- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 13,15 Кб
Московский метрополитен: станции ‘Маяковская’ и ‘Площадь Революции’
Московский Государственный Гуманитарный Университет им. М.А. Шолохова.
Реферат
по теме: «Московский метрополитен: станции «Маяковская» и «Площадь Революции»
метрополитен станция архитектура скульптурный
Студента Чеканова С.В.
Научный руководитель: Копоть Е.М.
Москва, 2009
Метрополитен (фр. métropolitain), или сокращённо метро́ – рельсовый вид общественного транспорта, трассы которого проложены отдельно от улиц, зачастую под землёй. Движение поездов в метро регулярное, согласно графику движения. Отличается высокой участковой скоростью (45 км/ч и выше) и провозной способностью (до 60 тыс. пассажиров в час в одном направлении и выше). Линии метрополитена прокладывают под землёй (в тоннелях), по поверхности и на эстакадах.
Метрополитен первоначально носил имя Л. М. Кагановича. С 1955 года метрополитену присвоено имя В. И. Ленина. Орденом Ленина метрополитен награждён 6 сентября 1947 года «за образцовую организацию работы по перевозкам населения и успешное освоение новой техники», а в 1985 году метрополитену также присуждён орден Трудового Красного Знамени «за успешное выполнение планов перевозки пассажиров». Сама транспортная система с 1992 года преимущественно именуется как Московский метрополитен.
Краткая история: самые первые предложения по созданию метро в Москве появились ещё в 1875 году, когда возникла идея проложить линию от Курского вокзала через Лубянскую и Пушкинскую площади до Марьиной рощи. Но до проекта дело так и не дошло.
Первый из проектов московского метро был разработан в 1901 году. В 1902 году инженеры Балинский и Кнорре предложили проект, по которому метро должно было соединить Замоскворечье с Тверской заставой подземной линией. Однако городская дума отклонила его, вынеся резолюцию: «Господам Кнорре и Балинскому в их домогательствах отказать…». Гласные (депутаты) думы усомнились в достаточной проработанности проекта, к тому же сыграло свою роль и существовавшее на тот момент трамвайное лобби (трамвай приносил тогда значительную часть прибыли в казну).
До Первой мировой войны предлагались и другие проекты. В 1925 году был разработан проект Мясницкого радиуса, но он не был реализован. Возросшая транспортная нагрузка потребовала принятия решения о строительстве метрополитена. К проектированию метро привлекались известные иностранные компании, например, Siemens Bauunion GmbH.
Первая линия открылась 15 мая 1935 года и шла от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры», с ответвлением на «Смоленскую» (это ответвление, Арбатская линия, в 1937 году дошло до станции «Киевская», пересекая при этом Москву-реку по мосту). До начала Великой Отечественной войны было открыто ещё две линии. В марте 1938 года Арбатская линия была продлена до станции «Курская» (теперь этот участок относится к Арбатско-Покровской линии). В сентябре 1938 года открылась Горьковско-Замоскворецкая линия – от станции «Сокол» до станции «Площадь Свердлова» (с 1990 года «Театральная»).
Проекты строительства третьей очереди Московского метрополитена были отложены во время Великой Отечественной войны. Были введены в строй два отрезка пути: «Площадь Свердлова» – «Завод имени Сталина» (с 1956 года «Автозаводская») (с пересечением Москвы-реки в глубоком туннеле; станции «Павелецкая» и «Новокузнецкая» были открыты позже) и «Курская» – «Измайловский Парк» (с 2005 года «Партизанская») (4 станции).
Осенью 1941 года метро использовалось как бомбоубежище, часть вагонов была эвакуирована. Постановление Государственного комитета обороны от 15 октября 1941 года предполагало уничтожение оборудования метро в случае появления войск противника «у ворот Москвы». 15 октября 1941 года поступил приказ закрыть Московский метрополитен. Его планировалось уничтожить, а оставшиеся вагоны и оборудование эвакуировать. Ночью началась подготовка к затоплению метрополитена, его объекты минировались, рубился электрокабель, на станции «Динамо» приступили к демонтажу эскалаторов, на подстанциях демонтировались трансформаторы, а в депо «Сокол» готовились к эвакуации последние вагоны. Утром 16 октября 1941 года Московский метрополитен впервые не был открыт.
