- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 7,48 Мб
Культурные региональные программы: пути их развития
УО «Белорусский государственный университет культуры и искусств»
факультет заочного обучения
Кафедра менеджмента социально-культурной деятельности
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Менеджмент в сфере культуры»
Культурные региональные программы: пути их развития
Выполнил Ирина Николаевна Антипенко
Проверил Анна Михайловна Стельмах
Минск 2013
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОТРАСЛЬЮ КУЛЬТУРЫ
.1 Региональная программа: понятие, сущность
.2 Этапы разработки региональных культурных программ
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУРНЫХ ПРОГРАММ ЛЮБАНСКОГО РАЙОНА
.1 Характеристика социокультурной ситуации в Любанском районе
.2 Основные направления развития региональных культурных программ в Любанском районе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
Приложение
Введение
культура беларусь управление
Регион представляет собой совершенно конкретный объект управления (от regire – править; отсюда же слова, закрепившиеся в русском языке – режиссура, режим, регулирование и др.). В силу этого именно на региональном уровне имеется объективная возможность осуществлять управляющее воздействие на культурные процессы, обеспечивая необходимое сочетания развития и саморазвития.
Именно на уровне региона возможен наиболее оптимальный вариант культурного развития с учетом региональной специфики и самобытности территории.
Поскольку для Белоруссии характерно чрезвычайно высокое разнообразие территорий, отличающихся по этническому составу населения, традициям, ремеслам, промыслам и другим составляющим культурную уникальность и самобытность конкретной области, города, района, то разработка и реализация региональных культурных программ для каждой территории тоже очень индивидуальна и актуальна.
Региональные культурные программы – представляют собой разновидность целевых комплексных программ и служат инструментом регулирования и управления региональной стратегией экономического, социального и научно-технического развития, способом приоритетной концентрации ресурсов для решения неотложных, первоочередных проблем.
Культура же является условием и средством решения проблем и задач, находящихся в других плоскостях социального и индивидуального бытия. Поэтому региональные программы в качестве своей конечной цели предполагают оптимизацию процессов жизнедеятельности (человека, социальной группы, региона и т.д.). Например, создание условий для возрождения и развития народных ремесел и промыслов может частично решить проблему занятости. Художественное объединение может стать средством решения социально-психологических проблем личности, способствуя социальной адаптации, признанию, самоутверждению человека, испытывающего дефицит положительных социальных связей в других сферах бытия. Проекты, формирующие соответствующие условия для развития культуры национальных меньшинств, будут объективно способствовать снижению социальной напряженности в регионе, повышать чувство удовлетворенности человека условиями своей жизнедеятельности.
Таким образом, программная деятельность в сфере культуры является сегодня новым и уже наиболее распространенным способом развития культуры, а также новым способом привлечения и аккумулирования денежных средств в социально-культурной сфере. Основами программной деятельности сегодня должен владеть каждый специалист, работающий в сфере культуры, обладать теоретическими знаниями и иметь практический опыт.
Цель курсовой программы – раскрыть основные направления разработки и реализации региональных культурных программ в Республике Беларусь.
Задачи:
раскрыть понятие и сущность региональной программы;
охарактеризовать основные этапы разработки региональных программ;
проанализировать опыт программной деятельности на примере Любанского района;
выявить основные направления развития региональных культурных программ в Любанском районе.
Объект исследования – региональные программы
Предмет исследования – направления развития региональных культурных программ в Любанском районе
Методы исследования – анализ литературных источников и документации, невключенное наблюдение
База исследования – региональные программы Любанского района.
ГЛАВА 1. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОТРАСЛЬЮ КУЛЬТУРЫ
.1 Региональная программа: понятие, сущность
Региональные программы в системе управления отраслью культуры – это комплекс мероприятий и проектов, направленных на достижение целей и конкретных задач по сохранению, развитию и распространению культуры, требующих согласованных действий органов государственной власти, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов и финансируемых полностью или частично из областного бюджета.
По государственному статусу программы сохранения и развития культуры Республики Беларусь подразделяются на республиканские и региональные [8].
Республиканские программы сохранения и развития культуры разрабатываются Министерством культуры Республики Беларусь не меньше чем на пять лет и утверждаются Правительством Республики Беларусь.
Региональные программы сохранения и развития культуры могут разрабатываться по решению местных исполнительных и распорядительных органов. Данные программы утверждаются соответствующими местными Советами депутатов.
Региональные программы обладают строгой целевой направленностью и по сравнению с республиканскими государственными программами относительно небольшими объемами работ и ресурсных затрат и обладают строгой целевой направленностью, адресностью, ограничением временных интервалов и связываются с общегосударственной концепцией регионального развития и региональной политикой страны.
По срокам действия различают программы краткосрочные (продолжительность до 2 лет); среднесрочные (от 3 до 5 лет); долгосрочные (свыше 5 лет) [20].
Основные задачи региональных программ:
удовлетворение культурных потребностей людей – реализуется путем развития рынка художественных ценностей (т.е. с преимущественным использованием таких средств как налоговая политика, разработка законодательства регулирующего и стимулирующего рыночные отношения в данной сфере).
совершенствование (возвышение) культурных потребностей населения – обеспечивается за счет создания развитой инфраструктуры культуры, обеспечения ее многообразия, поддержки видов и жанров искусства, оказывающих возвышающее влияние на личность.
воспитание культурных потребностей,
приобщение к художественной культуре тех, кто пока еще находится вне ее сферы – реализуется путем разработки и реализации специальных программ, обеспеченных в ресурсном отношении.
развитие института меценатства – в лице богатого субъекта, общественной организации, но главное – в лице самого государства. Выступая в роли основного мецената, государство должно стимулировать меценатство частных лиц и общественных структур.
сохранение культурно-исторического наследия региона, укрепление культурного потенциала,
формирование культурных территориальных брендов [20].
Социально-культурная программа выступает одновременно и как форма интеграции всех элементов, составляющих культурную политику, и как способ «опредмечивания» этой политики (т.е. практического решения ее задач путем наиболее эффективного использования средств, ресурсов и т.д.).
