- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 21,5 Кб
Менталитет и его выражение в этнической картине мира
Введение
Актуальность темы исследования. Сегодня человек оказывается на границе многих культурных сфер, контуры которых размываются в связи с множественностью культурных языков, ослаблением этно-конфессиональных идеалов. В результате социокультурных трансформаций, современный человек становится носителем сложной, неоднородной идентичности. Для того чтобы отдельный этнос «не растворился» в культурном плюрализме, необходимо позитивное восприятие своего исторического прошлого, выявление смыслов человеческого бытия через понимание собственных корней, возрождение духовных традиций.
В новых глобализирующихся реалиях происходит утрата духовно-традиционных форм культуры, главным символом времени становится утилитарность, расчетливый практицизм, смещающий базовые ориентиры аксиологии, девальвирован смысл понятий нравственного идеала. Сегодня весь ресурс человеческого бытия направлен на приспособление и выживание, на выстраивание таких отношений с окружающим миром, которые бы могли оказать реальную практическую пользу. Происходит обесценивание личности. Духовный опыт прошлого и его применение в будущем утрачивает свою значимость.
В этой связи особую значимость приобретает исследование этнических культур, менталитета и картины мира их носителей.
Следовательно, тема: «Менталитет как выражение специфики этнической картины мира» является актуальной и значимой для современного российского общества.
Степень разработанности проблемы. К исследованию этнического менталитета во все времена обращались философы, культурологи, историки, искусствоведы, психологии и др.
Внимание к проблемам менталитета проявляли: Э. Тайлор, Дж. Фрэзер, А. Бастиан, О. Конт, Г. Спенсер, М. Вебер, З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм и др.
В российской науке исследованием специфики менталитета занимались Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский, Д.С. Лихачев, М.М. Бахтин, А.Я. Гуревич и др.
Среди современных ученых, рассматривающих проблемы этнического менталитета: Г.В. Гриненко, Л.Г. Ионин, А.В. Костина, Э.С. Маркарян, А.А. Пелипенко, А.Я. Флиер, М.М. Шибаева и др.
Существует ряд диссертационных исследований русского менталитета таких авторов как М.Г. Горбунова, В.В. Ковалёв, А.Ю. Кузнецов, А.Ю. Мордовцев, Т.В. Семёнова, М.Ю. Шевяков и др.
Объект исследования: этнический менталитет.
Предметом исследования является менталитет и его выражение в этнической картине мира.
Цель исследования – проанализировать менталитет как выражение специфики этнической картины мира.
Задачи исследования:
рассмотреть понятия и сущность менталитета;
изучить картину мира как выражение менталитета этноса;
проанализировать специфику русского менталитета;
выявить роль языка в этнической картине мира.
К методам исследования относятся: общенаучные методы, методы анализа и синтеза, дедукции и индукции; историко-культурологический, сравнительный методы.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
1. Теоретико-методологические основы исследования менталитета
.1 Понятие и сущность менталитета
В данном параграфе рассмотрим понятие менталитет. Менталитет (от фр. mentalite – мышление, мыслительное содержание) – определение, объединяющее в себе ряд значений, связанных с проблемой национальной культуры.
Развитие понятия «менталитет» имеет сложную эволюцию. Изначально использовались такие тесные определения как «психика народа», «дух народа», «этническое самосознание». «Ментальность» не отделялось от понятия «этнического». Менталитет переплетался с понятием «народный дух» – особенность народов, проживающих в одних географических, территориальных условиях. Далее менталитет начинает рассматриваться как система мировоззрения, основанная на этнической картине мира.
Понятие «менталитет этноса» было введенное в начале XX в. французским ученым Л. Леви-Брюлем). Менталитет представляет собой глубинный духовный склад, совокупность коллективных представлений, свойственных этносу, сформировавшихся в определенном природно-климатическом и историко-культурном пространстве.
Менталитет этноса определяет свойственные его представителям способы видеть и воспринимать окружающий мир. Он проявляется в свойственных представителям того или иного этноса способах действовать в окружающем мире, иллюстрирует оригинальность культуры этноса.
Подчеркнем, что сущность менталитета составляют мировоззрение, мировосприятие, мироосвоение, мироощущение. Ядро менталитета создает генетический код культуры, который отличает ее от других культур, определяет способы отношения к инновациям, обеспечивает адаптационные механизмы.
Кратко рассмотрим разницу между понятиями «менталитет» и «ментальность». Если ментальность характеризует психологические процессы, состояние, формы духовной деятельности, то менталитет – это свойственная той или иной группе система регуляторов жизни и поведения, непосредственно вытекающих из ментальности. Разграничение понятий менталитета и ментальности достаточно условно.
Далее проанализируем взгляды ученых, философов на проблему ментальности.
