- Вид работы: Контрольная работа
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 17,93 Кб
Культурные процессы в литовско-польский и польско-казацкий период
Контрольная работа
Культурные процессы в литовско-польский и польско-казацкий период
Содержание
1. Общая характеристика, идейные и эстетические основы Ренессанса в европейской культуре
2. Реформация и специфика Северного Возрождения
3. Исторические условия и социально-политические причины формирования ренессансной культуры Украины
4. Братства и их роль в развитии национальной культуры
5. Образование и культура Украины во времена Литовского княжества и Речи Посполитой. (XIV-XVI вв.)
Литература
1. Общая характеристика, идейные и эстетические основы Ренессанса в европейской культуре
Возрождение, или Ренессанс ─ эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре Нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи ─ XIV-XVI века.
Это было время больших перемен в экономике, политической и культурной жизни европейских стран. Искусствоведом Джорджи Вазари был предложен термин "Возрождение" или Ренессанс, который подчеркивал связь новой культуры с античностью.
Возрождение началось в Италии, которая являлась преемницей античной культуры. Она получила в наследство города, остатки системы образования, научные труды и произведения искусства. Все перемены в жизни общества сопровождались широким обновлением культуры:
. Происходило становление нового типа городов-коммун, ставших центрами антифеодальной борьбы.
. Появлялись первые мануфактуры, формировались социальные слои буржуазии и наемных рабочих.
. Великие географические открытия (Колумбом, Магелланом, Марко Поло, Америго Веспуччи и др.) способствовали активной колонизации коренного населения.
. Расширилась торговая деятельность, складывалась развитая банковская система.
. Начавшийся процесс секуляризации (ослабление роли церковного влияния) в науке, искусстве, образовании, государственном управлении привел к усилению монархической власти и формированию централизованных государств.
). Активизировался интерес к опытному знанию, точным и естественным наукам, развивалась литература на национальных языках; Исследования Н. Коперника, Г. Галилея, Дж. Бруно в области астрономии позволили утвердить гелиоцентрическую систему, доказавшую ложность геоцентрического учения.
). Изобретение книгопечатания (Й. Гуттенбергом в 1445 г.) способствовало распространению литературных и научных произведений.
Творцы новой культуры ─ гуманисты прославляли любовь к человеку, восхищались его духовной и телесной красотой, отрицали культ аскетизма. Презирали невежественных людей. Утверждали, что достоинство, благородство может определяться не происхождением, богатством или властью, а энциклопедической ученостью. Гуманисты выступали против феодальных привилегий и господства католической церкви, способствовали распространению идей либерализма. Созданная гуманистами культура разрушила господствующую в обществе строгую аскетическую мораль Средневековья. Интеллектуалы Возрождения стремились доказать, что корни европейской цивилизации уходят в античность. Благодаря их деятельности, разыскивались произведения искусства древних мастеров, научные рукописи греческих и римских философов, изучались языки.
Все это создало основу для формирования нового мировоззрения – антропоцентризма. Культивировалось чувство собственного достоинства человека, его индивидуализм, стремление к знаниям. Эталоном времени стал человек-творец, гений, универсал.
Одновременно с гуманизмом в это время получило распространение философское учение пантеизм, в соответствии с которым Бог отождествлялся с природой, следовательно, человек, созданный "по его образу и подобию", становился ему равным.
Гуманизм не был народным движением, так как его идеи были доступны только узкому кругу образованных людей (ученым, художникам, политикам). Поэтому он характеризуется как элитарный. Основная масса сохраняла приверженность христианской вере и католической церкви.
