- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 23,81 Кб
Манихейство. Сущность и особенности вероучения
План работы
Введение
.Мир пророка Мани
.1 Положение вещей в Парфянской державе III в. н. э.
.2 Мани: жизнь и личность
.3 Учение Мани
.4 Распространение манихейства
.Пантеон манихейства
Заключение
Введение
Темой данного реферата является секта внутри зороастризма – первой мировой этической религии. Вообще, в зороастризме рассматривается четыре секты, а именно зерванизм, митраизм, маздакизм и манихейство, но именно последнее меня заинтересовало наиболее сильно.
Мани – одна из самых загадочных и мифологизированных фигур в мировой истории. Он родился в Месопотамии, проповедовал в Персии, где мученически погиб. Несмотря на интеллектуальную изощренность и сложность религиозных догм манихейства, учение великого пророка Мани получило широкое распространение и в некоторых странах стало влиятельным соперником христианства.
Манихейство, возникнув в III в. н. э., быстро распространилось на Западе до Рима, где, невзирая на преследования со стороны христианской церкви, просуществовало до конца VI века, на Востоке достигло Китая, а в государстве тюрко-уйгуров на время приобрело статус официальной религии.
1. Мир пророка Мани
.1 Положение вещей в Парфянской державе III в. до н. э.
С середины I в. до н.э. на передний план в восточном мире выдвинулась Парфия, захватившая обширные области от Месопотамии до границ Индии. Парфянское царство просуществовало около 470 лет и прекратило свое существование в 220-е гг. н. э. Именно в Месопотамии в последующем будет происходить борьба двух империй – римской и иранской. Эллинистическая культура будет бороться с культурой востока, христианская вера, которая становится государственной верой Римской империи, вступит в схватку с зороастризмом, который получает распространение в Иране.
Итак, когда родился Мани, Месопотамия все еще была под влиянием Парфии, однако это влияние становилось с каждым днем все более шатким. Внутри державы не прекращались династийные распри, страна страдала от набегов алан. В это время, Траян, римский император династии Антонинов, нанес серьезный ущерб Парфянскому царству, захватив Армению и Месопотамию. Эти территории еще возвращались под власть парфян, но в 260 г. Шапур I, шахиншах (царь царей) Ирана, хоть и вел успешные войны против Рима, все же вынужден был отступить от Месопотамии и вывести оттуда свои войска.
Царь царей в серьез думал о долгом господстве над Понтом, Каппадокией и Коммагеном. Эти планы не совершились, но он и не думал от них отказываться. Стоит упомянуть, что к середине III в. положение вещей становилось таким, что под властью иранского царя мог оказаться весь Ближний Восток. Сей факт имел большое значение для распространения религии Мани в будущем.
Как я уже говорила, в Месопотамии происходит не только борьба империй, но также и двух совершенно разных культур и религий. Государственным языком Римской империи была латынь, функционировавшая и как язык государственного управления, однако и греческий язык удерживался в государственном аппарате. Греческий же был доминирующем языком на Ближнем Востоке (ряд представителей восточной литературы в первые три века нашей эры выступали именно с произведениями на греческом языке). Так как парфяне только в 150-х гг. до н. э. включили в состав своего иранского царства Месопотамию, а на службу приняли служащих селевкидского царства, языком государственного аппарата все же был греческий.
Однако исследователи располагают источниками, которые дают понять, что уже с первого века нашей эры, помимо греческого, использовался и сирийский язык в качестве литературного языка, что означает его подъем. Мани, при распространении своих религиозных откровений, будет пользоваться именно сирийским языком (его эдесским вариантом).
Религиозную сферу того времени на рассматриваемой мной территорию можно сравнить с лоскутным одеялом – настолько она пестра и разнообразна. Только в Месопотамии выделяются несколько религиозных групп: парфянская (позже сасанидская) верхушка исповедовала многочисленные формы иранской «народной религии» (особо почитая Митру и Анахиту), население Месопотамии исповедовало зороастризм, высшие круги магов отдавали предпочтение зерванизму.
В землях Вавилона было много иудейских колоний. Исконные культы постепенно вымирают. Но прежняя Вавилонская религия все еще пыталась остаться на плаву: долго почитались такие божества, как Иштар. Как в Вавилонии, так и Ассирии оставались некоторые сирийские культы. На юге Вавилонии набирают обороты различные баптистские секты с вавилоно-сирийской, христианской и иудейской основой.
В начале III в. из всех религиозных течений наиболее заметно сократил свою миссионерскую деятельность иудаизм, так как его позиции стало занимать иудаизированное христианство. Приверженцы христианства обосновались на севере Месопотамии в городе Эдесса, где их вера имела гностическую окраску. Оттуда христианство распространилось на восток и запад, а в парфянское время достигнет исконных иранских областей (Адиабены, Сузианы и Персии). Маркион и Вардесан, два главы гностических церквей, выросшие в окружении сильного иранского влияния, были в своем роде предшественниками Мани (особенно в плане мировоззрения), и в свою очередь оказали на него большое влияние, как, собственно, и многие вышеперечисленны религиозные течения.
