- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 195,06 Кб
Ментальность северной Африки по литературному ландшафту Мухаммеда Диба
Введение
Ю.А. Веденин в отношении литературных ландшафтов справедливо указывает на то, что особый интерес представляет проблема сохранения реальных литературных пейзажей, сформированных в результате сотворчества писателя с конкретными природными и социокультурными процессами, происходящими на вполне определенной территории. Возникающие при этом культурные ландшафты имеют вполне конкретные содержание, пространственную структуру, границы. Их можно сохранить, а можно и уничтожить, стереть с лица Земли.
Однако в отличие от других природных и культурных ландшафтов их границы, предметы охраны создаются в процессе творческой деятельности художника. Многие из них имеют чрезвычайно значимый информационный слой, созданный в результате литературного труда писателя или поэта. Особую ценность приобретают те ландшафты, в которых сохраняются материальные тела или явления – носители этой информации. Среди них могут быть природные и антропогенные элементы ландшафта, панорамы, пейзажи, отраженные в художественных произведениях, и даже реальные люди, когда-то жившие в этих местах, а впоследствии ставшие прообразами литературных героев и оставившие о себе память в материальных объектах и в воспоминаниях современников или в устных преданиях. Все это входит в представление о литературных культурных ландшафтах и может рассматриваться как часть эстетики ландшафтов.
Объектом курсовой работы является северная Африка.
Предмет – литературные ландшафты Африки.
Цель курсовой работы – охарактеризовать ментальность северной Африки по литературному ландшафту Мухаммеда Диба.
Задачи:
. Анализировать вмещающие ландшафты Нигерии.
. Рассмотреть Нигерию в контексте цивилизационного развития.
. Анализировать культуру Нигерии.
. Выявить литературное пространство писателя Мухаммеда Диба.
. Рассмотреть Мухаммеда Диба как выразителя национально-культурных доминант.
. Выявить литературные ландшафты Мухаммеда Диба.
. Составить оценку показателей ментальности по литературному ландшафту писателя Мухаммеда Диба.
. Нигерия как африканский "берег", опаленный инокультурным воздействием (исламизированный район)
Нигерия расположена в Западной Африке на побережье Гвинейского залива и занимает площадь 923 768 км², являясь 32-й страной в мире и 14-й в Африке по территории. Общая длина государственной границы составляет 4047 км: на западе – с Бенином, на севере – с Нигером, на северо-востоке – с Чадом, на востоке – с Камеруном; линия побережья составляет 853 км.
Наивысшая точка страны – гора Чаппал-Вадди расположена в штате Тараба вблизи с нигерийско-камерунской границей.
Реки Нигер и Бенуэ делят страну на две части: в южной части расположена Приморская равнина, а в северной преобладают невысокие плоскогорья. Большую территорию страны занимает Приморская равнина, образованная в основном речными наносами. На западе равнины вдоль побережья расположена цепь песчаных кос, которые соединяются друг с другом и Гвинейским заливом [1].
.1 Природа Нигерии
Богата и разнообразна природа страны, протянувшейся от побережья Гвинейского залива до оз. Чад. Благодаря разнообразию природных условий Нигерию называют Западной Африкой в миниатюре. Действительно, в стране встречаются почти все типы ландшафтов региона.
Если пересечь Нигерию с севера на юг, можно проследить, как постепенно опу-стыненная и сухая саванна переходит в высокотравную влажную саванну, затем появляются парковые леса и, наконец, лесосаванна и вечнозеленый влажный лес. В северной части страны большую часть года дует сухой, знойный ветер пустыни – харматтан, приносящий тучи песка и пыли. А на юге, где господствуют влажные юго-западные муссоны, выпадает много осадков и относительная влажность достигает почти 100%.
Если взглянуть на физико-географическую карту Нигерии, можно увидеть, что р. Нигер со своим притоком Бенуэ делит страну на две части. К югу от долин этих рек большая часть территории занята Приморской равниной, а к северу преобладают невысокие плоскогорья.
