- Вид работы: Контрольная работа
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 1,19 Мб
Культура древнего мира
1. Происхождение и эволюция храмовых комплексов древнего Египта
Египтяне считали, что создание любого храма на земле является воплощением формы некого идеального храма, существовавшего в их представлении так же реально ощутимо, как и его конкретное воспроизведение. Это идеальный храм, или, вернее, его архетип, существовал до начала времён, и сущность построенного двойника была эквивалентна ему.
Свидетельством тому может служить надпись в храме Хора в Эдфу, где от лица бога говорится: «Они заложили мой дом как работу древности и моё святилище как работу предшественников». В этом же храме имеются так называемые «Строительные тексты», раскрывающие смысл древних традиций, согласно которым реальный храм был воздвигнут словом творца и конструкция его является повторением прахрама.
Когда в древнеегипетских текстах речь идёт о происхождении храма, реальная дата его сооружения не принимается во внимание. Возникновение храма уподоблялось рождению мира, а священный прахолм Бен-бен представлялся как некий прахрам. Египетский храм, согласно текстам, возник в том месте, где бог впервые открыл себя.
Планировка храма приписывалась главным богам, которые оказывали магическое покровительство в деле его сооружения. Иногда планировка даже подражала определённому древнему образцу, что легко можно было сделать, поскольку рукописи с описанием святилищ имелись в храмовых архивах.
Среди рукописей храмовых библиотек существовала особая «Книга основания храмов богам первой Девятки», которую якобы написал обожествлённый впоследствии знаменитый зодчий и мудрец Древнего царства Имхотеп. Книга эта, по легенде, была унесена на небо, «когда боги покинули землю», но была сброшена с неба Имхотепом и найдена к северу от Мемфиса. Надпись на птолемеевском храме в Эдфу, например, указывает, что общий план здания храма был сделан именно по предписаниям данной книги.
Церемонию закладки храма египтяне воспринимали как повторение рождения мира, созидательного акта бога-творца. Посредством ритуала не люди, но боги возводят святилище, не мастера, но духи украшают его росписями и драгоценными материалами. Лишь только после выполнения всего комплекса необходимых магических действий божество, которому посвящалась обитель, может войти в своё культовое изображение и ниспослать благодать Вселенной.
Египетская архитектура была многоплановой, её характерной чертой при определении пространства и объёма была галерея (коридор). Даже внутренние дворики были, скорее, расширением и продолжением галерей, чем композиционными центральными местами планировки здания, площадками дальнейшего распределения или сбора. Крытыми колонными галереями эти дворики были окружены со всех сторон довольно редко. Двери комнат и помещений также иногда выходили во двор. Большие колонные дворы и залы были галерейного типа, об этом свидетельствует направление укладки балок и направленность настенной росписи на опорах.
Расположение и смежность отдельных помещений соответствуют этой галерейной планировке, обычно она была линейной. Внутренние комнаты и помещения следовали одно за другим в одном направлении и вдоль одной оси. В архитектуре храмовых сооружений, начиная со святилища, комнаты и залы становились всё более просторными, высота потолков возрастала, увеличивался объём помещений. Здание раскрывалось подобно цветку растения. При строительстве пирамид египтяне пользовались противоположной концепцией: конец погребального пути – пирамида – возвышалась над всеми остальными элементами архитектурного ансамбля. Редкое исключение представляет центральная планировка сооружения. Она встречается только лишь в гробницах Древнего царства (архаичный период) и в святилищах и храмах римских времён.
Внешние формы построек были очень простыми: прямосторонние и наклонные призмы и пирамиды. Встречались постройки, имевшие только внутренние объёмы (они были очень незначительными), как, например, скальные храмы и гробницы. Эти сооружения не имели своей отдельной массы. Были строения, которые не имели своих внутренних объёмов (или же они были очень маленькими), среди них: пирамиды, фасадные башни и пилоны при входе в храм, а также стелы, которые стояли отдельно и служили вертикальным акцентом архитектурного комплекса или композиции.
Истоки храмовой архитектуры древнего Египта берут начало в додинастической эпохе, в то время когда на территорию будущего Египта пришли первые поселенцы.
Период Нового Царства состоял из нескольких крупных этапов, характеризующих сложные пути развития культуры этого времени. Около XVIIв. до н.э. В эпоху Нового царства храмовая архитектура поражает своей пышностью и грандиозностью. Египет был завоеван гиксосами – пришельцами из Передней Азии, спустя столетие иноземные завоеватели были изгнаны, а Египет вновь объединен в мощное государство фиванскими фараонами, превратившими Египет в наиболее могущественную державу середины II тысячелетия до н.э.
