- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 1,53 Мб
Проектирование светильника в стиле барокко
Содержание
Введение
Раздел 1. Теоретические аспекты бисероплетения
.1 Роль бисера в истории народов
.2 Виды бисера и основные техники плетения
1.3 Особенности стиля барокко в интерьере
Раздел 2. Разработка светильника в стиле барокко методом проекта
.1 Дизайн-концепция проекта
.2 Технология изготовления светильника в стиле барокко
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
С давних времен люди были вынуждены прибегать к искусственному освещению помещения. По вечерам зажигались лучины, а свечи считались показателем достатка и благосостояния. На сегодняшний день свечи несут, в большей степени, функцию интимной подсветки.
Понятие освещение не является таким простым, как может показаться на первый взгляд. В современном мире с развитием дизайна интерьеров освещение приобретает новый смысл. Оно становится необходимым не только для обычного освещения квартир, улиц, городов.
Широчайшие возможности осветительных систем позволяют, даже без особой перестановки мебели, предать помещению тот или иной образ, и даже изменить вид его пространства. С помощью современных осветительных приборов можно не только изменять, украшать пространство, но и делить его на различные функциональные зоны, что позволяет придавать интерьеру красоту и индивидуальность. Освещение играет немаловажную роль в создании комфорта и уюта квартиры, а качественное освещение способно полностью изменить даже самый скучный интерьер.
В стиле барокко освещение играло особую роль, поэтому осветительный прибор того времени играл исключительно важную роль. Создавая тени, он давал всему интерьеру дополнительный объем. Свечи, используемые ранее в осветительных приборах, придавали некую мягкость и романтизм интерьеру. Тени словно играли на стенах свою историю. Поэтому, создавая сегодня интерьер в стиле Барокко, для полного соответствия, люстра или светильник не должны светить ярко.
Выбором для разработки светильника, послужил тот факт, что подобные изделия, очень востребуемы в обществе, и являются как средством украшения интерьера, так и непосредственно вещью для его прямого назначения. Настольные светильники предназначены для обеспечения местного освещения рабочей зоны. Различные варианты исполнения, оригинальный современный дизайн и широкие функциональные возможности обеспечивают любые запросы потребителей.
Свет – это лучистая энергия, делающая внешний мир видимым. Без него невозможна жизнь – не удивительно, что во многих странах поклонялись Светилу. Никто не знает, кто первый додумался освещать свое жилище и сказал историческую фразу, изменившую ход цивилизации: "Я могу продлить день!", но сегодня в каждом доме есть небольшое воплощение великого Ра, и не одно, а целые гирлянды маленьких солнц.
Существует старая теория, что свет – это проблема сугубо инженерная, и занимаются этим исключительно электрики. В том смысле, что специалисты должны решить множество технических вопросов: рассчитать площадь сечения электропроводки, разработать схему подключения всех осветительных приборов и т.п. А потом все это смонтировать. О возможности светодизайна при этом скромно умалчивают, оставляя после себя одинокую (без какого-либо оборудования) сиротливо свисающую вниз лампочку накаливания.
Свет, при всей своей рациональности, несет в себе немалую долю эстетической и эмоциональной нагрузки. Причем эстетическое решение сегодня большей, частью предшествует техническому. Дизайнер или хозяин "объекта" разрабатывает схему будущего освещения и передаёт её специалистам-электрикам для воплощения в жизнь.
Практическая значимость и актуальность рассматриваемой проблемы послужили основанием для определения темы курсовой работы: "Проектирование светильника в стиле барокко".
Цель работы: изучить, разработать и создать дизайн-проект оформления светильника.
Объект исследования: процесс проектирования в дизайне объектов интерьера.
Предмет исследования: проектирование дизайна настольного светильника в стиле барокко.
В соответствии с целью, объектом и предметом сформулированы следующие задачи курсовой работы:
· изучить литературу по данной теме;
· изучить существующие аналоги светильника;
· рассмотреть виды бисера и основные техники плетения;
· выявить особенности изготовления светильника в стиле барокко;
· изготовить светильник в стиле барокко.
Раздел 1. Теоретические аспекты бисероплетения
1.1 Роль бисера в истории народов
Название бисер возникло от арабского слова бусра, бусер – фальшивый жемчуг [23]. Бисер – очень древний материал. Его история начинается с IV тысячелетия до нашей эры, когда было изобретено стеклоделие. Легенда гласит, что около 6 тысяч лет назад финикийские моряки, везя из Африки груз соды, высадились на ночлег и обложили костер не камнями, а кусками соды. А утром они нашли в золе слиток, прозрачный и очень твердый. Это было стекло, и возникло стеклоделие. Древние египтяне, научившись делать стекло 4000 лет назад, стали применять его в качестве украшений. Разноцветными блестящими шариками они украшали одежду, шею, руки и ноги. Стеклянные бусины – непосредственные предшественники бисера – украшали одежду древнеегипетских фараонов (Приложение А, рис. 1). В начале бусинки нанизывали на конский волос, затем на травинки, а позднее на нитки. Так постепенно зарождалось бисероплетение.
Кочевые племена сарматов и скифов еще за несколько столетий до Рождества Христова носили одежду и обувь, отделанную бисером. Маленькие стеклянные шарики украшали ворот, края рукавов и нагрудную часть рубах, а также шаровары, пояса и головные уборы.
На протяжении нескольких столетий единственным центром производства бисера в Европе была Венецианская республика. До этого его изготовляли в стеклодельных мастерских Германии и Галлии, из этих мест оно перекочевало в Византию, а уже из Византии пришло в Венецию.
