- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 25,16 Кб
Историческая динамика развития и современные формы русской народной художественной культуры
Оглавление
Введение
Глава 1. Народная художественная культура в современных условиях
.1 Устойчивые черты НХК
.2 Историческая динамика развития НХК
Глава 2. Современные тенденции развития народной художественной культуры в России
.1 Традиционно-историческая культура в современности
.2 Современные бытовые культурные тексты
.3 Промежуточные формы культуры
Заключение
Библиографический список
Введение
Неизбежный переход к постмодернизму в культуре, а так же к постиндустриальным формам цивилизации естественным образом связан с процессом переосмысления массивных пластов человеческой истории. А это неизбежно ведёт к расширению сознания, открытию новых его граней, неизбежности использования новых духовных "ресурсов" для обеспечения жизни общества. Едва ли можно отрицать, что важнейшей стороной данного процесса является определённое движение в сторону консерватизма, возобновления культурной традиции прошлого, а так же консерватизма, а в некоторых случаях и фундаментализма.
Актуальность данного исследования состоит в том, что вторая, или как вариант, вторичная жизнь традиции, социальное проигрывание разных вариантов включения ее в современный культурный мир и живой обиход, повышают роль исторической народной культуры, прежде всего художественной, в новых обстоятельствах, когда общество и человек сталкиваются с неизбежной перспективой многовариантности во всех планах: собственно культурном, социальном, политическом, экономическом, этнонациональном, религиозном.
Занимающие господствующее положение универсально-рациональные модели классического периода модернизации дополняются и частично оттесняются в сознании и деятельности индивидов и общностей иными культурными стереотипами, а вернее архетипами. Эти архетипы проникают во многие сферы жизни и заключают в себе большой объём традиционного культурного и социального опыта, который был отвергнут на предыдущем этапе, но теперь приобретает новые смыслы, социо-культурные связи и перспективы. Эти тенденции определяют особую важность анализа развития народной культуры в современной ситуации и в современных ее модификациях.
Объектом исследования служит современное развитие народной художественной культуры в её традиционных и современных проявлениях.
В качестве предмета исследования выступают:
·Традиционно-историческая культура и субкультура в современной среде.
·Современные бытовые культурные тексты.
·Промежуточные формы культуры.
Цель исследования заключается в выявлении и изучении основных современных тенденций народной художественной культуры.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
. Рассмотреть народную художественную культуру в современных условиях, выявить её устойчивые черты, структуру и динамику развития.
2. Определить основные современные тенденции развития народной художественной культуры на основе анализа традиционно-исторической культуры и субкультуры в современной среде, современных бытовых культурных текстов, промежуточных форм культуры.
Хронологические рамки. Нижняя хронологическая грань определяется второй половиной XX в., что связано с усилением процесса синтеза традиционной и индустриальной культур в мировом масштабе и началом зарождения постиндустриальной культуры, верхняя хронологическая рамка определяется новейшим временем, так как целью исследования является выявление именно современных тенденций развития.
Методологической основной данной курсовой работы является культурологический метод, который предполагает, прежде всего, анализ ценностно-нормативных систем, идей, целей, представлений, знаний, а также различных способов их знаково-символического и предметно-материального воплощения их во всем многообразии и противостоянии друг другу, представленных разными эпохами и культурами.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, в котором обозначены актуальность, объект и предмет исследования, методология, цель и задачи, хронологические рамки. 1 глава включает в себя описание народной художественной культуры в современных условиях, её устойчивых черт, структуры и динамики развития. Во 2 главе рассматриваются современные тенденции развития народной художественной культуры на примере традиционно-исторической культуры и субкультуры в современной среде, современных бытовых культурных текстов и промежуточных форм культуры.
Глава 1. Народная художественная культура в современных условиях
Религиозные, социально-утопические, правовые, нравственные, педагогические воззрения находят своё отражение в народной художественной культуре, и эта связь художественного творчества со остальной культурной деятельностью неразрывна и органична – часто невозможно отнести отдельный вид народного творчества к той или иной форме культуры. Народная художественная культура является результатом синтеза других видов народной культуры.
Их связь со средой обитания и жизнедеятельности, с трудовой деятельностью и бытом народа является интегрирующей. Сама суть народной художественной культуры состоит в совокупности художественных и эстетических ценностей и идеалов, появившихся и укоренившихся в той или иной этнической общности.
Народную художественную культуру во всех ее проявлениях следует рассмотреть в контексте современных культурных процессов, так как именно это может позволить увидеть, как элементы традиционных культур разных исторических эпох и народов вписываются в современное культурное пространство.
Как отдельные элементы, как и целые направления культуры недавнего и уже достаточно далёкого прошлого могут входить в сферу актуальной культуры, ровно как и оставаться на её переферии, но, тем не менее, ясно видна важность и необходимость их анализа как артефактов культуры в её современном состоянии, а не только как достояния истории.
Следует сразу оговориться, что народная культура, в прошлом бывшая достаточно прочно укорененной, сейчас выглядит размытой, проницаемой для самых разных направлений современной крайне многослойной культуры, широко ассимилирующей их элементы и традиции и потому не имеющей однозначного, общепринятого понимания.
Объективным является процесс усложнения социальных структур, что неизбежно ведёт к расслоению культуры. В прошлое уходит ситуация, когда практически все общество ориентировалось на единые образцы и критерии.