Египту была подвластна огромная территория, в том числе частично Передняя Азия и Нубия. Столицей вновь становятся Фивы, где ведется колоссальное строительство. Основное храмовое строительство посвящается заупокойному культу и богу Амону. Наибольшее распространение в период Нового царства получил тип храма с четким прямоугольным планом. Его ансамблевый характер был рассчитан на постоянную смену впечатлений у многочисленных участников торжественных религиозных процессий. Фасад храма обращался к Нилу, от которого шла дорога, обрамленная по сторонам каменными сфинксами или овнами. Мерное повторение их фигур создавало спокойный ритм. Аллея сфинксов приводила к входу – каменному пилону – грандиозной, сужающейся кверху в форме трапеции стене, разделенной узким проходом посередине. Перед пилоном воздвигались колоссальные статуи, обелиски. За пилоном открывался прямоугольный в плане открытый двор, обнесенный колоннами.
В Фивах были возведены колоссальные посвященные богу Амону Ра храмовые ансамбли Карнака и Луксора. В данном строение впервые была введена в архитектуру колоннада двора. Завершающим звеном ансамбля Карнака был грандиозный (103х52м) Гипостильный зал (XIV – XIII вв. до н.э.), сооруженный зодчими Иупа и Хатиаи. Он представлял собой целый лес мощных колонн. Центральный, более высокий ряд колонн, пропускал солнечный свет, который постепенно поглощался сумраком боковых рядов. Колонны Карнака и Луксора имели мощные капители и уподоблялись гигантским цветам лотоса и папируса, воспроизводя каменный лес, где человек чувствовал себя былинкой.
В то же время благодаря теплому золотистому тону, нежным краскам росписей, красоте рельефов, египетсткие храмы Нового царства не производили ощущения гнетущей мощи камня.
Новый характер приобрели гробницы царей и заупокойные храмы. Гробницы фиванских царей располагались в тайниках скалистых ущелий, а храмы возводились на равнине у подножия гор. Заупокойный храм царицы Хатшепсут (начало XV в.до н.э.), выстроенный близ Фив, в Дейр-эль-Бахри, в той же долине, что и храм Ментухотепов, представлял собой грандиозный ансамбль, состоящий из трех колоссальных террас, объединенных пологими пандусами. Постепенно поднимаясь, храм врастает в толщу скал. Мерный ритм колонн и столбов, окружающих каждую террасу, находит отзвук в изумительной красоте пустынной и дикой природы, дополнившей творение Сенмута – строителя этого ансамбля. Рельефы стен храма царицы Хатшепсут повествуют о путешествиях, иноземных послах, ладьях, пускающихся в плаванье.
Женские статуи и портреты частных лиц становятся более пластичными, мягкими по проработанности объемов. В живописи мастера Нового царства также искали более смелого и сложного изображения окружающего мира. Быт знати, охоты, пиры, выезды показаны чрезвычайно красочно. Усложнилась композиция, разнообразнее стали движения фигур, колорит обогатился сиреневыми, розовыми оттенками. В раскраску фигур вводится золотисто-розовый цвет. Женщины в прозрачных одеждах представлены танцующими и музицирующими. (Роспись гробницы Нахта в Фивах, конец XVв.до н.э.).
