- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 31,46 Кб
Культура народов Северного Кавказа
Введение
культурный контакт северный кавказ
Актуальность темы исследования. В настоящее время, когда важнейшее значение для выхода нашей страны из кризиса имеет возрождение нравственно-духовных ценностей общества, особую роль играют культурные связи с другими странами.
Сегодня трудно представить любой из субъектов Российской Федерации вне пространства международных связей, вне процесса участия в международной экономической, научно-технической, культурной кооперации.
Особо ценны межкультурные взаимодействия для республик Северного Кавказа, живущего в течение нескольких лет в сложных условиях борьбы с терроризмом, организованной преступностью, при наличии экономических трудностей, беспрецедентных гуманитарных проблем. Только грамотный подход к международным контактам (в том числе культурным) призван сформировать положительный имидж Северного Кавказа в мире, снять у населения психологическое состояние «вечной проблемности», укрепить его веру в перспективность, востребованность северокавказского народа в мировой и европейской семье народов.
Внешние культурные контакты служат развитию толерантности, которая находит свое выражение в терпимости к чужому образу жизни, чужим обычаям, традициям, нравам, иным чувствам, мнениям и идеям. А в такие напряженные периоды истории, которые сейчас переживает Северный Кавказ, исключительно важное значение имеет объединение всех реалистически мыслящих людей в деле гармонизации межэтнических отношений, воспитании культуры межнационального общения и толерантного поведения в обществе.
С другой стороны, внешние культурные контакты, являясь один из методов «народной дипломатии», должны способствовать достижению конкретных практических целей – овладению рыночными ценностями, усвоению опыта мировых цивилизаций и, конечно, демонстрации исторической уникальности национальностей Северного Кавказа, их культуры, языка, государственности.
Выбор для исследования именно этого исторического периода (2000-2008 гг.) обусловлен тем, что в эти годы Россия вступила в очередной период реформирования, он затрагивает сферу политико-правового и социально-экономического обустройства, более полного учета региональных и муниципальных особенностей, повышения взаимной ответственности, в том числе и в сфере межкультурных отношений. Для Северного Кавказа эти годы явились периодом постепенной стабилизации обстановки.
Степень разработанности проблемы. Проблема общения в культурной сфере и попытка определения критериев культуры межнационального общения, а также типология межнационального общения в условиях различных социально-политических систем находит отражение в работе Ивановой С.Ю. «К вопросу об этнокультурном взаимодействии» (2001 г.). Культурные особенности Северного Кавказа в контексте геополитических проблем региона рассмотрены в работе Гаджиева К.С. «Геополитика Кавказа» (2003 г.). О культуре межнационального общения на примере Северного Кавказа пишет Волова Л.А. «Диалог культур: теория и реальность» (2003 г.). Особенности формирования культуры межнационального общения в многонациональном регионе исследованы Васильевой С.И. в монографии «Культура и власть (региональный и местный уровень)» (2004 г.) и Сергеевым В.М. в статье «Взаимодействие цивилизаций и культур в современном мире: старые проблемы, новые вызовы» (2004 г.).
В исследовании проблемы межнационального общения важное место занимают работы Бабенко Е.В. «Проблемы взаимодействия национальных культур в региональной многоуровневой системе музыкального образования» (2007 г.), Гангур Н.А. «Искусство в структуре культурогенеза региона» (2008 г.), которые позволяют глубже осмыслить сущность межнациональных культурных отношений и выявить особенности данного процесса. Думанов Х.М. анализирует роль социально-психологических аспектов межнационального культурного общения, рассматривая при этом структуру общения в традициях и в современности («Традиционная культура народов Северного Кавказа: традиции и современность» (2008 г.)). А в работах Игнатович В.К. «Толерантная образовательная среда как пространство развития историко-культурных традиций в многонациональном микросоциуме» (2008 г.), Краснова С. «Языки и культуры народов Северного Кавказа» (2008 г.) и Ратушняк В.Н. «Традиции этноконфессиональных отношений на Северо-Западном Кавказе» (2008 г.) выявляется сущность и сам процесс формирования и функционирования внешних культурных контактов в различных сферах культурной и общественной жизни.
Целью работы является исследование внешних культурных контактов республик Северного Кавказа в 2000-2008 гг.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:
) охарактеризовать историко-географические предпосылки культурных контактов республик Северного Кавказа с другими странами;
) определить важнейшие направления внешних культурных контактов республик Северного Кавказа;
) показать возможности дальнейшего развития внешних культурных контактов республик Северного Кавказа в духе дружбы и сотрудничества;
) определить роль государства и его органов в развитии внешних культурных контактов республик Северного Кавказа.
Методологической основой исследования являются структурно-функциональный и социокультурный подходы в анализе внешних культурных контактов республик Северного Кавказа. Структурно-функциональный анализ дал возможность сосредоточиться на изучении собственно культурных факторов деятельности коллективов и научно-образовательных учреждений, осуществляющих внешние культурные контакты, позволяя охарактеризовать структуру межкультурного взаимодействия с целью выявления его социально-культурных функций. Этот подход органично сочетается с социокультурным анализом, направленным на объективное выявление ценностей, смыслов, мотивов, информационных потребностей, ценностных установок, моделей группового поведения и формирования социальных стереотипов в процессе осуществления внешних культурных контактов. В основу предпринятого исследования также был положен принцип историзма, при котором все происходившие события изучаются в процессе их возникновения, развития, изменения в конкретно-исторической обстановке.
В качестве источников выступают публикации центральной (общероссийской), региональной и местной прессы, содержащие информацию по рассматриваемой теме. Из центральных периодических изданий были выбраны газеты «Известия» и «Комсомольская правда». Для проведение обзорного текстуального анализа региональных и местных СМИ было выделено такое издание, как газета «Северный Кавказ». Помимо газетных публикаций, источники работы составили данные о зарубежных культурных контактах северокавказских республик, представленные в Интернете.
Важный источник – нормативно-правовые акты, принятые органами власти Российской Федерации в сфере регулирования внешних культурных контактов республик Северного Кавказа, а также международные соглашения, например, Соглашение о культурном сотрудничестве между Адыгеей, КБР и Черкесским благотворительным обществом Иордании от 22 октября 2008 г.
Структура работы. Работа состоит из введения, четырех параграфов, объединенных в две главы, заключения, списка использованной литературы.
Предпосылки внешних культурных контактов республик Северного Кавказа. Этническо-культурная характеристика региона
Северный Кавказ – регион России, в котором сосредоточены многочисленные этносы, обладающие древними культурными традициями. Достаточно сказать, что в данном регионе проживают более 50 автономных народов, многочисленные группы некоренного населения, множество транзитивных этнокультурных объединений, попавших сюда в результате миграционных процессов последних десятилетий. Сегодня Кавказ – это сложная система множества мощных культур, каждая из которых характеризуется собственной национальной идеей, своеобразной иерархией этнокультурных ценностей.
В течение всей своей истории Северный Кавказ пережил бесконечное количество войн и конфликтов между различными воинственными кланами, ордами, племенами, религиозными конфессиями, государствами и империями. Весь комплекс особенностей региона самым непосредственным образом отразился на исторических судьбах народов и стран Северного Кавказа.
