- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 991,47 Кб
Культурная политика Испании на современном этапе
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
. Культура Испании
. Понятие, основная цель и значение культурной политики
. Культурная политика = экономическая политика?
. Год Испании в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ
Испания принадлежит к числу стран, богатых на исторические и культурные достояния. В самом деле, историческое наследие страны огромно, она во все времена играла важную роль в европейской политике. Такое важное значение страны не могло оставить без развития культурную жизнь. И культурное наследство Испании чрезвычайно богато и интересно. Можно сказать, что вся Испания – это один сплошной музей под открытым небом. Впечатляет архитектура городов, музеи, дворцы, церкви. Можно просто гулять по старинным улочкам и получать массу положительных впечатлений, даже не посещая музеи! Испания принадлежит к числу стран, богатых на исторические и культурные достояния. В самом деле, историческое наследие страны огромно, она во все времена играла важную роль в европейской политике. Такое важное значение страны не могло оставить без развития культурную жизнь. Можно сказать, что вся Испания – это один сплошной музей под открытым небом.
Актуальность исследования. Испания – страна обладающая богатейшим культурным наследием – издавна стала излюбленным местом туристов, однако сейчас страна переживает трудные времена, что сказывается на всех сфера жизни страны, в том числе и на культурной политике.
Цели исследования: охарактеризовать культурную политику в современной Испании.
Задачи исследования:
– рассмотреть роль культурной политики в жизни страны;
– охарактеризовать ее основные задачи и цели;
– изучить современное состояние культурной политики в стране. 1.
Культура Испании культура испания достопримечательность
Испания заметно выделяется среди других стран Европы. Ее положение на стыке Европы и Африки, христианского мира и мира ислама, замкнутого Средиземноморья и бескрайней Атлантики оставило неизгладимый след на всем облике страны. Здесь всегда есть место удивлению! Именно поэтому Испания – один из крупнейших мировых центров туризма и отдыха. Чем привлекает Испания туристов? В основном, древними городами и солнечными пляжами. А ведь это далеко не все, ради чего стоит посетить эту удивительную страну.
Мало кто знает, что после Швейцарии Испания самая высокогорная страна Европы: горы занимают 90% ее территории. И Пиренеи вовсе не самые высокие горы в Испании. Юго-восток страны занимает Кордильера-Бетика – система горных массивов и хребтов, по высоте уступающих только Альпам. Высшая точка – гора Муласен – находится недалеко от Гранады. Это наиболее южная часть Европы, где летом сохраняется снег! Несмотря на то, что Пиренейский полуостров почти со всех сторон окружен морем, климат страны определяется не столько океаном, сколько горами, защищающими ее от внешних влияний. В Испании очень заметна вертикальная поясность климата: можно дрожать от холода, кутаясь в теплую шаль высоко в горах и наблюдать, как где-то далеко внизу дети плещутся в теплых волнах ласкового моря. Испания многогранна, каждый раз она предстает перед вами другой, неожиданной, но всегда захватывающе интересной.
Почему эта замечательная страна называется Испанией, не скажет сейчас никто, даже сами испанцы. В древности эту землю населяли племена иберов, по чьему имени весь полуостров с середины первого тысячелетия до нашей эры стал называться Иберией. Греки называли эту страну Гесперией – Страной вечерней звезды. После раздела Римской империи на Западную и Восточную, Западная официально носила название "Гесперия". Со 2 в. до н. э. , то есть со времени проникновения в Испанию римлян, страна получила название "Гиспания". Некоторые историки предполагают, что "Гиспания" – это искаженное "Гесперия". Но кто теперь скажет об этом с уверенностью?
Культура Испании во многом формировалась под влиянием древних римлян и Арабов. После Реконкисты в Испании распространился католицизм. После распространения католицизма традиции и культура Испании значительно изменились. Таким образом, Испания соединила в себе как европейскую, так и средиземноморскую культуру и превратилась в диковинный музей под открытым небом. Страна бережно хранит наследие и исторические памятники. Многие достопримечательности Испании входят в списки ЮНЕСКО.
В Испании сложилось замечательное сочетание культур двух разных континентов, породившее уникальный архитектурный стиль «мудехар», который можно встретить исключительно в Испании. Стиль «мудехар» возник как своеобразное единство в архитектуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве Испании, где неизменно сплетаются несколько разных стилей: мавританский, готический и ренессанс.
Мудехар возник как искусство арабских мастеров, расселившихся на испанских землях после Реконкисты. Этот художественный стиль впоследствии приобрёл статус «Всемирного наследия». В Испании множество церквей, ослепительных дворцов и кафедральных соборов, аутентичных крепостей, величественных средневековых замков и целых роскошных городских ансамблей, полностью сохранивших до наших дней свой первозданный исторический облик.
Испания занимает второе место в мире после Италии по количеству памятников ЮНЕСКО: 43 достопримечательности Испании отнесены к памятникам мирового наследия.
Природные памятники: Парк Доньяна, Остров и город Ивиса, Пальмовый лес в Эльче, Национальный парк Тейде.
Знаменитые достопримечательности Испании – памятники Античности – это Археологический ансамбль города Мерида, Римские золотые прииски Лас-Медулас, Старинный город Сеговия, Исторический город Толедо.
Средневековые архитектурные достопримечательности Испании, известные на весь мир – это Альгамбра в Гранаде, Исторический центр города Кордова, город-музей Куэнка, старый город Сантьяго-де-Компостела, Севильский Собор, Алькасар в Севилье, а также знаменитый Архив Индий.