М. Блок считал, что ментальность выражает «внеиндивидуальную сторону личности, когда мы описываем ментальность прошлого, то восстанавливается картина мира – не в виде достояния лишь конкретного индивида, но в качестве параметров личности, предлагаемых человеку его культурой. Индивид усваивает ментальность через – язык, воспитание, социальное общение, в своем жизненном опыте, а не посредством биологического наследования».
По мнению Ж. Дюби ментальность – «это система образов, представлений, которые в разных группах или странах, составляющих общественную формацию, сочетаются по-разному, но всегда лежат в основе человеческих представлений о мире и о своем месте и, следовательно, определяют поступки и поведение людей. Изучение этих не имеющих четких контуров и меняющихся с течением времени систем затруднительно, необходимые сведения приходиться собирать по крохам в разных источниках».
По утверждению Л. Ладюри, «для характеристики менталитета необходимо исследовать такие социальной жизни как быт, природное и социальное окружение, семейную жизнь, религиозные верования, мифы, социальное поведение, которые и являются установками менталитета».
Менталитет часто воспринимается через понятие «душа народа». Так, английский мыслитель К. Юнг пишет: «в одном из своих аспектов душа не индивидуальна, но выводима из нации, сообщества, даже всего человечества».
Немецкий философ И.Г. Гердер отождествляет понятия «душа народа», «народный характер», «дух народа». По его мнению, именно народный дух создет основу этноса, одухотворяет культуру народа, выражаясь в языке, обычаях, ценностях, нормах, традициях. Народный дух является одной из узловых движущих сил исторического развития этноса.
Понятие «менталитет» осмысливается как «склад ума», «совокупность мыслей», «мыслительный образ», создающий «картину мира», выступающий в качестве самоидентификации этноса, также в качестве создания представления о какой-либо социальной группе, культурной общности.
В рамках отечественной науки и философии определение менталитета связывается с историей этноса. Менталитет отождествляется с национальными чертами характера, а черты менталитета в свою очередь, приравниваются к особенностям национального характера. Ментальность рассматривается как область человеческого бытия.
Понятия «менталитет» и «дух» народа сближаются. История менталитета анализируется как «все проявления человеческого духа», а сам менталитет как «всю духовную оснащенность человека и общества, его традиции, ритуалы».
Н.А. Бердяев говорит об «умопостигаемом образе русского народа», «русском сознании», «моральном сознании» или «характере русского народа».
Другой русский философ П.А. Флоренский, внешним проявлением национального духа называет «национальный характер», раскрывает особенности русского социального мироустройства и использует при этом понятия: «народное сознание», «духовный склад народа», «национальный дух» и т.д.
К.А. Абульханова отождествляя менталитет и сознание, говорит, что «дифференцирующими характеристиками менталитета являются – типы сознания, психологии, социального мышления, которые свойственны разным личностям одной этнической группы».
Историк-медиевист А.Я. Гуревич полагает, что «понятие «ментальность» заменимо понятием «картина мира». Ментальная картина мира включает в себя наиболее общие и мало изменяемые от поколения к поколению представления: о пространстве и времени в их соотнесенности между собой, о добре и зле, о свободе и равенстве, о праве и норме, о труде и досуге, о семье, о бессмертии и Боге, о личности и ее отношении к социуму».
Как считает А.Ю. Большакова, особенности природы русского менталитета состоят в том, что он в «своей стихийности и отторжении всякой оформленности (как насилия над собой) трудно поддается рационально-логическому анализу и упорядочиванию».
По мнению А.П. Бутенко и Н.В. Колесниченко, «Менталитет – определенное социально-психологическое состояние субъекта – нации, народности, народа, его граждан, – запечатлевшее в себе (не в памяти народа, а в его подсознании) результаты длительного и устойчивого воздействия этнических, естественно-географических и социально-экономических условий проживания субъекта менталитета».
И.К. Пантин пишет: «Менталитет – это своеобразная память народа о прошлом, психологическая детерминанта поведения миллионов людей, верных своему исторически сложившемуся «коду» в любых обстоятельствах, не исключая катастрофических».
А.А. Лагунов дает трактовку роусского этноса как «общие мировоззренческие черты больших и малых этносов, объединенных географически, политически, экономически и духовно-культурно в границах Российской Федерации».
«Этнический менталитет – пишет О.А. Кукоба – это исторически сложившаяся устойчивая органическая целостность социально-психологических качеств и черт, присущих именно этой этнической общности (народу, нации), составляющим ее группам и гражданам, существующая на осознаваемом и неосознаваемом уровнях, которая обуславливает единообразный, специфический для каждой общности тип мировосприятия, аксиологической оценки, поведения и с моидентификации .
С.Н. Алехина подчеркивает, что ментальность представляет собой «глубинные структуры, которые определяют на протяжении длительного времени национальное своеобразие какой-либо общности».
