- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 24,19 Кб
Меценатство и его роль в СКД
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
Московский городской педагогический университет
Факультет социально – культурной деятельности
Кафедра теории и методики социально – культурной деятельности
Курсовая работа
"Меценатство и его роль в СКД"
Студентка группы 12-231(з)
заочной формы обучения
Бирюкова Екатерина Валерьевна
Научный руководитель:
Косибород Ольга Львовна
Москва 2013
Содержание
Введение
. Определение термина "меценатство" и его синонимов. Направление и мотивы благотворительной деятельности
. История меценатства
. Характерные черты русского меценатства в 21 веке
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность темы исследования. Российское меценатство одно из самых замечательных явлений в истории нашего Отечества. Развитие меценатства было тесно связано с ростом национального самосознания в русском обществе. Меценатская деятельность в области культуры, образования и науки многих его выдающихся представителей была проникнута потребностью укрепления национального духа, самобытных начал русской жизни, упрочения национальной государственности. Таковы были главные внутренние пружины того необыкновенного размаха, который был присущ российскому меценатству на протяжении длительного времени.
Деление благотворителей на спонсоров и меценатов весьма условно. Хотя уже в дореволюционной России были представители и тех и других.
Начало ХХ века. Россия – быстро развивающаяся и экономически успешная страна. Благотворительность развита как никогда, хотя никаких материальных льгот не приносит. Помощь ближнему – вопрос личной совести, а также престижа.
В XIX веке меценатами были в основном дворяне. К началу ХХ столетия инициативу перехватывают купцы и промышленники. Активное участие в благотворительности принимают и бывшие крепостные крестьяне, вернее, их образованные дети и внуки.
Меценатство прошло долгий путь становления и развития, и стала основой для формирования такой профессиональной деятельности как "социальная работа". Она начинает складываться в начале 90-х годов из-за экономического кризиса и роста социальных проблем в обществе, которые возникли в результате распада единого социального, экономического и геополитического пространства. В обществе появились тенденции, ранее не характерные для него: снижение уровня жизни, безработица, профессиональное нищенство, падение уровня рождаемости, распад института семьи и брака и так далее.
Изучение основ меценатства в настоящее время играет важную роль, так как сегодня происходит возрождение не только государственной благотворительной помощи, но и частных организаций, а также благотворительности отдельных юридических лиц, что способствует более эффективной помощи в развитии культуры и просвещения в нашей стране.
Цель работы – выявление культурно-исторических предпосылок зарождения и развития меценатства в России и его влияние на становление социально-культурной деятельности.
Объект исследования – меценатство в России.
Предмет исследования – роль меценатства в становлении и развитии социально-культурной деятельности.
Задачи работы:
1. Дать определение термину "меценатство" и его синонимам. Определить направления и мотивы благотворительной деятельности.
. Кратко осветить основные периоды в становлении и развитии меценатства в России.
. Выявить специфические черты меценатства в XXI веке.
1. Определение термина "меценатство" и его синонимов. Направление и мотивы благотворительной деятельности
Для начала давайте разберемся в том, что же такое меценатство? На данный момент у этого термина есть много синонимов, а также в настоящее время такие термины как благотворительность, спонсорство, покровительство, филантропия являются раскрытием понятия "меценатство", но рассмотрим их с их изначального значения.
Меценатство – от имени римского вельможи Мецената, умершего в 8 г. до нашей эры, в Древнем Риме приближенный императора Августа, выполнявший его дипломатические, политические, частные поручения, прославившийся широким покровительством поэтам и художникам.
В современном понимании меценат – богатый покровитель наук и искусств; человек, который покровительствует какому-либо делу – характерная для эпох господства дворянства и буржуазии материальная поддержка деятелей литературы и искусства (подарки, пенсии, премии, синекуры и т. п.), осуществляемая в порядке личной инициативы отдельными представителями господствующего класса и имеющая своей конечной целью максимальное подчинение деятельности поэта или художника своим интересам, а через это интересам своего класса. В наиболее примитивной форме меценатство возникает на почве материальной необеспеченности писателей в те эпохи, когда отсутствует широкий книжный рынок.
Спонсорство. По законодательству РФ осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах. Спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый – соответственно рекламодателем и рекламораспространителем (ст. 19 ФЗ "О рекламе" от 18 июля 1995 г.).
Филантропия – (греч., от phileo – люблю, и anthropos – человек). Любовь к человечеству, забота об улучшении его участи, благотворительность.
Покровительство – заступничество, защита, оказываемая влиятельным или сильным слабому, протекция.