Готическая архитектура появилась в Испании в конце XII века. Стрельчатые арки возвысили своды, окна стали намного просторнее, а внешние опоры взяли на себя вес монументальных сводов. Позднюю «пламенеющую» готику украсил богатый резной орнамент. Известный собор XIII века в Леоне построен в таком стиле.
Культура Испании начала XIV века – это Эпоха Возрождения. Здесь зарождается архитектурный строгий и симметричный стиль Ренессанс.
Ранний испанский Ренессанс известен под именем Платереско. Это изящный декор, напоминающий ювелирные изделия тонкого серебра. Самый известный памятник платереско – это, конечно, постоялый двор Сан-Маркос в Леоне.
Барокко принесло в архитектуру драматический порыв, а также экстравагантность декора и пышность скульптур. Пример испанского барокко – здание университета в Вальядолиде.
Средневековые замки под название парадоры известная достопримечательность Испании. Они располагаются в живописных местах. В этих замках находятся музеи и галереи, а также отели, принимающие гостей со всего мира.
Сохранились национальные шедевры, построенные в стиле Модерн. Это, прежде всего, работы Луиса Доменека-и-Монтанера, а также все великие творения Антонио Гауди в Барселоне.
Главные достопримечательности Испании – это, прежде всего, музеи и галереи.
В музее Prado в Мадриде выставлены внушительные экспозиции испанских, итальянских, нидерландских, фламандских и немецких мастеров художественного искусства; Барселона – культурная столица Испании, знаменит музеями и галереями. Подлинные шедевры мирового искусства хранятся в музее Пикассо и Национальном музее искусства Каталонии. Национальный музей скульптуры в Вальядолиде, музей Эль-Греко в Толедо, потрясающий музей Керамики в Валенсии, выставки Музея Гуггенхайма в Бильбао и галерея испанского Абстрактного Искусства в Куэнке хранят в своих коллекциях неотразимое и бесценное наследие времен. Стоит обязательно посетить тематические парки Каталонии (Порт Авентура), Валенсии (Терра Митика, Terra Natura и Aqua Natura в Бенидорме), Мурсии и Андалузии (Isla Magica в Севилье).
В Испании очень распространены ветряные мельницы. Они вносят в сельскую местность своё неповторимый и живой колорит. В селах часто встречаются эрмиты – часовни, построенные в честь местных святых. Известные достопримечательности Испании в центре маленьких городов – это главные площади под названием Plaza Mayor. Здесь обычно располагаются церкви, здания административного значения, а также много магазинов и уютных милых ресторанов и кафе.
Культура Испании прославлена многими деятелями литературы и искусства, в частности, живописи. Католическая церковь и её неотъемлемое влияние на культуру и нравственность среди испанского населения во многом определило значительное преобладание религиозной тематики в средневековом искусстве страны. Одним из самых известных представителей религиозного жанра в живописи является Эль Греко, который провел долгое время в Толедо. Другие известные испанские живописцы – это Франсиско Гойя, Диего Веласкес, Хоан Миро, Пабло Пикассо и Сальвадор Дали, которые также родились в Испании и впоследствии стали символизировать эпоху модернизма.
Самые знаменитые современные достопримечательности Испании расположены в Мадриде, Барселоне и Валенсии. Это Центр искусств королевы Софии, в Барселоне – Музей Пикассо, Музей современного искусства; в Бильбао – Музей Гуггенхайма, в Фигересе – Театр-Музей Сальвадора Дали. Писатели и мыслители древнего Рима – Сенека, Лукан и Марциалл – также были родом из Испании.
В XVI веке начинается Золотой век испанской литературы. К этому периоду относится творчество Мигеля де Сервантеса Сааведра, автора знаменитого «Дон-Кихота» 1605 г. В XVIII и XIX веках в Испании была распространена французская мысль.
Культура Испании начала XX века ознаменовалась расцветом новой испанской литературы, связанной с общеевропейским экзистенциализмом. Его представители – Мигель де Унамуно, Пио Бароха, Антонио Мачадо.
Рамон Мария дель Валье-Инклан основал современный испанский театр. В XX веке появилась латиноамериканская литература на испанском языке, впоследствии известная на весь мир. Здесь известность приобрели Хорхе Луис Борхес и Габриель Гарсия Маркес.
Культура Испании – это, несомненно, национальные и религиозные праздники, фиесты и карнавалы. Каждая провинция отличается своими праздниками, посвященными известным и почитаемым святым, временам года, памятным датам и событиям, древним традициям. В каждом регионе обычно по три официальных праздника, а также еще по одному обязательному празднику на каждую провинцию и город. 2. Понятие, основная цель и значение культурной политики
Задачами культурной политики является содействие развитию культуры, а также пропаганда общности культурного наследия. Кроме этого, внешняя культурная политика Испании имеет дополнительную, так называемую комплементарную, функцию в следующих областях: улучшение знаний и распространение информации об истории народа, охрана культурных ценностей мирового значения, поддержка художественного и литературного творчества: защита прав СМИ на создание собственных программ как части культурной программы. Культурная политика предусматривает международное сотрудничество как с другими государствами, так и с международными организациями соответствующего направления, а также с Советом Европы.
