- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 26,71 Кб
Организация досуга г. Тюмени
Содержание
Введение
Глава 1. Характеристика современной социокультурной ситуации
глава 2. Организация досуга
Глава 3. Библиотека г.Тюмени – часть социокультурной системы
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В поисках полноценного выяснения сущности современной социокультурной деятельности прежде всего необходимо определить концептуальное соотношение основных компонентов словесной конструкции «социо» и «культура», «социальное» и «культурное». Совершенно очевидно, что речь здесь идет о деятельности, смысловым ядром которой является сохранение, распространение и усвоение культурных ценностей. Этот инкультурационный по своему смыслу и назначению процесс является одним из важнейших факторов цивилизационного развития общественной жизни, и значимость его последовательно умножается.
К особенностям понятия социокультурная деятельность можно отнести его довольно широкий объем. В своем практическом воплощении эта деятельность включает в себя все многообразие проблем, связанных с организацией свободного времени, с громадной обоймой непрофессиональных, а отчасти профессиональных занятий взрослого человека, с производством и усвоением культурных ценностей, с досуговым общением, с семейно-бытовой сферой жизни и т.д. Тем не менее, объект научного познания социокультурная деятельность вполне поддается научно-теоретическому вычислению и осмыслению.
Здесь можно определить цели, задачи, общее содержание, основные средства, функции, принципы и другие типовые компоненты и характеристики процесса. Несколько труднее обстоит дело с технологией рассматриваемой деятельности. Судя по всему, она должна разрабатываться главным образом на уровне конкретных составляющих, то есть на уровне культурно-творческих, культурно-просветительских, ценностно-ориентирующих, культурно-рекреационных занятий. Во всяком случае, все иные попытки решения этой проблемы чаще всего оказываются малопродуктивными.
К числу основных сущностных черт социокультурной самодеятельности можно отнести: включение в занятия на добровольных началах в соответствии с принципом личного интереса и внутренними побуждениями; отношение к деятельности как к потребности; обмен не продуктами деятельности, а самой деятельностью. Люди сами выбирают нужное, полезное для себя дело и определяют путь его выполнения. Инициатива их проявляется в деятельности добровольной, сознательной, совпадающей с интересами личности. Поведение человека не детерминируется ничем, кроме его собственных желаний и стремлений. В рассматриваемой ситуации он выходит за рамки предписанных ему извне готовых форм действия.
В сфере досуга мы сталкиваемся с ярко выраженным явлением, которое можно назвать диффузированием различных видов деятельности. Многие из последних рождаются на базе конвергенции познания, творческого созидания и игры. В результате возникают разнообразные бифункциональные образования. Особенно часто эти занятия насыщены художественными элементами. В своих взаимоотношениях с другими видами деятельности искусство отличается повышенной валентностью и способностью к самым необычным перекрещиваниям и слияниям. Одной из причин этого является возможность удовлетворять художественными средствами самые разнообразные потребности личности в познании, оценивании, эстетическом наслаждении, творчестве, развлечении, отдыхе. Выполнять эту функцию искусство способно в любых формах, начиная с той, где оно выступает в качестве самоценной многофункциональной структуры и кончая разнообразными вариантами бифункционально-прикладных формообразований. Причем диапазон такого диффузирования столь же безграничен, как и число социально-культурных ситуаций, поддающихся художественной организации.
В данной работе мы рассмотрим современную социокультурную ситуацию и организацию досуга.
Глава 1. Характеристика современной социокультурной ситуации
Эволюция социально-культурной деятельности – это не только следствие ее внутреннего развития, но и результат необратимых изменений, происходящих в жизни общества, ставшего на путь демократизации и обновления.
Время постоянно рождает все новые духовные потребности. Трудно рассчитывать, что любая, даже самая идеальная совокупность социально-культурных объектов будет способна их полностью удовлетворить. В связи с этим на протяжении последних десятков лет социологи, культурологи, педагоги, психологи, экономисты ставят закономерный вопрос о необходимости формирования социально взвешенной и, самое главное, сбалансированной культурной среды в каждом регионе. Подразумевается создание, возрождение не одного элемента этой среды, а всего их комплекса, в первую очередь самоорганизуемую и самонаправляемую социально-культурную деятельность населения.
Социально-культурная деятельность в сфере досуга характеризуется многообразием занятий, обусловленных принципиальной неповторимостью, уникальностью и самобытностью личности человека, посвящающего им свое свободное время. Однако имеющиеся здесь ресурсы (материальная база, кадры и актив, методическое обеспечение и др.) используются недостаточно полно и аффективно. Это связано с глубокими противоречиями, сложившимися в течение десятилетий в культурно-просветительной сфере: между демократической природой культурно-просветительной работы и авторитарно-бюрократической системой управления культурой; между реальными потребностями и интересами населения и степенью их удовлетворения; между возрастающим плюрализмом в нарождающемся гражданском обществе и старой парадигмой культурного развития; между необходимостью развития материальной базы и материально-хозяйственным обеспечением отрасли, сохраняющимся «остаточным принципом» по отношению к ней. В обществе длительное время существовала явная недооценка роли и значения культуры как основы общественного прогресса, социально-экономического развития, духовно-нравственного формирования личности.
Для современной социокультурной ситуации общества по-прежнему характерны недостаточная развитость действующих в сфере досуга общественных структур, кризис социально-нравственных идеалов, культуры в целом, глубокое отставание всей социально-культурной сферы вследствие многолетней изоляции страны от широких контактов с многими цивилизованными странами, оторванности от своих «исторических корней». Возможности для реализации эффективной социально-культурной политики значительно сужаются, в то время как объективная потребность в этом резко возрастает. В современных сложных условиях повышается роль традиционных центров культуры и регионов, исторически являющихся авангардом духовного возрождения страны, основой консолидации ее культурных сил.
Нынешнюю социокультурную ситуацию характеризует принципиальная тенденция. Происходит закономерное диалектическое перерастание культурно-просветительной работы как исторически подвижного процесса в более широкое, многогранное социальное явление – социально-культурную деятельность. Суть этого перерастания не в механической смене названий, а в признании активного творческого участия самого человека в качестве основного ценностного регулятива сферы культуры, просвещения, досуга, отдыха.
