- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 10,55 Кб
Культура греко-римской античности
ВВЕДЕНИЕ
Культура греко-римской античности оставила большой след в развитие последующих цивилизаций. К сожалению, сохранилось не много трудов философов того времени, что то приходится восстанавливать по крупицам, а какие то открытия прошлого утеряны навсегда.
Нельзя не признать, что люди, жившие в Древней Греции и Риме, были далеки от варваров, а возможно даже более высоконравственны, чем современные люди. Об этом может свидетельствовать культура, наука и быт людей прошлого.
Говоря, о Древней Греции каждый представляет мифических героев Олимпа, а также известных философов, греческий театр. Рим прославился не только зрелищными гладиаторскими боями, но и изобретениями, которые существенно опередили свое время.
Древняя Греция и Рим привлекают к исследованию ученых своей таинственностью и красотой. Многие открытия, совершаемые в настоящее время, являются отголосками прошлого наследия. Именно поэтому стоит лучше узнать культуру и быт греко-римской античности.
1. Сущность мифологического сознания человека античности
Люди, жившие в эпоху античности, придерживались мифологического представления о мире. В первую очередь это объясняется общественным строем, в котором они существовали. Человеку, жившему в условиях первобытнообщинного строя, были понятными и наиболее близкими только общинно-родовые отношения. На основании этой понятной ему действительности он и рассуждал о природе, обществе и обо всем мире. Наиболее убедительным для него объяснением природы было объяснение с помощью родственных отношений. Вот почему небо, воздух, земля, море, подземный мир – вся природа представлялась ему не чем иным, как одной огромной родовой общиной, населенной существами человеческого типа, находящимися в тех или иных родственных отношениях. А это и есть не что иное, как мифология, зародившаяся и процветавшая именно на ранних ступенях первобытнообщинного строя [6, c. 11].
Чтобы понять почему люди античности приняли именно мифологическую трактовку мира, нужно постараться взглянуть на сам мир того времени. Человек, в то время, еще сосуществует с природой, он неотделим от нее и зависим (именно природа кормила, лечила и давала кров людям). Древние Греки мыслили по правилу «всё есть все» и «всё во всем», именно поэтому Зевс представлялся и в человеческом обличии, и в облике животного, в виде неба, земли, дождя и др.
По мере того как человек отдаляется от природы, осознает собственную индивидуальность – усложняется мифологическое мировоззрение. В мифологии впервые появляются индивидуальные образы со своим собственным содержанием и со всеми своими второстепенными и третьестепенными свойствами и атрибутами. Зевс теперь уже не просто гром и молния; он – блюститель героического правопорядка, и для него гром и молния – только атрибуты [6, c. 19].
Зарождение мифологии начинается с представления одушевленными самых обыкновенных физических предметов, т. е. с фетишизма, что вполне соответствует первоначальному господству внешних чувственных ощущений и определяется добыванием жизненных ресурсов в готовом виде в природе путем собирательства и охоты. В сравнении с этим анимизм есть уже высокая ступень мифологической абстракции, когда демон вещи отделен от самой вещи.
Вначале человек находится во всецелой зависимости от природы и потому все мыслит состоящим из земли или из ее порождений. Это мы и называем хтонизмом (от греческого слова chthön, что значит «земля»). Этот хтонизм в дальнейшем сменяется при более самостоятельном положении человека в природе тем, что обычно зовется героизмом, героическим веком или героической мифологией.
Между хтонизмом и героизмом залегает огромная переходная эпоха, когда демон вещи, который и есть для первобытного человека идея вещи, уже отделился от нее и потому получил уже невещественное развитие, а с другой стороны, этот демон по своему содержанию все еще продолжает отражать хаотическое нагромождение природных явлений, которые все еще остаются непонятными, ужасающими, всесильными. Это весьма популярная, очень живучая и, можно сказать, никогда не умиравшая в античности (пусть хотя бы в виде только рудиментов) мифология чудовищ и страшилищ, которой греки и римляне не брезговали до последних дней античного мира.
Мифы, отражают развитие античного мира, но преумножают его во много раз. Так, развитый патриархат, главенства мужчины над женщиной, существенно преувеличен в сказаниях о Зевсе (съедение Зевсом своей супруги Метиды). Отождествление человека с животным миром, можно увидеть в мифе о Минотавре (человеке с бычьей головой), когда Минотавра убивает Тизей на первый план явно выходит период героизма.
Античная (героическая) мифология во многом связанна с периодом восхождения патриархата, то есть сменяет изначальный матриархальный период. В мифах можно встретить множество матриархальных рудиментов: Ахилл – сын морской царевны, Эгина – дочь реки Асопа, Ио – дочь аргосской реки Инаха и многие другие [6, c. 21-24].
Рудимент мифа отражает его прошедшее, фермент же указывает на будущее развитие мифа и свидетельствует об его движущих силах. Так, порождение Землей Неба и безмерная плодовитость этого Неба уже само по себе указывает на дальнейшее появление разного рода мифологических фигур.
