- Вид работы: Курсовая работа (п)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 18,64 kb
Методика организации и проведения фестивалей (конкурсов, смотров) народного художественного творчест…
Содержание.
Введение.
1. Организация.
2. Конкурс.
3. Критерии оценок.
4. Функции оргкомитета, жюри.
Заключение.
Терминологический словарь.
Литература
Введение.
Фестиваль массовое празднество, включающий показ достижений в области музыки, театра, кино, эстрады. Фестивали различают по продолжительности (от нескольких дней до пол.года) и содержанию.
Виды фестивалей:
· Монографические (посвящены музыке одного композитора)
· Тематические (посвящены опред. Жанру, эпохе или стилю)
· Фестивали исполнительского твор.
Фестивали организует государство. И местными властями, филармониями и муз. Обществами, в католических странах фирмами и частными лицами. Проводятся фестивали регулярно (раз в два или три четыре года, а также в связи с особо торжественными событиями).
Музыкальные фестивали зародились в Великобритании (Лондон 1709 и первоначально были связаны с церковной музыкой).
Распространение получили международные фестивали в XX веке(середине 40-х г).
Нередко в рамках фестиваля проводятся международные конкурсы. В России с первых лет проводятся конкурсы с1928 г. в Ленинграде ежегодно проводятся фестивали, а с 1980 г.- фестивали фильмов. Всероссийские фестивали включают в себя конкурсные мероприятия, но не ограничиваются ими. И представляют собой массовые общественные компании по пропаганде и развитию российского самодеятельного искусства.
Актуальность – моей работы существует по сей день так как провидение конкурсов начиная от воспитания (в воспитании детей всегда есть состязание, борьба на право быть лучшим) и, заканчивая всероссийским уровнем (конкурсы, фестивали проводится по разным направлениям тем более что в наше время борьба, состязания на право бать лучшим очень необходимо).
Цель – моей работы рассмотреть существующий алгоритм провидения фестивалей (смотров, конкурсов). Ведь для провидения подобных мероприятий необязательно знать много разных фестивалей. Алгоритм везде один.
1.Организация
Организация – учредители смотров или фестивалей – должны принять соответствующее постановление об их проведений. Для подготовки и проведения фестиваля создаются оргкомитеты с участием представителей, учреждений культуры и искусства, высшего и среднего специального звена, телевидения, радиовещания и печати, творческих союзов и обществ. Оргкомитеты разрабатывают и осуществляют практические мероприятия по проведению Всесоюзного фестиваля, создают секции по жанрам искусств, определяют лауреатов местных фестивалей, устанавливают формы их поощрения, представляют кандидатов на последующие туры и итоговые отчеты вышестоящему оргкомитету.
Оргкомитет утверждает условия участия коллективов и отдельных исполнителей в показательных выступлениях по различным жанрам искусств, в заключительном празднике фестиваля, утверждает составы жюри и выставочных комитетов выставок. Оргкомитет образует секции комитета для организационно творческого руководства проведением конкурсов по соответствующим жанрам искусства. Для организации показательных выступлений по жанрам искусств в столицах и заключительного праздника фестиваля создается дирекция. Оргкомитет издает информационные и инструктивные материалы.
Для проведения в рамках фестиваля конкурсов по различным видам и жанрам искусства создаются жюри и выставочные комитеты.
фестиваль проходит в три тура. Первый тур проводится на метах. Второй тур – в областных и краевых центрах; столицах республик. Третий тур – в столицах республик и по зонам РФ. После завершения третьего тура проводятся показательные выступления лауреатов, а также заключительный праздник фестиваля. Во время праздника проходят: концерт лауреатов фестиваля, выставки, концерт жюри.
Для проведения фестиваля, смотра, конкурса художественной самодеятельности разрабатывается Положение. Оно включает задачи фестиваля (конкурса, смотра), порядок проведения (в этом разделе указываются участники, виды искусства, среди которых проводятся смотр, конкурс), основные его этапы и мероприятия, критерии оценок, органы руководства, поощрение победителей.