На исходе XX в. представления о культуре как о совокупности высших ценностей, осознаваемых в качестве абсолютных, универсальных, вневременных, подвергаются серьезным испытаниям.
Мультикультурализм как важная характеристика современной эпохи неизбежно связан с определенной децентрализацией критериев.
1.1 Устойчивые черты НХК
Учитывая факт неизбежной трансформации, синкретичный характер народной художественной культуры, её стремление к ассимиляции и синтезу, возникает необходимость выделить устойчивые черты, для того, что бы на основе динамики их развития в дальнейшем проследить за современными тенденциями развития, как отдельных частей, так и в целом самого комплекса элементов народной художественной культуры.
Для всех элементов народной художественной культуры характерна традиционность, а так же преемственность и устойчивость художественных традиций.
Народный коллектив, этнос отбирает и совершенствует существующие объекты культуры. Из этого следует другая устойчивая черта – коллективность, народность, а значит и анонимность авторов. Неразрывны в контексте народной художественной культуры так же творчество и исполнение.
Народная культура являет собой выражение национальной характера, этнической психологии народа, менталитета в самых его фундаментальных проявлениях.
Но, в то же время, наравне с наличием чётких различий в самом содержании элементов одной культуры, имеются и общие архетипичные сюжеты прослеживающиеся во всех культурах мира, примером может служить миф о большом потопе, характерный как для народов, принадлежащих к христианской культуре, так и для народов Океании, как, впрочем, и для остальных народов мира.
Выраженность национальной психологии в народной художественной культуре, а так же её архетипность обеспечивают её понятность всем эпохам и поколениям. Народная художественная культура отличается при этом не только особой внутренней целостностью, но и целостностью восприятия мира, являясь не только выражением, но и народным переживанием бытия и окружающей действительности.
Народная художественная культура обладает специфической "природностью". Природа в самом широком её понимании выступает не отдельно, а в совокупности с субъектом культуры, обобщённо выраженная в глубинных архетипных мотивах.
Такое переживание природы тесно связано с национальными отношением к ней, детерминированным географическим ландшафтом. "Природность", таким образом, несёт в себе синтез природного и народного и оказывается главным источником эстетического переживания в народном искусстве.
С одной стороны, народное художественное творчество как культурный текст (словесный, музыкальный, иконический, хореографический) – это стабильность, стереотипность, устойчивость, извечность, узнаваемость для всех членов общины, сообщества – носителей данной традиции.
Эти качества прослеживаются в круге идей, представлений, образов, сюжетов, мотивов, устойчивых словесных формул, приемов, в формах ритуализированного поведения и социального действия, составляющих в каждой культуре ее первооснову.
С другой стороны, фольклорный текст – это динамичность, вариативность, пластичность, лабильность, импровизационность в процессе адаптации к конкретной бытовой ситуации. Однако импровизация реализуется в рамках, заданных культурой и социальной ситуацией, связь с окружением максимальна.
Произведения народной художественной культуры не воспринимаются как изолированный от повседневности предмет, как раз наоборот, они встроены в повседневность, в бытовую деятельность человека, образуя одновременно и её предметную среду и встроенную в неё совокупность символов, являющихся эманацией внутреннего мира человека, его собственного миропонимания.
.2 Историческая динамика развития НХК
Народная художественная культура начинает своё формирование ещё на заре формирования этноса, в самом начале процесса этногенеза, более того, эти два процесса проистекают неразрывно.
В дальнейшем народная художественная культура продолжает формироваться в рамках происхождения нации, слияния её в единое целое, где культурной первоосновой будет оставаться миф. Это время определяется бытованием народной художественной культуры в качестве актуальной, она ежедневно востребована человеком, который является её основным носителем.
В случае смены доминирующего мифа, происходит ассимиляция мифологических структур прежнего и наступающего мифов, и тогда следует говорить не столько о бытовании народной художественной культуры, а скорее о переходе её в статус традиции.
Сегодня, некоторые исследователи полагают, что специфика народной художественной культуры состоит в том, что она существует в контексте сегодняшнего дня исключительно в качестве традиции: живой традиции, воспроизводимой ее носителями (обряды и фольклор русских деревень сегодня) и традиции, консервируемой учеными и профессиональными коллективами. В то же время, согласно другой точке зрения, народная культура состоит из двух видов – популярной и фольклорной.
В итоге популярная художественная культура, выстраивая чёткую линию преемственности от фольклорных форм, продолжая своё бытование, описывает сегодняшние быт, нравы, обычаи, песни, танцы народа, а традиционная фольклорная культура – его прошлое.
Легенды, сказки и другие жанры фольклора активно создавались в прошлом, сегодня же они существуют как историческое наследие. Часть фольклорной культуры вошла в популярную культуру, вернее послужила её первоосновой, которая помимо исторических преданий постоянно пополняется новообразованиями, например современным городским фольклором.
Аудитория народной культуры – всегда большинство общества, и это является её определяющим моментом. Так было в традиционном и индустриальном обществе. Ситуация меняется только в постиндустриальном обществе.