Центром производства венецианского стекла стал остров Мурано (Приложение А, рис. 2). Если на начальном этапе создания промысла в мастерских делали различные типы стеклянных изделий, то несколько позже они стали специализироваться на каком-либо одном виде продукции. Венецианское стекло, в том числе и бисер, приносили республике колоссальные доходы. Страны Восточной Африки, европейские государства, а затем и Америка – такова география торговли стеклянными изделиями.
Значительные прибыли Венецианской республики, являвшейся монополистом в стеклоделии, вызывали зависть у жителей соседних государств, которые пытались разузнать секреты стекольного производства. Стремясь сохранить монополию в торговле стеклом, правительство республики в 1275 году издало указ, запрещавший вывоз за ее пределы сырья, необработанного стекла и даже его осколков. Сделано это было для того, чтобы конкуренты не могли определить состав стекольной массы. Жестокое наказание ждало мастеров, вывозивших секреты производства стекла за границу, – их объявляли государственными изменниками, брали в заложники родственников, добиваясь возвращения беглецов, убивали. Но правительство Венецианской республики стремилось удержать стеклоделов не только силой. Им давалась исключительная привилегия – дочери мастеров могли выходить замуж за патрициев. Мало того, власти закрывали глаза на разбойные нравы, царившие в Мурано.
Главным, наиболее тщательно скрываемым секретом стеклоделия было производство соды – обязательной добавки к песку, из которого варилась стекольная масса.
Однако эту монополию нарушили мастера Богемии (Северная Чехия). Они разработали технологию получения так называемого "лесного стекла", заменив соду древесной золой. Богемское стекло хорошо подвергалось огранке и обладало великолепными оптическими свойствами(Приложение А, рис. 3). Постепенно богемский бисер потеснил венецианский на мировом рынке.
Первая попытка создать производство бисера в России относится к концу XVII века. В 1670-1680 годах в дворцовом селе Измайлово при содействии венецианских мастеров была организована мастерская по его изготовлению. Но наладить массовый выпуск отечественного бисера тогда не удалось. Бисер и стеклярус продолжали ввозить из-за границы. Его закупки постоянно росли: если в 1748 году только через Санкт-Петербургский порт в страну было ввезено 472 пуда бисера, то спустя четыре года уже 2126 пудов. Однако дефицит на бисер по-прежнему оставался значительным. Поэтому
М. В. Ломоносов, в совершенстве владевший техникой изготовления смальты – цветного непрозрачного стекла, применяемого для мозаичных панно, решил расширить в России еще одно направление стеклоделания – изготовление бисера.
По указу Сената ему была предоставлена безвозмездная ссуда в размере 4 тысяч рублей и земля, на которой планировалось разместить стекольное производство. Фабрика была организована в 1754 году в Усть-Рудицах. Первая ее продукция появилась год спустя. Ломоносов постоянно совершенствовал технологию изготовления бисера, разрабатывал новое оборудование, и к 1670 году количество выпускаемого стекляруса и бисера значительно возросло. Стекольная фабрика в Усть-Рудицах просуществовала до 1765 года, но после смерти М. В. Ломоносова производство было свернуто и фабрика закрылась. Потребность в бисере продолжала удовлетворяться за счет поставок из Богемии и Венеции [6].
Во второй половине XIX века, в основном на территории Подмосковья, возникло множество мелких стеклодельных мастерских, в которых изготовляли бисер. Но продукция кустарей была очень низкого качества, она не могла удовлетворить спрос на этот материал. Только в 1883 году в Одессе открылась стеклярусная фабрика Я. Б. Ронигера, где было налажено изготовление качественной, конкурентоспособной продукции.
Бисер и стеклярус обычно воспринимаются как материал для женских украшений, мелких изделий бытового и декоративного назначения. Но стеклянные зерна использовали и для отделки интерьеров. Так, по свидетельству известного русского историка И. Е. Забелина, в некоторых покоях Московского Кремля стены клейстеровали мукой или клеем и по этому грунту насыпали стеклярусом. В 1689 году в комнате царицы Натальи Кирилловны стены обиты полотном и выгрунтованы мелом и насыпаны стеклярусом по зеленой земле"[15].
Стеклярус, модификацию бисера удлиненной цилиндрической формы, изобрели во Франции. Он не только насыпался на клеевую поверхность, но и пришивался на ткань. Основой подобных настенных панно служил холст. На него углем наносился рисунок, по которому выкладывались одноцветные стеклярусные нити, набранные на прочную нитку или проволоку. Снизки стекляруса пришивались к основе рабочей нитью при помощи стежков-перехватов, располагавшихся в промежутках между несколькими бусинками стеклярусной снизки. Такой вид вышивки получил название шитья "вприкреп" (Приложение А, рис. 4). Расположение стеклярусных нитей подчеркивало форму элементов изображения, а контуры рисунка обводились снизками черного цвета. Эти несложные приемы придавали настенному панно большую выразительность. Черный цвет контура усиливал яркость и сочность красок, а различное расположение цилиндриков стекляруса подчеркивало игру света в изделии. Выполненные в такой технике сюжетные композиции, украшавшие, как правило, дворцовые интерьеры, получили название "французские обои". Этими "обоями" был отделан китайский кабинет дворца в Ораниенбауме, названный впоследствии стеклярусным. Интересно, что в создании композиции настенных панно принимала участие сама Екатерина II [15].
Для многих народов Российской империи элементы одежды, отделанные бисером, стали неотъемлемой частью национального костюма (Приложение А, рис.5).
В конце XIX – начале XX в. к стеклянному бисеру обратились художники стиля модерн, например, Эмиль Галле и Тиффани. В двадцатые годы прошлого века бисер нашел широкое применение у модельеров в отделке женской одежды (Приложение А, рис. 6). Торговля бисером не прекращалась в течение всего XX столетия. Недавно вновь интерес к бисеру захлестнул весь мир. Бисероплетение стало одним из видов творчества.
