- Вид работы: Контрольная работа
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 16,22 Кб
Мораль и культура
Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Нижегородский государственный инженерно-экономический институт
(ГБОУ ВПО НГИЭИ)
Факультет экономический
Кафедра: «Гуманитарные науки»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Мораль и культура
по дисциплине: «Культурология»
Выполнила студентка
факультета информационных
технологий и систем связи
заочной формы обучения
группы 13ЭлЗС
Кузнецова К.В.
Проверил: к.п.н., доцент
Шумилова О.Н
г. Княгинино 2014 г.
Понятие морали. Моральные ценности
А вот так трактует Википедия: «Мора́ль (лат. <#”justify”>Получалось так, что статичные структуры, которые связывают и удерживают один уровень организации, часто на другом уровне организации вынуждены сражаться за своё существование. Мораль – это не простой набор правил. Это очень сложная борьба конфликтующих структур ценностей. Этот конфликт-то, что остаётся от эволюции. Новые структуры по мере развития приходят в противоречие со старыми. И каждый этап эволюции оставляет после себя ворох проблем.
Из этой борьбы между конфликтующими статическими структурами возникают концепции добра и зла.
Таким образом, мораль представляет собой систему ценностей регуляторов человеческого поведения возникших на основе представлений о добре и зле. Существуют различные системы морали связанные с различными культурами. В основе морали как явления культуры могут лежать различные начала:
Религиозная санкция (то есть в нравственные нормы – веления Бога, которые человек слышит как голос своей совести).
Эгоистическая система морали (цель жизни личное счастье, счастье заключается в жизни согласно собственной природе и отсутствии страданий).
Любовь к Богу и ближнему (на этом построена христианская мораль, такая мораль становится выражением ценностей коллективизма и универсализма, как например в русской культуре, в западной Европе на основе этих нравственных ценностей сформировалась культура стремящаяся к активному преобразованию мира).
Всеобщий мировой закон, определяющий уникальное место каждой души и каждого явления во Вселенной и обеспечивающий воздаяние за добродетельные и греховные поступки (такой подход к нравственным ценностям предопределили особенности восточной культуры.
Классовые интересы (в марксизме).
Категорический императив – абсолютно самоценное веление совести, имеет различные формулировки (в европейской культуре в форме утверждения «относись к человеку в своем лице и в лице другого всегда как к цели и никогда как к средству» стал основой ценностей прав и интересов человека).
Рассмотрение ценностного содержания морали с позиций теории человеческой деятельности позволяет поставить вопрос о возможности выявления некоторого минимума фундаментальных моральных ценностей, к которым мы относим: добро, совесть, честь, долг, ответственность, справедливость.
Базовые моральные ценности в воспитании и развитии личности, в ее ориентации в жизни, познавательной деятельности выполняют важные функции: а) ориентировочная функция проявляется в выборе нравственного идеала, который выступает как цель и как образец жизнедеятельности личности; б) присвоенные моральные ценности выполняют функции движущих сил воспитания и развития личности, что связано с удовлетворением ценностных потребностей; в) прогностическая функция моральных ценностей состоит в определении путей, выборе средств для достижения нравственного идеала.
В нравственной жизни должны быть определенные авторитетные ориентиры – моральные ценности, которые и цементировали бы, направляли нравственную жизнь общества и личности, были бы своеобразным компасом в повседневном моральном творчестве. То, что моральное поведение представляет собой не механическое исполнение какого-то набора предписаний, легко обнаруживается в повседневном общении людей. Одних мы встречаем с улыбкой, а других – подчеркнуто сухо, холодно.
Что же можно отнести к моральным ценностям? Очевидно, в первую очередь, саму человеческую жизнь, которая ассоциируется с гармонией, порядком, свободой, а противоположное – смерть – с несвободой, разложением, дисгармонией. Конечно, стоит задуматься над замечаниями тех философов, которые осуждают малодушие, предательство, подлость, при помощи которых некоторые люди пытаются в экстремальных ситуациях сохранить себе жизнь. Однако следует признать, что подобные ситуации – скорее те исключения, которые подтверждают правило.