В.А. Мельник определяет национальный менталитет как «определенный способ видения мира и типичных образцов социального действия, регулирующих поведение народа на протяжении длительного времени».
По утверждению В.К. Трофимова, «термин «менталитет» по своей сути есть фактически не что иное, как более современный научный эквивалент категории «социальный характер», а слову «национальный характер» соответствует понятие «национальный менталитет». «Национальный менталитет – это глубинная суть национального характера, в которой выражены самые важные внутренние сущностные качества национального характера».
Современный исследователь А.С. Тихонов пишет: «Понятия «национальный менталитет», «менталитет народа», «этнический менталитет», «менталитет этнической общности», «этноменталитет» мы трактуем как синонимы, ибо это проблема соотношения категорий всеобщего и особенного, национального в общечеловеческом и общечеловеческого в индивидуальных формах национального. Исследования духовных основ чувашского народа, расселившегося на стыке Европы и Азии, православия и ислама во многих регионах РФ особенно актуальны, поскольку они таят в себе глубинную фундаментальную платформу общечеловеческих устоев, ценностных абсолютов и философско-этно-религозных учений о мире и обществе. Стремление любого народа познать свою историю, сохранить культуру и привычный, жизнеобеспечивающий психологический склад – естественное желание».
Итак, понятие менталитета характеризуется с разных сторон: исторической, философской, психологической, культурологической. Рассмотрев эволюцию осмысления менталитета, можно сделать вывод, что в мировом и отечественном социально-гуманитарном знании данное понятие тесно связано с этничностью, отождествляется с понятиями «этническое сознание», «национальный характер», «духовность».
.2 Картина мира как выражение менталитета этноса
Рассмотрим понятие «картина мира». По утверждению основателя данной дефиниции Р. Редфильда, « «картина мира» – это видение мироздания, свойственное отдельному народу, это представления членов общества о самих себе, о своих действиях, своей деятельности в мире».
Картина мира – одно из основных понятий, выражающих специфику бытия человека, отношение человека к миру.
Многими современными исследователями картина мира понимается в русле «исходного глобального образа мира, лежащего в основе мировидения человека, репрезентирующего сущностные свойства мира в понимании ее носителей и являющегося результатом всей духовной активности человека».
Формирование картины мира является неотъемлемым элементом человеческой жизни. Картина мира всегда «складывается как ответ на практические потребности человека – как необходимая когнитивная основа его адаптации к миру».
А. Эйнштейн пишет: «Человек стремится каким-то адекватным способом создать в себе простую и ясную картину мира для того, чтобы оторваться от мира ощущений, чтобы в известной степени попытаться заменить этот мир созданной таким образом картиной. Этим занимаются художник, поэт, теоретизирующий философ и естествоиспытатель, каждый по-своему. На эту картину и ее оформление человек переносит центр тяжести своей духовной жизни, чтобы в ней обрести покой и уверенность, которые он не может найти в слишком тесном головокружительном круговороте собственной жизни».
Менталитет, как уже говорилось выше, является общей характеристикой людей, проживающих в определенной культуре, позволяет описать и осмыслить их видение окружающего мира через систему взглядов, норм, установок, идеалов, стереотипов.
Менталитет – глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания этноса, система установок, представлений, выражающих особое специфическое видение мира, а, следовательно, определяющих фундамент культуры этноса. Этносы отличаются друг от друга своей ментальностью, которая предопределяет способность их представителей по-своему понимать внешний мир, оценивать самих себя.
Фактором воздействия на ментальность этноса выступают религиозные установки, географически, климатические особенностями среды обитания этноса, экономические, политические положения и нормы. Картина мира является образцом художественной организации материальных предметов, бытового окружения человека.
Этническое самосознание как относительно устойчивая система представлений, оценок, культурных признаков жизнедеятельности этноса – важнейшая составляющая выражения менталитета в этнической картине мира. Этническое самосознание представляет собой самоопределение народа, инструмент и механизм самоорганизации того или иного этноса.
Ядром этнической культуры выступают этнические ценности как совокупность культурных традиций этноса. К этническим ценностям относят традиционные формы хозяйствования: особенности семьи, ведения дел, предания, верования, черты народной художественной культуры и т.д.
Культурная традиция – важнейшая форма сохранения норм, ценностей, образцов этнической культуры. Для образования и функционирования этносов огромное значение имеет создание единого культурного поля: языка, традиций, символов. Не малое значение здесь также имеет формирование определенных ценностных установок, творчества, коммуникативных актов, языка и т.д. Этническая ментальность действует в виде стереотипов сознания и поведения носителя своей культуры.
