- Вид работы: Контрольная работа
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 61,42 kb
Культурное наследие и изучение культурных потребностей современных белоруссов
Министерство образования Республики Беларусь
УО «ВГУ им. П.М. Машерова»
Факультет социальной педагогики и психологии
кафедра социально-педагогической работы
Контрольная работа № 1
Вариант № 26
Витебск 2011 год
Содержание
праздник обряд культурный беларусь
1. Народный календарь праздников и обрядов белорусов
. Изучение культурных потребностей населения. Программа технологии опроса
. Представьте в виде тезисов основные положения Закона РБ «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь»
1. Народный календарь праздников и обрядов белорусов
Обряды и праздники белорусов – совокупность установленных обычаем действий, связанных с выполнением религиозных начал или с бытовыми традициями белорусов <#”justify”>Коляды в Беларуси.
Колядовать начинали вечером накануне Рождества: на обеденный стол клали сено и деньги, которые лежали до Щедреца (до Нового года – 14 января), чтобы то и другое в будущем году не переводилось. В этот день 6 января постились до вечера, и только с первой звездой садились за стол, на котором среди других постных блюд должны обязательно быть кутья <#”justify”>Бытовые и языческие корни коляды.
Наряду с языческими и христианскими мотивами видную роль играют мотивы бытовые, находящиеся в неразрывной связи с основной целью колядок – «дим звеселити», прямо выраженной в самых песнях, в послесловиях или поколядях. Русские колядки совершенно чужды любовного элемента, встречающегося в румынских рождественских песнях. Имея своей задачей славление лица, которому они поются, выражение ему пожелания всяких благ, русские коляды отличаются серьёзностью и задушевностью. Содержание этих пожеланий видоизменяется, смотря по полу, возрасту и состоянию тех членов хозяйской семьи, к которым обращаются колядовщики: хозяину сулится семейное счастье и довольство, девушкам – счастливый брак. Это желанное, колядка в эпической обработке представляет осуществившимся: хозяин живёт в довольстве и счастлив семьей, молодец – любовью и т. д. Колядки, воспевающие идеал брани, сулящие славу воинских подвигов, должны быть отнесены к числу наиболее древних. Во многих колядках сохранились черты древнего дружинного и княжеского века. П.В. Владимиров указывает многие черты, общие колядкам и былинам (например, запевы и заключения). Отразилась в колядках и позднейшая эпоха борьбы с поляками. Кое-что имеет и книжный источник (например «Ключ разумения», Иоанникия Голятовского).
Лучшие колядки сохранились в староруси, в Галиции у карпатских русинов. Большую стойкость обнаружили святочные обряды, во многом отмеченные чертами языческой древности, напоминающими как о чествовании новорождённого солнца, так и о культе предков. Как праздник в честь рождения солнца, коляда сопровождается в некоторых местах России разведением костров (у сербов и хорватов сжигают бревно-бадняк; у скандинавов julblock; у французов caligneau, la souche de Noël; в Англии ylelog; осетины всю ночь под Новый год поддерживают огни), и к ней повсеместно приурочено много пожеланий урожая. Такое значение имеют переговоры за караваем хлеба, обрядовое посыпание хлебного зерна, разнообразные гадания, мимическое подражание паханию, которое у галицких русинов развилось в целую игру, справляемую парубками в день св. Мелании. Благосклонное внимание богов, с языческой точки зрения, обуславливалось надлежащим их угощением, жертвоприношениями; отсюда обрядовое употребление хлеба, каши, но особенно свиньи. В новороссии печется ещё козулька, имеющая вид или козла на четырёх ножках (Владимирская губерния), или др. животных, или птицы (Олонецкая губерния); козюльку берегут из году в год, чтобы скотинка ходила летом домой и плодилась, а также, чтобы её любил дворовый хозяин. Последнее поверье приводит нас к культу предков, который рельефно выступает в рождественской обрядности Украины и Белоруссии. В «свят вечир» (канун Рождества) вечерний ужин, состоящий в Лубенском уезде, главным образом, из кутьи (ячная, изредка пшеничная) и узвара (отвар сушёных плодов), имеет семейный и в частности поминальный характер: кутью оставляют на ночь для умерших родственников; по народному верованию, на стене бывают видны смутные отражения маленьких, как куклы, людей, спускающихся к столу. Наибольшей архаичностью отличается празднование святок у белоруссов, вообще не отличающееся от украинской обрядности. Любопытнейшую особенность белорусских святок составляют игрища, которые имеют отношение к гаданью о суженом, но отчасти напоминают и игрища «межю селы» летописца; наиболее замечательна женитьба цярэшки – игра с вакхическим характером, изображающая свадьбу нескольких пар.
2. Громницы (Грамніцы) <#”justify”>Громницы в Белоруссии.
Народное поверье гласит: на Сретенье <#”justify”>Масленичная неделя
В народе каждый день Масленицы имеет свое название. Вся неделя делится на два периода: Узкая Масленица и Широкая Масленица. Узкая Масленица – первые три дня: понедельник, вторник и среда, Широкая Масленица – это последние четыре дня: четверг, пятница, суббота и воскресенье. В первые три дня можно было заниматься хозяйственными работами, а с четверга все работы прекращались, и начиналась Широкая Масленица.