В 21 веке, женщинам по-прежнему хочется оставаться красивыми и изысканными. Поэтому современные мастерицы при помощи своих умелых рук и неисчерпаемой фантазии создают новые произведения бисерного искусства.
Бережно сохраняя старые традиции, открывают новые возможности работы с бисером, порой самые неожиданные. Украшения и аксессуары, картины и предметы интерьера, разнообразная вышивка, великолепные цветы или просто небольшие сувениры – все подвластно современным мастерам. Находясь в постоянном поиске, золотые руки современных мастериц неустанно приумножают чудесное бисерное наследие наших предков.
Современные модельеры используют бисер, стеклярус, бусины и для украшения одежды, и для изготовления аксессуаров. Валентин Юдашкин сплошь покрывает платья роскошной бисерной вышивкой. Многочисленные бисерные подвески делают платья от Эмануэля Унгаро и Бернара Перри похожими на водопады и языки пламени. Жан-Поль Готье украшает бисером и бусинками сумочки, а Осимар Версолато – пояса и воротники. Кристиан Лакруа создал из бусинок отдельные детали жакетов и брюк, а Пако Рабан – целое платье. Из бисерных сеток изготавливают шляпки и перчатки. Расшивают бусинами обувь. Роскошная бахрома из бисера и стекляруса покрывает не только платья, но и купальники, шубы. А разнообразие ожерелий, бус, браслетов и других украшений просто не поддается описанию.
Современные дизайнеры осваивают новые материалы, изобретают технологии, но в поисках совершенства все чаще обращаются к прошлому.
Таким образом, история бисера начинается с глубокой древности, однако даже в наше время этот материал пользуется большой популярностью, как среди рукодельниц, так и среди модельеров и дизайнеров интерьера.
1.2 Виды бисера и основные техники плетения
Бисер – очень разнообразный материал. Его цветовая гамма не знает границ, он бывает разных размеров и формы. Приведенная ниже классификация – условна. Существуют другие виды деления, более профессиональные и специализированные (например, чешская классификация) [24].
Основные техники плетения в изготовлении украшений
Самым простым способом создания украшения из бисера остается низание – набор бусин на леску (с помощью иголки или же без нее) (Приложение Б, рис. 1).
Игольчатое низание столбиком (Приложение Б, рис.2).
Этот способ часто используется при создании различных типов бахромы на воротниках, поясах, сережках, для того чтобы получить разнообразные кисточки для поясов, гардин, подушек или игольчатые цветы (например, хризантемы, астры), а также для формирования крон бисерных деревьев (таких как ель, кипарис, сосна).
Выполняется низание на леске (можно при помощи иголки) или на проволоке. Для начала набирают снизку нужной длины. После того как добавлен заключительный элемент, вторым концом нити огибают последнюю бисерину и продевают через весь остальной ряд в обратном направлении. Леска, нитка или проволока вытягивается и закрепляется в верхних рядах изделия, в ткани, завязывается на узел, или, если это проволока, концы плотно переплетают между собой.
Плетение петель (Приложение Б, рис. 3).
Иногда кисточки и серединки в цветках, а также некоторые виды брошей выполняют не игольчатым способом низания, а петельками, которые незаменимы в изготовлении цветков и деревьев на проволоке, из них собирают лепестки, листья, ветки. Уже готовые элементы можно использовать в брошах, заколках, пряжках, украшениях для сандалий и браслетов. Петли широко применяются при плетении различных вариантов ожерелий, кулонов, иногда они заменяют крайние элементы в бахроме.
Варианты создания петель в бисероплетении: а) петля на проволоке; б) петля на леске; в) петля из бисера на трубке из стекляруса
При создании петли на проволоке снизку изгибают в виде дуги, концы соединяют, после чего проволоку несколько раз перекручивают. Если петли делаются на леске, то после придания снизке дугообразного положения второй конец петли продевают сквозь бисерины: это может быть как первая бусина из набранных для петли, так и бусина самого основного изделия или бусина столбика бахромы – в этом случае все зависит от задумки мастера. Техника параллельного плетения (Приложение Б, рис. 4).
Этот вид техники является одним из основных при изготовлении жестких конструкций на проволоке – цветов, кулонов, объемных зверьков. Обычно плетение лепестков и листьев начинают сверху вниз, чтобы перекрученные внизу концы проволоки помогли закрепить отдельные лепестки и листья в общей композиции. Объемные и плоские фигуры плетут, как правило, слева направо; животных начинают плести обычно с носа, так как концы проволоки удобнее спрятать в хвостовой части.
Параллельное низание: а) с добавлением бисерин; б) низание одинаковых рядов; в) сцепка двух половинок
В процессе плетения в боковых частях плоских фигур образуются характерные скобки из проволоки, которые могут быть больше или меньше в зависимости от того, насколько ряды отличаются друг от друга размерами.
Круговое, или французское, плетение (Приложение Б, рис. 5).
Этот вид работы очень похож на плетение корзин: сначала заготавливают остевые снизки на проволоке нужной длины и в необходимом количестве, а затем оплетают их одной длинной снизкой с бисером, которую перекручивают вокруг каждого стержня один или несколько раз для фиксации в этом положении, после чего ведут снизку к следующему стержню, оплетают его и т. д.
Если создают плоскую деталь, принцип работы тот же, но в этом случае рабочая длинная снизка делает полудуги вокруг одного стержня, переходя от нижней части стержня к верхней, закрепляется и возвращается снова в нижнюю.