В течение многих лет культурно-просветительная работа трактовалась как составная часть идеологической деятельности государства по коммунистическому воспитанию трудящихся, осуществляемой государственными и профсоюзными учреждениями, общественными организациями (профессиональными и творческими союзами) и общественно-политическими организациями (КПСС и комсомолом). Поскольку существовавшие в стране общественные, общественно-политические, социально-культурные организации были полностью слиты с государством, вся культурная жизнь в обществе была подчинена государству, идеологизирована. Независимой от государства социально-культурной деятельности быть не могло. Приведенная выше идеологизированная трактовка культурно-просветительной работы стала инструментом грубого и некомпетентного руководства искусством и культурой в целом, как профессиональной, так и любительской деятельностью в социально-культурной сфере.
Такая трактовка базировалась на субъект-объектной теоретической модели организации культурного досуга населения. Сущность этой модели заключается в том, что население рассматривалось не в качестве субъекта организации собственного досуга и тем более субъекта социально-культурной деятельности, а в качестве объекта воздействия со стороны идеологических и управленческих структур, объекта, который они призваны просветить, воспитать, направить на путь в «светлое будущее». Сложившийся еще в 20-е годы, этот стереотип укрепился и стал одной из самых устойчивых доминант, определяющих и содержание, и методику, и принципы организации как культурно-просветительной, так и всей досуговой деятельности.
В соответствии с этим стереотипом утверждалось мнение: для того, чтобы массы стали субъектом истории, их надо воспитывать. Нетрудно заметить, что субъект-объектная модель – всего лишь вариация популярной для периода административно-командной системы концепции «приводных ремней».
Отношение к народу – вопрос принципиальный для оценки социально-культурной деятельности: либо народ рассматривается как объект воздействия, который «тащат» в «светлое будущее», либо к нему относятся как и к объекту культурно-исторических, духовных процессов.
Сказанное, разумеется, не означает, что вообще не может быть социально-культурной деятельности, полностью свободной от идеологии. Если говорить об идеологической подоплеке социально-культурной деятельности, то ее ключевая задача состоит в том, чтобы расковать инициативу, творчество, предприимчивость и самостоятельность людей. Отсюда следует, что в основе перестройки социально-культурных процессов лежит отказ от субъект-объектной модели и переход к принципиально иной – субъект-субъектной модели организации культуры, досуга, просвещения населения. В этой модели народ сам является субъектом социально-культурной деятельности.
Что касается участия многочисленных социальных институтов, культурно-досуговых учреждений, общественных организаций в духовных процессах, то они также являются субъектами, но иного рода. Весь смысл их деятельности состоит в создании условий, необходимых для развития инициативы, активного творчества народа в социально-культурной сфере.
Таким образом, задействованные в социально-культурной сфере государственные и общественные структуры постепенно освобождаются от несвойственных им функций и сосредоточивают свои усилия на распространении и развитии культуры, социально-культурной сферы, организации культурного общения и культурного отдыха населения. Однако при этом подразумевается, что они одновременно направлены на формирование массового общественного сознания, на воспитание молодежи и взрослых в духе общечеловеческих ценностей, гуманизма, демократических идеалов.
В условиях жесткой борьбы за экономическое выживание учреждения культуры и досуга вынуждены прибегать к различным источникам добывания необходимых материально-финансовых средств, включая сдачу помещений и оборудования клубов и Домов культуры в аренду, прокат инвентаря, привлечение спонсоров, реализацию коммерческих заказов на рекламу, проведение платных мероприятий, расширение сети самоокупаемых кружков и объединений и т.д.
В плену вчерашних стереотипов и установок оказалась сама система управления социально-культурно-досуговой сферой на уровне района, города, области. Именно здесь, как известно, складывается местная стратегия развития сферы культуры и досуга с учетом социально-экономических особенностей региона, интересов и культурных запросов населения различных категорий, состояния профессионального искусства и традиций народного творчества. Однако на деле стратегическая региональная социально-культурная политика часто подменялась администрированием. Ограниченные текущие задачи, как правило, организованного характера превращались в самоцель и решались вне связи с конечным результатом – развитием инициативы и самодеятельности самого населения. Отсутствие собственной позиции, перестраховка, боязнь взять на себя ответственность приводили к бесконечным проверкам, чрезмерному контролю, сковывали творческую инициативу на местах, воспитывали исполнителей, способных работать лишь в четко ограниченных рамках требований и указаний вышестоящих инстанций.
Отдельные попытки изменить сложившуюся ситуацию, преодолеть авторитарные тенденции управления ощутимых результатов не принесли. Единственно возможный выход из сложившейся ситуации – устранение организационных механизмов, не позволяющих клубным работникам проявить самостоятельность, инициативу и творчество, демократизация всей системы управления социально-культурными процессами. Социально-культурную стратегию в наши дни можно обозначить следующей формулой: от работы для населения – к самостоятельности и инициативе самого населения, к сознательно-культурному творчеству масс. Социально-культурная деятельность призвана стать условием реализации демократических, конституционных прав человека, пространством поиска смысла жизни, творческого развития и самореализации личности.
Для решения этой задачи потребовалось в корне изменить и организационные основы социально-культурной деятельности, отказаться от господствовавших долгое время организационно-хозяйственных принципов управления социально-культурной сферой, дотаций, категорийности, фиксированных штатного расписания и заработной платы, сложившихся форм планирования, учета и контроля – всех элементов старой системы управления.
На протяжении многих десятилетий складывался традиционный взгляд на культуру как на убыточную отрасль в системе хозяйственных связей, включающую совокупность учреждений культуры и искусства, «обижаемых» госбюджетом и постоянно нуждающихся в дополнительных ассигнованиях. Этот взгляд обнаружил свою неперспективность хотя бы потому, что и сегодня те мизерные средства, которые выделяются на культуру, не осваиваются, поскольку планы не сбалансированы и не подкреплены ресурсами. Кроме того, традиционный подход, основанный на механическом сложении усилий различных культурно-досуговых служб и учреждений, которые предлагают готовые блага, но всегда нуждаются при этом то в одном, то в другом, неизбежно себя изживает. Между тем сфера досуга рождает все новые и новые потребности, и невозможно всякий раз быстро и качественно удовлетворять их силами только одних традиционных культурных учреждений и институтов.
