- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 29,63 Кб
Культурно-просветительная работа в СССР 60-70 годах
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Институт Современного Искусства»
Курсовая работа
По дисциплине: История досуга
Тема:Культурно просветительная работа в СССР 60-70 годах
Выполнила студентка
Михайлова Татьяна
Группа:ДМК – 1
Преподаватель:
Кутузовская А.С.
МОСКВА 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
культурный просветительный работа шефство
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В СССР
.1 Цели и задачи культурно-просветительной работы
.2 Анализ культурно-исторического опыта организации культурно-просветительной работы в СССР
.2 Государственное управление в сфере культурно-просветительской работы
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СССР 60-70 ГОДОВ XX ВЕКА8
.1 Основные направления культурно-просветительной работы
.2 Культурно-просветительская работа в войсках МВД (МГБ) СССР в 1960-1970 гг.
.3 Опыт культурного шефства в СССР
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. На сегодняшний день одним из важных направлений в исторической науке является исследование исторических моментов формирования и развития культурно-просветительной работы в СССР, а так же проведение оценки ее исторических результатов. Достаточно продолжительное время деятельность региональных просветительных учреждений и обществ не считалась явлением, которое имело в отечественной истории большое значение. Однако в последнее время в связи с низким уровнем культурного развития населения России, массовым пренебрежением к народным традициям, духовно-нравственным ценностям, литературе, искусству и экологии, в научных трудах все чаще актуализируется необходимость исследования общественных организаций, которые ставили перед собой задачу просвещения широких слоев населения.
Процесс взаимоотношений культуры и государства в СССР во второй половине 1960-х -1970-х гг. можно исследовать как на уровне институтов, которые входили в непроизводственную сферу, так и на уровне взаимодействия государства с носителями культуры в лице творческой интеллигенции. В целом тема «культурно-просветительская работа в СССР» достаточно разносторонняя, и включает в себя массу различных аспектов и его содержание можно разделить на несколько самостоятельных направлений исследования.
Прежде всего, бесспорно, сохраняет свою актуальность исследование проблемы становления и развития культурно-просветительской работы в СССР.
Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что одной из самых актуальных задач современного общества является создание благоприятных условий для формирования полноценной, здоровой личности, ориентированной на общечеловеческие, культурно-исторические, художественно-эстетические, духовные ценности. Обращение к историческому опыту развития социально-культурной деятельности, и, в частности, досуга, позволит использовать данный опыт в условиях современной социокультурной ситуации, где идет процесс трансформации досуга, обусловленный, с одной стороны – стремлением общества к возрождению национально-духовных традиций, с другой – использованием зарубежных достижений в данной сфере.
Объектом исследования является культурно-просветительная работа в СССР.
Предметом исследования – особенности культурно-просветительной работы в СССР 60-70 годов XX века.
Целью исследования является изучение истории становления и развития культурно-просветительной деятельности общественных организаций и частных лиц в СССР 60-70 годов XX века.
Для реализации поставленной цели будут решены следующие задачи:
.Рассмотреть цели, задачи культурно-исторический опыт организации культурно-просветительной работы в СССР;
.Изучить государственное управление в сфере культурно-просветительской работы;
.Выявить основные направления и особенности культурно-просветительной работы в исследуемый период;
.Исследовать опыт культурного шефства в СССР.
Положения, выносимые на защиту. К числу основных положений, выносимых на защиту, необходимо отнести:
1. Культурно-просветительская работа в СССР имела цель подготовить народ к тому, чтобы впоследствии раздуть мировой пожар и приступить к мировой революции.
2. Неотъемлемой частью культурно-просветительской работы в СССР в 60-70-х годах стала музыкально-просветительская деятельность.
3. В начале 60-х годов ХХ века в СССР наблюдается активизация работы войсковых культурно-просветительных учреждений.
. Опыт культурного шефства в СССР – наглядный пример усвоения и продолжения одной из «составляющих ось, сущностные черты российского менталитета, которые все времена скрепляли нацию.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В СССР
1.1 Цели и задачи культурно-просветительной работы
Культурно-просветительная деятельность в широком смысле это организованная вне учебных заведений деятельность, содействующая культурному росту человека [17, c.233]. В СССР культурно-просветительная работа – система мероприятий, способствующих коммунистическому воспитанию и политическому просвещению трудящихся, подъёму их общего культурного уровня, развитию творческих возможностей, организации досуга. Культурно-просветительная работа являлась составной частью идейной деятельности Коммунистической партии и Русского страны, профсоюзов, комсомола [12, c.46].
Культурная революция в СССР была нацелена на формирование новой, пролетарской массовой культуры, основанной на марксистко-ленинской идеологии, на воспитании подрастающего поколения и перевоспитании старшего в духе коммунистической идейности и нравственности, интернационализма и атеизма [13, c.265].
Культурно-просветительская работа призвана была решать следующие задачи:
коренного переворота в духовном развитии общества и ликвидации неграмотности и культурной отсталости населения;
формировать коммунистическое мировоззрение, содействовать политической и боевой подготовке войск, воинскому воспитанию;
воспитывать военнослужащих в духе любви к советской Отчизне и ненависти к ее врагам, дружбы народов и интернационализма;
пропагандировать боевые традиции, воспитывать войсковое товарищество, способствовать освоению военных и военно-технических знаний;
способствовать повышению бдительности и боевой готовности, росту уровня общей и военной культуры;
содействовать атеистическому, физическому и эстетическому воспитанию воинов, прививать любовь к художественной литературе;
развивать самодеятельное художественное творчество и организовывать досуг личного состава [2, c.96].
Задача ликвидация неграмотности и культурной отсталости населения, в их интернациональном сплочении являлась одной из важнейших задач культурно-просветительной работы. Все культурно-просветительные учреждения были призваны удовлетворять духовные запросы населения – в основном выходцев из крестьянской и рабочей среды, не имевших ранее такой возможности.
Советское государство взяло на себя финансирование и руководство всеми отраслями культуры и образования. Культурная революция имела цель подготовить народ к тому, чтобы впоследствии раздуть мировой пожар и приступить к мировой революции. Для чего требовалось экстренное приобщение народных масс к культурным ценностям, а для начала – ликвидация их элементарной неграмотности. Сразу после революции В.И. Ленин призвал обучить все взрослое неграмотное население страны к 10-летию Октября (что, естественно, оказалось невыполнимым). Обучать должна была целая армия энтузиастов-просветителей [10, c.59].