Оргкомитет разрабатывает общие рекомендации по проведению фестиваля (смотра, конкурса). Рекомендации для отдельных видов и жанров художественной самодеятельности разрабатываются соответствующими творческими секциями оргкомитета. 2.Конкурс.
Конкурсные программы — это соревнования в каком-либо виде человеческой деятельности, и практически любой ее вид может лечь в основу конкурса. Это, как видно из перечня, может быть профессиональная или близкая к профессиональной деятельности; это может быть деятельность, связанная с различными видами и жанрами искусства; это может быть, деятельность, во время которой используется тот или иной природный или синтетический материал; при которой создаются разнообразные вещи, предметы, а также произведения искусства и литературы. То есть все, что человек делает головой, руками, да и всем телом, он может делать, соревнуясь с другими людьми.
Поскольку цель такого соревнования – сравнение уровней мастерства участников, постольку конкурсные программы являются мощным стимулом к развитию человека, к совершенствованию его навыков. В этом и заключается главный педагогический смысл конкурсных программ; развиваться можно, только сравнивая себя с окружающими, а конкурс – это и есть момент сравнения.
Конкурсные программы позволяют;
— сформировать адекватную самооценку;
— развить свои волевые качества;
— воспитать свой эстетический вкус;
— самоопределиться в мире увлечений и
профессий; и т. д.
Но, конечно же, возможности конкурсных программ могут остаться и нереализованными, что очень часто происходит при небрежной или безграмотной организации конкурсов. Организация конкурсных программ – процесс многоэтапный, предусматривающий учет многочисленных деталей, проблем, вопросов. При этом, как уже было сказано, все конкурсные программы, от самых маленьких, рассчитанных на один час, до грандиозных, подготавливаются и проводятся по одному организационному алгоритму. И не обязательно эти программы должны иметь в своем названии слово «конкурс», они могут называться «турнир», «бой», «поединок», «защита», «сражение», «смотр» (синонимический ряд можно продолжить) – от этого организационный алгоритм также не меняется.
При организации любой конкурсной программы все эти организационные вопросы необходимо учесть и решить, но долями степень важности отдельных пунктов в каждой конкурсной программе разные, в разных программах значимость отдельных пунктов усиливается за счет других. Например в конкурсе пластилиновых скульптур первейшее значение будет иметь обеспеченность материалом для работы (в перечне это обозначено словом «реквизит»), а роль ведущего в этой программе практически сводится к нулю. Прямо противоположную картину можно увидеть в конкурсной программе, известной под названием «КВН», – в ней порой все держится на находчивом, остроумном ведущем при почти полном игнорировании реквизита.
В любом случае организация конкурсной программы должна начаться с принятия решения о проведении конкурса, прежде чем принять такое решение, нужно определить, есть ли вообще потребность и необходимость в этом конкурсе. После того как решение принято, и до того, как о нем узнают будущие участники, организатор должен:
1) придумать конкурсу яркое название;
2) сформулировать конкурсные задания;
3) разработать условия и критерии конкурса.
К сожалению, организаторы порой не уделяют должного внимания названиям мероприятий. Между тем, привлекательное название может многократно повысить интерес к предстоящему конкурсу и вызвать желание участвовать. Например, телеведущий Юрий Николаев назвал свою программу «Утренняя звезда». Если бы он назвал передачу просто «Конкурс исполнителей песен и танцев», чем, по сути, она и являлась, то, возможно, эта программа и не имела бы той популярности, которую можно было наблюдать. Но при всей значимости названия более важным элементом конкурсной программы являются конкурсные задания: если названием, в конце концов, можно пренебречь, то без заданий само понятие «конкурс» теряет смысл. Именно, конкурсные задания определяют, что нужно сделать, в чем будут соревноваться. Соревноваться «ни в чем» просто нельзя.
И, к сожалению, при объявлении заданий организаторы часто не объясняют условия их выполнения, не задают критерии, по которым будет оцениваться результат. В зависимости от содержания конкурсных программ в условия могут входить (или не входить) такие пункты: время на подготовку конкурсного задания; срок предварительной демонстрации подготовленного результата; место предварительной демонстрации подготовленного результата; размеры конечного продукта (в сантиметрах, в минутах, в страницах и т.д.); возможность использования заготовок, трафаретов, чужих идей и др.; перечень разрешенных и неразрешенных материалов, приспособлений, инструментов и т.д.