ИСКУССТВО АМАРНЫ – вершина развития египетского реалистического искусства. В начале XIV века до н.э. фараон Аменхотеп IV провел религиозную реформу. Единым божеством было провозглашено вместо символа солнца Амона-Ра само солнце – Атон. Фараон назвал себя Эхнатоном – "Духом Атона". Столица была перенесена из Фив в Ахетатон (современная Тель-эль-Амарна), возведенный заново местными мастерами. Лучшие произведения амарнского периода отличаются проникновенностью, овеяны подлинным дыханием жизни, полны внутреннего обаяния. Лучшее, что было создано в этот период – скульптурные портреты Эхнатона и его жены Нефертити, выполненные в рельефе и круглой пластике. Впервые в истории египетского искусства появилось изображение фараона в кругу семьи. Солнечный диск бога Атона повсюду простирает к ним свои лучи, благословляя их любовь и деяния. Портрет Нефертити в высокой короне из раскрашенного известняка (нач.XIVв.до н.э., Берлин) стал своего рода олицетворением современного Египта. Гордая голова царицы на тонкой шее поражает совершенством точеных черт прекрасного лица, необычайной гармонией, завершенностью композиции, великолепным сочетанием красок. Утвердившиеся новые идеалы в искусстве вскоре превращаются в своеобразные каноны, порождая определенную манеру. После смерти Эхнатона наступила реакция, были восстановлены прежние верования и ритуалы. Юный преемник Эхнатона Тутанхамон вернулся в Фивы. Роскошь его погребения была призвана показать истинность старых религиозных устоев. Инкрустированные саркофаги Тутанхамона из литого золота с перегородчатой эмалью, воспроизводящие прекрасный лик юного царя, поражают мастерством обработки материала, совершенством пластики. В XIV-XIв.в. до н.э. завоевательные войны способствовали новому притоку богатств в Египет. Помимо Гипостильного зала в Карнаке были созданы заупокойные вырубленные в скалах храмы. Таков храм Рамсеса II в Абу-Симбеле (Нубия), целиком вырубленный в скалах. Фасад его представлял собой гигантский пилон, перед которым возвышались 20 метровые статуи сидящих фараонов, наделенные портретными чертами Рамсеса II. Стены храмов по-прежнему покрывались рельефами и росписями. Рельеф из Мемфиса "Плакальщики" (XIVв.до н.э., Москва) пронизан беспокойным ритмом, выраженным в гибких движениях рук, то простертых вперед, то вскинутых кверху. Последний расцвет древнеегипетского искусства в период объединения под властью саисских фараонов (VII в. до н.э.) характеризуется появлением холодного изысканного стиля. Живопись изобилует яркими красками. Бронзовые статуэтки, покрытые чеканными узорами и инкрустацией золотом, нарядны, но лишены внутреннего тепла амарнских портретов. С завоеваниями Александра Македонского в 332 г.до н.э. начался эллинистический период. В 30 г. до н.э. Египет стал провинцией Римской Империи.
2. Древняя Греция в эпоху бронзы
Первый этап истории Древней Греции связан с возникновением, расцветом и падением раннеклассового общества и первых государственных образований Греции (2 тысячелетие до нашей эры) для исторического Крита и Ахейской Греции характеризуется зарождением и развитием раннеклассовых государственных образований, по своему характеру и структуре очень напоминает древневосточные. На острове Крите, где первоначально проживало негреческое население, государственность сложилась раньше, чем в Балканской Греции. История Древнего Крита III-II тысячелетие до нашей эры (Минойская цивилизация) подразделяется на 3 периода. Раннеминойский (XXX-XXIII века до н.э.) характеризуется господством доклассовых родовых отношений, задатками ремесел, становлением обмена и развитием мореплавания. Среднеминойский период (период «старых» или «ранних» дворцов) – это время XXII-XVIII века до н.э. – происходит формирование раннегосударственного образования в разных уголках острова. Появляются монументальные дворцовые комплексы в ряде регионов Крита, возникают различные социальные группы, появляются ранние формы письменности. Позднеминойский период (период «новых» дворцов) XVII-XII века до н.э. – это было время расцвета минойской цивилизации и культуры, объединяется Крит, создается морская держава царя Миноса, размах торговли в бассейне Эгейского моря, расцвет монументального строительства. Природная катастрофа середины XV века до н.э. стала причиной упадка Минойской цивилизации и позволила ахейцам Балканской Греции легко завоевать ослабленные критские государственные образования и включить Крит в круг развития ахейских государств XV-XII веков.