Культура-элемент эмоционального самосознания. Ж. Де-лор, бывший председатель Европейской Комиссии, признавая приоритетность экономической интеграции, одновременно называет культуру важным звеном. Его преемники тоже положительно оценивают объединительную силу культуры. Важна роль культуры как компонента политики безопасности. Культурный обмен создает возможность взаимного ознакомления и предотвращает конфликты. Уместно вспомнить также и о значении культурных обычаев для охраны окружающей среды.
Культура как отрасль имеет также экономическое значение, поскольку создает места работы и способствует привлечению инвестиций. Кроме стимулирования экономического потенциала, культурная политика направлена прежде всего на максимальное развитие частной инициативы в культуре. Предусмотрен Маастрихтским договором некоммерческий культурный обмен все еще не получил конкретных форм. Однако испанская культура остается частной инициативой и ее развитие будет определяться отдельными единицами.
Основные программы и проекты, которые реализуются в сфере культурной политики. Реставрация памятников архитектуры, поддержка переводческой творчества, помощь в организации престижных проектов, кинофестивалей, содействия развитию кинематографии и многие другие инициативы дополняют деятельность страны в сфере науки (среди прочих – программы «Эразмус», «Темпус», «Петра», «Лингва »), предназначенные прежде всего для развития обменов между молодежью Европейского Союза.
Успешно функционирует программа «Калейдоскоп», в рамках которой финансируются фестивали, выставки и семинары, организованные поочередно крайней мере тремя странами-участницами ЕС, а также культурные мероприятия в сфере музыки, театра, танца или пластического искусства, на конгрессы, посвященные проблемам культуры, разнообразные профессиональные тренинги для молодежи, занятой в культурном секторе, сохранение культурного наследия по программе «RAPHAEL», поощрения литературного перевода по программе «ARIANE».
В 1992 г. Совет ЕС вместе с представителями стран-членов утвердила «Основные направления концепции развития культуры Сообщества» согласно нормам Маастрихтского соглашения, в то время еще не вступила в силу, хотя и было подписано странами-членами Сообщества. Рада признала своей задачей необходимость беспокоиться как о многогранные национальные и региональные культуры, так и об общих достояние. Это означает поддержку культурной деятельности европейского направления Во всех странах-членах Сообщества и их сотрудничество. В предстоящие программы должны быть включены мероприятия в поддержку европейской культурной сети и учреждений культуры – музеев, архивов, библиотек, памятников; особого внимания заслуживает осознание ценности других культур и языков. Предлагается привлекать к программам и специальных культурных акций, представляющих общий интерес, другие европейские страны и международные организации.
Очень важны мероприятия в рамках программы «Ребенок и культура», где, помимо прочего, отмечается, что культурное развитие ребенка должен начинаться с самого раннего возраста, это способствует гармоничному развитию личности. В этом же году создана программа Ариане (ARIANE) для переводов произведений европейской литературы на другие языки Сообщества, и прежде всего на языки малых наций.
Поддержка обмена достижениями культурного наследия в Центральной и Восточной Европе, в которой активно участвует Испания, является чрезвычайно важной задачей культурной политики, выполнению которого способствовать:
создание правовых, административных и экономических условий для поддержки развития художественных и аудиовизуальных произведений и обмена ими;
создание жизнеспособных рынков сбыта для определенных секторов культуры, таких как книги, аудиопродукция и фильмы;
сохранение, реставрация и поиски культурного наследия.
Совет предложил Комиссии обратить особое внимание на развитие культуры, аудиовизуальной продукции и рынки ее сбыта в странах Центральной и Восточной Европы. На это, в частности, направлены мероприятия программы PHARE.
Следует также упомянуть о ряде проблем, которые существуют в этой сфере. Довольно скромное финансовое обеспечение свидетельствует о сопротивлении некоторых стран и регионов, которые не желают терять суверенитет в сфере культуры. При ратификации ст. 128 Договора о ЕС высказывались опасения, действительно Комиссия будет только тогда, когда страны-члены ЕС или регионы не смогут самостоятельно решить задачи, определенные Евросоюзом. Однако эти опасения не имеют никаких оснований, поскольку ст. 128 Договора о ЕС содержит утверждение, что объектом культурной политики не одна европейская культура, а богатство культур стран-членов ЕС, сохранение которых достойное поддержки той мере, как и охрана существующей общей европейской наследия.
Кстати, с понятием «европеец» жители других континентов связывают ряд ценностей и идей Просвещения или Возрождения. В свою очередь творчество выдающихся художников – Данте, Моцарта, Бетховена, Шекспира, воспринимают скорее как представителей «европейского духа», чем как представителей какого-то конкретного народа. 3. Культурная политика = экономическая политика?
Культура – важный фактор экономического развития города, в особенности если речь идет о регионах. Создание новых предприятий означает необходимость вместе с ними привлекать в город высокопрофессиональные кадры. Этим людям хочется найти там динамичную и современную культурную среду. В Европе есть несколько городов, которые сделали в данном направлении значимый выбор. В этом смысле одним из самых очевидных примеров стал Авиньон со своим театральным фестивалем. Международная известность, которую приобрел фестиваль, имела жизненно важные экономические последствия для развития города, для его гостиниц, ресторанов и всей сферы обслуживания в целом. Фестиваль длится один месяц, но это позволяет городу обеспечивать работой половину своего активного населения в течение шести месяцев в году – цифра для региона огромная!