Создание плоской детали: а) стержень; б) первая дуга; в) готовый лепесток
Мозаичное низание (кирпичное плетение) (Приложение Б, рис. 6).
Мозаичное низание широко используется в современном бисероплетении; вполне вероятно, что именно оно остается самой популярной и широко используемой техникой плетения как различных плоских фигур, так и объемных элементов. Мозаичным способом можно сделать практически все: от сумочки до изысканных цветов и ожерелий, от браслетов до поясов, от жгутов до рамок для кабошонов, от заколок до целых болеро. В основе мозаичного плетения лежит одна из самых простых техник бисероплетения – обычная крестообразная цепочка. Первый ряд можно сформировать различными способами, самый распространенный – набрать удвоенное количество бисера, часть из которого перейдет во второй ряд. Удобнее всего плести крестообразную цепочку двумя иглами, при этом есть возможность сразу скорректировать длину и легче подтягивать бисерины друг к другу. При выборе этого способа крайние бисерины закрепляют на рабочем валике, после чего выполняют саму цепочку. Когда она готова, иголку с ниткой поворачивают на 180° и плетут продолжается в обратном направлении, при этом бисерины всегда присоединяют между выступающими элементами предыдущего ряда. Если запомнить это несложное правило, половина учебы технике мозаичного плетения будет успешно пройдена.
Крестообразная цепочка и мозаичное плетение на ее основе (Приложение Б, рис. 7).
Вариант с цепочкой удобен и при необходимости оплетения различных круглых или квадратных предметов: в этом случае по мере выполнения определенного объема плетения цепочку прикладывают к оплетаемому изделию или одевают на него и уточняют ее длину, после чего замыкают в кольцо, а ряды продолжают вверх и вниз.
Второй принцип, который нужно помнить при плетении изделий мозаичной техникой, состоит в том, что горизонтальные ряды всегда должны быть ровными, а вертикальные – смещены относительно друг друга.
Кирпичный стежок. Второй разновидностью мозаичного плетения является кирпичный стежок. В этом случае присоединение бисерин последующих рядов осуществляется не к самой бисерине предыдущего ряда, а к нити в промежутке между соседними бисеринами. При этом бисерина нового ряда встает ровно посередине двух бисерин под ней, что напоминает кирпичную кладку, именно это сходство и дало название методике плетения.
Следующей особенностью данного метода является то, что бисерины присоединяют не по длине, как обычно (в этом случае отверстие в бисерине в процессе работы всегда находится в горизонтальном положении), а по высоте (отверстие бисерины находится в вертикальном положении), что создает дополнительные неудобства, если начинать работу после привычного способа.
Изделие, выполненное техникой кирпичного стежка, имеет большую плотность низания, не имеет дыр и поэтому крепче, чем выполненное обычным мозаичным способом.
Техника кирпичного стежка может использоваться при создании различных панно, на которых дыры недопустимы, или когда нужно создать какой-либо интересный орнамент на детали, который должен идти вверх или вниз по диагонали с минимальным смещением (в гобеленовой технике или мозаичной при диагональном расположении рисунка это расстояние между двумя бисеринами соседних рядов всегда ровняется 1-й бисерине, а не половине, как в данной технике).
Таким образом, в настоящее время производится огромное количество бисера, который отличается не только цветом и размером, а также формами и покрытием, в 21 веке появилось много различных техник бисероплетения, как для новичков, так и для профессионалов.
1.3 Особенности стиля барокко в интерьере
Стиль барокко зародился в Италии в конце 16 века и был весьма популярен до начала 18 века. Он стал продолжением ренессанса.
Одним из законодателей стиля является итальянский архитектор, скульптор и художник 17 века Джованни Бернини. По его проектам построены роскошные фонтаны с выразительными фигурами: "Фонтан Тритона", "Фонтан четырех рек", а в 1656-1665 годах была оформлена площадь перед собором Святого Петра [19].
С итальянского барокко переводится как причудливая морская раковина. Для интерьера в таком стиле характерны богатый декор, красивые витиеватые линии, динамичные формы. В богатых домах в этом стиле оформляли не только интерьеры, но так же и фасады. Они украшались множеством барельефов, скульптур и ваз.
Тон внутреннему пространству задавала лестница, с которой начинался интерьер. Везде присутствовал обильный декор – наличие зеркал, позолоченная лепнина, асимметричные детали, скругленные углы. Популярным украшением интерьеров были различные колонны, капители которых украшали завитками и орнаментами, и карнизы (Приложение В, рис. 1).
В оформлении окон и мебели так же использовались сложные детали: овальные спирали, изогнутые поверхности, украшенные богатым декором. Основным декором являлись вьющиеся стебли, раковины, венки, гирлянды. Так же в качестве декора использовали различные маски.
В дворцах часто расписывали потолки. На них изображали небо и облака, то есть расширяли пространство. Верх стен оформляли изгибами по направлению к потолку. В барокко стены окрашивали, украшали гобеленами того же рисунка что и мебель (Приложение В, рис. 2).
Появились новые предметы мебели, такие как кресло – бержер, которые были очень мягкие и отличались удобством. В отделке мебели часто чередовали темные и светлые детали. Мебель в этом стиле не только золотили и расписывали, но и обивали дорогими тканями с бахромой. Для инкрустации использовали драгоценные металлы, камни, ценные породы дерева (Приложение В, рис. 3).
Большое внимание уделялось живописи. Весьма популярным был красный цвет, сочетания белого и синего с золотым, розового и зеленоватого.