Специфика региональных программ
отбор культурных региональных проблем производится территориальными органами власти;
управление проектированием и реализацией региональных программ обеспечивается структурами исполнительной власти региона;
культурные программные мероприятия осуществляются в границах географически ограниченного региона (район, область, города областного значения);
финансирование программ осуществляется в основном за счет средств соответствующего региона, а также за счет средств государства, спонсоров,
региональные программы увязываются с общегосударственной концепцией регионального развития и региональной политикой страны;
Методологические принципы региональных программ заключаются в:
комплексности и синхронности целей и задач программы на каждом этапе ее выполнения;
целевой направленности и системности мероприятий программы;
вариантной разработке мероприятий программы с учетом неопределенности (альтернативности) условий ее реализации;
ресурсной обеспеченности программы;
обеспечение управляемости программы (создание необходимых правовых, организационных, финансовых механизмов).
Следует отметить, что в социально-культурном проектировании регион занимает особое место. Именно на уровне региона сегодня складывается стратегия развития культуры с учетом социально-экономических особенностей развития территории, ее культурного потенциала, интересов и запросов различных категорий населения и т.д. Термин «региональная культурная политика» в его наиболее распространенном употреблении обозначает совокупность концепций, принципов, целей, методов регулирования культурного развития на региональном уровне (область, город, район) и выработку соответствующих институционных форм организации социально-культурной деятельности [19].
С учетом сегодняшнего понимания культурных процессов российские культурологи Г.М.Бирженюк и А.П.Марков выделяют основные теоретические и организационно-методические блоки (они же этапы), составляющие основы региональной политики в сфере культуры:
. Разработка политики в сфере культуры и досуга с учетом специфики региона. Задача концепции – разработка генеральных направлений и приоритетов развития социокультурной жизни, охватывающих культуру как единое целое. Концепция определяет общую ориентацию (стратегию) региональных программ.
.Экспертиза культурно-досуговых программ и заключение договоров с авторами и исполнителями.
.Организация мероприятий по финансовому, кадровому, материально-техническому, организационному обеспечению программ, контроль их исполнения [19].
Сложившееся к настоящему времени понимание сущности культуры и функции государства по отношению к ней позволяет сформулировать следующие принципы культурной политики:
. Принцип проблемно-целевой ориентации культурной политики, предполагающий решение территориальных проблем с учетом возможностей социально-культурной деятельности, а также проблем конкретных социальных групп и категорий населения, составляющих социальную базу культурной политики. Аргументы в пользу проблемно-целевого подхода состоят в следующем:
Во-первых, отпадает необходимость в длительных социологических исследованиях, с помощью которых традиционно пытались изучить ранее интересы и запросы населения. В силу указанного принципа на первом месте среди факторов, требующих учета, стоят проблемы, а интересы и потребности выступают как нечто вторичное. Они учитываются при разработке и реализации программы, но роль их такова, что вполне достаточно уже имеющейся информации о интересах и потребностях различных категорий населения в сфере досуга, полученной ранее в ходе проводившихся практически в каждом регионе социологических исследований.
Во-вторых, расширяется поле социально-культурной деятельности, которое включает программы в сфере художественной, политической, экологической, нравственной культуры населения.
В-третьих, проблемная ориентация культурной политики активизирует участие населения в социокультурной деятельности за счет определенной синхронизации интересов социальных групп (стремление людей разрешить свои проблемы) и органов управления (создать условия для решения этих проблем).
В-четвертых, проблемно-целевая ориентация позволяет усилить социальную значимость и престиж отрасли как в глазах населения, так и у представителей органов управления. Последнее обстоятельство заслуживает внимания еще и потому, что способно привлечь дополнительные средства для финансирования социально-культурных программ, находящихся на пересечении нескольких приоритетов и соответствующих им социальных институтов. Например, программы социально-культурного развития территории могут объединять усилия учреждений культуры, образования, спорта, здравоохранения и т.п. [17].
. Принцип диалогичности культурных процессов выступает одним из условий саморазвития культуры. Культура как саморазвивающаяся система – это целостное единство, взаимосвязанное существование ее «официальных» и «неофициальных» пластов, их смысловой диалог.
Сегодняшний уровень осмысления проблемы позволяет утверждать. Что новые возможности и перспективы развития культурной жизни обнаруживаются на границе двух ее «миров»: официальной (институционной) и неофициальной (неинституциональной или «альтернативной», «параллельной», «второй», «другой») культуры. А это значит, что основным условием ее саморазвития является содержательный диалог ее институциональных и неинституциональных пластов, их функциональная и смысловая дополняемость. Существуя в изоляции или вступая в конфликт друг с другом, каждая из этих культур обречена на застой и регресс – одна в силу консервативности ценности институтов, преобладания вектора сохранения, другая – по причине игнорирования традиционных, базисных, культурных ценностей, норм, технологий [3].
. Принцип персонификации культурной жизни предполагает восстановление связи культурных процессов с личностью творца, актуализацию скрытых в отечественной и мировой истории нравственных референтов.
Персонификация истории местной культуры и «очеловеченные» историко-культурные символы наполнят живым содержанием сегодняшнюю ткань культуры, станут источником «встречной» активности человека [3].
. Принцип культурной преемственности и сохранения актуализируется в контексте рассматриваемых проблем в связи с тем, что основной причиной кризиса культуры является идея развития как отрицания, изменения, которая лежала в основе концепции культурного строительства на протяжении всех предшествующих десятилетий в нашей стране. Наиболее полное воплощение эта идея нашла в концепции культурной революции.
Игнорирование сущностной природы культуры – ее ориентации на сохранение – привело к утрате основ общечеловеческой морали, забвению базовых, классических ценностей и норм, веками накапливаемых человечеством. Это, в свою очередь, обусловило духовную опустошенность и нравственную деградацию общества, усиление агрессивности и социальной напряженности.
Содержанием приоритетных направлений социокультурной деятельности должны стать, с одной стороны, те ценности, которые «отфильтрованы» историческим опытом, отвечают критериям нравственности и гуманности, с другой стороны – то, что несет в себе специфику населения, обычаев, традиций края и что может рассматриваться в качестве социокультурных стабилизаторов [9].