Благотворительность – оказание частными лицами материальной помощи бедным из милости (словарь русского языка С.И. Ожегова); универсальная общечеловеческая ценность, один из важнейших атрибутов гражданского общества. Она позволяет обществу обслуживать свои интересы напрямую, без посредничества государства. Благотворительность обеспечивает перераспределение доходов от наиболее имущих к наименее имущим гражданам кратчайшим путем и в кратчайшие сроки. Этот акт все больше становится инструментом, посредством которого общество удовлетворяет свои основные социальные, общечеловеческие потребности.
В современном обществе термин "благотворительность" более распространен нежели "меценатство" в силу того, что это очень широкое понятие, но не будем терять изначального значения меценатства – покровительства культуры и науки, тех сфер, в которых социально-культурная деятельность выполняет свое предназначение. Основной и общей чертой благотворительности и меценатства является свободный и непринужденный выбор формы, времени и места, а также содержания помощи. Тем не менее, давайте рассмотрим термин "благотворительность" с законодательной точки зрения.
Благотворительность в России определяется и регулируется законом РФ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", принятом в 1995 году (приложение 1), а также ст.39 Конституции РФ (приложение 2) и некоторыми положениями Гражданского кодекса. Поэтому занятые в благотворительной деятельности люди руководствуются определениями закона: "Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки" (ст.1). Из закона следует, что, поддержка политических партий, движений, групп и кампаний, а также коммерческих структур благотворительностью не являются.
Закон не только дает определение благотворительности, но и четко определяет цели благотворительной деятельности: "Благотворительная деятельность осуществляется в целях:
социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;
содействия защите материнства, детства и отцовства;
содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;
охраны окружающей природной среды и защиты животных;
охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения" (ст.2).
Отношение к благотворительности во все века и не только в России, но и во многих странах мира неоднозначно, а зачастую и полярно.
Положительное отношение к меценатству основывается на том, что благотворительная деятельность – это поддержка нуждающихся в трудную минуту, что зачастую не способно вовремя и в необходимом объеме сделать государство.
"Плюсы" меценатства и благотворительности:
- Продуманная, системная благотворительность предоставляет не только помощь, но дает умения и навыки, способствует самостоятельности, решая многие социальные проблемы общества;
Благотворительная деятельность способствует развитию добровольческих инициатив, формированию активной гражданской позиции и вовлечению граждан в решение социальных проблем;
Благотворительность является одной из основ гражданского общества и деятельности некоммерческих организаций, способствует росту некоммерческого сектора экономики;
Благотворительность всегда содействовала развитию в России просвещения и культуры: открытию училищ, курсов, учреждению стипендий, поддержке художников и артистов, строительству музеев, восстановлению разрушенных и строительству новых храмов.
Отрицательное отношение к рассматриваемой форме СКД основывается на мнении о том, что благотворительность не столько помогает, сколько развращает человека, отучает его от труда и не приносит блага обществу. При этом приводятся следующие аргументы ("Минусы"):
- Благотворительность воздействует не на причины социальных проблем, а на их следствия;
Благотворительность сама по себе оскорбительна для человеческого достоинства и заключает в себе несправедливость: она принуждает одного человека зависеть от другого.
Благотворительная организация. Благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации благотворительных целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц. Благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций.
Виды благотворительных организаций:
. Коммерческие структуры. Это самая массовая группа благотворителей. Их вклад в благотворительность выражается в материальной поддержке как нуждающихся граждан, так и некоммерческих организаций, с ними работающих. Обычно эта поддержка осуществляется из прибыли коммерческой компании.
. Некоммерческие организации (НКО). Большинство НКО создано и функционирует для решения социальных проблем. НКО оказывают материальную помощь и бесплатные услуги различным категориям организаций и граждан, среди которых значительна доля социально незащищенных категорий населения. Во многих случаях некоммерческие организации оказывают не прямую поддержку, а разными способами стимулируют создание условий для решения экономических и социальных проблем. Часто НКО привлекают к своей работе добровольцев-волонтеров.
В развитых странах мира государство все чаще делегирует некоммерческим организациям выполнение социальных функций, что свидетельствует об эффективности работы НКО. Такая же тенденция наблюдается и в России.
Бюджет НКО может формироваться как за счет поступлений от грантодателей, так и за счет предпринимательской деятельности. При этом, в отличие от коммерческих организаций, по закону НКО не ставит извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не может распределять прибыль, если она получена, между участниками.
. Физические лица, граждане России или иностранцы. Они участвуют в благотворительной деятельности как через личные пожертвования (меценатство, милостыня, приобретение билетов на благотворительные акции, благотворительные отчисления с покупки товаров, завещание наследства), так и через добровольный (волонтерский) труд в некоммерческих организациях.