Приморская равнина – наиболее обширная низменная область страны, протянувшаяся на сотни километров с запада на восток. Равнина образована наносами рек. Слабо изрезанное морское побережье мало удобно для стоянки судов. На западе вдоль берега моря тянется цепочка песчаных кос, образующих лагуны. Узкими протоками лагуны соединяются между собой и с Гвинейским заливом. Самая крупная из них – Лагос, на берегах которой находится столица Нигерии и главный морской порт страны [2].
.2 Древняя цивилизация Нигерии
Нокская цивилизация развивалась внутри Нигерии. Существовала цивилизация в течение 1100 лет с 900 гг. до н.э. до 200 гг. н.э.
Центральная и юго-западная части современной Нигерии. Занимает территорию современного Нигера, также немного захватывала Бенин и Нигерию. На море эта цивилизация не выходила.
Нигерийский очаг древнейших цивилизаций непосредственно связан с возникновением в Западной Африке индустрии железа. Большинство ранних цивилизаций Нигерийского очага отличает та или иная степень преемственности по отношению к так называемой культуре Нок – самой ранней в регионе культуре железного века, восходящей к V в. до н. э.
К ней принадлежат древнейшие дошедшие до нас памятники художественного творчества народов Тропической Африки – богатая коллекция реалистических скульптур, найденных при раскопках наряду с металлическими и каменными орудиями, украшениями из металла и жемчуга.
Помимо чисто художественных достоинств она интересна тем, что в ней представлены черты стиля, сохранявшиеся в традиционной африканской скульптуре (включая и деревянную) вплоть до нашего времени. Кроме того, завершенность художественной формы предполагает этап достаточно долгого развития данной художественной традиции.
Цивилизация Нок, названная так по месту первой находки их скульптуры (африканская деревушка Нок), возникла в Нигерии примерно за 900 лет до нашей эры и загадочно исчезла в 200 году нашей эры. Её социальная система была чрезвычайно продвинутой и представляла собой конец неолита (каменного века) и начало Железного века. Как полагают, цивилизация Нок раньше всех в регионе, расположенном к югу от Сахары, стала изготавливать глиняные статуэтки – Терракота.
Творцами культуры цивилизации Нок были предки нынешних народностей, населяющих центральные районы Нигерии.
тысячи лет назад, жители северной части центральной Африки, из-за засухи, вынуждены были эмигрировать на юг к Гвинейскому заливу, обосновавшись в береговых деревнях, местонахождение которых было определено по археологическим остаткам (каменные топоры, фрагменты изделий из керамики и железа).
Там, между новыми поселенцами произошло смешение культур, что взаимно обогатило их опыт в скотоводстве, возделыванию злаков. Известно, что это была неоднородная группа, поскольку у каждого сообщества был свой стиль обработки керамики, но общим у них было одно – они владели искусством металлургии.
В середине первого тысячелетия до нашей эры, участившиеся осадки, вызывавшие наводнения, вынудили поселенцев отказаться от береговой зоны и переселиться в область плоскогорий Нигерии, в междуречье рек Нигер и Бенуа. Так появилась цивилизация Нок, культурный багаж которой включает продвинутые сельскохозяйственные и ремесленные знания, а также необычную чувственную эстетику, выраженную в их произведениях искусства.
Считается, что культура Нок была первой в центральной Африке, перешедшей из каменного века в железный. Именно с её расцветом, который датируют 100-200 лет нашей эры, связано начало железного века в Африке к югу от Сахары в Центральной Нигерии, и появление западноафриканской пластики.
Терракотовую культуру Нок называют главным свидетельством расцвета Африканских цивилизаций, и выдвигают предположение, что их социальный строй в конечном счёте развился в более позднее сообщество в плоскогорьях Джос.
