- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 48,29 Кб
Межпоселенческая районная библиотека как инновационно-методический центр
Межпоселенческая районная библиотека как инновационно-методический центр
Введение
Мы живем в мире, пронизанным, новизной. Свобода, которая пришла в российские библиотеки на смену идеологическим догмам, подняла волну творческой инициативы всех работников. В библиотеках несколько лет назад началось поступательное движение, суть которого – обновление и содержания, и методов работы, и управления, что позволило сделать прорыв к новым технологиям, новому качеству библиотечного дела.
В нашу профессиональную жизнь наряду с новыми технологиями вошло и прочно утвердилось в ней понятие «инновации». Латинское innovation означает введение новаций. Его русский аналог «нововведение».
Специалистам библиотечного дела становится очевидным тот факт, что именно инновационный путь развития библиотек, обновление всех сторон их жизнедеятельности обеспечивают выполнение возложенной на них социальной миссии. Столь же очевидно, что реализация инноваций – наиболее рискованный способ осуществления профессиональной деятельности, сопровождающийся различными сложностями и препятствиями организационного, экономического и психологического характера.
В специальной литературе давно ведутся исследования и дискуссии о методической деятельности библиотек как таковой, последние годы все чаще крупные библиотеки рассматривают как инновационные методические центры, которые занимаются не только просвещением пользователей, но и образованием библиотечных работников. Такие центры помогают своим сотрудникам разобраться во всем многообразии новшеств нашего современного мира. Помогают соотносить все новинки с внутрибиблиотечной работой, библиотеки не должны сидеть на одном месте, они должны развиваться, развитие профессиональное, повышение уровня самих библиотек во всех регионах, крупных и небольших городах, в отдаленных селах и является целью работы всех инновационно-методических центров страны.
В библиотековедении накоплен большой опыт изучения инновационных процессов. Он отражен в публикациях С.А. Басова, А.Н. Ванеева, В.А. Минкиной, Н.С. Карташова, Качанова, Е.Ю, Н.Т. Чуприной, И.М. Сусловой, Ю.Н. Суворова, Ю.Б. Авраевой, В. Фирсова и других исследователей.
Проблема инновационно-методической деятельности весьма актуальна на сегодняшний день, так как ее изучением занимается большой круг специалистов. Теория инновационно-методической деятельности библиотек развивается весьма активно. В последнее десятилетие известно большое количество научных и практических работ, раскрывающих инновационно-методическую деятельность библиотек ее возможности, восприятие ее пользователями и самими библиотекарями.
Целью данной курсовой работы является выработка рекомендаций по совершенствованию работы библиотеки как инновационно-методического центра.
Задачами данной курсовой работы являются:
. Выявление и анализ литературы по выбранной теме с 1993 по 2011 годы;
. На основе анализа литературы определение основных проблем в инновационно-методической деятельности библиотек;
. Разработка методологической части программы исследования;
4. Разработка процедурных аспектов исследования: выбор и обоснование методов исследования;
5. Проведение пилотажного исследования, для проверки рабочего инструментария;
. Выработка рекомендаций по совершенствованию работы библиотеки как инновационно-методического центра.
Объектом исследования является библиотека как инновационно-методический центр, а предметом исследования – инновационная методическая деятельность библиотеки.
Гипотезой исследования данной курсовой работы можно считать предположение, что «Организация мероприятий системы повышения квалификации для сотрудников Новониколаевской библиотеки находится на высоком уровне».
Задачи исследования явились основой для структуры курсовой работы, состоит из вводной части, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во «введении» освящается суть курсовой работы, специалисты работающие по выбранной теме исследования, обосновывается актуальность темы, цели и задачи, предмет и объект исследования данной работы.
В 1-ой главе «Реализация системы инновационно-методического обеспечения деятельности библиотек» рассматриваются теоретические и практические проблемы методической деятельности библиотек, на основе анализа профессиональной литературы по данной теме.
Во 2-й главе «Методологические и процедурные аспекты программы исследования» раскрываются аспекты программы исследования, определяется объект и предмет исследования, разрабатываются гипотезы исследования, выявляются методы и описываются результаты проведения пилотажного исследования.
В заключении даются выводы о проделанной работе, подводятся итоги работы и намечается дальнейшее исследование по данной теме.
В курсовой работе имеется список литературы, на базе которой проводился анализ информации и приложения, включающее в себя образец анкеты: «Инновационный подход в методическом обеспечении структурных подразделений библиотек», Сводные таблицы отчетов Новониколаевской центральной библиотеки, Терминологический словарь.
1. Реализация системы инновационно-методического обеспечения деятельности библиотек
1.1 Библиотека как руководящий и координирующий инновационно-методический центр
Создание и развитие методических служб – одно из достоинств библиотечного дела, явилось подлинной инновацией с истоков своего появления в библиотековедении.
Повсеместно в методической работе принимает участие большинство структурных подразделений библиотеки, но основная нагрузка всегда лежит на библиотеках инновационно-методических центрах.
За последние годы их функции претерпели много изменений. Сменились приоритеты методической деятельности, формы работы. Произошел переход от методического руководства к методической помощи. Если раньше затраты рабочего времени приходились на проверки централизованных библиотечных систем, то теперь центры исходят, при планировании своей деятельности, из потребностей самих муниципальных библиотек в тех или иных методических услугах.
Одной из основных задач методических центров является аналитико-прогностическая деятельность. Также методические центры занимаются разработкой регламентирующей документации для библиотек подведомственных им.
Внедрение инноваций в муниципальных библиотеках – сложный процесс. Инновационная деятельность – эта та сфера методической работы, которая доказывает: методический центр не должен брать на себя руководство муниципальными библиотеками. Методист инновационно-методического центра – это консультант, эксперт и партнер. Он должен сам уметь делать то, что внедряет в практику. Деловые игры, новые формы работы.
Так же инновационно-методические центры занимаются повышением квалификации библиотечных работников, оказывают консультационную помощь и осуществляют экспертную оценку деятельности библиотек. Как пишет Г. Зыкова, экспертная оценка работы библиотек как вид методической деятельности «выросла» из фронтальных и тематических проверок, проводившихся ранее. Такая оценка деятельности библиотек может проводится как по просьбе самой библиотеки, так и по заданию отдела культуры, руководящего библиотекой. Специалисты центров проводят социологические исследования, помогают всем отделам своих структурных подразделений, занимаются издательской деятельностью.
По словам И. Долгополовой, именно методисты координируют деятельность отделов, способствуют поискам оптимальных решений производственных задач и оценивают целесообразность внедрения новых форм работы. В чем сложно с ней не согласиться. Ведь труд методистов инновационно-методических центр весьма велик. За их хрупкими плечами стоит вся организация и координация методической работы со структурными подразделениями. На них возложена вся ответственность за продвижением новшеств в нашу работу. Они не только должны разрабатывать какие-то новые программы, но и регулярно отслеживать их воплощение в жизнь. Недостаточно просто придумать и разработать программу по тому или иному виду деятельности, главное, и самое важное в их работе – воплотить все идеи в жизнь и «заставить» их работать на благо библиотек всей страны.
По мнению Г.М. Кормишиной, сущность методической работы – наиболее уязвимая сторона теории и практики методической деятельности, единого представления о ней нет. Это отражается на практике, поскольку именно сущность явления предопределяет характер его возможных преобразований. Сформулировав сущность методической работы, можно было бы четко разграничить обязанности методистов и ведущих специалистов других отделов методического центра, многие направления деятельности которых традиционно относят к методической, и более того – распределить обязанности и полномочия по управлению библиотечной сетью между административными органами и методическими центрами.
Так, в своей работе, С.А. Бражникова, описывает организационно-управленческие инновации, которые создают новые структуры и систему управления в библиотеках. Технологические или организационно-управленческие нововведения относительно легко поддаются реорганизации. Отсюда велик соблазн проведения всевозможных экспериментов по изменению структуры библиотек, открытию новых подразделений, расширению перечня услуг и т.п. В такой модернизации нет ничего плохого, когда она обусловлена объективными обстоятельствами, в первую очередь ожиданиями пользователей. Хуже, когда побудительным мотивом становится обновление ради обновления, желание имитировать прогресс. С.А. Бражникова считает, что особенно мучительно переживаются библиотеками «революционные» одномоментные перемены, санкционированные органами управления культурой и методическими центрами.