2. Реформация и специфика Северного Возрождения
Гуманистические идеи
В начале XVI в. в Германии развернулось религиозное движение, направленное против католической церкви и вошедшее в историю под названием Реформация. Ее зачинателем считается Мартин Лютер, выступивший с 95-ю тезисами против индульгенции. Преобразование христианской религии, изменение сознания и мироощущения человека стали основой развития новых, капиталистических отношений. Реформация противопоставила оптимистичному гуманизму религиозный аскетизм. Ее деятели представляли собой полную противоположность гуманистам – прекрасно образованным аристократам, знатокам философии, поэзии, изящных искусств. Это были в основном выходцы из народа, развивающие свои способности упорным трудом, фанатики веры. По их мнению, католическая церковь исказила взаимоотношения человека с Богом и занялась спекулятивной продажей его милости. Создав новое вероучение – протестантизм, реформаторы отказались от сложной церковной иерархии, системы культов и обрядов. Они выдвинули новую нравственную установку для человека, который теперь должен был жить с постоянной готовность принимать и переносить все трудности и испытания; стремиться к внутреннему очищению и духовной стойкости в вере.
Таким образом Реформации заложила духовные основы нового типа человека и культуры труда. Итогом ее стало:
. Ослабление монополии католической церкви.
ренессансная культура украина посполитая
2. Выделение третьего направления христианской веры – протестантизма.
3. Честный труд как главный показатель истинной веры.
В ответ церковь предприняла контрнаступление: усилила действия инквизиции; ввела жесткую цензуру на запрещенные книги; провела внутренние реформы и основала орден иезуитов.
Перемены происходящие во всех областях жизни, освобождение от средневековых традиций и начало становления капиталистических отношений, не могли не сказаться на особенностях художественной культуры и эстетической мысли данного времени.
Искусство в период Возрождения было главным видом духовной деятельности. Оно сблизилось с наукой, политикой, с социально-философской мыслью. Стало ведущим фактором развития культуры. В центре этого искусства находились человек и природа. Художники и писатели, зодчие и скульпторы искали наиболее эффективные способы и средства для воспроизведения действительности. Для этого они обращались к знаниям в области оптики, математики, анатомии. Изучали правила перспективы, учения о пропорции. Благодаря такому серьезному подходу искусство включалось в сферу познавательной деятельности человека.
Освобожденное от схоластики мышление требовало величественных масштабов и великих творцов. Крупнейшими архитекторами раннего Возрождения были – Брунеллески и Альберти; в живописи – Джотто и Мазаччо; в скульптуре – Данателло. Большой вклад в формировании итальянского литературного языка внесли Данте Алигьери ("Божественная комедия"), Франческо Петрарка ("Сонеты") и Джованни Боккаччо ("Декамерон"). Все они своим творчеством привели к решительному разрыву со средневековыми традициями.
В период высокого Возрождения искусство достигло своего пика развития. Художественные произведения стали отличаться своей законченностью. В них больше проявлялось колорита, пропорциональности. Выдающимися мастерами этого времени были Л. да Винчи ("Джоконда"), Рафаэль Санти ("Сикстинская мадонна"), Микеланджело Буонарроти ("Давид"). Их называют "титанами Возрождения", так как каждый из них выразил свою индивидуальность с небывалой полнотой.
В период позднего Возрождения художники все больше старались копировать манеру тех, кто был уже признан. Такое направление в искусстве получило название маньеризм. Среди известных художников этого периода, которые выделялись своим творчеством, отмечают Веронезе, Тинторетто, Караваджо.
Если итальянское искусство формировалось под влиянием античных традиций, было ориентировано на человека и в большей степени отражало его внешнюю красоту, то искусство Северного Ренессанса базировалось на средневековых традициях. Художников интересовал внутренний мир человека, его духовность. Получивший признание пантеизм, способствовал восприятию природы не только как творение Бога, но и как носительницы красоты. В результате получили развитие такие жанры как пейзаж, натюрморт, портрет, бытовая картина. Ведущими представителями в изобразительном искусстве были Альберт Дюрер. Питер Брейгель, Иероним Босх.
