- Вид работы: Дипломная (ВКР)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 47,76 Кб
Курс цветоведения в подготовке дизайнеров: психологический аспект
ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ
Курс цветоведения в подготовке дизайнеров: психологический аспект
Введение
Актуальность данной темы заключается в том, что важнейшей задачей современной педагогики является детальная разработка педагогических методов обучения.
Процесс обучения – это процесс передачи и усвоения знаний, умений и навыков. Педагогические методы обучения – это способы работы педагога и учащихся, при помощи которых достигается усвоение учащимися знаний, умений и навыков; формируется, мировоззрение и развиваются их способности. Методы обучения надо отличать от приемов. Если с помощью метода происходит вооружение учащихся основным содержанием учебного материала, то те или иные методические приемы обеспечивают углубленное усвоение отдельных вопросов предмета или темы. В практике можно встретить большое количество разнообразных педагогических приемов. Некоторые из них являются общими для многих предметов, другие применимы только при обучении предмету «Цветоведение».
Значение цвета в дизайне бесспорно. Однако в обучении цвет рассматривается в основном с позиций одного из средств формообразования, в связи с чем, студенты знакомятся с ограниченным набором его свойств: эмоциональным, частично физиологическим, а также формообразующим действием полихромии. Цвет играет огромную роль в жизнедеятельности человека, поэтому недооценка его возможностей приводит в образовании дизайнеров к ситуации, когда специалист, не обладающий достаточными знаниями по цвету, может невольно наносить вред здоровью людей.
В настоящее время происходят колоссальные изменения в обществе. Появляются все новые технологии, материалы, компьютерные и образовательные программы. Знания устаревают настолько быстро, что ученые и педагоги все чаще сталкиваются с необходимостью определения того инварианта профессиональных качеств, который обеспечивает в наших условиях профессионалу надежную возможность работы по специальности. Особую важность в этом процессе приобретает предметов курс «Цветоведение».
Учебный курс «Цветоведение» чрезвычайно важен для будущих дизайнеров. Без хороших знаний закономерностей влияния и воздействия цвета, не возможна профессиональная деятельность по организации предметно-пространственной среды окружающей человека.
Успешное изучение курса «Цветоведение», который имеет большое значение в подготовке высококвалифицированных специалистов, в значительной мере зависит от обеспеченности данного курса методическими пособиями.
Исходя из вышесказанного, очевидна крайняя необходимость разработки методических пособий, что и обуславливает актуальность данной темы.
ЦЕЛЬ: Разработка курса «Цветоведение» для формирования необходимых профессиональных навыков будущих дизайнеров.
ЗАДАЧИ:
1. Изучить, проанализировать и обобщить психолого – педагогические методические исследования.
. Отобрать комплекс понятий, практических умений и навыков, наиболее важных для формирования профессиональных навыков педагога-дизайнера.
. Разработать дидактическую основу курса «Цветоведение».
. Провести экспериментальную проверку эффективности программы «Цветоведение» на базе профильных учреждений.
Объектом исследования – программа курса «Цветоведение»;
Предметом исследования – процесс профессиональной подготовки дизайнеров путём освоения курса дисциплины «Цветоведение»;
ГИПОТЕЗА исследования заключается в предположении, что если использовать предлагаемые разработанные методические рекомендации и пособия в практической деятельности, то это позволит обеспечить успешное изучение курса «Цветоведение»; и подготовить будущих специалистов. Методы исследования
– теоретический анализ искусствоведческой, педагогической,
психологической литературы, освещающей состояние изучаемой проблемы.
– изучение учебных программ и методической литературы по профессиональному обучению.
изучение передового педагогического опыта;
наблюдение за процессом обучения в профильных учебных заведениях,
педагогический эксперимент;
качественный и количественный анализ экспериментальных данных;
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ данного исследования заключается в обогащении и пополнении знаний, которые в дальнейшем будут использоваться в преподавательской и практической дизайнерской работе.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ: разработанная методика существенно повышает эффективность процесса профессионального образования. Предложенный подход к организации учебного курса «Цветоведение» позволяет приблизить образовательный уровень учащихся к требованиям времени, делая возможным формирование у них профессиональных навыков, дизайнерского отношения к гармонии окружающей предметной среды, а также творческих созидательных качеств личности.
Для осуществления целей и задач работы и подтверждения выдвинутой гипотезы дипломная работы структурирована следующим образом.
