- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 20,16 Кб
Мультимедиа технологии в музее
Курсовая работа
по дисциплине «Медиакультура»
на тему:
«Мультимедиа технологии в музее»
Оглавление
Введение
Глава 1.
.1 Интерактивный музей в современном медиапространстве
.2 Основное понятие информационной технологии
.3 Мультимедиа технологии
.4 Мультимедийная экспозиция
1.5 Мультимедиа экспозиция как аппаратно-программный комплекс
.6 Концептуальные подходы и программно-технологические решения
Глава 2.
.1 Первое применение мультимедиа технологий в Петербурге
.2 Музейный комплекс «Вселенная Воды»
.3 Концепция экскурсии «Вселенная воды»
.4 Концепция экскурсии «Подземный мир Петербурга»
Заключение
Список литературы
Введение
Мы живем в XXI веке, веке – информационных технологий, где почти каждый человек не представляет себя без каких либо технических средств, которые делают его жизнь ярче, интереснее, насыщеннее. В данном случае я хочу обратить внимание на мультимедиа технологии, которые применяются в музеях, посещение которых станет намного разнообразнее с применением таких технологий.
Цель курсовой работы – проанализировать внедрение мультимедийных технологий в музеи, рассмотреть применение таких технологий на примере работы Музейного Комплекса «Вселенная воды» – одного из самых молодых музеев Санкт-Петербурга.
Поставленные задачи:
.Раскрыть методы и формы работы музея с мультимедиа
.Проанализировать мультимедийную экспозиционно-выставочную деятельность музеев.
.Ознакомиться с современными информационными средствами, используемыми в музеях.
.Рассмотреть концептуальные подходы к созданию мультимедийной музейной экспозиции.
.Рассмотреть применение мультимедиа технологий на примере работы Музейного Комплекса «Вселенная воды».
Объектом исследования является Музейный Комплекс «Вселенная Воды». Предмет исследования – мультимедийная экспозиционная деятельность музеев.
Актуальность данной курсовой работы состоит в том, что эта тема современна, ориентирована на применение современных технологий, что позволит улучшить социально-культурный сервис. Особенно эта тема ориентирована на молодое поколение – «новое поколение» – которое воспринимает визуальную информацию намного легче, чем текстовую.
Глава 1
.1 Интерактивный музей в современном медиапространстве
В жизнь российских любителей искусства стремительно ворвалась технология мультимедиа. Возможность объедеять в компьютерной системе текст, звук, анимацию ,видео – графические изображения сулит перспективы в сфере популяризации.
В книге Т.М. Трошиной говорится : «Базовая для феномена музея проблема культурной идентичности особенно актуальна сегодня в ситуации возросшей значимости музея не только как сокровищницы национального достояния или научного института, но как места самоидентификации личности через культуру.
Такое положение музея в мировой мультикультурной среде подтверждает, например, тот факт, что «число великих музеев, построенных в честь наступления 2000 года, превысило число великих соборов, построенных в 1000 году». И в начале ХХI века процесс интенсивного музейного строительства в мире набирает обороты.
Особенно множится число так называемых интерактивных музеев. Интерактивными становятся и старые, традиционные музеи. Очевидно, что мы имеем дело с перспективной тенденцией, формирование которой обусловлено насущными проблемами развития культуры и общества.
В средствах массовой информации и в музейных кругах интерактивным музеем обычно называют технически и технологически оснащенный музей, работа которого в первую очередь направлена на диалог с публикой. Подразумевается, что в арсенале технологий такого музея наличествуют видеошоу, панорамные проекции, виртуальная реальность, аниматрониксы и многое другое.»
Интерактивные проекты музеев, по мысли автора, становятся ценной частью современной межкультурной коммуникации и активной медиасреды и включаются в образовательные проекты музеев.
М. Маклюэн относил музеи к коммуникационным средствам, подчеркивая, необходимость изменения характера их деятельности, ее нацеливания на оптимизацию обратной связи, что необходимо для работы музея как канала культурной коммуникации.
.2 Основное понятие информационной технологии
Технология при переводе с греческого (techne) означает мастерство, умение, т.е. некий процесс. Под процессом понимают определенную совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели. Процесс определяется выбранной человеком стратегией и реализуется с помощью различных средств и методов.
Информационная технология – процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).
Цель информационной технологии – производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.
Известно, что, применяя разные технологии к одному и тому же материальному ресурсу, можно получить разные изделия, продукты. То же самое будет справедливо и для технологии переработки информации.
.3 Мультимедиатехнологии
Системы мультимедиа – это системы человеко-машинного общения. Каждая такая система состоит из двух частей: человека (оператора или пользователя) и машины.
Мультимедиа – это взаимодействие визуальных и аудио эффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении.
Отличительными признаками систем мультимедиа являются: сочетание в одном программном продукте многообразных видов информации: традиционных (текст, таблицы, иллюстрации) и оригинальных (речь, музыка, фрагменты видеофильмов, и др.) и наличие в составе компьютера специфических устройств, предназначенных для работы с различными видами информации (микрофона, аудио-системы, проигрывателя оптических компакт-дисков, телевизора, видеомагнитофона, цифровой видеокамеры, электронных музыкальных инструментов, и др.).
Выделим наиболее значимые черты мультимедиа:
· данные хранятся и обрабатываются в цифровой форме, с применением компьютера;
· данные могут содержать текстовую, звуковую, графическую, видео и анимационную компоненты;
· мультимедиа активно использует гипертекст – технологию работы с данными, устанавливающую связи между отдельными терминами, фрагментами текста, статьями, рисунками и т.д. Это означает, что информация представлена в виде документов, которые могут содержать ссылки на другие документы (например, путем выделения фрагмента текста цветом). Пользователь поэтому имеет возможность "перепрыгивать" из документа в документ, каждый из которых может храниться на различных серверах сети;
· свойство интерактивности (что означает активное взаимодействие между программой и человеком, который с этой программой работает) присуще мультимедиа в весьма высокой степени.