На протяжении почти двух столетий Кавказ в основном находился под геополитическим контролем России. С распадом Советского Союза на Кавказе образовался так называемый «геополитический вакуум», который способствовал развитию дезинтеграционных тенденций. После распада СССР Северный Кавказ оказался приграничным районом, в который вмешивались иностранные государства. В 1990-е гг. Северный Кавказ и в более широком плане Кавказско-Каспийский регион, долгое время считавшийся далекой периферией геополитических интересов ведущих государств мира, чуть ли не в одночасье оказался в центре соперничества различных стан и политических сил, поскольку стал рассматриваться в качестве источника баснословных природных ресурсов.
Все изложенное свидетельствует о том, что Северный Кавказ всегда был и остается сложным регионом как по разнообразию естественно-географических условий, так и по многонациональному и многоконфессиональному составу населения. Причем историю каждого кавказского народа невозможно рассматривать изолированно, вне рамок общекавказского исторического и социокультурного процесса народов Северного Кавказа.
В современной научной литературе высказываются разные мнения о цивилизационной принадлежности Кавказа и его различных частей. Так, исходя из определенных критериев, можно говорить о Кавказе как о своеобразной цивилизации, субцивилизации или культурном единстве. Более решительные исследователи, в основном связанные с политическими кругами, а также некоторые политики полагают, что вполне возможно политическое единство, основанием которого служило (или может служить) культурное и цивилизационное единство.
В любом единстве людей и народов, принадлежащих к какой-либо цивилизации, есть определенный комплекс идей, идеалов, ценностей и норм. Они формируют некую духовную ось, к которой стремятся важнейшие компоненты этого единства. В сущности, речь идет об основополагающей парадигме или мировоззренческой системе данной цивилизации, определяющей уклад жизни, самосознание, стереотипы поведения, параметры социальной регуляции. В большинстве исторических цивилизаций определяющую роль играла религия. В этом смысле Кавказ условно можно рассматривать как культурно-цивилизационное пространство, состоящее из множества элементов с точки зрения как уровня развития, так и наличия разных этнокультурных, региональных, конфессиональных и других пластов.
По мнению автора настоящей работы, для обозначения кавказского единства было бы правомерно использовать понятие "единое культурное пространство", к тому же не только исторически, но и по отношению к современной реальности. Это понятие четко определено в науке о культуре; в частности, считается, что в процессе естественно-неосознанного подражания или же на вполне осознанной рациональной основе две и несколько соседних культур воспринимают друг у друга некоторые элементы, приводят их в соответствие со своими потребностями. Общая судьба, история, схожие условия существования (в том числе природно-ландшафтные) могут обусловить образование общих черт; так создается определенная общая "тональность", общий "акцент" культур одного региона.
Северный Кавказ – территория с особыми местными обычаями и традициями, отличающимися от других частей России. Северокавказская цивилизация определяется полиэтничностъю, религиозным синкретизмом (синтезом местного язычества с элементами христианства и различными течениями ислама), сочетанием высокогорья, предгорий и равнин, которое определяет взаимосвязь террасного земледелия, альпийского скотоводства и наездничества, закрепленных в своеобразных этических горских кодексах, психологических чертах, преобладанием негосударственных форм самоорганизации. Она испытывает сильное влияние исламской цивилизации (Иран, Османская империя). Годы советской власти также оставили свой след в душе горцев. «В первую очередь в городах Северного Кавказа возникла своеобразная культура, включающая одновременно и ценности современного российского менталитета – хорошее светское образование, российскую поп-культуру, уважение к демократическим нормам – и традиционное кавказское сознание – ориентированность на ценности восточной культуры, приверженность культуре своего народа».
В наши дни на самых разных уровнях расширяются экономические контакты, культурные связи, межличностные коммуникации представителей всего Северного Кавказа, поэтому решение общесоциальных, культурных задач, стоящих перед Северокавказскими республиками, актуализирует вопросы воспитания толерантной личности. В течение многих веков передача молодым людям накопленных предыдущими поколениями знаний, умений, норм поведения, верований происходила неформальным, естественным путем через общение со старшими, участие вместе с ними в трудовой деятельности. Так формировались основы национальных культур народов Северного Кавказа. Они содержали не только фольклорные, художественные, но и бытовые, трудовые, профессиональные (ремесленные), философско-мировоззренческие, экологические и другие ценности.
Все это актуально и сегодня, в период модернизации национально-культурных обществ республик Северного Кавказа. Поэтому в ближайшие годы взаимовлияние и взаимобогащение национальных культур народов многонациональных республик Северного Кавказа и других стран становится не превалирующим элементом в усвоении культуры, а органичной средой для воспитания молодого поколения.
Итак, характер внешних культурных контактов республик Северного Кавказа определяется, во-первых, тем, что Северный Кавказ занимает уникальное геополитическое и геокультурное положение, во многом определяющее культурно-цивилизационные процессы в этом регионе. Он с древности являлся контактной зоной и в то же время барьером между цивилизациями и империями Средиземноморья, Передней Азии, Восточной Европы. Во-вторых, одной из важных целей межкультурного взаимодействия должно стать изменение отношения за рубежом к Северному Кавказу как региону исключительно проблемному (негативному), как к некой "зоне длительного конфликта".
Правовые основы развития внешних культурных контактов республик Северного Кавказа
Первоочередной задачей государства в культурной сфере является разработка отвечающей новым реальностям правовой базы. Важнейшие направления культурной деятельности определены в Основах законодательства Российской Федерации о культуре, принятых 9 октября 1992 г. (с изменениями от 23 июня 1999 г., 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г.). Раздел IX названного документа посвящен культурным обменам Российской Федерации с зарубежными странами. Сказано, что Российская Федерация содействует расширению круга субъектов международных культурных связей, поощряет самостоятельное прямое участие в культурных обменах частных лиц, организаций, учреждений и предприятий культуры (ст. 56). К числу приоритетных направлений международных культурных обменов Российской Федерации относятся совместное производство культурных ценностей, благ; реставрация уникальных памятников истории и культуры; подготовка и стажировка кадров работников культуры; создание и внедрение новых технологий, технических средств, оборудования для культурной деятельности; обмен методиками, учебными программами и пособиями (ст. 57).
Приняты и действуют также и другие правовые акты: Федеральный закон от 6 января 1999 г. "О народных художественных промыслах" (с изменениями от 22 августа 2004 г., 5 декабря 2005 г., 18 декабря 2006 г.), Федеральный закон от 22 августа 1996 г. "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" от 22 августа 1996 г. (с изменениями от 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г.), Федеральный закон от 25 июня 2002 г."Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Постановление Правительства РФ от 25 марта 1999 г. "О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации" (с изменениями от 23 декабря 2002 г.) и др.
Однако важно не только принять соответствующие нормативно-правовые акты, но и наполнить их реальным содержанием. Главное – это сделать так, чтобы творческие люди могли ощущать себя свободными и чувствовать государственную поддержку. В этой связи российские внешнеполитические ведомства, другие государственные, общественно-политические и деловые организации и силы должны обратить внимание на укрепление культурных связей республик Северного Кавказа с другими странами с активным участием северокавказских государственных и предпринимательских структур. Четкая артикуляция целей и задач государственной культурной политики на Северном Кавказе – необходимое условие сбалансированности такой политики внешних культурных контактов. Главной целью в данной сфере является сохранение и развитие культурного многообразия.