3. Исторические условия и социально-политические причины формирования ренессансной культуры Украины
В результате полонизации украинская культура оказалась перед угрозой полного уничтожения. Поэтому все культурные процессы протекали в прямой зависимости от интересов национально-освободительной борьбы. Необходимо было объединить усилия, чтобы противостоять всем негативным угрозам. Важную роль в активизации национального самосознания выполняли православная церковь, братства, казачество, а также чумаки и кобзари, которые сохраняли и оберегали традиции древнерусской культуры, язык и веру.
Главным историческим условием возникновения украинского казачества как общественного сословия и вооружённой силы было отсутствие собственной этнической государственности, социальное угнетение, национальные и религиозные притеснения. Все это способствовало массовому переселению и активному освоению территорий за днепровскими порогами. В результате сформировался особый тип человека – "воина-хозяина", который в любой момент мог оставить свой промысел и с оружием в руках отразить нападение врага.
За время своего существования, казачество стало той силой, которая защищала православные и культурные традиции украинского народа; способствовала формированию украинской государственности; освоило пустынные степные земли; внесло главный вклад в освобождении Украины от власти Речи Посполитой.
Кроме казачества, характер духовной жизни украинцев определяло появление социальных слоев чумаков и бандуристов (кобзарей). Чумаки воплощали человеческую неугомонность, непоседливость. Их всегда манили дороги, путешествия. Кобзари возрождали народный героический эпос в форме исторических песен и дум. Они оживляли духовное пробуждение украинского народа, сопровождали казаков в походах, поднимали их боевой дух. Думы и исторические песни имели большое воспитательное значение: они прославляли народных героев, призывали к борьбе против иноземных поработителей, воспевали подвиги, мужество, отвагу. Далеко не все думы дошли до нашего времени. Из самых известных это ─ "Дума о казаке Голоте", "Байда", "Маруся Богуславка".
В национально-освободительной борьбе активно принимали участие все слои украинского общества: аристократия, духовенство, мещане и крестьяне, которые вместе с православной церковью старались сберечь народную культуру и возглавить движение борьбы против польской и католической экспансии.
4. Братства и их роль в развитии национальной культуры
После полонизации значительной части славянских земель, украинская культура оказалась перед угрозой полного уничтожения. Поэтому необходимо было объединить усилия, чтобы противостоять всем негативным угрозам. Наряду с вооруженными выступлениями, широко развернулась идеологическая борьба, которая пронизывала все культурную жизнь Украины этого периода. Важную роль в этих процессах играла деятельность братств, которые оберегали традиции древнерусской культуры, язык и веру.
Историки предполагают, что братства возникли еще во времена средневековья для того, чтобы содержать церкви, поставляя им свечки, иконы и книги. Это были организованные общества, в которых предусматривались ежегодные выборы старших, главою братства мог быть только самый достойный его член. Братства проводили обязательные ежемесячные сборы, платили взносы и решали спорные вопросы на общинных судах. Большое значение братства предавали воспитанию и формированию моральных качеств.
Среди членов братства не допускались ссоры и пьянки, для всех было обязательно придерживаться правил поведения, уважение к старейшим, честность и любезность. Благотворительность была нормой жизни, и поэтому братства быстро завоевали уважение и популярность в народе. Они заботились о вдовах и сиротах, поддерживали больницы и предоставляли своим членам беспроцентные ссуды. Братства решительно выступали против патроната, против польско-католической пропаганды, против национальных и религиозных ограничений украинцев, против антиморальной жизни духовенства. Однако ситуация в Украине после Люблянской унии 1569 г. и Брестской унии 1596 г. породила новую форму братской деятельности. Их первоочередной задачей стала защита украинского православия. Они взаимодействовали между собой и распространяли необходимую литературу. Постепенно братская организация приобрела "всесословный" характера. Имея в своем составе родовитых и состоятельных людей, братства набирали политический вес.
