- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 15,68 Кб
Массовое и элитарное в современной визуальной культуре
Массовое и элитарное в современной визуальной культуре
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
. Визуальная культура
. Массовая культура
.1 Уровни массовой культуры
.2 Массовый человек
. Элитарная культура
.1 Современная элитарная культура
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В настоящее время трудно представить отсутствие в жизни человека визуальной культуры. Действительно, на протяжении практически всей жизни человек сталкивается с произведениями визуальной культуры: кино, фото и т.д. И, как и другие виды искусства, визуальная культура, в зависимости от типа воздействия на зрителя, бывает массовой и элитарной.
Массовая культура – это культура, которая широко распространена среди всех слоев населения. Это то, с чем мы сталкиваемся эжедневно6 изобразительное искусство, музыка, литература.
Элитарная же культура в противовес массовой, если можно так сказать, является культурой «для избранных». Это высокая культура.
Естественно, эти виды культуры пересекаются: что-то из элитарного переходит со временем в массовую культуру, а что-то наоборот, из массового – в элитарное.
В связи со всеми выше перечисленным можно утверждать, что тема данной курсовой работы актуальна в наше время.
При написании работы мною была поставлена цель: рассмотреть и охарактеризовать массовое и элитарное в современной визуальной культуре.
В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие задачи:
дать определение понятию «визуальная культура» и рассмотреть ее особенности
дать характеристику массовому и элитарному, рассмотреть их особенности
1. Визуальная культура
Понятие «культура» имеет множество значений в различных областях. В основном, под культурой понимают совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом, характеризующих определенный уровень развития общества, а также уровень, степень развития, достигнутая в какой-либо отрасли знания или деятельности.
Визуальная культура является одной из центральных тем в современной культурологии. Эта тема обсуждается на научных конференциях, ей посвящается большое количество книг и научных работ.
«Визуальная культура» – это частная область понятия «культура», развивающая способности восприятия визуальных образов, умение их анализировать, интерпретировать, оценивать, сопоставлять, представлять, создавать на этой основе индивидуальные художественные образы. Визуальная культура сегодня охватывает такие объекты культуры, как кино, телевидение, фотография, концептуальное искусство, «public art», рисунок, фотография, живопись, театр, видео-арт, реклама, рекламные ролики, дизайн, web-дизайн, видеоигры, мода, граффити и т.д.
Визуальная культура не является герметической самодостаточной сферой, она постоянно вбирает в себя дополнительную информацию, происхождение которой может быть новым, связанным с развитием технического прогресса и постижением новых горизонтов человеческого познания, так и старым, введенным из невербализированного (неописанного) ряда в прошлом человеческой цивилизации.
Визуальная культура связывает воедино несколько реальностей: реальность видимую, виртуальную (мыслимую и визуализированную) и интуитивную, которая еще не нашла определенного образного выражения.
Визуальную культуру мы можем назвать наследуемой, но не генетически, а с помощью воспитания и пребывания в среде, насыщенной ее знаками.
По мнению антропологов, визуальная культура состоит из четырех элементов:
. Понятия. Они содержатся главным образом в языке. Благодаря им становиться возможным упорядочить опыт людей (форма, цвет, вкус предметов).
. Отношения. Визуальная культура не только выделяет те или иные части мира с помощью понятий, но также выявляет, как эти составные части связаны между собой – в пространстве и времени, по значению, на основе причинной обусловленности.
. Ценности. Ценности – это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов.
. Правила. Эти элементы регулируют поведение людей в соответствии с ценностями визуальной культуры. Ценности не только сами нуждаются в обосновании, но и могут служить обоснованием.
Таким образом, визуальная культура – новое междисциплинарное направление, возникшее на пересечении философии, теории культуры, социологии и искусствознания, центральной проблемой которого является исследование культурной логики «постмодернистского», «масс-медийного», «визуального» поворота. Визуальная культура сегодня становится доминирующей формой «культуры как таковой».
На особенности процесса развития визуальной культуры человека сегодня обращают особое внимание. Современные теоретики визуальности в искусстве говорят об обучающей и развивающей силе визуальных образов: «… точна та визуальность, которая делает видение сродни языку». Действительно, художник может выразить мысль без слов, одним лишь изображением или объектом, пользуясь языком своего искусства. Каждый язык базируется на определенных принципах, имеет уникальное строение системы и особенности.
