- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 31,2 Кб
Обслуживание в сельских библиотеках
Оглавление
Введение
Глава 1. Сельская библиотека
.1 Цели, задачи, функции сельской библиотеки
.2 Нормативная база сельской библиотеки
Глава 2. Обслуживание в сельских библиотеках
.1 Характеристики группы пользователей
.2 Группа пользователей – старшеклассники (социально-психологическая характеристика)
Заключение
Список используемых источников
Приложения
Введение
В последние годы сельские библиотеки России оказались в центре внимания библиотечной общественности, властных структур, средств массовой информации в т.ч. профессиональной прессы. Причины этого явления известны – кризисное, даже катастрофическое состояние многих сельских библиотек, подтверждаемое неутешительной статистикой в основных аспектах деятельности: фонды, условия работы, персонал. Уникальность ситуации, в которой находятся эти библиотеки, состоит в том, что она непосредственно обусловлена комплексом проблем современного села. Их будущее как учреждений культуры во многом зависит также от того, как будет реализовываться процесс реформы местного самоуправления.
Сельские библиотеки находятся в различных условиях, их положение, развитие зависят от состояния региона и отношения к ним властных структур. Это подтверждается необыкновенным творческим разнообразием и направлением её работы и формы обслуживания жителей. В то же время сельская библиотека существует в огромном библиотечном мире и зависит от множества факторов, событий, решений, осуществляемых на разных уровнях его структуры. Для того, чтобы утвердиться в сложной иерархии не только профессиональных взаимоотношений, но и отношений с местной властью, научиться смелее пользоваться общими информационными ресурсами, как всей библиотечной системы, так и местного сообщества, библиотека должна найти в нём своё место. [7;C. 21-27]
Новизна и разнообразие информационных потребностей селян, вызывают необходимость по-иному взглянуть на информационную функцию сельской библиотеки. Ей принадлежит первостепенная роль среди остальных социальных функций: образовательной, досуговой, воспитательной и др. Потребность в информации всегда имеет определенную направленность, связанную с образованием, проведением досуга, производственной деятельностью, воспитанием и т.п. Для удовлетворения каждой используются одни и те же изначальные условия, а именно: фонд, справочный аппарат, система обслуживания, всё то, что составляет основу реализации информационной функции библиотек.
Информационное обслуживание различных категорий пользователей выражается рядом особенностей. Прежде всего, оно должно быть ориентировано на удовлетворение запросов читателей и только через их оценку качества предоставления информации следует судить об эффективности обслуживания населения. [14;C. 44]
Вопросы качества информационного обслуживания рассмотрены в работах А.Н. Ванеева, Ю.Н. Столярова, М.Я. Дворкиной, Л.А. Дубровиной, И.С. Пилко, С.Д. Колегаевой, Е.Г. Астапович, В.В. Шилова, С.А. Чазовой, С.Б. Ратмановой, И.М. Фрумина, Е.А. Фенелонова, О.Ф. Бойковой.
Актуальность проблемы информационного обслуживания сельского населения обусловлена изменением библиотек в социо-культурной жизни села. Как и общество в целом, село претерпело значительные изменения и в укладе и в системе духовных ценностей. Все эти изменения не могут не сказаться и на работе сельских библиотек, которые всегда были барометром политической, экономической, социальной и культурной жизни. Специалисты обращают внимание на значительное усложнение функций и задач деятельности библиотеки села. Библиотека на селе стала главным центром культурного, духовного, образовательного, просветительного и информационного развития населения. Практика свидетельствует о многократном возрастании роли библиотеки в жизни села. По мнению специалистов, это время принесло и много проблем в жизни сельских библиотекарей, которые невозможно решить без привлечения общественности, органов власти и самих жителей. Что в настоящее время представляет библиотека современного села? Какие задачи она решает? Каковы структура и содержание читательских потребностей жителей села? Какие факторы влияют на формирование потребностей? Особенности обслуживание самых различных категорий пользователей в сельских библиотеках? Необходимость ответа на все эти вопросы послужила основанием для выбора темы курсовой работы «Обслуживание различных категорий пользователей в сельских библиотеках»
Актуальность исследования – Обслуживание именно различных категорий пользователей является важным в сельских библиотеках.
Цель исследования – является улучшение специфики обслуживания различных категорий пользователей в условиях сельской библиотеки.
Задачи исследования – изучить имеющийся опыт других сельских библиотек, выявить методы обслуживания различных категорий пользователей в сельских библиотеках.
Объект – различные категории пользователей.
Предмет – специфика обслуживания различных категорий пользователей в условиях сельской библиотеки
Методы исследования:
1)Общенаучный метод теоретического и эмпирического анализа публикаций;
2)Метод терминологического анализа сущности используемых понятий (пользователи, обслуживание, сельская библиотека)
)Сравнительно-аналитический метод для сопоставления опыта работы сельских библиотек.
)Социологические методы (анкета, опрос)
В современных условиях наметились противоречия в библиотечном деле. С одной стороны, безграничные информационные возможности, а с другой – отсутствие у многих библиотек материальных средств для реализации этих возможностей.
Обращаясь в библиотеку, пользователь ожидает, что получит необходимую информацию. Не обмануть ожиданий пользователя, удовлетворить его информационные потребности, сделать доступной для него информацию – вот одна из важнейших социальных функций библиотеки.
Глава 1. Сельская библиотека
.1 Цели, задачи, функции сельской библиотеки
Наиболее ощутимыми в 1990-е гг. оказались перемены в деятельности бывших государственных массовых, а ныне – муниципальных публичных библиотек. Библиотеки усиливают ориентацию на интересы своего региона, его жителей, стремятся максимально учесть их специфические потребности, устанавливают контакты с местной администрацией, что способствует повышению их статуса на муниципальном уровне.
Сегодня наиболее характерной является тенденция к закрытию мелких библиотек или же их объединению в более крупные. В 1970-1980гг. публичные библиотеки были объединены по территориальному (местному) признаку в централизованные библиотечные системы (ЦБС), которые сохранились и в настоящее время. Наиболее успешно они функционируют как муниципальные системы публичных библиотек в городах России. Возглавляют эти системы, осуществляя по отношению к ним методические и координационные функции, городские публичные библиотеки, являющиеся муниципальной собственностью. В России сохраняется система муниципальных библиотечных сетей с филиалами, приближёнными к месту жительства.
Профилирование филиалов ЦБС осуществляется по разным признакам. В одних случаях они отражают потребности определённой части региона в получении того или иного вида информации, например, бизнес-библиотека. В других случаях библиотека ориентируется на определённые группы пользователей, например, молодёжный центр. Особо следует отметить тенденцию к созданию библиотек семейного чтения.
Сегодня в России насчитывается более тридцати девяти тысяч сельских библиотек (70% от всех муниципальных), которыми пользуется 34,8% общего числа читателей всех библиотек страны [49с.4].
По сути дела, библиотека является сегодня единственным бесплатным источником культуры и информации, доступным сельскому жителю.
Как и много лет назад общедоступные, а ныне муниципальные библиотеки помогают своими специфическими средствами становлению и развитию той социальной среды, внутри которой они живут (и местным органам образования, и местному сообществу, и органам власти, и производству и т.д.) [49с31].