В русской архитектуре барокко появилось чуть позже и в более простом виде. В Москве появилось нарышкинское барокко, в Петербурге – петровское. В русском барокко можно выделить 2 направления барокко: церковное и народное. Со временем русские интерьеры стали более нарядными. Барочные мотивы проявлялись в сочетании черного лака и золоченной резьбы, ярко -красных панелей и лаковых миниатюр с китайской тематикой.
Вершиной проявления барокко в России является елизаветинское барокко (Приложение В, рис. 4). В эту эпоху мебель часто различалась по стилю. В это время начали производить наборы мебели. Тогда же появились кресла для шикарных дамских платьев, столики – геридоны, столики для рукоделия, ломберные столы для игр в карты.
В современных интерьерах чаще всего встречается дворцовое барокко, основные принципы которого: асимметрия, контраст, крупный объем. Основная линия барочных узоров – S – образная, на основе которой строятся завитки и гирлянды.
Стиль Барокко в отделке интерьеров пользуется популярностью, как правило, среди преуспевающих людей, желающих подчеркнуть свой достаток и любовь к комфорту и роскоши. Этот стиль – своеобразная визитная карточка состоятельных людей.
Барокко тяготеет не просто к пышности и роскоши изобразительных средств, но и продолжает тему "богатства" в цветовой палитре: цвет красного вина, изумруда, сапфира, золотой цвет. Фасады зданий стали похожи на изысканные торты. Самым популярным барочным цветом интерьера был белый в сочетании с золотым.
Барокко играет контрастами: приемлемы яркие и насыщенные тона; интерьер в этом стиле может быть решен в ультрамарине или в красном и малиновом цветах, обилие теплых красок позолоты противопоставляется холодному блеску мрамора. Барочный интерьер можно сделать менее ярким, добавив в него шпалеры или вердюры со сценами из мифологии и религии. С помощью этих небольших картин можно создать особую приглушенную интимность у себя в квартире.
Роскошь и великолепие интерьера стиля Барокко усиливает соответствующим образом оформленная мебель, которая, начиная с семнадцатого века, становится все более и более разнообразной.
Элементы декора этого стиля внушительны по объему, в них часто применяется резьба, металлические накладки из бронзы и благородных металлов, а также мозаика из различных пород дерева. Эпоха Барокко оставила потомкам такой предмет, как шезлонг.
Материи в интерьере стиля Барокко уделялось особое внимание. Элементы, выполненные из материи, должны были сиять особой роскошью. Так же, как и в средневековье, широко распространены шпалеры – тканые ковры без ворса, которыми занавешивали стены дома. Во Франции в семнадцатом веке шпалеры стали называть гобеленами по имени братьев, основавших собственное производство этих ковров.
Качество гобеленов в эпоху Барокко стало таким высоким, что они зачастую конкурировали с живописью. Кроме шпалер, для усиления впечатления роскоши, для отделки интерьера часто использовали глазет (известный нам под названием парчи). При помощи этой материи оформляли стены, окна и двери, мебель. Будуары украшались шторами – плотными полотнами со сложным тканым рисунком.
Не только в семнадцатом веке, но и в поздние периоды престижным был бархат – эта ткань считается наиболее характерной для стиля Барокко. Особо ценился длинноворсовой генуэзский бархат. В период расцвета барокко в Лионе была выпущена новая атласная ткань с мелким рисунком растительной тематики, такая ткань получила довольно широкое распространение в убранстве Барочных интерьеров.
Кроме того, к концу семнадцатого века в моду вошла материя с рисунком, которая в Англии называлась japanning, хотя на ней изображались картины не только японской, но и китайской тематики: восточные пейзажи, красочные птицы и цветы.
Сиены в этом стиле очень модно расписывать, имитируя различные натуральные материалы : дерево, мрамор, гранит.
Полы в этом стиле могут стать настоящим произведением искусства, несущим определенную смысловую нагрузку. Для каждой комнаты художниками по паркету разрабатывается оригинальный рисунок, содержащий многочисленные сложные графические элементы (Приложение В, рис.5).
При оформлении помещений в стиле Барокко желательно чтобы окна помещения были большими. Они украшаются шторами из дорогой ткани или занавесями, можно также использовать жалюзи. Для штор можно применять материалы с набивными экзотическими рисунками, бархат или ситец. Для создания впечатления пышности и роскоши используются карнизы из резного и золоченого дерева.
Освещение при помощи свечей придавало интерьерам семнадцатого века неповторимое романтическое звучание, оно передавалось на картинах художников того времени. Именно под свечи были придуманы разнообразные приборы освещения, которые от чисто утилитарного назначения стали самостоятельными элементами декора. Это – канделябры и жирандоли, шандалы и подсвечники (Приложение В, рис. 6,7).
Если подсвечники и шандалы можно было относительно свободно перемещать из одной комнаты в другую, то канделябры и жирандоли закреплялись на полу или стенах. Название "люстра" в переводе с французского обозначает "блеск", – этот тип светильника был введен в употребление во второй половине семнадцатого века и с тех пор стал (и остается, пожалуй, и в наше время) самым эффектным из всех источников света. Хрустальная люстра – обязательная деталь любого интерьера "дворцового" типа (Приложение В, рис.8).
При оформлении современных помещений в стиле Барокко освещение должно быть нежным и приглушенным. Можно использовать светильники, имитирующие свечи в серебряных или деревянных подсвечниках.
Недопустимы лампы дневного света: они не позволяют создать впечатление теплой и пышной дворцовой атмосферы, характерной для эпохи Барокко. Больше подходят к стилю лампы с разноцветными абажурами, рассеивающими свет и делающими его мягче.