.2 Мани: жизнь и личность
апреля 216 г. н. э. в Парфянской империи родился Мани, основатель манихейства. Его родителями были парфянский князь Патик, живший в столице Мидии Хамадане, и Мариам, происходившая из княжеского рода Камсараканов, ответвления царской династии Аршакидов. Местом рождения Мани принято считать деревню Мардина в районе Нар Кута в северной Вавилонии.
Манихейская легенда рождения Мани гласит, что его мать во сне видела предсказания о судьбе ее сына: он поднимался на небеса и спускался с них. Также, еще до рождения сына, Патик получил определенное откровение с выше и оставил языческую веру, перейдя в мандейскую баптистскую общину «омывателей». Когда мальчику исполнилось четыре года, сообщает арабский источник Фихрист, Патик забрал его к себе и растил в своей вере.
В двенадцать лет Мани было даровано первое откровение от «царя светлого рая» (так позже в манихействе будут называть Высшее Благое Существо): «Оставь эту общину! Ты не принадлежишь к ее приверженцам. Твое дело – выправить обычаи и обуздать наслаждения. Однако из-за твоих малых лет для Тебя еще не пришло время выступить открыто». Можно сказать, что с этого момента Мани порвал связи с движением баптистов, среди которых вырос по отцовской воле.
Коптские тексты рассказывают, что при своем призвании Мани получил знание откровения. Судя по текстам, Мани говорил: «Снизошел ко мне Живой Параклет и говорил со мной. Он открыл мне скрытую мистерию, которая была скрыта в эонах и поколениях: мистерию глубины и высоты; он открыл мне мистерию света и тьмы, мистерию битвы и войны и Великой войны». Вслед за этим следовали все основные пункты манихейского учения, знание о которых, по всей видимости, Мани обрел при тех же обстоятельствах.
В конце своего рассказа Мани сказал следующее: «Так было открыто мне Параклетом все, что произошло и произойдет». «Параклетом» здесь он называет Небесного Посланца, а позже – так будет называть и себя.
Повинуясь приказу Небесного посланца, с двенадцати лет он прибывает в уединении, по всей видимости, изучая религиозную литературу окружающих месопотамских культур различных направлений и осмысляя изученное. Именно в это самое время и должны были созреть его религиозные убеждения. Здесь закончился первый период его религиозного развития, период, который называют мандейским.
В 240/241 г. Мани, посланием ангела, был призван к апостольскому служению: «Мир тебе, Мани, от меня и Господа, который послал меня к Тебе и который избрал Тебя в свои апостолы. Он приказывает Тебе сейчас взывать к истине и возвестить благое послание истины от него и посвятить себя этому. Сейчас настало время для Тебя выступить открыто и громко заявить твое учение». Следуя указаниям ангела, Мани сообщает откровение своему отцу и другим старшим членам семьи и обращает их, что указывает на то, что отец Мани сохранил связи со своим родом, а также дает Мани влиятельную поддержку.
Свою открытую деятельность Мани начинает не в Месопотамии, а в Индии, о чем сам пишет в одном из коптских текстов: «Я поплыл в землю индийцев. Я проповедовал им надежду жизни. И я выбрал там хороших учеников». Мани отправился на корабле в Индию. Однако, эта поездка привела его лишь в иранские провинции Туран и Мукран и в северо-западную Индию, Гандхару (области, входящие в состав Пакистана). Северо-западная часть Индии с 130 г. до н. э. находилась под сильным иранским, в особенности парфянским влиянием, поэтому Мани, по крайней мере в высших кругах, могли понимать на его родном парфянском языке.
В этих краях Мани вступил в теснейшее соприкосновение с мировой религией, которая в то время еще находилась в самом расцвете своей миссионерской деятельности – с буддизмом. Буддизм произвел на него глубокое впечатление, которое сказалось, прежде всего в организации его церкви и в методах, использовавшихся им для проповедования своего учения всему народу.
Деятельность Мани в Индии длилась недолго – чуть больше года. Из Индии он направился в Персию, а оттуда в Вавилонию, Майшан и Хузистан.
Посетив вавилонскую провинцию Парфию, Мани прибыл в столицу город Ктесифон, где ему удалось установить контакт с царем Шапуром, о котором уже шла речь в первой главе, и получил у него три аудиенции подряд. Первая аудиенция состоялась в воскресенье, в первый день месяца Нисан, когда солнце находилось в знаке Овна. Мани сопровождали его отец и два ученика, Симеон и Закко. Пользуясь возможностью, Мани преподнес царю свою первую книгу.
Проповедь Мани произвела на Шапура глубокое впечатление, поэтому желание апостола иметь возможность свободно проповедовать свое учение по всему государству было исполнено. Сам Мани об этом говорил так: «Я явился пред царем Шапуром. Он принял меня с большой честью и позволил мне ходить по его землям и проповедовать слово жизни». Мани какое-то время входил в свиту Шапура, сопровождая его в походах на запад, между ними были особые отношения повиновения и верности. Нельзя упускать из виду и то, что Мани обрел двух могущественных покровителей в лице братьев шахиншаха, которых обратил в свою веру, – Михршаха и Пероза.