Большевики были не оригинальны: во все времена в народном образовании передовые люди России видели залог ее развития. И во все времена осуществлялось это во многом силами общественников-энтузиастов.
Таким образом, можно выделить задачи культурно-просветительской работы в СССР. Борьба с вопиющей неграмотностью населения была одной из основных сфер деятельности российской общественности. Идея Просвещения всегда оставалась в России национальным идеалом. Просвещение народа расценивалось как панацея чуть ли не от всех социальных и экономических бед. Неслучайно общественное движение в России началось с культурно-просветительских обществ. Училища для детей бедняков организовывал великий просветитель Н.И. Новиков, школы для солдат – декабристы. Студенты, сельские учителя, земские деятели бесплатно учили крестьян и их детей, преподавали в школах для рабочих. Шестидесятники XIX века создали в России систему обучения взрослых – воскресные школы. Обучение грамоте, чтение лекций, издание и распространение книг, открытие библиотек, народных университетов, разработка проектов клубов и читален, создание инновационных педагогических программ, режиссура и устройство «народных развлечений», открытие народных домов.
1.2 Анализ культурно-исторического опыта организации культурно-просветительной работы в СССР
Со времен февральской революции 1917 года страна постоянно переживала сложное время предвоенных, военных и первых послевоенных лет, потребовавших невероятного напряжения всех сил народа. Объективно к культуре предъявлялись повышенные требования в интересах мобилизации населения, на решение возникших в стране сложных задач.
История культурно-просветительной деятельности в СССР проходило несколько этапов становления, среди которых, по мнению Е.В. Литовкина [10] в можно выделить пять этапов:
Первый этап (90-е годы XIX века) – зарождение культурно-просветительной работы. Возникновение практики, а затем и понятия «культурно-просветительная работа» было связано с развитием внешкольного образования как образовательно-просветительного явления.
Второй этап (1905-1920 гг.) развития культурно-просветительной работы – деятельность досуговых учреждений профсоюзов, кооперативов, общественных организаций и учреждений внешкольного образования. Хронологические рамки второго этапа автор обосновывает тем, что в 1905 году появились первые клубы профсоюзов, кооперативов, которые рассматривали свою деятельность как культурно-просветительную, а внешкольную (образовательную) работу – в качестве её элемента.
Февральская революция 1917 года потребовала от новейшей власти выработки социально-культурной политики, основанной на демократических началах. С октябрьской революцией осуществлены мероприятия по созданию и развитию системы политико-просветительной работы. Сделаны новые органы управления образованием и социальной сферой. Идеология победившей власти реализовывались в области просвещения, внешкольного образования, социально-культурной деятельности.
В эти годы в стране происходило становление социалистической культуры, целью которой было достижение высоких результатов в сфере искусства в интересах широких народных масс путем четкого руководства со стороны государства, основанное на принципах коммунистической партийности. Все учреждения культуры стали рассматриваться как инструмент идеологического воспитания.
Третий этап (1920-1945 гг.) – культурно-просветительная работа как направление политико-просветительной работы. Определение хронологических дат этого этапа основано на том, что в первые годы советской власти это направление продолжало называться внешкольным образованием. Но наряду с этим термином использовался и термин «культурно- просветительная работа» для обозначения одного из направлений внешкольного образования. Профсоюзные, кооперативные и другие объединения продолжали называть свою досуговую деятельность культурно-просветительной работой.
На первом Всероссийском съезде по внешкольному образованию 6-19 мая 1919 года любительские театральные, музыкальные, хоровые, литературные и другие кружки имели название культурно-просветительных.
Постепенно происходило увеличение ассигнований на культурно-просветительскую работу. К середине 1920-х гг. появляются новые формы работы, например, вечера вопросов и ответов, вызвавшие большой интерес населения. В избах-читальнях развивается художественная самодеятельность, организуются драматические, музыкальные и другие кружки.
В 1923 г. создается общество «Долой неграмотность». В числе первых членов Общества были В.И. Ленин, Н.К. Крупская, М.И. Ульянова, А.В. Луначарский, председателем Общества с 1925 г. был М.И. Калинин. Несмотря на все трудности, переживаемые страной в 1920-е годы, Общество получало высокие государственные дотации. Его материальная база, помимо государственных дотаций, складывалась из добровольных взносов предприятий, учреждений, редакций газет, отчислений с патентов на право продажи некоторых товаров и продуктов, пополнялась членскими взносами и средствами от продажи значков, билетов на различные культурные мероприятия.
В дальнейшем советское государство последовало примеру своего дореволюционного предшественника: ужесточило контроль за этим общественным объединением и слило его с государственными организациями.
Задачу приобщения народа к культуре, так или иначе решали и другие первые крупные советские общественные объединения: «Друг детей», национальные общественные объединения, Всероссийское Общество охраны природы, Российское Общество Красного Креста и особенно – Общество по борьбе с алкоголизмом, созданное в 1928 г. под лозунгом «Алкоголизм и социализм несовместимы!» [6, c. 124].
Основной формой приобщения населения к книге были избы-читальни и библиотеки, хотя книжный фонд их был очень скудный. В начале 1925 г. партийные и советские организации стремились сконцентрировать имевшуюся у различных ведомственных организаций литературу в общедоступных библиотеках и избах-читальнях. Избы-читальни положили начало существования многих библиотек страны.
С середины 20-х годов в культурно-просветительской работе начинается активное использование кино. Результатом проводимой работы стала устойчивая сеть культурно-просветительских учреждений.
Страну обхватило воистину общее движение по организации клубных кружков: общеобразовательных, производственных, военных, рабкоровских, физкультурных, художественных и др. Выступления «синеблузников», «живгазетчиков», инсценированные суды и расширение работы с семьей и детьми.
В 30-е гг. происходит развертывание клубного строительства, развитие сети библиотек, парков, молодежных клубов, секторов по работе с детьми и т.д. Происходит активизация борьбы с религией, разрушение памятников храмовой архитектуры, проводятся социалистические соревнования за «обезбоживание» фабрик, сел, общежитий, введение запретов на профессии, борьба с «религиозными вредителями». Культурно-просветительные учреждения – активные ассистенты партии и страны в усилении идейного контроля в борьбе с религией, кулаками, «врагами народа».
Четвертый этап (1945-1985 гг.) – культурно-просветительная работа как самостоятельная сфера. В 1945 году произошло реформирование политико-просветительной работы, которая была выделена из системы образования в самостоятельную сферу и стала называться «культурно-просветительная работа» [19, c.79].