Фундаментом библиотечной инноватики является методическая работа, поскольку в профессиональном сознании она однозначно определяется как инновационная, т.е. связанная с освоением и внедрением нововведений.
Методист в данном случае – первый советчик, эксперт, «домашний доктор» и «скорая помощь» библиотекаря. Ему даны большие полномочия: определять, что истинно, а что ложно в практике библиотечной работы. Поэтому сегодня к качествам методиста предъявляются особые требования: высокая профессиональная культура, компетентность, владение навыками системного научного анализа, способность выполнять экспертные функции, умение ориентироваться в мире концепций.
В словарях библиотечных терминов не упоминается «методическое руководство», центральные библиотеки не требуют обязательного исполнения методических разработок, а стараются перестраивать свою деятельность на принципах обеспечения или помощи. Однако в силу своего статуса они сохраняют вертикальную иерархию отношений с руководителями подведомственных библиотек.
Вслед за общественными преобразованиями и реформированием библиотек, изменением целей, функций управления произошел процесс трансформации государственных массовых библиотек в муниципальные. Большинство из них в Российской Федерации существуют в форме муниципальных учреждений культуры. Однако в связи с принятием нового ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляется «двухуровневая модель» местного самоуправления и жесткое разграничение между ними.
На этом фоне, по мнению И.М. Сусловой, муниципальная библиотека берет на себя функции информационной структуры и одновременно социального института. Не смотря на определенную диверсификацию оказываемых услуг и стремление библиотек превратиться в центры информации, образования и культуры, современная окружающая среда заставляет библиотеку искать новые подходы.
Е.Н. Гусев, считает, что Российское общество и государственная власть осознают особую миссию библиотек в развитии культуры, науки, общественных коммуникаций. Библиотечное профессиональное сообщество в свою очередь признает усиление социальной полифункциональности библиотек и изменение стереотипов взаимоотношений между обществом и библиотекой – социальным институтом. Но при этом существует противоречие между осознанием значимости библиотек обществом, стремлением библиотек изменить свои отношения с ним и практикой их функционирования.
Инновации в библиотеке – важный фактор развития как самой библиотеки, так и общества, элемент комплексной системы инноваций в культуре, экономике, образовании. Инновационное развитие библиотек базируется на информационно-коммуникационных технологиях и их программно-аппаратном обеспечении, а его результат – качественное улучшение предоставляемых библиотекой продуктов и услуг. Поэтому инновация в библиотеке может быть определена следующим образом: внедренный образец деятельности, продуктов, услуг, качественная характеристика которого – абсолютная или относительная новизна; выходящий за пределы усвоенных традиций, выводящий профессиональную деятельность на принципиально улучшенный или качественно новый уровень.
Инновации проистекают и в Методическом руководстве библиотеками области. В большей или меньшей степени в ней участвуют все отделы библиотеки. По мнению И.М. Сусловой, в целом ситуация такова, что методико-библиографические отделы центральных библиотек ЦБС призваны оказывать методическую помощь 20-40 библиотекам, совершенно разноплановым по читательским потребностям. Даже крупные методические службы, хотя и перестраивают свою работу на принципах методического обеспечения или помощи, все равно в силу своего статуса центральных библиотек сохраняют вертикальную иерархию отношений с руководителями подведомственных библиотек. Поэтому их деятельность за редким исключением, лишь подтверждающим правило, ограничена разработкой типовых рекомендаций и носит координационный или поучающий характер.
Последнее десятилетие показало, что методическая служба нужна в новом качестве. Перемены в социально-экономической жизни России на данном этапе её развития, изменившиеся экономические условия существования населения, процесс информатизации общества потребовали изменения роли библиотеки в обществе, поиска ею своего места в этом процессе и, соответственно, перестройки методической работы.
В статье Т.М. Ефременко освещен опыт Сахалинской областной библиотеки. На содержательном уровне изменения в деятельности методической службы определились появлением новых направлений деятельности библиотек: компьютеризация, программно-целевая и грантоведческая деятельность, социологические исследования; правовое обеспечение деятельности местного самоуправления, маркетинг, менеджмент; новых методов, форм, приёмов работы, вызванных потребностями времени. Областной методический центр стал и разработчиком, и организатором, и экспертом в сфере библиотечной жизни.
Это вызвало необходимость более активного привлечения к методической работе ведущих специалистов библиотеки, в связи с чем структурные подразделения в девяностые годы не только выполняли собственные задачи, решали внутренние проблемы, связанные с применяемыми в работе новыми технологиями, но и не упускали из виду научно-методическую работу. Они повышали квалификацию своих специалистов, осуществляющих методическую помощь библиотекам, проводили их обучение методике работы в новых условиях. Посредством стажировок специалистов на базе ведущих методических центров библиотек России и за рубежом осуществлялось их знакомство с опытом работы других библиотек непосредственно на местах.
В целях совершенствования библиотечного и информационного обслуживания пользователей, нормирования процессов библиотечной деятельности в современных условиях и разработки внутрибиблиотечной технологической документации, изучения персонала и социально-психологического климата коллектива, рынка платных библиотечных услуг и эффективности использования электронного каталога, специалисты структурных подразделений библиотеки обратились к научно-исследовательской работе. Ими проводились собственные научные исследования, на основе которых предлагались варианты решения той или иной проблемы.
В настоящее время участие ведущих специалистов в оказании квалифицированной методической помощи библиотекам сети стало обязательным, то есть нормой. Между отделами библиотеки существует четкое размежевание обязанностей, работа всех звеньев научно-методической системы интегрируется сводными планами научно-методической и научно-исследовательской работы, составляемыми по запросам ЦБС на основе «Бланков-заказов на оказание методической и практической помощи ЦБС» и библиотек других систем и ведомств. В планах определены основные принципы организации методической работы в библиотеке, задачи всех отделов по оказанию методической и практической помощи ЦБС и ведомственным библиотекам по своему профилю, сроки подготовки и проведения запланированной работы.
На современном этапе, в развитых странах управленческое консультирование уже давно признано важной профессиональной службой, которая помогает руководителям анализировать и решать стоящие перед ними задачи, усваивать и внедрять передовой опыт.
В современных условиях жизнедеятельности библиотек управленческое консультирование, по мнению И.М. Сусловой, приобретает особое значение. Динамика изменений в окружающей среде, методике управления настолько высока, а потребности библиотек настолько различны, что их руководителям совершенно необходима помощь специалистов по правовым и юридическим вопросам, в области социологии, маркетинга, рекламы, психологии и т.п.
Такое консультирование может быть хорошим подспорьем в ведении официальной статистической отчетности, которая свойственна скорее органам управления отраслью, нежели методическому центру, но в силу сложившейся традиции этим многие годы занимается отдел, что, в конечном итоге, даёт положительные результаты. ОМЦ обладает информацией в полном объеме, что является основой для составления аналитических обзоров, справок и информаций о работе библиотек, разработки проектов нормативных документов.
На основе анализа статистических данных, основных контрольных показателей работы библиотек, состояния библиотечных фондов и эффективности их использования читателями, научно-исследовательской, методической, информационно-библиографической, краеведческой и других направлений работы ЦБС сотрудники отдела совместно со специалистами других отделов библиотеки составляют ежегодные обзоры деятельности ЦБС с приложением статистических таблиц. Они передаются в управление культуры, рассылаются в ЦБС области. Такой анализ помогает методистам «быть в ситуации» и влиять на происходящие изменения, привлекая внимание органов власти к существующим проблемам и их решению.
По мнению Т.М. Ефременко аналитическая функция ОМЦ в последнее время очень тесно переплелась с экспертно-диагностической. Обследование деятельности ЦБС по всем направлениям, непосредственное ознакомление с работой ЦБС на местах – неотъемлемая форма работы методистов библиотеки, и основной метод, позволяющий получить всю необходимую информацию.
Практика показала, что наиболее эффективными как для обследуемых библиотек, так и для методистов стали комплексные выезды специалистов, так как обследование в таком случае сопровождается оказанием коллективу ЦБС консультационной и практической помощи по различным аспектам библиотечной деятельности. Для обеспечения четкой и эффективной работы специалистов библиотеки в ЦБС области, единства методов сбора материалов и их анализа, заранее разрабатывается и утверждается директором.