Причиной гибели цивилизации Нок, возможно, послужили неизвестная эпидемия или сильное наводнение. С другой стороны, закат Нок, в первом тысячелетии, совпадает с возникновением, на берегах озера Чада, другой культуры, сравнимой по уровню, с которой она поддерживала некое соперничество из-за влажных зон (что объясняет появление оборонительных сооружений в деревнях).
Первые следы цивилизация Нок впервые были открыты в 1928 в плоскогорьях Джос во время горных работ. Тогда были обнаружены первые осколки, но потом забыты. В 1932 году группа из 11 статуэток в отличном состоянии была обнаружена вблизи города Сокото. В это же время были привезены статуэтки из города Катсина. И хотя в них прослеживалась схожесть с классическим стилем Нок, связь между ними всё же не до конца ясна.
О том, что культура Нок – чисто африканская, говорят некоторые стилистические особенности, сближающие ее с деревянной скульптурой современной Африки. Сразу, например, бросается в глаза то, что головы древних фигурок непропорционально огромны: на них приходится от одной трети до половины длины всего тела. Так же в тех краях изображают людей и сегодня: ведь голова – это основное вместилище "ньяма", жизненной силы, и ее размеры в Африке традиционно принято преувеличивать.
Культура Нок считается первопроходческой в африканском сельском хозяйстве и металлургии, но особняком стоит его художественный стиль.
Вероятно, существовали коммерческие отношения между севером и югом пустыни Сахары в течение первого тысячелетия нашей эры, известно, что существовали повозки, тянущиеся лошадьми. Поселенцы с юга предоставляли золото, слоновую кость и другие продукты характерные для тропической фауны, в то время как с севера привозили соль, материи, керамику, стекло, некие фрукты и, даже лошадей. Лошадь – животное, которое, действительно, производило впечатление на Нок, которые часто, в своём искусстве, моделировали фигуры наездников, большей частью мужчин. Эти предметы считались самыми ценными в искусстве Нок.
Вообще, их культура имела широкий радиус воздействия, ибо ее традиции сохранились и живут в искусстве множества различных племен – от Берега Слоновой Кости до Анголы. Прически, подобные известным в пластике культуры Нок, можно обнаружить в скульптурах племени балуба в Конго: деформации черепа – у конголезского племени мангбету; форма глаз и рта – в скульптуре йоруба; гротеск – в масках ибибио из южной Нигерии. Танцевальные маски ибов из Нигерии и племени кран с Берега Слоновой Кости относятся к арсеналу демонологических представлений Нок, а знаменитые в этой культуре головы Януса сохранились до сих пор в масках нигерийских племен ибибио и экон.
Отличительной чертой пластики культуры Нок, позже редко встречающейся в африканской скульптуре, является динамика движения, о чем свидетельствуют сохранившиеся статуэтки людей и животных. Эта динамика выработана культурой Нок самостоятельно, без влияния иных культур. Эта тенденция сохранилась только в скульптуре нижнего течения Конго и в Анголе.
Фигурки Нок поражают удивительным разнообразием форм, которое сочетается с глубоким единством стиля, позволяющим безошибочно отнести их к одной "художественной школе", несмотря на то, что один из фрагментов приближается к тому, что мы бы назвали натуралистическим стилем, в то время как другой удален от него настолько, что лишь с трудом может быть причислен к изобразительному искусству… причем общие формальные признаки очень просты; прежде всего, это особая трактовка глаз, которая обычно приближается к треугольной или полуциркульной форме, а также носовых и ушных отверстий (иногда также и рта).
С помощью радиоуглеродного метода удалось определить возраст находок – самые ранние были сделаны в 5 веке до н.э., самые поздние – примерно в 300 году н.э. Однако, последние исследования, датируют самые древние фигурки, старше 3000 лет, т.е. 900 лет до н.э., что выяснилось посредством термолюминисцентного анализа.