.2 Этапы разработки региональных культурных программ
Формирование региональных социально-культурных программ представляет собой довольно сложный процесс. Каждый его этап имеет свою логику, задачи, содержание. Только реализовав задачи одного этапа, можно переходить к следующему. Так слагается логическая цепочка действий, которые в итоге приводят к созданию целостной программы.
Изложим содержание каждого из этапов и их последовательность, уделив первостепенное внимание взаимосвязи методических процедур и приемов, придающих этим этапам целостность и продуктивность.
Первый этап – диагностический. Главное его содержание составляет всесторонний анализ ситуации и выявление наиболее актуальных и типичных для региона проблем [20].
В рамках проектирования данный этап является основополагающим. Это обусловлено тем, что как уже отмечалось, социально-культурная программа – не простой набор мероприятий, а представляет собой систему форм, методов, различных акций и организационных структур, взаимоувязанных единой целью и ориентированных (помимо оптимизации процессов сохранения, трансляции, освоения и развития культурных ценностей, традиций, норм) на решение определенного рода проблем. Проблемно-целевая ориентация является в социокультурном проектировании основным технологическим приемом и принципом, который подчиняет различные виды и формы социально-культурной деятельности решению конкретных проблем, носителями которых может выступать личность, социальная группа или категория населения, регион, учреждения и институты сферы культуры, досуга, образования и т.д.
Для анализа ситуации не обязательно проводить социологические исследования – необходимую для разработки программы информацию можно получить другими способами. Основными методами анализа ситуации являются: контент-анализ материалов периодической печати (проблемных статей), анализ социально-демографической структуры территории, а также деловые игры, в процессе которых выявляются характерные и наиболее значимые для данной территории проблемы.
Субъектами анализа ситуации выступают: работники учреждений культуры, образования, досуга, спорта и соответствующих управленческих структур; эксперты (проектировщики); представители общественности.
Характеристика социокультурной ситуации производится в зависимости от характера будущей программы. Это может быть характеристика всей среды (всего пространства жизнедеятельности человека, группы, общества) или одного из ее полей (и соответствующих «модусов жизнедеятельности»), т.е. характеристика ситуации в сфере сохранения историко-культурного наследия, в сфере художественной культуры, образования и т.д.
В процессе анализа социокультурной ситуации необходимо решить несколько задач:
проанализировать специфику и потенциалы социокультурной среды конкретной территории;
выявить меру освоения среды человеком (включая содержание его активности по освоению ценностей, норм, способов жизнедеятельности);
охарактеризовать проблемы, типичные для всех составляющих среды и образа жизни (причем, проблемы как социально-культурные, так и личностные, которые обнаруживаются в каждой составляющей социокультурной среды и образа жизни): проблемы освоения предметов и ценностей художественной культуры, организации художественной жизни, художественного развития личности; сохранения, освоения и востребованности историко-культурной среды обитания; проблемы общения и поддержания оптимального взаимодействия с другими людьми; проблемы духовного самочувствия и самоопределения человека, утраты или поиска смысла человеческой жизни; проблемы неоптимального состояния природной среды, обусловленные деформированной системой ценностей и соответствующими отношениями человека к природе; проблемы общественно-политической жизни – в смысле возможностей и форм участия в политической жизни или их отсутствия, уровня политической культуры; проблемы профориентации, профессионального самоопределения и самореализации человека в профессии, адаптации к профессиональной субкультуре; проблемы физического и психического состояния человека, включая его отношение к собственному здоровью, меру освоения и развития физических и психических способностей [9].
При этом необходимо учитывать следующее: с позиции проектирования в ситуации выделяются те элементы, которые могут быть изменены в рамках проекта, а сам проект адресуется, прежде всего, носителю проблем. Как правило, в определенных составляющих социокультурной среды обитания человека и образа его жизни преобладают или социально-культурные, или личностные проблемы. В частности, первые характерны для художественной жизни, культурно-исторического наследия, экологической и политической среды обитания. Личностные проблемы типичны для социально-психологической, духовно-нравственной и профессиональной среды обитания, а также для всех составляющих образа жизни.
Решение этих задач предполагает наличие системы сбора, обработки и анализа информации о социально-политической, экономической и культурно-досуговой жизни региона. Исходные данные позволяют: а) накопить информацию о проблемах регионального характера; б) сформулировать на этой основе задачи, которые предстоит решить в рамках культурной политики; в) выделить информацию, необходимую для решения проблем [9].
Полученную на данном этапе информацию целесообразно формировать по следующим разделам:
Социальные и культурные особенности и проблемы региона, например, динамика развития региона (снижение, стабильность или рост численности населения), тяжелое положение и культурная изоляция стариков, инвалидов, женщин, различие в доходах разных социальных групп, преобладание женского или мужского населения, большое количество сел, не имеющих стационарных учреждений культуры, доступность культурных учреждений и ценностей и др. [17].
Характеристика региона как совокупности институциональных условий социокультурного развития личности и социальных групп, т.е. выявление возможностей государственных институтов и общественных формирований (учреждений народного образования, спорта, здравоохранения, туризма и др.) с целью последующей кооперации материальных и человеческих ресурсов, координации культурно-досуговых программ с программами в области эстетического воспитания, образования, спорта, отдыха, экологии, создания межведомственных программ по наиболее актуальным для данного региона проблемам. Эту информацию можно получить по итогам инвентаризации всего фонда пустующих помещений, залов, действующих учреждений культуры, искусства и составления карты материально-технической базы культуры региона (социально-культурная инфраструктура).
Творческий потенциал региона (квалификация специалистов в сфере культуры и смежных сферах деятельности в политике, педагогике, спорте, здравоохранении и др.), т.е. примерный состав специалистов, способных организованно и содержательно осуществить ту или иную программу.
Характеристика различных социальных и социально-демографических групп региона, выделенных по критерию сходства или различия их экономического, культурного, политического положения, социальных ролей, интересов, ценностей, признаваемых этими группами как престижные, значимые (мода в самом широком смысле слова, референтные личности в культуре, политике, искусстве и т.д.); выявление ведущей проблемы и нереализованной потребности у каждой социальной группы. На основе этой информации составляется социально-демографический паспорт региона, где учитывается состав населения, проблемы и потребности приоритетных социальных групп.