В эти годы вели активную деятельность выдающиеся, весьма авторитетные в стране и мире представители творческой интеллигенции – писатели, поэты, театральные режиссеры и драматурги, композиторы, артисты с различными взглядами на художественное творчество, представлявшие различные художественные школы и направления. Большинство из них являлись яркими творческими индивидуальностями.
Пятый этап (с 1985 г. по настоящее время) – культурно-просветительная работа как одно из направлений культурно-досуговой (до 1994 г.), затем социально-культурной деятельности. Благодаря учреждениям культуры значительно повысилось качество и эффективность культурно-просветительной работы, а театральное дело, ансамблевое и оркестровое исполнительство, гастрольная деятельность стали базой для подготовки специалистов этой сферы учреждений. Организовывали гастроли творческих коллективов из Москвы, Ленинграда, Киева, Свердловска, других городов, а также дальневосточных ансамблей красноармейской песни, военных театров, оркестров. Благодаря этому с достижениями мировой и отечественной музыки, театра знакомились не только крупные центры, но и отдаленные населенные пункты.
Таким образом, на всех этапах формирования культурно-просветительской деятельности в СССР, учреждения культуры сыграли важную роль в культурном просвещении масс и формировании новой пролетарской культуры. Для разъяснения идеологии и политики партии, эстетического воспитания активно использовались разные средства. Основную нагрузку несли клубы, библиотеки, ансамбли, театры. Очень популярны были самодеятельные кружки, в которых все желающие могли выявить и развить свой талант. Основной формой культурно-просветительской работы среди населения стали избы-читальни, клубы являвшиеся центрами культурной жизни и проводниками новой политики партийных органов.
В первые годы советской власти учреждения культуры, отдаленные от культурных центров, развивались стихийно. Отсутствовали материальная база, финансовая и материальная поддержка, ощущался дефицит кадров. Сотрудники в большинстве случаев работали на общественных началах. Нормативно-правовая база была несовершенной и устаревшей.
1.2 Государственное управление в сфере культурно-просветительской работы
К концу 30-х годов в РСФСР существенно выросли масштабы деятельности учреждений культуры и искусства, значительно возросла роль культуры в духовной жизни общества, в решении социально-экономических задач, индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства, укрепления обороноспособности государства. Значительно вырос отряд творческой интеллигенции, ее участие в развитии литературы и искусства.
В связи с увеличением количества школ и дошкольных учреждений Наркомпрос не мог в полной мере уделять должного внимания и растущим объемам деятельности учреждений культуры и искусства, увеличившейся потребности еще более широкого развития культуры в целях удовлетворения растущих духовных запросов населения. Встал вопрос о создании самостоятельных (вне Наркомпроса) государственных органов управления культурным строительством в РСФСР и СССР.
Развитие культуры требовало усиления государственного управления, координации и концентрации руководства, повышения организационного и профессионального уровня деятельности соответствующих структур власти.
В 1936-1937 годах были созданы Комитет по делам искусств при Совнаркомах СССР и РСФСР; Управление по делам полиграфической промышленности, издательств и книжной торговли при Совнаркоме РСФСР; Народный комиссариат кинематографии. На них были возложены задачи государственного управления культурным строительством в РСФСР. Они действовали почти 17 лет, до апреля 1953 года [7, c. 63]. В них работал большой отряд квалифицированных управленцев. На их счету много полезных и интересных дел. В целом они смогли обеспечить дальнейшее развитие культуры и искусства в сложных условиях предвоенной поры, четырехлетней Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, послевоенного восстановления народного хозяйства, нарушенного жестокой войной, особенно на оккупированных немецко-фашистскими захватчиками территориях РСФСР.
Значительную роль в государственном управлении культурой и искусством сыграл Комитет по делам искусств при СНК СССР, созданный постановлением Совнаркома от 17 января 1936 года. В решении Политбюро ЦК ВКП(б) от декабря 1935 года, предрешившем создание Комитета, было определено главное назначение Комитета – руководить всеми делами искусства.
От представителей государственных органов культуры требовалось особое умение и навыки работы с творческой интеллигенцией, учитывая еще и необходимость строгого исполнения в работе с интеллигенцией партийных установок по вопросам развития культуры и искусства.
И, наконец, созданный Комитет не имел еще достаточного опыта работы. К руководству Комитетом пришли молодые люди. Храпченко было лишь 34 года. Такого же возраста были и другие руководители. Им приходилось изучать театр, драматургию, музыку, изобразительное творчество, находить рычаги воздействия на творцов искусств, проявляя терпение, дипломатичность, четко и ясно ставить задачи и настойчиво их реализовывать [12, c. 99].
В этих непростых условиях Комитет и его руководство в основном успешно действовали, выполняя функции регулирования государством культурного строительства, и вписали одну из ярких страниц в развитии культуры и искусства. М.Б. Храпченко завоевал высокий авторитет у большинства выдающихся деятелей литературы, театра, художников и музыкантов. Он был сторонником многообразия течений и форм в искусстве, свободного творчества, его гуманистического содержания.
В июне 1939 г. состоялась Всесоюзная режиссерская конференция, на которой выступили Храпченко и Солодовников. Руководитель Комитета подтвердил курс на развитие «творческой индивидуальности театров», на свободу выбора репертуара. В январе 1939 г. на общемосковском собрании драматургов М.Б. Храпченко подтвердил, что театральный коллектив должен самостоятельно создавать репертуар и нести ответственность за свою работу.
Культурная политика в государстве вырабатывалась в Политбюро, Оргбюро и Управлении пропаганды и агитации ЦК ВКП(б). По инициативе Комитета Политбюро ЦК ВКП(б) утвердило «Художественный Совет при председателе «Всесоюзного комитета по делам искусств». Он состоял из трех секций: театра и драматургии, музыки и изобразительных искусств [2, c. 288].
В августе 1946 года ЦК ВКП (б) принял постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград». Затем приняты постановления «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», о кинофильме «Большая жизнь», «Об опере Мурадели «Великая дружба» (февраль 1948 года).
Этими документами был дан сигнал к суровой критике творчества А.А. Ахматовой, М.М. Зощенко, Э.Г. Казакевича, Ю.П. Германа, С.С. Прокофьева, В.Я. Шебалина, В.И. Мурадели, Д.Д. Шостаковича, Г.М. Козинцева, В.И. Пудовкина, С.И. Юткевича, С.М. Эйзенштейна. Главная задача состояла в том, чтобы «приструнить» интеллигенцию, повернуть ее лицом к «социалистическому реализму». Только 20 октября 1988 года Постановление «О журналах «Звезда» и «Ленинград» было отменено ЦК КПСС как ошибочное, в котором были искажены ленинские принципы работы с художественной интеллигенцией, грубой и необоснованной критике были подвергнуты видные писатели [3, c.70].