Также должны быть оговорены условия, связанные с техникой безопасности, и особые условия, отражающие особенности жанра или технологии.
Критерии оценок.
Особого внимания при проведении конкурсных мероприятий требует использование критериев оценки, отражающих специфику художественной самодеятельности по сравнению с профессиональным искусством.
В качестве критериев оценки художественной самодеятельности предлагалося использовать степень исполнительского мастерства участников, т.е. конечный "сценический" результат работы самодеятельного коллектива, но и качество его повседневной работы, "стабильность состава, уровень решения в коллективе учебно-воспитательных задач.
Критерии оценок художественной самодеятельности:
1. Идейно-художественный уровень выступлений.
2. Степень исполнительского мастерства.
3. Качество повседневной работы коллектива, конкурсанта.
4. Стабильность состава, выступления.
5. Уровень решения в коллективе учебно-воспитательных задач.
При оценке конкурсных выступлений фольклорных коллективов общие критерии должны быть дополнены специфическими:
1. Отражение в репертуаре местного материала, как традиционного, так и современного;
2. Соответствие стиля исполнения народной традиции;
3. Степень владения импровизационными приемами народного исполнительства;
4. Степень профессиональной отработанности фольклорного материала;
5. Этническая чистота воспроизведения; качество;
6. Качество.
7. Сценическое воплощение фольклора.
По жанрам фестивали бывают различные (театральные, хореографические, кинофестиваль, музыкальные, фольклорные, камерной музыки, органной музыке).
Функции оргкомитета, жюри:
Функции оргкомитета:
1. Участники.
2. Задания..
3. Критерии.
4. Жюри.
5. Призы.
6. Ведущий.
7. Реквизит.
8. Техника.
9. Помещение.
10. Зрители.
11. Придумать конкурсу яркое название;
13. Разработать условия и критерии конкурса.
14. Издать информационные и инструктивные материалы.
15. Заранее составить план провидения
16. Принять соответствующие постановление.
Итогом всей предварительной работы должно стать «Положение о конкурсе», в котором указывается название конкурса, цели его проведения, возраст участников, четко формулируются конкурсные задания, разъясняются условия и, возможно, объявляется о награде победителю.
После того как «Положение» составлено, работа организатора должна быть направлена на практическую реализацию сразу нескольких задач.
Во-первых, организатор должен найти будущих участников конкурса. Во время этой кампании можно применять как массовую, так и индивидуальную работу, можно использовать приглашения, листовки, стенды, радио, телевидение — выбор средств зависит от масштабности конкурса и от традиций каждой конкретной школы. Главное — сделать так, чтобы желающих было много.
Во-вторых, организатор должен позаботиться о наличии материалов и инструментов, текстов и нот, столов и стульев, то есть всего того, что необходимо для проведения конкурса. Возможно, что материальное обеспечение должен взять на себя сам участник, но в этом случае данный вопрос должен быть оговорен в условиях конкурсной программы
В-третьих, организатор должен пригласить для оценки результатов конкурсной работы компетентное жюри. Поскольку понимание этих категорий у разных людей разное, постольку абсолютно объективной оценки при подведении итогов конкурса быть не может, результат всегда в той или иной мере зависит от чьего-то субъективного мнения, личного вкуса. Но тем не менее существуют способы снизить эту опасность. Для этого нужно:
1. Никогда не доверять судействовать конкурсной программе одному человеку, число членов жюри должно быть от 3 до 7.
2. Никогда не приглашать в жюри людей, не имеющих собственного опыта в деятельности, которую предстоит оценить.
3. Никогда не полагаться на людей, лично заинтересованных в результате. Соблюдение хотя бы этих трех правил может значительно повысить объективность оценки.