Сложившаяся ситуация потребовала создания принципиально иных структур управления социально-культурной деятельностью. В основу такой модели положены принципы децентрализации управления, максимальной организационной и экономической самостоятельности, многообразия государственных и общественных социально-культурных формирований, делегирования полномочий на их создание не только государственным органам власти, но и добровольным объединениям граждан и самодеятельным организациям.
Принципиальным является вопрос и о правовой, законодательной базе социально-культурных инициатив. Законодательные акты о культуре, как уже подготовленные, так и находящиеся в стадии разработки, призваны защитить культуру и, в частности, социально-культурную сферу от политического манипулирования ею, экономических потрясений в условиях перехода к рынку, национальной замкнутости.
Закон – надежное средство защиты культуры, это доказано мировым опытом. В правовом регулировании социально-культурной деятельности приоритетное место принадлежит таким категориям, как свобода творчества, право личности на саморазвитие и самореализацию, согласование интересов гражданина и общественно-государственных организаций, обеспечение условий для охраны и развития культурного населения народов, доступность культурных ценностей и культурной деятельности каждому гражданину, социальная защита деятелей культуры всех категорий – как профессионалов, так и любителей.
В законодательном закреплении нуждаются и другие жизненно важные реалии, такие, как налоговые льготы – основной инструмент поддержки культуры государством, практика ввоза, вывоза и передачи культурных ценностей, статус профессионального творческого работника сферы культуры. Определяя права и полномочия государства, творческих организаций, политических партий и движений в области культуры и досуга, законодательство призвано преодолеть сепаратизм, местничество, ведомственность, бюрократизм, корпоративность, коммерциализацию – барьеры, препятствующие нормальному развитию культуры, социально-культурной сферы и социально-культурной деятельности.
Глава 2. Организация досуга
Организация культурно-досуговой деятельности – это наличие необходимых для достижения выдвинутых целей и задач людских, материальных, информационных ресурсов учреждений культуры, содержание и последовательность намеченных практических действий штатного аппарата, общественных работников культуры, инициативных групп, кружков, объединений, составляющих в своей совокупности клубную общность. В понятие «организаторская деятельность» входит умение ставить цели и задачи, принимать решения, подбирать и расставлять кадры, распределять обязанности между ними, ценить время, отвечать за порученное дело, осуществлять контроль исполнения, добиваться реальных результатов, эффективно использовать материально-технические, людские и финансовые ресурсы учреждения культуры. Все это является исходным состоянием технологического процесса.
Организаторская деятельность предполагает наличие у специалистов умения распределить работу, определить персонально обязанности, права и ответственность, устанавливать время выполнения работ, разрабатывать систему контроля исполнения принимаемых решений, вести дела так, чтобы видеть и решать коренные вопросы в перспективе. При определении основных задач организатору культурно-досуговой деятельности необходимо: уметь выделить главные задачи и второстепенные, внимательно следить за выполнением всей суммы задач, что позволяет вовремя увидеть изменение статуса второстепенной задачи, ее переход в разряд основных, своевременно решить те второстепенные задачи, которые оказывают или могут оказать влияние на ход выполнения основных. Организация призвана обеспечивать оптимальное состояние клуба как социально-педагогической системы, то есть согласованность, взаимодействие, соподчинение и координацию всех ее структурных элементов.
Каждое учреждение культуры как культурный комплекс, как территориальная система должно иметь четкие административные и территориальные границы, в рамках которых происходит объединение усилий, консолидация культурных возможностей социума.
Учреждение культуры как организация – это:
) внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленные его строением;
) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;
) объединение людей, совместно реализующих программу, достигающих цели и действующих на основе определенных правил и процедур.
Организация деятельности учреждений культуры как составная часть технологического процесса требует строгого соблюдения полной профессиональной самостоятельности всех специалистов и одновременно всемерного развития их активности и инициативы в рамках конкретных задач своих структурных подразделений.
В этих условиях особую важность приобретают прежде всего упорядочение и активизация профессиональной деятельности каждого специалиста на основе общих положений, определяющих все стороны организации деятельности учреждения культуры и его составляющих, но одновременно и корректировка ведомственных уставов и инструкций с учетом совместной деятельности различных учреждений культуры.
Специалисты, занимающиеся организаторской деятельностью, становятся профессионалами в этой области на основе развития природных данных и приобретенных качеств в процессе общего и профессионального развития личности. Эта деятельность носит синтетический характер, включая несколько компонентов: инициативность поведения в сфере досуга, инициативность поведения в сочетании с реактивностью (т.е. способностью поддерживать чужие инициативы) и реактивность поведения в сфере досуга.
Организаторская деятельность предусматривает строго определенный порядок действий в технологическом процессе. Принятие решения – важнейший ее этап. Затем надо организовать его исполнение и проконтролировать выполнение задания. Для этих целей существуют такие важные функции, как контроль и учет.
Контроль исполнения – трудоемкая функция. Она осуществляется на протяжении всех фаз организаторской деятельности. Данные по контролю служат прежде всего цели выявления неполадок и их незамедлительного устранения.
Сердцевиной организаторской деятельности является информация. Информация – основной канал связи субъектов и объектов. От того, насколько четко и оперативно циркулирует информация, во многом зависит эффективность организаторской деятельности. Специалисты выделяют три уровня обработки информации. На первом происходит сбор первичных сведений. Второй характеризуется первичным анализом собранных данных. Третий, «высший» уровень позволяет выявить информацию, необходимую для принятия решения. Предложенная схема рациональна как с точки зрения анализа функций переработки информации в культурно-досуговых учреждениях, так и с точки зрения определения специализации сотрудников по отдельным видам и формам организаторской деятельности.