Таким образом, менталитет выполняет функцию сохранения культурных стереотипов, выстраивает картину мира этноса. Менталитет выражается в этнической картине мира, регулирует духовные, интеллектуальные, моральные и материальные формы жизни этноса. Менталитет – мировоззренческая база картины мира, генетический код этноса.
2. Особенности формирования менталитета и картины мира русского этноса
.1 Специфика русского менталитета
менталитет русский этнос
В данном параграфе проанализируем особенности русского менталитета.
Основными чертами русского менталитета являются:
направленность на морально-нравственные начала;
соответствие менталитета православному мировоззрению.
Стержневыми факторами, влияющими на формирование русского менталитета, являются:
исторический;
географический;
религиозный;
культурный.
Рассмотрим эти факторы по отдельности. Относительно исторического фактора, надо сказать, что в разные исторические эпохи облик, образ русского народа видоизменялся. Каждому периоду истории соответствовала своя ментальность.
Специфические особенности в структуру русского менталитета внес географический фактор. Так, за счет наличия большого пространства (лесов, полей) и отсутствия преград в виде горных массивов развилась значительная склонность к экстенсивности, чем к интенсивности. Климатические условия, связанные с необходимостью употребления сил и средств для передвижения и жизни в трудных погодных обстоятельствах явились причиной беззлобия, миролюбия в русском менталитете. Как отмечал И.А. Ильин, «наше своеобразие от нашей природы – от пространства, от климата, от равнины, от отсутствия близкого моря, от рек, от погоды, от почвы, от растительности и от далекого рассеяния по пространствам. Все это выработало склонность человека стоять на своих ногах, самому строить свою жизнь, иметь свое мнение и расширять предел своей личной власти над вещами. Борьба с суровой природой требовала коллективного усилия людей, взаимовыручки и взаимопомощи».
Анализируя этническую культуру в целом, отметим, что основанием являются следующие факторы: ландшафт, биосфера, ближайшее этническое окружение, представление о духовном своеобразии народа, о национальном характере представителей, исторической судьбе, о национальной картине мира.
Особо следует сказать о таком факторе формирования русского менталитета, как религия.
Бесспорно, многие русские национальные черты имеют корни в религиозном видении мира. Православное постижение мира онтологически присуще для русского народа. Указанные черты русского менталитета предопределяют национальный характер.
Православная вера играет для русского менталитета роль духовного стержня, ядра. Особенности русского менталитета были заложены православием. Православие тождественно эмоционально-художественному строю русского менталитета, так как отражает русскую приверженность абсолютным духовным ценностям. Православная вера является духовно-нравственной опорой для большинства русского народа. Именно православие сформировало стабильность, органичное взаимодействие ментальных структур, устойчивость, долговечность и укорененность культурных традиций. На православии основан русский национальный дух, национальная этика и нравственность.
Проанализируем культурный фактор при формировании русского менталитета. Традиционные ценности русского человека – это представления, предпочтения, образ жизни и мышления, заложенные культурой предшествующих поколений. Русский национальный менталитет заключается в подчеркивании решающей роли национального воспитания и социализации в семье: почитание старших, родителей, приоритет духовно-нравственных мотивов поведения. Русские ментальные характеристики – это сострадание и любовь к другим, вера, духовность, правда, истина, красота.
В русском менталитете выражено действие законов саморазвития, внутренних механизмов самосохранения. Эсхатологизм как черта русского менталитета очень устойчив, выражается в нацеленности на будущее, в особом восприятии понятий «страшного суда», «греха», «покаяния» и т.д. Для русской эсхатологии характерна идея общего, соборного, а не индивидуального спасения. Главная идея русского менталитета – это идея преображения человека и мира. Другая категория русского менталитета – соборность. Соборность выступает как сочетание свободы и единства многих людей на основе их отношения к одним и тем же абсолютным, духовным ценностям и постулатам. По утверждению русского философа Н.Ф. Федорова, российское единство «не поглощает, а возвеличивает каждую единицу, различие личностей скрепляет единство».
К самобытным особенностям русского менталитета так же относят: «мессианизм, иррациональность и антипрактичность, диалогизм, нестяжательность, «синтетизм», дуализм, тяготение к крайностям и др. Общепризнанна нерасположенность русского духа к рационалистическим системам Запада, презрение к чисто теоретическим умозрительным построениям, не имеющим никакого отношения к практической и нравственной жизни. Иррациональный менталитет воспринимает информацию в форме нерасчлененного образа, отсюда образность, целостность восприятия, единство всех его противоречивых сторон. Русский живет сердцем и воображением, в отличие от европейца, который движется волей и рассудком».
Наиболее характерными аспектами русского менталитета являются православие, самодержавие, коллективизм. Русский менталитет проявляется через такие черты как «спонтанность» и «обыденность», «смирение». Противоречивость ценностных ориентаций и установок русского менталитета объясняется нравственно-психологическими, духовными основами жизни русского народа. К ряду характерных русских черт относятся: «национальное», «соборное» и «космическое».