Государственные, региональные и местные органы власти должны всячески помогать осуществлению внешних культурных контактов как учреждениями культуры, так и образовательными и научными учреждениями. Это даст возможность народам Северного Кавказа самореализовываться в более широких территориальных рамках.
Основы демократического управления, интересы сохранения культурного многообразия России, международно-правовые стандарты требуют уважения к состоянию малых культур, обеспечения прав граждан, связанных с их принадлежностью к той или иной этнической общности. Культурная стратегия в регионе должна основываться на обеспечении и гармоничном взаимодействии всех трех культурных потоков (северокавказского, общероссийского и мирового), к которым сегодня все больше добавляется важный срез внешних межкультурных взаимодействий.
Противодействие и разъяснительная работа требуются в отношении радикально-националистических призывов противопоставить народы Северного Кавказа другим странам. Эти призывы направлены на самоизоляцию и культурную демодернизацию населения Северного Кавказа.
Среди важнейших задач культурно-информационного обеспечения внешних культурных контактов региона следует отметить насущную необходимость более широкого освещения культуры других стран по местным радио и телевидению, причем на местных языках. Пока что таких передач мало.
Нынешние трудности на Северном Кавказе усугубляются тем обстоятельством, что исторически Россия, точнее русскоязычная российская культура утрачивает в этом регионе безраздельное доминирование, что по существу означает конец однозначной «русификации» и «европеизации». В культурном пространстве более значимыми становятся как местные этнические культуры, так и культурные мировые системы, связанные с исламской или «восточной» традицией.
Следует вступить в более активный и критический диалог с зарубежными специалистами по Кавказу, отстаивая приоритеты отечественной экспертизы и оказывая влияние на формирование научных подходов в международном научном сообществе. Следует радикально улучшить состояние научной критики кавказоведческих работ. Необходимо издание массовыми тиражами добротных научных работ отечественных исследований, в том числе их переводов и издания на иностранных языках.
Характер диаспор определяется историческими и современными реалиями, их действия могут активизироваться под влиянием внешних и внутренних этнополитических факторов. В целом диаспоры и их национально-культурные организации становятся активными участниками этнополитических процессов во всем северокавказском регионе. В этой связи можно предложить следующие рекомендации:
а) при разработке и реализации программ гармонизации межэтнических отношений учитывать фактор диаспор и усиливающуюся роль национально-культурных организаций;
б) при учете этнических интересов дифференцировать таковые у различных этнических групп, вычленяя религиозные, культурные, языковые аспекты, в особенности степень сохранения этнокультурных характеристик;
в) при организации миротворческого процесса активно включать в него национально-культурные организации, используя их гуманистический, миротворческий потенциал;
г) включать национально-культурные общины в структуру образований, способствующих гармонизации межэтнических отношений: участие в конференциях, совещаниях, симпозиумах; акциях народной дипломатии, проведении соответствующих праздников, дней культуры, фестивалей, выступления в СМИ;
д) активизировать деятельность соответствующих муниципальных служб, разноуровненных межэтнических советов, комиссий, центров межнациональной дружбы;
е) осуществлять содействие со стороны государственных органов и муниципальных служб в осуществлении принципа национально-культурной автономии, активизировать связи национально-культурных общин и государственных районных, территориальных администраций, муниципалитетов;
ж) издавать научно-исследовательскую, учебную литературу для обеспечения образовательных программ с этническим компонентом, печатные органы для представителей диаспор, а также межэтнические газеты и журналы.
Необходимо разработать единую программу культурных обменов с участием творческих сил республик (художников, писателей, композиторов, кинематографистов). Изучить возможность организации в новых условиях и на новом уровне «Дней культуры» в республиках, придав им на начальной стадии более определенный характер – «День музыки», «День литературы», «День кино». Возродить на современной основе киноальманах «Северный Кавказ».
В деле привлечения интереса зарубежных стран к культуре Северного Кавказа следует активно задействовать соотечественников, проживающих за рубежом. В этом отношении можно привести положительный пример Кабардино-Балкарии (КБР). Так, Министерство культуры КБР совместно с Кабардино-Балкарским отделением Международной Ассоциации по связям с соотечественниками за рубежом (Ассоциация "Родина"):
поддерживает постоянно и стабильно многосторонние связи с соотечественниками за рубежом, информирует общественные организации соотечественников за рубежом о положении в Кабардино-Балкарской Республике, на Северном Кавказе и Российской Федерации;
регулярно направляет в страны компактного проживания соотечественников представительные делегации для ознакомления с жизнью соотечественников и обсуждения вопросов дальнейшего сотрудничества. В этих же целях Министерство принимает и работает с делегациями общественных организаций соотечественников, оказывает практическую помощь в решении вопросов и проблем соотечественников, прибывающих в республику, в оформлении документов на получение вида на жительство в РФ и гражданства РФ;
ежегодно приглашает детей зарубежных соотечественников для обучения в высших и средних учебных заведениях КБР. Оказывает зарубежным соотечественникам помощь в организации обучения детей их родным языкам.
Толчком к развитию внешних контактов может стать подписание органами власти соответствующих соглашений с зарубежными странами. Так, в Северной Осетии в рамках мероприятий "Года Китая в России" в 2007 году с деловым визитом находилась делегация провинции Сычуань, что дало импульс укреплению двусторонних отношений между РСО-Алания и китайской провинцией. Было подготовлено и принято соглашение о сотрудничестве. Следует отметить, что годом раньше в рамках года России в Китае в Сычуане проходила неделя РФ с участием детского коллектива из Беслана. Выступление этого коллектива произвело сильное впечатление на жителей Чэнду.
октября 2008 г. было подписано Соглашение о культурном сотрудничестве между Адыгеей, КБР и Черкесским благотворительным обществом Иордании. Делегация из Адыгеи во главе с премьер-министром республики Муратом Кумпиловым приняла участие в первой научно-практической конференции по проблемам сохранения черкесского языка и культуры в зарубежных диаспорах. На конференцию, которая состоялась с 14 по 17 октября 2008 г. в Королевском культурном центре столицы Иордании – Аммане, съехались ученые и специалисты в области изучения черкесского языка ряда зарубежных стран. Как отметили в пресс-службе парламента Адыгеи, самой представительной стала российская делегация, поскольку кроме государственных деятелей в ее состав вошли представители Российской Академии наук и ученые вузов республик Северного Кавказа. "На встрече, в которой участвовали премьер-министры Иордании и Адыгеи, глава администрации президента КБР и посол России в Иордании отмечалась огромная историческая роль черкесов в становлении Иордании". По итогам конференции были выработаны предложения и практические рекомендации по сохранению и развитию черкесского языка. Кроме того, были обсуждены вопросы взаимодействия республик Северного Кавказа с Иорданским королевством в сфере экономики, бизнеса, культуры, других сфер жизнедеятельности.