·Понедельник – встречаНачало Узкой Масленицы. Утром свекор <#”justify”>Проводы Масленицы
В последний день масленичной недели происходил ритуал проводов Масленицы, который в разных губерниях России заключался как в сожжении чучела Масленицы (Марены <#”justify”>4. Кликанье весны (Гуканне вясны)
Этот обряд народился в давнюю языческую пору. После революции вспоминали его не часто, но теперь отмечается он довольно широко – обычно в Благовещенье (7 апреля).
Говорят, что "на Матея дорога потеет, на Сараки деревья отпускаются, на Алексея рыба хвостом лед ломает, а на Благовещенье <#”justify”>5. Пасха (Вялікдзень)
Неделя перед Пасхой <#”justify”>Празднование Радоницы
В Белоруссии <#”justify”>Значения святого Георгия для этого праздника.
Юрий-Георгий был едва ли не самым любимым святым у восточнославянских народов: еще до принятия христианства он считался покровителем земледелия и диких зверей, хранителем домашнего скота. Само имя означало земледельца: ge – земля, ergon – дело. «Молодой Егорий, светло-храбрый, по локоть руки в красном золоте, по колена ноги в чистом серебре. И во лбу солнце, в тылу месяц, по концам звезды перехожие» – так выглядел в народном представлении святой, лик которого безо всяких добавлений был до XV века гербом русского государства. В Древней Руси его изображение даже выбивалось на монетах.
Весенний Юрьев день.
Юрьев день – день памяти св. Георгия <#”justify”>Название и толкование
Своё первое название праздник получил в честь сошествия Святого Духа <#”justify”>Вода.
Купаться в Иванов день – обычай <#”justify”>Огонь.
Главная особенность купальской ночи – очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее. В некоторых местах через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты её от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и болезни. Молодёжь и дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры и бег наперегонки. Обязательно играли в горелки <#”justify”>Травы.
Храм польских родноверов <#”justify”>Характерная примета Ивана Купалы – многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Травы и цветы, собранные в Иванов день, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, считая такие травы более целебными. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляют их и для разжигания любви или для «отсушки».
Главным героем растительного мира становился в Иванов день папоротник <#”justify”>Народные поверья и обычаи.
Празднование Ивана Купалы в Белоруссии. Почтовая марка СССР (1991 год)
1.В ночь накануне Ивана Купалы девицы опускают на речные волны венки с зажжёнными лучинками или свечками, вьют венки из иван-да-марьи <#”justify”>11. Илья
Отмечается 2 августа <#”justify”>«Как придут зажинки – нет хлеба ни осьминки». Раньше всего из посаженного крестьянином в поле, поспевало жито. С ним-то и связаны обряды зажинок и дожинок.
Обычно зажинки справляли вечером в субботу. Хозяин ставил на хлеб солонку с солью и, накрыв рушником, окроплял освященной водой. Так хлеб лежал весь завтрашний день. Хозяйка вымывала хату: пол, лавки, окна. Под вечер она одна или с другими женщинами-родственницами, беря хлеб, соль, кусочек сала и громничную свечку, шла в поле. Там она молилась Божией Матери <#”justify”>13. Толока (Талака)
Обычай совместного добровольного труда. Толока <#”justify”>Республиканский фестиваль-ярмарка тружеников села
В Белоруссии <#”justify”>История установления праздника.
Время установления праздника на Руси точно не определено; есть предположение, что он был заимствован от Константинопольской церкви <#”justify”>Особенности богослужения.
Богослужебные особенности полностью соответствуют богородичным двунадесятым праздникам, хотя сам Покров является великим, а не двунадесятым праздником.
Народные приметы.
На Руси праздник Покрова издавна связывали с началом зимы и посвящали ему поговорки: «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается», «На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима». Именно в этот день крестьяне начинали конопатить избы, ведь, по народной примете, снег на Покров – предвестник снежной и холодной зимы.
17. Деды (Дзяды) <#”justify”>. Сорочины
Обычай, как и у других славянских народов, поминать покойника на 40-й день после смерти. Родственники и близкие умершего устраивают поминки (жалобны стол).
19. Родины (Радзіны)
Это семейно-бытовой праздник после рождения ребенка, сопровождавшийся родинными песнями. Рождение нового человека как очень важный момент отмечалась в жизни семьи и сообщества. Мировоззрение древних белорусов воплотился в богатой родинной обрядности, которая сейчас сохраняется в границах традиций празднования рождения нового члена семьи. Появление дитяти на мир всегда было связана с риском для жизни матери и новорожденного, потому подготовка к родам начиналась из начала беременной женщины. По традиции будущая мать должна была строго придерживаться определенных правил поведения и запретов. Эти уставы и сегодня бытуют на Подвинье, но в сельской среде они сохранились более полно, чем в городе, где разрушение традиции началось раньше. На сегодняшнее время родинные обряды и уставы на Поозерье предоставленные довольно полно и сохраняют много местных особенностей. Очень интересно осведомители рассказывают про признаки беременности: "Ну, это же старые люди знали. Я сама ходила беременная, а свекрова говорит: "Ты же уже, детка, едешь второй, нізінкай уже едешь". А я ничего не чувствовала. По глазам познавали" (в. Хвосты, Браславский район). По народным мнениям, чтобы избежать неприятностей, женщина утаивала свою беременность от чужих. На Поозерье верили, что поведение беременной и отношения окружающих к ней обязательно отражаются на будущих родах и дальнейшей судьбе дитяти. Потому должна было исполнять много правил поведения, которые обеспечивали бы хороший итог.