Русскому народу присущи идеи самоценности, суверенности личности, идеалы ее духовной свободы. Именно эти ценности являются определяющими для развития этнической картины мира и могут служить основополагающими сущностными характеристиками русской традиционной культуры.
В целом, можно выделить следующие важнейшие характеристики традиционной русской ментальности, находящиеся в органическом взаимодействии:
.Духовность.
.Стремление к свободе и независимости.
.Понимание труда как высшей ценности.
.Стремление к справедливости и равенству.
.Способность легко уживаться с другими этносами.
6.Коллективизма.
7.«Консервативный тип мышления, настороженное отношение к новациям».
.Нравственный аскетизм и ригоризм.
.Связь с прошлым.
.- мессианизм.
Подытожим: русская ментальность – это культурно-психологическое явление жизнедеятельности человека. Исторические условия существования, географическая среда, православная религия, традиционные формы культуры наложили отпечаток на ментальность русского этноса.
2.2 Роль языка в этнической картине мира
Язык органически соединен с культурой этноса, язык и этническая культура связаны бесчисленными нитями.
Отметим, что при трансляции культуры этноса особую значимость приобретает проблема сохранности духовных ценностей. В связи с этим состояние, в котором находится звено хранения духовных ценностей того или иного этноса, является показателем, некой визитной карточкой культурной зрелости этноса, отражая его отношение к своим национальным корням и традициям.
М.Б. Ешич, говоря о системе распространения, трансляции культурных ценностей, выделяет в ее составе:
«а) непосредственную, неинституционную передачу ценностей, осуществляемую на уровне микросреды (семья, трудового коллектива и любого другого микросоциума);
б) институционное воспитание и образование: детские дошкольные учреждения, школы всех видов и уровней, просветительские организации и учреждения, включая и системы массовых коммуникаций».
В ХХ в. в связи с появлением электронных средств информации (радио, телевидение) язык становятся средством общеэтнической, межэтнической и даже международной коммуникации.
Язык – это и тексты, словесная действительность, средство общения и взаимодействия в сферах этноса. Единица языка – слово – является сигналом. Язык является механизмом, способствующим кодированию и трансляции культуры этноса.
Этническая общность не может быть названа таковой, если не объединена общим для всех его носителей языком, который служит гарантом передачи, трансляции культурных ценностей данного этноса. Мечковская Н.Б. пишет: «Культура отражается в языке на всех его уровнях, а также в его нормативно-стилистическом укладе».
Язык выражает специфику национальной ментальности. Являясь средством трансляции культуры, язык прорастает в этнос, становится его орудием: действительностью человеческого духа. Язык – фактор формирования этнокультурных кодов. Речевая, культура как ядро русской нации, актуализирует духовно-нравственные ценности российского общества, сохраняет их.
Язык – одна из основ жизни этноса, его объединения и самосохранения. Н. Губенко утверждает: «язык – это порождение культуры, одна из важнейших сил, соединяющих народ. Он главное средство общения внутри народа, он задает общий набор понятий, в которых мыслит народ. Язык – это мировоззрение».
Язык – это «зеркало национальной культуры». Язык – творчество этноса, включающее характер и душу народа. Язык – один из важнейших признаков нации, он органически связан с культурой, «духовным опытом народа», он рассматривается как путь, по которому человек проникает в ментальность этноса.
Границы языка этноса означают границы мировоззрения человека, который с детства усваивает язык и вместе с ним культурную традицию своего народа. Менталитет, картина мира этноса отражаются в его языке, который специфичен и уникален по своей сущности. Язык находится в сознании, памяти народа.
Язык любого этноса аналогичен археологическому раскопу, где собраны культурные слои разных исторических эпох, следы социокультурной жизни предшествующих поколений, их мировоззрение, мировосприятие, менталитет, система ценностей.
В языке адекватно воплощается историческая судьба, духовная сущность и оригинальность этноса. По самоопределению язык является мощным источником народности, национальности, патриотизма. Между языком и реальностью лежит народное мировосприятие, особый – национальный – склад ума и способ познания бытия. Болышева Н.Н. отмечает: «Язык – неотъемлемый и важнейший элемент любой национальной культуры, полноценное знакомство с которой обязательно предполагает попытку проникновения в образ мышления нации, попытку взглянуть на мир глазами носителей этой культуры. В коллективном сознании языкового сообщества выстраивается свой собственный мир, целиком отражаемый семантикой этого языка. Мышление носителей разных языков схоже лишь в своей основе. Все то, что выходит за рамки универсально-предметного кода, все это национально обусловлено, специфично».