Формы выражения благотворительной деятельности:
передача имущества, в том числе денег;
бескорыстное выполнение работ, оказание услуг (деятельность про боно);
иная поддержка.
Гуманитарная помощь – предоставление продовольствия, одежды, лекарств и т.д.
Социальная помощь – работа с незащищенными слоями населения, детьми, престарелыми и инвалидами.
Помощь про боно ("Pro bono" от лат. pro bono publico – ради общественного блага)– оказание услуг в профессиональной деятельности благотворительным, общественным и иным некоммерческим организациям, а также частным лицам, которые не могут подобную помощь оплатить. Как правило, про боно услуги оказываются профессиональными юристами в виде бесплатной юридической помощи. Про боно деятельность не включает в себя иную благотворительную деятельность, не связанную с непосредственным применением навыков юриста, в частности финансирование различных программ и проектов, организация и проведение мероприятий, передача в дар вещей или денежных средств и т.п.
Социальная защита – политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств.
Основные направления благотворительной деятельности
Благотворительная помощь традиционно оказывается частным лицам и организациям, необходимую помощь которым в силу разных причин государство оказать не в состоянии или оказывает, но в недостаточных объемах.
Главными и наиболее популярными областями благотворительности в современной России являются:
Культура и искусство – разовая или постоянная поддержка театров, оркестров, музеев, галерей, библиотек, а также деятелей искусства, литературы, кино.
Наука – помощь фундаментальной и прикладной науке в разработке новых технологий, инновационных исследованиях, поддержка перспективных теоретических идей, проведение научных конференций, симпозиумов, а также поддержка молодых специалистов.
Церковь – как правило, помощь в строительстве или восстановлении храмов и монастырей.
Образование – учреждение стипендий и грантов для преподавателей и студентов, оплата стажировок за рубежом, помощь в приобретении материалов для образовательного процесса.
Социальная сфера – помощь социально незащищенным категориям граждан: детям, матерям, пожилым людям, инвалидам, ветеранам, малоимущим и объединяющих их организациям.
Здравоохранение – помощь как медицинским учреждениям (финансирование покупки оборудования, медикаментов, оплата обучения и переподготовки сотрудников), так и частным лицам (как правило, финансирование дорогостоящего лечения).
Охрана природы – финансирование экологических программ по спасению исчезающих видов флоры и фауны, поддержка заповедников, защита окружающей среды.
Спорт – помощь некоммерческим видам спорта и отдельным спортсменам в приобретении спортинвентаря, оплата транспортных расходов и проживания, тренерских услуг, аренды помещений для тренировок.
Поддержка средств массовой информации – выделение грантов, как правило, региональным и Интернет-СМИ.
Мотивы благотворительной деятельности
Исследовательский интерес к пониманию мотивов благотворительной деятельности проявляют многие гуманитарные науки, и у каждой – свой вариант ответа. Философы и историки полагают, что побудительными мотивами благотворительности выступают милосердие, альтруизм, сострадание, жертвенность и богобоязнь. Социологи в качестве доминирующих выделяют мотивы стремления к общественному признанию и улучшению имиджевой самооценки. В социальной психологии отмечаются альтруистическая мотивация благотворителей, а также трактовка благотворительного межличностного взаимодействия как особой "гуманитарной сделки". Некоторые психологи считают благотворительность проявлением спонтанного и эмоционально окрашенного порыва и помощи по зову души и сердца.
К числу наиболее распространённых причин благотворительности частных лиц ученые обычно относят:
Личное отношение (человек, принимающий решение о благотворительности, сам когда-то сталкивался с проблемой);
Религиозные мотивы;
Морально-нравственные мотивы (милосердие, альтруизм, гражданская позиция, патриотизм, выраженные в формуле "надо делиться");
Симпатия или жалость;
Чувство вины перед обществом за свою деятельность;
Мода (следование чужому примеру);
Национальные/профессиональные причины;
Личное удовлетворение от благотворительного поступка;
К корпоративным мотивам благотворительности бизнеса обычно относят:
Улучшение имиджа компании;
Продвижение продукта – товара или услуги;
Адресный доступ к определенному рынку и его целевым группам;
Улучшение отношений с местной властью;
Демонстрация социальной ответственности компании (особенно важно при выходе на международные рынки);
Соображения престижа;
Снятие социальной напряженности в местных сообществах на территориях деятельности компании;
Воспитание лояльности к компании (часто встречается при работе с детьми и молодежью);
Организация досуга для сотрудников фирмы, клиентов и партнеров (относится к поддержке проектов в области культуры, искусства, спорта);
Лоббирование интересов компании.