Изучение состояния библиотечного дела на местах позволяет глубже проанализировать работу, дать экспертную оценку и, следовательно, сделать правильный прогноз на дальнейшее развитие библиотек, подготовить чёткие рекомендации и консультации в помощь коллегам.
1.2 Внедрение новых форм и методов методической помощи в деятельности библиотек
Внедрение новшеств – это процесс активного воздействия на работу библиотек, который предусматривает массовое применение того, что признано методическими центрами ценным и проверено на практике. Методические службы внедряют новшества по важнейшим, актуальным проблемам, отбирают наиболее прогрессивные методы, дифференцированно подходят к библиотекам, борются с формализмом в применении новшеств.
По словам А.Н. Ванеева, задача методических центров заключается не только в том, чтобы внедрить новшество в практику отдельной библиотеки, но, прежде всего, в том, чтобы обеспечить широкое распространение новшества по сети библиотек.
Изменения в социально-экономической жизни России потребовали новых подходов к развитию библиотечного дела, нововведений, или, как теперь принято говорить, инноваций. И ведь, на самом деле, как бы ни определяли теоретики данное понятие, например, «целостно теоретическая, техническая и методическая концепция обновления деятельности, обеспечивающая ее вывод на указанный уровень» или «создание принципиально новых образцов деятельности, выходящих за пределы нормы, нерегламентированных, выводящих профессиональную деятельность на принципиально новый качественный уровень», практика убеждает: любая инновация выходит за рамки нормированной деятельности и всегда устремлена к прорыву.
В своей работе Н.П. Лысикова пишет, что библиотека как современный динамично развивающийся институт стремится выстроить свое собственное культурно-образовательное пространство, включающее заинтересованные контактные организации – учебные и культурно-досуговые заведения, производственные учреждения и комплексы, а также широкий круг читателей как основных пользователей. Перестраивается и внутреннее пространство библиотеки: разрабатываются актуальные, востребованные читателями интересные программы, расширяются культурно-образовательные и информационные услуги, улучшаются организационная структура, методы работы.
На организационно-структурном уровне новации в области методической деятельности проявились, прежде всего, в методической поддержке структурных изменений, происходящих в ЦБС. Структурные изменения коснулись и библиотек, и методических центров в связи с актуализацией отдельных направлений деятельности. Среди примеров структурных изменений по области такие как: в ЦБС появились новые модели библиотечных учреждений: библиотека-клуб, библиотека семейного чтения, библиотека – информационный центр, библиотека-музей, библиотека – центр досуга; в ЦБ изменялись старые и организовывались новые отделы и секторы: методико-инновационный, программного обеспечения, автоматизации, методической и массовой работы, краеведения, внедрения новых технологий, Интернет-класс, центр деловой информации и другие. В этом плане ОМЦ активно участвует в процессе трансформации нормативной базы библиотек, происходящем вслед за изменениями в системе управления: занимается разработкой регламентирующей и нормативной документации, ведёт разработку концепций новых структурных подразделений ЦБС.
Главным направлением в работе методической службы и наиболее популярной, востребованной формой методической помощи остаётся профессиональное консультирование. По мнению А.Н. Ванеева, консультирование библиотекарей является одной из традиционных форм методической помощи. Оно осуществляется как внутри библиотек через консультации опытных библиотечных специалистов менее сведущим коллегам, так и для библиотекарей сети библиотек, методическую помощь которым оказывает библиотека – методический центр.
В настоящее время тематика запросов с каждым годом значительно усложняется: методистам приходится решать правовые проблемы взаимоотношений библиотек и их учредителей, консультировать по вопросам финансирования, управления персоналом, работы с кадрами, межличностных отношений, разъяснять, как написать грант или разработать программу и так далее.
Система консультирования работников муниципальных библиотек постепенно совершенствуется. Внедрение новых информационных технологий не могло не сказаться на функционировании отделов библиотеки и на формах подачи информации. Ориентация на максимальное удовлетворение таких сложных запросов работников ЦБС и библиотек других ведомств заставляет специалистов ОМЦ обращаться к ресурсам Интернет, консультировать, используя базы данных «КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс», электронный каталог Библиотеки. Для оперативной отправки информации в библиотеки районов в настоящее время все чаще используются факс и электронная почта, электронная доставка документов.
Сотрудники библиотеки активно используют такую качественно новую услугу, как дистанционное консультирование в режиме «запрос-ответ» с библиотеками, имеющими соответствующее техническое оснащение. Таким образом, консультирование не теряет своей роли и является одной из основных форм методической работы, ставшей разновидностью консультационной деятельности и подтвердившей свою жизнестойкость и гибкость.
По-прежнему действенной формой методического обеспечения деятельности ЦБС является подготовка, издание и распространение методических пособий, материалов, рекомендаций. Потребность в них остаётся большой как у работников муниципальных библиотек, так и у библиотекарей других ведомств.
Перспективным направлением в работе библиотек сегодня становится программно-целевая деятельность, в организации и разработке которой принимают активное участие специалисты ОМЦ.
Получила дальнейшее развитие работа библиотеки по подготовке библиотечных кадров и повышению их квалификации, встав на путь изменений и смещая акцент на обеспечение непрерывности профессионального образования различных категорий специалистов от низового до руководящего состава на протяжении всего трудового периода.
Без основательной подготовки, считает В. Устинский, без простого житейского опыта невозможно стать квалифицированным методистом. Методической службе в определенной мере свойственны педагогическая, психологическая, юридическая и даже дипломатическая виды деятельности.
Повышение профессионального уровня работников библиотек области осуществлялось в различных формах. На областном уровне обращают на себя внимание проводимые совместно с курсами повышения квалификации Дни директора, областные совещания-семинары, выездные кустовые и обучающие семинары для всех категорий библиотекарей по актуальным направлениям деятельности библиотек, на муниципальном – участие специалистов-методистов в районных и городских семинарах.
При проведении мероприятий по повышению квалификации методисты не ограничиваются одними лекциями и докладами, а включают в программу активные формы обучения, например, «круглые столы», школы, «мастер-классы», творческие лаборатории.
Участие ведущих специалистов ОМЦ в оказании помощи по проведению аттестации персонала ЦБС и библиотек других ведомств также способствует повышению уровня профессионального мастерства, качества и эффективности работы всего кадрового состава библиотек.
Особое место в системе повышения квалификации и методического обеспечения работы библиотек занимает такая форма, как научно-практические конференции, направленные на глубокое изучение опыта, теоретическое его осмысление, выработку практических рекомендаций. Библиотека в эти годы перешла к новой практике – ежегодного их проведения.
Таким образом, завершившееся десятилетие стало временем перемен, инноваций и изменений в научно-методической деятельности библиотеки.
Сегодня направления методической службы по-прежнему определяются решаемыми ЦБС в настоящее время проблемами и только исходя из их запросов. Это и структурные изменения, и трансформация нормативной базы ЦБС, и программно-целевая деятельность, и освоение новых технологий, и разработка регламентирующей документации.
Ключевой задачей ОМЦ остаётся оказание методической помощи муниципальным библиотекам в вопросах оптимизации сети, внедрения новых моделей библиотечных учреждений, разработки их нормативной и законодательной базы. В настоящее время вся система потенциальных возможностей библиотеки обращена к совершенствованию организации работы библиотек области на основе Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Библиотечная практика находится в движении и обновлении ежедневно и ежечасно, а пульс библиотечной жизни держат и чувствуют методисты. Фактически они и являются двигателями и вдохновителями основных библиотечных процессов, происходящих в России. Именно методисты являются движущей силой в решении задач по внедрению и продвижению новшеств в методической помощи библиотекам. Широкого распространения новшеств по сети библиотек можно достичь, только ведя всю работу по их освоению в строгой системе, используя все разнообразие форм и методов методического обеспечения библиотечной деятельности.
Внедрение в массовую библиотечную практику новых технологий и передового библиотечного опыта является эффективным средством совершенствования деятельности библиотек.
