- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 10,96 Кб
Мусульманская этика как система
Содержание
Введение
1. Основные каноны религии ислама
2. Обзор статьи А.В. Смирнова "Мусульманская этика как система"
2.1 Ось "божественное – человеческое"
2.2 Ось "человеческое – человеческое"
2.3 Ось "внутричеловеческое"
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Тема моего реферата – мусульманская этика. Данная работа строится вокруг обсуждения статьи А.В. Смирнова "Мусульманская этика как система". Андрей Вадимович Смирнов (род. 1958) – российский учёный-философ, доктор философских наук (Институт философии РАН), профессор, член-корреспондент РАН; заместитель директора, заведующий сектором философии исламского мира Института философии РАН; заведующий отделением востоковедения философского факультета Государственного академического университета гуманитарных наук. Сфера научных интересов: логико-смысловые исследования и сравнительная философия. Специалист в области истории классической арабской философии. Исследуемая статья была написана в 2005 году в России.
По моему мнению, Смирнов как специалист в области востоковедения, раскрывает в своей статье этику и философию ислама, причем в некотором плане с личной стороны. При этом, все мысли изложены в виде системы, что придает материалу более научный вид. Отсюда происходит и название статьи – "Мусульманская этика как система".
В данной работе мной также включен раздел с критикой ислама, поскольку в современном мире ислам сталкивается со множеством стереотипов и предрассудков, положивших начало плохой репутации данной религии.
мусульманская этика ислам религия
1. Основные каноны религии ислама
Данный реферат строится вокруг обсуждения статьи А.В. Смирнова "Мусульманская этика как система". Однако сначала хотелось бы вкратце напомнить основные каноны религии ислама.
Ислам – монотеистическая авраамическая мировая религия. Исторически ислам возник в VII веке в проповедях Мухаммеда, который является пророком для мусульман.
Согласно учению ислама пророки <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BA_%D0%B2_%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%B5> и посланники <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D1%81%D1%83%D0%BB%D1%8C>, в том числе посланные ранее Муса <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D1%81%D0%B0> (Моисей <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%B5%D0%B9>) и Иса ибн Марьям <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D0%B0_%D0%B8%D0%B1%D0%BD_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D1%8C%D1%8F%D0%BC> (Иисус Христос <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B8%D1%81%D1%83%D1%81_%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%81>), отправлялись к разным народам для наставления народов на путь к единобожию <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D1%83%D1%85%D0%B8%D0%B4> и до эпохи Мухаммеда, однако, как считают мусульмане, со временем люди стали впадать в заблуждения, а некоторые стали искажать веру, внося в Священные Писания <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%9F%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B2_%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%B5> свои собственные взгляды <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B8%D0%B4%D0%B0>. Мухаммед, которому Аллах ниспослал своё священное учение – Коран, главную священную книгу ислама – считается в исламе самым великим пророком, замыкающим череду из посланных ранее пророков и посланников.
Исламские уммы <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%BC%D0%BC%D0%B0> охватывают более 120 стран, в основном в Западной, Южной и Юго-Восточной Азии и Северной Африке, из которых в 35 составляют большинство населения, а в 28 странах являются государственной религией <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D1%8F> – Египет <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D1%82>, Саудовская Аравия <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%90%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%8F>, Марокко <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%BA%D0%BE>, Кувейт <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%B2%D0%B5%D0%B9%D1%82>, Иран <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%80%D0%B0%D0%BD>, Ирак <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%80%D0%B0%D0%BA>, Пакистан <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD> и другие.
Пять столпов ислама:
) Намаз <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D0%B7> – совершение ежедневной пятикратной молитвы.
) Закят <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%BA%D1%8F%D1%82> – материальное пожертвование.
) Ураза – соблюдение поста в месяц Рамадан <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BD>.
) Хадж <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B0%D0%B4%D0%B6> – совершение паломничества в Мекку.
2. Обзор статьи А.В. Смирнова "Мусульманская этика как система"
.1 Ось "божественное – человеческое"
Итак, в своей статье Смирнов систематизирует мусульманскую этику, разделяя ее на три сферы – взаимодействие человека и Бога, человека и человека, и внутричеловеческую ось.
