- Вид работы: Доклад
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 5,75 kb
Логаэдизация
Логаэдизация
Вадим Руднев
Логаэдизация – один из путей динамики развития культурных явлений в первой пол. ХХ в., противоположный верлибризации .
Логаэд – это тип метрической композиции (см. система стиха), суть которого заключается в том, что внутри стихотворной строки ударения и безударные слоги могут располагаться произвольно, но в дальнейшем эта произвольность сохраняется на протяжении всех строк (ср. додекафония, серийное мышление). Пример логаэда:
Сегодня дурной день: 3/2+ 2/2+ 1
Кузнечиков хор спит, 3/2+ 2/2+ 1
И сумрачных скал сень 3/2+ 2/2+ 1
Мрачней гробовых плит. 3/2+ 2/2+ 1
(О. Мандельштам)
(“Основание” “степени” означает количество слогов в слове; “показатель” – место ударения).
В противоположность верлибру в логаэде количество ритмических типов слов резко ограничено, что создает эффект метрической семантизации – каждое слово, стремящееся занять определенное место в решетке логаэда, стремится к тому, чтобы быть близким этой позиции по смыслу, так как сама эта позиция уже семантизируется. Чтобы объяснить этот принцип. приведем еще один пример:
По холмам – круглым и смуглым, 3/3+ 2/1+ 3/2
Под лучом – сильным и пыльным, 3/3+ 2/1+ 3/2
Сапожком – робким и кротким – 3/3+ 2/1+ 3
За плащом – рдяным и рваным, 3/3+ 2/1+ 3
(М. Цветаева)
Все стихотворение делится по вертикали на две части – первую с ритмическим словом 3/3, выражающим идею движения, и вторую с ритмическими словами 2/1 и 3/2, выражающим идею затрудненности этого движения.
Логаэд – размер, принадлежащий своими корнями античной метрике, но именно в ХХ веке поэзия (особенно русская) стала очень часто обращаться к этой композиции (особенно много логаэдов написали М. Цветаева и Вяч. Иванов). Это было частью более общего движения, которое мы называем Л. и суть которого состоит в том, что оно предствляет фрагмент системы как всю систему. Механизм Л. – повышенная ограниченность структуры, то есть в конечном счете редукционизм. Но это особый, мифологический редукционизм. Поскольку сама позиция, в которой должен стоять данный элемент, семантически маркируется, то фактически любой элемент приобретает черты, присущие именно этой позиции. В этой позиции происходит иррадиация смыслов. То же самое имеет место в мифологичес ком сознании , где аккумулируется система отождествлений одного и того же места: сыра земля – это мать Богородица; вульва – амбивалентный материально-телесный низ (см. карнавализация).
Л. захватила очень многие слои культуры ХХ в. Так, например, система взаимных отождествлений характерна для неомифологического романа-логаэда А. Белого “Петербург”: Аполлон Аполлонович – Николай Аполлонович; Кант – Конт; Шишнарфнэ – Енфраншиш; все герои отождествляются с мифологическими персонажами и одновременно – с реальными прототипами. И все это написано с резким ограничением на состав слов – метрической прозой, как будто одним бесконечным трехсложным размером.
Музыкальная Л. – это серийная музыка (см. додекафония), там ограничения накладываются на интервалы, и серии вторично семантизируются. В живописи непосредственный аналог Л. – кубизм.
Наиболее интересны аналогии Л. в философии ХХ в. Это логический позитивизм, который действует таким же редукционистским образом: накладывает ограничения на философскую проблематику, объявив большинство философских проблем псевдопроблемами.
Сама структура главного произведения аналитической философии “Логико-философского трактата” Л. Витгенштейна представляет собой нечто вроде логаэда. Каждое предложение заковано в броню рубрики. При этом здесь тоже происходит вторичная мифологизация. Само представление об идеальном языке – один из мифов 1-й пол. ХХ в. – это мифологическая редукция. Сам “Трактат” строится как система отождествлений основных понятий.
предмет – атомарный факт – ситуация
I I I
имя элементарная пропозиция
пропозиция *
150 Логическая семантика
К середине ХХ в. Л. и верлибризация начали конвергировать в соответствии с общей культурной ситуацией, приведшей к постмодернизму. Последнее можно видеть на примере таких произведений как “Игра в бисер” Г. Гессе, где проявляются и логаэдические и верлибристские начала.
Список литературы
Лосев А Ф. О пропозициональной функции древнейших лексических структур // Лосев А Ф. Знак. Символ. Миф. Тр. по языкознанию. – М., 1980.
Лотман Ю. М., Успенский Б.А. Миф – имя – культура // Лотман Ю.М. Избр. статьи. В 3 тт. – Таллинн, 1992. – Т. 1.
Руднев В. П. Стих и культура // Тыняновский сб.: Вторые Тыняновские чтения. – Рига, 1986.
Руднев В. “Логико-философский трактат” Витгенштейна как неомифологический проект // Витгенштейн Л. Tractatus logico- philosophicus/ Пер. с нем., паралельн. коммент. и аналитич. ст. В. Руднева (в печати).
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.ru/