Таким образом, в морали наряду с самыми разнообразными нормами существует слой высших моральных ценностей – жизнь, свобода, уважение чести и достоинства каждой человеческой личности. Следует подчеркнуть, что именно моральные ценности наполняют нашу повседневную жизнь полнотой и духовностью, особым смыслом. Под духовностью следует понимать стремление человека соотнести свое конечное во времени и пространстве существование с Вечностью, выйти за границы своего бытия. Именно эти устремления наполняют нравственную жизнь высоким смыслом, а саму мораль выводят за рамки упрощенных представлений, предохраняют от сведения ее к набору простейших правил поведения.
Моральная ценность представляет собой категорию, отражающую отношение определенного индивида применительно к его нравственному выбору, определяющего стратегию собственного поведения в какой-либо конкретной ситуации.
К основным признакам моральных ценностей, отличающих их от других, хотя и близких, явлений, по мнению доктора философских наук М. Фритцхана, можно отнести:
) прескриптивность, которая выступает и как обоснованность;
) категоричность, понимаемая как независимость в реализации норм от того, кто склонен их признавать желательными или нежелательными для себя;
) универсальность моральных ценностей, толкуемая как отнесенность к любому адресату без какого-то ни было исключения; однако в рамках универсальности моральных ценностей следует видеть две модификации: одна – общечеловеческая, когда ценности и нормы относятся ко всему человеческому роду, а другая – общностная, то есть такая, которая охватывает всех членов данной общности (мораль семьи, профессиональная этика, классовая мораль, национальная мораль и пр.);
) специфика моральной санкции, которая действует в рамках рассредоточенного социального контроля, общественного мнения, а также с помощью механизмов психологической саморегуляции;
Таким образом, чтобы ценность была моральной, достаточно, чтобы она была прескриптивной, категоричной, универсальной, санкционированной общественным мнением, обладающей приоритетом перед другими ценностями и порождающей мотив и максимальную волю к исполнению.
Моральные основы общества
творчество моральный брюллов перов
В настоящее время проблема ценности приобретает огромное значение. Это объясняется тем, что процесс обновления всех сфер общественной жизни вызвал к жизни немало новых как положительных, так и отрицательных явлений. Развивающийся научно-технический прогресс, индустриализация и информатизация всех сфер современного общества – все это порождает рост негативного отношения к истории, культуре, традициям и ведет к девальвации ценностей в современном мире.
Абсолютизация материальных ценностей привела к изменению моральных, политических ценностей и духовной деградации личности.
Дефицит духовных ценностей ощущается сегодня во всех сферах. Многие наши идеалы кардинально изменились в ходе перемен. Духовное равновесие нарушилось, и в образовавшуюся пустоту устремился разрушительный поток равнодушия, цинизма, неверия, зависти, лицемерия.
Сегодня любой согласится с утверждением о том, что проблемы, связанные с человеческими ценностями, относятся к числу важнейших. Важнейших прежде всего потому, что ценности выступают интегративной основой как для отдельно взятого индивида, так и для социальной группы, культуры, нации, наконец, для человечества в целом. П. Сорокин усматривал в наличии целостной и устойчивой системы ценностей важнейшее условие как внутреннего социального мира, так и мира международного. «Когда их единство, усвоение и гармония ослабевают… увеличиваются шансы международной или гражданской войны…».
Разрушение ценностной основы неминуемо ведет к кризису (это относится как к отдельному человеку, так и к обществу в целом), выход из которого возможен только на пути обретения новых ценностей и сохранения тех, что были накоплены предшествующими поколениями. Все это тесно связано с сегодняшней ситуацией в российском обществе, расколотом на группы и группки и лишенном единой объединяющей платформы. Этот раскол есть прямое порождение ценностного кризиса, разразившегося вслед за крушением тоталитарной идеологии, которая подразумевала наличие у всего населения единообразной системы ценностей и довольно успешно формировавшей эти ценности через общегосударственную систему воспитания и пропаганды.