2. История меценатства
Из предыдущей главы мы определили, что понятие "меценат" пришло к нам из Древнего Рима. В I в. до н. э. у императора Августа был приближенный, выполнявший его дипломатические и частные поручения. Он покровительствовал поэтам Вергилию и Горацию и поддерживал их материально, его звали Меценат. Со временем это имя стало нарицательным.
Надо отметить, что понятие "меценат" часто соседствует с понятием "благотворительность". Благотворительность – это оказание материальной помощи нуждающимся, как отдельным лицам, так и организациям, она может быть направлена на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности. Меценатство, более узкое понятие, это покровительство наукам, искусству, культуре. Многие меценаты занимались и благотворительной деятельностью.
История меценатства в России имеет давнюю традицию, уходящую в глубь веков. Русские цари, родовитые князья и вельможи покровительствовали строителям храмов и дворцов, иконописцам и составителям летописей и хроник, книгопечатникам, ученым, поэтам. Большой стимул к меценатской деятельности появился у знати после преобразований Петра I, привнесших в страну дух европейского Просвещения. Сподвижники царя старались перещеголять друг друга в поощрении художественных затей.
История меценатства в России знала два наиболее значительных взлёта. Первый был связан с развитием дворянской культуры и просвещения. Этот период второй половины XVIII – первой трети XIX вв. теснее всего связан с типом петербургского собирателя и мецената – знатного вельможи или крупного царского сановника.
Долголетнее правление Екатерины II было ознаменовано самыми щедрыми наградами, послужившими источником возникновения многих крупнейших состояний. Наступил расцвет коллекционирования и собирательства.
Граф Григорий Орлов выстроил в Гатчине великолепный дворец (архитектор Растрелли), где была собрана обширная библиотека. Гатчина стала олицетворением деятельности богатого вельможи, покровителя муз екатерининского времени.
Век Екатерины выдвинул одного из известнейших деятелей Российского государства графа, а затем князя Александра Александровича Безбородко статс-секретаря Екатерины, а впоследствии канцлера Российской империи. Он был известен как крупный коллекционер и меценат. Ему принадлежала картинная галерея исключительной ценности, которую, по словам многих, едва ли удавалось собрать частным лицам. Коллекция картин князя послужила впоследствии основой знаменитой Кушелевской галереи Академии художеств. Внук князя, граф Николай Александрович Кушелев-Безбородко (1834-1862) завещал это собрание Академии художеств с условием, чтобы галерея была постоянно открыта для художников.
Одним из видных петербургских меценатов был Петр Георгиевич Ольденбургский, обрусевший потомок Голштейн-Готторпской династии, внук императрицы Марии Федоровны – жены Павла I. На средства принца строились дома для училищ, закупалось оборудование, открывались курсы для подготовки преподавателей женских учебных заведений. "Просвещенный благодетель" посвятил себя издательству тех книг, которые не могли рассчитывать на большой тираж, но были необходимы для науки и культурно-образовательных целей.
Известна была своим широким меценатством и благотворительностью фамилия Демидовых. Так, Прокопий Акинфиевич Демидов (1710-1788) жертвовал значительные суммы на строительство коммерческих и народных училищ, а для Московского университета купил дом за 10 000 рублей, в который университет был переведен, и пожертвовал университету 20 000 рублей с тем, чтобы из процентов с этого капитала выдавались стипендии беднейшим студентам.
Еще более известными по своему происхождению и по размеру состояния были Строгановы. Граф Александр Сергеевич Строганов (1734-1801) составил галерею картин, написанных известными художниками, собрал дорогие коллекции эстампов и медалей. Особое внимание он обращал на устройство библиотеки, которую по числу в ней редких изданий можно было считать одной из первых в Европе. Комедиограф Фонвизин и поэт Державин пользовались его особым покровительством. Поэты Богданович и Крылов были в числе его близких друзей, а Гнедич, при его щедром пособии, перевел и издал "Илиаду" Гомера. Последние 10 лет своей жизни Строганов всецело посвятил постройке Казанского собора в Санкт-Петербурге (архитектор Воронихин). Славу своих предков, как щедрых меценатов, продолжил граф С.Г. Строганов (1805-1882). Будучи попечителем Московского университета, он оказал поддержку плеяде молодых профессоров во главе с Т.Н. Грановским. Он стал учредителем Строгановского училища технического рисования в Москве, занявшего видное место в истории русской культуры.