Сельская библиотека является сегодня связующим звеном с системой библиотек района, области, страны, наконец, мира, помогая местным жителям преодолевать информационную и психологическую изоляцию.
Основные направления работы сельской библиотеки, а также формы предоставления информации и номенклатура услуг определяется приоритетными группами пользователей, их информационными потребностями, а также нуждами органов местного самоуправления. Наиболее распространёнными и востребованными сегодня являются такие направления работы, как:
помощь учащейся молодёжи;
правовое информирование населения;
– краеведение.
Важнейшими целями работы библиотеки на селе являются:
·понимание роли библиотеки на селе, как важнейшего культурного, духовного и социального института общества, который предоставляет ценную информацию. Библиотеке
необходимо заявить свои претензии – быть главным центром села и подкрепить свои претензии действиями. Чем выше уровень претензий, тем выше шансы на успех. Каждое мероприятие в стенах библиотеки должно работать на имидж библиотеки и увеличивать шансы на успех, получения дополнительных средств от властей, спонсоров.
·планомерная работа со спонсорами. Детально разработать программу по работе со спонсорами.
·расширить рекламную деятельность библиотеки, её фондов. Библиотека должна быть видимой. Разработать собственный стиль библиотеки, создать положительный образ, сделать библиотеку узнаваемой.
·искренняя благодарность тем, кто помогает библиотеке. Спланировать систему благодарения различными способами, это могут быть: письмо-благодарность; реклама пожертвований; присвоение имени спонсора выставке, отделу; фото спонсора в газете и многое другое.
·разработать программу о тесной связи с общественностью и органами местной власти. Важнейшим элементом этой программы должна стать официальная поддержка в обосновании конкретной выгоды от предложенной программы для группы людей, конкретной организации и т.д. [6; С. 30]
Недостаточное бюджетное финансирование ставит перед библиотекой задачу привлечения внебюджетных средств, основным источником которых являются платные услуги (сервисные услуги). Основанием для введения платного сервиса является действующее законодательство РФ, а также:
Устав и Положение библиотеки;
Правила пользования;
Положение об информационных услугах, сопутствующих основной деятельности библиотеки, согласование с учредителями и утвержденные Прейскуранты цен. Полученные от платных услуг средства, идут на приобретение новых книг для библиотеки. [9; С.25]
Библиотека выступает как связующее звено, объединяющее задачи и функции информационной, культурной и образовательной сфер. И в этом проявляется уникальность и сложность библиотечно-библиографической деятельности.
Внешне, то есть в том ракурсе, в котором работа библиотеки открыта и понятна для посторонних глаз, её миссия и социальная роль не являются в полной мере воспринятыми общественностью села. Как правило, читатели не догадываются, а библиотекари не умеют или не считают нужным показать, что предоставление в ответ на запрос нужной информации является лишь малой надводной частью «библиотечного айсберга». В «подводной» же части находятся такие процессы как уточнение читательских запросов в ситуациях, когда люди, сталкивались с новыми для себя задачами, не могут точно выразить собственные потребности; сохранения информации для обеспечения возможности её многократного и многоцелевого использования.
В результате в общественном сознании складывается стереотип простоты библиотечного труда. А на селе, где количество отказов читателям значительно высоко, преобладает мнение, что библиотекарь вообще ничем не занимается.
В ответ на это мнение, из-за скудности комплектования сельских библиотек, библиотекари стараются найти альтернативное решение своих проблем. Они компенсируют скудность фонда доступом к фондам других библиотек, более крупных – районных, областных.
Однако из-за отсутствия современных технологий, таких как электронная доставка документов (только около 300 сельских библиотек имеют компьютер и только 4 (!) в 1999г. имели выход в Интернет [49с12]). МБА работает не столь эффективно.
Очевидно, что лишь обладая хорошо скомплектованным современным фондом, а, также имея возможность использования в том или ином виде фондов других, более крупных или специализированных собраний, сельская библиотека сможет выполнять свои функции в полной мере.
Таким образом, сельской библиотеке в современных условиях предстоит:
. Расширять содержательный и видовой состав своих фондов, с учетом изменений в потребительском спросе. Увеличивать долю справочных изданий (энциклопедий, словарей), библиографических пособий универсального и тематического характера, источников деловой, коммерческой и финансовой информации.
. Повышать качество справочного аппарата (каталогов, картотек) как источника библиографической и фактографической информации. От библиотекаря всё чаще требуется умение проверять подлинность сведений, отраженных в печатной продукции, выбирать правильные и экономичные пути разыскания, вырабатывать алгоритмы библиографического и фактографического поиска.
. Расширять формы информационного обслуживания и делать их доступными потребителям.
Соответственно, одной из основных задач сельской библиотеки становится накопление, обработка и оперативное доведение до своих читателей информации, предоставляющей собой конкретные фактические сведения или имеющей концептуальный характер.
1.2 Нормативная база сельской библиотеки
«Наличие библиотеки в каждом населенном пункте» – такое требование зафиксировано в проекте «Модельного стандарта деятельности публичной библиотеки», разработанного Российской библиотечной ассоциацией. Очевидно, что в различных социальных, экономических, природных условиях, в которых живут регионы, необходимо создавать новые модели укрупненных библиотек, исходя из реальных условий и потребностей населения. Кроме того, нужно вернуться к пониманию необходимости теснейшего сотрудничества школы и библиотеки как залога формирования единого культурного, информационного и образовательного пространства села. Только совместная деятельность школ и библиотек позволит обеспечить выявление и реализацию интеллектуального потенциала сельских жителей.
Надежды на дальнейшее развитие сельской библиотеки связываются сегодня, с одной стороны, с политикой государства по отношению к селу вообще, с другой, с пониманием значения библиотеки в обществе, с осознанием государственными деятелями значимости доступа к информации, образованию и культуре для населения России, в том числе и сельского, а также с изменением позиции местной власти, от которой зависит многое в жизни каждого конкретного учреждения. Сегодня внимание государственных структур к проблемам села явно недостаточно, что отмечается всеми исследователями. Это, конечно, не может не отражаться и на библиотечной сфере. Однако заметное влияние на развитие библиотечного обслуживания населения оказали принятые в 1994 году Федеральные законы «О библиотечном деле» и «Об обязательном экземпляре документов», которые стимулировали разработку и утверждение соответствующих актов в субъектах Российской Федерации.
Сегодня принято 43 местных законодательных акта. В октябре 2002 г. состоялись Думские чтения в Совете Федерации «О библиотечном обслуживании детей в Российской Федерации». Одним из обсуждаемых вопросов было библиотечное обслуживание сельских детей. Важную роль в привлечении внимания властных структур и профессиональной общественности к этим проблемам сыграл Первый съезд сельских библиотекарей, выявивший весьма сложную ситуацию в сере библиотечного обслуживания.
Таким образом, основные перспективы развития библиотечного обслуживания на селе теснейшим образом увязываются с увеличением финансовой поддержки учреждений, обеспечивающей, прежде всего их комплектование; с информатизацией, с повышением уровня квалификации сельского библиотекаря, расширением его профессионального сознания.