Учитывая, что «туризм – культура мира», необходимо его развитие, как одно из важных направлений внешних культурных контактов республик Северного Кавказа, тем более, что регион обладает уникальными природно-климатическими и бальнеологическими ресурсами. Рыночная экономика создала широкие возможности для развития малых форм туристического бизнеса. Однако туризм очень сильно зависит от факторов внешней среды, в том числе геоэкономических и геополитических. Пока что в мире (да и в России) за республиками Северного Кавказа, прежде всего, Чечней и Дагестаном, сохраняется имидж «горячей точки» и «зоны нестабильности». Поэтому без государственной поддержки развитие туризма здесь невозможно.
Итак, современная этнополитическая ситуация такова, что без участия органов власти широкое культурное взаимодействие республик Северного Кавказа с другими странами не будет эффективным. Это диктует необходимость реализации на практике многоуровневой системы взаимодействия, затрагивающей федеральные, региональные органы власти, органы местного самоуправления, силовые структуры, общественные и научные организации, СМИ и творческие объединения Северного Кавказа, а также некоторые международные организации.
Направления развития внешних культурных контактов республик Северного Кавказа. Хореографические мероприятия
Взаимодействие культур – это взаимообусловленный, двусторонний процесс, т.е. изменения состояния, содержания, следовательно, и функций одной культуры в результате воздействия другой обязательно должны сопровождаться изменениями в другой культуре. Иными словами, взаимодействие имеет двусторонний характер.
Яркий пример внешних культурных контактов республик Скверного Кавказа – деятельность Государственного ансамбля народного танца "Ингушетия", который в прошлом году отметил своё 15-летие. Ансамбль – яркое явление культуры республики Ингушетия. За годы своего существования коллектив представил самобытное хореографическое творчество ингушского народа во многих странах мира. В развитии внешних культурных контактов особенно значимыми были 2000-е годы. Так, в 2000 г. состоялись незабываемые поездки в Польшу и Турцию, в 2001 г. – в Италию. В 2007 г. ансамбль выступал во Франции (Канны). Зрители многих стран, посмотрев выступление артистов, прониклись духом не только ингушской, но и в целом кавказской культуры. Ведь ансамбль исполняет не только ингушские, но и дагестанские, терские, азербайджанские танцы. У ингушского коллектива программа разнообразна. Один из танцоров ансамбля «Ингушетия» Мансур Мустафинов (не ингуш, но давно в республике) говорит: «Осетинские и кабардинские танцы более лиричные, чем ингушские – азартные и заводные».
Ансамбль танца "Ингушетия"- это не только прекрасный коллектив, в котором ярким созвездием сверкают имена мастеров хореографии, но и посланник республики по всему миру. Искусство, представляемое ансамблем, доносит до зрителей многих стран отголоски глубокой древности, рассказывает о печалях и радостях предков ингушей, и все это на языке танца, на языке, понятном людям всех национальностей.
Детский ансамбль «Зори Ингушетии» существует более десяти лет. Юные танцоры свое искусство представляли в Каннах на IV Международном фестивале искусств России и Франции. И это была не первая поездка коллектива за границу. «Зори Ингушетии» – лауреат Международного детского фестиваля «Дети вчера, сегодня, завтра», проходившего под эгидой ЮНЕСКО в Турции в 2000 году, лауреат IV Международного фестиваля-конкурса детского и юношеского творчества «Надежды Европы», участник I Всемирного фестиваля «Будущее планеты» (США), детско-юношеского фестиваля в турецком городе Ялово (2004 г.). Коллектив удостоен золотой медали и звания Лауреата Международного детского фестиваля «Моя красивая страна», проходившего в Грузии. Летом 2008 г. артисты побывали в Греции, а затем и во Франции. «Лазурный берег и живописная природа юга Франции – просто чудо, – рассказывает участник ансамбля Магомед Арчаков, – мы ведь не только показали французам танцы народов Кавказа, но и сами увидели уникальные памятники французской культуры».
Как сообщили в Российском Фонде Культуры, пригласившем "Зори Ингушетии" участвовать в Фестивале российского искусства в Каннах и в Международном молодежном фестивале во Франции, выступление ансамбля имело широкий резонанс в средствах массовой информации и огромный успех у французской публики и гостей Лазурного берега.
Дирекция международных программ Российского Фонда Культуры вновь пригласила детский ансамбль "Зори Ингушетии" участвовать в Фестивале "Молодая российская культура в Италии". Этот традиционный ежегодный фестиваль включен в Программу официальных мероприятий Протокола Российско-Итальянской Смешанной комиссии по сотрудничеству в области культуры и образования, подписанного министрами иностранных дел России и Италии в 2007 году.
В 2009 году Фестиваль "Молодая российская культура в Италии" пройдет с 12 по 20 июня в области Лацио на побережье Тирренского моря в городах Санта Маринелла, Санта Севера и Тольфа. Значит, еще одна европейская страна, богатая своими культурными традициями, познакомится с ингушской национальной хореографией, а у юных танцоров появятся новые друзья.
Следует отметить, что все упомянутые коллективы существуют почти без спонсорской поддержки, исключительно на бюджетные средства. Весьма позитивным было бы, если бы предприниматели, причем не только Северного Кавказа, но и иных регионов России, приняли участие в этом процессе. Этим вкладом они послужили бы делу развития не только внешних культурных контактов, но и в целом культуры кавказских республик.
Принял международный характер ежегодно проводимый фестиваль искусств «Мир Кавказу». В нем принимают участие творческие коллективы мастеров искусств республик, краев и областей Северного Кавказа. Среди гостей – представители многих стран мира. Основная цель фестиваля «Мир Кавказу» – формирование на основе культурного обмена взаимоуважения, создание и сохранение культурных ценностей стабилизация межнациональных отношений и сохранение мирной обстановки на Северном Кавказе, являющемся многонациональной территорией Российской Федерации. Фестиваль – еще одно свидетельство стремления народов этого региона к миру, взаимопониманию, культурному взаимообогащению.
Фестиваль «Мир Кавказу» родился в 1997 году в противовес обострению межнациональных отношений в Северо-Кавказском регионе. Он проходил в Махачкале, Пятигорске, Нальчике, Владикавказе, других городах. 10-й фестиваль мастеров искусств «Мир Кавказу» прошел в Грозном с 18 по 20 сентября 2007 г. Быть хозяевами такого масштабного многонационального культурного мероприятия очень престижно, а юбилейного – вдвойне. Поначалу планировалось провести его в столице Южного федерального округа (ЮФО) Ростове-на-Дону. Но представитель Чечни, ее министр культуры, убедил организаторов, что лучше это сделать в республике, которая пережила тяжелейшие потрясения, включая многолетнюю войну. Здесь, как нигде, актуальны идеи фестиваля «Мир Кавказу»: единение разных народов, их содружество и сотрудничество во имя мира и согласия в самом горячем регионе страны. В юбилейном фестивале участвовали делегации из всех регионов ЮФО, Южной Осетии и Абхазии, стран дальнего зарубежья; в общей сложности более 500 артистов.
Фестиваль "Мир Кавказа" сегодня стал не просто праздником культуры и искусства, а важным общественным событием, способствующим укреплению взаимопонимания, дружбы и доверия как между народами южного региона, так и между народами Северного Кавказа и иностранцами. Он уже более 10 лет собирает цвет народной культуры Юга России, что стало красноречивым свидетельством того, что язык искусства не требует перевода.