20. Белорусская свадьба (Вяселле)
Обычная (традиционная)
Белорусская народная свадьба, как обычай, имеет много общего со свадьбами других славянских народов. Все начиналось со сватовства <#”justify”>Современные
Необычных свадеб в год – по 20 – 30. Стили необычных свадеб:
·Национальный обряд <#”justify”>2. Изучение культурных потребностей населения. Программа технологии опроса
Опрос – это выяснение мнения сообщества по тем или иным вопросам. В основном опросы носят информационный или рекомендательный характер.
Организатором опроса может быть любой участник, желательно подведение предварительного итога опроса самим организатором. Если в опросе высказалось значительное количество участников, а итог опроса не оспаривается в течение разумного срока, можно считать консенсус достигнутым.
Опрос – это один из основных методов социологии, который заключается в сборе первичной социологической информации посредством вопросов к определенной группе людей (респондентов).
Опрос – это разновидность общения, поэтому его результаты зависят от таких обстоятельств, как психологическое состояние респондента в момент опроса; ситуация опроса (условия, которые должны быть благоприятны для общения); содержание анкеты или устного вопроса (проблема применения вопросов различных типов и их адекватного понимания респондентом).
Задача опросов <#”justify”>Проведение исследований в сфере культуры продиктовано потребностью учреждений и органов управления данной отрасли в информации о культурных запросах и предпочтениях населения, социально-экономических характеристиках аудитории этих учреждений, мотивах их посещения или непосещения, степени духовной удовлетворенности их деятельностью.
Сегодня, большинство организаций культуры не располагают конкретными сведениями о социальных, демографических, экономических и прочих признаках, характеризующих посетителей данных учреждений, о запросах, предпочтениях, замечаниях и требованиях населения к сфере культуры, оценкам деятельности театров, музеев, библиотек, клубных и прочих досуговых организаций. Но поскольку конечной целью функционирования объектов и субъектов культуры и искусства является удовлетворение и формирование многообразных духовных потребностей людей, учреждения культуры должны обладать обширным информационным полем о реальном участии различных социальных групп (сегментов) в культурном процессе. Наличие такой информации – одно из основополагающих условий успешного разрешения экономических трудностей, возникших в сложившейся современной рыночной ситуации, связанных как с перспективным, так и с текущим планированием эффективной деятельности организаций культуры.
Деятельность учреждений культуры по сбору информации может включать в себя следующие виды работ:
разработка программы исследования для условий конкретного типа организаций культуры;
оценка организации финансово-хозяйственной деятельности объектов культуры, сравнительный анализ полученных результатов с проектными данными программы исследования;
выполнение конкретных социологических исследований на предмет выявления духовных потребностей, позиций, предпочтений, ориентаций и запросов населения, применительно к сфере культуры;
разработка образца опросного листа, перевод полученной качественной информации, содержащейся в анкетах в форме вопросов и ответов в количественную;
сбор необходимой информации о запросах и предпочтениях посетителей учреждений культуры разных типов и масштабов.
Разработка программы исследования состоит из ряда основных этапов:
определение целей исследования;
определение объекта исследования;
определение методов исследования;
составление сметы расходов на исследование;
формулировка конкретных решений и путей предстоящей деятельности.
Сегодня, исследования в сфере культуры определяется ее отраслевым характером и совпадает с основными областями культуры: сценическое, музыкальное, изобразительное, декоративно-прикладное искусство, библиотечное, музейное, клубное дело, рекреационно-досуговая, экспозиционно-выставочная, информационно-пропагандисткая деятельность. Каждая из названных областей культуры может рассматриваться отдельно или в комплексе по особой методике, состоящей из 4-х элементов: выявление и анализ позиций, предпочтений и запросов всего населения. (Опросы различных социальных групп населения по территориальному признаку об их ориентации и участии в культурной среде, ее оценках, предпочтениях, ориентациях и др.)
Как показали проведенные исследования, разнообразие наблюдалось практически в каждой социальной группе. Свои мотивы посещения или не посещения (потребления или не потребления) имелись в реальной и потенциальной аудитории. Выяснилось, что у каждого слоя, каждой группы населения разные установки на досуг и досуговую деятельность, разные интересы и культурные потребности. В сумме они представляют довольно неожиданные и порой непредсказуемые сочетания. Насыщение домашнего досуга предметами культурно-бытового обихода (кабельное ТВ, видеотехника, звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, широкий спектр прессы и книг, развитие туризма, в том числе и международного и др.) – все это способствовало расширению кругозора, росту общеобразовательного и культурного уровня населения, что оказало непосредственное влияние на дифференциацию спроса, в то время как по данным социологических служб существует более 500 видов досуговых занятий и увлечений, встречающихся в реальной жизни наших современников.