Начнем с оси отношений божественного и человеческого. По Смирнову, главное слово, характеризующее эту связь – "раб". И наверное, эта ассоциация сразу найдет у нас отклик, согласно тем стереотипам, которые складываются у нас о мусульманстве. Однако это не тот раб в привычном нам понимании, который не имеет никакой свободы. В исламе раб издревле имел статус и права, закрепленные в исламском праве, и во многих мусульманских источниках специально подчеркивается важность доброго и снисходительного обращения с рабом, так же, как и тезис об отпущении раба на волю. Причем данная практика была широко распространена в исламском обществе. Таким образом, отношения человека и Бога идут в такой связке – "человек – раб Бога, а Бог – его господин". Однако словосочетание "раб Божий", казалось бы, известно нам всем, причем вне рамок мусульманской морали. В чем же специфика этих отношений Бога и человека?
В арабском языке слова "раб" и "поклонение" – однокоренные. И в этом отличие между христианским и мусульманским пониманием раба Божьего. В исламе раб – это не антоним свободы, а синоним поклонения, почитания. Поэтому в данном контексте слово "раб" приобретает позитивный смысл. По словам Смирнова, с такой точки зрения невозможно быть рабом Бога, просто сидя и подчиняясь Его воле. Это не пассивное подчинение, но гораздо более глубокие отношения. Таким образом, отношения Бога и человека строятся не по вертикальной иерархии, но по горизонтали, потому что полновластие господина не означает безвластие раба. И пусть также, как и в известной нам христианской морали, земное и небесное в исламе являются противоположностями, это разное противостояние. Одно согласовано с другим и гармонизировано с ним, это не отношения подчинения. Успех в земной жизни никак не ущемляет успеха в жизни загробной, напротив, по исламу, добродетель должна вознаграждаться в земной жизни, и наоборот.
Смирнов подчеркивает, что ислам не может быть полной противоположностью иудаизма и христианства, и вертикальная иерархия не может полностью отсутствовать в системе ислама. Она лишь подвергается изменениям.
Обратимся к главным источникам ислама – Корану и сунне. Здесь обнаруживается противоречие. Коранический текст более подчинен человеческому авторитету, что и подчеркивают шииты. Такая постановка вопроса отрицает существующую горизонтальную связь. Однако такое течение, как суннитский захиризм, который стремится быть максимально корректным в данном отношении, также не был поддержан арабо-мусульманской культурой как раз из-за того, что слишком сильное стремление противоречило логике горизонтального соотношения божественного и человеческого.
2.2 Ось "человеческое – человеческое"
Далее мы переходим к оси соприкосновения "человеческого и человеческого". В выстраивании отношения с другим проявляется фундаментальный принцип мусульманской этики, который Смирнов называет принципом "перевешивающего баланса". Суть его – дать другому больше, чем себе. Это стремление сохранить связанность с другим, давая ему больше, постоянно присутствует в трудах об исламе, и ведет к наиболее заметным чертам мусульманского этоса – уступчивости и коллективизму. Через эти качества ислам выполняет свое историческое предназначение – служить благу людей, поэтому ближайшее благо каждого и благо уммы – общины – в целом должно реализоваться через уступчивость и коллективизм. При этом существует инсаф, понятие равенства, означающее, что нужно давать себе то же благо, что и другому, и соответственно наносить тот же вред, что другому. Однако все же это перетекает в принцип перевешивающего баланса, проявляющегося в призыве Мухаммеда из сунн: прощать и оставить кровную месть. В исламе предпочтительным считается нарушить равенство в пользу ближнего. Отсюда же и происходят самые поощряемые черты характера в исламской культуре: кротость, скромность и стыд (стыд в первую очередь как стеснение сделать что-то недостойно), терпение, решимость, и благодарность.