· Во введении определяется степень актуальности избранной темы, объект и предмет исследования, выдвигается гипотеза исследования, его цели и задачи;
· в главе I. рассматриваются теоретические вопросы разработки методического обеспечения курса «Цветоведение». Краткий исторический экскурс учение о цвете. Особенности цветового воздействия на психику человека. Законы организации цветового решения интерьера.
· в главе II. Разработка экспериментальной программы дисциплины «Цветоведение». Требования к учебной программе «Цветоведение». Требования к составу и структуре учебного предмета «Цветоведение». Методика и содержание учебного материала курса «Цветоведение».
· в главе III. Проектирование методических и наглядных пособий учебного курса «Цветоведение».
· в заключении подведены итоги по дипломной работе, представлен вывод о степени эффективности предлагаемой методики проектирования методических пособий и целесообразность её применения на практике
· приложение состоит из иллюстраций, таблиц, схем;
· библиография содержит 58 источников
1. Актуальные аспекты обучения цвету в профессиональном образовании дизайнеров
1.1 Теоретические вопросы разработки методического обеспечения курса «Цветоведение»
цветовой методический пособие интерьер
Согласно деятельностной концепции проектирования учебного процесса под методами обучения понимаются способы деятельности преподавателя, организующие деятельность учения студента, ведущие к усвоению знаний и умений и личностному развитию. Организация учебного процесса по предметам профессионального цикла вуза в качестве основания классификации методов обучения принимается дидактическая задача. Методы обучения подразделяются на группы, обеспечивающие осуществление основных педагогических процедур:
организация объяснения материала;
его отработкой;
контролем усвоения материала;
Далее методику обучения можно подразделить по другим показателям: репродуктивное и продуктивное, источникам. При этом может выясниться, что классификация методов по основанию репродуктивности и продуктивности не является всеобщей и относится только к методам объяснения. Методы обучения подразделяются на методы объяснения, отработки и контроля.
Далее методы определяются по характеру познавательной деятельности студентов и могут быть подразделены на две группы: репродуктивные и продуктивные. К первым относится метод сообщения «готового» знания путем информирующего изложения, проблемного изложения содержания материала и дедуктивного выведения, ко вторым – метод объяснения путем организации эвристического поиска, косвенно управляемого преподавателем.
Методы отработки различаются по таким основаниям, как произвольность или непроизвольность, вид действий, в которых она происходит (в действиях порождения или в действиях применения знаний), наличие или отсутствие поэтапного изменения усваиваемых знаний и действий по форме и другим параметрам. Основными видами отработки, выделяемыми по указанным характеристикам, являются: 1) отработка путем заучивания; 2) отработка в упражнениях; 3) поэтапная отработка.
Так же, как и объяснение, отработка знаний и действий может происходить в условиях, моделирующих коллективную деятельность в дидактической игре. Но, в отличие от объяснения, при этом студент уже знает, как ему действовать при решении задач в той или иной роли и осуществляет эти действия для их отработки, а не для нахождения способа действий.
Метод сообщения готового знания путем информирующего изложения ~ название достаточно полно раскрывает его сущность. Объяснение с его помощью состоит в изложении преподавателем содержания знаний и действий в устном или письменном сообщении. Задача студента – понять предлагаемую информацию. Делается это на основе ранее приобретенных предметных знаний и познавательных умений различать и отождествлять при сравнении характеристик объектов и действий. Осуществлять обобщения, подведение под понятия, выведения следствий, классификации, доказательства. Все действия осуществляются репродуктивно, поскольку они актуализируются не самим студентом, а содержанием сообщений, даваемых преподавателями, при этом в соответствующих сочетаниях, которые не нужно устанавливать студенту самому. От преподавателя требуется четкое и последовательное изложение материала с подчеркиванием всех необходимых для понимания компонентов содержания.
Метод сообщения готового знания путем проблемного сообщения отличается от предыдущего тем, что преподаватель делает сообщение как ответ на предварительно поставленные им же самим вопросы по объясняемому содержанию. Студент в этом случае может работать несколько более активно, поскольку после постановки вопроса может возникнуть самостоятельное размышление и попытка ответить на вопросы до и по ходу ответа, даваемого преподавателем.
Метод сообщения готового знания путем дедуктивного выведения состоит в том, что преподаватель сообщает учащимся (информационно или проблемно) некоторые общие положения, основания, объяснительные принципы и предлагает студентам самим вынести из них более конкретные знания об объектах и действиях разных уровней конкретности.