Генрих Шлиман, с детства мечтавший посетить места, где развертывались события Троянской войны, профессионально занимался коммерцией, и добившись больших успехов на этом поприще, обладая полной материальной независимостью, решает круто изменить свою судьбу, и заняться наукой. В Дрездене он изучает философию, литературу, филологию. После этого он посещает сначала остров Итаку, полуостров Пелопоннес, а затем направляется на поиски легендарной Трои. Используя в качестве путеводителя бессмертное произведение Гомера, он выбирает место своей будущей работы – холм Гиссарлык в Малой Адии. Получив от турецкого правительства разрешение о проведении работ, Генрих Шлиман в 1870 году приступает к раскопкам. Всего он раскопал 7 наслоений со следами архитектурных остатков и различным инвентарем. Трою, описанную Гомером, он отнес ко второму снизу слою, считая, что среди археологических напластований она должна находиться как можно глубже. Однако, это стало роковой ошибкой исследователя. Как показали дальнейшие работы ,осуществленные уже после смерти Шлимана, гомерская Троя находилась значительно выше, в тех археологических слоях, которые азартный Шлиман безнадежно испортил. Исследователь же, посчитав, что самый ранний слой Трои 1 никак нельзя идентифицировать с гомеровской Троей, решил, что следующий слой Трои (Т2) вполне может быть городом Приама и Гектора. Уверенности в этом археологу прибавила сенсационная находка богатейшего клада, т.н., дворца Приама. На самом же деле, он жестоко ошибался, «Клад Приама» принадлежал троянскому владыке, жившему почти за тысячу лет до событий Троянской войны. Сам того не желая, Шлиман открыл одну из археологических культур периода раннего бронзового века, куда более древнюю, чем гомеровская Троя. К 30м годам XX века удалось установить, что холм Гиссарлых состоит не из 7ми, а из 9ти археологических слоев, и гомеровскую Трою следует считать слой Т7, вернее первый период существования этого города (Т7а). Т7 возникла на развалинах Т6, когда части ее населения, избежавшие гибели в ходе грандиозного землетрясения, отстроили новый город, скоро погибший от пожара в XIII веке до н.э. Именно этот город является городом Приама и Гектора.
Артуру Эвансу – первооткрывателю минойской цивилизации, удалось замкнуть тот круг исследований, который начал еще Шлиман. Следствием этого стало появление в науке общего названия исторической эпохи Греции в III-II тысячелетиях до н.э. – Крито-минойский период. В 1893 году британский археолог Артур Эванс купил несколько молочно-белых камней у гречанок, носивших их как амулеты. Его заинтересовали процарапанные на них иероглифы, которые он не мог прочесть ни один ученый. Выяснив, что это камни с Крита, он перебирается туда и обходит остров, собирая образцы того, что он считал древней критской письменностью. В 1895 году он купил часть, а в 1900 – остаток земли, который Шлиман отождествлял с Киоссом. За 9 недель той весны, лихорадочно со 150 рабочими он извлек из-под земли драгоценное сокровище современной исторической науки – дворец Миноса. Ничто, известное нам из античности, не может сравниться с этой громадной, изощренной постройкой. Комплекс взаимосвязанных архитектурных сооружений занимал около 16000 м. Дворец состоит из нескольких этажей. Некоторые насчитывают три-четыре этажа, но большинство ученых полагают, что в основном дворец был двухэтажным. Этажи были связаны лестничными переходами, поддерживаемыми колоннами, которые расширялись к верху. В центре находился большой двор, вокруг которого группировались многочисленные помещения. Они располагались в таком причудливом порядке, и имели такой запутанный план, что Эванс сравнил их с огромным лабиринтом. И заявил, что открыл Дворец легендарного Миноса. Помещения отделялись друг от друга двориками, служившими одновременно свет. Колодцами. Сохранились многие подвалы дворца. Дворцовые комнаты имели различное назначение: караульные, мастеровые, винодавильни, кладовые, канцелярии, помещения для слуг, спальни, гостиные. В Кн. Дворце были обнаружены водопровод, ванные комнаты, канализационные стоки. Канализационная система превосходила все сооружения этого рода, известные нам в древности. В каменных трубопроводах собирали воду, стекавшую с холмов или падающая с неба, направляли ее по шахтам в ванные и уборные, израсходовавшую воду поглощали терракотовые трубы. Есть основания считать, что здесь была горячая и холодная вода. Неплохо была продумана система вентиляции и освещения. Дворцовый комплекс включал часовню, тюрьму, «тронный зал» и «зал двойного топора». Поблизости размещался театр, царская усадьба и кладбище. Особого внимания заслуживает Тронный зал, где в глубине покоев напротив изящно украшенной стены находился каменный трон легендарного Миноса. Центральный участок пола Тронной залы был покрыт красной штукатуркой. Рядом располагался бассейн для совершения очистительных обрядов, к которому вели ступени. Потолок зала поддерживали 3 утолщающиеся к верху колонны. По обе стороны от трона вдоль стен находились гипсовые скамейки. В некоторых дворцовых помещениях в более или менее не поврежденном виде стенная живопись – фрески. Сюжеты этих фресок очень разнообразны: сцены мирной жизни, праздничные процессии, религиозные обряды, акробатические игры, приручение быков. Необычайно реалистичны пейзажи и изображения животных: море, в котором плавают рыбы, сады, тучи, кошка, охотящаяся за птицами, куропатки, львы, быки, зайцы. Особой изящностью знамениты придворные дамы в голубых платьях. Интересна фреска, изображающая воина, который стоит перед бородатым военачальником с пером на голове. Великолепны росписи на стенах «Тронного зала», пострадавшие меньше других. Одним из наиболее значительных произведений стенной живописи княжеского дворца является фреска, украшающая стены «коридора процессий».