Конкретные формы традиционных культур, как и социальные механизмы их трансмиссии, исторически носят преходящий характер. Целостная система нормативно-ценностного жизнеобеспечения народа распадается на элементы, которые со временем теряют своё функционально-смысловое наполнение. Вместе с тем, общие идеи и ценности народной культуры остаются актуальными и переходят в область профессиональной деятельности специалистов разного профиля.
Однако затем они могут снова возвращаться в массовое сознание и в видоизмененном виде опять стать частью народной культуры. Этот процесс в значительной мере происходит в настоящее время. В России, как и в других странах, становится заметной активизация интереса к традиционным культурам, включая их ранние формы.
Глава 2. Современные тенденции развития народной художественной культуры в России
Подобная трансформация связана в первую очередь с общей динамикой развития общества и его культуры, приведшей к утрате традиционными культурами своей универсальной роли в новых условиях.
По мере появления национальных государственных образований, укрупнения и укрепления социальных структур, явным становится процесс обретения ими своего, общенационального варианта языка и культуры, в то время как регионально-этнические культурные традиции, игравшие до этого значительную роль, отступают на второй план, занимая более не центральное положение.
Прежним традициям отводится сфера повседневности, сфера бытового общения, они сохраняются как историческая память рода, семьи. Если в традиционной этнической культуре представлены в нерасчлененном виде все области материально-практической, духовно-религиозной, познавательной, соционормативной, эстетической деятельности человека как члена сообщества, то культура нового времени и современности все более дифференцируется, усиливается специализация отдельных областей, сфер культурной деятельности по типу предмета, характеру, целям.
Параллельно, помимо традиционных механизмов прямого наследования, формируются опосредованные способы передачи культуры, фиксации и закрепления культурного текста в качестве канонического образца, а также введения его в социальное обращение.
Возникают и множатся как технические средства, обслуживающие этот процесс и влияющие на него, так и самые разные социальные технологии обучения, трансляции, социализации; образуются соответствующие социальные институты, сеть организаций разного уровня формализации.
Становясь многослойной, культура социально дифференцированного общества, обрастает субкультурами. В такой ситуации происходит неизбежная потеря фольклором свое исконной универсальности, и как следствие он начинает взаимодействовать с современными субкультурами, в результате чего, такой симбиоз образует вторичные формы народной культуры, а так же позволяет фольклору приобрести роль культурного наследия.
В культуре нового времени весьма значительное место начинает занимать массовая культура, которую иногда сближают с народной, видя в ней проявление того же коллективно-бессознательного, внеличностного, анонимного начала, которое есть в фольклоре.
Вместе с тем, в современном индустриальном и постиндустриальном обществах, с высокоразвитыми информационными технологиями, специализацией всех областей деятельности продолжает существовать и внепрофессиональная культурная практика в синкретических формах.
Она живет своей жизнью параллельно со специальными, профессиональными областями в многоэтажном здании современной культуры. Уходят в прошлое классические формы народной культуры (например, эпические жанры фольклора разных народов), им на смену приходят всевозможные малые формы фольклора и постфольклора.
В прошлом традиционные формы народной художественной культуры являлись воплощением базовых жизненных ценностей, определявших основы социального бытия сообщества.
Вытеснение из жизни общества как пережитков прошлого многих элементов этнических культур отнюдь не нивелирует их значение в полной мере – они начинают играть иную роль как в полиморфном современном культурном пространстве, так и в жизни народов исконных носителей этих традиций. Отчасти это связано с актуализацией этнического и национального самосознания в последние десятилетия XX в.
Происходит скрещивание или смешение разных этнических традиций, перенос и вживление их в новую, неаутентичную социальную ткань, что дает естественный выход в область современной массовой культуры, эксплуатирующей и синтезирующей любой культурный материал.
Наметился даже своеобразный параллелизм и одновременно противостояние традиционно-народного и профессионального, специализированного подходов к одним и тем же сторонам жизни и способам отношения к ним (истолкование, сохранение, практическое использование, преобразование и пр.).
Аналитический, сциентистский подход, выработанный в европейской культуре, предполагает дифференциацию множества областей знания, технологий, их обоснование и методологическое обеспечение. Такой подход, безусловно, противостоит синтетическому, по преимуществу интуитивно-чувственному, заложенному издревле в основе синкретической традиционной культуры.
Вместе с тем, несмотря на типологические различия культур разных эпох и традиций, можно говорить об очевидной тенденции актуализации прошлого в самых разных формах.
.1 Традиционно-историческая культура в современности
Предметно-материальный мир традиционной народной культуры продолжает жить в условиях современности. Он обширен, многообразен, но в значительной части носит иной, чем прежде, характер, заметно отличаясь от старого, что абсолютно логично, так как мировоззрение и быт населения достаточно скоротечно изменились и продолжают трансформироваться ускоряя темп.
Этот процесс не везде проходит с одинаковой интенсивностью, он неоднороден в связи с этнической негомогенностью населения, социальной дифференциацией, различностью культурных, природно-географических, социально-экономических условий, а так же в связи с различной степенью ориентации на традиции прошлого.
Искусствовед М.А. Некрасова выделяет четыре формы современного существования народного традиционного искусства в нынешних условиях. Исторически они сложились ещё в прошлом, но окончательное оформление получили в России к середине XX столетия.
Они характеризуются общностью школ, традиций, художественных систем, художественного языка в целом и локальных признаков творчества – всего того, что важно для функционирования народного декоративно-прикладного искусства. Эта классификацией помогает сформировать представления о современных формах народного искусства.