В XVI ст. самым сильным и влиятельным было братство при Успенском соборе в городе Львове. Оно служило образцом для других братств, которые возникали на Галичине, Рогатине, Ярославе, в Луцке, Киеве и др. В 1586 г. Львовское братство открыло первую школу, где изучали поэтику, риторику, основы философии, славянский, греческий языки. Помимо литературной образованности ученики получали знания по математике, астрономии, музыке. Очень высокие требования предъявлялись к учителям-дидаскалам, которые должны были представлять собой образец добродетелей. Главной задачей школы было подготовить новых духовников, учителей и писателей, которые словом и делом могли послужить обществу.
Культурно-образовательное и общественно-политическое братское движение постепенно распространилось с запада на восток. В начале XVII в. культурной столицей стал Киев, куда перебралась значительная часть активных деятелей украинского братского движения.
В Киевской братской школе учились представители фактически всех сословий: мещане, казаки, мелкая шляхта, низшее духовенство. Дети из бедных семей и сироты учились бесплатно за счет добровольных пожертвований. Заимствуя такие элементы западноевропейской системы образования как диспуты, декламации, представления на библейские сюжеты, учителя старались сохранить свою национальную специфику.
Распространение школ и книгопечатания активизировало национальное самосознание украинцев. Сотни братчиков становились странствующими учителями. Кроме знаний, они несли чувство собственного достоинства и непримиримость в борьбе. С возрастающей решительностью сопротивлялись польским религиозным традициям.
Деятельность братств и братских школ позволило украинскому народу, сохранить свои исконные традиции, самобытную культуру, чувство собственного достоинства. Братские школы оказались фундаментом для дальнейшей образовательной системы Украины.
5. Образование и культура Украины во времена Литовского княжества и Речи Посполитой (XIV-XVI вв.)
Созданием высшей школы первым занялся князь Константин Острожский ─ волынский магнат, занимавший высокие правительственные должности. Понимая значение образования, он основал в своем имении в 1576 г. школу, известную под названием Острожской академии. Чтобы обеспечить школе высокий статус, К. Острожский пригласил преподавать в ней выдающихся украинских и иностранных ученых. Возглавил Академию Г. Смотрицкий. В Острожском культурно-образовательном центре преподавания сочеталось с научной, переводческой и издательской деятельностью. Обучение осуществлялось по распространенной в Европе системе "семи свободных искусств". Здесь изучались богословие и философия, математика и астрономия, диалектика и логика, старославянский, польский, греческий и латинский языки. С 1576 г. Начала действовать типография Ивана Федорова, в которой издали более 30 наименований книг. В академии учились будущий гетман Петр Конашевич-Сагайдачный и ученый писатель Мелетий Смотрицкий.
Острожская академия оставила значительный след в истории образования и духовной жизни Украины. Ее весомой культурной достопримечательностью было издание в 1581 году на славянском языке полной художественно иллюстрированной Библии, текст которой употреблялся при богослужении в православных церквях. Острожская академия, давая образование местной молодежи, стала образцом для других школ. В ней подготовили целую плеяду известных культурных и церковных деятелей, писателей-полемистов и переводчиков
Уже с середины XIV в. много украинцев ездили на обучение в европейские университеты, а также принимали активное участие в тогдашних культурных процессах. В 1483 г., в Риме вышла в свет первая (из известных до сих пор) печатная книга, автором которой был украинец ─ Юрий Дрогобыч-Котермак (1450 ─ 1494 гг.). Он получил начальное образование в Дрогобыче, среднее ─ во Львове, а степень бакалавра и магистра в Краковском университете. В Болонском университете он стал первым украинским доктором искусств и доктором медицины, преподавал медицину и астрономию. В 1481 ─ 1482 годах был ректором Болонского университета ─ в то время центра передовых гуманистических течений, прежде всего в естествознании и философии. Юрий Дрогобыч ─ первый отечественный автор печатной книги. Его научная деятельность была известна во многих странах Европы, его труды хранятся в библиотеках и архивах Франции, Германии, Италии, Польши.