Метод объяснения путем организации получения знания в самостоятельном эвристическом поиске заключается в том, что преподаватель не сообщает нужных знаний об объектах и действиях с ними, а дает студенту задание на их самостоятельное нахождение. При этом студент осуществляет поиск не полностью самостоятельно, а при косвенном управлении поиском со стороны преподавателя, который задает наводящие вопросы, делает подсказки и т.п. Студент анализирует условия задачи, выдвигает гипотезы о путях их решения и получает информацию о правильности своих идей от преподавателя или с помощью проверки.
Выдвижение гипотез и идей – ключевой компонент поиска. Здесь преподаватель сосредотачивает свои управляющие воздействия на том, чтобы направить мышление студента ближе к области нахождения искомого. Поиск может осуществляться в условиях решения учебных задач, в условиях, имитирующих реальные ситуации профессиональной деятельности на производственной практике или в дидактической игре. В любом случае здесь деятельность близка к продуктивной на рабочем месте. Различные условия в данном случае не меняют существа метода и не создают нового метода (дидактическая игра и т.п.). Кроме этого, в любых условиях поиск может осуществляться индивидуально и коллективно, группой студентов с использованием дискуссий и обсуждений, что также является разновидностью метода объяснения путем эвристического поиска.
Методы отработки материала. При отработке материала путем заучивания студент до тех пор многократно читает текст пособия или конспекта, пока сам самостоятельно не сможет воспроизвести содержание прочитанного. При отработке учебного материала в упражнениях студент после уяснения его содержания выполняет решение заданий на применение знаний, содержащихся в данном блоке учебной информации. В качестве заданий могут использоваться вопросы по содержанию части материала и задачи на применение знаний.
При поэтапной отработке используют также упражнения на применение знаний, но студент не пытается реализовывать их сразу по памяти, как в предыдущем случае, с неизбежными при этом ошибками – сначала он каждое очередное задание выполняет с опорой на текст (подглядывая в текст), а затем только переходит к решению заданий по памяти. Выполнение заданий с опорой на текст позволяет непроизвольно запомнить в активной деятельности материал порции и перейти к реализации заданий по памяти без опоры на текст и подсказки преподавателя. При этом проявляется автоматизация действий до нужной степени.
Отработка (усвоение материала) в действиях протекает сначала в ходе уяснения содержания учебного материала. При этом задача на отработку специально не ставится. Предусматривается задача понять материал. Затем после уяснения при переходе специально к отработке задача фактически сводится к ее завершению. Это может осуществляться в повторных действиях порождения (чтения, ответов на вопросы) или действиях применения знаний в решении задач.
1.2 Краткий исторический экскурс учение о цвете
Рассматривая историческое развитие учения о цвете, можно выделить три основных периода, которые отличаются различным толкованием природы цвета. Первый характеризуется отсутствием точного научного подхода к явлениям природы; второй – период научного познания различных частных областей и, наконец, третий – период создания научных систем.
При первом знакомстве с учением о цвете кажется странным, что на его развитие столь малое влияние оказали художники. Но исторический образ этого учения показывает, насколько тесно проблема цвета связана с вопросами света, зрения и с областью эмоциональных переживаний человека.
Изучением этих вопросов в свое время занималась философия и лишь позднее – естественные и технические науки.
В эпоху античности и средневековье уже были значительные успехи в области использования цвета. Объясняется это главным образом тонким чувством цвета. О природе же цвета в те времена имелись лишь смутные представления.
Лишь Исаак Ньютон положил конец этому, с нашей точки зрения, донаучному периоду в истории развития учения о цвете и создал фундамент для этого учения, основанный на законах естествознаниях. Этот первый шаг, конечно, не мог помешать тому, что и в последующее время еще часто встречались ненаучные представления о цвете. Исаак Ньютон первым научно объяснил природу цветных полос, получающихся при разложении солнечного света оптической призмой. Он считал, что белый солнечный свет есть сумма световых лучей, обладающих различной силой преломления. Каждый такой световой луч вызывает присущее только ему цветовое впечатление. При прохождении белого света через стеклянные призмы он разлагается на простые цветные лучи. При прохождении через собирающую линзу разложенные призмой цветные лучи собираются и опять образуют белый свет. Наконец, пропустив цветовые лучи через вторую призму, Ньютон нашел, что они далее не разлагаются.
Ньютон был первым, кто расположил цвета спектра в форме круга (рисунок 1). Он различал в спектре семь областей (рисунок 2) аналогично семи ступеням октавы. Терминология, употреблявшаяся Ньютоном для обозначения явлений цвета, была очень точной. Он говорил, например, не о красных или зеленых, а о световых лучах, которые вызывают ощущение красного или зеленого цвета.