К первой форме относится народное прикладное творчество именно в рамках своего аутентичного, традиционного бытования, так как этот этнографический региональный уклад явился причиной, породившей его. Это творчество до сих пор существует и в наши дни в отдаленных, изолированных районах страны, замкнутых в силу особых географических и экономических условий. Это – Кавказ, Крайний Север, отдельные районы Дальнего Востока.
Второй формой существования народного прикладного искусства считается коллективное творчество на основе общности промысла, развивающегося в рамках местной художественной традиции.
Третья форма включает творчество отдельных мастеров, сохраняющих коллективный художественный опыт, традицию.
Четвертая форма объединяет организованные мастерские, которые имеют свои помещения, необходимые средства, оборудование, свои кадры и соответствующий план по производству изделий.
Нельзя сказать, что все из выделенных форм существования народной художественной культуры являются аутентичными, народными, только первая – этническая, и частично вторая формы могут считаться действительно традиционными, менее всего такая характеристика относится к двум другим формам – художественным промыслу и производству.
Многие крупные художественные промыслы (типа предприятий, фабрик, объединений) как бы примыкают к традиционной народной вещной культуре, но, по сути, являются новой областью деятельности, хотя и на основе старых образцов.
Можно засвидетельствовать своего рода вторичное рождение, возрождение, бытование вещного мира, который обретает новый способ существования в современной культуре, подчас специально инициируемый культурной политикой. Это подтверждают в первую очередь, происходящие изменения в составе самих носителей культуры в функциях изделий, механизмах передачи традиции.
Таким образом, можно заключить, что деятельность большей части художественных промыслов, называемых по сложившейся традиции народным искусством, входящим в рамки народной художественной культуры, в действительности же является областью деятельности профессиональной специализированной культуры, а не народной, в традиционном толковании этого понятия.
Она предстает как специальная область, специального обучения и специального адресата, специального предназначения – сохранение образцов традиционной культуры народа как объектов для экспонирования на выставках, подражания, заимствования, художественного экспериментирования, учебно-педагогической практики.
Все художественные промыслы, существующие сегодня, а в особенности включающие в себя самые из них знаменитые – Городец, Палех, Мстеру, Хохлому, Федоскино, Холуй, Жостово и пр. являют собой не подвергающуюся сомнению художественную, эстетическую ценность как для России, так и для остального мира.
Необходимо оговориться: не все из них являются прямыми преемниками искусства традиционной народной художественной культуры. По своей сути они представляют собой уже абсолютно новое явление, – это новая специализированная художественная деятельность, примыкающая к традиционной, прошлой народной культуре. Хотя она и возникла на её основе, но уже имеет значительные отличия.
Многими культурологами сейчас высказывается мнение, что целостная система нормативно-ценностного жизнеобеспечения народа сейчас, в современных реалиях дефрагментируеются, распадается на составляющие, которые в свою очередь постепенно теряют своё функционально-смысловое содержание в контексте современной народной культуры.
Это означает, что мастер, именуемый народным или художником того или иного промысла вправе развиваться, согласно своему собственному органичному видению мира, его не надо натаскивать на работу в народном ключе, переучивать, если он не обладает врожденным народным мировидением, а хочет быть профессиональным художником с широкой системой ее образных начал и структур. Наоборот всячески беречь в мастере его самобытность, его врожденную народность, данную ему от природы.
В XX веке в культурном, социальном, историческом контексте произошли кардинальные трансформации, а они, как и любые другие имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Для укрепления традиций и их органического существования необходимо понимание того, что происходит сегодня на основе объективных законов.
Поэтому для изучения традиционной и современной народной художественной культуры необходимо понимание объективных законов. Необходимо заметить, что состояние традиционной народной вещной культуры последней декады не изучено должным образом.
Несмотря на это, а так же определённые сложности, возникшие в научной среде, занимающейся изучением этих феноменов, можно заметить рад закономерных перемен.
Одна из них – это появление рынка, попадая на который, изделия народных мастеров в некотором роде вновь обретают прежде утерянную возможность вернуться к первоначальному своему состоянию – естественному пребыванию в социуме.
Если обратиться к истории, но можно заключить, что именно мелкотоварное производство составляло экономическую основу множества очагов народного промысла. Рыночная регуляция посредством спроса, конкуренция являлись главными регуляторами качества создаваемых изделий, повышения мастерства.
Однако говорить о возрождении в России мелкотоварного производства, очевидно, пока не приходится (отлаженная система "художественного производства", называемая художественными промыслами, продолжает существовать в рамках государства и остается под его контролем).
Подобное, уже устоявшееся в советский период состояние было еще раз подкреплено рядом законодательств – статей в Конституции, специальными указами и Положением о приоритете художественных промыслов как подлинно народных.
Но уже сейчас художественное творчество подвергается новому осмыслению: возникает достаточное количество всевозможных проектов по развитию народного традиционного искусства – просветительского, рекламного, экономического, правового типа при поддержке различных фондов.
С возрождением рынка необходимо признать ослабление, уменьшение роли чиновников-управленцев, критиков и искусствоведов, до этого регулировавших состояние народного художественного искусства.