Другой знаменитый украинский поэт-гуманист, педагог ─ Павел Процелер (Русин) (1470 ─ 1517) происходит из города Кросно (ныне воеводство Польши). Он учился и преподавал в Краковском университете, имел ученую степень магистра, которая давал ему право возглавлять кафедру римской литературы. Павла Русина считают первым поэтом-гуманистом Украины, хотя писал он на латыни. Парадокс древнеукраинской литературной жизни состоял в том, что православное духовенство (немало поэтов тех времен были священниками), которое сопротивлялось католицизму, было обучено и учило своих воспитанников в латинском духе. Латинским языком написаны едва ли не все лучшие произведения древнеукраинской поэзии под влиянием идей Возрождения, которые приходили в украинскую культуру вместе с латынью.
К выдающимся украинским гуманистам относится и Станислав Ореховский-Роксолан (1513 ─ 1566 гг.). Начальное образование он получил в Перемышле, а дальше учился в Краковском, Венском, Виттенбергском, Падуанском, Болонском университетах. Во время учебы в Виттенбергском университете С. Ореховский познакомился с основателем реформационного движения в Европе М. Лютером. Подавляющее большинство ученых считает именно Станислава Ореховского основателем полемической литературы. Он был талантливым оратором, публицистом, историком, философом. Центральным принципом гуманизма Ореховского была идея общего блага, основу которой составляют патриотизм, служение государству, общественная активность. Наибольшее значение он отдавал патриотизму, который возводился в ранг высшей добродетели.
Основатели украинской гуманистической культуры Юрий Дрогобыч, Павел Русин из Кросна, Станислав Ореховский, Григорий Чуй-Русин и другие внесли весомый вклад в развитие правоведческой науки. В числе первых в европейской философской мысли они отрицали божественное происхождение власти, высказывали идеи просвещенной монархии, ограничения ее власти законом, выступали против подчинения светской власти духовной. Деятельность украинских гуманистов оставила заметный след в истории украинской культуры, способствовала развитию и распространению патриотических чувств, пробуждению национального сознания, распространению просвещения и научных знаний в Украине.
Идеи Возрождения и Реформации нашли отражение в украинской полемической литературе конца XVI ─ начала XVII в. В это время было создано около 140 крупных полемических сочинений, из которых около 80 написано католиками и униатами, около 60 – православными. Среди наиболее известных полемистов выделяют творчество Христофора Филалета, Стефана Зизания, Ивана Вышенского, Мелетия Смотрицкого и др. Полемисты разделяли реформационные идеи о демократиизации церкви. Они исповедовали идеалы добра, справедливости, честности, свободы совести, были настоящими патриотами своего народа.
Развитие образования стимулировал появление первых учебников, которые показали достаточно высокий уровень учебно-методической работы в украинских учебных заведениях. В 1591 г. во Львовской братской школе на двух языках (украинском и греческом) была издана греко-славянская грамматика "Адельфотес" ("Братство"), по которой ученики учились греческому и старославянскому языкам. В 1596 г. в Вильне напечатана "Грамматика словенская", автором которой был преподаватель Львовской братской школы Лаврентий Зизаний. Там же в 1619 г. вышла "Грамматика словенская" Мелетия Смотрицкого. По этому учебнику, который М.В. Ломоносов называл "вратами учености", около 150 лет (до конца XVIII в.) обучались языку учащиеся православных школ. Большое значение имела книга ученого-лингвиста П. Беринды "Лексикон словено-российский и имен толкования" (Киев, 1627 г.). В этой книге были переведены со славянского на украинский язык около 7 тыс. существительных с толкованиями.
Важнейшим событием середины XVI в. стало создание "Пересопницкого Евангелия" ― выдающейся рукописной памятки украинской духовной культуры. Эта книга, прежде всего, прорыв в средневековом сознании. И, одновременно, адаптация книжного церковнославянского языка к живому народному украинскому языку.