Информация является главным источником организаторской деятельности работников культуры. Информационная деятельность учреждения культуры – это оптимизация документальных потоков, улучшение делопроизводства, рационализация документооборота. Исследование информационных аспектов организаторской деятельности сопровождается изучением вопросов, связанных со структурой, разделением, кооперацией труда работников.
Структура характеризует строение организации, составляющие ее части, их взаиморасположение и взаимосвязи. В теории организации культурно-досуговой деятельности структура определяется как взаимоотношение подразделений и должностей в учреждении культуры, где распределение полномочий и ответственности между должностными лицами и порядок функциональных связей обусловлены целями данного объекта. Система внешних связей учреждения культуры с другими организациями, учреждениями составляет ее внешнюю структуру. Внутренняя структура организации учреждения культуры состоит из двух основных составляющих: деятельностной и социально-психологической. Деятельностная составляющая представляет собой предметную деятельность, а социально-психологическая – ее наполняемость.
Акцент на характере деятельности как сложном комплексе устойчивых взаимосвязей и взаимодействий обеспечивает совокупность операций, сгруппированных по определенным этапам, где каждый этап представляет собой ряд операций (действий), характеризующихся качественной определенностью и отражающих закономерную последовательность их осуществления.
Организационная деятельность как часть технологического процесса осуществляется при условии, если есть: источники ее развития; механизмы ее осуществления; субъект – специалист учреждения культуры – и объект, в качестве которого выступает посетитель данного учреждения; результаты или продукты организаторской деятельности учреждения, трактуемые двояко: как находящие выражение вовне, так и проявляющиеся в формировании нового, более высокого уровня технологического процесса.
Объективной основой организации деятельности учреждения культуры является тип производственных отношений данного общества, его социальные условия и характер потребностей населения в духовной и материальной культуре. Поэтому организацию работы учреждения культуры следует рассматривать целостно, в виде исторически конкретной системы в единстве всех социальных институтов и особой структуры художественного сознания. Деформация государственно-общественных условий самореализации личности провоцирует асоциальные формы поведения, которые субъективно воспринимаются как способ личностного самоутверждения, признания и самовыражения.
Особенно актуальной становится деятельность учреждений культуры и отдыха среди детей и подростков, поскольку наблюдается повышение криминальной активности, которая обостряется по мере ухудшения экономической ситуации в стране, нарастания инфляционных процессов. Негативные формы поведения являются следствием психологического давления в детских группировках, влияния лидеров, а также возрастных особенностей данной социальной группы.
Многие проблемы организации досуга детей возникают из-за недоступности социально-культурной инфраструктуры, низкого уровня досу-говых запросов и интересов. Смещение акцента в сторону массовой, развлекательной культуры привело к общему падению творческой активности ребенка, поскольку почти исчезли виды деятельности, развивающие нравственность, интеллект, творческие способности.
Основное назначение организации деятельности специализированных детских учреждений культуры – управление процессом организации досуга детей, приобщения их к творчеству.
Сам характер участия детей и подростков в организации деятельности учреждений культуры – добровольный и самостоятельный – обусловливает проявление активности и инициативности как ведущих черт личности ребенка.
В силу указанных особенностей деятельности учреждения культуры организация процесса может быть реализована лишь при условии дифференцированного подхода к различным категориям населения и прежде всего к детям и подросткам. Поэтому решение проблемы развития познавательной активности, культурно-развлекательных способностей личности подростка наиболее соответствует сущности и характеру деятельности учреждений культуры.
Исходным положением организации культурно-досуговой деятельности является формирование и выбор целей. Целенаправленность есть главная черта всех видов человеческой деятельности, поэтому и организации как составному компоненту культурно-досуговой деятельности присуща целенаправленность.
Содержание этого процесса закономерно предполагает выделение следующих этапов, отражающих как общие черты организаторской деятельности человека, так и специфические: целеполагание, оценка ситуации, определение проблемы организации, способов ее реализации. Поэтому организация деятельности учреждения культуры представляет собой целостную систему. социокультурный досуг подросток
В организации учреждения культуры можно выделить следующие операции: целеполагание, аналитическая работа и проектирование вариантов решения, выбор варианта действия, практическая работа по реализации выбранных вариантов решения.
По мере формирования цели организации деятельности возникает необходимость ее корректировки и увязки с имеющимися средствами и возможностями ее достижения.
Основная цель организации деятельности учреждения культуры характеризуется множеством подцелей, задач, достижение которых требует осуществления конкретного действия. Так, цели совершенствования организации деятельности специалистов учреждения культуры возможно достичь путем решения конкретных задач, а именно: выявление и изучение объективных факторов воздействия на процесс повышения профессионального мастерства специалистов, изучение потребностей аудитории и совмещение потребностей субъекта и объекта на базе общих интересов.
Достижение цели определяется конечным результатом, то есть совершенствованием организации деятельности специалистов учреждений культуры в решении задач, измеряемым выполнением действия, выраженного в определенной продукции. Поэтому цель – это мыслимое представление о результате деятельности, а задача – конкретный результат, приближающий к общей цели. Задача по отношению к цели занимает подчиненное и промежуточное место.
Цель культурно-досуговой программы носит двуединый характер, то есть состоит из двух взаимосвязанных типов целей – внешней и внутренней. Внешняя цель направлена на функционирование и развитие системы, в которой организация выступает как подсистема во взаимодействии с другими системами. Внутренняя цель направлена на совершенствование процесса организации деятельности и выступает как средство достижения общей цели. Внутренняя и внешняя цели деятельности в конечном результате совпадают, так как организация направлена в первую очередь на оптимизацию всего процесса.
Участвуя в организации деятельности, субъект – специалист учреждения культуры – «переводит» общие цели и задачи процесса организации на конкретный язык форм, средств и методов, воздействует на объект, то есть формирует его.
Следовательно, организация деятельности – это целая система разнообразных видов деятельности, осуществление которых требует разнообразного профессионального мастерства специалистов, владеющих необходимым набором знаний, умений и навыков.
Отсюда оптимальная структура организации учреждения культуры должна представлять достаточно устойчивые связи, которые существуют между подразделениями «системы» и определяются существующими нормативными документами, в которых жестко распределены права и полномочия между подразделениями. Такие структуры взаимоотношений называются формальными.