Таков Бильбао в Испании, в Стране Басков, где был построен Музей Гуггенхайма, что существенно обогатило город. Таков и шотландский Эдинбург, где также благодаря театральному фестивалю, на который съезжается публика со всего мира, удалось спасти тысячи рабочих мест… Остается еще многое сделать, в частности, в деле привлечения самих жителей к активному участию в перестройке их родного города. Но начало положено, процесс пошел, вызывая интерес к этому эксперименту со стороны культурных кругов страны. Конечно, одной культурой положение не изменить и экономические кризисы, увы, не разрешить. Но факт, что в нашем подверженном глобализации обществе культура все больше утверждает себя как весьма значимый фактор экономики.
Экономические успехи Испании в огромной мере опираются на традиционную культуру, одинаково почитаемую всеми гражданами: и бедными, и богатыми, и образованными, и малограмотными. Даже Христовы десять заповедей в Европе, скажем, являются не просто словами, а важным фактором поведения человека – на работе, в семье, в бизнесе. Принципы "не укради", "не навреди ближнему" реализуются во всех сферах бизнеса, именно отсюда законопослушность западных предпринимателей и чиновников. То, что происходило в России в "лихие 90-е",- малиновые пиджаки, "крышевание" бизнеса, рейдерство – имело прямое отношение к культуре и принесло не самые лучшие плоды. И до сих пор отсутствие у нас общей культуры с Западом приводит к тому, что нас считают развивающейся нацией джунглей. А это порождает комплексы, с которыми необходимо бороться. Путь к развитой и сильной экономике действительно лежит через культуру, изменение менталитета. Это доказано опытом многих стран, да и нашим собственным.
Связь между культурой и экономикой не линейна. Количество написанных картин, сыгранных спектаклей и посмотренных фильмов, конечно, не прямым образом переводится в деньги и различные блага для региона. Однако понятно, что у людей, живущих в Москве или каком-нибудь захолустном городе, есть ощущение культурной столицы и культурной провинции. И для многих людей это ощущение крайне важно: оно влияет на их самочувствие, активность, удовлетворенность жизнью. Отсутствие здоровой культурной среды для людей передовых и интересующихся – важная причина покинуть провинцию и перебраться в столицу. Сейчас мы наблюдаем в российской провинции отток экономически и культурно активного населения, это опасная тенденция, прямо влияющая на экономику регионов, и ее нужно менять. Если губернатор Чиркунов своей политикой хочет изменить ситуацию к лучшему, это уже немало.
Еще не так давно Испания оспаривала у США второе, после Франции, место в мире по количеству принимаемых иностранных гостей. Их число в отдельные годы приближалось к 60 миллионам, а доходы от туризма – к 38 миллиардам евро. Иностранцы приезжали в Испанию, в основном, для отдыха на ее многочисленных морских курортах. Их привлекал теплый климат, благоустроенные пляжи, безукоризненные гостиничные и ресторанные услуги, относительно невысокие цены. Многие иностранцы выбирали Испанию в качестве постоянного места летнего отдыха, а пенсионеры даже перебирались сюда навсегда, благо жилье в курортных зонах по европейским стандартам стоило недорого.
Иностранный туризм всегда являлся для Испании своеобразным "спасательным кругом". Начиная с 50-60-х годов, именно туризм внес самый большой вклад в развитие страны. От него все эти годы поступали основные доходы в валюте, на нем фактически держался бюджет государства. Более 90% всех приезжающих к нам иностранцев – граждане стран Евросоюза.
Однако вот уже несколько лет число отдыхающих в Испании иностранцев неуклонно падают. Отели даже в разгар сезона остаются полупустыми, в ресторанах – мало посетителей, в ночных барах и дискотеках и того меньше. Все это и дает основание специалистам говорить о кризисе испанской индустрии летнего отдыха и туризма.
На туристическом рынке мы наблюдаем только падение. Перспективы поездок иностранцев на Тенерифе в это лето – неясные. Неясно и будущее туристической отрасли во всей Испании. Ситуация сложная. Причина – мировой экономический кризис. Он крайне вредит туризму Испании.
Практически перестали покупать западноевропейцы и жилье на побережье, цены на которое за последние десять лет выросли в три раза. Недвижимость в курортных зонах Испании сейчас покупают – по незнанию конъюнктуры – разве что заезжие нувориши из стран бывшего СССР. Считается, что в курортных зонах пустует порядка полумиллиона непроданных квартир и коттеджей.
Когда еще несколько лет назад дела шли неплохо правительство Испании надеялось, что "эль-дорадо" конца края не будет. Открывались все новые и новые стройки в надежде на большие доходы. Ну а теперь случился кризис и все остановилось. На побережье ничего не продается: ни квартиры, ни мебель, ни электротовары, ни автомобили. Жизнь здесь остановилась.
Испанские власти, как правило, объясняют причины упадка туристической отрасли последствиями мирового кризиса: дескать, у западноевропейцев – англичан, немцев, французов, бельгийцы и так далее – нет денег на отдых, что и отражается на Испании. Это отчасти верно. Однако специалисты говорят и о других причинах. Факты свидетельствуют о том, что многие западноевропейцы, отказавшись от поездки на отдых в Испанию, оправляются в другие страны Средиземноморья – в Хорватию, Черногорию, Болгарию, Турцию, Египет, Тунис, Марокко и так далее.
Ситуация в Испании достаточно не простая. И надо смотреть правде в глаза: страна оказалась неспособна противостоять изменившейся конъюнктуре в области международного туризма.