Информация, накопленная в ходе первого этапа, находит выражение в двух основных документах:
а) паспорте социокультурного развития территории;
б) матрице анализа социокультурной жизни региона, которые являются базовыми для разработки концепции региональной культурной политики. При этом паспорт социокультурного развития территории содержит объективную информацию о наличии инфраструктуры культуры в регионе, использовании материальной базы, кадрах, общественных объединениях, т.е. о тех ресурсах, которые могли бы быть задействованы для решения проблем региона [2].
По результатам анализа ситуации составляется «проблемное поле», которое, по возможности, должно включить весь перечень проблем, характерных для региона, социальной общности, категорий населения.
Второй этап – нормативно-прогнозный: включает вероятные суждения о состоянии ситуации в будущем, о перспективах ее развития как при условии сохранения имеющихся тенденций и стихийного развития соответствующих процессов, так и в том случае, если они будут изменены в желаемом направлении в результате управленческого решения или реализации того или иного социально-культурного проекта [20].
Методика прогнозирования во многом совпадает с этапами проектирования. Она предполагает определение объекта прогноза, выявление тенденций и проблем его развития, анализ факторов, определяющих негативные и позитивные тенденции его изменения, создание модели объекта путем определения системы показателей и параметров, отражающих его структуру, проекцию модели в будущее с учетом объективных и субъективных факторов.
Третий этап – концептуальный: его суть заключается в определении приоритетных направлений развития культуры, соответствующих сфер социально-культурного проектирования и определении перспективных целей, связанных с решением основного круга проблем.
Данный этап целиком осуществляется на базе результатов информационного анализа. Концепцию культурного развития территории составляют приоритетные направления социокультурной деятельности, которые фокусируют двавектора ориентации:
проблемы регионального характера в сфере искусства, истории, политики, экологии и т.д., являющимися общими для различных социальных групп;
различные формы деятельности по выявлению и возрождению историко-культурной самобытности территории [17].
Приоритетное направление социально-культурного развития определяет:
способ решения проблем определенных социальных категорий и групп населения, а также территории в целом (а, следовательно, путь блокирования возможного источника социальной напряженности);
потенциальную сферу культурной деятельности населения;
условия выявления и развития историко-культурной самобытности территории [17].
Опыт разработки авторами региональных программ социокультурного развития различного уровня показал, что наиболее продуктивен путь последовательного осмысления информации, которая в итоге ложится в основу концепции. Исходная информация, необходимая для логических операций, содержится в паспорте социокультурного развития территории и матрице анализа социально-культурной жизни региона, которая, в свою очередь, во многом базируется на данных социологического опроса жителей, экспертов, работников культурно-досуговых учреждений.
Следующий шаг в осмыслении накопленной информации о социокультурной ситуации в регионе – это переход от выделения проблем и противоречий к анлизу причин, обусловливающих эффективность культурной политики в решении данных проблем. При этом целесообразно дифференцировать причины по их содержанию, природе, сфере проявления и т.д. [9].
Основным результатам данного этапа должна стать концепция развития социокультурной жизни территории, которую целесообразно выстроить по следующей схеме:
а) развернутое описание проблем территории и характеристика их носителей (социальных групп);
б) обоснование приоритетных направлений социокультурного развития;
в) задачи культурной политики (по каждому из приоритетов) [19].
Четвертый этап – проектно-планирующий. Основой формирования региональной программы социокультурного развития и локальных программ служит концепция развития культуры. Следующий этап призван осуществить переход от общей концепции региональной культурной политики к программе развития социально-культурной жизни территории. Здесь возникает весьма серьезная проблема, суть которой состоит в том, что «собственные» интеллектуальные ресурсы проектирования оказываются недостаточными в силу двух причин. Во-первых, разработчики могут в лучшем случае выступать носителями некоторого количества универсальных, типовых проектов, которые далеко не всегда приемлемы в условиях конкретного региона. Во-вторых, ценность любой программы во многом определяется ее реализационным потенциалом.
В этой связи рассматриваемый этап предполагает широкое привлечение к процессу проектирования всех реальных и потенциальных субъектов культурной политики. Достигается это различными способами. Наиболее эффективны следующие:
Эксперты программы индивидуально оценивают программу или проект, благодаря чему создается система обоснованных суждений, позволяющих отобрать наиболее эффективные и в то же время оптимальные проекты, которые конкретизируют концепцию и программу социально-культурного развития территории. Они представляют собой совокупность локальных программ, которые соответствуют основным направлениям культурной политики и, будучи претворенными в жизнь, могут разрешить выявленные проблемы и противоречия на региональном уровне.
Пятый этап – исполнительско-внедренческий предполагает создание условий и организационных структур, обеспечивающих реализацию программы (материально-техническая база, ресурсы, финансы, кадры, информационное обеспечение). Этот этап начинается с заключения договоров. Предметом договора является выполнение социально-творческого заказа конкретными исполнителями.
Реализация региональной программы и локальных программ в ее рамках в процессуальном отношении выступает в форме текущей деятельности культурно-досуговых учреждений, общественных объединений и других субъектов реализации данных программ. На этом этапе актуализируется вопрос о контроле за выполнением программы, их эффективностью. Для этого могут использоваться опросы общественного мнения, материалы периодической печати, экспертные оценки [3].
Шестой этап – контрольно-коррекционный, на котором обобщаются и анализируются промежуточные результаты реализации программы в целом и отдельных проектов, учитывается их социальная эффективность и проводятся соответствующие корректирующие действия.
Таким образом, разработка и реализация региональных культурных программ – это целенаправленный и последовательный процесс аккумулирования всех возможностей регионов на различных уровнях,требующий комплексного подхода, современной организации всей работы, проведения согласованной по задачам, срокам, ресурсам и исполнителям системы мероприятий.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУРНЫХ ПРОГРАММ ЛЮБАНСКОГО РАЙОНА
.1 Характеристика социокультурной ситуации в Любанском районе
Любанский район образован 17 июля 1924 г.. Расположен на юго-востоке Минской области в 152 км от областного центра, города Минска, в бассейне реки Оресса. Административный центр – г. Любань.