Строительство глубокой части Арбатской линии было связано с началом холодной войны. Станции глубокого заложения должны были служить бомбоубежищами в случае ядерной войны. После завершения строительства линии в 1953 году верхняя часть линии (от «Калининской» до «Киевской») была закрыта, но в 1958 году открылась вновь как часть Филёвской линии.
Рассмотрим некоторые станции Московского метро подробнее.
«Маяковская» – станция Замоскворецкой линии Московского метрополитена. Расположена между станциями «Белорусская» и «Тверская».
Открыта 11 сентября 1938 года в составе участка «Сокол» – «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная») второй очереди Московского метрополитена. Проектные названия – «Триумфальная площадь», «Площадь Маяковского».
Названа в честь советского поэта Владимира Маяковского.
Конструкция станции – колонная трёхсводчатая глубокого заложения (глубина заложения – 33 метра). «Маяковская» является первой в мире станцией глубокого заложения колонного типа. Автор проекта – А. Н. Душкин.
Несмотря на то, что архитектура «Маяковской» относится к «сталинской неоклассике», наличие некоторых авангардных деталей придаёт ей оттенок стиля «ар деко». Колонны и арки станции покрыты рифлёной нержавеющей сталью. Детали обрамления были специально изготовлены для метро на заводе «Дирижабльстрой», на оборудовании, предназначенном для создания производства каркаса цельнометаллических дирижаблей, проектирование которых инициировал К. Э. Циолковский. В Санкт-Петербурге аналогично была выполнена станция «Академическая». Угловые части колонн декорированы уральским камнем «орлец» и мраморовидным известняком. Верхняя часть путевых стен отделана мрамором «уфалей», нижняя – диоритом. Пол выложен белым мрамором и серым гранитом. Светильники находятся в тридцати четырех овальных нишах свода центрального зала. Важным украшением станции являются размещённые в нишах мозаичные панно из смальты (автор эскизов – А. А. Дейнека, тема – «Сутки советского неба». Мозаики были набраны в мастерской В. А. Фролова в Ленинграде). При открытии станции панно было 35, одно, находившееся ближе к старому выходу, было впоследствии утеряно из-за строительства гермозатвора.
Самая красивая станция Московского метрополитена еще на стадии строительства стала самой необычной. Ее первый проект выполнил Сергей Михайлович Кравец, который был тогда главным архитектором Метропроекта. Грунт под площадью Маяковского казался достаточно устойчивым, чтобы применить принципиально новую, каркасную металлическую конструкцию. Она позволяла, несмотря на глубокое заложение станции, заменить громоздкие и тяжелые пилоны, которые использовались обычно, на стройные металлические опоры. Пространство станции словно открывалось – получалось не соединение приземистых нефов, а огромный колонный зал.
Чтобы воплотить столь смелую идею, пришлось изобрести новый способ строительства тоннелей: конструкции главного свода возводились с помощью огромного полукруглого щита, опиравшегося на тюбинги боковых, уже прорытых к тому времени тоннелей. Но, когда главный зал был закончен, оказалось, что проектировщики переоценили твердость грунтов: свод покрывали многочисленные трещины. В экстренном порядке собрали комиссию по пересмотру проекта: станцию надо было спасать, а от колонной системы отказываться не хотели. Тогда пригласили архитектора Алексея Николаевича Душкина, который проектировал другую «ответственную» станцию – «Кропоткинскую». Душкин согласился с требованием инженеров понизить на несколько метров уровень главного свода и предложил применить конструкцию из особых сортов стали, позволявшую сохранить ширину центрального зала. Чтобы убедить комиссию в принципиальной возможности применения металла в условиях таких нагрузок, Душкин пригласил знаменитого авиаконструктора А. Путилина, который предложил отливать опоры и декоративные стальные профили на заводе Дирижаблей (ныне – Долгопрудный).