При рассматривании произведения искусства человеческое восприятие строится во многом на внутренней эмоциональной реакции. Через зрение произведение вводится в систему имеющихся ценностей, в процессе рассматривания оно многократно усиливается ассоциативными связями. В итоге оказывается, что «изображения сами по себе гораздо менее сильны, нежели полученное впечатление от них». Таким образом, целью визуальной культуры является обогащение внутреннего мира человека визуальными образами, раскрытие способностей к созданию собственных зримых объектов.
Результатом освоения визуальной культуры можно считать развитую культуру восприятия визуальных образов, умение их анализировать, интерпретировать, оценивать, сопоставлять, представлять, создавать на этой основе индивидуальные художественные образы. Такое понимание визуальной культуры обусловливает высокий уровень общей культуры человека, то есть «качество и степень выраженности ценностного содержания личности»
2. Массовая культура
Говоря о визуальной культуре, формирующейся в процессе деятельности человечества, мы невольно затрагиваем два чрезвычайно важных и уже определенных явления: массовую культуру и визуальную среду, которая является совокупностью визуальных образов. Среди последних часть образов появилась независимо от человеческой деятельности, вторая же часть появилась уже в процессе цивилизационной деятельности человека. Что касается массовой культуры, то подчеркнем, что массовая культура включает в себя как визуальные (включая литературную и театральную), так и звуковые формы культуры. Но массовая культура противопоставляется высокой культуре, искусству.
Массовая культура – культура, приспособленная к вкусам широких масс людей, технически тиражируется в виде множества копий и распространяется при помощи современных коммуникативных технологий.
Потребление этой продукции – массовое, ибо аудитория, которая воспринимает данную культуру, – это массовая аудитория больших залов, стадионов, миллионы зрителей телевизионного и киноэкранов.
Появление и развитие массовой культуры связаны с бурным развитием средств массовой коммуникации, способных оказывать мощное влияние на аудиторию. В средствах массовой коммуникации обычно выделяют три компонента:
средства массовой информации (газеты, журналы, рацио, телевидение, интернет-блоги и т.д.) – тиражируют информацию, оказывают регулярное воздействие на аудиторию и ориентированы на определенные группы людей;
средства массового воздействия (реклама, мода, кино, массовая литература) – не всегда регулярно воздействуют на аудиторию, ориентированы на усредненного потребителя;
технические средства коммуникации (Интернет, телефон) – определяют возможность непосредственного общения человека с человеком и могут служить для передачи информации личного характера.
В последние десятилетия в контексте развития средств коммуникации говорят об особой компьютерной культуре. Если ранее основным источником информации служила книжная страница, то теперь – компьютерный экран. Современный компьютер позволяет мгновенно получить информацию по сети, дополнить текст графическими изображениями, видеофильмами, звуком, что обеспечивает целостное и многоуровневое восприятие информации.
К основным составляющим массовой культуры относят:
информационную индустрию – прессу, телевизионные новости, ток-шоу и т.д., разъясняющие происходящие события понятным языком. Массовая культура первоначально формировалась именно в сфере информационной индустрии – «желтой прессе» XIX – начала XX в. Время показало высокую эффективность средств массовой коммуникации в процессе манипулирования общественным мнением;
индустрию досуга – фильмы, развлекательную литературу, эстрадный юмор с максимально упрошенным содержанием, поп-музыку и т.д.;
систему формирования массового потребления, центром которой являются реклама и мода. Потребление здесь представлено в виде безостановочного процесса и важнейшей цели существования человека;
тиражируемую мифологию – от мифа об «американской мечте», где нищие превращаются в миллионеров, до мифов о «национальной исключительности» и особых добродетелях того или иного народа по сравнению с другими.
Сегодня большинство людей, особенно молодежь, именно через массовую культуру получает представления о необходимом стиле поведения, образе жизни, карьере, отношениях между людьми. Пища, одежда, жилище, бытовая техника, предметы обихода, образование также поступают к человеку через механизмы массовой культуры. Сегодня какой-либо продукт считается престижным и ценным тогда, когда он становится предметом массового спроса. Можно сказать, массовая культура становится средством стимуляции потребления, для чего активно используется реклама.