Значительное внимание проблемам сельских библиотек уделяют и неправительственные организации, в частности, Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса). В 2000 году руководство института совместно с Министерством культуры и Министерством по делам печати открыло новую программу, непосредственно обращенную к сельским библиотекам. Положительно сыграл и библиотечный благотворительный фонд, который так же способствует налаживанию комплектования сельских библиотек.
Перспективы улучшения положения российской сельской библиотеки, безусловно, есть, однако пока библиотечное обслуживание сельского населения еще далеко от стандартов, принятых в развитых зарубежных странах.
сельский библиотека старшеклассник
Глава 2. Обслуживание в сельских библиотеках
.1 Характеристика группы пользователей
В материалах Международной федерации библиотечных ассоциации и учреждений (ИФЛА) говорится, что нет ни одного человека, который был бы слишком молод или слишком стар для пользования библиотекой. Задача публичной библиотеки – оказывать услуги всем гражданам и социальным группам. Потенциальным читательским группам публичной, в том числе и сельской библиотеки, как определяет ИФЛА, являются дети, молодежь, взрослые (среди которых выделены следующие подгруппы: люди, представляющие различные культуры и этносы; люди, имеющие инвалидность; лица, помещенные в специальные учреждения – больницы, тюрьмы; учреждения местного самоуправления, учебные и культурные организации) [13].
Значительную часть основных пользователей современных российских сельских библиотек составляют, как прежде, дети и учащаяся молодежь, сельская интеллигенция: учителя, врачи, работники сельскохозяйственного производства, а также пенсионеры, домохозяйки.
В последнее время добавились и новые категории пользователей: увеличилось число безработных, а также мигрантов, осевших в селе, которые тоже имеют право на обслуживание. Каждая из этих категории обращается в библиотеку со своими проблемами и ждет от нее помощи. Однако значительное место продолжает занимать потребность в информации в помощь образованию, а также самообразованию, понимаемому достаточно широко: как получение информации, необходимой для решения многих жизненных проблем.
В отношении детей и юношества сельские и школьные библиотеки накопили огромный опыт, сумев, несмотря на все трудности, в большинстве случаев реализовать свою главную функцию – создать условия для получения образования и развития личности. Главной их задачей остается приобщение к книге, чтению, формирование устойчивой потребности в знаниях и, следовательно, в библиотеке.
Меняющаяся на наших глазах роль чтения в жизни молодого человека приводит к тому, что сегодня библиотека не только должна приобщать его к чтению, но и обеспечивать ему свободный способ доступ к информации. Эта многоаспектная проблема требует решения целого ряда вопросов: от наличия хорошего фонда до воспитания информационной культуры, умения выбирать информационный продукт.
С недавних пор объектом внимания библиотеки стала сельская семья как единое целое. Такой подход может быть особенно успешен там, где произошло объединение школьной и сельской библиотек. Давно замечено, что в сельских семьях лидерами чтения зачастую являются дети. Эта особенность учитывается в работе библиотек, ставящих своей целью через книгу, чтение объединить семью, повлиять на микроклимат в ней сблизить людей на основе общих интересов, помочь им избавиться от негативных явлений. Сельский библиотекарь, знающий каждого из своих читателей достаточно хорошо, может успешно решать эту задачу.
Важнейшей задачей библиотеки, работающей на селе, всегда была помощь сельской школе. Тесная связь этих важнейших для жизни российского села социальных институтов отчетливо прослеживается на протяжении всего времени их развития. Сегодня сельская школа, преодолевая многочисленные трудности, переживает сложный период. Она пытается модернизировать всю свою деятельность, видя основным критерием успешности работы подготовленного к жизни человека.
Очевидно, что готовность человека к современной жизни предполагает не в последнюю очередь высокий уровень образованности, информированности. Чтобы его обеспечить, необходимо информационное насыщение всей школьной сферы. Основными объектами такого «информационного обогащения» можно считать непосредственно личность учителя, учебный процесс, а также внешкольную деятельность. Реально это означает, что библиотека через книгу, организацию мероприятий должна помочь каждому учителю и каждому ученику.
Помощь учителю всегда была важнейшей задачей библиотеки. Сегодня учитель испытывает те же тяготы, что и любой житель села. Исследования показывает, что 76, 8% учителей нуждаются в социальной защите. Условия жизни и деятельности сельского учителя характеризуются как неблагоприятные, достаточно сказать, что только 7% учителей регулярно получают зарплату [13;22] У многих учителей отмечается снижение удовлетворенности своей работой. Интересно, что одной из основных причин этого называется плохое состояние учебно-методического обеспечения преподаваемого предмета и низкий общий уровень информационного обеспечения школы.
Информационные потребности учителя и директора заметно разнятся. Директор наиболее остро ощущают недостаток информации по правовым вопросам (66%), психолого-педагогическим проблемам образования (57%), достижениям современной отечественной педагогики, дополнительному образованию детей и взрослых. Интересует директоров сельских школ и зарубежный опыт образования и воспитания детей (15%), а также медицинские проблемы детства и подросткового возраста.
Учителя-предметники нуждаются, прежде всего, в постоянной широкой информации, связанной с развитием соответствующей сферы – химии, физики, истории. Образовательная ценность учебного предмета во многом зависит от того, как решается проблема соотношения содержания преподаваемого курса и уровня развития науки. Например, наука географии существенно обновилась. Конструирование учебного предмета должно основываться на базовых научных идеях, закономерностях, закономерностях, фактах и отражать современный мир полноценно, а не в усеченном виде. Для такого преподавания необходим высокий уровень информированности учителя. Только тогда он сумеет интересно построить учебный процесс, разработать новые формы преподавания.
Конечно, учителя и администрация школы нуждаются в знаниях методического, психолого-педагогического, медицинского характера. Смягчить условия информационного дефицита, в которых работает школа, может и должна сельская библиотека.
Чрезвычайно важна ее роль в информационной поддержке учащихся, выявлении среди них особенно способных, талантливых.
Известно, что интерес к чтению, тяга к знаниям – первый признак талантливости человека. Привлечение такого ребенка к жизни библиотеки может дать очень много для его будущего развития. Библиотека способна помочь ему и в осознании своих способностей, и в развитии интереса к какой-либо сфере деятельности. На библиотекаре, так же как и на учителе, лежит большая ответственность за то, чтобы первые ростки талантливости ученика были замечены и поддержаны.
Разумеется, из поля внимания не должны выпадать и трудные подростки. Опыт показывает, что библиотека может быть местом, где подросток способен восстановить душевное равновесие: здесь никто не ставит ему оценки, нет такой жесткой дисциплины, здесь он может найти большее понимание и квалифицированную помощь. Часто библиотека помогает проявиться его положительным качествам и способностям, которые не были замечены в школе. Исследования показывают, что, несмотря на то, что авторитет библиотеки у сельских подростков весьма велик: постоянными читателями являются 53,4 % сельских выпускников школ [14;24].
Внеклассная и внешкольная работа – еще одна сфера, которая нуждается в информационном насыщении. Организация кружков, трудового и производственного обучения, освоение навыков личного подсобного хозяйства-формирование «сельскохозяйственной грамотности» – невозможно без обращения к книге.