Реализуются также такие мероприятия, как региональный фестиваль «Театр без границ», Северо-Кавказский фестиваль национальной песни «Созвездие дружбы» и другие региональные фестивали и праздники народного творчества, способствующие развитию творческих контактов, взаимообогащению национальных культур.
В планах – открытие во Владикавказе Культурного центра с лучшим на Северном Кавказе современным концертным залом. Инициатором строительства центра выступил дирижер Мариинского театра Валерий Гергиев. К строительству грандиозного Культурного центра привлечен всемирно известный британский архитектор Норманн Фостер. Для проведения подготовительных работ к началу строительства, а также для ознакомления с уже разработанным проектом центра во Владикавказ приехали Валерий Гергиев и компаньон фирмы "Фостер и К" Спенсер де Грей. Сейчас во Владикавказе выбирается подходящее место для строительства центра.
Принимает участие в разработке проекта также владикавказское архитектурное бюро "Стиль". Предполагается, что проект будущего Культурного центра будет включать в себя выставочные площади, концертные площадки, библиотеку, музей, помещения для мастер-классов, конференц-залы.
Инициативу строительства Культурного центра озвучил Валерий Гергиев на праздновании своего 50-летнего юбилея, который отмечался на родине маэстро, в Северной Осетии. Дирижер Мариинского театра пообещал для осуществления проекта привлечь иностранные инвестиции и всемирно известных архитекторов. По словам Гергиева, главной целью будущего Культурного центра станет концентрация талантов республик Кавказа и всего мира. "Наша главная задача – аккумуляция творческих сил Кавказа и мира, что будет способствовать культурной жизни и творческому общению жителей всех кавказских республик, и, в первую очередь, Северной Осетии, которая так сильно пострадала от войн и терактов", – сказал Валерий Гергиев. "Я приехал, чтобы проникнуться культурой Северной Осетии … Проект будущего культурного центра для фирмы "Фостер и компаньоны" так же важен, как и проект башни "Россия" и других зданий Московского Сити", – подчеркнул Спенсер де Грей.
Итак, хореографические коллективы и фестивальные программы республик Северного Кавказа в период 2000 – 2008 гг. внесли неоценимый вклад в развитие внешних культурных контактов. Это свидетельствует о необходимости дальнейшей консолидации творческих сил региона, способных в условиях сложной общественно-политической ситуации в значительной степени влиять на нормализацию и гармонизацию межнациональных отношений.
Научно-образовательное сотрудничество
Широкие внешние культурные контакты осуществляет Пятигорский государственный лингвистический университет (ПГЛУ). 21 – 24 сентября 2004 г. на базе ПГЛУ состоялся IV Международный конгресс "Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру". Его организаторами выступили Комитет Государственной Думы РФ по делам национальностей, аппарат Полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе, Министерство образования и науки РФ. В работе Конгресса приняли участие работники образования, науки и культуры, ректоры вузов, общественные деятели из 27 регионов Российской Федерации, в том числе из всех республик, краев и областей Северного Кавказа, а также ряда стран дальнего и ближнего зарубежья. Всего в форуме участвовало свыше 600 человек. Зарубежных участников Конгресса представлял в его руководящих органах бывший вице-президент Университета Шенандоа (штат Вирджиния, США), а ныне Президент компании "Стигалл Групп" (штат Северная Каролина, США) Джоэл Р. Стигалл.
В рамках Конгресса работало 16 научных симпозиумов по широкому спектру проблем миротворчества и совершенствования межнациональных отношений на Северном Кавказе: государственная национальная политика; этнополитика и этноконфликтология; геополитика и национальная безопасность; этнокультурология; межконфессиональный диалог; государственная языковая политика, многоязычие и литературное наследие Северного Кавказа; исторические процессы Северокавказского региона; этнопсихология; этнопедагогика, сравнительная педагогика, поликультурное образование; проблемы эффективности семейного воспитания на основе традиций национальной культуры; интегрирующий потенциал коммуникации и информационных технологий в поликультурном пространстве. Вопросы молодежной политики, формирования патриотизма и гражданской позиции в молодежной среде обсуждались в ходе работы студенческого симпозиума "Молодежь за мир на Северном Кавказе".
октября 2008 г. в ПГЛУ торжественно состоялось открытие Центра северокавказских языков и культур. На церемонии открытия Центра присутствовали представители министерств и ведомств, учреждений образования и культуры Ставропольского и Краснодарского краев, республик Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, Ингушетии, Дагестана, Калмыкии, Северной Осетии – Алании, Чечни, Абхазии. Используя потенциал Северо-Кавказского научно-образовательного института филологии (в структуре ПГЛУ), Центр северокавказских языков и культур намерен осуществлять как научную, так и практическую образовательную и культурно-просветительскую деятельность. Он предоставляет возможность изучать языки, историю и культуры коренных народов Северного Кавказа как для детей (начиная с пятилетнего возраста), школьников, студентов, так и для взрослых. Кроме того, в Центре желающие учатся играть на национальных музыкальных инструментах, а также овладевают искусством танцев северокавказских народов, осваивают актерское мастерство. Здесь обучают этике и этикету, принятым на Северном Кавказе, помогают избавиться от некоторых речевых проблем, например акцента. «Пятигорский государственный лингвистический университет выступает в роли координатора программы по налаживанию конструктивных и дружественных связей как между народами, проживающими на Северном Кавказе, так и с другими странами», – сказал ректор ПГЛУ, академик Академии педагогических и социальных наук, профессор А.П. Горбунов.
Подписан Договор о долгосрочном сотрудничестве между Казахским национальным университетом имени Аль-Фараби и ПГЛУ, поступили также предложения о сотрудничестве от Государственного университета им. Шота Руставели (Грузия), Самаркандского государственного университета (Узбекистан) и других вузов стран СНГ.
Открытие Центра северокавказских языков и культур совпало с проведением Второй международной научной конференции «Эпический текст: проблемы и перспективы изучения». На конференции был представлен новый литературно-художественный и научно-публицистический журнал «Мегалог». По словам его создателей, он станет культурным мостом, связывающим страны и континенты на основе русского языка.
С сентября 2007 года на Северном Кавказе официальное представительство Совета по Международным Исследованиям и Обменам (АЙРЕКС) при финансовой поддержке Агенства США по международному развитию реализуют трехлетнюю программу «Поддержка молодежных инициатив на Северном Кавказе» (YIPP) в тесном сотрудничестве с органами государственной власти, министерствами образования, министерствами по делам молодежи и молодежными НКО Адыгеи, Дагестана, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, Ингушетии, Северной Осетии-Алании, Ставропольского края, Чеченской республики. Программа поддержки молодежных инициатив на Северном Кавказе задействует молодежь из восьми Северо-Кавказских регионов в лидерских проектах, направленных на успешную самореализацию участников и их активное участие в жизни сообществ. Основная цель Программы – способствовать развитию лидерского потенциала среди молодежи, укреплению активной гражданской позиции и непосредственного участия молодежи в жизни сообществ, а также воспитанию толерантности.