Первое упоминание о местечке Любань относится к 1566 г. Крупнейшими землевладельцами любанских земель на протяжении веков были Олельковичи (XVI в.), Радзивиллы (XVII-XVIII вв.) и Витгенштейны (XIX в.). В 1635 г. в имении Уречье была основана стекольная мануфактура, продукция которой на протяжении почти 200 лет высоко ценилась на западноевропейском рынке.
На Любанщине, в д. Смольгово, родился известный поэт и фольклорист Вл.Сырокомля, которого еще при жизни называли «сапраўдным паэтам, народным гусляром». Деревня Шипиловичи была началом пути известного этнографа П.М.Шпилевского.
июля 1924 г. в ходе административной реформы был создан Любанский район; примерно в то же время на Любанщине развернулись широкие мелиоративные работы. В годы Великой Отечественной войны Любанщина стала центром партизанского движения Минской области. Здесь базировались Минский подпольный обком КП(б)Б и штаб партизанского соединения Минской области; действовали Любанский подпольный райком КП(б)Б и Любанский райисполком, дислоцировались 6 партизанских бригад, в которых насчитывалось более 6 тысяч бойцов. В сентябре 1942 г. на острове Зыслов начал действовать партизанский аэродром.
За мужество и героизм, проявленные комсомольцами и молодежью в годы Великой Отечественной войны, Любанская районная комсомольская организация в 1968 г. была награждена орденом Отечественной войны I степени (единственная в Беларуси!). Среди уроженцев Любанщины 3 Героя Советского Союза, 2 полных кавалера ордена Славы.
июня 1944 г. район был освобожден от немецко-фашистских захватчиков. Наступила необходимость восстановления разрушенного войной хозяйства. Трудовые успехи народа были высоко отмечены – 18 труженикам района было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
С 1954 г. Любанский район вошел в состав Минской области. В 1968 г. поселок Любань получил статус города. Площадь Любанского района составляет 1,9 тыс.кв.км. Проживает на территории района 35,4 тыс. человек в 126 населенных пунктах.
В административно-территориальном отношении район делится на 10 сельских Советов: Уречский, Коммунаровский, Ляховский, Малогородятичский, Осовецкий, Реченский, Сорочский, Сосновский, Тальский, Юшковичский. Наиболее крупными населенными пунктами района являются агрогородки: г.п. Уречье – 3321 чел., д.Сорочи – 1294 чел.
Экономическое и социально-культурное развитие района базируется на сельскохозяйственном производстве. В состав агропромышленного комплекса Любанского района входят 11 открытых акционерных обществ (ОАО), ЧУП «Таль-агро», КСУП «Экспериментальная база «Любанская», сельскохозяйственное управление «Загальский» ОАО «МАПИД» г.Минск, филиал ООО «Табак-Инвест» д.Бояничи, сельскохозяйственный филиал «Калиновка» ОАО «Любанский райагросервис», сельскохозяйственный филиал «Городятичи» ОАО «Любанский райагросервис», 6 обслуживающих АПК организаций и 4 фермерских хозяйства.
Промышленность Любанского района представлена 6-ю предприятиями: ОАО «Любанский сыродельный завод», ОАО «Любанский комбинат строительных материалов», ОАО «Любанский завод стеновых блоков», КУП «Любанская швейная фабрика», ЧУП «Любанский кооппром», КУП «Любанский РКБО». На предприятиях города и района выпускаются кирпич, стеновые блоки, железо-бетонные изделия, льноволокно, швейные изделия, молочная продукция, хлебобулочные и колбасные изделия.
Много внимания в районе уделяется организации физкультурно-оздоровительной работы среди различных слоев населения. Для организации и проведения физкультурно-оздоровительной и спортивной работы используется вся материально-спортивная база района, независимо от ведомственной принадлежности, которая включает: 2 стадиона, 27 спортивных залов, 1 бассейн, 7 стрелковых тиров, более 30 плоскостных спортивных площадок, 16 приспособленных помещений для занятий физической культурой и спортом, 3 игровые площадки (пляжный волейбол), имеется открытая футбольная площадка с искусственным покрытием. Для оздоровительной и спортивной работы используются спортивные учреждения и комплексы: физкультурно-оздоровительный комплекс г.п. Уречье, спортивно-оздоровительный комплекс д.Сорочи, ГУ «Любанская ДЮСШ».
Бесценной кладовой Любанского района была и есть его природа. Край лесов, живописных пейзажей, красивейших рек и светлых озер, цветущих лугов – такая она, воспетая в стихах «родная сторона», – любимое место отдыха любанчан и многочисленных гостей города и района. К их услугам санаторий-профилакторий «Рассвет», рассчитанный на 250 мест.
Любанщина имеет богатые культурные традиции. Культурным обслуживанием населения в районе занимается 71 учреждение культуры: ГУ «Любанский музей народной славы», Любанская школа искусств, Уречская музыкальная школа, 31 учреждение клубного типа (районный Центр культуры, Уречский горпоселковый Дом культуры, 22 сельских Домов культуры, 6 сельских клубов, сельский клуб социально-культурных услуг), 37 библиотек (2 районные, 3 горпоселковые, 26 сельских, 6 сельских библиотек-клубов), в которых работают 196 культработников (руководители, специалисты).
В районе 9 творческих коллективов со званием “народный”, “образцовый”, 3-м ведущим фольклорным коллективам района присвоен статус “историко-культурная ценность”.
Ведущие коллективы района принимают участие: народный ансамбль “Ярыца” районного Центра культуры в региональном фестивале фольклора “Фальклор без межау” (Ивановский район), солисты – в республиканском конкурсе молодых исполнителей “Зорка ўзышла над Беларуссю” (г. Минск), в Республиканском конкурсе исполнителей народного искусства (г. Лепель), фольклорный коллектив “Верабейкі” районного Центра культуры стал лауреатом республиканского фестиваля фольклора “Берагіня”.