Главной характеристикой в данном случае является организационная культура, которая определяется степенью владения знаниями менеджмента, маркетинга, опытом, навыками, умениями осуществлять разнообразные организационные процедуры.
Организаторские способности выступают одним из важнейших критериев оценки уровня организационной культуры. Их можно рассматривать как решающий фактор, влияющий на эффективность и качество организаторской деятельности.
Одной из важнейших черт современного стиля руководства является умение делегировать полномочия, то есть передавать недостаточно загруженным работой подчиненным часть своих прав и обязанностей, высвобождая драгоценное время, необходимое руководителю для решения наиболее важных вопросов жизни коллектива. Делегирование полномочий рассматривается в теории управления как важнейшая предпосылка эффективности управленческого труда. При этих условиях во время отсутствия руководителя организация деятельности учреждения культуры будет осуществляться нормально.
Высокая организационная культура предполагает, что руководитель учреждения культуры знает, как надо, и умеет: спроектировать эффективную организационную структуру управленческого аппарата и технологию процессов подготовки и проведения культурно-досуговых программ; подобрать и расставить кадры подчиненных; рационально распределить функции, права, ответственность между своими заместителями, руководителями подразделений; поставить задачи подчиненным; спланировать их работу; эффективно организовать их труд; грамотно организовать свою личную работу, планировать свое время; координировать деятельность людей в организации; наладить эффективный контроль исполнения; проводить рационализацию аппарата управления на базе достижений науки и техники; изучать и внедрять передовой опыт организации.
Организационная культура формируется в результате получения специального образования, опыта организаторской работы, общения или совместной работы с крупными специалистами. Она обеспечивает сокращение потерь, повышает эффективность и качество всей организаторской деятельности.
Глава 3. Библиотеки г.Тюмени – часть социокультурной системы
Состояние библиотечного обслуживания в г.Тюмени, как и во всей стране, определяется сложным сочетанием материальных и духовных условий жизни общества. В первую очередь, в сфере библиотечного дела особое влияние на деятельность муниципальных библиотек оказывает библиотечная политика и изменения, в ней происходящие.
Характеризуют государственную библиотечную политику основные, приоритетные направления в развитии библиотечного дела, которые сформировались и определились уже к 1996 году и многие из которых уже реализуются:
. Развитие новых информационных технологий, создание и объединение электронных ресурсов внутри регионов – разработана программа ЛИБНЕТ.
. Развитие и сохранность библиотечных фондов как части национального культурного достояния и информационного ресурса страны – разработана и принята 2 сентября 2000 года Коллегией Министерства культуры РФ «Национальная программа сохранения библиотечных фондов РФ».
. Создание условий для грамотного и осмысленного комплектования фондов библиотек и рациональное расходование средств, отпускаемых на приобретение новой литературы, – издается на электронных и бумажных носителях каталог «Книги в наличии и печати».
. Разработка законодательных и правовых актов, призванных регулировать библиотечную сферу деятельности, – созданы федеральные и региональные законы о библиотечном деле и обязательном экземпляре документов.
Сегодня можно говорить о том, что в стране уже сформировалась многоуровневая, многоформовая и многосубъектная система нормирования деятельности библиотек. Она динамична, предполагает наличие новых объектов управления и организаций, имеющих субъективные права в сфере нормотворчества. В соответствии с действующим законодательством стали причастны к управлению публичными библиотеками население, представители власти, администрация библиотек и библиотечные работники.
Многоуровневость системы обеспечивается на уровнях:
– федеральном,
– субъекта федерации,
– местного самоуправления.
Министерство культуры передало часть своих полномочий и на другие уровни, но форма федерального влияния сохраняется. Она проявляется в разработке системы государственного минимума социальных стандартов (идет разработка федерального закона «О государственном минимуме социальных стандартов»), во-первых, и, во-вторых, в отношении к муниципальным библиотекам.
Направления библиотечной политики на федеральном уровне сегодня трансформировались в стремление консолидировать библиотечное сообщество; в формирование таких структур, с помощью которых библиотечное дело развивалось за счет дополнительных средств; в формирование профессиональной элиты, т.е. объединение специалистов, занимающихся библиотечной проблематикой на национальном уровне. Кроме того, федеральная библиотечная политика решает двуединую задачу: сохранение публичной библиотеки как социального института и содействие адаптации ее к современным условиям. Это позволило начать процесс муниципализации библиотек более упорядоченно.
Определился предмет библиотечной политики, ее средства и результаты.
В предмет библиотечной политики включены:
структура библиотечно-информационного пространства,
связи библиотеки с учреждениями науки, образования, культуры и информатики,
сочетание нововведений и традиций.
Основными инструментами и средствами изучения и управления определены средства обеспечения библиотек (нормативно-правовые и финансовые) и организация управления.
Результаты библиотечной политики в дополнение к традиционным (совокупный библиотечный ресурс и предлагаемые библиотечные услуги) рассматриваются также как совокупность господствующих ценностных представлений и размерами участия населения в потреблении библиотечных услуг, позволяющих говорить о библиотеке как социальном институте, участвующем в создании культурной гомогенности: «Производя отбор информации, библиотека производит знание. Распространяя знание, библиотека производит просвещение. Просвещая, библиотека несет в общество ценности».
К настоящему времени сложились и четко определились основные направления управления библиотеками на муниципальном уровне. Главная особенность – это роль Центральной библиотеки, которой органы муниципальной власти делегируют часть своих полномочий по управлению библиотеками муниципального образования. Именно ЦБ должна все эти направления учитывать в своей работе.
Нормотворческая деятельность. Главная задача состоит в разработке инструктивно-методических материалов для муниципальных библиотек.
Планирование. Хотя планирование – традиционный вид управления, но его содержание за последние годы изменилось под влиянием событий, происшедших в экономической и социальной сферах нашего общества.