Что же произошло? Во-первых, испанские и иностранные эксперты сходятся на том, что качество услуг, предлагаемых испанской индустрией отдыха в последние 5-7 лет, значительно упало. И это при том, что цены на них изрядно выросли. Неважно обстоят дела с экологией – многие местные пляжи загрязнены. Остро стоит и вопрос безопасности отдыхающих.
Решение есть – оно состоит в улучшении качества предлагаемых услуг. Это самое главное. Крайне остро стоит и вопрос с обслуживающим персоналом. Речь идет о всех работниках, задействованных в туристической отрасли – персонале аэропортов, сотрудниках служб безопасности, водителях автобусов, работниках гостиниц, в которых отдыхающие проводят большую часть своего времени. Это администраторы, горничные, официанты, бармены, продавцы и так далее. Исправлять ситуацию надо немедленно. В последние годы качество обслуживания в Испании резко упало. Многие туристы даже жалуются на угрюмость персонала.
Действительно, улыбчивый испанский персонал давно исчез из сферы обслуживания туристов и отдыхающих. Его заменили во многих случаях женщины из стран Восточной Европы, привнесшие в Испанию культуру обслуживания времен "развитого социализма" у себя на родине. И это – в лучшем случае, потому что в большинстве гостиниц и ресторанов персонал латиноамериканский и, хотя он более улыбчив, чем, к примеру, прибывший из Румынии, зато совсем не подготовлен. Так что вылитый суп или кофе на брюки или юбку клиента – дело обыденное.
Впрочем, если отведать супа не удается, то это зачастую даже лучше для клиента. Ведь на кухне тоже, как правило, работает неквалифицированный персонал, не обученный кулинарному искусству. Испанка – хозяйка ресторана в провинции Аликанте Кармен дель Рио – говорит, что ее соотечественники, имеющие необходимую подготовку для работы в сфере обслуживания, больше не хотят в ней трудиться, поэтому приходится нанимать иммигрантов.
Почему же тогда не увеличить зарплату и, таким образом, повысить качество обслуживания? Преподаватель Международной школы бизнеса доктор Гэйл Аллард отмечает, что в сегодняшней Испании это сделать невозможно. Налоговый гнет постоянно держит предприятия на грани разорения. Так что персоналу можно платить лишь такие деньги, за которые соглашаются работать только иммигранты из наиболее бедных и отсталых стран.
В Испании постоянно увеличиваются налоги. Это неприемлемо для кризисной поры, особенно для столь больной экономики, каковой является испанская. К примеру, поднимать налог на банковские сбережения граждан – самоубийственно. В подобной ситуации следует поощрять сбережения, а не принуждать деньги "бежать" из страны. Увеличение подоходного налога и налога на предприятия также ни к чему доброму не приводит в стране, где самый большой уровень безработных в Западной Европе. Что касается повышения НДС, то это напрямую бьет по покупательной способности – потреблению, которое, как известно, является мотором развития производства. Так что налоговый гнет загоняет в угол испанскую экономику.
О том, что любой бизнес в Испании – не только туризм – будет задавлен налогами и окажется на грани разорения, наиболее дальновидные экономисты и предприниматели говорили еще в 2004 году, когда к власти в стране пришли испанские левые из Социалистической рабочей партии. Они традиционно ущемляют, по идеологическим причинам, предпринимательскую деятельность. Именно поэтому в последние годы наметилось повальное бегство капитала из страны, в том числе из туристической отрасли, за границу. Сейчас испанские предприниматели готовы строить гостиницы, открывать рестораны и обслуживать туристов где угодно, даже на Кубе, но только не у себя на родине. Именно поэтому не обновляется в Испании изрядно потрепанная туристическая инфраструктура: не строятся новые гостиницы, не ремонтируются старые. Однако нехватка инвестиций и квалифицированного персонала, как считают некоторые специалисты, не главная проблема туризма. Главная, по их мнению, – проблема безопасности.
Самое негативное индустрии отдыха и туризма, ее темная сторона – растущая преступность. Это касается и Балеарских островов, и Испании в целом. Мы не в состоянии справиться со злом, процветающим на пляжах и в курортных поселках. Это, в первую очередь, кражи, часто с применением насилия – на улице, в гостиницах, частных домах и квартирах. Объектом интереса злоумышленников становятся деньги, ценности, кредитные карточки и документы иностранных отдыхающих. Второе – хулиганские нападения на иностранцев, которые становятся жертвами избиений, издевательств, оскорблений. Третье -мошенничество. Здесь вам могут продать все, что угодно: начиная от фальсифицированной дорогой марки часов до несуществующей недвижимости – по фальшивым документам.
Если с уголовниками испанцами, "гастролировавшими" в летнее время на курортах, испанская полиция в прошлом еще справлялась, то с нахлынувшими в последние годы преступниками-иностранцами она справиться уже не может. Преступные элементы из стран Северной Африки, Латинской Америки, Румынии, Литвы, Болгарии и Косово создают банды по всему испанскому побережью. Сегодня они совершают 65% всех правонарушений в курортных зонах. Впрочем, и многие испанцы, отчаявшись найти работу – безработица в стране достигла 20% трудоспособного населения – начали промышлять воровством на курортах.
Ежегодно преступность в курортных зонах увеличивается примерно на 10% – в основном за счет деяний, совершаемых иностранцами. Растет и число задержаний, производимых силами правопорядка. Однако никаких надежд на снижение этого печального показателя пока нет.