Сегодня Любанщина по праву гордится своими почетными гражданами: И.А.Муравейко – поэт, член Союза писателей Беларуси, А.П.Достанко – академик НАН Беларуси, профессор, заслуженный деятель науки, А.И.Слобода – Герой Социалистического Труда, председатель областного Совета ветеранов, Б.М.Шапиро – профессор, член Международной академии наук, заслуженный работник сельского хозяйства, А.П.Матвейко – профессор кафедры лесных машин и технологии лесозаготовок БГТУ, Л.В.Кукреш – академик Национальной академии наук Беларуси, профессор, доктор сельскохозяйственных наук, заведующий сектором науки Администрации Президента Республики Беларусь, В.Я.Прушак – доктор технических наук, профессор, технический директор ЗАО «Солигорский институт проблем ресурсосбережения с Опытным производством», М.В.Петрович – доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой государственного управления экономическими системами факультета переподготовки Института государственной службы Академии управления при Президенте Республики Беларусь.
2.2 Основные направления развития региональных культурных программ в Любанском районе
Одним из приоритетных направлений культурной политики Любанского района являются региональные культурные программы. При их разработке был использован опыт других районов области, а также некоторые методы составления региональных программ России.
Долговременные целевые программы Любанского района составлялись на основе, прежде всего, социально-экономических особенностей региона, его культурного и кадрового потенциала, интересов и запросов населения. Именно этим руководствовались отдел культуры, районный Центр культуры и досуга, определяя цели и задачи региональных программ, которые разрабатывались в основном по двум направлениям:
сохранение и развитие народного творчества, промыслов и ремесел, поддержка народных мастеров;
организация свободного времени, духовное развитие разных категорий населения, в том числе молодежи.
Новые подходы к управлению культурными процессами непосредственно на региональном уровне, заложенные в каждой программе, их частичное финансирование из областного и местного бюджетов способствовали более рациональному использованию финансовых средств для поддержки приоритетных направлений развития культуры Любанского района и дали простор для инициативы и творческого поиска, объединив усилия всех заинтересованных учреждений и ведомств района.
В результате за период 1994-2013гг. отделом культуры и РЦК было разработано и реализовано 9 региональных целевых программ, утвержденных решениями райисполкома:
. «Моладзь: вольны час» – рэгіянальная праграма (1998-1999 гг.)». Цель: содействие всестороннему развитию молодежи путем включения ее в различные виды социально-культурной деятельности; использование инновационных подходов к организации досуга, способствующих реализации творческого потенциала молодежи; разработка и внедрение развивающих форм досуговой деятельности; создание условий для полноценного проведения досуга, самовыражения и самоутверждения, духовно насыщенного общения; привлечение творческой интеллигенции района к формированию художественной культуры молодежи; создание Молодежного Центра в г.Любань.
. «Рэгіянальная праграма па захаванню і падтрымцы народных промыслаў і рамёстваў (2000-2005 гг.)». Цель: возрождение, поддержка и развитие народных промыслов и ремесел региона.
. «Мерапрыемствы па захаванню і развіццю традыцыйнай мастацкай культуры Любанщыны (2001-2005 гг.)». Цель: возрождение, сохранение и развитие традиционной художественной культуры Любанщины.
. «Рэгіянальная праграма па адраджэнню і развіццю традыцыйнай культуры Любаншчыны (2001-2005 гг.)». Цель: возрождение и развитие традиционной культуры Любанщины.
. «Танец і час» – рэгіянальная праграма (1999-2001 гг.)». Цель: сохранить и приумножить национальные танцевальные традиции.
. «Традыцыйная культура і дзеці» – рэгіянальная праграма (2006-2010 гг.)». Цель: сохранение, обновление и преемственность народной культуры.
В 2013 г. региональная культурная политика Любанского района осуществляется в соответствии с государственными целевыми программами: – «Культура Беларуси» на 2011-2015 гг.»;
«О Государственной программе устойчивого развития села на 2011-2015 гг.».
На основе государственных программ разработаны и утверждены региональные программы:
«Мерапрыемствы Любанскага раёна па рэалізацыі Дзяржаўнай праграмы «Культура Беларусі» на 2011-2015 гг.» (рэгіянальная програма).
Цель региональной программы: сохранение и развитие материального и нематериального культурного наследия, развитие профессионального искусства, обеспечение сохранности музейного фонда Беларуси и общедоступности музейных предметов, обеспечение свободного доступа к информационным ресурсам и библиотечным фондам для разных групп населения. Поддержка народного творчества и профессионального художественного образования, поддержка талантливой молодежи, совершенствование нормативной правовой базы и экономическое стимулирование сферы культуры, обеспечение свободы творчества и прав граждан на участие в культурной жизни; развитие, внедрение и реализация информационных технологий, соответствующих современному уровню в сфере культуры, формирования единого культурного пространства [9].
Основными задачами программы является:
сохранение объектов культурного наследия, рациональное их использование в культурной жизни района;
сохранение и развитие традиционной народной культуры;
поддержка и развитие художественного творчества;
создание условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей;
обеспечение профессионального образования;
развитие кадрового потенциала;
создание условий досуга для всех категорий населения области;
оптимизация сети библиотек с учетом требований и возможностей муниципальных образований;
совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров;
создание условий для развития творчества и участия всего населения в культурной жизни [2].
Программа состоит из 7 разделов:
«Захаванне и развіццё матэрыяльнай і нематэрыяльнай культурнай спадчыны»;
«Забеспячэнне зберажэння Музейнага фонду Рэспублікі Беларусь і агульнадаступнасці музейных прадметаў»;
«Забеспячэнне свабоднага і роўнага доступу да інфармацыйных рэсурсаў і бібліятэчных фондаў для розных груп насельніцтва»;
«Развіццё прафесійнага мастацтва»;
«Падтрымка і развіццё народнай творчасці»;
«Развіццё сістэмы эстэтычнага выхавання, прафесійнай мастацкай адукацыі, падтрымка таленавітай моладзі»;
«Замацаванне іміджу нацыянальнай культуры ў краіне і за мяжой».
«Мероприятия по развитию культуры на селе на 2011-2015 годы» (региональная программа).