Открытия Ньютона впервые привели к правильном представлению о физической природе цвета. Учение его имело множество противников, так как оно противоречило представлениями и взглядам того времени. Одним из самых непримиримых противников теории Ньютона был Гете. Полемика с Ньютоном занимает большое место в «Учении о цвете» Гете.
К наиболее интенсивным, но вызывавшим даже в прошлом много споров работам принадлежит «Учение о цвете» Гёте (1810 г.). Гёте рассматривает все явления, связанные с цветом, исключительно с позицией воздействия цвета на человека. При этом он различает воздействие цвета на организм человека (физиологическое воздействие) и воздействие на внутренний мир (психологическое воздействие).
Круг естественных цветов по Гете.
На основании яркости основных цветов Гёте вывел следующую формулу их количественного соотношения:
жёлтый: красный: синий =3:6:8.
Все пары дополнительных цветов, все сочетания трёх цветов в двенадцатичастном цветовом круге, которые связаны друг с другом через равносторонние или равнобедренные треугольники, квадраты и прямоугольники, являются гармоничными.
Связка геометрических фигур, состоящая из равностороннего и равнобедренного треугольника, квадрата и прямоугольника, может быть размещена в любой точке цветового круга. Эти фигуры можно вращать в пределах круга. Тот же опыт можно провести и с другими геометрическими фигурами.
Главное место в его учении занимает рассмотрение «эмоционально – нравственного воздействие цвета». Гёте называл цвет «продуктом света, продуктом, вызывающим эмоции». Он правильно считал, что свет – цвет – эмоция является звеньями одной цепи, находящимися в причинной связи. Он внимательно изучал воздействие различных цветовых впечатлений на психику человека и первым изложил их виде четкой системы.
При рассмотрении предмета через призму Гёте пришел к выводу, который стал основой его теории и системы. Он заметил цветные полосы на границе областей светлого и темного. Великолепие спектральных цветов проявлялось, следовательно (по мнению Гёте), исключительно при противопоставлении света и тьмы. Наличие двух противоположных полюсов – это существенная характеристика цветов в самых различных их проявлениях. Желтый цвет и граничащие с ним области родственные свету. Синий и соседние с ним цвета Гёте относил к «царству тьмы».
Здесь взгляды Гёте перекликаются с древнегреческими теориями возникновения цвета. Желтый и синий он считал первичными цветами, возникшими из противоположности «светло – темно». При удалении призмы от рассматриваемого предмета желтая полоса расширяется, и становится заметным деление её на желтую и красную полоски. Синяя полоса распадается на две части: синюю и фиолетовую. Поэтому красный цвет, Гёте считал, усилением желтого, а фиолетовый – синего. Эти взгляды подкреплялись наблюдениями над природой. В пасмурную погоду он замечал, как цвет заходящего солнца переходит от желтого к красному. Эти два цвета Гёте называл солнечными, теплыми, активными.
Синий и фиолетовый он определял как холодные, пассивные цвета ночи. Зеленый цвет, по его мнению, получается путем простого смешения дополнительных цветов – желтого и синего.
Гёте также заметил, что после длительного восприятия какого-либо одного цвета в нашем глазу вызывается дополнительный цвет в виде последовательного образа. В отличие от своих современников, которые видели в этом болезненное отклонение зрения, он объяснял последовательный образ естественной реакции организма на получение раздражение. Вывод, сделанный Гёте из этого явления, не вызывает никаких возражений: если в поле зрения будет находится дополнительный цвет, то постоянно будет происходить разрядка и глаз будет отдыхать. Таким образом, создается равновесие, гармония. Поскольку это равновесие достигалось при помощи дополнительных цветов, Гёте называет его гармоничным. Гёте располагает цвета по кругу согласно своей гипотезе о возникновении цветов. Мы находим у него также указания на эстетическое воздействие различных цветовых сочетаний, вытекающих из принятого им цветового круга. Гёте называет сочетание противоположных в круге расположенных друг против друга, цветов гармоничным.
Сочетание чужеродных, отдаленных соседних цветов – характерным и, наконец, сочетание родственных, соседских цветов – негармоничным.