Основное сегодня – это разработка проектов развития библиотечного дела в муниципальном образовании как способа организации и выявления ресурсов для достижения перспективных задач модернизации библиотечной работы. Проектная работа позволяет освоить новые сферы и направления работы на основе определения реалистичных целей и оптимизации имеющихся и привлекаемых ресурсов. Сегодня проектная работа рассматривается и как способ активизации существующей или формирования новой городской или даже региональной инфраструктуры (информационной, культурной, образовательной). Существуют два «формата» проектов – сетевой и инфраструктурный. Для г.Тюмени имеет смысл посмотреть возможность использования и разработки обоих. Так, инфраструктурный проект позволит запрограммировать развитие профессиональной сферы. Партнерство, возможность создания профессиональной и межпрофессиональной коммуникации, круга единомышленников – вот возможный результат реализации проекта.
Мониторинг среднегородских контрольных показателей дает материал к диагнозу процессов, происходящих в библиотеках, который необходим в планировании. Еще одна важная часть планирования – это разработка проекта по непрерывному профессиональному обучению библиотечных кадров, направленного к целесообразной ротации кадров и на создание института резерва.
Оперативно-организационная работа. Сегодня невозможно управлять деятельностью муниципальных библиотек, если не предусмотреть целый ряд мер. Например, необходим бюллетень или газета, или журнал о важнейших событиях библиотечной жизни, достижениях науки, которые можно внедрить в практику. Библиотечное сообщество муниципального образования должно вводить в практику регулярные общегородские семинары и научные конференции, создание тренинг-центров на базе лучших библиотек. Для формирования иного общественного отношения к библиотечной профессии организовать смотр библиотечных династий, профессиональные городские конкурсы.
Контрольно-аналитическая деятельность. Предполагается, что всем библиотекам муниципального образования нужно знать потребности в развитии и размещении сети библиотек и ее укреплении – нужен мониторинг и соответствующая база данных. Глубокий анализ деятельности библиотек на основе методического мониторинга позволит своевременно заметить как положительные, так и отрицательные тенденции в развитии библиотечного дела.
Для обеспечения всех процессов управления библиотечным делом в муниципальном образовании необходима и автоматизация, и компьютеризация – как техническая и технологическая основа существования современной библиотеки. Формирование медиаграмотности и читателей, и библиотекарей – одно из ведущих направлений в деятельности муниципальных библиотек.
По данным городской госстатистики население города на 1.01.2015 г. составляет 502,5 тыс. человек.
Значительная часть его проживает в Ленинском округе (218 тыс. чел.). Калининский и Центральный округа примерно равнонаселенные (соответственно – 135 тыс. и 150 тыс. чел.).
Население г.Тюмени обслуживает 177 библиотек различных систем и ведомств.
Значительную часть их составляют так называемые, «учебные» библиотеки (103 или 57,9%), территориально привязанные к конкретному учебному заведению и обслуживающие информационные потребности определенной группы пользователей – учащихся и преподавателей данных учебных заведений (138,4 тыс. чел.). Незначительную часть населения обслуживают библиотеки научные, научно-технические и специальные. Общее число их составляет – 23 библиотеки (13%). Крайне мала доля профсоюзных библиотек – 2,8%.
Публичные библиотеки, обслуживающие всех жителей города, независимо от их социально-демографических характеристик, составляют 26% от общего числа всех библиотек, расположенных на территории города.
Почти половина всех библиотек Тюмени (45,6%) располагается на территории самого густо населенного ее округа – Ленинского.
Доля библиотек учебных заведений составляет здесь – 67,8% от общего числа всех «учебных» библиотек. Следует отметить и тот факт, что на территории этого округа располагаются 16 из 24 библиотек средних специальных учебных заведений, ПТУ и лицеев, большая часть библиотек научно-технических и специальных (60,9%).
Между округами города количество публичных библиотек распределилось следующим образом: в Центральном округе – 16 библиотек, в т.ч. детских – 5, в Калининском соответственно – 13 и 4, в Ленинском – 17 и 6.
Данные в приложении секторные графики дают довольно четкое и полное представление о библиотечной сети города в целом и каждого административно-территориального округа в отдельности.
Всесторонняя оценка сетевых библиотечных ресурсов предполагает анализ не только абсолютных значений сети библиотек, но и их пространственной или физической доступности (достаточное количество библиотек и рациональное их размещение).
Для расчета минимально достаточного количества публичных библиотек в целом по городу и в пределах его отдельных градостроительных элементов (округ, микрорайон, жилой квартал) использованы данные (деление города на жилые районы с указанием их населения, площадей), представленные ОАО «Градъ» (ген. директор г-н Э.М.Маргун).
В целом по городу показатель обеспеченности населения библиотеками системы МК РФ составил: 1 библиотека на 11,7 тыс. жителей при незначительном разбросе значения данного показателя между административно-территориальными округами города: от 9,5 тыс. чел. (по Центральному округу) до 13,8 тыс. чел. (по Ленинскому округу ).
В более мелких градостроительных элементах города – жилых районах, микрорайонах – этот показатель также различен и разброс его более значителен. В совокупности с Показателями обеспеченности округов (Центральный округ – 150% (123%), Калининский – 88,9% (76,5%), Ленинский – 100% (85%) эти показатели свидетельствуют о крайне неравномерном распределении библиотечных учреждений как на территории города в целом, так и в пределах более мелких его административно-территориальных образований и градостроительных элементов.
Достаточно убедительно это подтверждают и расчеты доступности библиотек, проведенные на основе соотношения числа жителей проживающих в пределах радиусов обслуживания библиотек и за их границами. (По Модельному стандарту публичных библиотек радиус обслуживания равен – 1,5 км).
В целом же по городу обеспеченность библиотеками составляет 92% от нормы (без малонаселенных районов – 102,5%).
Если предположить, что Тюмень – город преимущественно со среднеэтажной застройкой, то можно утверждать, что уровень обеспеченности его населения библиотеками практически соответствует верхней границе отраслевых нормативов, т.е. количество действующих в настоящее время в городе публичных библиотек достаточно для проживающего на его территории населения.