Во время правления Шапура в государстве Сасанидов манихейство являлось таким учением, которое наиболее соответствовало его требованием, но оно так и не стало государственной религией (в чем заключалась цель Мани). Тем не менее, с уверенностью можно заявить, что Шапур добродушно относился к апостолу света, ведь иначе тот не смог бы заниматься своей миссионерской деятельностью.
К этому времени начинается процесс становления зороастрийской государственной церкви. Происходит мощный перелом в культурной и религиозной жизни. Зороастрийские жрецы, маги на протяжении всего правления династии Сасанидов занимали ведущее положение и входили в состав инквизиционного суда, жестоко преследуя христиан, манихеев, буддистов и другие религиозные меньшинства. Создание настоящей церкви привело и к созданию священного писания Авесты, что являлось ответом на канонические книги Мани. Всеми этими шагами, буквально шокировавшими религию, представители древней иранской религии хотели положить конец распространению новых религий (христианства и манихейства).
Проводя хорошо выстроенную активную деятельность, Мани развертывает миссионерскую деятельность на западе и востоке, сам много путешествует, но в то же время отправляет по стране и своих учеников. Уже при жизни Мани его учение широко распространяется и проникает даже в Египет.
Когда в 273 г. умирает Шапур, его место на престоле занимает сын – Ормизд I. Как и отец, Ормизд благосклонно отнесся к Мани и его религии, который нанес ему визит. Мани было разрешено отправится в Вавилонию. Ормизд скоропостижно скончался, лишь год управляв страной, и его место занял с 274 по 277 гг. занимал его брат Бахрам I. На тот момент Мани путешествовал вниз по течению Тигра и достиг Ормизд-Арташира в провинции Сузиана. Он намеревался двинуться в Кушанское государство. Но тут-то удача отвернулась от Мани: новый царь запретил ему направляться в Кушнское государство, вызвав к себе во дворец в городе Бетлабад.
Зороастрийские маги утверждали, что Мани учил «против их закона», то есть против их веры. Такие преступления против закона религии рассматривались в сасанидском праве как «преступления против Бога» и карались смертью. Царь приказал заключить Мани в оковы. Скованный, Мани провел время с 19 января по 14февраля 276 г. н. э. – в общей сложности 26 дней, в течение которых Мани позволяли видеться со своими учениками и говорить с ними. Он раздавал своим ученикам необходимые указания. На этом силы 60-летнего Мани исчерпались: тело его, ослабленное постами и бичеваниями, не в силах было вынести тяжесть оков. Пророк Мани скончался от истощения на четвертый день месяца Шаревар.
Известие о его смерти быстро распространилось по всему городу и за его пределами, люди стекались в Бетлабад, собираясь в огромные толопы. Царь отдал приказ проткнуть тело Мани горящим факелом, чтобы точно определить, действительно ли умер глава секты. После этого мертвое тело было разрезано на куски, и отрубленную голову поместили над городскими воротами Бетлабада. Земные останки позднее были захоронены верными учениками в Ктесифоне.
.3 Учение Мани
В центре религиозной системы Мани стоит учение о двух принципах – Боге и материи. Две эти вечные несотворенные субстанции могут также обозначаться как свет и мрак, как истина и ложь, добро и зло. Общие понятия истина и свет могут рассматриваться так же, как существо, обладающее личностью, подобно Богу. Ложь и мрак могут получать не только общее обозначение «материи», но и пониматься как нечто, наделенное персональными чертами, как «князь тьмы». В учении Мани не предусматривалось то, что Добро победит Зло – они равноправны.
Человеческая жизнь и властвующий над ней Бог понимаются как злое начало, а потусторонний мир – равное ему начало Света. Они вместе сосуществуют и борются друг с другом. По манихейским представлениям, мир человеческой жизни не выделился как самостоятельная единица из потустороннего мира, а возник из борьбы сил Мрака (во главе с Богом) и потусторонних светлых сил.
В манихействе объектом деятельности по спасению является душа. 141 глава коптских Глав так рассказывает нам о восхождении души после смерти: «Как скоро душа покинула тело, она видит своего избавителя и спасителя; она поднимается, вместе с образом ее господина и тремя ангелами, которые находятся при нем, предстает перед Судьей Истины и добивается победы». По представлениям, три сопровождающих ангела вручают душе дары: награду за победу, светлые одежды, диадему и венок вместе с короной света. Награда за победу означает, что спасение души из-под власти тела рассматривается как победа Нового Человека над Ветхим. Эту борьбу с Ветхим Человеком можно понимать либо как состязание, либо как процесс. В последнем случае решение зависит от судьи. Умершая душа объявляется «оправданной» перед трибуналом.