.1 Уровни массовой культуры
Массовая культура – явление далеко не однородное. Оно имеет свою структуру и уровни. В современной культурологии, как правило, выделяют три основные уровня массовой культуры:
кич-культура (т.е. низкопробная, даже вульгарная культура);
мид-культура (так сказать, культура «средней руки»);
-арт-культура (мас-культура, не лишенная определенного, иногда даже высокого, художественного содержания и эстетического выражения)
Кич-культура – массовая культура в ее самом низкопробном проявлении. Как правило, произведения, принадлежащие к кич культуре, мимикрируют под настоящие произведения искусств, но таковыми, разумеется, не являются. Типичным примером являются всевозможные «мыльные оперы» и всякого рода сериалы и фильмы, лишенные всякого смысла, так называемый «экшн».
К основным характеристикам массовой культуры можно отнести:
упрощенную подачу проблематики;
опору на стереотипные образы, идеи, сюжеты;
ориентированность на обывателя, чья жизнь протекает скучно и однообразно.
Кич, как элемент массовой культуры – точка максимального отхода от элементарных ценностей и одновременно – одно из наиболее агрессивных проявлений тенденций примитивизации в искусстве. В настоящее время в индустриально развитых странах наблюдается преобладание именно кич-культуры.
Мид-культура, прежде всего, следует отметить ее двойственный характер. Она обладает некоторыми чертами традиционной культуры, но в тоже время включает в себя черты массовой культуры. По отношению к кич, эта форма массовой культуры оказывается более высокой. Можно сказать, что мидкультура задает тон, на ее стандарты ориентируется массовая культура в целом.
Арт-культура – наиболее высокий уровень массовой культуры, рассчитанная на самую образованную часть публики. Главной задачей арт-культуры является максимальное приближение массовой культуры к нормам и стандартам традиционной культуры.
Кроме вышеперечисленных уровней некоторые специалисты считают необходимым выделять еще два особых подуровня массовой культуры, а именно – попкультуру и роккультуру.
Можно сформулировать основные характеристики массовой культуры:
ориентированность на гомогенную аудиторию;
опора на эмоциональное, иррациональное, коллективное бессознательное;
эскапизм – бегство от действительности;
традиционность и консерватизм;
оперирование средней языковой семиотической нормой;
занимательность.
Основные признаки массовой культуры:
серийный характер предметов се потребления;
примитивные стандарты жизни и отношений между людьми;
развлекательность, забавность, сентиментальность;
натуралистическое изображение и смакование насилия и секса в произведениях художественной культуры;
культ сильной личности, культ жизненного успеха.
.2 Массовый человек
В начале XX в. отметил писатель и критик Д.С. Мережковский, «небывалое развитие опытных знаний наложило своеобразную печать на умственный строй современного человека, породило непреодолимое инстинктивное недоверие к творческой способности духа… В поэзию, в религию, в любовь, в отношение к смерти и к жизни проникает особенное трезвое отношение лабораторий, научных кабинетов и медицинских клиник».
К настоящему моменту эта внутренняя недостаточность рационализма, обусловленная его механистичностью, усугубилась и «внешней» его недостаточностью, вызванной укреплением массового общества и усилением иррационализма, свойственного массовым настроениям. Наконец, сформировался и доминирующий в массе этого общества образ жизни, который отнюдь не располагает к умственным занятиям, при этом статус образования критически понизился: об уме человека стали судить исключительно по его материальному преуспеванию.
Массовизация общества вывела на передний план огромные массы людей – практичных и наивных, технически вооруженных и духовно «неразвернутых». Человек массы – особая реальность. Современный массовый человек не похож на человека массы прежних времен, как современная масса – это не прежнее «множество неразвитых, но способных к развитию отдельных существ; она с самого начала подчинена иной структуре – нормирующему закону, образцом для которого служит функционирование машины. Таковы даже самые высокоразвитые индивиды массы. Более того, именно они отчетливо сознают этот свой характер, именно они формируют этнос и стиль массы». Современный массовый человек является и социально, и психологически новым образованием. Это своего рода законченное, завершенное в самом себе образование без стремления к какому-либо внутреннему изменению и движению. Размышления заменены спонтанным проявлением бессознательного, мотивы – импульсами, определенность – нетерпимостью; это в какой-то мере регресс даже по сравнению с «позитивистской» личностью.