Особенность работы сельской библиотеки – тесный, каждодневный контакт с жителями села – позволяет постоянно уточнять и углублять запрос и максимально индивидуализировать информацию. Кроме того, в этих условиях библиотекарь способен давать и т. н. «упреждающую информацию», появившуюся в его распоряжении.
Особое место среди пользователей сельской библиотеки занимают сегодня т.н. управленцы.
В эту группу входит глава местной администрации, сотрудники аппарата администрации, депутаты органов самоуправления, хозяйственные руководители и т.п.
Этим людям приходится решать широкий круг экономических, социальных, социокультурных, юридических, экологических и др. вопросов, что требует постоянной работы с документами законодательного характера, отслеживания необходимой информации в периодике и т.д. Решение кадровых проблем, разрешение конфликтных ситуаций на производстве требует знания психологии, менеджмента. Необходимо также знать опыт местного самоуправления в других регионах страны и за рубежом.
Таким образом, управленцам нужна информация постоянного характера, как аналитического, так и фактографического характера.
Нельзя не отметить, что степень полезности библиотеки руководящему составу обязательно скажется на их отношении к нуждам самой библиотеки. Только постоянно доказывая свою полезность сельскому сообществу, библиотека вправе рассчитывать на его поддержку!
Сегодня среди жителей села довольно много безработных. Среди них и люди предпенсионного возраста, и молодежь. Именно библиотека, используя все свои возможности, может дать им наиболее исчерпывающие и полные данные о возможностях образования, переподготовки, наличии рабочих мест, как в районе, так и за его пределами, о трудоустройстве на летний период, в свободное от учебы время, на неполный рабочий день, а также об условиях оформления досрочной пенсии, о правилах регистрации в качестве безработного и его правах и т.п. В библиотеке же они смогут узнать, как и где пройти тестирование на профессиональную пригодность, а также на какие официальные законодательные документы можно опираться при поиске работы.
Как правило, пенсионеры, ветераны, инвалиды составляют значительную группу пользователей сельской библиотеки. Эти люди особенно нуждаются в помощи библиотеки. Их волнуют вопросы пенсионного обеспечения, медицинского, бытового и социального обслуживания, изменения в пенсионном законодательстве, положение о правах и льготах. Им необходима и информация правового характера, и книги по рыболовству и консервированию, и журналы, например, «Крестьянка», «Ваши 6 соток» и др.
Сельская библиотека, работая с данными группами читателей, выполняет не только информационную, но и социальную функцию. Работа сельской библиотеки имеет свою специфику: с одной стороны, она испытывает большие трудности в отношении комплектования, с другой – большие возможности общения с каждым из читателей, проникновения в мир его интересов и способностей.
В последнее время во многих сельских библиотеках стали возникать такие формы общения, как «телефон доверия», «кабинеты психологической помощи», «кабинеты доверия», «телефон поддержки» и т.д. Эти формы – реакция библиотеки на реальную потребность читателей, испытывающих сложности в процессе общения, в сущности – попытка библиотеки помочь ему в прохождении социализации. В совсем маленьких сельских библиотеках эта потребность реализуется, конечно, тоже, но, как правило, в непосредственном общении с библиотекарем.
Что касается дифференцированного обслуживания, то в последнее время в сельских библиотеках стали выделять не только традиционные группы учащихся (школьники, студенты, учащиеся ПТУ и т.д.), но и такие группы, как «безработные», «подростки-инвалиды», «одаренные дети».
К этим читательским группам сельская библиотека формирует особый подход. В основе библиотечного обслуживания этих групп читателей лежит не только оказание помощи в получении информации, но и желание информационными средствами помочь в жизненных, житейских проблемах. Существование такого подхода позволяет высказать мысль о том, что часть библиотекарей, в том числе, сельских, ощущает (как правило, спонтанно) библиотечное обслуживание как одно из условий социальной защиты формирующейся личности. Конечно, такая философия библиотечного обслуживания просматривается не везде.
Сельская библиотека старается предоставить свои услуги и студентам – заочникам, которых немало среди сельских специалистов и выпускников школ. Она старается подобрать нужную литературу для выполнения учебных заданий, дать сведения об имеющихся библиографических источниках и т.п. Возможность образовательной помощи студентам – заочника возрастает многократно, если даже небольшая библиотека имеет компьютер и модем, благодаря которым может получить доступ к ресурсам крупных отечественных и мировых центров информации, заказать электронную копию необходимой статьи или даже целой книги.
Таким образом, современная библиотека, работающая на селе, вне зависимости от ее типа и вида охватывает свое деятельностью всех субъектов педагогического процесса, помогая им решать свои многочисленные образовательные и самообразовательные проблемы, что вполне отвечает требованиям, которые предъявляет к публичным библиотекам ИФЛА.
.2 Группа пользователей – старшеклассники (социально-психологическая характеристика)
Возраст ранней юности, а именно к нему относятся старшеклассники, не всегда признавался в истории культуры как особый этап развития личности. Не случайно некоторые ученые считают юность довольно поздним приобретением человечества.
Однако было бы ошибочным рассматривать детство и тем более юность только как период подготовки к взрослой жизни. Таковыми они являются с социальной точки зрения. Но с точки зрения педагогической этим ограничиваться нельзя. Каждый возраст находится в непосредственном отношении с действительностью, каждый возраст важен сам по себе в жизни конкретного человека, независимо от связи с последующими возрастными периодами.
Поэтому особенно важно изучать и знать особенности юношеского возраста, чтобы использовать их для подготовки человека к жизни во взрослом обществе, но и для того, чтобы направлять его жизнь
Давая характеристику психологии раннего юношеского возраста (14 – 17 лет), надо иметь в виду дополнительные обстоятельства. У каждого поколения юношей есть характеристики, которые присущи в принципе самой юности. Однако удельный вес этих характеристик у различных поколений может изменяться. Есть такие характеристики, которые свойственны именно только тому или иному поколению молодежи и обусловлены внешними факторами развития. В процессе исторического развития общества отдельные характеристики юношеского возраста могут сдвигаться вниз или вверх.
Важнейшие социальные потребности. Проблема человеческих потребностей сложна и многообразна. Представляется наиболее целесообразным остановиться лишь на важнейших социальных потребностях раннего юношеского возраста: потребности в общении и обособлении, в достижении и поиске.
Потребность в общении имеет специфически человеческий характер и формируется у ребенка в процессе взаимоотношений, складывающихся у него с окружающими.
С возрастом потребность в общении углубляется и становится все более и более значимой в жизни человека, очевидно, одним из пиков развития у человека потребности в общении является ранняя юность.
Чем объясняется высокий уровень развития потребности общении именно в ранней юности? Можно назвать несколько причин. Наиболее явная – постоянное физическое и умственное развитие школьника и в связи с этим расширение его интересов, рост интереса к миру. Важным обстоятельством является и потребность в деятельности: она во многом и находит свое удовлетворение в общении. В юности особенно возрастает необходимость, с одной стороны, в новом опыте, а с другой – в признании, защищенности, в интимной реакции. Это определяет рост потребности в общении с людьми, потребности быть принятым ими и чувствовать уверенность в их признании [1, с. 39].