Так станция приняла нынешний облик: опорами трех арочных сводов служат два ряда колонн, а каждый шатровый отсек, образуемый арками, открывается вверх небольшим овальным куполом. В каждом из куполов (их оказалось 35) было решено поместить мозаичное панно. Создание рисунков поручили художнику Александру Дейнеке, а сами мозаики – В. Фролову. Тема цикла знаменитых мозаик «Маяковской» – «Сутки Страны Советов»: утро, день, ночь и снова утро. Предполагалось, что входящих и выходящих пассажиров будут «приветствовать» утренние сюжеты. На всех панно – жизнь граждан молодой советской страны.
Долгое время два последних купола выходили в подсобные помещения, и пассажиры их не видели, но, когда в 2004 – 2005 годах строили второй выход в город, один из куполов был открыт, а другой (панно «Пилотажная группа) демонтирован.
Мозаичные панно находятся на высоте первоначально свода – вся станция должна была быть гораздо выше. Светильники, опоясывающие свод, ярко освещают мозаики, а на станцию свет попадает уже отраженным, более мягким. Такие эффекты стали визитной карточкой Душкина.
В оформлении станции Душкин предпочел отказаться от классической системы колонн, поддерживающих свод. По его мнению, это было неуместно в подземном пространстве, где «каждый метр достигается путем преодоления невероятных сложностей усилиями строителей». Он избавился от всех формальных признаков ордерной системы и следовал логике готической архитектуры, где несущая и несомая части конструкции не разделены, а словно перетекают друг в друга: опоры и своды прочерчены сложно профилированными стальными тягами, а ребра колонн (до уровня человеческого роста) украшены полудрагоценным уральским орлецом. Значительная часть его в настоящее время утрачена и заменена мрамором или гипсом того же цвета.
Стальные тяги пользуются неизменным успехом у детей: если с силой направить монетку по радиусу арки, она перелетит через станцию. Раньше для такого эксперимента использовали пятикопеечную монету, сейчас вполне подойдет пятирублевая.
«Маяковская» стала настоящим шедевром стиля ар деко и была высоко оценена современниками. Ее проект получил Гран-при на Всемирной промышленной выставке в Нью-Йорке в 1938 году, и по сей день она считается одной из самых красивых станций метро в мире.
Без критики, конечно, не обошлось: Душкина обвиняли в том, что никак не учтен замысел сделать станцию – памятник Маяковскому. Эту оплошность впоследствии исправили, установив в глухом торце бюст поэта работы скульптора А. Кибальникова. Во время Великой Отечественной войны «Маяковская» стала своеобразным символом сопротивления советского народа: 6 ноября 1941 года здесь состоялось торжественное заседание, посвященное 24-й годовщине Октябрьской революции, на котором снова были произнесены слова «Наше дело правое». Во время налетов вражеской авиации станция служила бомбоубежищем.
Восточный наземный вестибюль (архитекторы Я. Лихтенберг, Ю. Афанасьев) встроен в здание Концертного зала имени П.И. Чайковского.
В 1993 году встал вопрос о реконструкции: старейшие в мире эскалаторы – серии Н – 30 – уже не выдерживали увеличившегося потока пассажиров. Чтобы полностью не закрывать станцию, решили сделать еще один выход. Он был открыт 2 сентября 2005 года – вместе с новым подземным вестибюлем, украшенным мозаиками И. Лубенникова. Автор проекта Галина Мун бережно подошла к вторжению в архитектурное пространство шедевра Душкина, в мозаике плафона «небесные» дейнековские мотивы перемежаются цитатами из стихов Маяковского, бюст которого перекочевал в центр нового вестибюля.
Западный наземный вестибюль – временная конструкция, по проекту он должен быть встроен в новый дом, который планируют возвести на этом месте.
«Площадь Революции» – станция Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена. Расположена между станциями «Курская» и «Арбатская».
Открыта 13 марта 1938 года в составе участка «Улица Коминтерна» (ныне «Александровский сад») – «Курская» (вторая очередь строительства). Архитектор: А. Н. Душкин. Название получила по одноимённой площади (до 1918 года она носила название Воскресенская).