Большие зеркала, отражающие свет и оптически увеличивающие помещение, станут заключительным штрихом в оформлении помещения в стиле Барокко. Идеально, если зеркала будут в рамах с классическими мотивами (раковины или гребешки). Зеркала можно разместить над камином или между окнами – это лучше всего соответствует выбранному стилю Барокко (Приложение В, рис. 9).
Нарядные, замысловатые аксессуары с бисером, хрустальными подвесками, стразами, венецианским (муранским) стеклом – внесут свой шарм в данный интерьер.
Таким образом, исследовав исторические факты возникновения и развития бисера и бисероплетения, можно утверждать, что бисероплетение стало особым видом искусства 4000 лет назад, когда древние египтяне изобрели стекло. Производство стекла тщательно скрывалось, мастеров, которые пытались вывезти секреты стеклоделия за границу, ждало жестокое наказание. В 21 веке бисер общедоступный материал, который можно купить в специализированном магазине. Разнообразие видов бисера поражает воображение, в сочетании с различными техниками плетения можно создать настоящие произведения искусства.
Стиль барокко с его пышностью и роскошью изобразительных средств, с его яркими цветами является визитной карточкой многих состоятельных людей. Роскошная мягкая мебель барокко способна подчеркнуть статус своего хозяина, его положение в обществе, хороший достаток и, что самое главное – его отменный вкус. Освещение в этом стиле создаёт особую атмосферу. Аксессуары из бисера внесут особый блеск и шарм в этот стиль.
Раздел 2. Разработка светильника в стиле барокко методом проекта
.1 Дизайн-концепция проекта
бисер плетение светильник барокко
Метод (от греч. methodos – путь исследования, познания, теория, учение) – совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.
Метод и методика в дизайне – порядок достижения проектной цели, решения поставленной перед дизайнером функционально-пространственной, технологической и художественной задач, последовательность приемов или операций, необходимых для получения искомого результата; система мер по оптимальной организации проектной (дизайнерской) деятельности [18].
Термин "проект" (projectio) в переводе с латинского означает – бросание вперед. Так характеризует понятие "проект" Е.С. Полат : "Проект – это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях – план, замысел какого-либо действия".
Метод проектов – это способ организации процессов, при котором реализуются интеллектуальные и другие возможности автора по созданию новых товаров, услуг, рекламы и т.д., имеющих субъективную новизну и практическую значимость. Концептуальные подходы в современном мире очень распространены. Их сфера применения обширна: от сети заводов – гигантов по производству автомобилей до небольшой рекламной фирмы. Там где нужны концептуальные действия, правильные пути решения любых задач, используют метод проектов.
Метод проектов (лат. projectus – брошенный вперед план на будущее, а также совокупность документов (расчетов, чертежей, макетов и т. д.) для создания какого-либо продукта.) – это система определенных действий, при которой автор, имея опыт и знания, постоянно анализирует складывающеюся ситуацию в процессе проектирования, поэтапного выполнения пунктов четкой схемы [18].
Наиболее распространенными методами активации творческого мышления являются "мозговой штурм", метод инверсии, метод контрольных вопросов, метод интерпретации.
В данной работе был использован метод "мозгового штурма" – это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Дизайн (англ. design инженер-конструктор, от лат. designare отмерять) – это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя. Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которая обусловлена промышленным производством [18].
Концепция (от лат. conceptio – понимание, система) – определённый способ понимания (трактовки, восприятия) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея для их систематического освещения.
Дизайн-концепция – целостная идеальная модель будущего объекта, описывающая его основные характеристики. Как правило, формулируется дизайн-концепция в виде какого-либо парадоксального тезиса, неожиданной метафоры, наиболее выпукло отражающей смысл дизайнерского предложения [18].
Дизайн-концепция данного светильника заключена в следующем предложении "луч света в тёмном царстве".
Краткая формулировка задачи
Современный светильник – это мощный инструмент в руках дизайнера, с помощью которого можно не только осветить пространство, но и создать определённую атмосферу и настроение.
Цель проекта создать светильник в стиле барокко, который не только бы соответствовал данному стилю, но и прекрасно вписывался в современный интерьер.
Дизайн спецификация
Для того чтобы светильник вписывался в современный интерьер, он должен соответствовать следующему перечню критериев:
· Полностью передавать атмосферу стиля и современного интерьера.
· В нём должны гармонировать форма, цвет и интенсивность и направленность светового потока.
· Следует как можно ярче подчеркнуть своеобразие данного светильника в выбранном стиле, его отличие от конкурентов.
· Светильник должен иметь удобную форму стойки для захвата кистью руки.
· Светильник должен освещать непосредственно рабочую зону.
При разработке проекта светильника, мы опирались на соответствующие аналоги. Современные фирмы производят большой ряд осветительных приборов, поэтому существует масса аналогов светильников в стиле барокко.
Авторская работа светильника "Французское барокко" (Приложение Г, рис. 2) выполнена в соответствие с классическими чертами барокко. Абажур данного светильника выполнен из гофрированной бумаги, а ножка из литьевого мрамора и покрыта бронзой.
Дизайн ламп в стиле барокко в 2009 году разработал итальянский дизайнер Ferruccio Laviani, соединив в своем произведении элементы классических стилей с современными материалами. Настольные лампы Bourgie вполне могли бы занять достойное место в барочных или классических интерьерах 18-19 веков. Современное происхождение светильников выдает лишь материал, из которого они изготовлены, а именно – поликарбонатный пластик. Свет, преломляясь через рифленый абажур, вовлекает весь интерьер в своеобразную игру света и тени (Приложение Г, рис. 3).
Исследовав аналоги были предложены свои идеи проекта оформления светильника.