Немаловажное место в учении Мани занимает эсхатология. После смерти праведник получает свое высшее Я в обличье прекрасной божественной девы, которая ведет его по пути в рай. Небесная дева, которая воплощает деяния земного человека и качества, и облик которой соответствуют этим деяниям, обозначается в зороастрийских текстах как «образ действий» умершего. В манихейском представлении высшее Я – это «его [умершего] собственный образ действий». Эта деталь чрезвычайно показательна. Для душ прочих людей Мани – вероятно, под влиянием буддизма – учил о блужданиях души. Для обозначения этого блуждания он использует в коптских текстах характерное выражение, а именно греческое слово μεταγγισμός, которое переводится как «переплавка», «перековка».
Мироздание в манихейской эсхатологии рассматривается как различные стадии страданий бога, который является своим собственным спасителем. История спасения человечества одновременно – это рассказ о спасении этого бога, так как бог тождествен душам всех людей. Этот процесс освобождения протекает чрезвычайно медленно и никогда не достигает настоящего завершения: гармоничного собирания заново всех частиц света и их воссоединения в светлом мире. Прежде, чем эта цель будет достигнута, настанет конец света. Апокалипсис настанет тогда, когда появится лже-Митра, который ездит на быке и своим знаком выбрал войну. Его противником будет настоящий Митра.
Так как Мани вырос на земле звездопоклонников, в его учении присутствует и астрология. Солнце и луна рассматривались как добрые существа, главные инструменты возвращения светлых частиц, а остальные планеты и знаки зодиака – злые, пагубные силы.
Двенадцать знаков зодиака распределены по пяти сферам. Мани писал: «они извлечены из пяти миров тьмы, привязаны к сфере <…> два знака взяты для каждого мира: Близнецы и Стрелец принадлежат к миру дыма. Овен и Лев, напротив, принадлежат к миру огня. Телец, Водолей и Весы принадлежат к миру ветра. Рак, Дева и Рыбы принадлежат к миру воды. Козерог и Скорпион принадлежат к миру тьмы». Мани использовал систему, в которой мир разрезан на четыре части. К тому же части света представляются как два лежащих друг против друга треугольника. С помощью распределения на треугольники знаки зодиака располагаются следующим образом: северо-западный треугольник – Овен, Лев, Стрелец; юго-восточный треугольник – Телец, Дева, Козерог; северо-восточный треугольник – Близнецы, Весы, Водолей; юго-западный треугольник – Рак, Скорпион, Рыбы.
В церковной организации дело обстояло таким образом: Мани разделил своих приверженцев на избранных (праведников) и слушателей. Образ жизни двух этих групп верующих различался, и требования, предъявляемые им, были не одинаковы. Все, что манихейская этика предписывает адептам Мани, может быть сведено к трем известным печатям: «печать уст, печать рук и печать груди».
Первая «печать» включает в себя чистоту в мыслях и речах, к чему прежде всего относится воздержание от любых высказываний, которые могли бы расцениваться манихейским учением как богохульство. Однако эта заповедь также неограниченно распространяется на все, чем наслаждается рот. Следовало воздерживаться от всего того, что могло бы усилить плотские влечения тела. В особенности эта «печать» касается плотских наслаждений; ибо плоть происходит от князей тьмы. Поэтому манихеи должны были жить плодами поля и сада, в особенности дынями, цвети запах которых свидетельствует об их происхождении из мира света. Высоко ценилось также масло. Из напитков в первую очередь приветствовались фруктовые соки. Следовало избегать больших количеств воды, ибо вода есть материальная субстанция.
Вторая «печать» означает запрет любого действия, которое может принести вред жизни зверей и растений. По этой причине, манихеи не могли вырывать с корнем растения и умерщвлять животных. Кроме того, под эту печать подпадают также все действия, которые служат помехой победе света, если они еще не охвачены двумя другими печатями. Весьма примечательно, что, по манихейским представлениям, те, кто грешат против этого запрета, несут такое наказание, которое соответствует преступному деянию.
Третья «печать» предписывает манихеям абсолютное половое воздержание, а также запрет брака. Уже сексуальное влечение само по себе является как плотское чувство чем-то дурным, однако размножение считается еще худшим проступком, ибо из-за него замедляется воссоединение частиц света.
Из-за их строгости эти заповеди могли соблюдаться только «избранными». Как мы видели, «избранные» также единственные, кого называют «праведниками». Они посвящали себя исключительно жизни, направленной на спасение их душ, они трудились ради воссоединения частиц света с миром света. И напротив, слушатели совершали все действия, запретные для избранных, но в действительности необходимые для поддержания жизни. Таким образом, обязанностью слушателей было обеспечить избранных всеми необходимыми средствами к жизни.
1.4 Ученики Мани и распространение его вероучения
В основном, манихейство распространялось на запад и на восток. В конце жизни Мани манихейство достигло окрестностей Иордана: в 274 г. сообщается, что один ветеран по имени Акуас принес манихейское учение из Месопотамии в Элевтерополис. Кроме того, Мани сам посылал учеников в Иерусалим, чтобы купить христианские книги, которые были включены в состав собственных писаний Мани. Фома, апостол Мани, проповедовал мани хейское учение в Иудее. Также Мани отправил своих учеников Фому в Сирию, а Герму в Египет. Позднее, Фома также прибыл в Египет. Известно, что манихейство уже к 261 г. распространилось в Египте. Есть свидетельство о том, до Фомы в Египте побывал и другой манихей – некий Пап.