Ремесленники, которые работали у Нок, использовали один и тот же материал, как для своих гончарных изделий, необходимых в повседневной жизни, так и для изготовления высокохудожественных статуэток – крупнозернистую глину. Для столовой посуды глину высушивали на солнце или обжигали в очагах или открытых печах при температуре порядка 300 градусов по Цельсию. Для отдельных произведений, они использовали специальные закрытые печи, в которых достигали больших температур.
Назначение статуэток до сих пор неизвестно, поскольку научные изыскания пока не дали результатов. Однако известно, что керамические портреты культуры Нок служили погребальным целям, что вполне соответствует обычаям Западной и Центральной Африки.
Нок также причастны и к повсеместному распространению металлургии железа В Африке южнее Сахары. Их культуре принадлежат и бронзовые скульптуры. Грубую глиняную болванку обмазывали толстым слоем воска, из которого лепили модель. Затем ее вновь покрывали глиной и заливали в специально оставленное отверстие расплавленный металл. Когда воск вытекал, модель сушили, внешний слой глины разбивали, и полученную бронзовую фигурку тщательно шлифовали, "доводя до ума". Этот метод был известен еще в Древнем Египте, но в Африке ничего подобного ранее не находили.
Есть исследователи, которые отрицают существование подлинной Культуры Нок, например такие как археолог Граам Конна, который считает, что скорее следует говорить о группе общих черт, свойственных первому периоду Железного века в этой зоне Африки, между разными, независимыми от зон проживания культурами, которые, в действительности не формировали единственную цивилизацию [3].
.3 Современное цивилизационное пространство
Древнейшим культурным центром стран побережья Бенинского залива считается город Ифе, или Иле-Ифе. По традиционным представлениям народов региона, это место зарождения человечества, государственности, достижений культуры. Такая точка зрения на созидательную культурно-историческую роль Ифе поддерживалась официальными этногенетическими легендами, имела широкое хождение в народе, передаваясь из: поколения в поколение, и подкреплялась культово-обрядовой практикой большинства йорубских государств и Бенина.
В языке йоруба Иле-Ифе имеет несколько устойчивых эпитетов, образно выражающих представления народа об историческом значении города. Они переводятся на русский язык примерно как "Иле-Ифе, самая древняя земля", "Иле-Ифе, где создавался мир", "Иле-Ифе, где забрезжил первый в мире рассвет", "Иле-Ифе, господин мира".
Если в колониальный период к культуре Ифе относились с пренебрежением, отрицая ее автохтонность и самобытность, то в независимой Нигерии она стала объектом поклонения и изучения. Правда, работы по комплексному изучению Ифе, в частности археологические раскопки, финансируются далеко не в той мере, в какой заслуживает объект. Однако нельзя не признать, что и правительство и народ делают немало для того, чтобы создать Ифе всемирную славу.
В этом городе с 1962 г. работают Университет и Институт африканских исследований, которые помимо решения учебных и научносследовательских заач ведут широкую культурно-просветительную работу: организуют фестивали искусств, семинары, конференции, посвященные истории, культуре и искусству Африки и Нигерии. При Институте создан культурный Центр Ори Олокун ("Голова Олокуна"), где работают театральные группы и художественные мастерские. Периодически устраиваются выставки традиционного искусства, демонстрируются ритуальные танцы, организуются выступления фольклорных групп из всех районов йорубской земли. Все это по возможности записывается и изучается.
В 1975 г. с целью содействия правительственным организациям в охране и сохранении историко-культурных памятников (святилищ, священных рощ, скульптур и т.п.) и организации научных и массовых мероприятий, посвященных культуре Ифе, стране йоруба, Нигерии и Африке, была создана Культурная ассоциация исторических памятников Ифе.
В результате смешения устойчивых культурных традиций со сведениями, почерпнутыми из Библии, с обрывками школьных знаний, а также (точнее – прежде всего) благодаря осознанию величия своей страны и естественному стремлению видеть ее культурные достижения в одном ряду с вкладом других народов в мировую цивилизацию в настоящее время родились неотрадиционные мифы, т.е., в сущности, псевдомифы об ифской культуре. Они интересны не только как своеобразные исторические документы эпохи.