Известно, что этнос самоидентифицируется с языком; этнос оосознает органическую связь с родным языком. Язык народа – это его историческая память. Духовная культура русского народа неповторимо отразились в русском языке: в его устной и письменной формах, в различных жанрах (древнерусских летописей, былин). Культура языка, культура слова предстает как неразрывная связь многих поколений.
По утверждению Н.Н. Болышевой, «Издревле народ на Руси называли языком. У преподобного Нестора летописца (XI век) нет даже слов: народ, племя, а только язык. Народ и язык – понятия нераздельно слитые, неотъемлемые, как тело и душа. Язык – среда обитания народа, воздух, которым он дышит. В процессе освоения родного языка ребенок усваивает жизненный опыт народа, языковую картину мира. И чем длительнее языковая традиция, чем богаче и возвышеннее словарный запас, тем богаче национальная культура, тем яснее проявляется национальное самосознание».
Родной язык – душа нации, этноса, через язык выявляются такие важнейшие особенности и черты, как национальная психология, характер народа, склад мышления, самобытность художественного творчества, нравственное и духовное состояние. Х. Боков пишет: «Посредством языка живут специфика национальной духовной культуры, этнические сказания, исторические источники, древние предания, многоцветный фольклор, богатства современной художественной культуры, сфера повседневности, непосредственного общения людей и их личной жизни – все это неотделимо от родного языка».
К.Д. Ушинский писал: «В языке своем народ в продолжение многих тысячелетий и в миллионах индивидуумов сложил свои мысли и свои чувства. Природа страны и история народа, отражаясь в духе человека, выражались в слове. Человек исчезал, но слово, им созданное, оставалось бессмертной и неисчерпаемой сокровищницей народного языка.… Наследуя слово от предков наших, мы наследуем не только средства передавать наши мысли и чувства, но наследуем самые эти мысли и эти чувства».
Итак, язык, важнейший компонент национальной культуры, который формируется вместе с образованием этноса, являясь предпосылкой и условием его существования. Язык – это ДНК созданной его носителями культуры, на его основе языка, как на основе генов ДНК, можно воссоздать культуру этноса.
Важнейшим комплексом черт традиционного этнического самосознания и этнической самоидентификации являются:
генетическое родство представителей группы;
религиозная традиция;
язык.
Язык здесь выступает не только как наиболее значимый инструмент социализации и освоения мира, главным образом, язык как «материнский язык» является средством духовно-психологической взаимосвязи со своим сообществом. Язык – это сердцевинная часть культуры этносов, выразитель и хранитель социокультурной памяти. Язык активно участвует во всех основных моментах культурного творчества.
Национальная языковая картина мира формируется на основе особенностей существования этносов, представляет собой единую систему взглядов, коллективную философию, транслирует специфичный способ концептуализации мира. Языковая система отражает фрагменты истории, материально-бытовые схемы, аксиологическую парадигму, а базовые элементы этнокультуры эксплицируются в языковой картине.
Отметим роль языка в современном культурном пространстве, связанном с процессами глобализации. Глобализация – многомерный процесс, действие которого оказывает сильное влияние на развитии этнических сообществ, затрагивает все сферы человеческой духовной деятельности. Глобализационный процесс представляет собой сложное взаимодействие этнокультурного фактора и цивилизационного развития.
Доказано, что массовая культура угрожает осуществлению культурной идентичности в условиях унификации ценностей, языка, стандартизации, универсализации образа жизни представителей этноса. Глобализирующая культура, используя свое технологическое и информационное превосходство, навязывает свои ценности, нормы и стандарты другим культурам, в частности этносам. Это приводит к нивелированию и модификации этнонациональных особенностей, так называемой культурной перекодировке.
Отметим, что одна из существенных линий в глобализационной проблематике – это утрата, потеря национально-культурной идентичности в результате распространения глобальных тенденций. Глобализация нивелирует национальные цивилизации и идеалы. В сфере культуры глобализация неизбежно имеет тенденцию к унификации национальных ценностей, культурных норм, образцов поведения, понижению статуса национальных, этнических языков. Этническое разнообразие человечества, с разнообразием культур, разнообразием языков – наибольшее достижение человеческой истории, следовательно, потерять его – необратимое обеднение жизни человечества, угроза его будущему, его этнической самобытности, родному языку.
По мнению Н.С. Трубецкого, «для полнокровного развития культуры необходимым условием является ее традиционность. В противном случае будет утрачен тот культурный фонд, без которого невозможна ее дальнейшая жизнь. Наиболее пагубным явлением, которое разрушает «органичность» культуры, является внедрение в нее чуждой культурной традиции. Среди всех мировых культур наиболее опасной в этом отношении – Европа. Нарастающая экспансия духовных ценностей романо-германской цивилизации представлялась Трубецкому величайшим бедствием для любой самобытной культуры».