Из Египта манихейство распространилось в Северную Африку и Испанию, из Сирии через Малую Азию в Грецию, Иллирию, Италию и Галлию. Впрочем, в западные провинции, Галлию и Испанию, манихейская миссия проникла как северным, так и южным путем. Здесь, на западе, где манихейские миссионеры пропагандировали свое учение в пределах Римской империи, манихейству пришлось уже с самого начала столкнуться с сильнейшим сопротивлением не только со стороны христианской церкви, которая видела в религии Мани опасного соперника, но и со стороны римской государственной власти.
Император Диоклетиан в 297 г. выпустил свой знаменитый эдикт против манихеев, направленный проконсулу Африки, Юлиану. Диоклетиан предписывает чрезвычайные меры: предводители и сочинители должны быть сожжены вместе с их писаниями, сподвижники наказаны лишением жизни, а их собственность конфискована в пользу государства. Так как Диоклетиан из-за войны с царем Нарсесом живо воспринимал политико-военное противостояние с сасанидским Ираном, высказанная им позиция вполне объяснима, исходя уже из общих военных и политических соображений, так как он рассматривал манихейство как «секту», происходящую из Ирана.
Христианская церковь, как я уже сказала, в штыки восприняла манихейство. Оно натолкнулось на горячее сопротивление, которое по началу осуществлялось лишь ведением борьбы, так сказать, духовным оружием. Однако от этого борьба была не менее ожесточенной и велась с применением всех мыслимых средств.
Манихейство рано достигло арабоязычных областей. В пограничном городе Хира, в южной Месопотамии, в точке соприкосновения сирийско-сасанидской и арабской культуры, в период между 293 и 300 г. н. э. был арабский правитель Амра, который покровительствовал манихеям. Благодаря персидским писателям, писания Мани были переведены на новый мировой язык того времени, арабский. Однако на западе манихейство столкнулось с сильным сопротивлением.
Величайшей жестокостью и нетерпимостью по отношению к манихеям выделяются правления багдадских халифатов аль-Махди (775-785 гг.) и аль-Муктадира (908-932 гг.), при которых в Ираке уже во всю расцветало исповедание ислама. Чтобы проводить мероприятия против всех еретиков, в особенности против манихеев, был создан инквизиторский суд под руководством Великого инквизитора. Иногда манихеев «учили» исламу, но если они отказывались от принятия новой веры, их «заставляли прыгать на мечи».
В сасанидскую эпоху манихейская миссия достигла реки Оке и даже перешла через нее. Тем самым в области Согда был создан центр для манихейской пропаганды, который располагал прекрасными путями сообщения и связями как с западом, так и с востоком. Согдийцы были купцами, занимавшимися торговлей с Китаем.
Большой известностью пользовался «шелковый путь», ведущий из Китая в западные страны. Вдоль этого шелкового пути согдийские купцы здесь и там основывали свои торговые колонии. Манихейство через шелковый путь имело большие возможности в распространении, поэтому была развернута целенаправленная деятельность по переводу религиозной литературы на согдийский язык.
В итоге, манихейская вера попала в Китай. Манхеи не раз пытались привлечь в свою веру китайских правителей, но в 732 г. был выпущен императорский эдикт против манихеев, в котором говорилось, что «Учение Мар Мани есть насквозь ложная вера. Она ложно принимает имя буддизма и обманывает народ. Она должна быть запрещена в любой ее форме. Однако так как она является родной религией западных варваров и других людей, не будет для них преступлением, если они исповедуют ее лично для себя».
В середине VIII в. в Китае значительную роль играл тюркский народ уйгуров, на которых сильное влияние оказало манихейство. При завоевании города Лоян, который считался восточной столицей империи, уйгурский князь Бегю-хан (760-780 гг.) встретил манихейских избранных, которые не только обратили его в свою веру, но и побудили его провозгласить манихейство государственной религией в его государстве. В Китае с XI по XIII столетия манихейство пользовалось наибольшим покровительством в провинции Фуцзян. Но манихейская религия и в Китае пошла по пути синкретизма, а два произведения Мани были даже приняты в канон даосизма.
Буддисты, а еще больше конфуцианцы, энергично боролись с вредоносным учением Мани. Так как государственная власть выступила против манихеев, в Китае, в конце концов, манихейство стало, как и в других странах, подпольным религиозным течением. Из-за распада уйгурского государства в IX веке оно лишилось также своей мощной политической поддержки. Очевидно, роковыми для манихейства стали нападения монголов.
В кризисные периоды истории люди поддавались этой деструктивной религии. Но не смотря на все попытки исповедующих манихейство, что персидские, что римские, что византийские и прочие правители видели опасность данного учения и жестоко преследовали манихеев.