В ходе опроса выяснилось, что конкурентоспособность традиционных учреждений культуры сравнительно невелика – только 6 – 7 % свободного времени населения уделяется библиотекам, музеям, театрам и кинотеатрам, паркам культуры и отдыха, остальная часть времени принадлежит их конкурентам – другим учреждениям, пригодным для проведения досуга.
В опросе участвовало 1000 человек, из них 97 % сформулировали свое отношение к проблемам социально-культурной сферы, что позволило максимально дифференцировать сильные и слабые стороны деятельности учреждений культуры. Что мешает Вам посещать учреждения культуры?
дефицит свободного времени 73 %- экономические трудности 56 %- качество предлагаемых услуг и уровень ведения культурной политики государством 49 %- неэффективное рекламирование 33 %- предпочтение жизненно-необходимым приоритетам 20 %- социально-экономические причины 18 %- плохое физическое и психическое самочувствие 10 %- удовлетворенность спектром предлагаемых услуг учреждениями культуры 6 %- другое 3 %- замечаний не высказали 3 %
Критерии поведения потребителей:1. Географическое положение потребителей культурных услуг. Характеристика городов и областей, делая упор на выделение и использование географических отличий.2. Социально-экономические показатели, характер труда, реальная заработная плата, семейный бюджет. Отражают различия в доходе, культуре, вкусах, духовных ценностях и других потребительских факторах.3. Численность и плотность населения (для региона). Показывают, достаточно ли проживает людей, чтобы эффективно обеспечить сбыт культурных услуг.4. Транспортная сеть. Учитываются отличия в массовом общественном транспорте и автомагистралях. 5. Структура коммерческой деятельности учреждений культуры. Включает ориентацию на туристов, приезжих. 6. Доступность средств массовой информации. Существенно сказывается на способности осуществить сегментацию.7. Уровень культуры общения, интеллекта, нравственных идеалов и духовных ценностей – культурный компонент, где имеет значение рост или снижение показателей культурного развития, наличие или отсутствие системы эстетического воспитания. Оказывает влияние на культурные запросы, интересы и предпочтения потребителей. 8. Стиль жизни. Определяет, как люди живут и на что расходуют свое время и деньги. 9. Отношение к предприятиям социально-культурной сферы и их предложениям. В зависимости от этого действия может повыситься спрос и аудитория. 10. Персональные демографические характеристики. Представляют собой особенности отдельных людей или групп и часто используются в качестве базы для сегментации: возраст (дети, подростки, молодежь, взрослые, люди пожилого возраста), уровень образования, мобильность (частота смены места жительства), доходы населения, профессия потребителей культурных услуг, семейное положение и размер семьи, национальность и др. 11. Преимущества посещения. Имеются в виду преимущества, которые люди ищут в посещении учреждений культуры или культурно-досуговых мероприятий (престиж, мода, получение эстетического удовольствия, реализация свободного времени и т.д.)
Перечисленные критерии служат основными составляющими программы исследований, как возможные факторы положительного или отрицательного отношения населения к организациям культуры. Таким образом, выявление и изучение факторов, влияющих на посещаемость культурных мероприятий, избирательность различных видов деятельности предприятий культурно-досуговой сферы и т.д. – являются одной из главных целей деятельности организаций культуры на современном этапе. Определив эти факторы, можно пытаться воздействовать на них регулировать посещаемость и спрос, т.е. в процессе управления необходимо учитывать массу причин, оказывающих влияние на культурную жизнь людей. К перечисленным выше, следует добавить осведомленность или информированность людей в сфере культуры, а также возможности и ресурсы, объем и содержание предложений учреждений культурно-досуговой сферы.
3. Представьте в виде тезисов основные положения Закона РБ «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь»
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
О МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
О СОБРАНИЯХ, МИТИНГАХ, УЛИЧНЫХ ШЕСТВИЯХ, ДЕМОНСТРАЦИЯХ И ПИКЕТИРОВАНИИ
Настоящий Закон устанавливает порядок организации и проведения в Республике Беларусь собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и иных массовых мероприятий и направлен на создание условий для реализации конституционных прав и свобод граждан, обеспечения общественной безопасности и порядка при проведении этих мероприятий на улицах, площадях и в иных общественных местах.
Свобода массовых мероприятий, не нарушающих правопорядок и права других граждан Республики Беларусь, гарантируется государством.
Законодательство Республики Беларусь о массовых мероприятиях состоит из Конституции Республики Беларусь, настоящего Закона и иных актов законодательства Республики Беларусь.
Действие настоящего Закона распространяется на граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства в пределах их прав и свобод, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
Порядок организации и проведения массовых мероприятий, установленный настоящим Законом, не распространяется на:
собрания коллективов работников, политических партий, профессиональных союзов, религиозных и иных организаций, проводимые в помещениях в соответствии с законодательством Республики Беларусь, уставами указанных организаций (положениями о них);
собрания, проводимые в соответствии с законодательством Республики Беларусь о республиканских и местных собраниях;
Порядок организации и проведения иных массовых мероприятий, установленный настоящим Законом, не распространяется на массовые мероприятия, проводимые по решению государственных органов в дни государственных праздников, праздничные дни и памятные даты, отмечаемые в Республике Беларусь.