Между тем, кризис, который переживает Испания, не позволяет выделять достаточно средств для охраны окружающей среды. К примеру, хаотичная застройка прибрежной зоны, имевшая место в последние предшествовавшие кризису годы, не сопровождалась в свое время созданием очистных сооружений. Многие курортные поселки и даже города сбрасывают канализационные воды в море. Пляжи загрязнены. В последнее время здесь появилась и еще одна проблема, связанная, как считают специалисты, с загрязнением морской среды – нашествие медуз. В некоторых регионах также наблюдаются перебои с подачей воды и электроэнергии. В прошлом году защитники природы из неправительственной организации "Экологическое действие" символически присвоили испанскому побережью 300 черных флага. Евросоюз присваивает голубые флаги экологически чистым благоустроенным пляжам, ну а "Экологическое действие" – черные тем районам, где человек уже практически уничтожил природу. В свою очередь "Гринпис" составил доклад о состоянии окружающей среды на испанском побережье.
Огромный ущерб экологии побережья нанесен хаотичной застройкой, строительством портов и других хозяйственных объектов, загрязнением окружающей среды. В деле поддержания нашей экологии мы отстали лет на тридцать, к примеру, от такой страны как Франция, где тоже существует проблема излишней застройки побережья. Но там выделяется достаточно средств на охрану природы, на охрану побережья от загрязнения. У нас власти отделываются лишь обещаниями поправить положение дел.
Не делает более привлекательной испанскую индустрию отдыха и политическая нестабильность в стране, особенно региональный сепаратизм – каталонский, канарский, балеарский, баскский, галисийский, андалузский и так далее. К примеру, какой иностранец станет теперь покупать собственность на испанском побережье, подозревая, что в недалеком будущем этот район может отделиться и сепаратисты начнут строить коммунизм или еще что-то в этом роде. Впрочем, негативные тенденции местничества уже ощущаются в Испании. К примеру, некоторые регионы ввели у себя дополнительные налоги на отдыхающих, что сделало итак недешевый отдых в Испании еще более дорогим.
Понятие «туристическая поездка» в последнее время стало очень многогранным. В него включают пляжный отдых, гастрономический туризм, шопинг и другие виды путешествий. Однако изначально туризм предполагает знакомство с новой страной или городом, с их культурой и традициями, что, непременно, подразумевает посещение главных музеев. Журнал ABC составил обзор «счастливых» часов в главных музеях Испании, когда в эти храмы культуры можно попасть бесплатно.
Даже во времена кризиса не стоит отказываться от культуры. Конечно, стоимость входного билета зачастую является главным критерием при выборе того или иного музея, однако представители музеев прекрасно понимают всю сложность ситуации и идут навстречу любителям искусства, предоставляя им возможность посещать свои музеи бесплатно, хотя бы один раз в неделю. Что сделали в Испании?
Журналисты издания ABC проанализировали ситуацию с главными музеями Испании и предложили обзор «счастливых часов», который будет полезен каждому туристу.
Национальный Музей Прадо – одна из самых престижных картинных галерей мира. Бесплатный вход с понедельника по субботу с 18.00 до 20.00 и по воскресениям с 17.00 до 20.00.
Центр искусств королевы Софии посвящен современному искусству. Бесплатный вход по субботам с 14.30 до 21.00, а также по воскресениям с 10.00 до 14.30.
Музей Тиссена-Борнемисы, наряду с музеем Прадо и музеем королевы Софии, входит в «Золотой треугольник искусств». Бесплатный вход по по понедельникам с 12.00 до 16.00.
Вход в Музей авиации всегда бесплатный. Таким образом, все желающие в любой момент смогут посмотреть 150 моделей самолетов и вертолетов, представленных в музее.
Музей пожарного дела в Мадриде посвящен истории пожарной службы Испании со времен ее создания. Попасть сюда бесплатно можно утром в субботу и воскресение.
Национальный музей Альтамиры. Музей, посвященный первым творческим формам самовыражения человека, расположен в городе Сантильяна-дель-Мар. Бесплатный вход по субботам с 14.00 и по воскресениям целый день.
В Музее древней истории Валенсии представлены археологические экспонаты, обнаруженные во время раскопок Службой Доисторических Исследований. Экспонаты, прослеживающие эволюционные изменения, составляют одну из лучших музейных коллекций в Испании. Вход бесплатный.
Знаменитый Музей Эль Греко расположен в сердце города Толедо, в старом еврейском квартале. Здесь в экспозициях можно увидеть многие его выдающиеся произведения, предметы мебели, керамику и прочие артефакты времени, охватывающего период XV – XX веков. Бесплатный вход по субботам с 16.00 и по воскресениям целый день.
Музей Санта-Крус в Толедо был возведен еще в XVI веке и до сих пор представляет собой великолепный памятник архитектуры Испании. Помещения музея используют для выставки и хранения грандиозных работ великого мастера искусств Эль Греко. Вход бесплатный.