1.3
Трансформация роли методической службы в современном библиотечном процессе
На протяжении последних двух десятилетий в профессиональной среде активно обсуждались вопросы: «Какой должна быть методическая деятельность?», «Нужно ли методическое руководство библиотеками?», «Каким должен быть методист?». Ключевыми моментами в дискуссиях являются вопросы о признании или отрицании взаимодействия управленческой и методической деятельности, о соотношении нового и инновационного, поиск путей перестройки действовавшей системы методического руководства, определение сущности и содержания работы методических центров всех уровней.
К концу 1990-х годов бурные дебаты о необходимости методической деятельности и функционирования в библиотеках соответствующих служб в основном завершились. На смену полному или частичному их неприятию, возникшему в результате общего осуждения командно-административной системы, в русле которой они существовали до начала 1990-х гг., пришло осознание непреходящей роли методической работы как катализатора развития библиотечного дела и конденсатора всего нового и передового в этой области. В том, что эта сфера библиотечной деятельности переживает в начале нового века своеобразный ренессанс, велика заслуга известных библиотековедов – Б.Н. Бачалдина, А.Н. Ванеева, И.М. Сусловой и других. Так, Б.Н. Бачалдин писал: «Сегодня важно осознать всю пагубность одномерности и однообразия методической службы. Главным его достижением должна стать альтернативность, обеспечивающая свободу форм и методов…..Крайне важно, чтобы каждая методическая функция имела юридические гарантии, а каждый методист знал свои права, обязанности, понимал, что отношения между людьми, организациями, учреждениями регулируются нормами права»
Проблемы, с которыми столкнулась методическая деятельность в переходный период, позволили ей в конечном итоге измениться адекватно современной социокультурной ситуации. Как полагает И.М. Суслова, здесь продолжается «интенсивный поиск новых теоретико-методических концепций, идей, пересмотр и уточнение сложившихся подходов».
За последние годы общий объем методической работы федеральных библиотек по разным причинам заметно сократился. Прежде всего, с децентрализацией управления культурой и, соответственно, потерей методическими службами этих библиотек функции передаточного звена в системе государственного управления библиотечным делом. За период реформ возникли и финансовые трудности, в том числе и сокращалось количество изданных методических материалов, служебных командировок, профессиональных мероприятий и прочее. В этих условиях региональные методические центры – универсальные научные библиотеки субъектов Российской Федерации обрели свободу в своей методической работе, взяли на себя всю полноту ответственности за научно-методическое обеспечение библиотечного дела в своих регионах.
На сегодняшний день профессиональное сознание свободно от штампов, библиотеки стремятся иметь свой индивидуальный облик и работать с учетом перспектив. Неслучайно практики термин «инновация» трактуют как «выход за пределы нормированной деятельности», «отмену аксиом, взятие в скобки традиций…».
По мнению Ю.Б. Авраевой, развитие инновационной деятельности, прежде всего, определяется профессионализмом кадров и требует постоянного развития уровня подготовки библиотекарей. Постоянное усложнение профессиональной ситуации требует непрерывного образования библиотекарей. Постоянное усложнение профессиональной ситуации требует непрерывного образования библиотекарей, поэтому повышение квалификации библиотечных кадров не только остается, но все в большей степени становится приоритетом в деятельности библиотек – методических центров. В основу системы профессионального образования сегодня положен принцип непрерывности обучения, диктующий долгосрочный подход к разработке учебных программ и ориентацию на практическое совершенствование определенных направлений библиотечной деятельности. Широкое распространение получили активные методы обучения, предоставляющие возможность профессионального обучения, свободного обмена мнениями, совместного решения проблем и разработки идей. В содержательном аспекте приоритет отдан комплексному характеру подачи учебного материала, сочетающему теоретическое и практическое, проблемное и тематическое, традиционное и вариативное освещение вопросов.
Методические центры, стремясь отслеживать инновации и управлять ими, преобразуют и собственную деятельность. Сегодня все больше библиотекарей и методистов приходят к убеждению, что методический отдел – это творческая группа профессионалов, которая и сама может стать создателем инноваций. Во многих библиотеках существуют специальные группы, курируемые методической службой, занимающиеся выявлением и внедрением передового опыта библиотек и генерирующие собственные идеи. Создаваемые мобильные команды из числа методистов и библиотекарей формируются исходя из целевой установки инновационного процесса: преобразование деятельности библиотеки в целом, решение комплексной проблемы, локальное внедрение нового направления, метода, технологии деятельности. При реализации проектов методические службы предоставляют необходимую поддержку. Обеспечивая функционирование системы «библиотека – новация – методический центр – инновация – библиотекарь», методисты занимают в ней центральное место.
Методист, как полагает А.Н. Ванеев, – «наиболее сложная и в то же время интересная библиотечная профессия». И следует отметить, все более усложняющаяся в современном мире быстроменяющихся ценностей и новых технологий.
Так, по мнению Ю. Столярова, «функция методиста – быть посредником между наукой и практикой, т.е., с одной стороны, достижения науки внедрять в практику, а с другой – давать науке социальный заказ на разработку той или иной проблемы. Если надо, методист должен помочь в ведении каталога, в планировке помещения библиотеки, в оформлении ее интерьера, в подборе, расстановке, повышении квалификации кадров, в изучении читательских интересов; может подсказать как рекламировать библиотеку, искать спонсоров, т.е. научить всему, с чем его подопечная библиотека не умеет справляться сама. Он должен уметь выступать публично, владеть пером, требовать и добиваться помощи библиотеке от учредителей, вышестоящих инстанций».
Возможно, методист по должности и не столь компетентен в узких вопросах, как высококвалифицированные библиотекари структурных подразделений, которые также могут иметь профессиональную категорию «методист». Однако для любого специалиста, участвующего в методическом обеспечении библиотечной деятельности, приоритетом была и остается способность грамотно анализировать проблемную ситуацию в целом, предлагать перспективное решение, творить не только самому, но и вовлекать в этот процесс коллег. Не всегда именно методист является именно генератором новаций, но обязательно аккумулирует идеи и источники информации, содействуя формированию профессионального мировоззрения коллег. Несомненно, чтобы просто организовать систему повышения квалификации, а тем более принимать участие в обучении библиотекарей, методисты и сами должны постоянно учиться.
Сегодня невозможно говорить о жесткой схеме методической деятельности. Многие процессы находятся в подвижном состоянии. Социально-экономические реформы постоянно вносят определенные коррективы как в библиотечное дело в целом, так и в собственно методическую деятельность. В качестве примера можно привести неопределенность в межбиблиотечных отношениях в связи с изменениями Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
В наиболее общем виде наше представление о современном состоянии методической деятельности, которое опирается на теоретические обобщения библиотековедов и происходящие сегодня преобразования, показаны на схеме.
Опираясь на понимание сущности методической деятельности как управления профессиональным развитием, следует говорить о ее полифункциональном характере. Комплекс выполняемых методической деятельностью функций – информационной, педагогической, управленческой, научно- исследовательской – исторически развивался на стыке нескольких видов деятельности. При этом органично вобрав в себя как управленческие, так и собственно методические направления, которые достаточно условно и сегодня можно поделить на эти две составляющие.
В отношении методических служб известное пожелание «не жить в эпоху перемен» не работает, поскольку управление развитием библиотечного дела, целой сети или конкретной библиотеки является сущностной, пронизывающей все и вся функцией библиотек – методических центров. Соответственно которой в режиме постоянного роста находятся и сами методисты.
Сегодня становится вполне возможным появление негосударственных методических центров: либо коммерческих, либо учрежденных государственными библиотеками, но имеющими иной юридический статус, и т.д. В дальнейшем достаточное развитие каналов распространения профессиональной информации и разноуровневого многоцелевого взаимодействия между библиотеками будет способствовать начавшемуся формированию единого профессионального пространства.
На сегодняшний день происходящие процессы переосмысления характера потребностей библиотек в методическом обеспечении, роли отдельных узлов системы методических центров, содержания работы методических служб, структуры профессиональной деятельности методистов, квалифицированных требований к библиотечным кадрам в целом и самими методистами в частности нацеливают библиотеки – методические центры на путь преобразования.
2. Методологические и процедурные аспекты программы исследования
.1 Методологические аспекты программы исследования
Тематика исследований, ведущихся сегодня в больших и малых библиотеках, очень широка: они охватывают так или иначе все аспекты, все стороны библиотечной деятельности – обслуживание, массовую работу, управление; нередко сопровождают ход и результаты работы по проектам.