Разрушению этих ценностных ориентиров не сопутствовало появлению сколько-нибудь равноценных новых. Отсюда достаточно очевидным образом берут свое начало многие социальные проблемы, с которыми мы сегодня сталкиваемся: кризис нравственности и правосознания, социальная нестабильность, деморализация населения, падение ценности человеческой жизни и многое другое. Налицо ценностный вакуум, метание от одних ценностей к другим и многие другие симптомы социальной патологии, возникшей на почве перелома ценностной основы и изменения мировоззрения.
Ценности в процессе развития общества, безусловно, меняются; то, что было ценностью вчера, может перестать быть ей сегодня, а в будущем возможен поворот к ценностям прошлого, наряду с появлением новых ценностей.
Существующие в обществе ценности, актуальные и потенциальные, существенные и несущественные, представляют ту сторону окружающей действительности, которая непосредственно воздействует на человека.
Учитывая это обстоятельство, можно определить роль ценностей в современном обществе. Через освоение многообразных ценностей человек социализируется, т. е. приобретает социальный опыт, социальную информацию, приобщается к культуре. Действуя в рамках этого, человек создает новые ценности или сохраняет старые, что, в свою очередь, влияет на дальнейшее развитие общества.
Духовные ценности не подвержены моральному старению в такой степени, как ценности материальные. Их потребление не является пассивным актом, напротив, в процессе их усвоения человек духовно обогащается, совершенствует свой внутренний мир.
В современном обществе можно принимать или не принимать тот или иной идеал. Но есть какие-то общие тенденции, которые следует принимать в расчет. Если есть зло, есть и добро, есть человечность, красота, радость, счастье. Только это и поможет сохраниться обществу, новым поколениям.
Русское изобразительное искусство XIX века (на примере творчества одного-двух художников)
Господствующим стилистическим направлением в живописи в I половины XIX векастал романтизм. Величайшим мастером романтической живописи был Карл Павлович Брюллов (1799-1852). Окончив с золотой медалью Академию художеств, Брюллов уехал в Италию. В своем искусстве художник сочетал лучшие традиции академической школы, эмоциональность романтизма и стремление к исторической правде, которое позволяет говорить об элементах реализма в его творческой манере.
Пути развития русского искусства II половины XIX века во многом совпадают сдвижением развития литературы. Активное участие в идейных боях – характерная черта художественной культуры этого периода. Изобразительное искусство не могло остаться в стороне от процессов, происходивших в общественном сознании. Формируется течение, в основе которого лежали идеи критического реализма.
Одним из первых мастеров этого направления был Василий Григорьевич Перов(1833-1882). Его жанровые произведения («Сельский крестный ход на Пасхе» 1861 год, «Проводы покойника» 1865 год, «Тройка» 1868 год) являют собой горестные истории жизни простого народа изложенные языком живописи.
Повествовательность была весьма распространенным явлением в живописи II пол. XIX в. Она позволяла достичь предельной ясности, остроты и широкой доступности идейного содержания произведения. В творчестве В. Г. Перова проявились наиболее значимые черты зарождающегося нового подхода к изобразительному искусству, для которого характерно сознание того, что помимо эстетических достоинств живопись должна иметь выраженное социальное, гражданственное звучание.
В. Г. Перов был талантливым портретистом. К 60-70-м годам относятся замечательные портреты Ф. М. Достоевского, А. Н. Островского, И.С. Тургенева.
Помимо Крамского среди тех, кто подписал Устав Товарищества, был художник, творчеству которого был свойствен пристальный интерес к евангельской теме – Николай Николаевич Ге (1831-1894), один из основателей русского передвижничества. После обучения на математическом факультете Петербургского университета Ге окончил
Академию, получив Большую золотую медаль за картину «Саул у Аэндорской волшебницы» (1856, Государственный Русский Музей), затем в качестве пенсионера работал в Италии. В 1863 г. выступил с первым самостоятельным произведением «Тайная вечеря».