Весомая роль в развитии образования принадлежит книгопечатанию. Появление книгопечатания ─ значительная веха в развитии культуры украинского народа, серьезный фактор в формировании национального сознания. Печатная книга, кроме своего функционального назначения, основала и новый этап в истории культуры – искусство книгопечатания. Собственно, книгопечатание стало одновременно и проявлением гуманистических тенденций в украинской истории и оружием представителей отечественного гуманизма в борьбе за независимость. Печатная книга составляла синтез графического искусства и полиграфической техники. Первые книги, печатные кириллицей, появились в 1491г. в Краковской типографии, просуществовавшая недолго, поскольку сразу возникли трения с католической церковью. Однако книги из этой типографии успели распространиться на Украине. В начале XVI в. (1517 ─ 1518 гг.) печатание книг кириллическим шрифтом стал издавать белорусский ученый Франциск Скорина. В 1572 г. русский первопечатник Иван Федоров прибыл во Львов и при поддержке граждан организовал типографию, в которой в 1574 г. напечатал "Апостол" и тем самым положил начало развитию книгопечатания в Украине. Одновременно с "Апостолом" И. Федоров издал учебные книги – буквари. Переехав в Острог, И. Федоров воплотил мечту князя Константина Острожского, решившего издать полный текст Библии. Тогда же были напечатаны "Букварь", "Новый Завет" и "Псалтырь", "Хронология" Андрея Римши.
Следующим этапом в развитии книгопечатания является деятельность Львовской братской типографии. Львовская типография продолжала традиции отечественной печати, но ее деятельность не является формальным подражанием печатной практики. В первых своих изданиях типография Львовского братства попыталась реформировать церковно-славянский кириллический шрифт. И хотя изменения касались лишь прописных букв, значение этого события было весомое.
С 1615 г. развернула свою деятельность типография Киево-Печерской лавры, основанная архимандритом Елисеем Плетенецким. За несколько лет она стала самой мощной в Украине, отличалась разнообразием тематики и высокохудожественным уровнем изданий. Здесь печатались П. Конашевич-Сагайдачный, К. Сакович, З. Копыстенский П. Беринда. Таким образом, наряду с усвоением и развитием традиций книгопечатания Ивана Федорова, в конце XVI ─ начале XVII в. Украинские мастера вели поиски новых средств и элементов как в организации печати, так и в оформлении книг. Попытка реформировать церковнославянский кириллический шрифт, обогащение книги новыми высокохудожественными украшениями, в которых сочетались элементы искусства Возрождения с творчеством украинских народных мастеров, свидетельствуют о плодотворном развитие книгопечатания в данный период.
Идеи Ренессанса постепенно нашли воплощение в украинской художественной культуре. Произошло разделение искусства на профессиональное и народное. Появление профессионального искусства обусловило потребность в квалифицированных специалистах, широкому применению европейского эстетического опыта. Новый взгляд на искусство сопровождался особым вниманием к человеку, его индивидуальным способностям и душевному состоянию.
Архитектура и строительство XIV-XVI вв. подчинялись задаче оборонной политики и были связаны с характером укрепления городов. В этот период активно развивались города, что стимулировало инженерно-архитектурную мысль. Второй причиной, ускорившей градостроительство, было введение магдебургского права, которое укрепляло самоуправление и открывало простор для цеховой организации ремесленничества.
Велось строительство замков, монастырей, которые напоминали крепость; каменных костелов, коллегиумов. Одним из красивейших зданий этого времени является кафедральный Собор Св. Юра (Львов, готика), костел бернардинцев. Особое развитие получила скульптура, которая широко применялась при оформлении фасадов жилых домов и надгробиях.
Расцвет украинской архитектуры приходится на XVI – XVII вв., когда утверждались новые идеалы красоты. Построенные в это время роскошные дома и церкви в Львове стали не только великолепными образцами искусства, но и позволили назвать этот период "золотым веком" львовского Ренессанса.