Музей Пикассо в Барселоне – один из трех главных музеев художника открылся в 1963 году в готическом особняке Беренгера д’Агилара на улице Монкада. В коллекции музея хранятся преимущественно ранние работы художника, созданные в период с 1895 по 1904 годы. Бесплатный вход по воскресениям с 15.00 а также в первое воскресение каждого месяца. 4. Год Испании в России
Решение о проведении Года России в Испании и Испании в России в 2011 году было принято президентом РФ Д.А. Медведевым и председателем правительства Испании Х.Л. Родригесом Сапатеро на встрече в Ярославле 14 сентября 2009 года. По мнению руководителей обеих стран, это событие, осуществляемое впервые в столь масштабной форме, должно расширить взаимные знания и представления народов России и Испании друг о друге. А также значительно продвинуть двусторонние связи во всех сферах – политической, культурной, гуманитарной, образовательной и, как особенно подчеркивают наши испанские друзья, – в экономической. О том, чем наши страны смогут обогатиться друг у друга, в интервью корреспонденту "РГ" рассказывает председатель оргкомитета, заместитель председателя правительства РФ Александр Жуков.
Какие возможности открываются для наших стран?
Российско-испанские отношения за последнее десятилетие успешно развиваются по многим направлениям. Наши страны и народы многое объединяет. Москва и Мадрид близки в оценках наиболее актуальных проблем и вызовов, с которыми сталкивается сегодня мир. Мы дорожим активным и доверительным политическим диалогом с Испанией. Российско-испанские отношения на практике носят характер стратегического партнерства, Декларацию о котором подписали президент России Дмитрий Медведев и председатель правительства Испании Х.Л. Родригес Сапатеро в марте 2009 года. [9]
Как российская, так и испанская сторона придают предстоящим мероприятиям очень большое значение. Перекрестные Годы – это не только "наработанный итог" предыдущих лет, но и свидетельство начала нового этапа в развитии отношений дружбы и партнерского сотрудничества. Именно в таком ключе оценил значимость происходящего президент России Дмитрий Медведев, выступая 25 февраля этого года в Санкт-Петербурге на церемонии открытия перекрестных Годов. Эту высокую оценку полностью подтвердил и король Испании Хуан Карлос I, посетивший с визитом нашу Северную столицу для участия в торжественных мероприятиях по этому поводу.
У нас есть что продемонстрировать и чему поучиться друг у друга. Дмитрий Медведев особо подчеркнул, что интерес к Испании, ее культуре и языку в нашей стране всегда был высоким. Замечательные пляжи Испании давно облюбовали наши туристы, любителей старины привлекают архитектурные памятники времен Древнего Рима и Средневековья. Много интересных мест для посещения и изучения предлагает и современная Испания. Среди россиян есть немало поклонников испанской кухни, испанских народных танцев, в частности фламенко, испанского спорта.
Как вы оцениваете программу мероприятий, которые в течение года пройдут в городах Испании и России?
Согласованная с испанской стороной программа Годов весьма обширна. Она включает гастроли всемирно известных творческих коллективов (Большого и Мариинского театров, Национального филармонического оркестра России под руководством Владимира Спивакова, Национального балета Испании, Испанского национального театра "Классика", православных духовных коллективов, в т.ч. Московского синодального хора и др.), выступления прославленных дирижеров и музыкантов. Будут организованы крупные выставки: "Научно-технические и инновационные достижения России", "Испания: жить и модернизироваться" в московском Манеже и др. Пройдут специальные конференции: "Неделя космоса" в Испании, в рамках которой состоятся "круглые столы" и выставка, посвященная достижениям российской ракетно-космической промышленности и 50-летию полета первого человека в космос; научно-практическая конференция молодых ученых России и Испании. А также инвестиционные форумы и симпозиумы: "Выход из кризиса и переход на инновационный путь развития. Перспективы России и Испании", "Россия – большая строительная площадка" и др. Запланировано участие делегации Испании в качестве почетного гостя выставки "Связь-Эспоком-2011". Планируется проведение в Испании презентации экономического и инвестиционного потенциала ряда регионов России, в частности, Санкт-Петербурга, Свердловской, Ростовской, Пензенской областей. Будут организованы встречи испанских делегаций с представителями деловых кругов Санкт-Петербурга, Липецка, Екатеринбурга, Иркутска.
Таким образом, перекрестные Годы открывают перед нами новые возможности для реализации весьма существенного потенциала сотрудничества наших стран.
Какие из мероприятий перекрестного Года вы собираетесь посетить?
Я уже принял участие в церемонии открытия перекрестных Годов в Санкт-Петербурге. В рамках приуроченного к ней визита главы испанского государства состоялись весьма обстоятельные переговоры Дмитрия Медведева с королем Испании и испанскими предпринимателями. Там же в Петербурге я участвовал во встрече Владимира Путина с королем Хуаном Карлосом I и министром иностранных дел Испании Т. Хименес.
У вас есть любимые места в Испании?
Испания – очень интересная и, главное, чрезвычайно разнообразная страна. Хотя в течение многих столетий она воспринималась извне как некое монолитное целое, но на самом деле это – страна регионов, каждый из которых обладает своими отличительными чертами: древней историей, своеобразным культурным наследием, неповторимыми обычаями, особой гастрономией. Даже в лингвистическом плане испанские автономные сообщества – всего их 18 – отличаются друг от друга. Галисийский язык близок к португальскому, каталонский много унаследовал от древнего провансальского диалекта, а баскский язык – реликтовый, он не похож ни на один индоевропейский язык.