Задачи Программы: 1. Предоставить возможность межкультурного взаимодействия юношам и девушкам в возрасте от 15 до 25 лет из разных регионов Северного Кавказа. 2. Повысить уровень общения и уважения к другим культурам среди молодежи различного этнического происхождения. 3. Способствовать развитию жизненных навыков и расширению профессиональных контактов среди молодежи различных регионов. 4. Способствовать воспитанию лидерского потенциала у молодых людей.
Основные направления Программы: 1. Развитие профессиональных и жизненных навыков среди молодежи. Отдел представительства АЙРЕКС реализует мероприятия по данному направлению через своего партнера в регионе – Международный медицинский корпус. 2. Развитие межкультурного взаимодействия. 3. Поддержка молодежных инициатив по развитию сообществ. 4. Поддержка и развитие молодежных информационных программ.
Мероприятия Программы: 1. Проведение тренингов для 1200 представителей молодежи из республик Северного Кавказа в области предпринимательства и управления бизнесом, развития организации сообществ и деятельности НКО, специализированных профессиональных курсов (столярские, швейные и т.д.), курсов по безопасности жизнедеятельности и оказанию первой медицинской помощи. 2. Организация летних спортивно-образовательных и лидерских лагерей, в которых примут участие более 600 молодежных лидеров. 3. Проведение программы малых грантов для оказания финансовой и организационной поддержки свыше 100 молодежным проектам в области социального развития, спорта, а также проектам, направленным на развитие сообществ. 4. Создание молодежных информационно-ресурсных центров (РИЦ) в сельских районах Северо-Кавказских республик для предоставления молодежи курсов пользователя ПК, доступа к сети Интернет и независимым источникам информации.
Кабардино-Балкарский государственный университет (КБГУ) поддерживает научные и деловые контакты с 34 зарубежными вузами, научными центрами и фирмами, с 17 вузами и фирмами имеет двухсторонние договора о сотрудничестве. В 2005 г. подписаны договора с руководством спортивного факультета, факультетом науки, Центром Хамди Манго, фармацевтического исследовательского Центра, факультета инженерии и технологии, медицинского факультета фармации Университета Иордании. В 2006 г. (февраль) подписан договор о создании на базе Университета Иордании совместного с КБГУ Центра по изучению русского языка (подготовительное отделение) с выдачей сертификатов для дальнейшего обучения в вузах России. Со временем на базе подготовительного отделения будет создан совместный факультет русского языка при Университете Иордании.
Кабардино-Балкарский государственный университет принимает активное участие в международных конгрессах, симпозиумах, конференциях. Сотрудники университета ежегодно участвуют в 30-35 международных форумах с докладами, публикует более 200 статей в международных изданиях (Польша, Испания, Германия, Венгрия, США, Япония, Италия).
В международных делах активны и студенты университета. В различных конференциях, олимпиадах, конкурсах ежегодно принимают участие более 30 студентов, аспирантов. В 2005 г. из 30 участников победителями стали и получили возможность проводить исследования, повышать квалификацию, стажироваться 10 сотрудников и студентов КБГУ. Есть в университете победители конкурса «Знаете ли Вы Францию» и других конкурсов.
По линии обмена студенческими делегациями в 2005 г. в Кабардино-Балкарском государственном университете побывали баскетбольная команда и команда борцов из США, преподаватели и студенты Университета г. Алеппо (Сирия), молодежные группы из Иордании, Турции, Кореи. В Германии языковую подготовку проходили 10 студентов КБГУ, а в летних лагерях США и Германии работали 15 студентов университета.
В целях дальнейшего расширения международного сотрудничества в сфере образования и науки, интеграции в международное образовательное пространство, рекламы и экспорта образовательных услуг Кабардино-Балкарский госуниверситет активно сотрудничает с различными фондами: Фонд Маккатуров, Фонд Карнеги, Фонд Фулбрайта, Фонд Э. Маски, Немецкой службой академических обменов (DAAD), Культурным Представительством Посольства Франции в г. Ростове, Институтом Гете, Йенским университетом им. Шиллера, посольствами различных стран, фирмами "Симатекс", "KRAY со", "ALASAAD" "The Academic Est. For Studies and University Services" и др. Такое сотрудничество позволило преподавателям и студентам университета выезжать за рубеж для повышения квалификации.
В 2005 году начаты работы по установлению научных и образовательных контактов с Институтом Азиатской культуры и развития (Южная Корея), Университетом Аликанте (Испания), Национальным университетом г. Афины (Греция), Мексиканским Госуниверситетом, ФТЦНТ НАН Украины, Национальным университетом Узбекистана (Ташкент), Университетом Ниццы (Франция), Азербайджанским университетом.
Кабардино-Балкарский госуниверситет ведет продуктивные переговоры с Гранадским университетом по созданию совместного Международного Центра по исследованию малочисленных языков в разных регионах мира. Включение КБГУ в этот Центр будет иметь важное значение для плодотворного исследования языков Северного Кавказа. Ведутся работы по открытию зарубежных образовательных Центров КБГУ по довузовской подготовке иностранных граждан в Сирии и Иордании. Имеются перспективы открытия в указанных странах филиалов КБГУ.
Университет установил хорошие связи с Посольствами Российской Федерации в Иордании, Сирии, Турции, Палестине, которые оказывают КБГУ помощь в решении многих проблем. КБГУ имеет два представительства в Иордании и Сирии. Руководитель представительства в Иорданском Хашимитском Королевстве – выпускник КБГУ доктор Мухаммед Шамиль Исса.
В 2003 году Кабардино-Балкарский госуниверситет выиграл конкурс Министерства образования РФ по проекту «Организация федерально-региональных экспериментальных площадок развития экспорта образовательных услуг». Экспериментальная площадка дала возможность КБГУ участвовать в крупных международных мероприятиях, реализовать новые современные модели международного сотрудничества и академической мобильности, развитию экспорта образовательных услуг.
В 1999 году на основе соглашения между ЮНЕСКО и Кабардино-Балкарским госуниверситетом от 2 апреля 1999 года нами была открыта международная кафедра ЮНЕСКО «Образование и воспитание в духе культуры мира и прав человека». Ее создание было обусловлено стремлением КБГУ более эффективно способствовать распространению и укреплению принципов, норм и ценностей культуры мира и прав человека в том регионе современной России, где они обеспечены в наименьшей степени. С тех пор кафедра осуществила целый ряд мероприятий в общественной, образовательной, исследовательской областях, включающих масштабные фестивали студенческой молодежи Северного Кавказа, организацию нескольких международных и национальных конференций, введение в университетскую программу учебных курсов по культуре мира и прав человека, разработку программы действий по формированию установок толерантного сознания и профилактике экстремизма в Кабардино-Балкарской Республике. Кафедра разработала специальный курс «Культура мира и ненасилия» на основе положений Декларации и программы действий в области культуры мира, принятой 53-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН. В нем раскрываются социально-философские основания, ценности и нормы культуры мира и ненасилия, рассматриваются главные направления и способы их практической реализации в рамках Трансдисциплинарного проекта ЮНЕСКО «На пути к культуре мира».