Более точную картину обеспеченности позволяет получить комплексный анализ, с одной стороны, показателей, связанных с функционированием и эксплуатацией действующих библиотек, обеспечением условий для организации библиотечного обслуживания населения (книгообеспеченность, библиотечные площади, библиотечный персонал), с другой стороны, показателей, характеризующих степень использования библиотек и степень их влияния на население (процент охвата населения библиотечным обслуживанием, степень посещаемости, степень использования библиотечных pecypcoв).
В совокупности эти показатели дают более полное представление об уровне библиотечного обслуживания населения и о доступности (достаточности) библиотек каждой конкретной территории.
Рассмотрим каждый из показателей отдельно и в совокупности с другими, в т.ч. с показателем обеспеченности населения библиотеками.
Средняя книгообеспеченность одного жителя по городу на начало года составляет – 2 тома, при общепринятой в настоящее время в России – по городу – 5-7 томов, на селе – 7-9. В Центральном и Калининском округах этот показатель практически одинаков и составляет в среднем 2,5 тома (50%), в Ленинском он равен всего лишь 1,4 тома, что ниже среднероссийской книгообеспеченности более чем на 70%.
Средний объем библиотечных помещений по городу составляет 17,8 кв. м на 1000 жителей. Если ориентироваться на стандарты ИФЛА, согласно которым площадь в 20-25 кв. м в расчете на 1000 жителей будет достаточной (Модельный стандарт публичной библиотеки, 1 вариант, Бюллетень РПБ), то в Калининском и Центральном округах мы отмечаем сравнительно благоприятную ситуацию: средняя площадь библиотек здесь на 1000 жителей чуть выше минимальной стандартной и соответственно составляет: 22,4 и 21,8 кв. м.
Крайне низок показатель объемов помещений библиотек Ленинского округа (12,3 кв. м), в отдельных микрорайонах округа он ниже нормы в 2-3 раза (Тарманы, Войновка).
Несколько иную информацию дает анализ объемов площадей в разрезе жилых районов и микрорайонов города. В девяти из семнадцати объемы библиотечных площадей ниже стандарта в 1,5-2 раза, среди них три района – с высоким уровнем обеспеченности библиотечными учреждениями.
Крайне низок показатель численности библиотечного персонала. Для характеристики обеспеченности населения города библиотечным персоналом стандарты ИФЛА предусматривают показатель среднего числа жителей на 1 библиотекаря, составляющий в крупных административных единицах с развитыми библиотечными службами – 2,5 тыс. человек. В российских условиях, с преобладанием небольших библиотек, обеспеченность населения библиотечными кадрами значительно выше: на 1 библиотекаря 1,2 тыс. жителей в среднем по России.
Интересно посмотреть, насколько востребованы сегодня библиотеки населением города, какова степень их влияния на население и зависят ли эти характеристики (и как зависят) от количества действующих в жилых районах и микрорайонах библиотек и их: мощностей.
В 2014 году читателями библиотек системы МК РФ являлись 24,9% жителей города (с ОУНБ – 36,3%), что ниже среднерегионального показателя (35,7%) на 30% (с ОУНБ – на уровне среднерегионального).
Разброс охвата населения библиотечным обслуживанием по жилым районам города составил – 6,5 раза: от 10,2% (Тарманы) до 66,3% (Мыс).
Интересную информацию дает ранжирование показателей, характеризующих степень посещаемости библиотек (среднерегиональный – 2,8) и степень использования их ресурсов, в нашем случае – документных фондов (среднерегиональный – 6,9).
Близкие к среднерегиональным показатели наблюдаем (в 3 случаях из 5) в жилых районах с высоким уровнем обеспеченности библиотеками, располагающими соответствующей минимальным нормативам ресурсной базой.
В целом же можно проследить общую для всех микрорайонов города закономерность: показатели, характеризующие степень востребованности библиотек и степень их влияния на население того или иного микрорайона, находятся в прямой зависимости от показателей, характеризующих уровень их ресурсного обеспечения: чем выше уровень последних, тем значительнее степень первых.
Совершенно естественно предположить, что подобная зависимость должна наблюдаться и в комбинации этих показателей с сетевыми показателями обеспеченности населения города и его микрорайонов библиотеками.
Проделанный же нами анализ эту гипотезу не подтверждает: высокий уровень обеспеченности населения того или иного жилого района города библиотеками не всегда указывает на высокий уровень их библиотечного обслуживания и доступность (достаточность) расположенных на их территории библиотек.
Анализ библиотечной ситуации показал крайне низкую книгообеспеченность большинства жилых районов и микрорайонов города. Прослеживается стойкая тенденция снижения обновляемости документных фондов библиотек: объемы вывода изданий превышают объемы поступлений почти в два раза. Качественный состав фондов не удовлетворяет растущий и усложняющийся спрос основных групп пользователей. Крайне мала в структуре фондов доля изданий последних 2-3 лет. Требуют основательного докомплектования фонды отраслевой и справочной литературы. Низкая экземплярность отдельных изданий повышенного спроса: программной литературы, некоторых периодических изданий и т. п.
Объемы помещений значительной части городских публичных библиотек не соответствуют нормативам. Крайне малы они в детских библиотеках: в сравнении с библиотеками для взрослых меньше почти в два раза. Отдельными помещениями для организации досуговой и творческой деятельности пользователей располагают лишь центральные библиотеки и незначительное число библиотек-филиалов. Недостаточна вместимость помещений для организации деловой деятельности пользователей.
Для всех городских публичных библиотек города самой многочисленной и активной группой пользователей являются учащиеся – школьники и студенты (77,4%). Крайне низка в структуре пользователей доля таких групп, как рабочие и инженерно-технические работники. Следует принять во внимание наметившуюся тенденцию оттока этих пользователей из библиотек. Незначительно в библиотеках число читателей – инвалидов, людей старше трудоспособного возраста и неработающих.
Пользователями городских публичных библиотек являются лишь 8,6% всех взрослых жителей города.
Уровень их активности находится в прямой зависимости от возраста и образования: чем выше образование, тем выше активность, и чем старше пользователь, тем реже он посещает библиотеку.
Мотивы спроса большинства пользователей городских публичных библиотек связаны с их учебной деятельностью.