манихейство религиозный эсхатология
2. Пантеон манихейства
К высшему пантеону манихейства можно отнести Отца величия – олицетворение Абсолюта, безмерное, непостижимое и незримое божество, который является прародителем всех светлых божеств и сил. Иногда его называют «Отец света», «Бог истины» или просто «Отец». Его описывают как «величайшего царствующего царя, скиптроносного, вечного, увитого цветочными венками и рдеющего ликом». В турфанских текстах это божество носит имя Зурван.
Словосочетание «Отец величия» наталкивает на мысль о том, что же такое это величие? В манихейских источниках этот термин употребляется только по отношению к светлому началу. Анализ текстов показывает, что слово «величие» выражает довольно обширный круг понятий. Прежде всего «величие» – это свойство Отца величия и других богов, а также светил (солнца и луны). Оно может быть свойством и других светлых сил. Другие толкования данного термина дают нам другую информацию. Например, по манихейским представлениям страна света состоит из «пяти величий», а это отдельные группы светлых сил; величием называются все божества и силы света как нераздельное единство, обладающее единой волей. Также, под этим термином понимается божественная истина, которую Разум света открывает Апостолу, а Апостол и его ученики проповедуют миру.
В манихействе используется такое понятие как «эон», что дословно переводится как «мир». Манихейская доктрина восприняла понятие «эон» из гностицизма. Изначальные эоны света, или величия, – суть порождения Отца величия, его окружение в царстве света. Они представляют собой божества, олицетворенные небесные силы, или светлые миры, населенные этими божествами. В источниках встречается такое описание эонов как «одетых цветами, исполненных пения и бросающих свои цветы к лику отца».
Новый эон – это эсхатологическое пространственно-временное построение, строящееся великим Строителем (о котором будет сказано ниже) на протяжении всей истории материального мира и будет достроен к концу этого мира, когда к нему воспарит последняя часть освобожденного светлого начала.
Понятие «Умные» означает так называемых пять Умных «членов души» – пять сущностей или ступеней, на которые подразделяется всякая душа, составляющих умственный облик божества, человека или творения мрака. Высшей ступенькой является Разум, за ней следуют Разумение, Мысль, Помысел и, наконец, Суждение.
Великий дух, он же Мать живых – первая эманация Отца величия. После нее был создан Первочеловек, которого она благословила на борьбу и приняла обратно после битвы. Затем она сама снизошла в область смешения и вместе с Духом живым сыграла роль демиурга, сотворив из смешения материальный мир и связав в нем архонтов. Она творит верхние миры материального космоса, т.е. видимые небеса.
Первочеловек – одна из первых эманаций Отца величия и первое божество, снизошедшее в область мрака. Он занимает третье место («Сын») в первой, верховной триаде, где функции «Отца» и «Матери» выполняют Отец величия и Великий дух. Предвидя агрессию сил мрака, Отец величия создал Первочеловека для борьбы с ними. Это божество сотворено исключительно для роли воителя.
Возлюбленный светов, Друг светов – божество-эманация Отца величия. Возлюбленный светов возник вслед за Первочеловеком, непосредственно перед Духом живым. В коптской книге псалмов он имеет постоянный эпитет «увенчанный, венценосный». Кроме того, он может называться «всеопределяющий», «возлюбленный ангелов», «возлюбленный эонов Света».
Великий Строитель – божество, в текстах определяемое как эманация Возлюбленного светов. Назначение Строителя – строить то, что должно остаться во вселенной после гибели материального мира, т.е. новый эон (тюрьму для мрака и эсхатологические престолы для божеств). Строитель сооружает новый эон на основе постепенно очищающихся светлых стихий.
Дух живой – третья эманация Отца величия. Вначале был призван спасти Первочеловека от уз Материи. Он послал к нему Зов, принял от него Ответ (или Слух), снизошел и вознес Первочеловека из бездны в страну Света. Вторая роль Духа живого в космогонии – роль функции усмирителя и стража: он расставил связанных архонтов по всей области Пояса, от верхних до нижних ярусов. Третья (основная) роль – роль демиурга, когда он действует в паре с Великим духом. Упорядочив область смешения (Пояс), он создал из него материальный мир, т.е. сотворил из хаоса космос – механизм, который позволяет отделять светлое начало от темного. Творческая деятельность Духа живого заключалась в том, чтобы установить пути, по которым смешение будет разделяться. Он установил пути разделения стихий: Колеса и стоки, звездную сферу-Колесо, преисподнюю, создал из светлых стихий огня и воды Солнце и Луну. Для управления разными уровнями мира он поставил своих пятерых сыновей – Носители – в качестве опоры мироздания и стражей связанных архонтов. Четвертая функция Духа живого – эсхатологическая. Перед концом света он должен ниспослать Помысел жизни, чтобы остаток светлых стихий вознесся и можно было окончательно уничтожить материальный мир.