Внимание социолога может быть обращено на проблемы библиотечного коллектива: на взаимоотношения с пользователями, координацию подразделений, удовлетворенность содержанием и условиями труда, повышение квалификации и т.д. Так, исследование, проводимое в данной курсовой работе, основано на проблемах библиотечного коллектива, координацию подразделений и повышение квалификации, привнесение новшеств во внутрибиблиотечную деятельность и их продвижение.
Разработка программы заставляет сосредоточиться на логике исследования, на его связи с полученными знаниями и убеждениями, с практической деятельностью и проблемами развития библиотеки.
Программа подразделяется на 2 этапа:
1. теоретический этап – определение проблемы исследований, определение объекта и предмета исследования, формулирование целей и задач, выдвижение гипотезы по данной проблеме исследования;
2. эмпирический этап – определение методов сбора информации, разработка методического инструментария, сбор, обработка данных, организация исследования.
Программа исследования – специальный документ, описывающий основные характеристики будущего исследования: его цель, проблемную ситуацию, объект, предмет, задачи и методы
Проблемная ситуация – это совокупность обстоятельств, связанных с состоянием того, что выбрано в качестве предмета исследования; это комплекс событий и факторов, повлиявших и продолжающих влиять на его развитие. Проблемной ситуацией в данном исследовании является наличие методической обеспеченности всех структурных подразделений Новониколаевской библиотеки, является ли библиотека не просто методическим, но инновационно-методическим центром для своих структурных подразделений, на сколько эффективна ее деятельность и в каких масштабах ведется.
Предмет исследования – результат предварительной аналитической деятельности, направленной на выявление необходимых и достаточных свойств, особенностей, факторов, сторон, которые следует изучить для решения проблемы. Обычно предмет исследования содержит в себе центральный вопрос проблемы, связанный с предположением о возможности обнаружить в нем закономерность или центральную тенденцию. Постановка такого вопроса – источник выдвижения рабочих гипотез.
Предметом исследования всегда выступает совокупность явлений, подлежащих изучению. Он должен быть ограничен по содержанию, в пространстве и времени.
За предмет исследования, в данной курсовой работе, взята сама инновационная методическая деятельность Новониколаевской библиотеки, как инновационно-методического центра. Такой центр должен помогать своим сотрудникам разбираться во всем многообразии новшеств нашего современного мира. Помогать соотносить все новинки с внутрибиблиотечной работой. Заниматься повышением квалификации своих работников, помогать разбираться в тех вопросах, в которых библиотекари не совсем компетентны и нуждаются в подсказке более сведущих сотрудников, главным образом методистов.
Объект исследования – это то, на что направлено знание: любой элемент, процесс, отношения, порождающие проблемную ситуацию.
Объектом данного исследования взята Новониколаевская центральная библиотека, которая рассматривается как инновационный методический центр. Одно из приоритетных направлений его деятельности это оказание муниципальным библиотекам района содействия в организации библиотечного обслуживания населения. Имеет следующие направления работы:
· анализ состояния и прогнозирование развития библиотечного дела в Новониколаевском районе;
· координация работы библиотек всей системы;
· информирование и консультирование специалистов библиотек по всему спектру современных библиотечных проблем;
· организация мероприятий системы повышения квалификации;
· участие в разработке документов, регламентирующих деятельность библиотек;
· издательская деятельность;
· развитие творческих способностей и самореализация путем организации профессиональных конкурсов;
· поиск интересных идей, способствующих совершенствованию методической работы, усилению ее практической направленности.
Определив проблему и предмет своего исследования, исследователь должен решить вопрос о целях проводимой им работы, т.е. какой результат, теоретико-познавательный процесс или практически-прикладной, он стремится получить.
Цели и задачи исследования – направлены, прежде всего, на исследование, изучение, интерпретацию и объяснение конкретной социальной проблемы библиотечного дела или работы отдельной библиотеки.
Целью данной курсовой работы является выработка рекомендаций по совершенствованию работы библиотеки как инновационно-методического центра.
Для воплощения данной цели поставлены следующие задачи:
. Выявление и анализ литературы по выбранной теме с 1993 по 2011 годы;
. На основе анализа литературы определение основных проблем в инновационно-методической деятельности библиотек;
. Оценка эффективности методической деятельности библиотеки;
. Социальная оценка нововведений;
. Разработка методологической части программы исследования;
5. Разработка процедурных аспектов исследования: выбор и обоснование методов исследования;
6. Проведение пилотажного исследования, для проверки рабочего инструментария;
. Выработка рекомендаций по совершенствованию работы библиотеки как инновационно-методического центра.
Для того чтобы социологическое исследование было четко организовано, необходимо выдвижение рабочей гипотезы. Гипотеза – это предположение об определенной совокупности единиц исследования или структуре социальных объектов, которая подтверждается или опровергается в ходе исследования. Роль гипотезы состоит в концептуальном упорядочении изучаемых объектов. Поэтому без ее разработки невозможно проведение исследования.
На основе аналитического обзора литературы, а также исходя из вышесказанного, можно выдвинуть следующую гипотезу:
«Организация мероприятий системы повышения квалификации для сотрудников Новониколаевской библиотеки находится на высоком уровне».
В ходе исследования данная гипотеза может подтвердится, тогда можно будет сказать, что мероприятия, проводимые Новониколаевской библиотекой инновационно-методическим центром полностью удовлетворяют потребности сотрудников в повышении их квалификационных навыков, либо будет опровержена, что выявит выполняемые методические функции Новониколаевской библиотеки, как не полностью удовлетворяющие запросы своих подразделений, на основании чего можно будет сделать вывод, что уровень методического обслуживания находится на низком уровне, и требует методических рекомендаций для доработки собственно методической деятельности.
2.2 Процедурные аспекты программы исследования
.2.1 Метод анкетного опроса в изучении организационных аспектов работы методических служб
Выбор метода исследования определяется его задачами, объектом, предметом. Сегодня основным методом библиотечных исследований является опрос, а точнее, один из его видов – анкетирование.
Многие опытные исследователи полагают, что работа над программой и анкетой должна идти в какой-то мере параллельно. То есть думая над программой и избрав анкетирование в качестве одного из методов или основного метода, надо хотя бы примерно уже представлять себе структуру анкеты; а составление анкеты почти всегда требует определенной корректировки, уточнения программы.
Опрос – это разговор, респондент – ваш собеседник. Анкета должна быть построена так, чтобы он:
захотел вступить в беседу,
согласился потратить на вас время,
мог и хотел говорить об этом,
ответил искренне.
Программные вопросы исследователь ставит перед самим собой, они определены целью, предметом и задачами исследования. Анкетные вопросы задаются респондентам. Можно сказать, что основная задача по составлению анкеты сводится именно к преобразованию программных вопросов в анкетные.
Любой библиотекарь, составлявший анкету сам или принимавший участие в такой работе, знает, что процесс написания вопросов увлекателен и быстро захватывает. Часто оказывается поэтому, что анкета слишком длинна, что часть ее слабо связана с целью и предметом исследования. Чтобы такого не случилось, полезно формулируя вопрос спрашивать себя, почему вы хотите это узнать, на какой программный вопрос поможет ответить полученная информация.
Обращаясь к респонденту, формулируя вопросы, поясняя, как на них отвечать, лучше избегать трудных слов и сложных словосочетаний, не стоит злоупотреблять иностранными словами. Особое внимание надо обратить на то, чтобы вопросы и пояснения не могли быть истолкованы по-разному, чтобы они воспринимались однозначно всеми респондентами.
Вообще, вежливо составленная анкета безусловно способствует достижению надежных результатов. Ведь отвечать на невежливую, неуважительную анкету – все равно что разговаривать с грубым, невоспитанным человеком. Кое-кто просто откажется это делать, ответы других окажутся чисто формальными или, наоборот, вызывающими. Анкета – лицо социолога, характеризующее уровень его профессионализма, его воспитания и культуры общения.
С точки зрения конструирования вопросов среди них выделяют два типа: «открытые» и «закрытые».