Организаторами собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, в котором предполагается участие до 1000 человек, и иного массового мероприятия независимо от количества предполагаемых участников могут выступать граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие на ее территории, достигшие восемнадцатилетнего возраста и обладающие избирательным правом, указанные в данном качестве в заявлении о проведении массового мероприятия и принявшие обязательство в письменной форме по его организации и проведению в соответствии с настоящим Законом, а также политические партии, профессиональные союзы и иные организации Республики Беларусь, зарегистрированные в установленном порядке.
Организаторами собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, в котором предполагается участие свыше 1000 человек, могут выступать только политические партии, профессиональные союзы и иные организации Республики Беларусь.
Политические партии, профессиональные союзы и иные организации Республики Беларусь, являющиеся организаторами массового мероприятия, определяют лицо (лиц), ответственное (ответственных) за организацию и проведение массового мероприятия, из числа членов руководящего органа политической партии, профессионального союза или иной организации Республики Беларусь. Лицо (лица), представившее (представившие) документы руководящего органа политической партии, профессионального союза или иной организации Республики Беларусь о назначении его (их) ответственным (ответственными) за организацию и проведение массового мероприятия и указанное (указанные) в этом качестве в заявлении о проведении массового мероприятия, принимает (принимают) обязательство в письменной форме по его организации и проведению в соответствии с настоящим Законом.
Организаторы массового мероприятия вправе отказаться от его проведения, письменно известив руководителя местного исполнительного и распорядительного органа или его заместителя, принявших решение о разрешении проведения массового мероприятия, и оповестив об этом участников массового мероприятия.
Заявление о проведении массового мероприятия (далее – заявление) подается его организатором (организаторами) в местный исполнительный и распорядительный орган, на территории которого планируется проведение массового мероприятия, если иное не предусмотрено частями второй и третьей настоящей статьи.
Если массовое мероприятие намечается проводить на территории нескольких административно-территориальных единиц либо предполагаемое число участвующих в нем будет превышать 1000 человек (для собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования) или 1500 человек (для иных массовых мероприятий), заявление подается в соответствующий областной исполнительный комитет.
В городе Минске заявление подается в Минский городской исполнительный комитет.
Заявление подается в письменной форме не позднее чем за 15 дней до предполагаемой даты проведения массового мероприятия, за исключением случаев подачи заявления о проведении массового мероприятия, предусмотренного частью восьмой статьи 45 Избирательного кодекса Республики Беларусь, которое подается не позднее чем за пять дней до предполагаемой даты проведения массового мероприятия.
В заявлении указываются:
цель, вид, место проведения массового мероприятия;
дата проведения, время его начала и окончания;
маршруты движения;
предполагаемое количество участников;
фамилия, имя, отчество организатора (организаторов), его (их) место жительства и работы (учебы);
меры по обеспечению общественного порядка и безопасности при проведении массового мероприятия;
меры, связанные с медицинским обслуживанием, уборкой территории после проведения на ней массового мероприятия; дата подачи заявления.
К заявлению прилагается обязательство в письменной форме организатора (организаторов) или лица (лиц), ответственного (ответственных) за организацию и проведение массового мероприятия, по организации и проведению массового мероприятия.
Заявление, оформленное в соответствии с частью шестой настоящей статьи, регистрируется местным исполнительным и распорядительным органом в день его подачи.
Срок подачи заявления исчисляется со дня его регистрации в местном исполнительном и распорядительном органе.
Организаторам массового мероприятия не может быть отказано в приеме заявления, если оно оформлено в соответствии с частью пятой настоящей статьи и подано в срок, установленный частью четвертой настоящей статьи.
Руководитель местного исполнительного и распорядительного органа или его заместитель обязаны рассмотреть заявление и не позднее чем за пять дней до даты проведения массового мероприятия в письменной форме сообщить его организатору (организаторам) о принятом решении.
В решении должно быть указано о разрешении или запрещении проведения массового мероприятия, а также мотивы, по которым его проведение запрещено.
Решение руководителя местного исполнительного и распорядительного органа или его заместителя о запрещении проведения массового мероприятия либо об изменении даты, места и времени его проведения может быть обжаловано в судебном порядке.
Подготовка массового мероприятия осуществляется его организатором (организаторами) и иными уполномоченными гражданами.
До получения разрешения на проведение массового мероприятия его организатор (организаторы), а также иные лица не вправе объявлять в средствах массовой информации о дате, месте и времени его проведения, изготавливать и распространять с этой целью листовки, плакаты и иные материалы.
Массовое мероприятие может проводиться в любых пригодных для этой цели местах, за исключением мест, указанных в части третьей настоящей статьи.
Местными исполнительными и распорядительными органами могут быть определены постоянные места для проведения массовых мероприятий, а также места, где их проведение не допускается, с сообщением об этом в средствах массовой информации.