При этом упование в исламе также является важной категорией, но несет в себе несколько отличный смысл от привычного нам. Упование на Бога выражается не в отказе от собственной воли и перепоручении всех своих дел Богу, но в выстраивании дел вместе с Богом как со-действователем (хотя конечно, речь не идет о человеческом вмешательстве в дела Бога). Также одними из главных качеств нужно отметить щедрость, самоконтроль, правдивость и надежность.
Главные отрицательные качества в основном выстраиваются противоположно положительным. Наибольшее осуждение вызывает лицемерие. Лицемеры – те, кто внешне считаются мусульманами, однако внутри, по своим убеждениям, придерживаются другой веры. Среди самых осуждаемых качеств также выделяют нечестивость, гордость, тщеславие, и заносчивость.
Гневливость, как еще одно яркое отрицательное качество, осуждается с той позиции, что она разрывает эту связь с другим, о которой мы говорим. Поэтому же отрицаются предательство, разрыв отношений и препирательства.
Таким образом, в исламе логика отношений между людьми заключается в том, что другой человек – это не отрицание "я", а наоборот, тот, с кем нужно установить связь, чтобы "я" одного переходило в "я" другого.
2.3 Ось "внутричеловеческое"
И, наконец, перейдем к последней сфере, рассматриваемой Смирновым – внутричеловеческим отношениям. Под последней ученый понимает связь между намерением и действием. В исламе оба этих понятия тесно связаны и не могут рассматриваться отдельно друг от друга.
Ближайшим образом связанность намерения и действия раскрывается в следующей формуле: намерение всегда переходит в действие, а действие всегда бывает вызвано намерением.
Формула "поступки по намерениям" стала едва ли не центральной в религиозно-правовой и этической мысли ислама.
Общее положение при этом таково: правильное намерение должно непременно сопровождать любое действие, и даже если все "технические" детали действия соблюдены, но намерение отсутствовало или было неправильным, т.е. не соответствовало действию, то и действие считается несостоявшимся. Другое важное условие состоит в том, что намерение должно сохраняться до конца действия, т.е. сопровождать постоянно процесс его совершения. Если намерение нарушено или изменилось до того, как действие закончилось, такое действие также считается несостоявшимся.
В тех случаях, когда намерение было правильным, а действие не могло совершиться по неожиданно возникшим и не зависящим от человека обстоятельствам, такое действие засчитывается как совершенное: структура "намерение/действие" является правильно выстроенной, несмотря на то, что само действие "реально" не произошло. Это еще раз показывает, что для мусульманской этики важно не намерение как таковое и не действие как таковое, а их непосредственная сопряженность, – а такая сопряженность имеет место в описанных случаях, когда действие не осуществляется при наличии правильного намерения. Следует отметить, что эта позиция характерна именно для этической, а не собственно правовой мысли ислама, которая вряд ли склонна игнорировать отсутствие действия как такового в тех случаях, когда именно с таким действием связано наступление правовых последствий.
Намерение остается "намерением", только переходя в "действие". Действие не является "действием", если оно – не результат перехода намерения. На поле арабо-мусульманской мысли и "намерение", и "действие" перестают быть таковыми, если лишаются возможности перехода, т.е. если мыслятся в соответствии с фундаментальной интуицией достижения истинности в западной традиции.
Итак, как мы видим, мусульманская этика – это тонкий баланс между всеми сферами жизни. По описанию Смирнова можно выделить немало интересных и правильных постулатов, и в целом картина ислама является более чем позитивной. Однако откуда тогда берутся стереотипы о жестокости и дикости этой религии?
3. Дополнение: критика ислама
Критика ислама возникла уже во время начала деятельности Мухаммеда <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BA_%D0%9C%D1%83%D1%85%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0%D0%B4> – сначала со стороны мекканских язычников, позднее – со стороны жителей стран, подвергавшихся мусульманской экспансии <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%B8%D1%8F>. По мере роста известности ислама в мире возникала критика от тех, кто с исламом напрямую не сталкивался.
Ранние критики из числа христиан, жившие до 1000 гг. н.э., склонны были рассматривать ислам в качестве радикальной христианской ереси. Позднее критика возникла как внутри самого мусульманского мира, так и со стороны иудейских и христианских авторов.
