воздает существам по их деяниям, никто не может избежать своей участи. Она убивает всевозможных демонов и людей, запутавшихся в сетях Майи (иллюзии), осуществляя тем самым естественный процесс эволюции вселенной. В действительности Она – вечна, и все индивидуальные души существ – тоже вечны. Поэтому вся великая драма, развертывающаяся во вселенной – это просто игра.
Трагедия индивидуальных душ в том, что они "заигрываются" и перестают осознавать свое истинное состояние свободы, вечности, блаженства. Кали пребывает в вечном блаженстве, Она вьет вино неиссякаемой энергии.
Для тех существ, которые хотят вернуться в свое изначальное, единственно реальное состояние блаженства, – Кали становится Великой помощницей и Матерью, охраняющей от всех бед. Она изображается нагой ((Дигамбари) Ее единственная одежда – пространство)), так как Она абсолютно свободна от всех иллюзорных покровов материального существования. Тех, кто поклоняется ей как Абсолюту или Вечной Изначальной Энергии, Она делает такими же свободными и блаженными, как и Она сама.
Кали изображается черной, так как в черном цвете исчезают все различия. Она – вечная ночь, посреди которой. Она стоит из "небытии", пребывая в статическом, но в то же время в потенциально динамическом состоянии, которое предшествует проявлению. Непроявленное представлено в образе Шивы как трупа (Шава), на котором Она сидит или стоит. О черном цвете Богини, Шри Рамакришна говорил: "Можно ли сказать, что Кали черная? Она кажется черной на расстоянии, но если истинно Ее почувствовать – Она совсем не черная. Акаша (небо, воздух) не имеет цвета, но если посмотреть на него из глубокого колодца, оно кажется черным. Вода океана кажется голубой, но зачерпните немного воды рукой и вы увидите, что на самом деле она не имеет никакого цвета". "Разве моя Божественная Мать черна? О ум, что говоришь? Хотя и черная, Она со своими развевающимися волосами, освещает лотос сердца".
Таковы в общих чертах основные положения Тантризма – одного из древнейших учений.