Можно наблюдать возрождение рукотворного творчества – ремесла среди всех слоёв населения. Зачастую, они воплощают традицию не всегда прямо, не всегда в исконном её виде, а скорее опосредованно – самостоятельно или же путём обучения у старых мастеров.
Нельзя не заметит саму положительную динамику процесса возрождения к жизни этого вида народной художественной культуры в более традиционном её понимании.
В этой связи нельзя не отметить появление всевозможных объединений, ассоциаций, центов и школ ремесел и т.д. Одни из них стремятся к пропаганде традиционных ремесел, вторые – к обучению на традиционной основе, понимая традиция по-своему, третьи объединяются для координации работы мастеров и продажи их произведений, четвертые занимаются организацией социально-бытовых условий и т.д.
Сегодня, обретя большую свободу, народные мастера традиционных промыслов могут входить в объединения, создавать новые, делать продукцию на выставки, на заказ, на рынок и т.д.
Из этого можно сделать вывод, что современное пространство нашей культуры наполняется вещами, бытовавшими во времена наших далёких предков, но при этом, основа их возрождения иная. Можно говорить скорее о психологической, нежели, изначальной, мифологической их природе.
В основе находится стремление к повторению знакомых образцов художественного ремесла старых мастеров благодаря их волнующей, наивной чистоте, крепости и целесообразности форм, декоративности и красочности, своеобразное стремление найти некий антипод, реакция на современный рационализм, свойственный мышлению человека на протяжении всего прошлого столетия.
Создания наших современников стали, бесспорно, разнообразнее, технологически сложнее, виртуознее в плане своего исполнительского мастерства, но в то же время эклектичнее, отвечая задачам постмодернистской культуры.
Семантика многих из них стала иной – лишенной былого скрытого подтекста, знаковости, символичности, т.е. того мироощущения, которое было присуще мастерам прошлого.
2.2 Современные бытовые культурные тексты
В прошлом весь жизненный уклад семьи, общины, общества, этноса был нормирован и регламентирован традиционной народной культурой.
Сейчас же современная неспециализированная культурная практика наоборот – частная сфера, следствие, неотъемлемая часть обыденной жизни общества, всех его слоёв и групп, она являет собой важный институт, хотя не только не регламентирует, но и не охватывает собой все сферы и группы.
Здесь формируется повседневный опыт, мир чувств, мир представлений, близких и понятных каждому человеку, иногда собственная система ценностей, верований, обычаев, стереотипов поведения, имеющих хождение в различных социальных средах, субкультурах. Это всё аккумулируется и находит своё отражение в различных текстах, которыми наполнена повседневность.
В незатейливых, часто наивных, шероховатых текстах, например, песнях, запечатлен огромный пласт человеческих судеб с их внутренними переживаниями и житейскими драмами. Это и песни-исповеди, песни-рассказы, песни-истории.
Персонажи многих уличных, бытовых песен либо литературные персонажи: благородные ковбои, отважные моряки, пираты, либо различные маргиналы: беспризорники, уголовники, бродяги и др. они являются своеобразным противопоставлением обыденности.
Герои попадают в коллизии, где реальные события и вымысле переплетаются и становятся практически не отделимы друг от друга, и это определённым образом поэтизирует повседневную обыденную реальность.
В коротких ёмких анекдотах верно подмечены особенности человеческих характеров, различные жизненные коллизии, которые случаются повсеместно, но данные истории не замыкаются исключительно на семейном. Дворовом или уличном пространстве, они так же касаются и других сфер жизни простого человека: политической, моральной, нравственной, правовой. Но эти темы отражаются не объективно, а наоборот перерабатываются, проходят через призму обыденного сознания.
Как уже говорилось, бытовые тексты уходят корнями как в специализированную культуру, профессиональное искусство в его "высоких" и массовых вариантах, так и в традиционную фольклорную культуру прошлого, а также в различные современные субкультуры, которые сформировались в разных социальных средах. Это приводит к эклектичности таких текстов, смешению в них разнородных элементов.
Современная народная художественная культура в своём бытовом проявлении, не смотря на современность семантики, интеграцию в неё содержательный, внешних, языковых и других элементов профессионального, специализированного искусства, массовой культуры, в своей основе традиционна. народный художественный культура бытовой
Но основа эта не находится на поверхности: она проявляется в том, что накопленный опыт повседневной жизни социальной общности, аккумулируется, закрепляется, транслируется из поколения в поколение, в достаточно устойчивых формах, стереотипах, которые составляют основу традиции как таковой.
Более того, многие из этих стереотипов, схематических конструкций, стилистических приёмов берут своё начало в традиционном фольклоре. Так же, они становятся общепринятыми или распространяются в социальных общностях разного масштаба.
Бытовые формы музыкального (песенного, инструментального), словесного и пр. творчества являются важным компонентом современной народной культуры. Они занимают свою, определенную нишу в жизни человека, группы, сообщества, общности, поскольку образуют особую, повседневную социокультурную среду, составляют наиболее близкое и понятное каждому человеку культурное пространство. Здесь в повседневной творческой практике он впитывает представления, идеи, знания, нормы, идентифицируется с ними.
Таким образом, на бытовом уровне происходит идентификация индивида с определённой общностью, группой, сообществом. В свою очередь бытовые формы творчества отражают особенности, состояние обыденного сознания определенной социальной среды в определенный исторический период.