Если набор возможных мнений респондентов примерно известен, лучше использовать закрытый вопрос-то есть вместе с вопросом сформулировать варианты ответов и предложить респонденту выбрать тот или те из них, которые соответствуют его мнению. Использование большого числа закрытых вопрос было необходимо для того, чтобы не занимать много времени на заполнение анкет, а также использовать те варианты ответы, которые нужны для анализа результатов. Например: «Какие источники получения информации Вы предпочитаете использовать?
а) профессиональные периодические издания;
б) литература профессионального характера;
в) телевидение;
г) радио;
д) интернет».
Такая форма вопроса не вызовет затруднений у респондентов, и не займет большого количества времени. Так же таким образом мы можем выявить предпочтения среди опрашиваемых, и уже в последствии точно знать какую информацию можно приготовить для разных сотрудников.
В большинстве случаев используются не жестко закрытые, а полузакрытые вопросы, отвечая на которые респондент может не только выбрать ответ из предложенного ему перечня, но и написать свой вариант на специально отведенном для этого месте. Так это можно увидеть это на примере вопроса: «Какие специальные периодические издания Вам необходимы?
а) не нуждаюсь;
б) Независимый библиотечный адвокат;
в) Библиотека;
г) Библиографоведение;
д) Библиотека в эпоху перемен;
е) Библиотека и закон.
Данный вид вопроса служит уточняющим предпочтения респондента, и может помочь библиотеке – методическому центру с консультированием некоторых отделов.
Закрытый и полузакрытый вопрос может быть альтернативным – когда из предложенных надо выбрать лишь один ответ. Таковы, например, вопросы о возрасте и поле, о библиотечном стаже, о том, довольны ли посетители библиотеки ее работой. Например: «Нуждаетесь ли Вы в методической помощи при решении библиотечных проблем?
а) да, нуждаюсь;
б) нет, не нуждаюсь».
Многоальтернативный вопрос позволяет респонденту выбрать несколько ответов сразу. Так в вопросе: «По какой тематике Вы бы хотели получать информацию в библиотеке?
а) «Законодательная основа местного самоуправления»;
б) «Взаимодействие органов местного самоуправления с образовательными и культурными учреждениями на территории данного муниципального образования»;
в) «Программная и проектная деятельность, направленные на модернизацию работы библиотек»;
г) «Система повышения квалификации библиотечных кадров на фоне современных преобразований в библиотечной деятельности»;
д) «Новые информационные технологии в обеспечении деятельности библиотек,
просто не возможно было обойтись одним ответом. Самообразование важно для всех сотрудников, и темы для консультаций и семинаров хотелось бы, координировать со всеми, желающими получать информацию. Чтобы, работа, проводимая центром, не была впустую, и не оставалась «неподвижным грузом» в документном фонде библиотеке.
Иногда исследователь ограничивает респондента – предлагает ему выбрать только два, три или пять ответов.
Открытый вопрос не предусматривает предложения респонденту каких либо вариантов ответа. На него респондент отвечает сам, без подсказок со стороны социолога. Благодаря таким ответам, мы получаем разнообразную, порой неожиданную информацию, не запрограммированную нами при разработке анкеты. Мы получаем информацию о том, как понимает проблему другой человек, исходя из собственного опыта и собственных ценностей. Часто она дает и исследователю новое, дополнительное понимание этой проблемы, свежий взгляд. Особенно полезными оказываются обращения к респондентам с просьбой указать недостатки работы библиотеки и дать предложения по совершенствованию ее работы.
Однако у открытых вопросов есть ряд недостатков. Ведь здесь требуется умение формулировать свои мысли, а им обладает не каждый респондент. Это одна из причин, по которой на такие вопросы отвечают далеко не все, а развернутый, логичный ответ встречается достаточно редко.
Данный вид вопросов в своем анкетном опросе мы опустили, респонденты затруднялись отвечать на закрытые виды вопросов, что выявилось в наблюдении, поэтому открытые вопросы мы не стали применять, чтобы не смущать респондентов и не затрачивать большое количество их времени.
2.2.2 Метод наблюдения в изучении перспективных форм методической помощи
Социологи понимают наблюдение как прямую фиксацию очевидцем некоторых фактов, событий. Описывая внешнюю и внутреннюю среду библиотеки, мы также пользуемся методом наблюдения.
В зависимости от положения наблюдателя различают внешнее и соучаствующее наблюдение. В первом случае наблюдатель регистрирует события «со стороны». Во втором – он в той или иной степени включен в изучаемую ситуацию, участвует в ней вместе с теми, кого наблюдает. В обоих случаях наблюдение может осуществляться как открыто для наблюдаемого человека или группы, так и скрыто.
Социологическое наблюдение – достаточно субъективный метод. Социолог наблюдает за такими же людьми, как он сам, или за тем, что сделано, создано людьми. Принадлежность к определенной группе, личные качества и личные интересы наблюдателя – все это безусловно влияет и на сам процесс наблюдения, и на интерпретацию увиденного и услышанного.
Наблюдение достаточно редко выступает в качестве основного метода социологических исследований; чаще оно используется в комплексе с другими методами. И библиотечные исследования здесь не исключение. Традиционный для библиотек анализ спроса с точки зрения социолога является сочетанием наблюдения и опроса.
В своем исследовании мы тоже выделили наблюдение как дополнительный источник информации, опирающийся на проведенное анкетирование среди сотрудников Новониколаевской библиотеки. Для опроса были выбраны 10 респондентов, являющимися сотрудниками Новониколаевской центральной библиотеки. Было проведено наблюдение для получения более полной информации о проведенном опросе. Опрос был проведен с целью получения необходимой информации по методической деятельности данной библиотеки. Наблюдение показало, что опрошенные респонденты с интересом изучали вопросы, отвечали вполне заинтересованно, лишь несколько вопросов привели в небольшое замешательство: «Знакомы ли Вы с проблемами библиотеки своего поселения?
а) постоянно интересуюсь жизнью библиотеки;
б) знакомы проблемы, касающиеся собственной работы;
в) не интересуюсь жизнью библиотеки».
Рис. 2. Диаграмма «Знакомы ли сотрудники с проблемами библиотеки своего поселения»
«Повлияет ли отсутствие библиотеки на жизнь вашего района?
а) значительно ухудшит;
б) никак не повлияет;
в) библиотека необходима».
Рис. 3. Диаграмма: «Повлияет ли отсутствие библиотеки на жизнь Новониколаевского района»
По сути вопросы не оказались сложными, респонденты не могли точно ответить на данные вопросы и потратили на них больше времени, чем на остальные. Так же наблюдение показало, что респондентам-сотрудникам действительно необходима методическая поддержка, что исследуемую Новониколаевскую библиотеку можно считать инновационно-методическим центром, сотрудники пользуются предоставляемой информацией, и имеют желание более плотно сотрудничать, больше проводить семинаров и консультаций по различным видам внутрибиблиотечной и внешней деятельности. Сотрудники хотят повышать свою квалификацию, а это значит что библиотека не будет «стоять» на месте.
В некоторых вопросах по работе библиотеки – методического центра у респондентов возникли разногласия: «Насколько по Вашему мнению, библиотека Вашего поселения способна удовлетворить информационные потребности своих сотрудников в структурных подразделениях?
а) частично;
б) не способна;
в) удовлетворяет полностью;
г) затрудняюсь ответить».
Рис. 4. Диаграмма: «Насколько библиотека Новониколаевского района способна удовлетворить информационные потребности своих сотрудников в структурных подразделениях»
В общем, видно, что библиотека удовлетворяет потребности своих сот рудников не полностью, и ей необходимо усовершенствовать деятельность библиотеки, как инновационно-методического центра.
2.2.3 Метод анализа документов в изучении различных аспектов работы методических служб
Анализ документов – один из основных методов сбора социологической информации. Выделяют два варианта анализа документов – качественный и качественно-количественный, который чаще всего называют контент-анализом. Первый вариант «в чистом виде» применяется, в основном, для анализа уникальных личных документов. Если же речь идет о массиве документов неизбежно появляются элементы количественного анализа. Суть контент-анализа – выделение некоторых смысловых единиц текста и их подсчет.
Классифицировать документы можно по нескольким основаниям. По значимости их делят на официальные и неофициальные; по форме изложения – на статистические и вербальные; по способу фиксации информации – на письменные, иконографические, фонетические; по степени персонификации – на личные и безличные; используются также и другие критерии.