4. Организатор конкурсной программы должен заранее решить вопрос о награждении победителей, об эмоциональной и материальной оценке труда детей. организатор на финальном этапе своей работы должен решить десятки организационно-содержательных проблем:
— как пригласить зрителей,
— когда провести предварительный просмотр,
— кого пригласить ведущим,
— как оформить помещение,
— где посадить жюри,
— на чем расположить экспонаты,
— как организовать церемонию открытия,
— какую подобрать музыку,
— во что будут одеты участники,
— где жюри будет обсуждать итоги,
— кто будет вручать призы,
— как будет проходить ритуал награждения и многое другое.
Точку в проведении конкурсной программы можно поставить лишь после того, как будет проведен анализ планов и результатов.
Во всех конкурсных программах обнаруживается приведенный выше алгоритм организации (то есть определенная последовательность действий). Соблюдение этого алгоритма, следование ему является гарантией успешности проведения конкурсных программ, их высокого воспитательного эффекта.Можно возразить, что всего не предусмотришь. Но если исходить из этой жизненной позиции, тогда вообще ничего не стоит делать, а пустить все на самотек.
Литература:
1. Афанасьев С. «Методика организации конкурсов»//Воспитание школьников вып.№-3. М-2001. с.18-24.
2. Бакланова Т.И. «Самодеятельное художественное творчество в СССР» М-1986г. С.31-34.
3. Учебный терминологический словарь. «Народная художественная культура» сост. Ершова Т.М. 2-е издание. Чел. -2005.
Заключение.
Из выше сказанного мы видим явный алгоритм организации и провидения фестивалей (конкурсов, смотров).
Система фестивальных мероприятий позволит не только расширить границы и повысить уровень самодеятельного творчества но и усилить его воспитательный потенциал.
Терминологический словарь.
МЕТОД (греч. methodos} – совокупность приемов и операций познания и практического преобразования действительности; способ достижения определенных результатов на практике. Выделяют общенауч. М., используемые всеми или, по крайней мере, многими науками, и частные, или конкретно науч., применяемые отдельными науками.
ОРГАНИЗАЦИЯ – 1) процесс упорядочения социокультур. феноменов, их координация (установление горизонтальных связей между равноценными единицами, выполняющими качественно разнородные функции) и субординация (установление вертикальных связей между функциональными единицами, при которых одни предписывают, координируют и контролируют деятельность других), а также результат этого процесса; учреждение, фирма, компания.
КОНКУРС (‘< лат. concursus — стечение, столкновение) – состязание кандидатов, претендентов на право поступления в вуз, на работу и. т. п.. а также на награждение (грамотой, призом и т. п.) с целью выявления лучших.
ФЕСТИВАЛЬ (франц. festival •- празднество < лат. festivus – веселый, праздничный) – массовое празднество, включающее показ достижений в области музыки, театра, кино, эстрады. Первоначально возникли муз. Ф. (Великобритания, нач. XVIII в.); в XX в. получили распространение междунар. Ф. Большое значение в борьбе за мир имеют Всемирные фестивали молодежи и студентов.
НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (народное искусство, фольклор) худ. коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы в создаваемой им поэзии (предания, песни, сказки, эпос), муз. (песни, инструментальные наигрывания и пьесы), театре (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танце, архит., изобразительном и декоративно-прикладном искусстве. Н. т. зародилось в глубокой древности и выражает народное самосознание, является ист. основой всей мировой худ. культуры. Н. т. в широком смысле включает все виды непрофессионального искусства.
Смотр – конкурсное выступление, показ достижений.
ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ-это относительно завершенная совместная деятельность детей в определенный фиксированный промежуток времени, организованная педагогом с воспитательной целью (определение А.Г. Кирпичника).
Положение– это свод правил, законов, касающихся чего-либо.
Конкурсные программы — это соревнования в каком-либо виде человеческой деятельности, и практически любой ее вид может лечь в основу конкурса.
Челябинская государственная академия культуры и искусств
Кафедра культорологии и социологии
Творческая работа по курсу НХК.
На тему: “Методика организации и провидения фестивалей (конкурсов, смотров) народного художественного творчества”.
Выполнил: Губайдуллин Ф.Ф.
МПФ 420гр. ДО
Проверила: Доцент Ершова Т.М.
Челябинск 2006