Гораздо более важно то, что они отражают и до определенной степени формируют общественные настроения, являются живой историей, распространяемой как по традиционным каналам информации (которые, кстати сказать, расширились благодаря тому, что Ифе стал местом паломничества приверженцев традиционных йорубских верований со всего социокультурного региона), так и через местную печать [4].
1.4 Культура Нигерии
нигерия ментальность диба литературный
В современной культуре Нигерии живы народные традиции. Они проявляются и в деревянной скульптуре йоруба, и в масках, создаваемых мастерами ибибио, ибо, йоруба, иджо. Традиционные элементы культуры проявляются в произведениях талантливого нигерийского скульптора и художника Бена Энвонву, в настенной живописи и архитектуре Феликса Идубора, украсившего резьбой деревянные панели во Дворце нации в Лагосе. Интересом к традиционному искусству, его традициям проникнуто творчество национального театра, танцевальных и музыкальных коллективов, фестивалей народного искусства [5].
2. Литературное пространство Мухаммеда Диба
Мухаммед Диб – алжирский писатель, творчество которого затронуло районы Северное Нигерии. Дата рождения – 21 июля 1920 Место рождения: Тлемсен Дата смерти: 2 мая 2003 (82 года) Место смерти: Ля-Сель-Сен-Клу Гражданство: Алжир Род деятельности: писатель Язык произведений: французский Премии: Премия Фенеона (1953).
Муха́ммед Диб (араб. ãÍãÏ ÏíÈýý, фр. Mohammed Dib, 21 июля 1920, Тлемсен – 2 мая 2003, Ля-Сель-Сен-Клу) – алжирский автор, автор более 30 романов, и многочисленных рассказов, стихов и детской литературы на французском языке. Один из самых плодотворных и известных алжирских писателей. Его работы описывают историю Алжира XX столетия, уделяя особое внимание в борьбе Алжира за независимость. Кракое описание жизни: Диб родился в Тлемсене, западный Алжир, около границы с Марокко, в семье среднего класса спустившаяся в бедность. После потери отца, Диб в 15 лет начал писать стихи. В 18 лет он начал работать учителем в соседнем городе Уджда, Марокко. В 1920-1930-е годы работал ткачом, учителем, бухгалтером, переводчиком (для французских и британских военных), и журналистом в "Alger Républicain" и коммунистической газете "Liberté". В течение этого периода он также изучал литературу в Алжирском университете. В 1952, за два года до Алжирской революции, он женился на француженке, вступил в Алжирскую коммунистическую партию и посетил Францию. В том же самом году он издал свой первый роман "La Grande Maison" (Большой Дом). В 1959 году он был выслан из Алжира французскими властями за поддержку независимости Алжира, и в связи с успехом его романов (в которых описывалась не простая жизнь алжирцев под гнетом французов). Вместо переезда в Каир по примеру многих алжирских националистов ему помогли остаться во Франции. С 1967 он жил в La Celle-Saint-Cloud близко Парижа.
С 1976-1977 Диб работал преподавателем в Калифорнийском университете Лос-Анджелеса. Он также является профессором в Сорбонне в Париже. В последующие годы он часто посещал Финляндию где написал несколько своих поздних романов.
Умер в Ля-Сель-Сен-Клу 2 мая 2003. Творчество: Его дебютный роман "La Grande Maison" является первой частью трилогии о крупной алжирской семье. Основной герой, Омар, является молодым мальчиком, выросшим в бедности в Алжире накануне Второй мировой войны. Вторая часть, "L’Incendie" изданная в том же самом году описывала жизнь Омара во время второй мировой войны. Заключительная часть трилогии, "Le Métier à tisser" описывает взрослую жизнь работяги Омара. Трилогия была частично автобиографична. Также работал профессором в Московском Государственном Университете.