февраля 1945 г. постановлением СНК РСФСР был создан Комитет по делам культурно-просветительных учреждений (КПУ) при СНК РСФСР, преобразованный в 1946 г. в Комитет по делам культурно-просветительных учреждений при Совете Министров РСФСР. Руководителем Комитета была назначена Леонтьева. Комитет работал до 25 апреля 1953 г. и был ликвидирован в связи с образованием Министерства культуры РСФСР. В Комитет входили инспекция при Председателе Комитета, планово-финансовое управление, управление библиотек, управление клубных учреждений, управление пропаганды, отдел учебных заведений и централизованная бухгалтерия. Также был уполномоченный Комитета по делам КПУ при Совмине РСФСР по Берлину в 1945-1949 гг.
В субъектах РСФСР действовали автономно-республиканские управления по делам КПУ, краевые и областные отделы по культурно-просветительской работе. В Комитете проходили совещания работников КПУ, на которых обсуждались вопросы по музыкально-зрелищной, физкультурной, затейно-игровой работе, состояние и деятельность библиотек и музеев, в т.ч. работа Государственного музея И.С. Тургенева в Орле и его филиала в Спасском-Лутовинове, Московского Планетария, научно-методического кабинета, Центрального лекционного бюро и т.д.
В Комитете утверждались и рассматривались положения и штатные расписания о районных отделах культуры и методических кабинетах, о краеведческих и других музеях, о районных и сельских лекториях, о проведении выставок работ самодеятельных художников, смотрах художественной самодеятельности, планы работы, сметы расходов и отчеты Государственной библиотеки им. Ленина, Государственной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, Центральной библиотеки иностранной литературы, вопросы приема иностранных делегаций и направления в загранкомандировки. Был создан Госкультпросветиздат. Комитет занимался всем комплексом культурно-просветительной работы. В то время были заложены основы культурно-просветительной работы будущего Министерства культуры РСФСР. В июне 1947 г. было проведено Всероссийское совещание по культурно-просветительной работе, на котором были определены задачи дальнейшего развития культпросветработы, особенно, на селе.
В эти же годы действовал Комитет по делам искусств при Совете Министров РСФСР. В Комитете работала коллегия, на которой рассматривались важнейшие вопросы деятельности учреждений искусств РСФСР. Комитет осуществлял централизованное управление театрами и концертными организациями всей России.
Тяжелым испытанием для страны явилась Великая Отечественная война 1941-1945 гг., первые послевоенные годы восстановления народного хозяйства. Главное внимание всех государственных органов культуры СССР и РСФСР, всех учреждений культуры и искусства, творческой интеллигенции было сосредоточено на мобилизации народа средствами литературы, журналистики, культуры и искусства на победу в войне, на культурном обслуживании частей действующей армии и флота, а также военизированных тыловых учреждений и организаций. В начале войны Комитет по делам искусств при Совете народных комиссаров СССР совместно с Военно-шефской комиссией ЦК профсоюза работников искусств взяли на себя централизованное руководство военно-шефской работой. Они организовывали фронтовые артистические бригады, фронтовые театры, оказывали помощь художественной самодеятельности.
Центральная военно-шефская комиссия, ее областные и районные отделения, совместно с органами и учреждениями культуры проводили работу по культурному обслуживанию военнослужащих на мобилизационных и сборных пунктах. Все артисты театральных и концертных коллективов, художественной самодеятельности страны активно включились в эту работу, считали своим патриотическим долгом выступать в военных госпиталях не только в залах, но и даже в палатах, где лечились раненые, на железнодорожных вокзалах, где останавливались военные эшелоны.
Таким образом, комитеты по делам искусств и культурно-просветительской работы в центре и соответствующие органы на местах: в республиках, краях и областях заложили основы для формирования и совершенствования государственной системы регулирования культурой и искусством.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СССР 60-70 ГОДОВ XX ВЕКА
2.1 Основные направления культурно-просветительной работы
Важным направлением культурно-просветительной работы в СССР в исследуемом периоде сыграла организация музыкально-просветительской деятельности населения. В 1956 году было организовано Всесоюзное издательство «Советский композитор», цель которого состояла в пропаганде творчества советских композиторов. Однако, несмотря на значительный тираж выпускаемой продукции, музыкальные издательства не могли полностью удовлетворить спрос населения, что в свою очередь стало толком для создания новых издательств, как в РСФСР, так и в союзных республиках. Так же стоит обратить внимание на значительную роль государства в развитии книгоиздательского дела и печати, формировании и укреплении материальной базы культуры, как важнейшего направления в деле эстетического воспитания населения.
В 1961г. при Союзе композиторов СССР была создана комиссия по музыкально-эстетическому воспитанию детей и юношества. Ее цель состояла в разработке форм массового музыкального воспитания, создании и популяризация детской музыки, музыкальное просвещение трудящихся.
Было организованно, сохранившееся до наших дней, мероприятии «Всесоюзной недели музыки для детей», музыкальных вечеров, собраний, клубов. Особенностью программ этих музыкальных мероприятий было то, что они были не только развлекательным, но и обладали развивающим характером. Главное: познакомить детей с хорошей музыкой, научить слушать её, привлечь детей к активному музицированию. В концертах участвовали профессиональные музыканты и учащиеся музыкальных школ, хоровые и хореографические коллективы, оркестры и ансамбли. В специально изданных брошюрах, давались рекомендации по проведению подобных мероприятий для детей младшего, среднего и старшего возраста, а также прилагался примерный репертуарный и литературный список.
Большой популярностью пользовался цикл симфонических концертов «Музыкальные вечера для юношества» в Колонном зале Дома Союзов ВЦСПС, организованный по инициативе Союза композиторов СССР. На данных концертах проходило не только прослушивание музыки, но и проводились беседы, целью которых было не только знакомить слушателей с исполняемыми произведениями, но и показать их связь с историей, с другими видами искусства, раскрыть их эмоциональный настрой, многообразные жизненные связи. Концерты транслировались по радио и телевидению, в надежде быть услышанными не только детьми, но и родителями и учителями [7, c.96].
Очагами массовой музыкальной культуры становились и музыкальные школы. В 60-е годы их количество увеличилось по сравнению с 1945 г. в десять раз. Это потребовало пересмотра существующих принципов работы школы, совершенствования методов, некоторого изменения содержания обучения в них. Гораздо большее значение в работе музыкальных школ придаётся просветительской деятельности учащихся и преподавателей, контактам с общеобразовательной школой.