Это необходимо для решения тех проблем, которые свойственны юношескому возрасту и решить которые можно лишь в общении с окружающими. Многочисленные исследования неоспоримо свидетельствуют о том, что эффективное решение проблем самосознания, самоопределения, самоутверждения невозможно вне общения с окружающими людьми, без их помощи.
Проблемы столь важны и столь интимны, что для решения их, необходимо найти человека, который понял бы ее проблемы. С возрастом (от 14 лет к 17 годам) потребность в понимании заметно усиливается, причем у девушек она выражена сильнее, чем у юношей.
Говоря о потребности в обособлении, надо иметь в виду, что развитие личности можно рассматривать как процесс двуединый. С одной стороны, это уподобление себя в чем-то другим людям в результате процесса общения, а с другой – отличение себя от других в результате процесса обособления. Причем общение и обособление протекают в тесном единстве между собой.
Потребность в обособлении, которая отчетливо проявляется в раннем юношеском возрасте, находит свое конкретное выражение как в общении (в обособлении в составе более или менее широких общностей), так и в уединении. Обособление в общении имеет основное значение. Общаясь с людьми, юноши и девушки ощущают потребность в нахождении своей позиции в их среде, своего Я. Но осмысление этой потребности и путей ее реализации, очевидно, возможно при наличии потребности в уединении.
Деятельность старшеклассников в уединении может быть как предметной (чтение, конструирование и т.д.), так и коммуникативной. Последняя возникает тогда, когда у юноши или у девушки нет желания общаться с возможными реальными партнерами, а есть стремление общаться в уединении с неким воображаемым идеальным партнером или своим Я.
Уединение в ранней юности имеет коренное отличие от уединения взрослых. Взрослые, оставаясь наедине с собой, как бы сбрасывают груз тех ролей, которые они играют в жизни, и, так им, по крайней мере, кажется, становятся самими собой. Юноши, наоборот, лишь в уединении и могут проигрывать те многочисленные роли, которые недоступны им в реальной жизни, представлять себя в тех образах, которые им наиболее импонируют [2, с. 139].
В играх-грезах юноши и девушки проигрывают роли и ситуации, созданные ими в воображении, не имеющие реального прототипа, невозможные в жизни. Игры-грезы – попытка компенсировать невосполнимый дефицит реальной жизни. Сюда относятся и фантазии, в которых действуют сами юноши и девушки, и реальные люди из их окружения, а также выдуманные ими, но вполне реалистичные персонажи. На юношеские мечты могут повлиять в значительной степени книги.
Во многих классификациях потребностей юношества выделяется потребность в достижении. Потребность в достижении понимается рядом исследователей как присущее людям стремление к успеху в деятельности, в соревновании с ориентацией на определенный стандарт высокого качества исполнения. В ранней юности у большой части ребят она бывает довольно развита. Реализуется она по-разному: у одних в сфере познавательной деятельности, у других в различного вида хобби, у третьих в спорте и т.д. Есть основания полагать, что у тех старшеклассников, у которых особенно сильно развита потребность в достижении, слабее выражена потребность в общении. В то же время именно в юности потребность в достижении может быть направлена на достижение успеха в той или иной сфере общения [3, с. 190].
Потребность в достижении – важная характеристика личности, ибо от нее во многом зависит решение проблем самоопределения и самоутверждения.
Ценностные ориентации. Юношеский возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностных ориентаций предпосылок: овладение понятийным мышлением, накоплением достаточного морального опыта, занятием определенного социального положения. Появление убеждений в юношеском возрасте свидетельствует о значительном качественном переломе в характере становления системы моральных ценностей.
Именно ценностные ориентации, сформированные в юношеском возрасте, определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и тем самым в определенной мере детерминируют ее поведение.
Ценностные ориентации – сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам [4, с. 247]. Система ценностных ориентация имеет многоуровневую структуру. Вершина ее – ценности, связанные с идеализациями и жизненными целями личности.
Согласно полученным в ходе различных исследований данных можно попытаться дать ценностно-ориентационный портрет старшеклассника:
«Главное в жизни – это найти работу (интересную) и хороших, верных друзей, при условии, что ты будешь здоров. Очень важно для человека иметь семью, основанную на взаимной любви. Конечно же, нужно быть уверенным в себе, поменьше сомневаться, проявлять самостоятельность. Очень важно так же быть интеллектуально развитым, расширять свое образование, кругозор, вести активную, деятельную жизнь. Но все это возможно только при наличии хорошей работы и личного счастья. Желательно так же иметь возможности для творчества, способность ощущать и переживать красоту природы, искусства, но, к сожалению, не всем это доступно» [5, с.52].
Интерпретирую подобным образом совокупные ценностные ориентации старшеклассников, нельзя забывать, что это условный «портрет», в него попали среднестатистические данные.
На старшеклассников оказывает большое влияние молодежная субкультура.
Субкультура – особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами [6, с. 115].
На уровне досуга молодежная субкультура приобретает заметные контркультурные элементы. Досуг, особенно молодежью, воспринимается как основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворенности им зависит общая удовлетворенность жизнью молодого человека. Общее образование для школьника как бы отходит на другой план перед реализацией экономических («зарабатывать деньги») и досуговых («интересно провести свободное время») потребностей.
На уровне досуговой самореализации молодежную субкультуру отличают следующие черты, распространенные в различных социальных и возрастных когортах с разной степенью интенсивности.
. Преимущественно развлекательно-рекреативная направленность. Наряду с коммуникативной (общение с друзьями) досуг выполняет в основном рекреативную функцию (около одной трети старшеклассников отмечают, что их любимое занятие на досуге – «ничегонеделание»), в то время как познавательная, креативная и эвристическая функции не реализуются вовсе или реализуются недостаточно. Рекреативные досуговые ориентации подкрепляются основным содержанием теле- и радиовещания, распространяющим ценности преимущественно массовой культуры.
. «Вестернизация» (американизация) культурных потребностей и интересов. Ценности национальной культуры, как классической, так и народной, вытесняются схематизированными стереотипами – образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей «американского образа жизни» в его примитивном и облегченном воспроизведении.
Любимыми героями и в определенной степени образцами для подражания становятся, по данным опросов, героини так называемых «мыльных опер» (для девушек) и видеотриллеров типа Рэмбо (для юношей). Однако вестернизация культурных интересов имеет и более широкую сферу приложения: художественные образы экстраполируются на уровень группового и индивидуального поведения молодых людей и проявляются в таких чертах социального поведения, как прагматизм, жестокость, стремление к материальному благополучию в ущерб профессиональной самореализации.
. Приоритет потребительских ориентации над креативными. Потребительство проявляется как в социо-культурном, так и в эвристических аспектах. По данным опросов студентов петербургских вузов потребление в рамках художественной культуры заметно превышает креативные установки в социокультурной деятельности. Еще более эта тенденция присутствует в культурной самореализации учащейся молодежи, что косвенно обусловлено и самим потоком преобладающей культурной информации (ценности массовой культуры), способствующей фоновому восприятию и поверхностному закреплению ее в сознании. Творческая самореализация, как правило, выступает в маргинальных формах.