Первоначальной идеей создания светильника в стиле барокко был канделябр, который оплетался бы бисером двух цветов (белым и золотым). Основа предполагалась из золотого бисера, а свеча была бы сымитирована из белого бисера. Однако я отказалась от данной идеи, потому что она не является новинкой и существует много аналогов, а также в современном интерьере довольно редко используют канделябры (Приложение Г, рис. 4).
Второй идеей создания светильника в стиле барокко была настольная лампа, главная роль в которой отводилась оформлению абажура. Абажур предполагался из двух слоёв оргстекла, на один из которых наносился бы золотой орнамент в стиле барокко, а его низ оформлен белым бисером, второй слой оргстекла оформлен белым цветом и золотым бисером. Однако я отказалась от этой идеи, потому что
Третьей идеей создания светильника в стиле барокко была настольная лампа, в ней главная роль также отводилась абажуру, так как он играет главную роль при освещении. Абажур состоял из трёх частей, две из ткани и одна из оргстекла с орнаментом. Оргстекло с орнаментом предполагалось между частей из ткани, они скреплялись бы с помощью особого плетения бисера, верхняя и нижняя части абажура оплетались бисером. Однако я отказалась от данной идеи, так как
Четвёртой идеей создания светильника в стиле барокко была настольная лампа, в которой главную роль играли как абажур, так и ножка светильника. Ножка должна была быть достаточно высокой, и оформлена под золото. Абажур состоял из цельной части оформленной тканью и отверстий с орнаментом, оплетённых бисером. Отверстия прикрывались бы крышечками, оформленными тканью и бисером. Низ и верх предполагалось оформить бисером.
Выбранная идея светильника соответствует и современному интерьеру и стилю барокко. В ней всё находится в гармонии и цвет, и форма. Также рассмотрев аналоги, светильник получился своеобразным, в нём совмещены две идеи и подсвечника и торшера вместе. Новизна данного светильника заключается в том, что при декорировании его абажура был использован бисер, а также абажур трансформируется, что обеспечит своеобразную игру света.
.2 Технология изготовления светильника в стиле барокко
Для изготовления светильника были использованы следующие материалы: металлический стержень, металлическая трубка, плафон, металлические обручи, органическое стекло, материал, бисер, провода, лампочка, леска, нитки.
Процесс изготовления светильника состоит из 3 основных этапов, проектирования, которые в свою очередь подразделяются на стадии:
. Изготовление ножки светильника:
· Изготовление внутреннего стержня для ножки лампы, с учётом того, что через него будут пропущены провода.
Мы взяли металлическую трубку нужного диаметра, нарезали на ней резьбу с двух сторон, с одной стороны для закрепления гайки, а с другой для закрепления патрона, и пропустили через неё провода.
· Изготовление ножки светильника.
От старой лампы мы взяли подставку и фарфоровый шар, внутренние отверстия которых по диаметру соответствуют внутреннему стержню. Для того, чтобы достичь определённой высоты ножки светильника, мы нашли трубку из металлопластика диаметром 3,3 см и высотой , эту трубку одели на внутренний стержень. Сверху к стержню прикрутили патрон и присоединили провода, снизу надели фарфоровый шар и подставку, закрепили гайкой.
· Покраска ножки светильника.
Мы застелили газетами пол, поставили ножку светильника на них, взяли аэрозольную эмаль Touch’n tone цветом Metallic Gold и покрасили ножку.
. Изготовление абажура светильника:
· Покраска металлических основ для абажура.
На застеленный пол газетами, мы положили металлические основы для абажура и покрасили их.
· Изготовление выкройки из органического стекла и ткани.
Размеры абажура определяются диаметрами большого и малого колец каркаса. Диаметр большого кольца равен, 32,5 см, диаметр малого кольца – 22 см. Затем на листе обычной бумаги подходящего формата провели отрезок АВ, длина которого равна диаметру нижнего кольца. Из центра Z этого отрезка восстановили перпендикуляр и отмечают на нем точку Y – высоту будущего абажура (25,5 см). Далее через точку Y провели параллельно АВ отрезок СD, равный диаметру верхнего кольца.
Выкройка обтяжки должна иметь форму сегмента кольца. Чтобы найти его центр, продлили отрезки АС и ВD. Точка их пересечения и будет искомым центром X. Из него через точки А и С циркулем провели дуги концентрических окружностей.
Отрезки ЕF и НF, ограничивающие сегмент, – это стыкуемые кромки выкройки. Их положение нашли следующим образом: длину отрезка АВ делят на длину отрезка АХ, частное от деления умножают на 1800. Полученный угол отложили из центра X, располовинив относительно оси ХZ. Основная выкройка готова.
Потом начертили 4 овала на отдельной бумаге и перенесли их на основную выкройку, соблюдая одинаковое расстояние между ними. Перенесли эту выкройку на оргстекло и вырезали. Далее взяли ткань, перенесли выкройку на неё с учётом припусков (2 см).
· Сшивание органического стекла и ткани.
Органическое стекло и ткань мы сшивали на швейной машинке с помощью однониточного цепного стежка.
· Оплетение бисером дополнительных отверстий в абажуре.
Мы взяли парчовый бисер золотым цветом и с помощью крестообразной цепочки на основе мозаичного плетения сплели 4 ряда. Сделали в дополнительных отверстиях оргстекла небольшие отверстия иглой и оплели их с помощью сплетённых цепочек.
· Оформление оргстекла в дополнительных отверстиях.
Из органического стекла вырезали овалы, которые чуть больше отверстий. Сделали трафарет и нанесли орнамент на овалы, приклеили их к абажуру.
· Оформление
С одной стороны мы покрасили золотой краской, а с другой оформили тканью и бисером.
· Сборка абажура.