С 1985-1994 он пишет полуавтобиографический роман о посещении уроженца Северной Африки северных стран, о взаимоотношении этого человека с северной женщиной и о посещении их совместного ребенка родины отца. Диб также помог перевести на французский язык несколько финских книг: La grande maison (1952) L’incendie (1954) Au café (1957) Le métier à tisser (1957) Baba Fekrane (1959) Un Éte africain (1959) Ombre gardienne (1961) Qui se souvient de la mer (1962) Cours sur la rive sauvage (1964) Le talisman (1966) La danse du roi (1968) Formulaires (1970) Dieu en barbarie (1970) Le Maitre de chasse (1973) L’histoire du chat qui boude (1974) Omneros (1975) Habel (1977) [6].
3. Мухаммед Диб как выразитель национально культурных доминант
Мухаммед Диб – алжирский писатель, автор более 30 романов, а также многочисленных рассказов, стихов и детской литературы на французском языке.
Один из самых плодотворных и известных алжирских писателей. Его работы описывают историю Алжира XX в., уделяя особое внимание в борьбе Алжира за независимость. После потери отца, в 15 лет начал писать стихи. В 18 лет начал работать учителем в соседнем городе Уджда, Марокко. В 1920-30-е гг. работал ткачом, учителем, бухгалтером, переводчиком (для французских и британских военных), а также журналистом в "Alger Republicain" и коммунистической газете "Liberte". В течение этого периода он также изучал литературу в Алжирском университете.
В 1952 г., за два года до алжирской революции, он женился на француженке, присоединился к алжирской Коммунистической партии и посетил Францию. В том же самом году он издал свой первый роман "La Grande Maison" (Большой Дом).
С 1976-1977 гг. работал преподавателем в Калифорнийском университете Лос-Анджелеса, также был профессором в Сорбонне в Париже. В последующие годы часто посещал Финляндию где написал несколько своих поздних романов. Его дебютный роман "La Grande Maison" является первой частью трилогии о крупной алжирской семье. Основной герой, Омар, является молодым мальчиком, выросшим в бедности в Алжире накануне Второй мировой войны. Вторая часть, "L`Incendie" изданная в том же самом году описывала жизнь Омара во время второй мировой войны. Заключительная часть трилогии, "Le Metier a tisser" описывает взрослую жизнь работяги Омара. Трилогия была частично автобиографична. Также работал профессором в Московском Государственном Университете. В 1985-1994 гг. пишет полуавтобиографический роман о посещении уроженца Северной Африки северных стран, о взаимоотношении этого человека с северной женщиной и о посещении их совместного ребенка родины отца. Также помог перевести на французский язык несколько финских книг [7].
4. Литературные ландшафты писателя
. "Мужской" и "женский" тип (маскулинность и фемининность)
"Мужской" и "женский" тип (маскулинность и фемининность) представлен в данном романе главным образом заботой об окружающих.
. Прагматизм
Данный показатель нашел свое отражение в романе. Каждый мужчина в душе поддерживает связь с собственным прошлым. Они вспоминают моменты своей жизни. Описывается как общество поддерживает связь с собственным прошлым.
. Индекс дистанции власти
Данный показатель ментальности очень плохо показывает степень, с которой члены общества имеющие относительно меньшую власть ожидают и принимают неравномерное её распределение внутри общества.
. Индивидуализм и коллективизм
Этот показатель отражает высокую степень взаимозависимости поддерживаемую между членами своей семьи.
. Индекс избегания неопределенности
Этот роман насквозь пронизан этим типом ментальности. Неопределенность сквозит почти в каждой написанным автором предложении. Показывает яркие скачки, в которых члены общества просто обеспокоены неоднозначными или неясными ситуациями.