Из старого боярства были и Шереметевы. Николай Петрович Шереметев (1751-1809) был страстным театралом, организовал у себя в Останкино театральную труппу.
Блестящую память о себе оставили графы Румянцевы. Николай Петрович Румянцев (1754-1826) собирал древние отечественные рукописи и издавал их. Но особую известность приобрел устройством огромной библиотеки, которая была доступна для всех. По завещанию он передал ее, а также множество коллекций и разных редкостей, для учреждения музея, оцененного вместе со зданием в миллион рублей, который носит его имя. Позднее музей был переведен из Петербурга в Москву. Фонды Румянцевского музея послужили основой Российской государственной библиотеки.
Одним из богатейших вельмож екатерининского и александровского времени известным своим меценатством был Николай Борисович Юсупов (1751-1831). Он собрал у себя в имении Архангельское галерею древних мраморных статуй, картин, большую библиотеку, которые были одними из лучших в России. А также завел труппу актеров и устроил театр.
В царствование Николая I все чаще встречаются видные коллекционеры и меценаты из числа крупного чиновничества. Один из них Федор Иванович Прянишников (1793-1867) "министр почт", как его называли современники. Он был одним из первых собирателей русской живописи, его собрание находится сейчас в Третьяковской галерее. Прянишников поддерживал молодых художников и помог юному Репину, внеся по его просьбе плату за поступление в Академию художеств.
Но подлинного расцвета традиции меценатства достигли в России во второй половине ХIХ – начале ХХ веков. Это время действительно можно назвать "золотым веком русского меценатства". Дворянство стало постепенно терять в этой деятельности свою ведущую роль, крупные состояния мельчали, дробились, происходило оскудение дворянства. В эти годы на сцену истории все более уверенной поступью выходит новое сословие, торгово-купеческое, класс предпринимателей, громко заявляя о себе и в меценатстве. Это были в своей массе выходцы из крестьянства и городских низов, а также провинциального купечества. Большинство из них стали поддерживать национальную традицию в искусстве и культуре, впоследствии ряд представителей не уступали по своему образованию выходцам из дворянства и проявили немало вкуса и эрудиции при оценке новейших направлений современного западного искусства. По своему характеру это были фигуры трагические: передача огромных сумм из коммерческого сектора в некоммерческий бросала вызов миру капитала, а это неизбежно влекло за собой непонимание, гонения со стороны партнеров, а иногда и разорение. Даже мир культуры и искусства не всегда правильно принимал эти жертвы.
Еще одна немаловажная особенность России описываемого периода: страна по-прежнему делится на сословия, но сменить одно сословие на другое уже не составляет большого труда. Жертвуя на благотворительные цели, купцы переходили из 3-ей гильдии во 2-ую и даже 1-ую, а за особо высокий взнос могли получить и дворянский титул.
Особое место принадлежит московскому купеческому меценатству, ставшему своего рода символом вклада российских предпринимателей в развитие русской культуры. Но громкие имена, прославившиеся покровительством наукам и искусствам, были и во многих других местах обширной империи, как в центральных её губерниях, так и в отдалённых районах севера европейской России, на Урале и в Сибири.
В России существовало два вида меценатской деятельности.
Первый – меценат-организатор, который мог выделять деньги на содержание и помощь отдельным деятелям культуры и искусства, творческим коллективам и целым учреждениям. Зачастую он своим личным трудом участвовал в управлении учреждениями культуры, составлял их хозяйственно-правовые документы и т.д. Российские меценаты-организаторы: К. Станиславский, С. Морозов, Н. Тарасов, М. Беляев и др.
Второй тип – меценат-коллекционер. Его роль состояла в покупке произведений культуры и искусства, не пользующихся спросом на современном рынке, составлении из них коллекции и передачи её обществу, государству. Активными меценатами-коллекционерами стали братья Третьяковы, Щукины, Михаил и Иван Морозовы, Н.П. Рябушинский и многие другие.
Чтобы оценить вклад каждого мецената в культуру и искусство города Москвы нужно перечислить, что же осталось потомкам в память о них. Крупнейшая сокровищница русской живописи – Третьяковская галерея братьев Павла и Сергея Третьяковых; Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, деньги на постройку которого выделил Ю.С. Нечаев-Мальцов и куда вошли коллекции И.А. и М.А. Морозовых, С.М. Третьякова, Д.И. и С.И. Щукиных; Театральный музей, который основал А.А. Бахрушин, он носит теперь его имя; Московский художественный театр имени А.П. Чехова, деньги на постройку здания выделил С.Т. Морозов, кроме этого сам принимал участие в строительстве. И это только самые крупные деяния, дошедшие до нашего времени. К сожалению, многие здания, построенные для музеев, театров, библиотек либо не сохранились, либо выполняют теперь не те функции, которые предусматривались при их строительстве.