С помощью клея момента приклеили металлические основы к абажуру.
· Оформление верха и низа абажура.
Верх и низ абажура оплетаются также как и отверстия.
· Скрепление деталей светильника. Проверка.
Изготовленный светильник несёт в себе следующие эргономические задачи:
o удобная форма стойки светильника для захвата кистью руки, которая позволяет переносить светильник, удерживая его в одной руке;
o распределённая тяжесть изделия, что позволяет быть устойчивым светильнику;
o стилевое решение светильника, его внешний дизайн, который может украсить любой стол, вне зависимости офисный ли это стол, или журнальный в гостиной или спальной комнате;
o освещение непосредственно рабочей зоны;
o игра света, за счёт трансформирования абажура.
Заключение
Изучив литературу по данной теме, можно сделать вывод, что освещение играло немаловажную роль в жизни людей ещё с древних времён. В настоящее время всё более актуальным становится вопрос о дизайне осветительных приборов. Красиво и правильно оформленный светильник может в корне изменить атмосферу помещения.
Освещение в стиле барокко играло особую роль, оно должно было быть приглушённым, чтобы соответствовать своему стилю, поэтому в освещении чаще всего использовались канделябры и подсвечники. Именно в этом стиле впервые возникли хрустальные люстры. В наше время существует множество различных осветительных приборов в этом стиле от современных канделябров и подсвечников до торшеров и люстр, которые выполнены из самых современных материалов.
Бисер играет особую роль в жизни людей, им украшают одежду, делают различные браслеты, серьги, колье, но также его используют в такой сфере как дизайн интерьера. Благодаря разнообразию видов бисера и техник плетения можно создавать предметы от плоских и простых до объёмных и сложных. Прозрачный бисер обладает особыми свойствами преломлять свет, поэтому его часто используют при декорировании осветительных приборов.
Задачи курсовой выполнены. Цель достигнута.
Список литературы
1. Белякова ,О.В. Сказочный мир бисера.-М.:Владис ,2010.-109 с.
. Божко,Л.А. Бисер.-М.:Мартин, 2005.- 118 с.
. В новом свете. // Мезонин.-2009.- № 112.-С.74-77.
. Великолепная семерка// Мезонин.-2009.- № 112.-С. 78-79.
. Вильчевская,Е. Азбука Бисероплетения.-М.: Мода и рукоделие,2007.- 72 с.
. Виноградова, Е.Г.Большая книга оплетения бисером и шнуром. – М.: Кристалл, 191с.
. Все до лампочки.// Мезонин.-2009.- № 112.-С. 80-81.
. Дворцовая классика // Лучшие интерьеры. Спецвыпуск загородные дома .- 2009.- №78-79.-С.70-77.
. Джина Кристанини, Вилма Страбелло . Делаем абажуры (Практическое руководство).-М.: Ниола-Пресс,- 30 с.
. Джудит Миллер. Интерьер: цвет и стиль.-М.:, 2001.-240 с.
. Ляукина, М.В. Подарки из бисера: украшения, сувениры, офисные фенечки.-М.: Издательский Дом МСП,2003.- 96 с.
. Земля в иллюминаторе. // Мезонин.-2009.- № 112.-С. 72-73.
. Изотова, М.А. Бисер. Модные украшения и поделки . – М.: Владис, 2006.- 186 с.
. Кейт Хакселл . Книга о бисере. (Практическое руководство). -М.: Ниола-Пресс ,128 с.
. Кузьмина, Е.В., Четина, Е.В. Бисер в интерьере.-М.: 2006.-157с.
. Кэрол ,Т. Бисер. Плетение. Ткачество. Нанизывание. Плетение из проволоки. Изготовление бусин.-М.:Эксмо, 2000.-143 с.
. Ляукина,М. В. Бисер : Техника. Приемы. Изделия. -М: Мастп, 2008.-287 с.
. Розенсон, И.А. Основы теории дизайна.-М: Питер, 2003. -198с.
. Скульптура из бисера:Техника. Приёмы.Изделия: Энциклопедия. Н. Бульба АСТ-ПРЕСС 112 стр
. Тушите свет!// Мезонин.-2009.- № 112.-С. 56-67.
. Форма света// Лучшие интерьеры.- 2010.- № 89.- С. 24.
. Бисер и всё о нём (Электронный ресурс). – Режим доступа: #”582447.files/image003.gif”>
Рисунок 1. Браслет царицы Аххотеп, около 1530 до н. э.
Рисунок 2. Муранское стекло.
Рисунок 3. Богемское стекло.
Рисунок 4. Шов "вприкреп".
Рисунок 5. Национальный русский костюм.
Рисунок 6. Мода и бисер.
Приложение Б
Виды бисера и основные техники плетения.
Рисунок 1.
Рисунок 2. Игольчатое низание столбиком.
Рисунок 3. Плетение петель.
Рисунок 4. Техника параллельного плетения.
Рисунок 5. Круговое, или французское, плетение.
Рисунок 6. Мозаичное низание.
Рисунок 7. Кирпичный стежок.
Приложение В
Особенности стиля барокко в интерьере.
Рисунок 1. Зимний дворец.
Рисунок 2. Стены и потолки в барокко.
Рисунок 3. Мебель в стиле барокко.
Рисунок 4. Елизаветовское барокко.
Рисунок 5. Полы в стиле барокко.
Рисунок 6. Канделябр.
Рисунок 7.Подсвечник.
Рисунок 8. Люстра.
Рисунок 9. Зеркало.
Приложение Г
Дизайн-концепция проекта.
Рисунок 1. Лампа Александрия.
Рисунок 2. Французское барокко.
Рисунок 3. Настольные лампы Bourgie.