Цель программы – формирование устойчивых механизмов взаимодействия областных, региональных местных органов управления культурой, а также сельских учреждений культуры в осуществлении и реализации мероприятий «Государственной Программы устойчивого развития села на 2011-2015 гг.».
Основные задачи: создание на территории Любанского района условий для развития сельскай культуры. Кардинальное улучшение состояния матеоиально-технической базы учреждений культуры на селе.
Программа включает проекты, которые направлены на реализацию конкретных мероприятий на селе:
– поэтапная компьютеризация Домов (Центров) культуры агрогородков с организацией электронной почты и подключением к сети ИНТЕРНЕТ;
завершение компьютеризации библиотек агрогородков с организацией электронной почты и подключением к сети ИНТЕРНЕТ;
организация на базе крупных сельских Домов культуры филиалов или площадок филармонического и театрального обслуживания населения;
создание салонов-магазинов, пунктов продажи изделий мастеров народного творчества [17].
. «Метадычны партфель” – единая методическая программа деятельности клубных учреждений Любанского района (региональная программа 1993-2013 гг.) определяет содержание деятельности Любанского районного Центра культуры и досуга по информационно-методическому обеспечению сельских клубных учрждений района и является организационной основой реализации районных методических проектов. Программа направлена на реализацию методических проектов и развития клубной профессиональной «супольнасці.»
Цель программы : поиск путей усовершенствования информационно-методического обеспечения сельских клубных учреждений района и повышения качества методической службы Любанского района.
Задачи программы: организация методического сопровождения деятельности сельских клубных учреждений района и формирование (в процессе совместной реализации методических проектов) у сельских клубных специолистов профессиональных практических навыков и знаний.
Единая программная деятельность клубных учреждений района предусматривает разработку и реализацию ряда клубных методических проектов в разных направлениях и методических формах творческого сотрудничества: региональные и районные практикумы; семинары, конкурсы, мастер-классы, творческие лаборатории, методические Дни, творческие мастерские и др.
Таким образом, из вышеуказанного можно отметить, что региональная программная политика в Любанском районе эффективно и в комплексе решает основные проблемы культуры в регионе, осуществляет единую задачу сохранения, развития и распространения региональной культуры, сохранения и использования культурного наследия Любанщины.
Заключение
В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам: региональная программа – это согласованный и увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, проектных, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других целевых мероприятий, реализуемых при поддержке государства. Они обеспечивают эффективное решение задач общенационального, межтерриториального или важного регионального значения в области экономического, научно-технического, социально-культурного и (или) экологического развития региона .
Сущность региональной программы заключается в том, что она воплощает в себе реализацию государственных задач в сфере культуры. Поэтому организационные формы подготовки и реализации программ, а также методы управления ими отличаются от прежних. Вместе с тем региональная программа, которая должна быть органически связана с территориальными и отраслевыми прогнозами, фокусируется на решении ограниченного числа проблем.
Основные этапы разработки региональных программ включают: Первый этап – диагностический. Главное его содержание составляет всесторонний анализ ситуации и выявление наиболее актуальных и типичных для региона проблем.
Второй этап – нормативно-прогнозный: включает вероятные суждения о состоянии ситуации в будущем, о перспективах ее развития как при условии сохранения имеющихся тенденций и стихийного развития соответствующих процессов.
Третий этап – концептуальный: его суть заключается в определении приоритетных направлений развития культуры, соответствующих сфер социально-культурного проектирования и определении перспективных целей, связанных с решением основного круга проблем.
Четвертый этап – проектно-планирующий. Основой формирования региональной программы социокультурного развития и локальных программ служит концепция развития культуры.
Пятый этап – исполнительско-внедренческий предполагает создание условий и организационных структур, обеспечивающих реализацию программы (материально-техническая база, ресурсы, финансы, кадры, информационное обеспечение).
Шестой этап – контрольно-коррекционный, на котором обобщаются и анализируются промежуточные результаты реализации программы в целом и отдельных проектов, учитывается их социальная эффективность и проводятся соответствующие корректирующие действия.
В Любанском районе были реализованы следующие программы:
«Рэгіянальная праграма па захаванню і падтрымцы народных промыслаў і рамёстваў (2000-2005 гг.)»; «Рэгіянальная праграма па адраджэнню і развіццю традыцыйнай культуры Любаншчыны (2001-2005 гг.)»; «Традыцыйная культура і дзеці» – рэгіянальная праграма (2006-2010 гг.)»; и.т.д. Которые способствовали возрождению и развитию народных промыслов, поддержке традиционной художественной культуры, сохранению, обновлению и преемственностью народной культуры, и.т.д
«Дзяржаўная праграма «Культура Беларусі» на 2011-2015 гг.»;
«Региональная программа по развитию культуры на селе на 2011-2015 годы»;
«Региональная программа «Метадычны партфель » 1993-2013 гг.» – единая методическая программа деятельности клубных учреждений Любанского района.
Они направлены на реализацию духовных и материальных потребностей и интересов граждан, приобщение к ценностям мировой и отечественной культуры, воспитание гражданина и патриота своей страны, развитие творческого потенциала каждого человека. Основным объектом реализации региональных культурных программ является разветвлённая сеть учреждений культуры различной ведомственной принадлежности. Деятельность учреждений культуры по реализации региональных культурных программ характеризуются многовекторностью содержательного компонента, разнообразием и вариативностью организационных форм, насыщенностью различными видами досуговой деятельность населения области, города, района.
Список использованных источников
1. Беларуская культура сёння : гадавы агляд, 2010 / І.В.Анціпенка ; пад агул. рэд. Т.І. Стружэцкага ; м-ва культуры Рэсп. Беларусь, Ин-т культуры Беларусі. – Мінск : БДУ культуры і мастацтваў, 2011. – 144 с.
. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства / В.В. Ванслов. – М.: Искусство, 1963. С.126 – 135.
. Взаимовлияние форм культуры в духовной жизни общества : сб. ст.; / научн. ред. Э.В.Соколов. – Л. : ЛГИК, 1986. – 176 с.