. Слабая индивидуализированностъ и избирательность культуры. Выбор тех или иных культурных ценностей чаще всего связан с групповыми стереотипами достаточно Жесткого характера (не согласные с ними легко попадают в разряд «отверженных»), а также с престижной иерархией ценностей в неформальной группе общения (референтной группе).
Групповые стереотипы и иерархия ценностей обусловлены половой принадлежностью, уровнем образования, в определенной мере местожительством и национальностью реципиента. Суть ценностей молодежи одна: культурный конформизм в рамках неформальной группы общения и неприятие других ценностей и стереотипов. Крайним направлением этой тенденции молодежной субкультуры являются так называемые «команды» с жесткой регламентацией ролей и статусов их членов, для которых характерно девиантное поведение и криминогенный стиль общения.
. Внеинституциональная культурная самореализация. Данные исследований показывают, что досуговая самореализация молодежи осуществляется вне учреждений культуры и относительно заметно обусловлена воздействием одного лишь телевидения – наиболее влиятельного институционального источника не только эстетического, но и в целом социализирующего воздействия. Однако большая часть молодежных и подростковых передач ТВ отличается крайне низким художественным уровнем и никак не разрушает, а скорее, напротив, подкрепляет те стереотипы и ту иерархию ценностей, которые уже сформировались на уровне референтной группы – наиболее эффективного культурного коммуникатора.
Таким образом, особое положение периода старшего школьного возраста в цикле развития, связано с переходом от одной эпохи жизни к другой. Переход от подросткового к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период физического, умственного, нравственного, социального.
Заключение
Объектом данного исследования являются старшеклассники.
Старшеклассники – возрастная группа, имеющая специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется как возрастными особенностями юношества, так и тем, что их социально-экономическим и общественно-политическим положение, их духовный мир находится в состоянии становления, формирования.
Для старшеклассников характерна потребность в уединении. Деятельность старшеклассников в уединении может быть как предметной (например, чтение), так и коммуникативной.
Юношеский возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностных ориентаций предпосылок: овладение понятийным мышлением, накоплением достаточного морального опыта, занятием определенного социального положения.
Досуг, особенно юношеством, воспринимается как основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворенности им зависит общая удовлетворенность жизнью старшеклассника. Общее образование для школьника как бы отходит на другой план перед реализацией экономических («зарабатывать деньги») и досуговых («интересно провести свободное время») потребностей.
Что же касается чтения, то мы выявили, что с изменением в системе образования доля делового чтения начала занимать лидирующее место у юношества. досуговое чтение для юношества является, в первую очередь, развлечением и отдыхом.
С практической точки зрения работе со старшеклассниками, весьма важно знать уровень ее читательской (а в более широком смысле – информационной) культуры, степень дифференциации читательских вкусов тех, из кого эта аудитория состоит, обстоятельства и причины, объясняющие конкретные читательские интересы, установки, потребности и т. д.
Подводя итог, можно сделать ряд выводов:
неуклонно увеличивающийся поток информации делает ее отбор, оценку, представление и продвижение к пользователям лучшего – жизненно необходимым. Сегодня в сферу особого внимания библиотекаря входит отбор, экспертная оценка и продвижение электронных изданий и публикаций на различных сайтах, создание путеводителей по электронным Интернет-ресурсам.
молодые читатели нуждаются в квалифицированной помощи библиотекаря в работе с книгой и информацией и готовы к сотрудничеству;
библиотечные ресурсы далеко не всегда способны удовлетворить читательские запросы старшеклассников конкретными источниками, и библиотекари пытаются восполнять эти пробелы другими средствами, чтобы сформировать и поддержать интерес к чтению;
современная информационная культура диктует новые требования к рекомендательной библиографии для юношества. По сути, это означает появление нового типа изданий, содержащих не просто библиографические описания, но и факты, подборки по теме, справочные данные, яркие цитаты из текстов, живой комментарий библиотекаря и т.д.;
нужны современные научно-методические разработки по проблемам формирования культуры чтения.
В понятие методов приобщения юношества к чтению вкладывается совокупность психолого-педагогических приемов и средств, базирующихся как на основе модификации традиционных методик, так и принципиально новых актуальных тенденциях, диктуемых проблемами современной библиотечной ситуации.
В основе методов формирования читательского вкуса, мышления, читательского развития юношей и девушек – идея сквозного курса на создание благодатной психологической среды для микроклимата чтения, стремление к использованию арсенала современных технических средств.
В целом исследования показывают, что уровень культуры чтения старшеклассников находится на среднем уровне. Необходимы комплексные программы по формированию культуры чтения юных читателей. Основная идея – воспитание культуры чтения старшеклассников через использование целого комплекса форм и методов приобщения к чтению.
Мы, библиотекари, предлагаем много своих библиотечных форм и методов воспитания культуры чтения: Беседы; Вечера; Конкурсы; Викторины; Игры; Творческие встречи с писателями и поэтами, в том числе со своими сверстниками; Экскурсии; Литературный ринг; Литературная гостиная. На более глобальном уровне можно проводить фестивали чтения, большие акции по привлечению к чтению юношества.
Библиотека, обслуживающая старшеклассников должна работать в тесном сотрудничестве с учебными заведениями, школьными библиотеками. Особую роль играет работа с родителями, роль которых в приобщении к чтению крайне важна, однако эту работу библиотеки должны проводить с родителями младших школьников, т.к. в старших классах время может быть упущено.
Также нам представляется важным работа со средствами массовой информации по популяризации чтения.
Библиотеки должны работать по комплексным программам приобщения к чтению. В данных программах необходимо использовать достаточно обширный репертуар форм и методов популяризации чтения. Здесь требуется целенаправленная коллективная и индивидуальная работа по формированию системы чтения, возрождению ценности досугового чтения.
Список используемых источников
1. Афанасьев М. Д. За книгой: Место чтения в жизни сов. рабочего [Текст] / Гос. б-ка СССР им. Ленина. – М.: Книга, 1987. – 126 с.
.Абрамов К. И. История библиотечного дела в России [Текст]: учебно-методические пособия для студентов, преподавателей и библиотекарей – практиков/ представлено Московский гос. ун-т культуры и искусств. – М.: Либерия, 2000. – 175с. (Альманах. Приложение к журналу «Библиотека»)
.Актуальные вопросы библиотечной работы: Теория и практика [Текст]: [Сб. 1990] /Гос. б-ка СССР им. Ленина; Ред. кол.: Е.А Фенелонов (гл. ред.) и др.
.Азарова В.А. Обслуживание читателей: техника профессионального поведения библиотекаря [Текст]: монография/В.А. Азарова. – Самара: СГАКИ, 1998. – 146с.
.Библиотечно-библиографические знания – основа воспитания культуры чтения учащихся: Из опыта работы [Текст]. – Гродно,1989. – 7с.
.Библиотекарь и читатель: проблемы общения [Текст]: метод. пособия/ Рос. нац. б-ка. – СПб. – 1993. – 130с.