Примером в 60-70-е годы была работа Московской ДМШ №8, руководимой Ю.Е.Левитом. В ней внешкольная музыкально-просветительская деятельность учащихся рассматривалась не как дополнительная нагрузка, а как составная часть учебно-воспитательного процесса.
Интересен опыт Ленинградской ДМШ №1 под руководством директора С.С.Ляховицкой. Среди новых форм – классные собрания, в которых читаются сообщения, доклады педагогов, обсуждаются события музыкальной жизни, поют, танцуют, аккомпанируют себе и друзьям, играют собственные сочинения. Затем всё услышанное обсуждается самими детьми. Педагогами школы изданы сборники для домашнего музицирования с переложениями симфонической, оперной и народной музыкой. Так у детей вырабатывались сначала навыки, а затем и потребность в самостоятельном музицировании [11, c. 155].
Среди новых форм культурно-просветительской работы значительной эффективностью обладала система абонементных лекций-концертов, обладающая целенаправленностью, стройностью и плановостью, дающая возможность более полно изложить музыкальную тему и стабилизировать аудиторию слушателей. Перед педагогами ставилась задача «быть активными пропагандистами музыкального искусства, создавать вокруг себя атмосферу любви к музыке, воспитывать в своих учениках потребность непосредственного участия в необходимом и благородном деле музыкально-эстетического воспитания, потребность всегда и во всём служить интересам Родины» [20, c.21].
Интересна форма детской филармонии, как действующей организации музыкальной школы, распространяющей своё влияние на город, район и т. д. Замечательным примером была «Народная детская филармония» ДМШ им. И.О.Дунаевского г. Москвы. Главной её целью было объединение всей детской самодеятельности района. Народная филармония предлагала широкую разветвлённую концертную деятельность силами педагогов и учащихся музыкальных школ с привлечением коллективов и солистов детской самодеятельности: клубов, Домов культуры, общеобразовательных школ. Руководил этой работой и оказывал методическую помощь самодеятельности коллектив преподавателей ДМШ. В актив филармонии вовлекались учащиеся старших классов, это давало им возможность на практике проявить свои организационные способности. Работа сопровождалась конкурсами на звание коллектива и артиста филармонии, заседаниями художественного совета, составлением конспектов лекций и бесед, отборочными прослушиваниями концертных номеров с участием педагогов и детей.
Рождались разнообразные формы музыкально-просветительской деятельности среди взрослого населения и молодёжи в деятельности Союза композиторов СССР, одного из важнейших центров музыкальной жизни страны. Это: встречи композиторов с различными категориями слушателей (учёные, рабочие, студенты, военные, дети и т.д.), вечера музыкальных новинок, обсуждение новых работ композиторов, дискуссии на злободневные музыкальные темы. Нередко гостями таких встреч были зарубежные композиторы и музыковеды.
Так при Союзе композиторов в 60-е годы Г.С. Фридом был создан «молодёжный музыкальный клуб», который также ставил перед собой задачу пропаганды классической музыки. Продолжили своё развитие традиции музыкально-просветительской деятельности концертирующих музыкантов России, берущие своё начало от великого пианиста А.Г.Рубинштейна, его знаменитых исторических концертов. Многие советские музыканты, совершенствуя формы музыкально-просветительской деятельности, стали их достойными продолжателями. Выдающиеся исполнители и композиторы перед выступлением сами рассказывали о музыкальных произведениях. Так появились концерты-беседы М.Кончаловского, организованные Москонцертом, в основу которых легли связи смежных видов искусства: «Французский импрессионизм в живописи, поэзии и музыке», «Скрябин -Блок – Врубель»; «Гоген – Бодлер – Равель»; «Микельанджело – Бах».
Чрезвычайно широкое распространение получили «Встречи со слушателями» – одна из принципиально новых и важнейших форм музыкальной социалистической культуры. «Значение этих встреч неоценимо: миллионы людей получают счастливую возможность непосредственного общения с деятелями искусства, что, несомненно, очень помогает их духовному развитию. Деятели искусства, в свою очередь, получают не менее счастливую возможность непосредственного общения со своими слушателями, и полученные при этом жизненные впечатления в высшей степени обогащают их творческую фантазию, способствуют их собственному духовному росту» [11, c. 157].
Таким образом, неотъемлемой частью культурно-просветительской работы в СССР в 60-70-х годах стала музыкально-просветительская деятельность. Силами выдающихся педагогов, музыкантов, общественных деятелей было сформированы новые методы и формы её организации. Одним из важнейших достижений музыкально-просветительской работы в СССР в исследуемом периоде стало формирование и развитие программ музыкального просвещения детей и молодёжи, которые сыграли важную роль в воспитании подрастающего поколения. Центральное значение получило взаимодействие со смежными видами искусства в осуществлении концертно-просветительской деятельности. Традиции домашнего музицирования были в дальнейшем использованы в деятельности музыкальных клубов не только для молодёжи, но и для взрослых, а так же в создании классных музыкальных собраний детских коллективов. Появление значительного количества публикаций, статей и научных трудов по музыкальной тематике говорит о том, что музыкально-просветительская деятельность имело огромное значение в организации культурно-просветительской деятельности и развитии культуры Советского государства.
2.2 Культурно-просветительская работа в войсках МВД (МГБ) СССР в 1960-1970 гг.
В начале 60-х годов ХХ века в СССР наблюдается активизация работы войсковых культурно-просветительных учреждений. В этот период прочно входят в практику смотры библиотек, клубов, комнат политико-просветительной работы, смотры-конкурсы художественной самодеятельности, изобразительного искусства. Пред командованием войск стояла важная задача превращения клубов частей в центры культурно-воспитательной и массово-политической работы [15, c. 357].
В войсках МВД СССР, так отмечалось в приказе МВД СССР № 028 от 9 января 1950 г. «О самодеятельном изобразительном творчестве в войсках МВД СССР», за последние годы значительное распространение получило самодеятельное и изобразительное искусство. По результатам смотра-конкурса самодеятельного изобразительного искусства в офицерском клубе МВД СССР в г. Москве была организована выставка скульптуры, живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, которая освещала жизнь советских граждан и вооруженных сил в СССР [16, c.59].