В настоящее время человечество становится обществом потребителей массовой культуры, происходит пренебрежение и отторжение интересов этнических культур и традиций, стирание этнокультурных особенностей и характеристик, утрата национальной, культурной и языковой самобытности. По средствам глобальных коммуникаций и информатизации происходит засорение, загрязнение национальных языков, замещение русского языка чужим языком, в основном английским (американским). А.С. Панарин пишет: «глобализация – это не абстрактная универсализация, чудесным образом возникающая повсюду. Напротив, это конкретные партикулярности, которым придается глобальный характер. Глобализируется не язык йоруба, но английский, не турецкая, но американская массовая культура, не сенегальская, но японская и германская технологии. Геометрия и траектория глобализации достаточно ясны. Глобализация формулирует язык, структуру и динамику мировой власти».
Содержание массовых информационных процессов оказывает влияние на эмоции, мышление и стереотипы поведение человека. СМИ, Internet, реклама ярко отражают американскую культуру, которая способна кардинально поменять традиционные национальные ценности, стиль жизни этносов, используя при этом язык как главнейший инструмент культурного мышления, самовыражения.
Необходимо отметить, что языковая экспансия, имеющая тенденцию приобщения к мировой культуре, приводит к изменению ментального самосознания этносов. В условиях глобализации, американизации осуществляется трансформация ментальных стереотипов и моделей поведения носителей языка (при высоком преувеличении роли английского языка и дискредитации русского языка). С помощью заимствований осуществляются манипуляции индивидуальным и общественным сознанием. Подмена русских национальных концептов заимствованиями приводит к разрыву смысловых связей, слов. Тем самым, существует опасность потери русским этносом собственного образа мысли и жизни.
Прагматическое использование языка, положило начало процессу разрушения языка в современном обществе. «Язык стал товаром и распределяется по законам рынка. Внедрение в национальное мышление так называемых слов-амеб, не связанных с ментальными концептами, заполнение языка этими словами как одна из форм подчинения народов индивидуалистическим обществом».
Таким образом, отметим, что язык – это духовная реальность, живая деятельность человеческого духа. Субъекты-носители придают символическое значение русскому языку, считают его духовно-культурной ценностью. Объекты духовной культуры не вписываются в контекст глобализации, они остаются уникальными. Глобализация не должна распространяется на базовые элементы культуры: религию и этносоциальную память, язык как совокупность средств, преобразующих информацию о прошлом с целью сохранения опыта предшествующих поколений и передачи его потомкам. Сохранение этнической идентичности в условиях глобализации возможно преимущественно на основе этносоциальной памяти.
Заключение
В заключение можно сделать следующие выводы:
эволюция осмысления понятия «менталитет», как в мировом, так и отечественном социально-гуманитарном знании тесно связано с этничностью, отождествляется с понятиями «этническое сознание», «духовность». Развитие понятия «менталитет» приводит к пониманию его как «духовное оснащение» человека, особенности поведения, мышления. понятие менталитета характеризуется с разных сторон: исторической, философской, психологической, культурологической. С понятием «менталитет» глубоко взаимосвязано определение – «национальный характер» как совокупность черт национальной группы, этноса.
менталитет выполняет функцию сохранения культурных стереотипов, выстраивает картину мира этноса. Менталитет выражается в этнической картине мира, регулирует духовные, интеллектуальные, моральные формы жизни этноса. Менталитет – мировоззренческая база картины мира, генетический код этноса.
русская ментальность – это культурно-психологическое явление жизнедеятельности человека. Исторические условия существования, географическая среда, православная религия, традиционные формы культуры наложили глубокий отпечаток на ментальность русского этноса. Менталитет русского этноса определяют ярко выраженные черты его представителей, общее мировоззрение, способы понимания окружающего мира. Ментальность проявляется в свойственных представителям русского этноса способах действовать в окружающей среде.
в этнических группах язык понимается как средство формирования мировоззрения, он зацементирован в самой человеческой природе и способствует развитию духовно-нравственных актов. Язык – это духовная реальность, живая деятельность человеческого духа. Субъекты-носители придают символическое значение русскому языку, считают его духовно-культурной ценностью. Язык отображает культурно-национальную ментальность. Глобализация не должна распространяется на базовые элементы культуры этноса. Сохранение этнической идентичности в условиях глобализации возможно преимущественно на основе этносоциальной памяти.
1.Абульханова-Славская К.А. Состояние современной психологии: субъективная парадигма // Предмет и метод психологии: Антология / Под ред. Е.Б. Старовойтенко. М.: Академический проект: Гаудеамус. 2005.
.Алехина, С.Н. Идея дома в русской ментальности (философские исканияB. В. Розанова) Текст. / С.Н. Алехина // Соц.-гуманит. знания. 2003. №6.1.