Бурный всплеск меценатства не мог не способствовать возникновению спонсорства. Прародителем его в России стал великий антрепренер С.П. Дягилев. Его "Русские сезоны" (1907-1929 гг.) стали крупнейшим культурным событием своего времени и охватили десятки стран Европы и Америки. Дягилев, безусловно, был мастером изыскания средств на свои масштабные проекты. Он стал одновременно и продюсером, и фандрейзером. Нашел первого в Европе спонсора – Коко Шанель и начал продвигать известный модельный дом, используя костюмы Шанель в своих антрепризах.
Последующий ход истории ХХ века, к сожалению, прервал столь плавное развитие спонсорства и меценатства.
. Характерные черты русского меценатства в 21 веке
Меценатство и благотворительность – сложные образования, выявлением сущности которых занимаются многие исследователи. Обращение к развитию культуры любой эпохи приводит к выводу, что многие ее отрасли или их части сохранялись и развивались благодаря меценатству. Широко известны факты поддержания даровитых представителей науки, искусства, религии, социальных начинаний и др., прочно вошедшие в золотой фонд наследия каждой страны. Как индивидуальная позиция, меценатство становится уровневой структурой, свойственной развитой, зрелой личности. Меценат вследствие этого не просто человек, поддерживающий культуру, но знаток, ценящий, понимающий и получающий удовлетворение от своей созидательной деятельности. Включая в себя позиции самоосуществления, представительские и престижные мотивации меценат получал и получает возможность увековечить свое имя и свое дело в памяти потомков. Становясь неотъемлемой частью культуры, меценатство не прерывается в процессе социального развития, а лишь приобретает специфические формы проявления. Российская действительность выступает в этом процессе как особое формирование. Подвергаясь многочисленным преобразованиям, она сохраняет саму основу меценатской деятельности, что становится особенно интересным и значимым для изучения. Сформировавшись в традиционном обществе, достигнув расцвета в предреволюционной России и дав миру имена Третьякова, Морозовых, Боткиных, Бахрушиных, Барышниковых и других, в советское время меценатство трансформировалось в государственную и частичную приватную деятельность, как правило, благотворительную. В настоящее время оно восстанавливается в досоветских формах, проходя тот же путь развития, что и традиционное меценатство. Это позволяет говорить, что, меняя форму существования, оно не утратило своей сути.
Особенность и характерной чертой меценатства в 21 веке является разнообразие его форм, но при этом сохранение своей исторически изначальной сущности.
Рассмотрим особенности привлечения альтернативных средств в культурную сферу в Европе на примере различных стран. Каждая из них пошла "своим путем", но помимо существенных различий есть и сходства. Главнейшим из них является существенное увеличение количества благотворительных организаций в большинстве Европейских стран. Это можно проиллюстрировать, используя данные Центра мировой благотворительности.
В Италии, начиная с 1990 года, количество благотворительных фондов увеличилось на 133%;
В Германии всего лишь за 10 лет, с 1994 по 2004 год, появилось 6500 новых фондов;
От основных игроков ЕС не отстают и менее крупные страны.
Только с 2000 по 2005 год в Ирландии количество независимых фондов более, чем утроилось (!) с 30 до 107;
За последние 10 лет в Польше было основано 20 новых фондов.
Итак, как мы видим, количество благотворительных организаций в Европе активно увеличивается, что свидетельствует о возрастающем внимании правительств Еврозоны к культурной и социальной сфере.
Несмотря на то, что в последние годы в Европе мы наблюдаем активизацию привлечения альтернативных источников финансирования в культурную сферу, что выражается в увеличении количества благотворительных фондов, повышенному вниманию правительства к данной проблеме, соответствующему изменению законодательства – родиной фандрайзинга являются все же Соединенные Штаты Америки.
Одновременно с его становлением в США шла разработка и соответствующего законодательного обеспечения. Поскольку Конгресс было заинтересовано в привлечении финансовых средств в культурную сферу, то с этой целью жертвователям были предоставлены существенные налоговые послабления. С другой стороны, законодатели позаботились и о многоуровневой системе контроля, чтобы не позволить организациям под прикрытием благотворительности заниматься прибыльным бизнесом (что многократно происходило в сфере российской благотворительности девяностых годов прошлого века).