Критика Гёте закономерностей, открытых Ньютоном, лишена всякой научной доказательности. Она базируется на ошибочном предположении, что смешение спектральных цветов должно давать так же результаты, как и смешение пигментов. Закономерности, открытые ученым – физиком, в результате тщательных измерений, глубокого знания предмета и многочисленных опытов, были недоступны пониманию Гёте. Он многое объяснил, основываясь на своих философских воззрениях, а, не рассматривая цвет глазами физики. Этим объясняется то, что некоторые позиции его учения о цвете находятся в противоречии с наукой. Правильные положения, касающиеся психологического воздействия цвета на человека, уживаются в его учении с неверными представлениями о физической природе цвета. Гёте прав, когда утверждает, что белый цвет воспринимается как единое целое. Однако его утверждения, что белый свет неразложим, неверно.
Эти ошибки и послужили главным образом причиной того, что некоторые известные исследователи природы цвета, например Освальд, впоследствии считали учение Гёте о цвете слишком эмоциональным.
Но, несмотря на это, идеи Гёте о воздействии цвета и гармонии цветов служили в прошлом исходными позициями для художника.
В учении о цвете переплетаются философские, эстетические и естественно научные проблемы. Весьма затрудняет изучение вопросов цвета тот факт, что все эти науки имеют различные способы рассмотрения явлений, различные методы исследования и, наконец, терминологию.
Все цвета делят на две гаммы: ахроматическую, или черно-бело-серую и хроматическую, охватывающую все цвета спектра и их оттенки. Для того чтобы грамотно и гармонично сочетать цвета в интерьере, дизайнер должен знать их основные характеристики:
1. Цветовой тон – это свойство или качество цвета, благодаря которому человеческий глаз отличает один цвет от другого (например, синий от красного). Тон – это максимально насыщенный яркий цвет в чистом виде.
2. Насыщенность цвета – это соотношение чистого тона и равного ему по светлоте ахроматического цвета. Максимально насыщенный цвет не содержит никакой примеси серого, а минимально насыщенный представляет собой серый цвет в чистом виде.
3. Светлота цвета характеризует степень его приближения к белому или черному цвету. Максимальная светлота характерна для белого цвета, отражающего максимум света, а минимальная – для черного, поглощающего максимум света. С изменением светлоты предмет становится либо светлее, либо темнее.
Эти три основные характеристики можно представить в виде единой схемы. Когда к определенному цвету добавляется белый цвет, его светлота увеличивается, а тон становится более светлым. Когда добавляется черный цвет, то светлота цвета соответственно снижается, а тон становится более темным. Добавление к какому-либо цвету серого цвета с той же светлотой приводит к изменению его насыщенности.
Первую стройную систему цветов создал Леонардо да Винчи. Он не только установил, что многообразие цвета может быть ограничено: «Простых цветов шесть: белый, желтый, зеленый, синий, красный и черный», – но и выделил два возможных аспекта цветов: художественный и физический.
Первая, наиболее известная, формулировка понятия «цвет» дана в XVII веке великим английским физиком Исааком Ньютоном в его «Оптике». Исаак Ньютон ввел естественнонаучную, физическую основу классификации цветов – спектр. Представление о спектре даёт пропущенный через прозрачную стеклянную призму световой луч.
Ньютон выделил семь цветов в спектре: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Ещё один цвет – пурпурный – причислен к классификации, как образованный смешением двух крайних цветов спектра – красного и синего. Составленный им круг из семи секторов используется до настоящего времени.
В XIX и XX вв. наука о цвете обогатилась многочисленными исследованиями, в которых также рассматривался вопрос о воздействии цвета на человека. Теорией цвета занимались каждый в свое время А.Х. Манселл, В. Освальд, И. Иттен и др. Ими были разработаны цветовые системы, которые помогают художникам, ученым и дизайнерам классифицировать и описать цвета.
Для описания и классификации цветов существует большое количество разных систем. В дизайне наибольшее распространение получили «цветовой круг» Иттена, круг естественных цветов по Гете, большой «цветовой круг» Освальда и цветовая система Манселла.
Три основных цвета первого порядка размещены в равностороннем треугольнике так, чтобы жёлтый был у вершины, красный справа внизу и синий – внизу слева. Затем данный треугольник вписан в круг и на его основе выстроен равносторонний шестиугольник. В образовавшиеся равнобедренные треугольники помещены три составных цвета, каждый из которых состоит из двух основных цветов, и получены цвета второго порядка:
жёлтый + красный = оранжевый
жёлтый + синий = зелёный
красный + синий = фиолетовый.