Носители, или «боги сильные» держат пять ярусов материального мира. Светодержец находится на самом верхнем уровне мира-Пояса, в десятой тверди, держит и сторожит сверху весь Пояс, но его стража – три верхние тверди и связанные в них архонты. Царь чести обитает в седьмой тверди (отсчет ведется снизу) и стережет архонтов, связанных в семи нижних твердях, а также наблюдает за Колесом звезд, отражающим все помыслы архонтов. Адамант света в своей власти сосредотачивает контроль за воздухом, звездной сферой и землей «от тверди до низа», т.е. главной области смешения, всем видимым миром. Царь славы стоит на страже трех «нижних земель», находящихся ниже земной поверхности, и вращает три Колеса, которые возносят светлые стихии ветра, воды и огня ввысь из нижних ярусов мира. Омофор же, пятый и последний сын Духа живого, правит самым нижним ярусом материального мира – нижней из четырех земель и их основаниями, под которыми начинается геенна. На плечах Омофора держится земля.
Третий посланец – очередная эманация Отца величия, вызванный и посланный в область смешения, когда был сотворен материальный мир. Мир был готов к исполнению своей цели – отделению света от мрака, но статичен и неподвижен. Требовался первотолчок, коим и стало явление божественного образа Третьего посланца на Солнце, где он и обитает.
Дева света – персонаж гностического происхождения. «Девой» Первочеловека в коптских псалмах иногда называется Душа живая. Дева света, как эманация Третьего посланца, также называется «Мудростью славной», а ее роль состоит в том, чтобы являться архонтам и соблазнять их, чтобы они взлетали к ее образу; тогда ангелы ловят их и отбирают у них Свет.
Столп славы, Человек совершенный (в коптских текстах эти два определения обычно стоят вместе) поставлен в середину Пояса, т.е. материального мира, представляя собой центр мироздания. Столп славы – обитель чистой стихии воздуха. После смерти праведная душа возносится в Столп славы и через него поднимается к светилам. Это его главная функция.
Вследствие явления образа Третьего посланца архонты небес и подземелий взбунтовались; для их усмирения был призван Иисус-Сияние. Он восстановил восхождение ввысь трех светлых стихий, которым мятежные силы мрака преградили путь, смирил архонтов в небесах и в основании земли. Иисус-Сияние имеет три эманации: Разума света, Христа-Младенца и эсхатологического Судьи. До конца мира он пребывает на Корабле вод (на Луне). Главная функция Иисуса-Сияния – основать истинную церковь. Ради этой цели он посылает свои эманации к Апостолу.
Душа Апостола воплощается в земное тело, когда возникает необходимость возродить истинную церковь. Еще до нисхождения на землю он определяет структуру и иерархию будущей церкви. Родившись во плоти, Апостол некоторое время живет, ничем не отличаясь от других людей. По достижении им назначенного возраста Разум света посылает к нему еще одну свою эманацию Двойника (личное божество Апостола, его просветитель и хранитель), который открывает Апостолу божественные тайны и его предназначение. С этого момента душа Апостола осознает свою особую природу и судьбу; он становится главой праведности, основателем истинной церкви, избирая себе учеников. В каждый исторический период на земле может быть только один Апостол. Этот Апостол уникален, отличается от прочих людей совершенством знания и даром провидения. Земные власти преследуют Апостола, смерть его может быть мученической. Срок жизни Апостола кончается, когда истинная церковь и истинное учение окончательно установлены. После смерти он возвращается на свою небесную родину, воспаряет в новый эон, куда следуют за ним и его ученики, если они тверды в вере.
Встречающийся термин Параклет исследователями относится к самому Мани как к преемнику Иисуса в череде Апостолов. Греческое παράκλητος, от которого произошел данный термин, переводится как «утешитель». Унаследованный из Нового Завета термин Спаситель относится к Апостолу (главе церкви) как к «спасающему церковь от плоти».
Вышеперечисленные божества и их всевозможные эманации относятся к светлому началу. Далее необходимо указать все то, что исходит из темного начала, которое само по себе имеет три вида полярного деления. Темная субстанция в манихейских источниках, часто представлена как разделенное на две части, на две противоположные половины – по какому-либо признаку. Во-первых, темная субстанция делиться на мужское и женское: в манихейском учении пол – свойство исключительно порождений мира мрака. Во-вторых, сухое и влажное – субстрат миров мрака, почва для произрастания космогонических деревьев, а также двуполое начало, влекущее друг к другу демонов. В-третьих, жар и холод, определяющиеся как «огонь и наслаждение», лежат в основе разделения полов и полового влечения в материальном мире.
Материя – имя главной первичной темной силы, иногда может быть синонимом слова «мрак», которым обозначается одно из двух начал бытия. У Материи две функции – агрессивная и творящая. Такими понятиями как «бездна», «пропасть», «яма», что, по большому счету является одним и тем же, именуется пространство, в котором обитает Материя.