Для современной России эти цифры кажутся недостижимыми. Но это только на первый взгляд. Несмотря на то, что технология фандрайзинга пришла в нашу страну вместе с крушением советской системы, дореволюционная история отечества полна примеров для подражания. Нам следует помнить имена Саввы Морозова, "даровитого русского дельца с непомерной нравственной силищей" – как о нем отзывались современники; Саввы Мамонтова, Третьякова, Хлудова, Демидова, Рябушинского и многих других, чья деятельность неразрывно связана с "серебряным веком" не только поэзии, но и в целом культуры. Возможно, что имена Шаляпина, Врубеля, Репина без их поддержки могли остаться так никому и неизвестными.
В наше время меценатство, казалось бы, возвращается. Однако не следует забывать, что благотворительным пожертвованиям предшествует период накопления начального капитала, который во все времена и во всех странах носил полукриминальный характер. У нас он пришелся на период "лихих девяностых" и сопровождался развалом страны, резким расслоением населения, банкротством множества предприятий, что поставило граждан России на грань выживания. Даже сейчас, когда наша страна вроде бы отошла от последствий шоковых реформ, средний уровень жизни позволяет желать, мягко говоря, лучшего. При этом многие отечественные олигархи уверенно занимают места в рейтинге Форбса (знаменитый бизнес-журнал Forbes). Заработанные же ими капиталы вкладываются не в Россию, а в зарубежные активы, начиная от футбольных клубов и заканчивая авиакомпаниями. Даже благотворительная деятельность – и та ведется за границей! Например, один из богатейших людей России, Владимир Потанин, перечислил вашингтонскому Центру исполнительских искусств имени Джона Кеннеди 5 млн. долларов. К сожалению, приходится констатировать правоту Михаила Ходорковского, сказавшего: "Для многих наших предпринимателей, сделавших состояния в 90-е годы, Россия – не родная страна, а всего лишь территория свободной охоты". По крайней мере, он нашел в себе смелость это признать. Ну и как после таких откровений должны восприниматься их пожертвования российских олигархов? По-видимому, ответ достаточно очевиден.
Но, независимо от эмоций большинства россиян, меценатство в современной России, все же развивается. Растет количество фондов, деятельность которых направлена на поддержку российской культуры. К сожалению, уровень их транспарентности еще далек от идеала. Кроме того, многие склонны видеть в пожертвованиях отечественных олигархов гарантию личной финансовой безопасности, своего рода свидетельство собственной благонадежности, направленное, как в адрес власть предержащих, так и на Запад, деятельность на рынках которого невозможна при отсутствии положительного имиджа. Но ничего страшного, что современное отечественное меценатство пока далеко отстоит от своего настоящего, истинного, духовного идеала, который был в дореволюционной России. меценатство благотворительный культура искусство
В духовной литературе мы встречаем один хороший пример. Верующий обращается к своему духовнику с вопросом: "Отче, как мне быть, если при встрече с нуждающимся я подаю ему милостыню, но при этом делаю это неискренне и считаю его бездельником? Имеет ли в таком случае моя жертва смысл?" На это священник ему ответил: "Продолжай творить ее и дальше, не взирая не свои помыслы. Рано или поздно, но ты обязательно устыдишься своего лицемерия, и тогда твоя жертва станет настоящей и искренней". Поэтому не стоит осуждать и отвергать помощь современных меценатов, поскольку пока ничего другого все равно не имеем. Возможно, что со временем мы познакомимся с лучшей реинкарнацией меценатства. В настоящее же время приходится довольствоваться тем, что есть. В конце концов, разве зависит что-нибудь от того, будем ли мы знать – праведным путем заработаны пожертвования или нет? Все же это лучше, нежели они бы тратились на покупку роскошных яхт, или просто оседали в офшорах.
Науке и культуре в современной России катастрофически не хватает людей, которые бы осознавали необходимость материальных вложений в развитие науки, культуры, искусства.
Проблема заключается не столько в количестве предпринимателей, готовых оказывать благотворительную помощь, сколько в отсутствии законодательной базы.
В текущем году Государственная Дума в очередной раз планирует рассмотреть законопроект "О меценатах и меценатстве", который 13 лет пылится "под сукном". Сам факт того, что забытый документ снова вырывается на всеобщее обсуждение, демонстрирует безосновательность утверждений, что российский бизнес еще "не достаточно цивилизованный" для принятия закона, который потенциально может предоставить лазейку для уклонения от налогов.
В настоящее время меценатство отчасти искусственно ограничивается тем, что налоговые льготы предоставляются только физическим лицам. Если крупный бизнес занимается благотворительностью, пусть порой и бессистемно, то вовлечь в меценатство компании среднего уровня при отсутствии налоговых льгот невозможно. Однако проблему привлечения дополнительных средств на развитие науки, искусства, спорта, социальные проекты решать всё равно придётся.