Заключение
Современная Нигерийская цивилизация локализуется на нынешние территории Нигерии. Расцвет Ифе пришелся на XII-XIX века, но он существует и сегодня. Внутри страны йоруба процветали торговля и ремесла. Ремесленные изделия Ойо, особенно ткани, славились далеко за его пределами. Бронзовые скульптуры и удивительные мостовые из десятков миллионов круглых глиняных черепков
С помощью литературно-географичского подхода, была проанализирована ментальность Нигерийского цивилизационного пространства, за выразителя национально-культурных доминант был взят Мухаммед Диб. С помощью его романов и рассказов выявлено, что у население Нигерийской цивилизации нет явно выраженного мужского или женского типа, люди Нигерийской цивилизации очень прагматичны – ценят традиции и считают, что образование залог успешного будущего, между властью и людьми – большая дистанция, каждый человек соотносит себя с другим – это отражение яркого коллективизма в обществе.
Список использованных источников
1. Википедия / Нигерия – 2015 г. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org
. Афрка / Географическое положение Нигерии – 2011 г. – Режим доступа:#”884035.files/image001.gif”>
Карта Литературного ландшафт Мухаммеда Диба литературное пространство Мухаммеда Диба.
Приложение Б (обязательное)
Таблица 1. Показателей ментальности по литературному ландшафту писателя Мухаммеда Диба
Показатель ментальности | Литературное отображение | Анализ текста |
"Мужской " и "Женский " тип (маскулинность и фемининность). | "Мама, мама ты бы пошла легла". – громко окликает Мухтар. Что? Что ты сказала? Мне вовсе не хочется спать дорогой. И не чего отсылать меня так рано. (Мухтар на протяжении всего романа пытается заботиться о своей старой маме, хотя она его и не слушает.) | Используется низкий показатель. Он свидетельствует о том, что доминирующими ценностями в обществе будут забота об окружающих. |
Индекс дистанции власти. | – Плохо кончится? Так я тебе скажу по-свойски: ступай-ка ты домой и сиди тихонько. – Что ты повис на осле? Слезай. (Алляль пытается всеми командовать и ставит себя выше всех остальных членов общества.) | Данный показатель больше показывает высокий индекс дистанции власти. |
Индекс избегания неопределенности. | – А если он умрет?- вырвался у него крик, и он впился глазами в кузнеца. На мгновение старик словно потерял рассудок, но сразу же взял себя в руки. ( Мурхум в романе сталкивается с ситуациями, где чувствует беспокойство и пытается скрыть его.) | Высокий показатель данного индекса. |
Прагматизм | Постойте, мне вспомнилось, как у меня произошла досадная история с одним студентом богословского факультета. К этому юноше я проникся с уважением: у него были приятные манеры, а в каждом слове чувствовался высоким ум. Несмотря на молодость, он обладал большими познаниями. – Алляль Талеб остановился- на него нахлынули воспоминания; потом улыбнулся и продолжал с едва уловимой иронией. Мархуму от души жаль этого старика- на прошлой неделе у него расстреляли двоих сыновей. Ведь в молодости он прекрасно пел – эта подробность пришла мне на память вместе со многими другими. | Измерения описывает, как общество поддерживает связь с собственным прошлым, сталкиваясь с вызовами настоящего и будующего. |
Индивидуализм и коллективизм. | – Так-то! Раз никто меня не похвалит, я сам себя похвалю. Это все же лучше, чем растолковывать сны или злословить о соседе! – Жить так, как мы жили вчера, кажется нам уже бессмысленным. Пройдет сто лет, и вряд ликто вспомнит, что и мы когда-то были на земле. – Так когда же он приедет? Скажешь ты наконец? Я прямо как на угольях сижу. У людей есть благие принципы, сами же люди ничего не стоят. Но чего, спрашивается, стоят принципы, если они не служат ничему хорошему? Раз природа человека порочна, так и принципы извращаются, их истинный смысл искажается, они становятся повязкой на глазах людей. | Показатель отражает степень взаимозависимости поддерживаемую между членами общества. |