Бытовой слой народной культуры в силу аккумулирования, синтезирования различных, разнородных частей, компонентов разных культурных пластов является достаточно мобильным, изменчивым, многослойным, многообразным, он синкретичен.
Достаточно просто отследить в бытовом творчестве влияние со стороны массовой культуры и профессионального искусства. Связи с классическим фольклором, напротив, глубоко скрыты. Но при более подробном, тщательном рассмотрении можно обнаружить традиционные фольклорные корни в бытовых текстах.
Механизмы функционирования данных текстов в повседневной жизни индивида, группы, сообщества имеют в значительной степени фольклорный характер.
Это означает, что передача культурной информации, ее сохранение осуществляются преимущественно в процессе непосредственного взаимодействия исполнителя – автора и слушателя, которые чаще всего принадлежат к одной социокультурной среде.
Но важным является то, что в современных условиях используются новые технические средства фиксации, распространения, тиражирования бытовых культурных текстов. Но, надо заметить, что в бытовании культурные тексты, в том числе и авторские, можно сказать, присваиваются обществом, определённой социальной группой и в итоге утрачивают своё авторство и распространяются в дальнейшем как анонимные.
Устойчивость бытовых форм музыкального и словесного творчества, их прорастание в повседневную жизнь обусловливаются тем, что они выполняют жизненно важные функции.
Бытовой слой народной культуры способствует усвоению человеком в повседневной жизни норм, ценностей, правил поведения, знаний и пр., т.е. помогает его социализации, интеграции в сообщество, группу, осознанию своей принадлежности к ним, своей самобытности. А это "работает" на укрепление социальных связей, коммуникации, на обеспечение условий для самовыражения, самореализации личности, ее психологической адаптации, включению в социокультурное пространство.
.3 Промежуточные формы культуры
Промежуточная культура – это культурный пласт, находящийся между аутентичным фольклором и профессиональным, академическим искусством. Оба этих полюсных явления имеют достаточно сложную структуру, они неоднозначны, изменчивы, они взаимопроникают и взаимовлияют друг на друга, но и то, и другое признаны основными составляющими элементами национальной культуры.
Но кроме них, как нам известно существует ещё один феномен – синтез этих двух пластов, обладающий так же и своеобразными элементами – "промежуточная культура", известный так же как "пост-фольклор", "третья культура", "примитив".
"Промежуточная" культура в целом, а не только в дошедших до нас памятниках, в основном действительно принадлежащих к сфере декоративно-прикладного, изобразительного и отчасти монументального искусства, – это нормативно-ценностная система, включающая в себя элементы традиционной культуры и аутентичного фольклора, но принимающая в себя и наиболее распространенные достижения культуры высших слоев общества, социальных элит.
Очевидно, что в рамках промежуточной культуры оба полюса представлены фрагментарно. Кроме того, даже эти фрагменты частично подвергаются переработке – как в целях снятия противоречий между ними, так и для того, чтобы более полно соответствовать позициям и образу жизни нового общественного слоя – среднего класса. В свою очередь, именно "промежуточная" культура становится средством самовыражения для этого класса.
Иными словами – промежуточная культура – это осбоый пласт культуры, создаваемый, функционирующий и воспринимаемый на уровне обыденного сознания.
Специалисты легко отмечают в произведениях такого рода влияние соседних сфер культуры – профессионального, массовой культуры, самых известных образцов фольклора. Авторская индивидуальность в таких работах почти не проявлена. Зато художественный язык такого творчества воплощает наиболее распространенные эстетические стереотипы определенного социокультурного слоя в их наиболее легкочитаемой и узнаваемой форме.
К кругу таких произведений в области изобразительного творчества безоговорочно относят: "лубочную народную картинку, бытовой примитивный портрет, живописную вывеску, сценографию фольклорного театра, декоративную роспись".
Сегодня промежуточная культура представлена такими разнородными объектами, как разного рода домашние поделки, произведения, которые можно встретить на уличных вернисажах и на большинстве выставок-продаж, и т.п. Совершенно особое место в этом культурном пласте занимает явление, которое часто называют "наивным искусством".
"Промежуточная", или "третья" культура – явление, возникающее там, где происходят масштабные социальные сдвиги, меняющие саму структуру общества. Условия его зарождения складываются в эпоху, когда различия между социальной элитой и социальными "низами", городом и деревней, традиционным обществом и процессами модернизации наиболее поляризуются.
Промежуточная культура, таким образом, во-первых, заполняет лакуну между двумя все более расходящимися культурными моделями – элитарной и "народной", и, во-вторых, становится способом воплощения культурных идеалов нового общественного слоя, зарождающегося на сломе традиционной биполярной социальной структуры.
В ходе исторического развития меняя конкретные формы воплощения и способы реализации, промежуточная культура, всё же сохранила свои структурные, морфологические и функциональные характеристики.
Сегодня эта культурная сфера в области декоративно-прикладного и изобразительного творчества представлена такими разнородными объектами, как всякого рода домашние поделки, произведения, которые можно встретить на уличных вернисажах и на большинстве выставок-продаж, непрофессиональный дизайн – от украшения салона автомобиля до оформления собственной "страницы" в "Интернете" и т.п.