Командование войск наряду с материально-техническим обеспечением культурно-просветительской работы большое внимание уделяло работе клубов воинских частей. Клуб призван был стать не только местом, где демонстрируются фильмы, но центром культурной жизни воинской части, выполнять самые разные задачи. Так, в директиве начальника внутренней охраны МГБ СССР от 4 июня 1952 г. «О повышении роли партийно-политической работы в организации боевой подготовки» требовалось повысить роль клубов и библиотек в работе по политическому обеспечению боевой подготовки. В практической деятельности клубов особое место должны были занимать систематическая военно-техническая пропаганда, чтение лекций и докладов о приоритете русских и советских ученых и изобретателей в создании важнейших видов оружия, о требованиях военной присяги и воинских уставов.
В задачи деятельности клуб так же входила задача культурно-просветительской деятельности среди членов семей военнослужащих, особенно актуально это было в отдаленных гарнизонах. В директиве Главного управления внутренней охраны МГБ СССР «Об улучшении работы среди семей военнослужащих» от 11 июля 1952 г. отмечалось, что в воинских частях внутренней охраны проводится значительная политико-воспитательная и культурно-массовая работа среди семей военнослужащих, которая имеет неоценимое положительное значение в деле решения практических задач, стоящих перед внутренними войсками и охраной МГБ [10, c.96].
Принятые в послевоенный период командованием войск МВД (МГБ) СССР меры позволили улучшить работу клубов воинских частей, поднять на новый уровень культурно-просветительскую работу. В донесении управления внутренней и конвойной охраны (далее – УВКВО) МВД УССР от 15 апреля 1955 г. указывалось, что во всех частях и при УВКВО МВД УССР созданы кружки по изучению текущей политики для семей офицеров и вольнонаемного состава. В конце 1954 г. проведены смотры работы клубов и библиотек. Все клубы имели коллективы художественной самодеятельности и улучшили организацию культурного досуга военнослужащих и членов их семей. Немаловажную роль в удовлетворении культурных и духовных потребностей военнослужащих играли библиотеки войск, которые активной пропагандой книг, газет и журналов среди воинов содействовали выполнению задач, стоящих перед войсками МВД (МГБ) СССР.
В библиотеках гарнизонов были разработаны нормы подписки на журналы и газеты. Стоит отметить факт, что помимо центральных печатных журналов и газет в воинские части было разрешено выписывать одну газету на другом национальном языке на 10 солдат нерусской национальности.
Главными формами культурно-просветительской деятельности в войсках в период 60-70 годов были лекции, проводимые для личного состава, беседы и доклады на военные, естественнонаучные и политические темы. Были организованны вечера молодежи, встречи с передовиками производства, деятелями культуры и науки, культпоходы и тематические выставки, витрины, стенды, пропагандирующие достижения советского народа в строительстве коммунизма, традиции советских Вооруженных сил и боевые традиции своих воинских частей.
Проведенное в 1957 г. разъединение внутренних войск и пограничных войск по разным ведомствам вызвало необходимость образования во внутренних войсках центрального печатного органа. Исходя из этого, командование внутренних и конвойных войск просило у ЦК КПСС разрешение на создание при Политическом управлении внутренних и конвойных войск МВД СССР журнала под названием «На страже внутренней безопасности». Рассмотрев это обращение, 1 октября 1957 г. ЦК КПСС принял решение об издании Министерством внутренних дел СССР военно-политического журнала под другим названием – «На боевом посту». В целях реализации решения ЦК КПСС был издан приказ МВД СССР № 0647 от 29 ноября 1957 г. «Об издании журнала «На боевом посту». Однако журнал просуществовал недолго. В связи с расформированием общесоюзного Министерства внутренних дел и передачей руководства внутренними и конвойными войсками в ведение министерств внутренних дел союзных республик в 1960 г. издание журнала было прекращено и возобновлено только с января 1970 г [12, c. 125].
В послевоенный период возобновилось прерванное в ходе Великой Отечественной войны культурное шефство творческих коллективов над воинскими частями и подразделениями. Положение о культурном шефстве работников культуры и искусства Советского Союза над Вооруженными силами СССР распространялось и на внутренние и конвойные войска МВД СССР.
В соответствии с Положением каждый коллектив работников искусств (театра, цирка, филармонии, концертно-эстрадного бюро, ансамбля, оркестра, и т.д.) ежегодно должен был организовать не менее 10 шефских спектаклей (концертов) для воинов. Эти шефские выступления проводились для рядового, сержантского и старшинского состава, а также для курсантов военных и суворовских училищ. Как правило, выступления планировались на праздники: на День Советской армии, День пограничника, День международной солидарности трудящихся 1 мая, День
Военно-Морского флота, День Воздушного флота СССР, День танкиста, День артиллерии, День строителя, годовщину Великой Октябрьской социалистической революции, День Конституции СССР и дни праздников, годовщин, юбилеев частей (соединений).
Таким образом, в СССР в 60-70 годы ХХ века организация и проведение культурно-просветительской деятельности во внутренних войсках вышли на другой более качественно уровень. Большое значение данному направлению воспитательной работы было уделено со стороны руководства войск, творческих коллективов интеллигенции, что оказало благотворное влияние на повышение культурного уровня военнослужащих.
2.3 Опыт культурного шефства в СССР
Культурное шефство было не открытием большевиков, а продолжением (с соответствующими новому строю коррективами) традиций, родившихся в незапамятные времена и формировавшихся в течение без малого трех веков российской истории. Советскому шефству предшествовали общественная благотворительность, общественное призрение, меценатство, общественное вспомоществование, еще раньше – княжеская благотворительность, «помочи», и т. п.
Опыт культурного шефства в СССР – наглядный пример усвоения и продолжения одной из «составляющих ось, сущностные черты российского менталитета, которые все времена скрепляли нацию. Общество вело практическую работу в городе и деревне. Шефы проводили индивидуальные и групповые занятия, создавали ликвидационные пункты, распространяли учебники, вербовали кадры для обучения неграмотных, для учета их числа и т. д. Использование советской властью культурного шефства во многом обеспечило бесспорные достижения в государственной социокультурной политике. Управлять столь огромной сложной и загадочной страной можно было только с осознанием исторических традиций и закономерностей ее внутреннего развития. Коммунисты сумели удержаться у власти целых 70 лет, потому что в значительной мере привели свою идейную платформу в соответствие с характерными особенностями русского самосознания [6, c.89]. В то же время коммунисты порой так переосмысливали и преобразовывали эти «сущностные черты» на свой лад, что это привело в конечном итоге к краху СССР.