Она, вероятно, состоит из двух рядов изображений, из которых сохранился только нижний, шествие девушек и юношей с сосудами, и, по-видимому, музыкальный инструмент. Стены «южных прописей» украшает фреска, известная под названием «Носители кувшинов». На ней изображены юноши, несущие серебряные ритоны. Эти две фрески тематически связаны друг с другом. Комнаты княжеского дворца были украшены многочисленными вазами и статуэтками, гигантскими каменными амфорами и урнами, вещицами из слоновой кости, фаянса и бронзы. О значении религиозного культа свидетельствует святилище с колоннами на центральном дворе, расположенном к югу от дворов, изящная храмовая гробница, где из склепа с колоннами можно попасть в погребальную камеру, дает основание предположить, что в каком-то виде практиковался и культ умерших правителей.
Т. к. Крит беден металлами и совершенно лишен мрамора, создатели кн. Дворца строили из известняка и гипса, используя древесину для актаблементов, крыш и всех колонн верхних этажей. По всей видимости, этот хаотически раскинувшийся дворец и есть знаменитый лабиринт, или, «Святилище двойного топора», возведение которого древние приписывали Дедалу. Особенно интересен тот факт, что эта грандиозная постройка не имела оборонительных сооружений. Находки в Кн. Дворце иноземных предметов и украшений убедили Эванса в том, что его обладатели очень часто путешествовали и торговали с заморскими странами. Только цивилизация, издавна знакомая с порядком и богатством, праздностью и вкусом, могла понимать и творить такую красоту.
Самой сенсационной находкой в Кн. Дворце стали почти 2000 глиняных табличек со значками неизвестного науке письма. Это письмо было названо линейным. Первоначально критяне, как и многие народы древности, передавали отдельные понятия сложными рисунками. Это письмо называется пиктографическим, или рисунчатым. Уже к XVIII веку до н.э. ему на смену приходит линейное письмо. Каждый знак в виде линии означает слог – линейное слоговое письмо. Число памятников, записанных этим видом письма сравнительно невелико – надписи на печатях, различных предметах, пломбах, сосудах, глиняных табличек. Примерно каждый третий знак этого письма явно развился из пиктограмм, но происхождение остальных неизвестно. Знаки писались слева направо, из них расшифрованы лишь те, что обозначали числа. Они свидетельствуют, что минейцы пользовались десятичной системой: 1 изображались вертикальной черточкой, 10 – точкой, а позже – горизонтальной чертой, 100 кружком, 1000 – кружком с четырьмя короткими выступающими черточками, а дробь – знаком L. В науке это письмо получило определение линейного письма А. На первых порах оно использовалось одновременно с рисунком, но затем постепенно вытеснило его. Наиболее поздние подписи линейного письма А относятся к XV веку до н.э. Затем на смену ему приходит письмо Б, широко используемое ахейцами Балканской Греции после гибели Минейской цивилизации. В научных трудах до сих пор дискутируется вопрос о том, на каком языке написаны тексты линейного письма А. Точно то, что язык этой формы письменности не является индоевропейским (в отличие от древнегреческого). Скорее всего это язык исконных жителей Крита и некоторых других регионов Средиземноморья. Установлено твердо лишь то, что таблички, написанные линейным письмом А, являются документами хозяйственной отчетности. В 1936 году в Лондоне на юбилейной археологической выставке, организованной по случаю 50-летия британской археологической школы, с докладом о минейских древностях выступил прославленный А.Эванс. Мог ли он предположить, что среди внимательных слушателей находится будущий дешифровчик загадочных рукописей? Юный Майк Вентрис, столь жадно внимавший научным выкладкам Эванса, еще с детства проявил незаурядные способности к изучению языков. С юных лет зная польский, изучив немецкий, французский, латинский, греческий и шведский, он и не помышлял о профессорской карьере ученого-филолога и лингвиста. Интерес к древним письменам был для Майка своеобразным хобби, которое со временем превратилось в настоящую профессию. И, начавшаяся вторая мировая война не прервала этих занятий. Еще Эванс подразделил линейное письмо на линейное письмо А и Б (модификация линейного письма А, но более поздняя). Таблички с линейным письмом Б были найдены не только на Крите, но и на материке Греции, где господствовали ахейцы. Не греческое ли в своем основании линейное письмо Б? Как только Вентрис обнаружил в текстах ряд греческих слов, и даже сумел перевести несколько фраз, он утвердился в своих предположениях. В своей работе Вентрис нуждался в профессиональном совете. Тогда к нему присоединился известный лингвист, профессор Кембриджского университета, Джон Чэдуик. Так сложился этот знаменитый дуэт – Вентрис-Чэдуик. Вместе в 1953 году они опубликовали в научном журнале итог их совместной деятельности. Время доказало правильность их выводов. Язык линейного письма действительно греческий. Ахейцы материковой Греции, заселившие остров Крит, после падения минейской державы, говорили на греческом. Таким образом, ахейцы, которых знал Гомер, явились одной из волн греков-переселенцев, заселивших остров Крит во втором тысячелетии до нашей эры. Несомненно, дешифровка линейного письма Б стала поворотным пунктом в изучении истории Древней Греции второго тысячелетия до нашей эры. Однако таблички с линейным письмом А пока еще таинственный трактат.