Можно заключить, что одной из функций промежуточной культуры является репрезентация эстетических представлений значительной социальной общности, чьи взгляды не выражены ни аутентичным фольклором, ни профессиональным искусством.
Отметим, что речь идет прежде всего об эстетических взглядах этой социальной общности. "Элитарное" профессиональное искусство во главу угла ставит наличие у художника собственной концепции, своеобразие его мировоззрения. Традиционный фольклор насыщен глубокой семантикой, которая проявляется в каждом образе, в каждом мотиве. Однако уже в позднейшем фольклоре – конца прошлого века – заметны тенденции к убыванию смысла и возрастанию чисто декоративного начала.
Итогом этих процессов становится превалирование "жизнеподобности" изображения над обобщенностью, свойственной более символичным образам, а также несвойственная прежде фольклору чистая повествовательность. Так, фигура женщины в традиционном фольклоре – символ порождающего начала, всадник – это древний солярный символ, а дерево – Древо жизни. Образы, передающие эту глубокую семантику, отличаются обобщенностью, монументальностью, лаконичностью.
Однако постепенно они все более приближаются к реальной повседневной жизни, в них возрастает количество деталей, декоративных элементов. И, наконец, в наиболее поздних образцах народного творчества, а также в городской и мещанской культуре эти три символа компонуются в бытовую сценку – встреча всадника и девушки, очень популярная, особенно на рубеже веков "Встреча у колодца".
При этом персонажи, теряя глубинную символику, начинают воплощать некие идеальные представления о романтических отношениях, идиллии на фоне природы, а также распространенные представления о "красавцах" и "красавицах" – таким опосредованным образом воплощаются теперь мужское и женское начала.
Промежуточная культура не являясь ни традиционным фольклором, ни элитарным искусством, ни массовой культурой зачастую не признаётся многими искусствоведами, чего не скажешь о достаточно широкой социальной группы, чьи взгляды она отражает.
В действительности у этих произведений имеется своя аудитория, которая предпочитает их прочим произведениям, но так же, что крайне важно, принимает их за собственный фольклор. Дело в том, что здесь художник и зритель, по сути, принадлежат к одному социокультурному слою. Поэтому их восприятие различных культурных течений и традиций, способ их вживления в современную культуру и сосуществования с ней схожи между собой, но отличаются от позиций специалистов.
Произведения, создаваемые в рамках "промежуточной" культуры и бытующие в самой широкой среде, интересны именно потому, что они отражают, иллюстрируют и объективируют нормы и ценности, не находящие своего адекватного отражения в других областях культуры и распространенные в самых широких слоях населения, к которым и относятся и его авторы, и его публика
Бурные изменения, начавшиеся тогда еще в СССР с середины 1980-х гг., к концу 1980-х отчетливо проявились и в сфере промежуточной культуры. В сущности, именно тогда этот пласт культуры выплеснулся за границы индивидуального хобби и стал системообразующим.
С одной стороны, в условиях перелома общественного сознания промежуточная культура стала основным средством самооопределения и высказывания собственной позиции по самым животрепещущим вопросам прошлого и настоящего.
С другой стороны, зарубежная профессиональная массовая культура еще не заполонила рынок, а отечественная только начинала освобождаться от идеологичности.
Российские творцы массовой культуры сами еще учились реагировать на актуальные потребности народа и в этом смысле немногим отличались от обычных любителей.
В такой ситуации промежуточная культура выполняла функции профессиональной массовой и содержательно, и даже формально: афиши и вывески, календари и постеры нередко создавались людьми, не имеющими специального образования: вывески – самими же продавцами, календари – фотографами-любителями, а в роли моделей выступали чьи-то знакомые.
Необходимо добавить и еще одну составляющую промежуточной культуры той поры. Смена имиджа страны привлекла огромное внимание иностранных туристов к культуре России, в том числе и к ее историческим формам. С другой стороны, и в самом обществе возникла потребность переосмысления отечественной истории.
В ответ на эти общественные потребности в промежуточной культуре бурно расцвели всякого рода воспроизведения, имитации, "продолжения и развития" искусства народных промыслов, прежде всего, хорошо узнаваемых: Хохломы, Палеха и т.п. Причем образцы этого искусства как вторили классическим примерам, так и "осваивали" отечественную историю и современность.
Поэтому к концу 1980-х гг. во многих крупных городах России, прежде всего в туристических центрах, расцвело множество и уличных вернисажей, и галерей, и художественных салонов, где было представлено все многообразие изобразительного и декоративно-прикладного "промежуточничества". Однако уже тогда было ясно, что из всего этого массива промежуточной культуры предстоит выделиться двум основным направлениям: профессиональному – и любительскому.
В значительной своей части промежуточная культура будет вытеснена профессиональной массовой. Этот естественный процесс эволюции был ускорен и экономическими изменениями в стране. К середине 1990-х гг. ситуация в промежуточной культуре в целом устоялась.
Промежуточная культура возникла, чтобы заполнить расширяющийся провал между академической, профессиональной, элитарной культурой и фольклором. Способом заполнения этого культурного вакуума стало совмещение элементов различных культурных пластов и комплексов.
Другими словами, промежуточная культура – это такая культурная сфера, которая наиболее активно взаимодействует с соседними культурными пластами – фольклором, массовой культурой, "высоким" искусством, – оставаясь при этом в восприятии их на позициях все же обыденной культуры.