Проведение массовых мероприятий не допускается:
в местах, использование которых для этих целей запрещено решениями соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов;
на объектах метрополитена, железнодорожного, водного и воздушного транспорта;
на расстоянии менее 200 метров от зданий резиденции Президента Республики Беларусь, Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, телерадиоцентра, подземных пешеходных переходов, станций метрополитена;
на расстоянии менее 50 метров от зданий республиканских органов государственного управления, местных представительных, исполнительных и распорядительных органов, дипломатических представительств и консульских учреждений, судов, органов прокуратуры, территорий организаций, обеспечивающих обороноспособность, безопасность государства и жизнедеятельность населения (общественный транспорт, предприятия водо-, тепло- и энергообеспечения, больницы, поликлиники, детские дошкольные учреждения, школы).
Проведение массовых мероприятий за пять и менее дней до выборов, референдума, отзыва депутата разрешается только в специально предназначенных для проведения массовых мероприятий местах под открытым небом и в помещениях, за исключением массовых мероприятий, проводимых по решению государственных органов.
Собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование могут проводиться с 8 до 22 часов.
Иные массовые мероприятия могут проводиться в указанное в заявлении время, а если время их проведения решением руководителя местного исполнительного и распорядительного органа или его заместителя изменено, – во время, определенное в данном решении.
Массовые мероприятия, а также выступления их участников проводятся в определенное время и в обусловленном месте в соответствии с целями, указанными в заявлении.
Запрещается проведение массовых мероприятий, если целью их проведения является насильственное изменение конституционного строя либо пропаганда войны, социальной, национальной, религиозной или расовой вражды.
Организатор (организаторы) массового мероприятия или лицо (лица), ответственное (ответственные) за организацию и проведение массового мероприятия, обязан (обязаны):
постоянно присутствовать на проводимом массовом мероприятии;
обеспечивать соблюдение условий и порядка проведения массового мероприятия, безопасность граждан, сохранность зданий, сооружений, транспортных средств и другого имущества, а также зеленых насаждений;
выполнять все законные требования работников органов внутренних дел и представителей общественности, выполняющих обязанности по охране общественного порядка, и содействовать им в обеспечении общественного порядка;
в случае прекращения проводимого массового мероприятия решение об этом довести до сведения его участников;
иметь отличительный знак организатора проводимого массового мероприятия (нарукавная повязка, бейдж и т.п.);
являться по приглашению руководителя (его заместителя) соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа или органа внутренних дел для уточнения вопросов, связанных с проведением массового мероприятия;
произвести не позднее 10 дней после проведения массового мероприятия оплату расходов, связанных с охраной общественного порядка, медицинским обслуживанием и уборкой территории, в соответствии с решением местного исполнительного и распорядительного органа, на территории которого проводилось массовое мероприятие.
Местный исполнительный и распорядительный орган может дополнительно регламентировать порядок проведения массового мероприятия с учетом местных условий и требований настоящего Закона.
Ограничения на проведение массовых мероприятий и участие в них могут устанавливаться законодательными актами Республики Беларусь.
При проведении массового мероприятия его участники обязаны соблюдать общественный порядок и выполнять все законные требования организаторов проводимого массового мероприятия, работников органов внутренних дел и представителей общественности, выполняющих обязанности по охране общественного порядка.
Во время проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации или пикетирования, проведения иных массовых мероприятий их организаторам и участникам запрещается:
препятствовать движению транспорта и пешеходов;
воздействовать в какой бы то ни было форме на работников милиции в целях воспрепятствования выполнению ими служебных обязанностей, а также на представителей общественности, выполняющих обязанности по охране общественного порядка;
иметь при себе холодное, огнестрельное, газовое или иное оружие, взрывчатые вещества и боеприпасы, а также специально изготовленные или приспособленные предметы, использование которых может представлять угрозу жизни и здоровью людей либо причинить материальный ущерб гражданам и организациям;
иметь при себе имитаторы и муляжи холодного, огнестрельного, газового или иного оружия, взрывчатых веществ и боеприпасов (за исключением театральных и иных творческих коллективов во время проведения ими представлений);
использовать плакаты, транспаранты и иные средства, содержащие призывы к насильственному изменению конституционного строя либо пропагандирующие войну, социальную, национальную, религиозную или расовую вражду, унижающие честь и достоинство личности;
действовать методами, создающими угрозу общественной безопасности, жизни и здоровью участников указанных мероприятий или других лиц;
пользоваться эмблемами, символами, плакатами, транспарантами и иными средствами, содержание которых направлено на причинение ущерба конституционному строю и общественному порядку, правам и законным интересам граждан;
пользоваться флагами, вымпелами, не зарегистрированными в установленном порядке (за исключением театральных и иных творческих коллективов во время проведения ими представлений);
осуществлять реализацию алкогольных напитков и пива в местах проведения указанных мероприятий и в радиусе 500 метров прилегающих к ним территорий.
Реализация алкогольных напитков и пива в местах проведения иных массовых мероприятий и в радиусе 500 метров прилегающих к ним территорий запрещается на время проведения этих мероприятий также организациям и лицам, не являющимся их организаторами и участниками, за исключением случаев реализации алкогольных напитков и пива в организациях (рестораны, кафе и т.п.), имеющих право на их торговлю в соответствии с законодательством Республики Беларусь, для запланированных ранее торжественных и ритуальных мероприятий.