Одной из еще не раскрытых загадок является Фестский диск, обнаруженный в 1908 году во время работ итальянских археологов во дворце в Фесте. Считается, что он относится ко второй половине XVIII века до н.э. Это круг из обожженной глины диаметром около 16 см. На лицевой и оборотной сторонах с помощью штемпеля выдавлены различные рисунки – знаки, расположенные по спирали. Всего на диске 242 знака, скомпонованных по отдельным группам. Значение этих идеограмм интерпретировать несложно – бегущий мужчина, рыба, корабль и др. Употребление различных меток и пиктограмм в третьем тысячелетии до нашей эры засвидетельствовано во многих местах. Первоначально – это геометрические узоры. Но на Крите уже в XXV-XXIII веках до н.э. на печатях стали вырезать фигурки людей и животных, что свидетельствует о развитии пиктографических знаков в идеографические, когда рисунок передает уже вполне определенное понятие.
Рис. 1 – Некоторые знаки минойского пиктографического письма (П), минойского письма (А) и микенского письма (Б), иллюстрирующие центральную роль минойского письма в развитии письменности
микенский письмо минос дворец
Моавский и халкидийский алфавиты (М и Х) произошли от финикийскою алфавита.
Рис. 2 – Реконструкция плана парадных залов дворца ок. 1550-1400 гг.
Примером подобных писем и служит Фестский диск. Попытка расшифровать его текст пока остается безуспешной. Тип письма Фестского диска не связан с минойским письмом. Судя по характеру знаков, этим письмом пользовались народы воинов и мореплавателей, так как некоторые из них изображают корабли, лук, шлем и круглый щит. Возможно это письмо происходит с Эгейских островов или с побережья малой Азии. Язык Фестского диска не греческий, но, вероятнее всего принадлежит доэлленийским средиземноморским племенам. Шансы для дешифровки Фестского диска могут появиться только тогда, когда в распоряжении ученых будет аналогичный вид письма из региона Эгеиды.
Список использованной литературы
1. Замаровский В. Их величества пирамиды./ 2-е изд. Пер. со словацкого О.М. Малевича. Послесл. Н.С. Петровского, И.А. Стучевского. – М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1986.
2. Искусство Древнего Востока / В. Афанасьева, В. Луконин, Н. Померанцева. Под общ. ред. И. Кацнельсона. – М.: Искусство, 1976. – С.223.
. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. – Л.-М.: Искусство, 1961.
. Померанцева Н.А. Искусство древнего Египта // Малая история искусств. – М.: Искусство, 1976.
. Солкин В.В. Египет: Вселенная фараонов. – М.: Алетейа, Новый Акрополь, 2001.
. Шмелёв И.П. Золото древнего Египта / Оформление автора. – М.: ИМА-ПРЕСС.,1990.
. Немировский История Древнего мира. Античность: Учеб. для вузов Дюрант Вилл Жизнь Греции.
. Пич С., Миллард Э. Иллюстрированная мировая история. Греки ергеев История Древней Греции.
. Всемирная история. У истоков цивилизации. Бронзовый век.
. Хаммонд. Н. История древней Греции.