Термин «грех» в манихействе отличается от этого же термина в христианском значении тем, что грехом для манихеев оказывается не только действие, вредящее человеческой душе, но и всякий вред, наносимый Душе живой. «Грехом» называются не только человеческие деяния, но и действия Царя мрака и архонтов против страны света, приведшие к образованию области смешения. Кроме того, так часто называется персонифицированная темная сущность, активное начало мрака. В иных случаях этот термин употребляется в том же контексте, что и Материя.
Враг – агрессивная часть мрака, вышедшая войной на Свет и воевавшая с Первочеловеком. Она связана в смешении, а ныне находится под стражей пяти сынов Духа живого. Иногда Врага попросту называют «Смертью» или «Мраком».
Демоны (дьяволы, бесы) – двуполые порождения мрака, рожденные из плодов пяти космогонических деревьев, которые Материя вырастила в пяти мирах мрака. Мужские демоны, по зороастрийской традиции, именуются «дэвы», а женские – «пери». От демонов произошли различные виды живых тварей, подобные им: от четвероногих демонов мира огня – звери; от крылатых из мира ветра – птицы; от плавающих из мира воды – рыбы; от ползучих из мира тьмы – пресмыкающиеся. Двуногие демоны мира дыма послужили в некотором смысле прототипом для создания Адама и Евы.
Предводители демонов – архонты – произошли из плодов пяти видов деревьев, взращенных Материей в мирах пяти темных стихий. Как порождения мрака они имеют такие общие черты: темны, зловонны, безобразны, неразумны, злы и агрессивны. Они, в отличие от светлых божеств, разделяются на мужских и женских.
Выкидыши – недоношенные, но живые и активные порождения Материи и архонтов. Их вождь Сакла и его женская «пара» Неврод (Небруэль) участвовали в сотворении Адама и Евы. Также, они сотворили всех людей, забрав частицы света у всех подвластных им сил.
Под «безумием» в манихействе подразумевается отсутствие высшей мудрости или знания о первоначалах мира. Тем самым безумие оказывается изначальным и главным свойством мрака и его порождений, в противоположность разуму – принадлежности света и божеств.
Царь мрака, предводитель всех миров мрака, который также именуется «царем мира дыма», судя по описаниям выглядит как чудовище с львиной головой, орлиными крыльями, драконьим туловищем, конечностями демона (человеческими) и рыбьим хвостом.
«Ночью» называется любая темная сущность как носитель мрака в противовес дням, светоносным божествам. Ночь мрака – эсхатологическое состояние окончательно погибших душ, лишенных света и благодати. «Детьми ночи» именуются приверженцы ложных религий.
Осадком (остатком) называется темный элемент, оставшийся от какого-либо явления материального мира (в том числе человеческой души) после отделения и вознесения светлого элемента. Осадок человеческих душ отделяется, когда светлый элемент идет на светила. Души, не полностью освободившиеся от осадка, идут в перерождение. Осадок от освобождения человеческих душ, а также души, от которых отошел свет и остался, по существу, один только осадок, идут в геенну.
Смерть в манихействе обозначает несколько понятий. Смерть может являться атрибутом мрака и быть антиподом жизни. А если рассматривать смерть как как человеческий удел, то в коптских текстах есть учение о двух смертях: первая временная – до Страшного суда, вторая же является вечной – судьба грешных душ.
Стражи – порождения мрака, обитавшие в небесах. В манихейском мироустройствне они трактуются как архонты, поставленные начальствовать над демонами, скованными в небесных твердях, и сторожить их.
Шар – эсхатологическое строение, где должен быть заключен мрак (или мужское начало мрака) и души окончательно погибших грешников в функции оболочки, когда последние частицы света отделятся от материи.
Помимо светлого и темного начала в манихействе есть такое понятие как материальный мир. К нему относят стихии: пять светлых и пять темных. Светлые стихии – эманации Первочеловека, оружие в борьбе с мраком, темные стихии – порождения Материи, возросшие в пяти «жилищах» темного начала. Не совсем ясно, какая из пентад была первой, однако понятно, что их происхождение аналогично. К этим стихиям относятся огонь, ветер, вода, воздух и тьма.
Заключение
Манихейство, являясь дуалистической религией, хорошо приспосабливалось к различным политическим и религиозным ситуациям тех стран, в которые приходило. Оно было необычайно живучим, но все же было обречено на роль, так сказать, маргинального явления.
За всю свою историю религия, основанная Мани, с III в. н. э. широко распространилась практически по всему миру, подвергаясь гонениям. Однако, до сих пор можно обнаружить манихейские общины, с общей численностью от 5 до 20 тыс. человек.
Список использованной литературы
1.Курочкин М.В., Введение в историю религий: Учебное пособие для студентов 1 курса исторического факультета / – Самара: ООО «Издательство АсГард», 2008. -632 с.
2.Смагина Е.Б., Манихейство: по ранним источникам / – М.: Вост. лит., 2011. -519 с.
.Хосроев А.Л., История манихейства / – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2007. -480 с.
.Виденгрен Г., Мани и манихейство / Пер. с нем. Иванова С.В. -СПб.: Издательская группа «Евразия», 2001. -256 с.