Безусловно, так и не востребованный депутатами законопроект от 1997 года требует тщательной доработки. Однако ещё в Послании Федеральному Собранию 2009 года президент Дмитрий Медведев отметил, что некоммерческие организации, получающие безвозмездно услуги от благотворителей, облагаются налогом на прибыль, что само по себе нонсенс. За два года благие намерения так и остались на бумаге, не получив конкретного законодательного решения.
Одной из недоработок законопроекта является разночтения для меценатов и благотворителей, которые предоставляют льготы меценатам и не дают их благотворителям, которые выделяют средства детям-сиротам.
Пока что меценаты освобождены только от налога на добавленную стоимость в том случае, если они отдали завезённые ими из-за рубежа культурные ценности государственным и муниципальным музеям. До 2009 года отдавая в дар музею картину, нужно было отдать государству 18% её стоимости – мера, мало способствующая развитию отечественной культуры.
По-прежнему остаётся не проработанным механизм привлечения средств в реставрационную отрасль. Комитетом Госдумы по культуре ко второму чтению готовится масштабный законопроект с изменениями в 73-й ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", где в том числе предусмотрены и налоговые льготы для добросовестных собственников памятников истории и культуры. А значит собственник, вкладывающий средства в сохранение памятников архитектуры, сможет рассчитывать на частичную компенсацию.
Русское меценатство никогда по сути своей не было спонсорством. Оно не преследует рекламных целей. Но оно и не есть благотворительность, т.к. благотворительность всего лишь один из способов сберечь и приумножить достояние России.
Заключение
В заключение мне бы хотелось сделать выводы на тему меценатства и провести связующую роль с социально-культурной деятельностью.
Тема меценатства еще недостаточно изучена. До революции о меценатах и их деятельности упоминали часто, особенно на страницах периодической печати, но после 1917 года и до 80-х годов ХХ в. меценатство в России, как значимое социальное явление не изучалось, выходили лишь отдельные книги о Третьякове и Мамонтове биографического характера и иногда меценаты упоминались в воспоминаниях художников и актеров.
Лишь в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ в. появляется большое количество статей о меценатах в периодической печати, выходят книги, переиздаются воспоминания деятелей культуры, образуется большой поток информации по данной теме.
Последние десятилетия ушедшего века ознаменовались изменениями поразительного масштаба, крайним драматизмом событий, полной непредсказуемостью результатов и глубокой противоречивостью перемен: распад страны; углубление экономического и социального кризиса; исчезновение формальных причин, которыми можно было оправдать бремя гонки вооружений, свёртывание социальных программ; стирание национальных границ и т.д.
Полезным в создавшейся ситуации оказывается анализ исторических корней и теоретических основ социально-культурной работы в качестве новой профессии и академической дисциплины в мировом научном контексте. Социально-культурная работа даёт богатый фактический и теоретический материал, изучение которого помогает получить сведения о структуре и самосознании современных обществ в их кризисных точках.
И наоборот – характеристики современного общества и его самоинтерпретации способствуют лучшему пониманию природы этой своеобразной профессии и академической дисциплины, родившейся не так давно.
Доказано: жизнь общества невозможно понять без учёта формирующих ее представлений. Данная курсовая работа выявила связь между социальной работой и меценатством, а также благотворительностью. Это позволяет рассмотреть благотворительность с точки зрения одной из основ социально-культурной деятельности.
Выработанные традиции имеют сегодня большое значение, потому что встал вопрос о реформировании существующих форм благотворительности, создании новых, соответствующих изменяющимся жизненным условиям, способствующим более тесному взаимодействию государственной и частной благотворительности и меценатства.
В силу исторических событий и разнообразия форм культуры, существующих в нашей стране, государственное и частное меценатство имеет свою нишу в развитии культуры и просвещения населения. Социально-культурная деятельность отчасти обязана своим существованием именно меценатству, так как благодаря ему появилась необходимость в специалистах и учреждениях СКД.
Список литературы
1.Большая юридическая энциклопедия.- М.: Изд-во Эксмо, 2005.
2.Сто великих меценатов и филантропов / Автор-сост. Ломов В.М. – М.: Вече, 2013.
.Лукацкий М.А. Благотворительность: за и против. Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой о нравственных основаниях феномена филантропии./ М.А. Лукацкий/ / Образование и общество.- 2005.
.http://ru.wikipedia.org
.http://www.echo.msk.ru
.http://www.allrussia.ru