Выученик петербургской Академии, воспитанный на позднеромантических традициях искусства К. Брюллова и еще заставший в Риме А. Иванова, Ге осуществляет рискованный эксперимент. Он объединяет в собственном творчестве патетику, склонность к броской впечатляемости брюлловского романтизма с углубленной психологической разработкой ситуаций длящегося конфликта в замедленном темпе времени, свойственной Иванову. С влиянием автора «Гибели Помпеи» можно связывать постоянное пристрастие Ге к финалистическим сюжетам, которые кончаются гибелью, крахом, уничтожением. Однако Ге отказывается от непосредственного изображения развязки и предпочитает моменты, где роковая развязка лишь предчувствуется. Этот принцип сюжетной структуры изображения, которому Ге останется верен до конца, определился в картине «Тайная вечеря».
Образ Христа был создан Ге с Герцена (по фотографии), а апостола Петра он писал с себя, тогда еще молодого. В старости художник оказался на него похожим, что мы можем заметить в автопортрете 1892-1893 гг., – такова сила художественного провидения. В «Тайной вечере» выразилось стремление художника к обобщенной художественной форме, к ее монументализации, к большому искусству, основанному на традициях великих мастеров прошлого.
Не реакцию 12 учеников на слова Христа: «Истинно говорю вам, один из вас предаст меня», как в «Тайной вечери» Леонардо да Винчи, изобразил в своей картине Ге, а обнаженность конфликта, идейный раскол, принципиальное разногласие сторонников двух разных мировоззрений, ибо Иуда у Ге предстает узнанным. Взоры всех учеников, из которых выделен самый младший – Иоанн, и самый старый – Петр, вскоре отрекшийся трижды от своего учителя, обращены к фигуре зловещего, как черная птица, Иуды. Свет и тень, добро и зло, столкновение двух разных начал лежат в основе произведения Ге. Это подчеркнуто светотеневыми контрастами и динамикой выразительных поз.
Караваджистские приемы светотени в «Тайной вечере» имеют сразу несколько функций: ими создается оптическая иллюзия жизнеподобности наблюдаемой сцены; далее – противоборством света и мрака в глухой ночи, трактованных как равноправные стихии, обеспечивается эффект «заражения» (определение Л. Толстого) зрителя тревожностью момента; наконец, распределением света и тени осуществляется расстановка эмоциональных акцентов и смысловая режиссура. Помещением источника света внизу, на полу, и в углу сценической выгородки, а также тем, что фигура Иуды загораживает его от зрителя, достигается выразительное противопоставление беспокойного рельефа апостольской группы в глубине и «цельноскроенной» из сгустка тени фигуры Иуды, очерком силуэта напоминающего фантастическую птицу. Оттенок эстетизации, который проявляется в несколько гротескной изысканности силуэта фигуры Иуды, придает этому образу величественность, опровергающую традицию всяческого умаления и дискредитации его в прежних изображениях этого сюжета в мировой живописи. Вызываемая чисто формальными выразительными средствами ассоциация с инфернальными, демоническими фигурами романтического репертуара расшифровывает смысл произведения, новизну интерпретации сюжета. Первоначальное название картины – «Отшествие Иуды» – точнее выражает этот смысл. Отшествие, отпадение от Христа – это и есть в собственном смысле демонический акт. В противовес канонической трактовке «Тайной вечери», когда названный Христом будущий изменник остается в неизвестности, не узнанным апостолами, Ге показывает Иуду, так сказать, легальным противником Христа и апостолов – и не по случайности, а по свободной его воле. Художник вступает в спор с канонической репутацией этого персонажа, делая из него мрачного пророка, знающего наперед об этой ожидающей его в веках репутации. Силой осуществленной Ге перестановки акцентов совершается, так сказать, необратимое «смещение фокуса», расслоение прежних контуров события: картина выражает недоверие евангельскому повествованию. «Тридцать сребреников. Кто их выдумал?» – сказал как-то Ге.