Массовый человек стал выражением изменений, произошедших в современном обществе и его культуре. Бурное развитие техники и технологий сделало культуру общедоступной и повсеместно присутствующей в жизни общества, она стала привычным элементом жизни людей, повседневным и уже бесценностным фоном. Видимая доступность культуры негативно сказалась на ее качественной стороне.
Зиновьев назвал «разжижением творческого ядра культуры» . Многие явления такой культуры вообще выходят за рамки собственно культуры и существуют по законам рынка, где ценность товара определяется не столько реальными его качествами, сколько спросом на него, формируемым рекламой и другими вне-художественными факторами. Рыночная цена вытесняет художественно-эстетическую оценку произведений искусства, творческая личность оказывается в зависимости от менеджеров, рекламодателей, продавцов, интерпретаторов и критиков, спонсоров и продюсеров. Это в значительной степени изменяет культурную психологию, культурно-творческая позиция утрачивает свой статус и значение, а место ее занимает потребительская позиция, что говорит о возрастании внешней активности человека, направленной на материальный, вещный мир, о пассивизации его в культурно-творческой сфере.
В большинстве стран мира телеэкраны и книжные прилавки заполнены американской продукцией. То же можно сказать и о России. Замена отечественной культурной продукции третьесортной продукцией западных компаний означает установку на пересмотр прежних культурных представлений и ценностей, традиционного образа жизни, характеризующего бытие народа из поколения в поколение. Образуемая совокупностью воздействий реальность буквально навязывает себя человеку, порождает иллюзорные формы жизни и самоутверждения. Масскульт и СМИ пропагандируют внешнюю, потребительскую и бездуховную жизнь, раздувая мнимые потребности, провоцируя неадекватные социальные самоидентификации дезориентированного массового человека.
«Сегодня многочисленные «творцы искусства», не подозревая о великом опыте эстетической мысли, выпускают произведения, лишенные глубинного смысла, художественной ценности, тем самым по своему невежеству попирают все законы искусства. И нужно бороться, чтобы не утонуть в пошлости и безвкусии современной массовой культуры, примитивной и агрессивной, не признающих никаких этических и эстетических норм».
3. Элитарная культура
Элитарная культура – это культура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью, включающая в себя искусство для искусства, серьезную музыку, высокоинтеллектуальную литературу. Пласт элитарной культуры связан с жизнью и деятельностью «верхушки» общества – элиты. Художественная теория считает элитой представителей интеллектуальной среды, деятелей науки, искусства, религии. Поэтому элитарная культура связана с частью общества, наиболее способной к духовной деятельности или обладающей властными возможностями в силу своего положения. Именно эта часть общества обеспечивает общественный прогресс и развитие культуры.
Круг потребителей элитарной культуры – высокообразованная часть общества – критики, литературоведы, искусствоведы, художники, музыканты, завсегдатаи театров, музеев и т.п. Иными словами, она функционирует в среде интеллектуальной элиты, профессиональной духовной интеллигенции. Поэтому уровень элитарной культуры опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Как правило, она выступает в форме художественного модернизма, новаторства в искусстве, а ее восприятие требует специальной подготовки, характеризуется эстетической свободой, коммерческой независимостью творчества, философским проникновением в сущность явлений и души человека, сложностью и разнообразием форм художественного освоения мира.
Элитарная культура сознательно ограничивает круг ценностей, признавших их истинными и «высокими», последовательно противостоит культуре большинства во всех ее исторических и типологических разновидностях – фольклору, народной культуре, официальной культуре того или иного сословия или класса, государства в целом и т.п. Более того, она нуждается в постоянном контексте массовой культуры, поскольку основывается на механизме отталкивания от ценностей и норм, принятых в ней, на разрушении сложившихся в ней стереотипов и шаблонов, на демонстративной самоизоляции.