.Библиотека и возрождение культуры села [Текст]: программа. – Киров, 1992. – 34с.
.Библиотечное общение [Текст] / МКРСФСР, Восточно-Сиб. Гос. ин-т культуры – Улан – удэ: Бурятское кн. Изд-во, 1990. – 68с.
.Библиотекарь и читатель: Основы современного взаимоотношения [Текст]: сборник научных трудов. – Нов.: ГПНТБ СО РАН, 1997. – 210с.
.Библиотека. Чтение. Читатель [Текст]: сб. мат. научно. практ. конф. «Современные подходы к теории и методике библиотечного обслуживания» 27-30 окт. 1992г. – Тюмень, 1993. -54с.
.Балашова Е.В. Научно-популярная лит-ра в чтении молодого рабочего читателя общедоступной библиотеки [Текст]: дис. на соиск. уч. степени канд. пед. наук. – СПб, 1995. -16с.
.Библиотеки России: Стратегия выживания и развития [Текст]. – Вып.1: Экономико-правовые аспекты функционирования библиотеки: научно-практ. пос. – М., 1994. – 183с. – С прил. (Настольная книга библиоменеджера).
.Библиотека и духовная культура нации [Текст] : материалы региональной научно-практич. конференции (Новосиб., 23-27 сент. 2002г.)/ Под ред. Е.Б. Артемьева. – Новосиб.: ГПНТБ СО РАН, 2002. – 264с.
.Библиотека и чтение: проблемы и исследованиях [Текст]: сборник научных трудов/ В.Д. Стельмах; сост. В.Д. Стельмах. – С-Петербург: Российская нац. Б-ка, 1995. – 260с.
.Библиотековедение: общ. курс [Текст] : учеб. для библ. фак. Ин-ов культуры/ К.И. Абрамов, А.Н. Ванеев, В.В. Скворцов и др.; под. ред. К. И. Абрамова, Н. С. Карташова. – М.: Кн. Палата, 1998. – 223с.
.Библиотечное дело: Терминологический словарь [Текст]/ Отв. ред. Б. Н.Бачалдин; представлено Рос. гос. б-ка, Гос. б-ка СССР. – 3-е знач. перераб. и доп. изд. – М.: Без изд-ва, 1997. – 168с.
.Библиотечно-библиографические знания – основа воспитания культуры чтения учащихся: Из опыта работы [Текст]. – Гродно, 1989. – 7с.
.Библиотечное дело: Терминологический словарь [Текст] / Гос. б-ка СССР, [сост. И.М. Суслова, Л.Н. Уланова]. 2-е изд., перераб. и значит. доп. – М.: Книга, 1986. – 224с.
.Вопросы библиотечного дела, библиографии и истории книги [Текст]: сб. научн. трудов. Новосиб.,1975. – 312с.
.Возрождение культуры России: Книжно-библиотечное дело [Текст]: сб. ст. – Вып. 5. – Ленинград: Знание (Л), 1997. – 112с.
.Гагаринова Л.Л. Базы данных продвигаются на село [Текст] /Л.Л. Гагаринова // Библиотека. – 2003. – №11. – С.34-36.
.Гриханов Ю.А. Что нужно знать каждому о библиотеке [Текст] / Ю.А. Гриханов. – М.: Книга, 1997. – 77с.
.Гецов Г.Г. Как читать книги, журналы, газеты [Текст] / Г.Г.Герцов. – М.: Знание, 1989. – 141с.
.Гуманитарные аспекты развития Западной Сибири [Текст]: материалы Всероссийской научно-практической конференции «Гуманитарные (культурологические) аспекты развития Зап. Сибири» 24-26 марта 1998г. – Тюмень: Тюм. Гос. ун-т, 1998. – 247с.
.Гусева Л.Н. методология исследования социально-культурных аспектов библиотечного обслуживания [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук / Л.Н. Гусева.- С-Петербург. Гос. ун-т культуры, 1999. – 16с.
.Ганицкая И.И., Мамаева М.А. Библиотеки и возрождение культуры села [Текст]: комплексная программа и слёт библиотекарей Кировской обл. /И.И.Ганицкая, М.А. Мамаева // Библиотековедение. – 1993. – С. 76 – 82.
.Ганицкая И.И. Сельская библиотека в условиях рынка: традиции и новые возможности [Текст] / И.И. Ганицкая // В практику бак.: сб. мат. обл. мероприятий по повышению квалификации библ. раб. – Тюмень, 1993. – С. 12-20.
.Гончаренко Н. Справочное бюро для администрации [Текст] /Н. Гончаренко // Библиотека. – 2001. – С.26-27.
.Дерюгин В., Василевская Н. От областной до сельской [Текст] /В. Дерюгин, Н. Василевская // Библиотека. – 1994. – №2. – С.16-17.
.Дифференцированное руководство чтением детей [Текст] /сост. И.И. Тихомирова. – Л.: ЛГИК, 1983. – 168с.
.Душа дела: Писатели о библиотечном труде [Текст]: сборник /вступ. статья В. Кочетова; Художн. Д.И. Махашвили. – М.: Кн. Палата, 1987. – 318с.
.Езова С.А. Искусство библиотечного общения [Текст] /С.А. Езова // Библиотека. – 2005. – №3. – С.70-71.
.Ефимова Л. Библиотечная профессия как предмет изучения: Трудовая деятельность и повышение квалификации библ. Кадров [Текст] /Л.Ефимова. – М.: Информ. Центр по пробл. Культуры и искусства, 1978. – 43с.
.Збаровская Н.В. Способы эффективного обслуживания [Текст] /Н.В. Збаровская // Библиотека. – 2005. – №3. – С.63-68.
.Збаровская Н.В. Поговорим о профессиональных качествах [Текст] /Н.В. Збаровская // Библиотека. – 2005. – №2. – С. 36-38.
.Изучение читательского спроса в массовых библиотеках [Текст] : метод. рекомендации. Гос. б-ка СССР/ Сост. М.Д. Афанасьев, Л.Г. Жукова, С.С. Шведов; Ред. Т.М. Фролова. – М., 1984. – 40с.
.Искусство задавать вопросы [Текст]: методическое пособие в помощь проведению анкетирования. – Ростов-на-Дону: Без изд-ва, 1998. – 26с.
.Информационные ресурсы России [Текст]: нац. доклад/ Госкомитет РФ по связи и информатизации, Миннауки России, ВИНИТИ. – М., 1994. – 24с.
.Кадыров Г. Ни дня без строчки, доступ ребёнка к книге – возможности для чтения [Текст] /Г. Кадыров // Библиотечное дело. – 2004. – №4. – С.24-26.
.Круг чтения библиотекаря [Текст] : метод. рекомендации/ Гос. б-ка СССР, от рек. Библиограф; [Сост. Н.А. Беспалова и др.]. – М.: ГБЛ, 1989. – 65с.
.Книга и чтение в жизни советского села [Текст]: сборник научных трудов. – М.,1974. – Вып.4: Распространенность чтения и печатных источников на селе /Сост. М.Д. Афанасьев; [Гос. б-ка СССР им. Ленина], 1974. – 59с.