Кафедра активно участвовала в реализации Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005гг.)». В ее рамках КБГУ совместно с другими организациями провел Международную научную конференцию «Толерантность и поликультурные общество», на которой были подвергнуты всестороннему обсуждению философские, социально-психологические, политические, политические и культурные аспекты формирования установок толерантного сознания. Кафедра представила на этой конференции основные доклады по четырем секциям на следующие темы: «Взаимодействие соседствующих культур как фактор формирования толерантности», «Толерантность и норма как основа этнического мировидения народов Кавказа», «Политическая корректностькак средство формирования религиозной толерантности», «Религиозная толерантность в русской культурной традиции и современность».
Одной из форм международной деятельности кафедры является участие в международной партнерской сети кафедр ЮНЕСКО, работающих в области прав человека, демократии, мира и толерантности. Кафедра регулярно участвует в международных встречах, проводимых Европейским университетским центром исследования проблем мира в Штадтлайнинге (Австрия). Аналитические и концептуальные разработки кафедры по проблемам обеспечения прочного межнационального мира и прав человека на Северном Кавказе публикуются в международном Бюллетене кафедр ЮНЕСКО.
В целях дальнейшего расширения международного сотрудничества в сфере образования и науки, интеграции в международное образовательное пространство, рекламы и экспорта образовательных услуг Кабардино-Балкарский госуниверситет в последние 5 лет участвовал в международных образовательных ярмарках-выставках в Пакистане, Объединенных Арабских Эмиратах, Турции, Танзании, Германии и др.
Значительный вклад в осуществление внешних контактов вносят различные научные форумы кавказоведов. В "Обращении участников XIX межрегиональной научной конференции по археологии Северного Кавказа ("Крупновские чтения") к историкам-кавказоведам, ко всем представителям науки и образования" отмечено, что география стран, представители которых принимают участие в таких форумах, постепенно расширяется (США, Испания, Израиль, Йемен, Палестина, Южная Корея, Великобритания, Германия, Ирак, Сирия, Иордания, Турция, Грузия). Обращает на себя внимание, что в программах научных конференций, семинаров, проводимых в регионе, от года к году становится все больше ученых из несеверокавказских республик, как российских, так и из США, Европы, Турции, арабских стран.
Так, 9 октября 2007 г. в Махачкале прошел форум кавказоведов Грузии, Азербайджана, России, Армении и Франции. Впервые за последнее десятилетие кавказоведы – археологи и этнографы собрались в таком представительном формате. Следует отметить не только научную актуальность конференции, но и общественно-политическую значимость развития диалога между кавказоведами, что вносит немалый вклад в упрочение мира и стабильности в этом одном из самых неспокойных регионов мира, в укреплении творческих контактов ученых разных стран. На конференцию было подано 170 заявок, прибыло около ста ученых. Это была уже девятая конференция кавказоведов, прежде они проходили в Баку, Тбилиси, Ереване, Батуми. В Махачкале мероприятие проводилось во второй раз, что свидетельствует о повышенном внимании к археологии и этнографии этого края как ключа в решении сложных общекавказских проблем, а также в поиске перспективных направлений в процессе вовлечения Кавказа в общеевропейский диалог.
Стоит отметить, что каспийское побережье буквально усеяно на дагестанском отрезке археологическими памятниками (так, в 2007 г. при раскопках было найдено несколько стоянок древнего человека, которые оцениваются в пределах от 1,3 до 1, 8 миллионов лет; эти стоянки на сегодня считаются одними из древнейших в мире), что вызывает повышенное внимание археологов многих стран к прикаспийскому региону. Очень интересны результаты дагестано-американской экспедиции под руководством профессора Филиппа Кола из колледжа Уэсли на археологическом комплексе вблизи села Великенд Дербендского района. Раскопки только одного захоронения выявили более пятисот керамических сосудов и изделий из бронзы.
Как верно заметил один из активных участников конференции Ильяс Бабаев, «науку движет взаимоуважение и взаимокритика, а также все возрастающее желание освободиться от влияния идеологических и националистических стереотипов. Только так мы сможем возродить кавказоведение как общее научное пространство и поднять авторитет кавказоведения в кавказских странах до мирового уровня».
Как выяснилось из выступления представительницы Франции, в ее стране больше центров по изучению Кавказа, чем в странах этого региона. Причина – возрастающее влияние стран Кавказа на общеевропейскую политическую погоду, его ключевая роль в транспортировке энергоносителей и в сближении Центральной Азии с ЕС. Этим объясняется бурный расцвет кавказоведения в таких странах, как Норвегия, Китай и Япония.
Завоевали уважение и признание пять международных программ фонда культуры Кабардино-Балкарии. "Единство" – программа проповедует идеи мира, дружбы, единства мировой культуры. "Кавказ подо мною" – пропагандирует русскую культуру в регионе Северного Кавказа, а также в странах с компактным проживанием адыгов (кабардино-черкесов). "Возвращение" – культурные контакты с соотечественниками, проживающими за рубежом. "Вижу Землю в голубой дымке" – эти слова Ю. Гагарина из космоса стали названием большой экологической программы, интерес к которой проявляется во многих странах мира. "Нарты" – это пропаганда народного эпоса всего Кавказа.
Сравнивая вышеописанные мероприятия, можно придти к выводу, что наиболее эффективной для развития внешних культурных контактов является деятельность Центра северокавказских языков и культур, открытого 17 октября 2008 г. в ПГЛУ. Этот Центр осуществляет как научную, так и практическую образовательную и культурно-просветительскую деятельность. Причем участие в работе Центра способствует не только расширению культурных связей между народами, но и повышению конкурентоспособности студентов в профессиональной деятельности.
Итак, опыт внешних культурных контактов учреждений образования и науки республик Северного Кавказа показал, что долгосрочные результаты в сфере укоренения толерантности и культуры на Северном Кавказе могут быть достигнуты, если они будут интегрированы в деятельность масштабных институтов, обладающих широким влиянием и открытых для широких межкультурных взаимодействий.
Заключение
Изложенное выше приводит нас к следующим выводам
Северный Кавказ занимает уникальное геополитическое и геокультурное положение, во многом определяющее культурно-цивилизационные процессы в этом регионе. Он с древности являлся контактной зоной и в то же время барьером между цивилизациями и империями Средиземноморья, Передней Азии, Восточной Европы.
Современная культура Северного Кавказа исторически сформировалась в результате диалога кавказской горской, исламской и русской (российской) цивилизаций и культур, модернизационных процессов XX – начала ХХI вв. Поэтому она отличается сложной многослойностью, что оказывает влияние и на характер внешних культурных контактов республик Северного Кавказа.
Исторически особую роль в этнокультурном диалоге в данном пространстве играет Россия, которая сегодня – один из самых важных элементов целостности кавказской цивилизации. В целом Северный Кавказ остается в европейском культурном поле. Вместе с тем, имеет место неприятие массовой культуры западного общества, его несовместимость с ценностной системой горского общества.
Разумеется, на современную ситуацию в культурной сфере Северного Кавказа оказывает влияние и кризисное состояние российской действительности.
С начала 2000-х гг. постепенно все более активизируются внешние культурные контакты республик Северного Кавказа. За последние годы регион повысил свой имидж за рубежом. Этому способствовали многие осуществленные мероприятия – поездки танцевальных ансамблей, программы фондов культуры республик, фестивали, особенно международный фестиваль "Мир Кавказу".