Все цвета второго порядка должны быть смешаны весьма тщательно. Они не должны склоняться ни к одному из своих компонентов. Оранжевый цвет не должен быть ни слишком красным, ни слишком жёлтым, а фиолетовый – ни слишком красным и ни слишком синим. Затем на некотором расстоянии от первого круга чертится другой и делится полученное между ними кольцо на двенадцать равных частей, размещая основные и составные цвета по месту их расположения и оставляя при этом между каждыми двумя цветами пустой сектор. В эти пустые сектора вводятся цвета третьего порядка – дополнительные, каждый из которых создаётся благодаря смешению цветов первого и второго порядка, и получается:
жёлтый + оранжевый = жёлто-оранжевый
красный + оранжевый = красно-оранжевый
красный + фиолетовый = красно-фиолетовый
синий + фиолетовый = сине-фиолетовый
синий + зелёный = сине-зелёный
жёлтый + зелёный = жёлто-зелёный.
Таким образом, возникает правильный цветовой круг из двенадцати цветов, в котором каждый цвет имеет своё неизменное место, а их последовательность имеет тот же порядок, что в радуге или в естественном спектре.
Большой цветовой круг Освальда.
Эта система была предложена немецким ученым Вильгельмом Оствальдом. Она предполагает 8 цветовых тонов с четырьмя базовыми цветами: желтый, ультрамариновый синий, красный и цвет морской волны (зеленый). Эти цвета далее делятся, образуя цветовой круг из 24 цветов. В цветовом круге Освальда синий цвет расположен против желтого, и их пигментарная смесь дает зеленый (в других системах диаметрально противоположные цвета дают при смешивании серый цвет). Это основное различие в построении, по мнению Иттена, означает, что цветовой круг Освальда не может быть использован ни в живописи, ни в прикладных искусствах
Система Манселла.
Система Манселла позволяет определить большее число оттенков, чем «цветовой круг». В этой системе задействованы три характеристики цвета – тон, насыщенность и светлота.
Манселл выделил пять основных цветов (желтый, зеленый, синий, пурпурный и красный), которые обозначаются одной латинской буквой (например, красный – R, желтый – Y), и пять промежуточных оттенков, обозначаемых двумя буквами и располагаемых по кругу. Каждый из этих десяти цветов, в свою очередь, делится на четыре оттенка, которым присвоены номера 2.5; 5; 7.5; 10. Дальнейшее разделение цвета может включать до 100 различных градаций.
Светлота цвета представлена в этой системе отдельной вертикальной шкалой, расположенной в центре круга и состоящей из девяти оттенков нейтрального серого цвета, черного и белого. Белый цвет располагается в верхней части шкалы, а черный цвет – в нижней ее части.
Насыщенность цвета определяется по шкале, расположенной в стороне от вертикальной схемы.
На внешней стороне шкалы цвет наиболее насыщен; по мере приближения к центральной части шкалы его насыщенность постепенно снижается, приближаясь к насыщенности серого цвета. Числовые значения меняются вместе с тоном, в результате чего трехмерная система Манселла не является симметричной по своей форме. Любой цвет по системе Манселла можно обозначить комбинацией букв и чисел. Например, номером G/6/3 обозначается основной тон зеленого цвета со светлотой 6 и насыщенностью 3.
Третий, современный период (начинается с Вильгельма Оствальда) характеризуется развитием всеобъемлющей теории, усовершенствованием колориметрии (измерением цветов), систематизацией цветов, а также накоплением значительного опыта в области цветового оформления пространства. Это создает возможность научно обоснованного, целенаправленного применения цвета во всех трех областях, где есть потребность в цветовом оформлении.
Филипп Отто Рунге (1777-1810 гг.), выдающийся живописец романтической школы, был современником Гёте. Он внес значительный вклад в учение о цвете. Он понимал, что все многообразие цветов нельзя представить в виде цветового круга или полосы спектра и предложил систему расположения цветов, напоминающую внешним видом глобус. (рисунок 4).
На линии экватора Рунге нанес чистые цвета цветового круга (рисунок 5). На меридианах (используя градусы долготы) ему удалось представить все цвета, получающиеся при смешение чистых цветов с белым и черным (рисунок 4). Внутри шара систематически располагались все замкнутые цвета. Рунге впервые в истории увязал расположение цветов в пространстве с их эстетически – художественным использованием.
Как художника его занимал вопрос применения малонасыщенных цветов (с более или менее значительной примесью серого) при изображении цветовой перспективы. Он использовал в своей системе в качестве типичных цветовых рядов так называемые ряды цветов для дальнего плана. Это поперечные линии, которые проходят по продольному разрезу цветового глобуса от чистых цветов на поверхности шара к серым цветам в области ахроматической оси.