Столь же разнообразны природные условия испанских регионов. Я уже несколько раз посетил Испанию, и каждый раз открывал для себя нечто новое. Отдавать же предпочтение какому-либо конкретному месту не отваживаюсь. Каждый из городов Испании обладает своей притягательной силой. Причем иногда в сравнительно небольших городах, таких как Толедо или Саламанка, путешественник может найти для себя очень много интересного. Выбрать любимое место в Испании так же сложно, как отдать, например, предпочтение спроектированному великим А. Гауди барселонскому собору "Святого семейства" в архитектурном споре с древними кафедральными соборами Севильи или Сантьяго-де-Компостела. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы обычно стараемся распространять слово «культура» на музыку, изобразительное искусство, театр, литературу, кино… Хотя понятие это гораздо шире. Это весь массив, который несёт сегодняшнее народонаселения России. Я в этом смысле старюсь говорить даже не «народ», поскольку делать со своей страной, с окружающим миром то, что делается сейчас в России, вести себя так может только народонаселение, увы.
Культура идёт вслед за обществом, вслед за развитием экономической ситуацией. К сожалению, она не опережает их. Пожалуй, так происходят и во всём мире.
Вообще – что такое «кризис в культуре»? Это когда, например, в подъездах грязно. Если у нас существуют грязные подъезды, значит, кризис не заканчивается и народ себя культурной нацией не ощущает.
Достаточно заглянуть в Интернет, послушать и почитать, что говорят политические оппоненты с обеих, а точнее – со многих сторон, «оппозиционеры» или «позиционеры» в средствах массовых информациях и тем более в личных блогах и понять, что кроме отборного мата другого языка народ и не знает.
Культурная нация – не источает злобу. А у нас везде, в разных жизненные ситуациях – злость. Злость, замешанная на амбициях и жадности, с одной стороны, и на нищете, с другой. Это говорит о нашем варварстве, которое – антипод культуры.
Что же касается искусства, всех его видов, то в сложившейся невесёлой ситуации мы виноваты сами. Никто, особенно молодежь, не желает себя утруждать. Не привык современный народ напрягаться. И не только в России, на самом деле. Всем хочется сделать все как можно быстрее, проще и в результате завоевать и жизненные позиции, и получить хороший заработок. «Побыстрее, полегче и подороже» – символ современной жизни. И это явление тоже – кризис культуры и связан с тем, о чем говорилось вначале. Культуры – как самосознания, как самоощущения.
Когда для людей главным стали деньги, причем быстрые, было роздано производство в страны третьего мира, и многие лишились потенциальных рабочих мест. Это тоже вопрос культуры – культуры тех, кто раздавал, культуры тех, кто руководил, тех, кто смотрел на происходящее сквозь пальцы, кто ворочал финансовыми потоками, создавая себе удобства. Всё – звенья одной цепочки, нельзя говорить о проблемах в искусстве, культуре, минуя все аспекты жизни.
Противостояние «актуального» искусства более традиционным формам, я считаю, и обсуждения не стоит. Все эти «актуальные» коммерческие программы, которые сочиняются кураторами, на самом деле не имеют материального содержания. И в этом, к сожалению, тонут даже очень талантливые люди. Им тоже хочется, чтобы полегче, побыстрее, чтобы не надо было долго учиться, утруждать себя какими-то знаниями. Достаточно придумать нечто запоминающееся на ближайший день, и всё будет отлично, и можно тасоваться, иметь успех. Условно говоря, – это культура глянцевых журналов.
Сегодня с трудом представишь себе мастера, в какой бы области искусства он ни работал, который трудился бы для будущего, для самого искусства.
Хотя такие художники есть – и у нас, и на Западе. Правда, их совсем мало. Но они чаще не попадаются в зону общественного интереса, крайне упрощенного, «на злобу дня». А ведь то, что было актуально вчера – сегодня уже не вызывает никакого интереса.
Это тоже беда, проблема общей культуры народонаселения планеты – сиюминутность человеческого сознания, сиюминутность порыва. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Испания/Espana. Киселев А.В., М., КАРО, 2001
. Испания. Путеводитель с картами и словарем. Le Petit Fute, 2000
. Национальная идея как осмысление опыта вхождения в Большой Мир //Тез. докл. V ежегодной науч.-практ. конф. «Глобализация: реальность, противоречия, перспективы». Т.1 Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного университета, 2007. – 281 с.
. Несвободная свобода в испанской культуре // Матер. междунар. науч.- практ. конф. «Коллизии свободы в постиндустриальном обществе». Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного универитета, 2003. – 440 с.
. Особенности испанского менталитета // Сб. статей и матер. Всероссийской науч. конф. «Народная культура: личность, творчество, досуг». Омск: ООО «Издательский дом «Наука», 2003. – 193 с.
. Особенности картины мира Испании // Матер. Междунар. науч. конф. «Проблемы концептуализации действительности и моделирования языковой картины мира». Архангельск: Поморский гос. Университет, 2007. – 80 с.
. Папирян. Г. А. Международные экономические отношения. Экономика туризма. М., 2000 г.
. Путеводитель – Испания, М., 2002г.
. Социально-экономическая география зарубежного мира. Под ред. В.В. Выльского. М., 2001 г.
. Специфика испанской картины мира // Доклады участников всероссийской школы молодых ученых «Картина мира: язык, философия, наука». Томск: издание ТГУ, 2006. – 100 с.
. Стиль культуры как способ решения региональных проблем // Матер. Всероссийской научн.-практ. конф. «Культурологический подход в образовании». Екатеринбург: Уральский гос. педагогический университет, 2006. – 133 с.
. Туризм (Практика, проблемы, перспективы) // 2002 г. №7 ПРИЛОЖЕНИЕ
Карта Испании
Туристическая карта Испании