.Книга и чтение в жизни советского села [Текст]: сборник научных трудов.- М.,1975.- Вып. 5: Формирование читательского спроса [Сост. С.М. Смирнова], 1975. – 104с.
.Книга и чтение в жизни советского села [Текст]: сборник научных трудов.- М., 1975.Вып.6: Восприятие научно-познавательной лит-ры учащимися юношеского села [Выполн. М.Д. Смородинская]. – 1975.
.Книга и чтение в жизни советского села [Текст]: сборник научных трудов.- М.,1976.- Вып. 7: Литература по различным отраслям. Знания в чтении жителей села [Сост. Канд. пед. Наук Н.В. Добрынина]. – 1976. -79с.
.Клубы по интересам в библиотеке [Текст] : метод. рекомендации. – ГПБ, 1986. – 40с.
.Куликова Л.В. Самобытность диктует правила игры [Текст] /Л.В. Куликова // Библиотека. – 1994. – №9. – С.30-32.
.Кузьмин Е.И. Библиотечная Россия на рубеже тысячелетий. Гос. политика и управление библиотечным делом: смена парадигмы [Текст] Е.И.Кузьмин. – М.: Либерия, 1999. – 224с.
.Мелентьева Ю.П. Сельская библиотека: проблемы развития и перспективы [Текст]: научно-методическое пособие / Ю.П.Мелентьева – М.: Либерия, 2003. – 96с.
.Михневич Я.А. За фасадом ведомственной статистики [Текст] / Я.А. Михневич // Библиотека. №1. – С.6-9.
.Морева О.Н. Региональная специфика потребности в специалистах с высшим образованием в России [Текст]: Автореферат/ О.Н. Морева; представлено С-Петер. Гос. академия культуры: Без изд., 1995. – 15с.
.Маслова А.Н., Артемьева Е.Б. Региональные проблемы библиотечного дела [Текст]: Препринт 93-5/ ГПНТБ СО РАН. – Новос., 1994. – 66с.
.Матлина С.Г. Современная сельская библиотека: формула жизни [Текст] /С.Г. Матлина // Новая библиотека. – 2002. – №4. – С.9-10.
.Матлина С.Г. Привлекательная библиотека, или что может реклама [Текст]: Практическое пособие/ С.Г. Матлина. – М.: ТОО Либерия, 1997. – 96с.
.Общедоступные библиотеки РФ в цифрах за 1998 год [Текст] / МК РФ, ГИВД. – 1999. – 132с.
.Павловская Н. На пути к равноправию. Создание компьютерных публичных библиотек в сельских районах [Текст] /Н.Павловская // Библиотечное дело. – 2004. – № 4. – С. 29-30.
.Питерских А. Слово о сельской библиотеке [Текст] / А. Питерских // Библиотека. – 2003. – № 4. – С. 59-60.
.Почему люди не идут в библиотеку? [Текст] // Новая библиотека. – 2001. -№ 4. С.17-18.
.Рубакин Н.А. Психология читателя и книги. Краткое введение в библиографич. Психологию [Текст] / Н.А. Рубакин; [Вступ. статья Ю.А. Сорокина, канд. филол. наук]. – М.: Книга, 1977. – 264с.
. Справочник библиотекаря [Текст] / под ред. Ванеева А.Н., Минкина В, А. – СПб., «Профессия», 2001. – 448с. (серия «Библиотека»).
. Ступакова Л.В. Изучение чтения и читательских интересов различных групп пользователей Ижморской централизованной библиотечной системы [Текст] / Л.В. Ступакова // Библиотечная жизнь Кузбасса. – 2003. – № 3. – С.66-67.
.Смирнова Н. Сохранять традиции, искать новые [Текст] / Н. Смирнова // Библиотека. – 2004. – № 9. – С.5-6.
.Собираем историю по крупицам [Текст]: методические материалы по восстановлению истории библиотек. – Новос.: Без изд., 2002. – 31с.
.Справочник библиографа [Текст] / Научн. ред. А.Н. Ванеев, В.А. Минкина. – СПб.: Профессия, 2002. – 528с.
.Сойникова М. От каждого горожанина каждому селянину – по книге [Текст] / М. Сойникова // Библио – поле. – 2002. – № 2. – С. 7-8.
.Сельская библиотека в новых социально-экономических условиях. Информационное обслуживание жителей села [Текст] : метод. рекомендации /Сост.: М.И. Акилина др. – М.: Либерия, 1996. – 91с. (Приложение к журналу «Библиотека» Сборник из 10 частей. Часть 1)
.Тактайкина Т.И. Поодиночке и всем миром [Текст] / Т.И. Тактайкина // Библиотека. – 2004. – № 4. – С. 52-55.
.Никулина В.А. Состояние ресурсов и степень их использования в муниципальных библиотеках Кузбасса [Текст] / В.А. Никулина // Библиотечная жизнь Кузбасса. – 1997. -№ 3 (16). – С. 3-8.
Российская Федерация. Законы. О библиотечном деле [Текст]: федер. закон: [принят 29 декабря 1994 г. № 78 – Ф. 3]
.Российская Федерация. Законы. Об информации, информатизации и защите информации [Текст]: федер. закон: [принят 20 февраля1995 г.]
Приложения
На базе Центральной библиотеки с.Мохово было проведено анкетное исследование молодежи «Я гражданин». Цель исследования: выявление отношения подростков к своему краю, Родине, определения уровня знаний, читательских потребностей и интересов.
Проанкетировано 19 человек 15-17 лет, из них – 13 девушек и 6 юношей.
В результате исследования было выявлено в целом позитивное восприятие слов «Родина» и «патриот». Краткое определение «Родина – место, где родился» дали 23% опрошенных. 48% респондентов определили свое отношение к Родине как: «наша страна, ее мы должны беречь», «Я люблю Россию и верю в ее могущество».
Настоящий гражданин по мнению молодежи должен быть смелым, справедливым, доброжелательным, бережно относиться к природе и уважать старших.
В качестве образцов гражданственности в пример приводились литературные герои: А. Маресьев, Тарас Бульба, девушки из повести В. Быкова «А зори здесь тихие».
Из исторических личностей, по мнению опрошенных, подлинными сынами отечества являются Петр I (10%), Г.К. Жуков (7%), М. Кутузов (4%), Минин и Пожарский (3,4%). Единичные упоминания – З. Космодемьянская, Ю. Гагарин. Из современных политических деятелей опрошенные назвали В. Путина (11%), остальные не ответили на вопрос.
В числе 10 произведений, достойных занять место в «Музее вечной дружбы, смелости» были названы книги «Убиты под Москвой» К. Воробьева, «Судьба человека» М. Шолохова, «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя.
Обобщая результаты небольшого исследования, следует отметить, что молодежь положительно воспринимает общечеловеческие ценности, которые составляют основу любви к Родине. На процесс формирования гражданственности влияют примеры жизни и деятельности как исторических личностей, так и литературных героев. По результатам анализа анкет немаловажное значение при этом имеет чтение книг, встречи с ветеранами и достойными гражданами, другие формы библиотечной работы.