Искусство превращается Ге в поле специфического мыслительного эксперимента целиком в духе 60-х годов. Преследование всякой косности и застоя в действительности, чем отмечено это критическое десятилетие русской жизни, у Н.Н. Ге получает свое предельное выражение, будучи перенесено в субъективную область духа – вопрос о свободе совести. Евангельский сюжет используется художником как своего рода тест для проверки степени свободы мыслительной способности человека от ига предрассудков и преданий. Это испытание на «последней черте» отношения к религиозному догмату, являющегося пробным камнем европейского свободомыслия нового времени. Это вовсе не атеистический бунт, а война с предрассудками мысли вообще – бунт гносеологический, осуществляемый орудием искусства.
Возвратившись в Россию после вторичного пребывания в Италии, Ге экспонирует на Первой передвижной выставке картину «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871, ГТК). В отличие от «Тайной вечери» с ее романтизирующими контрастами света и тени, аффектацией выразительности позы Иуды и вообще изысканностью пантомимической режиссуры в новой картине Ге властвует стиль делового документа, лаконичной справки о том, «как было дело». Художник стремится к передаче предельной конкретности обстановки.
Во второй половине 70-х годов Ге уходит из живописи, всецело поглощенный идеями толстовства. После длительного творческого кризиса Ге, увлеченный учением Л. Толстого, на исходе 1880-х годов возвращается к художественной деятельности. В поздние годы он снова обращается к евангельской теме, создав замечательный цикл картин, который по традиции можно определить как цикл «страстей Христовых». В трактовке евангельских сюжетов, Ге, как и Л. Толстой, основывается на христианской идее нравственного самоусовершенствования.
Все произведения Ге последних лет пронизаны нравственно-религиозной идеей переустройства мира. Своеобразно, по-новому решаются им и формальные задачи – поиски цвета, света, фактуры. Он смело нарушает академические каноны, часто использует фрагментарные композиции, резкие световые и цветовые контрасты; пишет эмоционально, экспрессивно.
В последних произведениях Н.Н. Ге – «Голгофа» (1893, ГТК) и «Распятие» (1894, местонахождение неизвестно) – властители и толпа отодвинуты за кулисы, и в центре внимания снова оказываются психологические коллизии, достигающие здесь пронзительной рационалистической выраженности всех смысловых аспектов при почти натуралистической точности изображения психопатологии обреченных людей.
Организаторы передвижничества Крамской и Ге, как видим, в своем творчестве идут иным путем, чем их товарищи по объединению, художники-жанристы. Они обращаются к христианским сюжетам, чтобы с их помощью поставить этические нравственные проблемы, у них иной образный и живописно-пластический строй, тяготеющий скорее к традициям искусства первой половины XIX столетия: у Ге – к романтическим, у Крамского – к рационально-классицистическим. И, возможно, не случайно оба испытывают кризис тогда, когда передвижничество во главе с Репиным празднует свои самые блестящие победы.
Список использованной литературы
1. Георгиева Г. С. История русской культуры. Учебное пособие. М., 1999.
. Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. -М., 1987
. Зеленкова И.Л. Основы этики. М., 1998.
. М. Р., Зезина М. Р., Кошман Л. В., Шульгин В. С. История русской культуры. М., 1990
. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. Основы этики. М., 1991.
. Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. -М., 1986.
.Малахов В.П. Основы философии права: учеб.пособие. – М.: Академический проект. 2005.
.Рапацкая Л. А. Русская художественная культура. Учебное пособие. М., 1998.
. Рыбкина И.В. «Роль ценностей в современном обществе»Сб. науч. ст. М 641 Вып. 7, 8 / ВГПУ; Науч. ред. А.П. Горячев. Волгоград: Перемена, 2000.