Доля делового и досугового чтения в общей структуре чтения в значительной мере определяется родом деятельности и уровнем образования пользователей: деловое преобладает в среде учащихся (досуговое, воспитательное чтение является незначительным), досуговое – среди рабочих, домохозяек и пенсионеров. В группе служащих доля делового и свободного чтения практически равны.
Деловой спрос в публичных библиотеках города дифференцировался, усложнился. Растет число отказов и, как следствие, увеличение числа читателей, пользующихся несколькими библиотеками одновременно.
Среди жителей города весьма высок спрос на услуги информационного характера. В них нуждаются практически все возрастные и социальные группы населения: от школьника до пенсионера, от безработного до предпринимателя. Диапазон их спроса весьма разнообразен: деловая и правовая информация, информация социального, бытового и профориентационого характера и т.п.
Не менее высок спрос жителей на так называемые сервисные библиотечные услуги и услуги, связанные с использованием компьютерных технологий. Однако оказание и тех и других возможно лишь при наличии определенной технической базы и персонала, подготовленного для их производства.
Ряд показателей, характеризующих кадровую ситуацию в городских публичных библиотеках, свидетельствует о некоторой ее напряженности. Низок уровень внутрибиблиотечных трудовых перемещений, высока текучесть молодых кадров. Особо важной является проблема формирования и воспитания резерва. Требует совершенствования и система обучения, повышения квалификации библиотечных работников.
Согласно сетевым отраслевым нормативам количество функционирующих в настоящее время в городе библиотек достаточно для проживающего на его территории населения.
Однако низкий уровень ресурсной базы значительного большинства из них не позволяет говорить об их достаточности.
Сеть публичных библиотек города отличается неравномерностью территориального распределения как по городу в целом, так и в пределах отдельных округов и жилых районов его в частности. Налицо нарушение одного из основных правил организации учреждений культурного назначения, а именно: равноценности обслуживания в рамках каждой группы градостроительных элементов и города в целом.
Таким образом, мы имеем сеть преимущественно небольших, маломощных, разобщенных библиотек, неравномерно распределенных на территории города.
С целью формирования единого информационного пространства на территории города, способствующего выравниванию условий доступа всего населения независимо от места проживания (центр-периферия), целесообразно:
корректировка сети библиотек в микрорайонах с высоким уровнем их концентрации: первый вариант – с ориентацией на создание укрупненных библиотечных учреждений, второй – специализация отдельных библиотек, оптимальный вариант – разумное сочетание первых двух;
открытие (строительство) библиотек в микрорайонах, где библиотеки отсутствуют, а проживающее на их территориях население в них нуждается. Рассмотреть возможность открытия библиотек в комплексе различными видами учреждений культуры, быта, образования. Этот вариант может быть особенно привлекательным в условиях малонаселенных территорий и новостроек;
строительство новых библиотек и реконструкция старых с учетом комплекса существующих социальных параметров;
разработка комплекса региональных отраслевых социальных нормативов и норм размещения сети публичных библиотек (для областного центра, юг области);
разработка качественно новых сетевой и управленческой структур организации муниципальных библиотек, основанных на разумном сочетании универсальности и специализации, централизации и децентрализации, кооперации и корпорации отдельных направлений их деятельности.
заключение
Итак, в настоящее время культурно-досуговая сфера является ведущим звеном общества для развития демократии. Это во многом способствует развитию широкого спектра мнений, утверждению уважения к альтернативе, свободному доступу к информации через организацию независимых клубов, библиотек, сбор, хранение и распространение альтернативных изданий, проведение встреч с людьми, придерживающимися неординарных позиций.
Проведенное исследование библиотек Тюмени показывает важность их для жителей города. Вместе с тем необходимо оказывать большее внимание состоянию библиотек.
Сеть публичных библиотек города отличается неравномерностью территориального распределения как по городу в целом, так и в пределах отдельных округов и жилых районов его в частности. Налицо нарушение одного из основных правил организации учреждений культурного назначения, а именно: равноценности обслуживания в рамках каждой группы градостроительных элементов и города в целом.
Таким образом, мы имеем сеть преимущественно небольших, маломощных, разобщенных библиотек, неравномерно распределенных на территории города.
Список использованной литературы
1.Беляева З.М. Духовная ценность досуга. // Культура региона: проблемы, поиски, перспективы. Т.: Ком-т по культуре Админ. Тюм. обл., 2014. С.28-33.
2.Бобков И.В. Нормативная модель досуга.// Социологические исследования. 2014. № 2. С.71-74.
.Гармаш И.И. Игры и развлечения. К.: Урожай, 2013. – 272 с.
.Киселев Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. М.: Изд-во МГУ культуры, 2015. – 136 с.
.Культура досуга. / Под ред. В.М.Пича и др. – К.: Изд-во Киев. ун-та, 2010. – 240 с.
.Культурно-досуговая деятельность. / Под ред. А.Д.Жаркова. – М.: МГУК, 2014. – 462 с.
.Мосалев П.Г. Досуг: методология и методика социологических исследований. М.: Изд-во МГУ культуры, 2015. – 96 с.
.Пиналов С.А. и др. История культурно-просветительской работы. Киев: «Вища школа», 2013. – 264 с.
.Попов В. В. Опыт культурно-исторического анализа досуговой деятельности. // Культура и социум: Матер. Всерос. конфер. // Культура. Литература. Искусство. Регион. Т.: ТюмГУ, 2010. С.33-37.
.Попов В.В. Что скрывается за удивительным словом – времяпровождение? // Встреча: культурно-просветительская работа. 2010.
.Проблемы и перспективы развития культуры г.Тюмени. / Под ред. В.В.Сушковой и др. – Т.: ТюмГУ, 2014. – 140 с.
.Станкин М. Отдых и его организация. // Управление персоналом. 2014. № 6. С.8-12.
.Стрельцов Ю.А. Свободное время и развитие социокультурной деятельности. // Вестник МГУ культуры и искусств. 2013. № 1. С.76-85.
.Терехова О.В. Индустрия досуга в США. М.: Наука, 2014 – 176 с.