К началу 60-х годов требования к качеству культурного обслуживания менялись, но готовность потенциальных шефов выполнять эту обязанность на общественных началах становилась все меньше. Не помогали ее активизировать ни многочисленные постановления, ни шумные пропагандистские акции. В 1970-е годы власти попытались внедрить новые формы организации шефства. Так обстояло дело с народными филармониями, созданными для упорядочения концертного обслуживания «глубинки». С их помощью государство надеялось упорядочить культурное обслуживание села, объединив усилия всех, кто его осуществлял: коллективов государственных филармоний, самодеятельных коллективов, музыкальных школ и училищ, театров. Составлялись программы концертов, единые планы выступлений, обеспечивающие более или менее равномерное обслуживание, разрабатывались и утверждались программы. Но эти организационные усилия не увенчались успехом. Опыт показывал, что при всем благородстве идеи шефства, на общественных началах нельзя осуществлять культурное обслуживание трудящихся на достойном уровне. К тому же со слишком большими сложностями были сопряжены выезды работников культуры в «глубинку» [4, c.83]. Артистам приходилось колесить по российскому бездорожью в холодных автобусах, ночевать в «домах колхозника», а то и в клубах, выступать на неприспособленных сценических площадках, в цехах, на фермах и полевых станах.
Учитывая требуемые гигантские масштабы, регулярность и «массовость охвата населения», становилось понятно, что эту сложную миссию не дилетантски, не эпизодически, а профессионально и регулярно можно выполнить только при условии, что это приобретет характер служебной обязанности, поощряемой материально. С течением времени так и произошло. В связи, с чем появилось новое обтекаемое понятие «культурно-шефская работа».
В 1970-80-е годы лидером культурно-шефской работы всесоюзного масштаба заслуженно считалась Государственная филармония Литовской ССР. В течение 12-ти лет за лучшие показатели в культурно-шефской работе на селе ей вручалось переходящее Красное знамя. Филармонии удалось сломать сложившиеся в СССР стереотипы культурного обслуживания. Художественный руководитель филармонии композитор Римандас Жигайтис так формулировал свое кредо: «Мы против концертов в цеху завода или на ферме, против превращения обеденного перерыва в концерт, когда люди в рабочей одежде толпятся у станков или у стойл. Это чистейшей воды профанация высокого понятия союза труда и искусства, обесценивание труда артиста. На встречу с искусством человек должен прийти, определенно настроив душу. В общении с искусством ему должна помочь окружающая обстановка. А потому мы сосредоточили силы на подготовке достойных концертных площадок в местных клубах, школах, даже костелах. Потому приглашаем сельских жителей на концерты в лучшие концертные залы и театры городов. Если говорить о воспитании уважения к искусству, то это куда более эффективно, хотя и хлопотнее, чем провести концерт на ферме. Мы больше не возим в село традиционные сборные концерты (чтец, певец, фокусник). Подавляющее большинство программ – тематические. В половине районов – циклы абонементных концертов. Предпочтение отдаем просветительским программам с участием лектора-музыковеда. Детский отдел проводит более семисот концертов в год в сельских общеобразовательных школах и музыкальных школах, сельских профтехучилищах. Боремся за каждого слушателя. И если на концерт серьезной музыки в сельский клуб пришло на два человека больше, чем в прошлый раз, – это наша победа. В сельском клубе выступает струнный квартет имени Чюрлениса, в зале на 300 мест всего 70 слушателей. Убыточно, но для нас – победа. Значит, завтра будет уже 71. Другая сторона шефства – готовность и желание подшефных получать помощь. Председатели колхозов и директора совхозов подписывают с филармонией договоры о сотрудничестве и таким образом несут личную ответственность за организацию аудитории, реализацию билетов, готовность сценической площадки, прием артистов» [5, c. 77].
По нашему мнению удачный опыт использования культурного шефства в СССР можно рассмотреть на примере Литвы. В селах Литвы выступали симфонический и камерные оркестры, струнные квартеты, ансамбль старинной музыки, ведущие солисты театра оперы и балета в главе с его директором Народным артистом СССР Виргилиусом Норейкой. Выезды шли по единому графику, в который включены были все населенные пункты Литвы, имевшие помещение, пригодное для выступлений.
Культурное шефство в Литве не ограничивалось только обслуживанием. К примеру, студенты и преподаватели пединститута города Шауляя, который шефствовал над Кельмесским районом, вместе с руководителями местных народных коллективов собирали в селах фольклор, делали его обработки, проводили репетиции, читали лекции в университете культуры, организовывали выставки работ студентов художественно-графического факультета.
Таким образом, при всей осторожности в отношениях с интеллигенцией советская власть все же использовала этот резерв шефства: интеллигенции было доверено так называемое «культурное обслуживание народа». Шефы «культурно обслуживали» села, воинские части, промышленные предприятия, стройки, доставляя искусство в госпитали, на фермы, в заводские цеха. Тем самым, по мнению большевиков, воплощалась в жизнь идея обеспечения общедоступности культуры.
Пусть рассмотренный нами опыт литовцев был счастливым исключением, но он доказывал, что миссия приобщать народ к высокому искусству – не утопия, что это осуществимо при определенных условиях, при необходимом для этого уровне общей культуры. К сожалению, такого уровня в СССР так и не достигли, а сейчас наблюдается явная тенденция к его снижению.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Чтобы перестроить всю страну на новых началах, необходимо было преодолеть массовую неграмотность, создать рабоче-крестьянскую интеллигенцию, развить науку, здравоохранение, бороться с безработицей. Проведение так называемой «культурной революции» имело особо важное значение для отсталых народов нашей страны.
Для разъяснения идеологии и политики партии, эстетического воспитания активно использовались разные средства. Основную нагрузку несли клубы, библиотеки, ансамбли, театры. Очень популярны были самодеятельные кружки, в которых все желающие могли выявить и развить свой талант. Основной формой культурно-просветительской работы среди населения стали избы-читальни, клубы являвшиеся центрами культурной жизни и проводниками новой политики партийных органов.
В качестве основных выводов необходимо отметить следующие:
1. Культурно-просветительская работа в СССР имела цель подготовить народ к тому, чтобы впоследствии раздуть мировой пожар и приступить к мировой революции.
Февральская революция 1917 года потребовала от новейшей власти выработки социально-культурной политики, основанной на демократических началах. В эти годы в стране происходило становление социалистической культуры, целью которой было достижение высоких результатов в сфере искусства в интересах широких народных масс путем четкого руководства со стороны государства, основанное на принципах коммунистической партийности. Все учреждения культуры стали рассматриваться как инструмент идеологического воспитания.