Как уже было сказано раннее по мере развития мира античности, происходить развитие мифологических героев, иногда даже революционным путем. Например, когда Эдип разгадал загадку Сфинка, последний бросается в море, гибнут и Сирены, когда Орфей проплывает мимо них, не очарованный пением.
Таким образом, изначально мифологическое мировоззрение помогает человеку античности адаптироваться к миру, создает комфортные условия для жизни. Древнему человеку намного проще жить в мире, где все наделено именем, ликом. С развитием общественного сознания человека, происходит мифологическое развитие. Этим объясняется смена периодов в мифологии: от матриархата к патриархата, от фетишизма к хтонизму и героизму. У древних мифов всегда существует единая мысль, ядро, которая отражает уклад своего времени, его нравственные ценности. Мифологическое мировоззрение античности, это своеобразная религия людей того времени.
2. Философские системы Древней Греции и Древнего Рима
Чаще всего исследователи, говоря о периодизации древнегреческой и древнеримской философии, охватывают период с конца VII в до н.э. и по начало (первая часть) VI в н.э. Выделяют три стадии развития античной философии:
.Период становления античной философии (VII в до н.э. – Пелопоннесская война);
.Эллинистически-римская философия (III в до н.э. – IV в н.э.).
Однако однозначно определить время возникновения философии невозможно. Древнегреческая философия полностью вытесняет мифологическую составляющую мира, миф в философии имеет совсем другое значение. Миф становится односложным и однозначным.
Богомолов А.С., в своей работе первой философской системой называет ионийскую философию (VII – VI в до н.э.). Философы, происходившие из Иония, работают во многих местах, но собственно к ионийской философии следует отнести трех философов Милетской школы – Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, Гераклита их Эфеса, а также поздних ионийцев – Гиппона, Идея и Диогена. Ионийские философы вошли в историю как «физики» или «фисиологи», т.е. люди, писавшие о «природе», о начале вещей [1, c. 34].
Ярким представителем первого периода философии является Фалес, который изучал астрономию, математику, а также первым выдвинул догадку о том, что все вещи и явления возникают из первоначала и обратного уничтожения, т.е. разложения в него. Кроме этого Фалес изучал также феномен души. Его ученик Анаксимандр занимался изучением космологии и космогонии, пытаясь объяснить «начало» всего мира. Изучением возникновения мира занимался также Анаксимен.
К концу VI в до н.э. возникла италийская философия, к которой относят учения пифагорейцев и Элейской школы. Пифагор известный своими математическими исследованиями, также говорил о «переселениях души». Пифагорейцы не только укрепили мысль Анаксимандра о шарообразности Земли, но и преумножили знания о ней. Элейская школа возвысила значение разума, мышления, логики. Элиаты (Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс ) дали толчок изучению человеческой мысли.
Огромный вклад в философию первого периода внесли софисты. Софистики в первую очередь занимались изучением риторики, ораторскому искусству как искусству убеждения. К софистам относятся Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Ликофрон, Пол и другие [1, c. 36].
Классический период философии это пик развития греческой мысли, основными представителями являются – Сократ, Платон и Аристотель.
Сократ обладал большим ораторским искусством, и все свои утверждения старался подтвердить фактами. Именно он ввел понятие «гипотеза», которую нужно либо подтвердить, либо опровергнуть. Некоторые ученые оспаривают факт существования Сократа и считают его лишь плодом воображения Платона. Платон по официальной версии является учеником Сократа и развивает его идеи. Однако кроме развития ораторства, он много внимания уделяет развитию государственного устройства. Большой вклад в науку внес Аристотель, который основал свой труд «Метафизика», объясняющий «начало» всего сущего.
Философы эллинистически-римского периода не выдвигали новые философские системы, а развивали наследие предыдущих периодов. Наиболее яркие направления философии того времени – стоицизм, эпикуреизм и скептицизм. Стоицизм в своем учение пытался найти единое нравственное начало всей общественной жизни. Стоики утверждали, что источник проблем кроется не во внешнем мире, а в человеческой душе. Эпикурейцы, говорили о том, что человеку свойственно стремится к счастью и именно это является причиной всего. Скептики отрицали существование какой-либо надежной истины и все подвергали сомнению.
3. Научные и технические достижения древних греков и древних римлян
Большой вклад в науку внесли древнегреческие философы. В математике лидерская позиция принадлежит Пифагору, который создал таблицу умножения, а также изучал свойства чисел. Физику изучал Архимед и Демокрит. Благодаря Птолемею были открыты многие законы географии. Гиппократ стал известен благодаря медицине, он открыл венозный и артериальный круги кровообращения, а также выделил четыре типа темперамента человека.
Сократ существенно развил риторику и вслед за ним этим занимался Платон. Однако именно Сократ является родоначальником диалектика как способа поиска истины. Платон в свою очередь внес большой вклад в изучение души человека, а также в объяснение сущности чувств и идей.
Аристотель был многогранным ученым, он исследовал психологию человеческой души, физику, астрономию, биологию, математику.