.Бердяев, Н.А. О человеке, его свободе и духовности Текст.: избр. тр. / Н.А. Бердяев. М., 1999.
4.Блок М. Апология истории или ремесло историка. М.: Наука. 1973.
.Боков Х.Х. Интернационализм – часть национальной идеологии граждан России // Русская нация – системообразующее ядро российской государственности: сб./редкол. Е.С. Троицкий и др. – М.: 2007.
6.Болышева Н.Н. Развитие языка в условиях глобализации: социально-философский аспект: диссертация… кандидата философских наук: 09.00.11 Красноярск, 2006, 171 c.: 61 07-9/6.
.Большакова, А.Ю. Нация и менталитет: феномен «деревенской прозы» XX века Текст. / А.Ю. Большакова. М., 2000.
.Болышева Н.Н. Развитие языка в условиях глобализации: социально-философский аспект: диссертация… кандидата философских наук: 09.00.11 Красноярск, 2006, 171 c.: 61 07-9/6.
.Бутенко, А.П. Менталитет россиян и евразийство: их сущность и общественный смысл Текст. / А.П. Бутенко, Н.В. Колесниченко // Социол. ис-след. 1996. №5.
10.Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. – М.: Наука, 1977.
.Губенко, Н. Война против памяти, разума, совести / Н. Губенко // Правда. Спец. выпуск, июнь. 2007.
.Гуревич, А.Я. От истории ментальности к историческому синтезу Текст. / А.Я. Гуревич // Споры о главном: Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы «Анналов». М., 1993.
.Духовно-культурные ценности России и стратегические технологии (научно-аналитический обзор): Сб. науч. тр. – М.: ИНИОН РАН.
.Дюби, Ж. Трехчастная модель, или Представления средневекового общества о себе самом / Ж. Дюби. М., 2000.
.Ешич М.Б. Культура в системе общества // Культура в общественной системе социализма: теоретические и методологические проблемы. – М.: 1984.
.Катаев, М.В. Бессознательное и менталитет: сущность, структура и взаимодействие: автореф. дис. канд. филос. наук. Пермь, 1999.
17.Кознова И.Е. ХХ век в социальной памяти российского крестьянства. – М.: ИФРАН, 2000.
18.Кукоба, О.А. Природа и структура этнического менталитета Текст. / О.А. Кукоба // Философия и общество. 2004. №4.
19.Лагунов, А.А. Современный российский менталитет: Социально-философский анализ Текст.: дис. канд. филос. наук. Ставрополь, 2000.
.Люблинская А.Д., Малов В.Н. [Рец. на кн.: Леруа Ладюри Э. Крестьяне Лангедока] // Ср. века. Вып. 34. М., 1971; Гуревич А.Я. Истор. синтез и Школа «Анналов». М., 1993.
.Менталитет и аграрное развитие России (Х1Х-ХХ вв.) Текст.: матер. Междунар. конф. (Москва 14-15 июня 1994 г.) / редкол.: В.П. Данилов, Л.В. Милов [и др.]. М., 1996.
22.Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика: пособие для студентов гуманит. вузов и учащихся лицеев – 2-е изд., испр/ М.: Аспект Пресс, 199.
.Мосейко, Е, Н. Кризис идентичности и духовные искания африканской интеллигенции Текст. / Е.Н. Мосейко // Восток. 2006. №4.
24.Муругова, А.В., Кожевников, В.П. Русский менталитет. Монография. – Нижний Новгород. – 2006.
.Панарин А.С. Народ без элиты – М.: Алгоритм: Эксмо, 2006.
.Пантин, И.К. Проблема самоопределения России: историческое измерение Текст. / И.К. Пантин // Вопр. философии. 1999. №10.
.Русская словесность: от теории словесности к структуре текста: Антология.-М.
28.Скворцов Л.И. Язык, общение и культура (экология и язык) // Русский язык в школе. – 1994. – №1.
.Советов Ф.В. Закономерные особенности русского менталитета [Текст] / Ф.В. Советов // Сборник трудов аспирантов и магистрантов. Сер. «Социально-гуманитарные науки» / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. – Н. Новгород, 2007.
30.Тихонов А.С. Менталитет этноса как морально-психологический фактор жизнедеятельности народа. – #”justify”>.Трофимов В.К. Менталитет русской нации: Учебное пособие. Ижевск: Иж ГСХА, 2004.
32.Трубецкой, Н.С. Мы и другие / Н.С. Трубецкой // В кн.: Русская идея. – М.: Айрис Пресс. 2002.
33.Хоруженко К.М. Культурология: Энциклопедический словарь. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
34.Юнг К. Структура души // Проблемы души нашего времени: пер. с нем. – М., 1994.