Глубина залегания станции – 33,6 метра. Высота над уровнем моря 116 м.
В 1946 году был построен дополнительный переход по лестницам и коридору из середины центрального зала в торец «Театральной», а в 1974 – ещё один, из западного торца зала «Площади Революции» в середину зала «Театральной». В настоящее время первый используется только для пересадки с Арбатско-Покровской на Замоскворецкую линию, второй – только для пересадки в противоположном направлении.
Хотя в состав пересадочного узла также входит станция «Охотный Ряд» Сокольнической линии, она не имеет прямой пересадки на «Площадь Революции».
В отделке станции использован чёрный армянский мрамор «давалу», сочетающийся с белым, серым и золотистым мрамором других пород. Пол выложен светлым и чёрным гранитом. Станционный зал освещается двумя рядами круглых плоских люстр-«тарелок». В нишах каждой из арок, образуемых пилонами станционного зала, установлены 76 бронзовых фигур, изображающие советских людей (автор Матвей Манизер). Изначально скульптур было 80, но в 1947 году в связи с открытием восточного наземного вестибюля (также был демонтирован барельеф Ленина и Сталина, который находился в тупиковом торце центрального зала) 4 были сняты. Всего на станции 20 различных образов (18 из них повторяются четырежды, а 2 – дважды).
Скульптурные изваяния расставлены в хронологическом порядке от событий октября 1917 до декабря 1937:
Арка I Революционный рабочий (бант на груди) с винтовкой и гранатой. Революционный солдат с винтовкой.
Арка II Крестьянин в лаптях, взявшийся за оружие. Революционный матрос с наганом. (Наган у матроса постоянно воруют).
Арка III Парашютистка ДОСААФ. Матрос-сигнальщик с линкора «Марат».
Арка IV Девушка «Ворошиловский стрелок» с пневматической винтовкой.
Пограничник с собакой. (У всех четырёх скульптур у собак натёртые до блеска морды. Считается, если студент дотронется до носа собаки, то это принесёт ему удачу. Есть разные варианты этой приметы. Например, выбежать из поезда, дотронуться носа сразу всех четырёх собак и успеть вернуться в этот же поезд. Есть вариант, что до носа надо дотронуться зачёткой. Также есть вариант приметы, что для успешной сдачи экзамена надо дотронуться до носа собаки, а для сдачи зачёта до её лапы. Некоторые называют эту собаку собакой Баумана).
Арка V Стахановец с отбойным молотком. Молодой инженер. В левой руке он держит шестерню, а в правой держал циркуль (в настоящее время у всех четырёх скульптур он отсутствует).
Арка VI Птичница с курицей и петухом. Шпоры и клюв петуха натёрты руками пассажиров до блеска. Хлебороб-механизатор.
Арка VII Студент. Студентка с книгой. Считается, что прикосновение к изящной ножке студентки излечивает от несчастной любви.
Арка VIII Спортсменка-дискоболка. Футболист.
Арка IX Отец с ребёнком. Мать с ребёнком.
Замурованный арочный проход. Скульптуры есть только со стороны платформ. Пионеры-авиамоделисты. Пионерки-географы.
Все фигуры (кроме фигур пионеров) для того, чтобы уместиться в ограниченный сводчатый объём арочных проходов изображены либо вставшими на колено, либо согнувшимися, либо сидящими. По этому поводу существовала шутка: «на станции показано, что весь советский народ или сидит, или стоит на коленях»
Для фигуры матроса-сигнальщика позировал курсант военно-морского училища Олимпий Рудаков (в 1953 году, уже будучи капитаном 1-го ранга, он танцевал вальс с королевой Великобритании Елизаветой II в день ее коронации). Прототип революционного матроса Манизер нашел в Ленинградском высшем военно-морском училище имени М.В. Фрунзе – это был Алексей Никитенко, впоследствии за участие в боях с Японией получивший звание Героя Советского Союза.