Можно рассмотреть, как применяется и как может применяться анализ документов в библиотечных исследованиях. Возьмем значимый для нас критерий – разделим документы на, собственно, библиотечные и внешние для библиотеки.
Внутрибиблиотечные – это регистрационные карточки, книжные и читательские формуляры, листки требований, дневники библиотекаря, отчеты библиотек. Внутренним документом можно считать для библиотечного социолога, как и для социолога вообще, отчет своей библиотеки, библиотеки своей системы, своего ведомства.
Из безличных статистических документов для исследователя могут оказаться чрезвычайно полезными библиотечные отчеты и дневники библиотекаря. Особенно интересно бывает сравнить данные библиотечной статистики за несколько лет.
На основе документов: «Программы библиотечного и информационного обслуживания населения Новониколаевского района за 2009-2011 гг.» и «Справки-анализы о проделанной работе в Новониколаевской библиотеке за 2009-2011 гг.», можно сделать вывод о качестве методического обслуживания структурных подразделений Новониколаевской библиотеки.
Таблица 1. Количественные показатели по методической работе в Новониколаевской центральной библиотеке за 2009-2011 гг.
выезды
консультации
семинары
учеба кадров
Методические пособия
Книжные выставки
Дни информации
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
2009
20
15
40
25
3
2
12
10
2
2
3
3
2
1
2010
20
18
40
40
5
4
30
20
12
10
3
3
2
2
2011
20
10
40
21
4
3
30
25
13
10
5
4
3
2
Анализ документов показал, что количественные показатели планируемые отличаются от показателей реальной работы. Работа по методическому обслуживанию ведется, но медленно и не перспективно. Планируемая помощь не всегда осуществляется полностью не столько из-за нежелания сотрудничать, сколько из-за недостатка финансирования. Библиотекари структурных подразделений не всегда могут приехать за помощью, не во всех подразделениях есть телефоны для консультирования, не во всех библиотеках есть компьютеры, не говоря об интернете. Сама Новониколаевская центральная библиотека тоже редко имеет возможность оказать помощь на выезде. На месте ведется организационная работа, составляются пособия, списки, необходимые в работе библиотекарей, проводятся семинары, проводится информирование и консультирование сотрудников, нуждающихся в помощи. Но работа, которая ведется с подразделениями, недостаточно полно удовлетворяет потребности в повышении квалификации сотрудников. Это видно из количественных показателей по информационному обслуживанию населения, взятых из сводных таблиц отчетов Новониколаевской центральной библиотеки.
Таблица 2. Контрольные показатели по информационному обслуживанию пользователей в Новониколаевской библиотеке за 2009-2011 гг.
Информационное обслуживание | |||||
Год | В том числе | Выполнено справок | Число посещений Веб-сайтов библиотеки | ||
индивидуальных | коллективных | ||||
2009 | 26 | 26 | 0 | 9651 | 0 |
2010 | 30 | 24 | 6 | 9587 | 283 |
2011 | 21 | 17 | 4 | 9418 | 1423 |
Из данных видно, что количество пользователей по индивидуальному обслуживанию очень сократилось, хотя и не было велико. В связи с появлением Интернета библиотека завела свою страничку и имеет возможность гораздо интенсивнее работать со всеми пользователями, обращающимися с запросами.
При количестве читателей 4000 человек, обслуживание и работа ведется на очень низком уровне.
Сотрудникам необходима методическая помощь в совершенствовании профессиональных навыков в работе с читателями, для повышения посещаемости и улучшения качества обслуживания. Необходимо обучение маркетинговой деятельности. Работа в библиотеке ведется, но в узком диапазоне, население плохо информировано о возможностях получения информационной помощи в библиотеке. В связи с этим количество запросов крайне мало, для данной библиотеки. Для увеличения количества посещений, и запросов о получении информации необходимо вести обучение сотрудников в области маркетинговой деятельности, проводить семинары, помогающие библиотекарям обращаться с интернет ресурсами для дальнейшего обучения своих пользователей. Внутрибиблиотечная работа важна, но она не заметна для властей, от которых последнее время сильно зависит само существование библиотек. Если работа так и будет вестись на низком уровне обслуживания, библиотекам, как центральной так и ее структурным подразделением может грозить реальное сокращение сотрудников или, еще хуже, ликвидация самих библиотек, за ненадобностью, и не имением спроса у населения.
2.3 Описание и результаты пилотажного исследования
Пилотажное исследование можно проводить с различными целями: проверка основных гипотез программы, выявление отдельных характеристик объекта с целью определения наиболее устойчивых для их дальнейшей углубленной разработки, выяснение действенности методики в целом или ее отдельных частей, предварительная проверка достоверности результатов опроса и т.д.
Для более полной картины деятельности Новониколаевской библиотеки как инновационно-методического центра было проведено анкетирование и наблюдение за 10 сотрудниками библиотеки и ее структурных подразделений.
Была составлена анкета из 11 вопросов, связанных с обслуживанием и методической работой Новониколаевской библиотеки, целью анкетирования явилось уточнение информации, полученной при анализе документов, статистических отчетов и планов работы Новониколаевской библиотеки за три года, метод исследования наблюдение, было решено провести как дополнительный, с помощью наблюдение мы хотели выяснить отношение респондентов сотрудников к деятельности Новониколаевской библиотеки как инновационно-методического центра, выявить выполняет ли данная библиотека такие функции и имеют ли такие ее функции необходимость в среде опрашиваемых.
Анкетирование показало, что большинство сотрудников пользуется профессиональной периодикой и литературой, изучает новшества с помощью сотрудников Центральной библиотеки и нуждается в углубленном совершенствовании профессиональных знаний. Из проведенного анкетного опроса можно сделать выводы, что профессиональная литература необходима для совершенствования профессиональных навыков не только в методическом центре, но и в структурных подразделениях. Библиотекари хотят получать больше информации по различным аспектам библиотечной деятельности на фоне современных перемен, Новониколаевская библиотека ведет методическое обеспечение своих подразделений, но не полностью раскрывает все запросы и потребности в информации. Библиотека выполняет роль не только инновационно-методического центра, но и культурно-досугового учреждения.
В ходе пилотажного исследования выяснилось, что методы приводимые для подтверждения выведенной гипотезы имеют место быть. Анализ документов поможет выявить проблему, анкетирование выявит отношение респондентов к проблемам данной библиотеки, а наблюдение поможет сделать общие выводы по этим методам исследования.
Вопросы анкеты могут остаться прежними для проведения дальнейшего исследования, единственно можно будет их, в последствии, доработать, для более глубоко изучения выводимой гипотезы.
2.4 Методические рекомендации по совершенствованию работы библиотеки как инновационно-методического центра
. Инновационная деятельность в библиотеках предполагает ее обеспечение квалифицированным персоналом, поэтому система повышения профессионального уровня специалистов включает ряд актуальных вопросов. Как и везде в районе, в муниципальных библиотеках внедряются радикальные и модифицирующие инновации. Это – внедрение автоматизированных систем, новых услуг, использование новых технологий в этих процессах. Вместе с тем, библиотеки в стадии становления в новых условиях в связи с изменениями в законодательстве, что тоже влияет на их деятельность. Т. е., в муниципальных библиотеках активно проходят и продуктивные нововведения, и технологические, и управленческие.
Инновационные процессы отражаются на всей работе библиотек: осваиваются новые информационные услуги; внедряются новые формы работы; организовано обучение персонала.
Прежде всего, необходима организация индивидуальных практических занятий по освоению компьютера, Интернета, особенно для библиотекарей сельских подразделений.
. В совершенствовании деятельности большое значение имеет методическая помощь непосредственно в самих библиотеках, когда можно познакомиться с организацией работы конкретно каждой библиотеки. Прежде всего, это касается библиотек – информационных центров. Необходимо правильно организовать и наладить выезды в подразделения по всему району, чтобы не только в самой библиотеке методическом центре работать со своими сотрудниками, а на их рабочих местах ознакомиться лично с их проблемами, и более детально разработать планы по методической помощи.
. Методистам необходимо обучиться составлять ежегодный сводный план обучения для библиотечных работников поселений на основе анализа заявок от подразделений. Подбирать программы обучения с позиции задач обучения.