Эта сфера культуры действительно находится в промежутке – и между тремя вышеперечисленными пластами профессиональной культуры, и между специализированным, с одной стороны, и обыденным – с другой, уровнями культуры.
Таким образом, промежуточная культура оказалась посредником при диалоге отстоящих друг от друга социокультурных слоев. Одновременно она же стала языком, на котором возникающие сословия, культурные общности и группы заявляли о себе и формулировали собственную социальную и культурную идентичность.
Промежуточная культура отражает существующие нормы и ценности, идеалы и стереотипы современной народной культуры, а также степень усвоения и формы восприятия ею иных пластов культуры и иных субкультур.
Именно этот культурный пласт, будучи слоем наиболее активных контактов современной народной культуры с другими областями культуры и других субкультур, отбирает наиболее интересное и значительное (с точки зрения народной культуры), стереотипизирует и обобщает полученный материал и представляет его публике в удобочитаемой и удобопонятной форме.
Она как бы картографирует современный культурный ландшафт таким образом, что каждый может найти и свое место, и соседей, и совсем неизвестные края, помогая таким образом без особых усилий сориентироваться в нынешней культурной многослойности и разнообразии.
В таком обобщённом виде и отдельные элементы, и сущностные черты различных субкультур поддаются не только прочтению, но и "применению". Каждый может примерить их на себя, а затем или отказаться от них, или войти в них глубже, или тем или иным способом по своему усмотрению совместить их с элементами или сущностными чертами своей собственной или любой другой известной ему культуры.
Заключение
Таким образом, можно заключить, что народная художественная культура, как в России, так и во всём мире переживает своеобразный ренессанс.
Различные факторы привели к тому, что народная художественная культура вновь возрождается. Но нельзя не отметить некоторые отступления от традиционного её вида.
В некоторых случаях народная художественная культура предстаёт с первого взгляда в том же, привычном, традиционном виде, но при дальнейшем изучении новоявленных феноменов культуры, исследователи отмечают, изменение внутреннего посыла и содержания, при сохранении формы. Значительно меняются функции и носители, а подчас и бытования предметов народной художественной культуры.
В другом случае, несмотря на то, что внешне современные виды народной художественной культуры трудно отождествлять с их традиционными видами, от которых они ведут преемство, при подробном их рассмотрении становятся явными схожесть функций и содержания. Посыл и стремление создателей таких образцов народной художественной культуры остаётся таким же, что и раньше. В данном случае уместно говорить о наследовании.
Но появляются так же и новые образцы, до этого не существовавшие, появляются в силу значительных, стремительный культурных и социальных перемен, заполняют новообразовавшийся вакуум. И не смотря на их беспрецедентность, они так же являются образцами народной художественной культуры, возникшими уже в современных реалиях.
Всвязи с быстротечностью процессов трансформации, появления и исчезновения объектов народной художественной культуры в информационную эпоху возникают трудности своевременного изучения этих явлений.
В целом, в России народная художественная культура начинает своё обновление в самых различных формах, а тот процесс в дальнейшем будет лишь углубляться и ускоряться.
Библиографический список
1.Балдина О.Д., Быкова Э.В., Гавриляченко Е.С., Михайлова Н.Г., Семенова Е.А. Народная культура в современных условиях, М. – 2000, 179 с.
.Бахтина В.П. Русский фольклор в современном мире. – М., 1991.
.Богатырев П.Г. Фольклор как особая форма творчества // Вопросы теории народного искусства. – М., 1971.
.Гусев В.Е. Виды современного фольклора славянских народов // История, культура, фольклор и этнография славянских народов: VI Международный Съезд славистов. Прага, 1969 год. Доклад сов. делегации. – М., 1969. – С. 297-298.
5.Культурология. XX век. Словарь. – СПб., 1997. – С. 295
6.М.А. Народное искусство как часть культуры. – М., 1985. – С. 78.
.Мамонтова Н.Н. Проблемы изучения традиционных форм культуры и понятие "народное искусство" // Научные чтения памяти В.М. Василенко: Сб. ст. – М., 1997. – Вып. 1. – С. 23.
.Михайлова Н.Г. Современные особенности народной культуры, М. – 2001
.Морфология культуры: структура и динамика. – М., 1994.
.Нелюдов С.Ю. Устные традиции современного города: смена фольклорной парадигмы
.Нелюдов С.Ю. Несколько слов о "постфольклоре"
.Островский Г.С. Искусство примитива как явление народной художественной культуры русского города XVIII – начала XX в. // Примитив в изобразительном искусстве – М., 1995.
.Путилов Б.Н. Фольклорное наследие русского народа и современная культура // Русский фольклор. – М.; П., 1964. – Вып. 9. – С. 77.
14.Ямпольский М. Русская культура и субкультуры // Общественные науки и современность. – 1993. – №1.
15.<http://noterror.ru/mify-o-potope-v-legendax-raznyx-narodov-mira/>
16.<http://www.riku.ru/lib/narcult/nar-cult-raw.htm???history=0&sample=1&ref=0>
.<http://www.rusnauka.com/10_NPE_2011/Philosophia/4_83147.doc.htm???history=0&sample=1&ref=2>
18.<http://www.ruthenia.ru/folklore/publications.htmустрой>