Образовательные и научные учреждения Северного Кавказа в 2000-х гг. активно осуществляли разнообразные внешние культурные контакты, способствующие взаимообогащению национальных культур. Такие контакты с широким привлечением ученых, историков, этнографов, художников, музейных и архивных работников региона необходимо развивать их и дальше.
Основы демократического управления, интересы сохранения культурного многообразия России, международно-правовые стандарты требуют уважения к состоянию малых культур, обеспечения прав граждан, связанных с их принадлежностью к той или иной этнической общности. Культурная стратегия в регионе должна основываться на обеспечении и гармоничном взаимодействии всех трех культурных потоков (северокавказского, общероссийского и мирового), к которым добавляется также важный срез местных межкультурных взаимодействий.
Внешние культурные контакты республик Северного Кавказа служат укреплению и дальнейшему развитию межнациональных отношений. Особо нужно подчеркнуть, что работа по налаживанию межнациональных отношений, прежде всего, строится через общественное сознание людей. А активные культурные взаимоотношения народов помогают лучше узнать и понять друг друга. Поэтому внешние культурные контакты республик Северного Кавказа играют огромную роль в предотвращении социальной напряженности и обеспечении мира в регионе.
Список источников
.Основы законодательства Российской Федерации о культуре, принятые 9 октября 1992 г. (с изменениями от 23 июня 1999 г., 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г.) // Российская газета. – 1992. – 10 окт.; 1999. – 24 июня; 2000. – 30 дек.; 2001. – 31 дек.
.Федеральный закон от 22 августа 1996 г. "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" от 22 августа 1996 г. (с изменениями от 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г.) // Российская газета. – 1996. – 25 авг.; 2000. – 29 дек.; 2001. – 31 дек.
.Федеральный закон от 6 января 1999 г. "О народных художественных промыслах" (с изменениями от 22 августа 2004 г., 5 декабря 2005 г., 18 декабря 2006 г.) // Российская газета. – 1999. – 10 янв.; 2004. – 24 авг.; 2005. – 10 дек.; 2006. – 21 дек.
.Федеральный закон от 25 июня 2002 г."Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" // Российская газета. – 2002. – 27 июня.
.Постановление Правительства РФ от 25 марта 1999 г. "О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации" (с изменениями от 23 декабря 2002 г.) // Российская газета. – 1999. – 27 марта; 2002. – 25 дек.
.Постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Культура России (2006 – 2010 годы)» от 08.12.2005 № 740 #”justify”>.Агеев, В.Д. О развитии культуры Кабардино-Балкарии // Известия. – 2009. – 12 мая. – С. 3.
.Алиев, А. Современные этнополитические процессы на Северном Кавказе: [Текст] / А. Алиев // Дагестанская правда. – 2008. – 2 октября. – С. 2.
.Бабенко, Е.В. Проблемы взаимодействия национальных культур в региональной многоуровневой системе музыкального образования: [Текст] / Е.В. Бабенко. – Краснодар: Изд-во КГУ, 2007. – 123 с.
.Борисов, М. Горские рецепты выживания: [Текст] / М. Борисов // Эксперт. – 1999. – №8. – С. 45-51.
.Василенко, В.Д. Успех на Лазурном берегу // #”justify”>.Васильева, С.И. Культура и власть (региональный и местный уровень): [Монография] / Северо-Кавказ. акад. гос. службы, Акад. соц. технологий и мест. самоуправления. – Ростов н/Д : Изд-во СКАГС, 2004. – 141 с.
.Волова, Л.А. Диалог культур: теория и реальность: (На примере Сев. Кавказа): [Монография] / М-во образования Рос. Федерации. Пятиг. гос. лингв. ун-т. – Пятигорск: ПГЛУ, 2003. – 380 с.
.Вог, Г.Б. Основные теоретические модели современной западной геополитики и российский ответ: [Текст] / Г.Б. Вог // Научная мысль Кавказа. – Ростов н/Д, 2006. – №14. – С. 23-28.
.Гаджиев, К.С. Геополитика Кавказа: [Текст] / К.С. Гаджиев. – М.: Эксмо, 2003. – 456 с.
.Гангур, Н.А. Искусство в структуре культурогенеза региона: [Текст] – Краснодар: ИЗд-во КГУ, 2008. – 211 с.
.Думанов, Х.М. Традиционная культура народов Северного Кавказа: традиции и современность: [Текст] – Нальчик: Эра, 2008. – 289 с.
.Есаков, В.А. Характер, цели, задачи и методы управления отраслью культуры в современных условиях: [Текст] / В.А. Есаков // Культура: управление, экономика, право. – 2007. – №3. – С. 31-39.
.Иванова, С.Ю. К вопросу об этнокультурном взаимодействии: [Текст] / С.Ю. Иванова // Северный Кавказ в условиях глобализации. – Ростов-на-Дону, 2001. – С. 140-144.
.Игнатович, В.К. Толерантная образовательная среда как пространство развития историко-культурных традиций в многонациональном микросоциуме: [Текст] / В.К. Игнатович. – Краснодар: Изд-во КГУ, 2008. – 190 с.
.Козлов, С.А. Кавказ в судьбах казачества (XVI-XVIII вв.): [Текст] / С.А. Козлов. – СПб.: Питер, 1996. – 412 с.
.Кокшаров, Н.В. Взаимодействие культур: диалог культур // #”justify”>.Краснов, С. Языки и культуры народов Северного Кавказа: [Текст] / С. Краснов // Академия. – 2008. – 18 окт. (№30). – С. 1-2.
.Кратов, С.А. Во Владикавказе будет Культурный центр // Комсомольская правда. – 2008. – 19 дек. – С. 4.
.Материалы V Международного конгресса «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру». 8-12 октября 2007 г. // Северный Кавказ. – 2007. – 15 окт. – С. 1.
.Семенцов, М.В. Северокавказская научная конференция «Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Северного Кавказа за 2006 г. (XIII Дикаревские чтения)»: [Текст] – Краснодар: Изд-во КГУ, 2007. – 256 с.
.Сергеев, В.М. Взаимодействие цивилизаций и культур в современном мире: старые проблемы, новые вызовы: [Текст] / В.М. Сергеев // Современные международные отношения и мировая политика: Учебник для вузов/ Отв. ред. А.В. Торкунов; МГИМО(У) МИД России. – М.: Просвещение, 2004. – С. 436-451.
.Сергеев, К. Праздник, ожидание праздника // #”justify”>.Сорокин, К.Э. Геополитика современности и геостратегия России: [Текст] / К.Э. Сорокин. – М.: БЕК, 1996. – 277 с.
.Студенецкая, Е.Н. Новости культуры // #”justify”>.Тернавский, Н.А. Взаимодействие этнических культур Евразии и Кавказа: [Текст] / Н.А. Тернавский. – Краснодар: Изд-во КГУ, 2006. – 190 с.
.Федотов, А.Л. Фестиваль «Мир Кавказу» // Известия. – 2008. – 5 авг. – С. 3.
.Шевлоков, В.А. Исследование перспектив развития Северо-Кавказской социокультурной общности в рамках постнеклассической методологии: [Текст] / В.А. Шевлоков. – Нальчик: Изд-во КБГУ, 2008. – 124 с.