. Волков И.П. Воспитание творчеством / И.П. Волков. – М.: Знание, 1989. – 84с.
. Глаголев, А.И. Экономические отношения в художественной культуре : / А.И Глаголев. – М. : Искусство, 1991. – Т.1. Западный опыт. – 311 с.
. Дзяржаўная программа “Культура Беларусі” на 2011-2015 гады // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2011. – №11. – 5/33091.
. Есин, Р. Шаги сближения и доверия: межрегиональное сотрудничество / Р.Есин // Беларус. думка. – 2009. – №9. – С.58-63.
. Закон республики Беларусь 4 июня 1991 года №832-ХII. О культуре в РБ. – URL: #”661644.files/image001.gif”>
В деревне Речень Любанского района Минской области в день святого Яна Крестителя (6 июля) прошел праздник солнца и цветов «Дзень лета ў Рачэні», которым начался районный фестиваль агрогородокских праздничных традиций «Агрофест», пишет БелаПАН.
В празднике приняла участие старейшая жительница деревни Зоня Рудько (фото 3) – хранительница секретов о лечебных свойствах купальских трав. Она дала мастер-класс по приготовлению отваров, угощала травяным чаем односельчан и гостей праздника, среди которых были народные мастера, артисты самодеятельности и представители других агрогородков Любанщины.
Читать полностью:#”661644.files/image007.gif”>
Дзень лета ў Рачэні
июля 2013 года, 12:04
Днямі на Любаншчыне далі старт новай культурнай падзеі – фестывалю-конкурсу аграгарадоцкіх святочных традыцый «АграФэст-2013″.
<#”661644.files/image009.gif”> <#”661644.files/image010.gif”>
Падчас канцэрту дзяўчаты-рукадзельніцы з Рачэні правялі парад вянкоў – зёлкавых дыядэм. А члены журы, старшынёй якога з’яўляўся начальнік ад-дзела ідэалагічнай работы, культуры і па справах моладзі Васіль Каткавец, вызначылі і ўзнагародзілі тых з іх, што сплялі самыя прыгожыя вяночкі. Скончыўся Дзень лета ў Рачэні святочнай дыскатэкай «Вечар Басаножак».
Настасся ДАШКЕВІЧ.
Фота аўтара.
НА ЗДЫМКАХ: 1. Рачэнскія дзяўчаты і жанчыны прынеслі сабраныя зёлкі Зоні РУДЗЬКО (на фота справа). 2. Соснаўская гаспадыня прапаноўвае прысутным травяную гарбату. 3. Дзяўчаты-рукадзельніцы дэманструюць сплеценыя вяночкі.
<#”661644.files/image013.gif”>
«Сонца і кветак свята. Дзень лета ў Рачэні» – гэткую назву атрымала першае свята новага Любанскага раённага фестывалю па захаванні традыцый і абрадаў «Аграфэст». Свята ладзілася ў аграгарадку Рачэнь – вёсцы з захаванымі старадаўнімі традыцыямі. Адной з вясковых захавальніц з’яўляецца старэйшая жыхарка Зоня Рудзько (на фотаздымку), якой выпаў гонар даваць на свяце своеасаблівы майстар-клас – па прыгатаванні напояў з купальскіх кветак. Многія сакрэты збору і выкарыстання лекавых зёлак Зоня Ігнатаўна пераняла ў дзяцінстве (яшчэ да вайны) ад сваёй старэйшай аднавяскоўкі – шаптухі і знахаркі Акуліны Рубін.
Цяпер настаў час і мне перадаваць маладзейшым багаты досвед, – кажа Зоня Ігнатаўна. – Шкода не выкарыстоўваць тое, што шчодра дае нам матухна-прырода.
Пра самабытны фестывальны праект «Аграфэст», задуманы любанцамі для вывучэння і захавання лепшых мясцовых традыцый.
Свят на Любаншчыне хапае. У тым ліку і тых, якія дайшлі да нас са старажытнасці, – кажа начальнік аддзела культуры, ідэалогіі і па справах моладзі Любанскага райвыканкама Васіль Каткавец. – Але мы хочам прывіць жыхарам нашых аграгарадкоў цікавасць да сваіх вытокаў, выхоўваць у іх пачуццё гонару за захаваныя старэйшымі пакаленнямі традыцыі, за непаўторную спадчыну ад сваіх бабуль. Фестываль «Аграфэст» ставіць за мэту выяўленне самабытных людзей і самабытных традыцый, звычаяў, абрадаў, надання ім новага дыхання і жыцця ў сучасных умовах – своеасаблівай сацыялізацыі назапашанай продкамі духоўнасці. А гэтым наш край сапраўды багаты.
На працягу года на Любаншчыне пройдзе яшчэ шэсць фестывальна-святочных дзён. Распарацавана і зацверджана цэлая праграма. Напрыклад, 28 ліпеня ў аграгарадку Малыя Гарадзяцічы пройдзе свята «Букетам кветак маніць палісад», а 11 жніўня ў Асаўцы правядуць «Дрэва жыцця». Увосень у Талі, Соснах і Сарачах прашумяць свае святы-конкурсы.
На Дзень лета ў Рэчані завіталі народныя майстры – саломапляцельшчык Уладзімір Ціханоўскі, выдатная ткачыха паясоў Святлана Адзінец, вышывальшчыца ікон Галіна Чарнышова. Ігралі гармонікі. На адным – любанец Васіль Семашкевіч, а на другім… жыхарка Вільні Рыта Шукіене. Прыгатаванымі загадзя напоямі частавалі ўдзельнікаў свята жанчыны-траўніцы з народнага клуба народных традыцый вёскі Сосны-1.
Але сапраўднай цікавінкай рачэньскага аграфэсту сталі зёлкі, сабраныя і прыгатаваныя на вогнішчы 80-гадовай Зоняй Рудзько. Яна кідала ў кіпень кветкі ліпы, святаяннік, чабор… Прызнаецца, што не чакала гэткага ажыятажу. Ахвотных пакаштаваць напой (які, дарэчы, ёй давялося гатаваць некалькі разоў запар) было вельмі шмат..
Анатоль Кляшчук.
Фота аўтара.