Философы рассматривают элитарную культуру как единственно способную к сохранению и воспроизводству основных смыслов культуры и обладающую рядом принципиально важных особенностей:
·сложностью, специализированностью, креативностью, новационностью;
·способностью формировать сознание, готовое к активной преобразующей деятельности и творчеству в соответствии с объективными законами действительности;
·способностью концентрировать духовный, интеллектуальный и художественный опыт поколений;
·наличием ограниченного круга ценностей, признаваемых истинными и «высокими»;
·жесткой системой норм, принимаемых данной стратой в качестве обязательных и неукоснительных в сообществе «посвященных»;
·индивидуализацией норм, ценностей, оценочных критериев деятельности, нередко принципов и форм поведения членов элитарного сообщества, становящихся тем самым уникальными;
·созданием новой, нарочито усложненной культурной семантики, требующей от адресата специальной подготовки и необъятного культурного кругозора;
·использованием нарочито субъективной, индивидуально-творческой, «отстраняющей» интерпретации обычного и привычного, что приближает культурное освоение реальности субъектом к мысленному (подчас художественному) эксперименту над нею и в пределе замещает отражение действительности в элитарной культуре ее преобразованием, подражание – деформацией, проникновение в смысл – домысливанием и переосмысливанием данности;
·смысловой и функциональной «закрытостью», «узостью», обособленностью от целого национальной культуры, что превращает элитарную культуру в подобие тайного, сакрального, эзотерического знания, табуированного для остальной массы, а ее носители превращаются в своего рода «жрецов» этого знания, избранников богов, «служителей муз», «хранителей тайны и веры», что часто обыгрывается и поэтизируется в элитарной культуре.
Индивидуально-личностный характер элитарной культуры является ее специфическим качеством, который проявляется в политической деятельности, в науке, искусстве. В отличие от народной культуры не анонимность, а личное авторство становится целью художественно-творческой, научной и пр. деятельности. В разные исторические периоды вплоть до наших дней авторскими являются опусы философов, ученых, литераторов, зодчих, кинорежиссеров и пр.
Элитарная культура противоречива. С одной стороны в ней достаточно явственно выражается поиск нового, еще неизведанного, с другой – установка на консервация, сохранение уже известного, привычного. Поэтому, вероятно в науке, художественном творчестве новое добивается признания, преодолевая подчас немалые трудности.
Элитарная культура, включая ее эзотерические (внутренние, тайные, предназначенные для посвященных) направления, входят в разные сферы культурной практики, выполняя в ней разные функции (роли): информационно-познавательную, пополняя сокровищницу знаний, технических достижений, художественных произведений; социализационную, включая человека в мир культуры; нормативно-регулятивную и др. На первый план в элитарной культуре выходит культуротворчесткая функция, функция самореализации, самоактуализации личности, эстетико-демонстрационная (ее иногда называют выставочной).
3.1 Современная элитарная культура
Главная формула элитарной культуры – «искусство для искусства». К элитарной культуре можно отнести авангардные направления в музыке, живописи, кинематографе. Если говорить об элитарном кинематографе, то это арт-хаус, авторское кино, документальные и короткометражные фильмы.
Арт-хаус – фильм, нацеленный не на массовую аудиторию. Это некоммерческие, самостоятельно сделанные фильмы, а также фильмы, снятые маленькими киностудиями.
Отличие от голливудских фильмов:
социальный реализм
авторское видение режиссёра
фокус на мыслях и ощущениях персонажа, а не движение по сюжетным поворотам.
В авторском кино на первом месте находится сам режиссер. Он автор, творец и создатель фильма, именно он источник основной идеи. В таких фильмах режиссер пытается отразить какой-либо художественный замысел. Поэтому просмотр таких картин рассчитан на зрителей, которые уже имеют представление об особенностях кино как искусства и соответствующий уровень личного образования, из-за чего прокат арт-хаус кино, как правило, ограничен. Зачастую бюджет арт-хаусного кино ограничен, поэтому создатели прибегают к нестандартным подходам. Примерами элитарного кино могут служить такие фильмы, как «Солярис», «Сны на продажу», «Все о моей матери».