Станция должна была стать частью архитектурного ансамбля, который планировали возвести на месте Воскресенской площади (так до 1918 года называлась площадь Революции). Предполагалось, что северный вестибюля «Площади Революции» (он же – южный вестибюль «Театральной») будет выходить в огромное фойе Большого Академического кинотеатра СССР, который планировали построить в четырех нижних этажах гостиницы «Москва» со стороны площади Свердлова (ныне – Театральная).
Перед архитектором Алексеем Душкиным и скульптором Матвеем Манизером стояла задача построить станцию, которая будет не только достойна столь почетного имени, но и сможет готовить людей, приехавших посмотреть кино, к восприятию «важнейшего из искусств». Нынешний облик «Площади Революции» во многом определился компромиссом, но который пришлось пойти Душкину, когда на первый план вышла амбициозная идея создания галерей образов революции и «нового мира».
Первоначально он хотел использовать ложные архивольты, значительно превышающие по ширине реальные объемы арочных проемов и разрезающие опорные столбы. Облегчить конструкцию станции могла декоративные нервюры, вычерчивающие на сводах арки почти готических форм, и высокие рельефы на углах пилонов, но Манизер настоял на том, чтобы там установили полноценные объемные скульптуры, – поэтому архивольты были значительно заужены и углублены.
Цокольная часть станции, облицованная черным с «Золотыми» прожилками мрамором «давалу», превратилась в огромный постамент, а арки из темно – красного «шроша» – в тяжелые рамы для бронзовых изваяний. Изначально на станции было двадцать арок, в каждой из которых установили по четыре скульптуры, представляющие историю Страны Советов – от революционных крестьян, рабочих и матросов до счастливых детей новой эпохи.
Конечно, восемьдесят бронзовых скульптур не под силу было отлить одному Манизеру, он привлек к работе всю свою мастерскую и уложился в установленные сроки. Одной из самых сложных задач было поместить фигуры размером больше человеческого роста, с почти «микеланджеловскими» пропорциями в углы архивольтов. В результате позы людей оказались очень скованными и зажатыми (говорили, что они представляют образ советского народа – «он весь или сидит, или стоит на коленях»). Этот недостаток был отмечен и правительственной комиссией, которая принимала станцию, однако Сталин, прибывший на открытие, как вспоминал А. Душкин, долго ходил вокруг скульптур и с грузинским акцентом приговаривал: «Как живые, как живые…». Вероятно, это и спасло станцию.
При всей аллегоричности и обобщенности изваяний некоторые детали все же указывают на конкретные исторические события. Так, матроса – сигнальщика на бескозырке название революционного линкора «Марат», у девушки – снайпера на груди значок «Ворошиловский стрелок» 1 – й степени. Известны также имена моделей некоторых скульптур. Для фигуры матроса – сигнальщика позировал курсант военно-морского училища Олимпий Рудаков (в 1953 году, уже будучи капитаном 1 – го ранга, он танцевал вальс с королевой Великобритании Елизаветой II в день ее коронации). Прототип революционного матроса Манизер нашел в Ленинградском высшем военно-морском училище имени М.В. Фрунзе – это был Алексей Никитенко, впоследствии за участие в боях с Японией получивший звание Героя Советского Союза.
На стенах платформ закреплены бронзовые стрелки с надписями «Выход в город» – это старейшие указатели московского метро. Северный наземный вестибюль проектировался Алексеем Душкиным как временный – впоследствии он должен был выходить в фойе Большого Академического кинотеатра. Поэтому сейчас вестибюль представляет собой два отдельных здания, соединенные переходом.
Южный вестибюль, сооруженный в 1947 году, встроен в линию домов в Богоявленском переулке. Огромный, с двумя рядами окон зал облицован сероватым мрамором. Его освещает гигантская люстра с двадцатью четырьмя рожками. На торцевой стене в технике флорентийской мозаики изображен щит с серпом и молотом в окружении победных знамен. Слева и справа от щита выложены даты «1917» и «1947» а также строки одной из первых редакций советского гимна: «Союз нерушимый республик свободных сплотила навеки великая Русь» и «Славься, отечество наше свободное, славы народов надежный оплот. Знамя советское, знамя народное пусть от победы к победе ведет».