Таким образом, архитектура в Украине приобрела национальные черты и была неотъемлемым достижением общественного быта украинцев.
В XI-XVI вв. традиционная иконопись постепенно отходила от византийских канонов. Наиболее популярными сюжетами становятся изображения воинственных святых, в частности Юрия Победоносца и сцен "Страшного суда". Композиции дополняются новыми сюжетными элементами, детализацией обстановки реальных и мифических событий, новыми цветовыми решениями, усиленным акцентированием декоративных элементов и выразительностью рисунка. Влияние ренессансных идей особенно заметно в иконе "Пантократор с апостолами" мастера XV в. Димитрия, изобразившего физически сильного человека.
Со второй половины XVI в. в изобразительном искусстве прослеживается отход от религиозной тематики, появляются сюжеты, заимствованные из реальной жизни. Новыми жанрами стали пейзаж, портрет, батальная живопись. Художники больше обращались к реальной жизни, природе, писали бытовые сцены и портреты.
В конце XVI ст. во Львове появились цеховые организации художников, что содействовало развитию светских жанров, подготовке высокопрофессиональных мастеров изобразительного искусства. Выдающимися художниками XVI ─ первой половины XVII ст. были В. Стефанович, Ф. Сенькович, Л. Пилипович, С. Корунка.
В XVI в. зарождается театральное искусство. Оно связано с появлением настоящих стихотворных школьных драм с режиссурой, декорациями и костюмами, где преобладали религиозные и мифологические сюжеты. Актерами были ученики братских школ и студенты коллегий. Одновременно со школьным, получили развитие кукольный и драматический театры.
Определенный качественный скачок развития переживала в Украине музыкальная культура, основой которой оставалась устное народное песенное творчество. Тексты и мелодии песен и дум составляли народные поэты и композиторы ─ кобзари и бандуристы, которые сами же и исполняли эти произведения. Самыми распространенными народными инструментами были бандура, кобза, цимбалы, скрипка, свирель, дудка. В Карпатах ─ трембита. При церквях и монастырях, в братских школах и поместьях магнатов существовали хоровые капеллы. Популярными стали хвалебная торжественная песня и трехголосная хоровая без инструментального сопровождения – кант.
Подводя итог развития культурной жизни в Украине в конце XIV ─ начале XVII в., следует отметить, что в украинской культуре перекрещивались влияния культур Востока и Запада, идеи Возрождения, гумманизма и Реформации. Они нашли в Украине благоприятную почву в условиях жесткой борьбы за национальную государственность и дали прекрасные всходы в виде возрождения национальной культуры конца XVIII – начала XIX вв.
Литература
1. Память культуры: наследие Средневековья и барокко в русской литературе Нового времени: монография; отв. ред.А.Л. Топорков; РАН, ин-т мировой литературы им.А.М. Горького РАН. – М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2012. – 472 с. – (Studia philologica). – Список ил.: с.450-451. – Список сокращ.: с.452. – Ук
. Свобода и творчество: междисциплинарные исследования; Ин-т философии РАН; под ред. И.А. Герасимовой; рец.: П.И. Бабочкин, А.А. Воронин. – М.: Альфа-М, 2011. – 368 с. – (Культурология & Философия). – Сведения об авт.: с.367
. Культурологическая экспертиза: теоретические модели и практический опыт: монография; авт. – сост. Н.А. Кривич; под общ. ред. : В.А. Рабоша и др. – СПб.: Астерион, 2011. – 384 с. – Сведения об авторах: с.304-306. – Прил.: с.307-381
. Культурология: Для бакалавров и специалистов. Учебник для вузов; колл. авт.: Г.В. Драч, О.М. Штомпель, Л.А. Штомпель, В.К. Королев, НМС по культурологии. – СПб.: Питер, 2011. – 384 с. – Контр. вопросы: с.357-363. – Глоссарий: с.364-369. – Б