Можно сказать, что древние греки развивали теоретическую науку, в большинстве ее гуманитарную сторону. В то время как римляне значительно преуспели в области инженерии. Многие римские города были оснащены канализацией и водопроводом. В построении зданий, римляне начали использовать кирпич и бетон, при этом у них было специальное приспособление для резки металла, камня и древесины. Именно на улицах Рима впервые появилась дорога, а не протоптанные тропы, а также пешеходный тротуар. Широко известны римские постройки: мосты, амфитеатры- Колизей, амфитеатр в г. Пула и другие.
4. Бытовая культура античного общества
Греки традиционно жили в городах – полюсах, которые можно поделить на две части: акрополь (верхний город, расположенный на укрепленном холме; нижний город – жилые кварталы, рынки, мастерские ремесленников, которые обычно располагались у подножия акрополя) и некрополь – ”город мертвых", кладбище. Каждый полис почитал своего бога. Ему воздавались жертвы, в честь него проводились пышные церемонии. Олимпийские игры – общегреческие празднества в честь Зевса Олимпийского, проводились каждые четыре года в г.Олимпии.
Большую роль в общественно-политической жизни древних греков играл театр, поскольку являлся средством формирования определенных идеологических взглядов.
В раннюю эпоху греки жили в простых, скромных жилищах – хижинах, стены которых были сложены из веток и тростника и обмазаны глиной, а также в небольших деревянных домах и домах, возведенных из сырцовых кирпичей. Со временем жилища греков становятся более благоустроенными. Обстановка в домах была достаточно скромной. Наиболее распространенным и универсальным видом мебели было ложе – клине, которое могло быть разных форм в зависимости от назначения: для сна, чтения, письма, обеденные ложа [5, c. 22].
Рим является одним из древнейших городов Европы. Возникновение и развитие города протекало стихийно, поэтому застройка его носила беспорядочный характер. Центром общественной жизни в римских городах был форум (рыночная площадь). Первоначально форум являлся местом торговли, заключения рыночных сделок. С активизацией политической и общественной жизни изменяется и роль форума. Она становится многоаспектной. Здесь заседает сенат и проводятся выборы магистратов – должностных лиц.
Большую роль в ранней римской идеологии играла религия. Поэтому культовые постройки занимали особое место среди других архитектурных сооружений. В Риме были созданы также специфические архитектурные сооружения для прославления победоносных военных походов императоров – триумфальные арки и колонны. К числу гражданских сооружений относятся также термы – семейные и общественные бани [5, c. 32-36].
Жилище древних римлян прошло несколько этапов в своем развитии. Посуда, используемая римлянами, была аналогична греческой, зачастую у них и заимствована. Продукты хранились в сосудах, подобных пифосам, и в амфорах; для хранения жидкостей предназначались меха. Посуда изготавливалась из бронзы (ковши, ситечки, кувшины, ложки, блюда, сосуды для подогрева воды типа самоваров, ведра, кастрюли и т.д.).
У римлян сложился четкий распорядок дня. Самой насыщенной и деловой была первая половина дня. На заре начиналась работа в мастерских, занятия в школе, наносились визиты. Первый завтрак был скромным: хлеб с солью, оливки, сыр, вино, мед. Дети брали завтраки в школу. Затем хозяин отдавал распоряжения по дому и начинал прием клиентов – небогатых граждан, находившихся под его покровительством. До полудня исполнялись все общественные, политические, судебные дела, после этого следовал второй завтрак. Это могли быть холодные закуски или еда, оставшаяся с вечера. После второй трапезы римляне отдыхали, а затем посещали термы. После купания и прогулок в садах они шли обедать. Обед являлся основной и самой обильной трапезой. Он состоял из трех перемен. В конце трапезы вина пили особенно много.
элейский школа античный древний
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Древняя Греция и Древний Рим две мощный цивилизации античности. Государственное устройство, общественный уклад, нравственные устои Древней Греции долгое время считались эталонами образцов построения жизни человека и государства.
На протяжении всего периода существования цивилизации Древней Греции, люди пытались объяснить возникновение всех вещей в природе. Изначально древним грекам помогало мифологическое мировоззрение, т.е. объяснение всего с точки зрения «души» природы. В дальнейшем философы пытались дать понимание мира через науку.
Цивилизация Древнего Рима во многом переняла идеи Греции и развивала их. Кроме философских идей, римляне большое внимание уделяли техническому оснащению жизни. К сожалению, Рим не смог пережить нравственного упадка и тоже канул в прошлое.
В настоящее время ни одна наука не обходится без упоминания греческих философов, а римские изобретения до сих пор изучаются и приводят в удивление исследователей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Богомолов А.С. Античная философия. – М.: Высшая школа, 2006
2.Боннар А. Греческая цивилизация. – Ростов на Дону.: Феникс, 1994
.Колосовская Ю.К. Культура Древнего Рима. – М. Наука, 1985
.Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. – М.: Высшая школа, 1990
.Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. – М.: Мысль, 1996