Элитарное кино очень часто не пользуется успехом. И дело не в работе режиссера или актеров. Режиссер может вложить глубокий смысл в свое произведение и передать его по-своему, но зрители не всегда в состоянии найти этот смысл и понять его. Вот здесь и отражается это «узкое понимание» элитарной культуры.
В элитарной составляющей культуры происходит апробация того, что, спустя годы, станет общедоступной классикой, а возможно и перейдет в разряд тривиального искусства (к которому исследователи относят так называемую "поп-классику" – "Танец маленьких лебедей" П.Чайковского, "Времена года" А.Вивальди, например, или еще какое-нибудь чрезмерно растиражированное произведение искусства). Время стирает границы между массовой и элитарной культурами. То новое в искусстве, что сегодня является уделом немногих, через столетие будет понятно уже значительно большему числу реципиентов, а еще позже может стать в культуре общим местом.
Заключение
Культура современного общества сложна и многообразна. Если говорить только о художественной культуре, то здесь можно выделить различные пласты: "высокую" ("ученую") культуру академического плана, демократические и элитарные направления, универсальные массовые формы профессиональной культуры и народного творчества, народную культуру и собственно коммерческую массовую культуру. Человек, оказавшийся высоко урбанизированной, поликультурной среде должен найти свое место под солнцем, свое социально-культурное пространство. Массовая культура создает такое пространство (или его иллюзию), на первый взгляд уютное и комфортное, предоставляющее необходимую информацию, развлекающее, обеспечивающее отдых, психологическую разрядку.
Переоценить роль визуальной культуры в нашей жизни, действительно, трудно. она стала неотъемлемой частью нашей жизни. Телевидение, фотография, кинематограф, сопровождают человека ежедневно и повсеместно. И сейчас с трудом верится, что раньше люди могли обходиться без всего этого.
Массовое и элитарное переплетаются друг с другом, и со временем одно может перейти в другое. Сегодняшний потребитель визуальной культуры самостоятельно и осознано выбирает на что ему обращать внимание. Немаловажную роль в его выборе играет образованность, нравственные и духовные ценности. Ведь людям, у которых отсутствуют хоть какие-то понятия о морали и нравственности, будет очень тяжело понять и уловить смысл произведения элитарной культуры.
Как бы то ни было, но массовое и элитарное в визуальной культуре всегда существовали, существуют и будут существовать. И у каждого всегда будут свои творцы и приверженцы.
массовый элитарный визуальный культура
Список литературы
1.Гвардини Р. Конец Нового времени //Феномен человека: Антология. М., 1993. С. 268.
.Даниэль С. М. Искусство видеть [Текст] /С.М. Даниэль. – М.: Амфора, 2006. – 206с. С.113
. Зеки С. Зрительный образ в сознании и в мозге [Текст] / С. Зеки // В мире науки. – 1992. – № 11. – С. 33-4
. Зиновьев АЛ. На пути к сверхобществу. М., 2000. С. 586.
. Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. – М.:КомКнига, 2006. – 352с.
. Костина А. В. Культурология: учебник. – 5-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2010. – 336 с.
. Кондаков И. В. Элитарная культура // Культурология. XX век. Энциклопедия в двух томах / Главный редактор и составитель С. Я. Левит. – СПб.: Университетская книга, 1998. – Т. 2. – С. 385-389. – 640 с.
. Мережковский Д.С. Эстетика и критика: В 2 т. М., 1994. Т. 1. С. 123.
. Массовая культура: Учебное пособие / К.З. Акопян, М31 А.В., Захаров, С.Я. Кагарлицкая и др. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. – 304 с. (В пер.)
.Розин В.М. Визуальная культура и восприятие: как человек видит и понимает мир [Текст] / В.М. Розин. – М.: ЛИБРОКОМ, 2009. – 272с. С.62
. Савицкая Т.Е. Визуализация культуры: проблемы и перспективы [Текст] / Т.Е. Савицкая // Обсерватория культуры. – 2008. – № 2. – С. 32-40
.Энциклопедический словарь по культурологии. – М.: Центр, 1997. – С.190.
Интернет источники
1.#”justify”>.#”justify”>.#”justify”>.http://www.countries.ru/library/typology/elitcult.htm