Массовое мероприятие, а также подготовка к нему должны быть прекращены по требованию руководителя (его заместителя) соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа, органа внутренних дел, организатора (организаторов) указанного мероприятия или лица (лиц), ответственного (ответственных) за организацию и проведение массового мероприятия, в случаях:
если не было подано заявление или принято решение о запрещении проведения массового мероприятия;
возникновения опасности для жизни и здоровья граждан.
В случае отказа участников массового мероприятия от выполнения требований руководителя (его заместителя) соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа, органа внутренних дел, организатора (организаторов) или лица (лиц), ответственного (ответственных) за организацию и проведение массового мероприятия, о прекращении массового мероприятия органами внутренних дел в соответствии с законодательством Республики Беларусь принимаются необходимые меры по прекращению массового мероприятия.
Государственные органы, политические партии, профессиональные союзы и иные организации, а также граждане не вправе вмешиваться и препятствовать проведению массовых мероприятий, проводимых с соблюдением требований настоящего Закона и иных актов законодательства Республики Беларусь.
Подача и рассмотрение заявлений, принятых участниками массовых мероприятий, осуществляются в соответствии с Законом Республики Беларусь от 6 июня 1996 года "Об обращениях граждан" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1996 г., № 21, ст.376).
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ О МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ
Лица, нарушившие установленный настоящим Законом порядок организации и (или) проведения массовых мероприятий, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Вред, причиненный организаторами и участниками массового мероприятия государству, гражданам и организациям во время проведения массового мероприятия, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Закон "О собраниях, митингах, уличных шествиях, демонстрациях и пикетировании" – в редакции Закона Республики Беларусь от 7 августа 2003 г. № 233-З.
Настоящий Закон устанавливает порядок организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования.
Свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок, права и свободы личности, гарантируется государством.
Закон направлен на создание условий для реализации конституционных прав и свобод граждан, обеспечения общественной безопасности и порядка при проведении собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования на улицах, площадях и в иных общественных местах в Республике Беларусь.
Действие настоящего Закона распространяется на граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства в пределах их прав и свобод, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
Порядок организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, установленный настоящим Законом, не распространяется на собрания трудовых коллективов, политических партий, общественных объединений, профессиональных союзов и иных организаций, проводимые в закрытых помещениях в соответствии с законодательством, их уставами и положениями.
Законодательство о собраниях, митингах, уличных шествиях, демонстрациях и пикетировании состоит из Конституции Республики Беларусь, настоящего Закона и иных актов законодательства Республики Беларусь.
Заявление о намерении провести собрание, митинг, уличное шествие, демонстрацию и пикетирование подается их организаторами в местный исполнительный и распорядительный орган, на территории которого планируется проведение указанного мероприятия.
Если собрание, митинг, уличное шествие, демонстрация и пикетирование предполагается проводить на территории нескольких административно-территориальных единиц либо число участвующих в них будет превышать 5 тысяч человек, заявление подается в вышестоящий исполнительный и распорядительный орган.
В городе Минске заявление подается в Минский городской исполнительный комитет.
Организаторами собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации и пикетирования могут выступать граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие на ее территории, достигшие восемнадцатилетнего возраста и обладающие избирательным правом.
Организатором признается гражданин, указанный в данном качестве в заявлении о проведении собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации и пикетирования и взявший на себя в письменной форме обязательство по обеспечению организации названного мероприятия, или лицо, фактически выполняющее организаторские функции по подготовке и проведению этих мероприятий.
Если инициаторами собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации и пикетирования выступают политические партии, общественные объединения, профессиональные союзы и другие организации, они определяют организаторов данного мероприятия.
Срок подачи заявления исчисляется со дня его регистрации в местном исполнительном и распорядительном органе.
Организаторам собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации и пикетирования не может быть отказано в приеме заявления, если оно оформлено в соответствии с частью второй настоящей статьи и подается в сроки, установленные частью первой настоящей статьи.
Руководитель местного исполнительного и распорядительного органа или его заместитель обязан рассмотреть заявление и не позднее чем за пять дней до даты проведения мероприятия в письменной форме сообщить организатору о принятом решении.
В решении должно быть указано о разрешении или запрещении проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации и пикетирования, а также мотивы, по которым проведение данного мероприятия запрещено.
Руководитель местного исполнительного и распорядительного органа при рассмотрении заявления в целях обеспечения прав и свобод граждан, общественной безопасности, а также нормального функционирования транспорта, предприятий, учреждений и организаций вправе изменить время и место проведения мероприятия.
Решение руководителя местного исполнительного и распорядительного органа или его заместителя о запрещении собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации и пикетирования может быть обжаловано в суд.
Подготовка собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации и пикетирования осуществляется организаторами и иными уполномоченными
ими гражданами.
До получения разрешения на проведение собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации и пикетирования организаторы указанных мероприятий, а также иные лица не вправе объявлять в средствах массовой информации о времени и месте их проведения, изготавливать и распространять с этой целью листовки, плакаты и иные материалы.
Собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование могут проводиться в любых пригодных для этих целей местах, за исключением мест, использование которых запрещено решениями местных исполнительных и распорядительных органов, принимаемыми в соответствии с настоящим Законом.
Собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование вблизи зданий резиденции Президента Республики Беларусь, Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, телерадиоцентра могут проводиться на расстоянии не менее 200 метров, а вблизи зданий республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, дипломатических представительств и консульских учреждений, судов, органов прокуратуры – на расстоянии не менее 50 метров.
Не допускается проведение собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования на объектах метрополитена, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, а также на расстоянии менее 50 метров от территории предприятий, учреждений, организаций, обеспечивающих обороноспособность, безопасность государства и жизнедеятельность населения (общественный транспорт, снабжение водой, электроэнергией, теплом и другими энергоносителями, больницы, детские дошкольные учреждения, школы, поликлиники).
Собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование могут проводиться с 8 до 22 часов.
Местными исполнительными и распорядительными органами могут быть определены постоянные места для проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, а также места, где проведение указанных мероприятий не допускается.
Собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование, а также выступления участников проводятся в определенное время и в обусловленном месте в соответствии с целями, указанными в заявлении.
Запрещается проведение собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, если целью их проведения является насильственное изменение конституционного строя либо пропаганда войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.
Иные ограничения на проведение собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования и на участие в них могут устанавливаться законами и актами Президента Республики Беларусь.
Организаторы собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования обязаны:
постоянно присутствовать на проводимых мероприятиях;
обеспечивать соблюдение условий и порядка проведения мероприятий, безопасность граждан, сохранность зданий, сооружений, транспортных средств и другого имущества, а также зеленых насаждений;
выполнять все законные требования работников органов внутренних дел или представителей общественности, выполняющих обязанности по охране общественного порядка, и содействовать им в обеспечении общественного порядка;
в случае прекращения проводимого мероприятия решение об этом довести до сведения его участников;
иметь отличительный знак организатора проводимого мероприятия;
являться по приглашению руководителя (его заместителя) местного исполнительного и распорядительного органа или органа внутренних дел для уточнения вопросов, связанных с проведением мероприятия.
Местный исполнительный и распорядительный орган может дополнительно регламентировать порядок проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования с учетом местных условий и требований настоящего Закона.
При проведении собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования участники обязаны соблюдать общественный порядок и выполнять все законные требования организаторов проводимого мероприятия и работников органов внутренних дел.
Во время проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования организаторам и участникам этих мероприятий запрещается:
препятствовать движению транспорта и пешеходов;
создавать помехи для бесперебойного функционирования предприятий, учреждений и организаций;
устанавливать палатки, иные временные сооружения;
воздействовать в какой бы то ни было форме на работников милиции с целью воспрепятствования выполнению ими служебных обязанностей, а также на представителей общественности, выполняющих обязанности по охране общественного порядка;
иметь при себе холодное, огнестрельное, газовое и иное оружие, взрывчатые вещества и боеприпасы, их имитаторы и муляжи, а также специально изготовленные или приспособленные предметы, использование которых может представлять угрозу жизни и здоровью людей либо причинить материальный ущерб гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям;
использовать плакаты, транспаранты и иные средства, содержащие призывы к насильственному изменению конституционного строя либо пропагандирующие войну, социальную, национальную, религиозную или расовую вражду, унижающие честь и достоинство личности;
пользоваться флагами, вымпелами, не зарегистрированными в установленном порядке, а также эмблемами, символами, плакатами, содержание которых направлено на причинение ущерба конституционному строю и общественному порядку, правам и законным интересам граждан.
Собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование, а также подготовка к ним должны быть прекращены по требованию руководителя (его заместителя) исполнительного и распорядительного органа, органа внутренних дел, организатора указанного мероприятия, если не было подано заявление или принято решение о запрещении, нарушен порядок их проведения, предусмотренный статьей 12 настоящего Закона, а также при возникновении опасности жизни и здоровью граждан или нарушении общественного порядка.
В случае отказа участников проводимых мероприятий от выполнения указанных требований органами внутренних дел в соответствии с законодательством принимаются необходимые меры по прекращению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации и пикетирования.
Государственные органы, политические партии, общественные объединения, профессиональные союзы, а также граждане не вправе вмешиваться и препятствовать проведению собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, проводимых с соблюдением порядка, установленного настоящим Законом.
Лица, нарушившие установленный настоящим Законом порядок организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования в Республике Беларусь, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Литература
1Анимелле Н. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B5,_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9> Быт белорусских крестьян. Этнографический сборник Имперского Русского географического общества. – СПб., 1854. – Вып. 2. – С. 111 – 268.
Бандарчык В.К. Гісторыя беларускай этнаграфіі. – Мн., 1972.
Молчанова Л.А. Материальная культура белорусов. – Мн., 1968.
Угринович Д.М. Обряды. За и против. – Мн., 1975.
Алексютович Л.К. Белорусские народные танцы, хороводы, игры. – Мн., 1978.
Милюченков С.А. Белорусское народное творчество. – Мн., 1984.
Праздники и обряды в Белорусской ССР. – Мн., 1988.
Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. XIX-начало XX в. – М., 1979.
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 30 декабря 1997 г. N 114-З г. Минск «О МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ» Название Закона – в редакции Закона Республики Беларусь от 7 августа 2003 г. № 233-З.