На всех этапах формирования культурно-просветительской деятельности в СССР, учреждения культуры сыграли важную роль в культурном просвещении масс и формировании новой пролетарской культуры.
2. Неотъемлемой частью культурно-просветительской работы в СССР в 60-70-х годах стала музыкально-просветительская деятельность.
Силами выдающихся педагогов, музыкантов, общественных деятелей было сформированы новые методы и формы её организации. Одним из важнейших достижений музыкально-просветительской работы в СССР в исследуемом периоде стало формирование и развитие программ музыкального просвещения детей и молодёжи, которые сыграли важную роль в воспитании подрастающего поколения. Центральное значение получило взаимодействие со смежными видами искусства в осуществлении концертно-просветительской деятельности. Традиции домашнего музицирования были в дальнейшем использованы в деятельности музыкальных клубов не только для молодёжи, но и для взрослых, а так же в создании классных музыкальных собраний детских коллективов. Появление значительного количества публикаций, статей и научных трудов по музыкальной тематике говорит о том, что музыкально-просветительская деятельность имело огромное значение в организации культурно-просветительской деятельности и развитии культуры Советского государства.
3. В начале 60-х годов ХХ века в СССР наблюдается активизация работы войсковых культурно-просветительных учреждений.
В СССР в 60-70 годы ХХ века организация и проведение культурно-просветительской деятельности во внутренних войсках вышли на другой более качественно уровень. Большое значение данному направлению воспитательной работы было уделено со стороны руководства войск, творческих коллективов интеллигенции, что оказало благотворное влияние на повышение культурного уровня военнослужащих.
4. Опыт культурного шефства в СССР – наглядный пример усвоения и продолжения одной из «составляющих ось, сущностные черты российского менталитета, которые все времена скрепляли нацию.
Шефы «культурно обслуживали» села, воинские части, промышленные предприятия, стройки, доставляя искусство в госпитали, на фермы, в заводские цеха. Тем самым, по мнению большевиков, воплощалась в жизнь идея обеспечения общедоступности культуры.
Для создания культурно-просветительских учреждений в отдельные поселения направлялись работники отделов по делам национальностей, народного образования, женотделов. Культурно-просветительская деятельность в СССР была сосредоточена в клубах, избах-читальнях и библиотеках. Они являлись центрами политической пропаганды и культурно-просветительской работы на селе. Избы-читальни создавались при активном участии населения. Средства, собранные при проведении различных мероприятий (месячников, декадников, ярмарок, посвященных знаменательным датам), направлялись на приобретение литературы. В избах-читальнях проводили лекции, беседы на политические, атеистические, сельскохозяйственные и медицинские темы. В ряде мест при избах-читальнях организовывались пункты ликвидации неграмотности.
Этот период нашел яркое художественное отражение в литературе, искусстве, в народном творчестве. Творческая интеллигенция занимала передовые позиции в жизни страны, достойное место в обществе. Накоплен большой и интересный опыт культурной работы с отдельными категориями населения, особенно в военную пору и на различных новостройках.
В целом культурно-просветительские учреждения в СССР сыграли важную роль в культурном просвещении масс и формировании новой пролетарской культуры.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Ананьина Л. От первых изб-читален… // Советская Хакасия. 1977. 5 ноября. C. 96-101.
.Белошапка Н. В. Государство и культура в СССР: от Хрущева до Горбачева: монография. – Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2012. 203c.
3.Ветерков А. И. Культурно‐просветительная работа профсоюзов Верхневолжья в 1920‐е гг.: дис. … канд. ист. наук. – Ярославль, 2003. 210c.
.Горбатова И.И. Благотворительность – культурное шефство – спонсорство // Культура в современном мире. №4. 2014. C.159-163.
5.Дни музыки. Годы музыки // Культурно-просветительная работа. – 1980. – №5. C. 75-79.
6.Ильина И.Н. Общественные организации России в 1920-е годы / Архив РАН. Публикации -М., 2000. 196c.
7.Капранова Е.Г. Культурно-просветительная деятельность обществ и частных лиц в Нижегородской губернии: вторая половина XIX – начало XX века.- Ижевск, 2011. 259c.
.КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1954. Ч. 2. 1924-1930. 456c.
9.Литовкин Е. В. Развитие культурно‐просветительной работы России послевоенного периода: теоретико‐методологические и историко‐педагогические аспекты : дис. … д‐ра пед. наук. – М., 2004. 185c.
10.Литовкин Е.В. Критерии периодизации и основные этапы истории социально-культурной деятельности в России / Е.В. Литовкин // Социально-культурная деятельность в образовательном пространстве: межвуз. сб. науч. тр. / Кемеровск. гос ун-т культуры и искусств. – Кемерово: КемГУКИ, 2007. 196c.
11.Мельникова Л.Л. Новые формы организации музыкально-просветительской работы в СССР второй половины XX века // // Музыкальное обозрение. №1. 2015. C. 210-224.
12.Новожилов В.Ю. Культурно-просветительская работа во внутренних войсках (1917-1991 гг.). М.: На боевом посту. 2012. 254c.
13.Орлов А. С., Георгиева Н. Г., Георгиев В. А. История России: словарь-справочник: учебно-практич. пособие. М.: Проспект, 2011. 360c.
.Папина О.В. Развитие системы культурно-просветительских учреждений в Хакасии в 1920-х // Грамота, 2015. № 3 (53): в 3-х ч. Ч. II. C. 138.
15.Поздняков А.П. Войска называются внутренними. Краткий исторический очерк. М.: ДОСААФ. 1982. 410c.
16.Прохоров А.К. Вопросы культурно-просветительской работы в войсках МВД (МГБ) СССР в 1946-1960 гг. // Власть. №3. 2015. C. 57-61.
17.Рябков В. М. О применении метода периодизации в историографии социально-культурной деятельности // Мир науки, культуры, образования. № 3 (15). 2009. C.99-123.
.Савченко Т. А. Взаимодействие семьи и школы в отечественной педагогике второй половины XVIII – конца ХХ веков как социокультурное явление : дис. … д‐ра пед. наук : 13.00.05. – М., 2011. 167c.
.Социально-культурная деятельность: опыт исторического исследования: Сборник статей / Науч. ред. Е.М. Клюско, Н.Н. Ярошенко. – М.: МГУКИ, 2007. 310c.
20.Халабузарь П.В. Просветительская деятельность музыкальных школ и её значение в эстетическом воспитании. – М., мин. Культуры, 1968. 263c.