При выборе программ и в самом процессе переподготовки в первую очередь необходимо учитывать, достаточен ли у обучаемого теоретический и практический опыт, как воспринимает он свои сильные и слабые стороны, какие у него целевые ориентации и установки, насколько он восприимчив к различным методам обучения.
4. Изменение направленности методической работы в стране объективно обусловлено новым государственным устройством. Хорошо это или плохо, но в связи с процессами децентрализации, дезинтеграции, политической и финансовой нестабильности, методическая работа все более превращается в разновидность консультационной деятельности. Именно эта форма методической помощи подтвердила свою жизнестойкость и гибкость. Задачи методистов остаются прежними, возможности – иными. Для усовершенствования деятельности Новониколаевской библиотеки как инновационно-методического центра хотелось бы порекомендовать консультации:
нормативно-правовая база библиотеки;
ведение, редактирование каталогов, картотек;
издательская деятельность;
исследовательская деятельность;
освоению сотрудниками ПК;
библиотечно-информационное обслуживание;
правовое просвещение населения;
работа с фондами;
организационные вопросы и др.
Многие вопросы библиотека рассматривает в своей работе, но очень поверхностно, методистам необходимо более плотно работать с библиотекарями различных подразделений, если не быть в курсе вопросов, интересующих библиотекарей, то и работа, проводимая методическим отделом, будет бессмысленна. Сотрудничество и поддержка друг друга должно быть основополагающим в работе каждой библиотеки.
Заключение
Итак, на сегодняшний день, проблема инновационно-методической деятельности весьма актуальна, так как ее организацией и внедрением в практику занимается широкий круг специалистов библиотечного дела. Разрабатываются методические пособия по теории инновационно-методической деятельности библиотек, в периодических изданиях выходят статьи помогающие специалистам разбираться со своими проблемами на местах. В последнее десятилетие известно большое количество научных и практических работ, раскрывающих инновационно-методическую деятельность библиотек ее возможности, восприятие ее пользователями и самими библиотекарями.
В контексте современного мира, муниципальная библиотека берет на себя функции информационной структуры и одновременно социального института. Не смотря на определенную диверсификацию оказываемых услуг и стремление библиотек превратиться в центры информации, образования и культуры, современная окружающая среда заставляет библиотеку искать новые подходы. Бывшие Центральные библиотеки, оказывающие когда то методическую помощь своим структурным подразделениям превращаются в инновационно-методические центры, они переосмысливают свою деятельность, совершенствуются сами, и совершенствуют окружающие их библиотеки и библиотекарей, это: компьютеризация, программно-целевая и грантоведческая деятельность, социологические исследования; правовое обеспечение деятельности местного самоуправления, маркетинг, менеджмент. Чем нельзя не гордиться.
На базе библиотеки Новониколаевского района было проведено пилотажное исследование, в ходе которого были апробированы методы исследования – анализ документов, опрос в форме анкетирования и наблюдение, как дополнительный метод. В ходе пилотажного исследования выяснилось, что методы приводимые для подтверждения выведенной гипотезы имеют место быть. Анализ документов поможет выявить проблему, анкетирование выявит отношение респондентов к проблемам данной библиотеки, а наблюдение поможет сделать общие выводы по этим методам исследования.
Анализ документов показал, что работа по методическому обслуживанию ведется, но медленно и не перспективно. Сотрудникам необходима методическая помощь в совершенствовании профессиональных навыков в работе с читателями, для повышения посещаемости и улучшения качества обслуживания. Необходимо обучение маркетинговой деятельности. Работа в библиотеке ведется, но в узком диапазоне, население плохо информировано о возможностях получения информационной помощи в библиотеке.
На месте ведется организационная работа, составляются пособия, списки, необходимые в работе библиотекарей, проводятся семинары, проводится информирование и консультирование сотрудников, нуждающихся в помощи. Но работа, которая ведется с подразделениями, недостаточно полно удовлетворяет потребности в повышении квалификации сотрудников, что подтверждается анализом проведенного анкетирования и наблюдения.
Анкетирование показало, что большинство сотрудников пользуется профессиональной периодикой и литературой, изучает новшества с помощью сотрудников Центральной библиотеки и нуждается в углубленном совершенствовании профессиональных знаний. Из проведенного анкетного опроса можно сделать выводы, что профессиональная литература необходима для совершенствования профессиональных навыков не только в методическом центре, но и в структурных подразделениях. Библиотекари хотят получать больше информации по различным аспектам библиотечной деятельности на фоне современных перемен, Новониколаевская библиотека ведет методическое обеспечение своих подразделений, но не полностью раскрывает все запросы и потребности в информации. В ходе опроса выяснилось, что библиотека выполняет роль, не только инновационно-методического центра, но и культурно-досугового учреждения. Она организует мероприятия различного характера, как для населения поучительно-развлекательные, так и для своих сотрудников, обучающие.
Из всего вышеприведенного можно сделать вывод, что гипотеза, выдвинутая в данном исследовании опровергается, так как организация и проведение мероприятий по повышению квалификации сотрудников находятся на низком уровне. Библиотека нуждается в корректировке своей деятельности, необходимы рекомендации по усовершенствованию методической службы, налаживанию контактов с другими инновационно-методическими центрами, где активно ведется методическая деятельность и гораздо продуктивнее, чем в исследуемой библиотеке.
Библиотеке необходимо: более эффективно внедрять инновационные методы работы во все виды деятельности, подбирать программы обучения с позиции задач обучения, желательно после анализа листков запросов своих сотрудников, необходимо правильно организовать и наладить выезды в подразделения по всему району, расширить консультационное обучение своих кадров.
Список литературы
1. Авраева, Ю.Б. Библиотеки – методические центры: инициаторы профессионального развития: научно-практическое пособие О. Балкова Библиотека. – 1997. – №3. – С. 35-39.
2. Басов. С.А. Проблемы и перспективы перестройки методической работы Б. Бачалдин Библиотека. – 1996. – №1. – С. 41-43.
. Бачалдин, Б.Н. Менеджмент в научно-методической работе: В помощь библиотекарю Л. Боева Библиотека. – 1998. – №1. – С. 58-59.
. Бражникова, С.А. Инновации в библиотеках А.Н. Ванеев. – М.: Профиздат, 2000. – 140 с.
. Васильев, И.Г. Социологические исследования в библиотеках: практ. пособие Г. Виноградова Библиотека. – 1998. – №2. – с. 35-38.
. Горчаков, В.В. Инфосфера – новая среда образования Ю.А. Гриханов Библиотека. – 1996. – №6. – С. 13-14.
7. Гусев, Е.Н. Библиотеки и инновации: социальные и управленческие аспекты В.И. Добреньков, Кравченко А.И. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 768 с.
8. Долгополова, И. Субъективные заметки о профессиональных приемах работы Т.М. Ефременко. Режим доступа: http:www.libsakh.ruГ. Зиганшин Библиотека. – 1998. – №2. – с. 68-70.
9. Зыкова, Г. Не указывать, а помогать – требование времени Н.В Казаринова, О.Г. Филатова, А.Е. Хренов. – М.: NOTA BENE, 2000. – 272 с.
. Качанова, Е.Ю. Инновации в библиотеках В.К. Клюев Девятая международная научная конференция по проблемам книговедения: тезисы докладов. – М.: Наука, 2000. – 327 с.
. Комиссарова, Л.Д. Традиционные и инновационные аспекты планирования: размышления методиста Г.М. Кормишина Библиотековедение. – 1998. – №1. – С. 71-76.
. Лысикова, Н.П. Современная библиотека как социокультурный институт в условиях рыночных преобразований в России под ред. Н.П. Лысиковой. – Саратов, 2005. – С. 5-10.
. Морозов, Ю.П. Инновационный менеджмент: учеб. пособие для вузов ЗАО «КонсультантПлюс». – М., 1992-2009. – загл. с экрана.
. Самохина, М.М. Социолог в библиотеке, или Библиотекарь как социолог: практическое пособие для тех, кто хочет и любит исследовать Ю.Н. Столяров Библиотека. – 1997. – №1. – С. 67-68.
. Суворова, В.М. Дистанционное консультирование – оперативная помощь методиста И.М. Суслова, Ю. Чернякова Библиотека. – 1993. – №5. – С. 25-28.
инновационный библиотека методический помощь