Чаще всего объектами критики становились следующие вопросы:
·нетерпимость ислама к критике со стороны (джихадизм <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B6%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B4>, исламский фундаментализм), отношение к предполагаемым ересям и еретикам, отношение к отступникам от ислама согласно шариату;
·моральность поступков Мухаммада <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BA_%D0%9C%D1%83%D1%85%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0%D0%B4>, как в его личной жизни, так и в общественной деятельности;
·подлинность и моральность содержания Корана;
·права человека в современных исламских странах (женщины в исламе, касты в исламских странах Южной Азии и др.)
·противодействие исламского духовенства ассимиляции мигрантов из мусульманских стран в США и Европе.
Критики приводят следующие аргументы:
·Коран содержит научные ошибки.
·Коран содержит неверные космологические представления и объяснения наблюдаемых феноменов.
·Коран содержит множество стихов, противоречащих друг другу.
·Коран – не оригинальное произведение, но содержит заметные следы влияния зороастризма, иудаизма, сабейства и самаритянского культа. Американский миссионер Сэмюэл Звемер <https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A1%D1%8D%D0%BC%D1%8E%D1%8D%D0%BB_%D0%97%D0%B2%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D1%80&action=edit&redlink=1> считал, что Коран "является не изобретением, а компиляцией; в нём нет ничего нового, кроме гения Мухаммеда, который смешал старые ингредиенты в новую панацею для человечества и навязал её силой меча. "
·Наиболее древние списки Корана (рукописи из Саны, обнаруженные в Йемене <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%99%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD> в 1972) содержат отличия от традиционной версии. Критики считают это доказательством того, что Коран менялся с течением времени.
Радиоуглеродный анализ рукописей Корана показал их раннюю (1-2 годы хиджры) датировку, что указывает на аутентичность текстов Корана.
Мусульмане верят, что Коран – прямые слова Бога, переданные пророку Мухаммеду через ангела Джебраила.
Критика в адрес Корана ставит под сомнение традиционные убеждения мусульман о составе Корана и его содержании:
·стих Корана 4: 34 позволяет мусульманским мужчинам воспитывать своих жён, избивая их;
·насилие напрямую подразумевается в коранических текстах;
·в Коране отстаивается необходимость смертной казни;
·Коран несовместим с другими религиозными писаниями, он нападает на иноверцев и вызывает ненависть к приверженцам иных религий.
Заключение
В ходе данного исследования мной был проведен анализ статьи А.В. Смирнова "Мусульманская этика как система", написанной в 2005 году. Автор раскрывает и систематизирует этику религии ислама, и на мой взгляд, преуспевает в достижении данной цели. Данный текст переворачивает устоявшееся стереотипное мышление об исламе как о жестокой религии и представляет читателю более тонкую и человечную сторону ислама.
Мое личное впечатление от прочтенной статьи было крайне позитивным, поскольку некоторые люди в моей семье исповедуют ислам, и для меня было важно прикоснуться к их миру и увидеть правило тонкой гармонии и баланса, которое Смирнов подчеркивает на протяжении всех частей статьи. Видно, что статья написана продуманно и на основе многолетних исследований, так как текст связан логически и не противоречит себе, но доносит до читателя все важные аспекты.
Для меня было важно прочесть и проанализировать данный текст, поскольку как регионоведа, меня интересует феномен исламского фундаментализма и его опасность для мирового сообщества. Статья А.В. Смирнова лишний раз подчеркивает разницу настоящего ислама и исковерканных течений и ответвлений мусульманской религии. Я считаю, что эта статья обязательна к прочтению, так как все-таки в нашем обществе уже сложилось и укоренилось отрицательное мнение об исламе, что в корне неверно.
Список использованной литературы
1.Мусульманская этика // Смирнов А.В. Мусульманская этика как система
2.Нофал Ф.О. Ислам: очерки по христианскому сравнительному богословию. – LAP Lambert Academic Publishing, 2012.