Интересная интерпретация понятия «мультимедиа» приведена в упомянутой выше публикации Д.Л.Кречмана и А. И.Пушкова:
«… Как мы видим, мультимедиа объединяет четыре разнородных данных (графику, текст, звук и видео) в единое целое. Это четыре элемента, четыре информационные стихии.
… И тут на ум приходит «Пятый элемент». Да, так назван знаменитый фильм французского режиссера Люка Бессона, с успехом идущий на экранах мира. Название «Пятый элемент» берет свое начало от традиционных элементов алхимии: земли, воздуха, огня и воды. Четыре элемента, собранные все вместе, создают пятый: жизнь.»
«Во-первых, мультимедиа – это идея, то есть новый подход к хранению информации различного типа в единой цифровой форме. Во-вторых, мультимедиа – как оборудование для обработки и хранения информации, без него реализовать мультимедиа-идею невозможно. И в-третьих, это программное обеспечение, позволяющее объединить четыре элемента информации в законченное мультимедиа-приложение.»
Применение мультимедиа привело к появлению новых источников информации – электронных книг, музейных и туристических путеводителей, обучающих, консультирующих, диагностических систем, рекламных роликов и др.
.4 Мультимедийная экспозиция
Принцип подхода к экспозиции это в некотором смысле призрачный мир воображаемой реальности и реальных фантазий.
В легкости переходов одного в другое и заключается суть проектов и замыслов. Природа всех явлений, порожденных человеческой фантазией, будь то архитектура, живопись или мультимедиа, если и не одинакова, то предельно родственна.
Экспозиция должна соединить родственные искусства, раскрыть особенность художественного видения мира от замыслов и планов и мультимедиа. Вместе они должны создать собственно музейное измерение, включающее понятие времени.
Стиль экспозиции – это стиль замыслов и фантазий, который характеризуется неожиданными соединениями воображаемого пространства с реальным. В какой-то мере это музейная мистерия, музейные фантазии, где мультимедиа становится отражением внутреннего мира человека, а музей-внутреннего мира человечества.
Здесь иное измерение, поэтому вторжение мультимедиа и их использование для организации пространства воспринимается как естественное и закономерное.
Современные мультимедиа экспозиции отличаются подходом к построению концепции экспозиции, к выбору архитектурно-художественных решений, к содержанию, к способам организации и представления информации посетителю. Такие экспозиции прочно входят в обиход не только музейных специалистов, но и самих посетителей.
Особенно это касается молодежной аудитории, для которой характерен экранный тип культуры, в основе которого лежит теле-видеоряд; уже сформировалось поколение, ориентированное на этот тип культуры, не желающее (или неспособное) воспринимать и осваивать информацию в виде письменного и печатного текста, а предпочитающее получать информацию, представленную виртуально.
Такие технологии позволят привлечь эту категорию публики в музей, через мультимедиа экспозиции вызвать интерес к изучению истории своей страны, мировой истории, мирового культурного наследия; они могут стать импульсом для культурного развития, формирования личности молодого человека.
«Мультимедийная экспозиция – это музейная экспозиция, в которой ряд ключевых экспозиционных функций, в частности – интерпретации, информационной поддержки, демонстрации, обучения и др. берет на себя компьютер, связанный со специфическими экспозиционными периферийными устройствами».
Эффект мультимедийного смотрения, в отличие от сидения за компьютером заключается в том, что позиции зрителя и изображения все время меняются. Посетитель смотрит на возникающий перед его глазами .Мультимедийный мир, но и тот в свою очередь разглядывает гостя. В одних случаях мультимедийные проекции стремятся проникнуть в реальный мир, стать его частью, в других – они пытаются втянуть внутрь себя самого зрителя.
Экспозиционное пространство постепенно трансформируется в виртуальную среду, и они начинают сложно взаимодействовать, вовлекая в это взаимодействие музейного посетителя.
Другое важное для понимания экспозиции слово – «устройство». Дело не ограничивается раскрытием тайн мультимедийных технологий. Музейный мультимедиа должен стать пересечения исторических и современных технологий, вымышленных и реальных пространств и, наконец, разнонаправленных видов музейной деятельности.
Экспозиция дает посетителю возможность войти внутрь мультимедийного пространства, которое может постоянно трансформироваться. Эффект постоянных перемещений не только в пространстве, но и во времени должен усиливается благодаря историческим реконструкциям, создаваемым мультимедийными и светотехническими средствами.
Экспозиция ведет за собою посетителя, а он, в свою очередь следует за мультимедийными технологиями и погружается в них все больше и больше.
Погруженность посетителя в мультимедийное пространство, нараставшая от зала к залу, должен приобретать к концу характер непосредственной вовлеченности в экспозиционное действие. «Воронка экспозиции» затягивает зрителя и в финале ему открывается вид на какой-либо архитектурный собор или замок, которым и заканчивается экспозиционный «сеанс». Пройдена цепочка рождений, прожита история дворцов, коллекций и музейных мультимедиа. Здесь соединяются все пути: музейного предмета, музейных мультимедиа и самого хозяина .
Мультимедийная экспозиция является качественно новой ступенью взаимной связи музея и мультимедиа. Она создается в переломный момент, когда мультимедийные технологии перестают быть вспомогательным средством и вплетаются непосредственно в ткань музейной деятельности.
Создание музейного мультимедиа означает появление уникального музейного объекта соединяющего художественную классику и новые технологии.
Для музея – это форма и способ:
апробации новой модели функционирования музея в публичном пространстве,
предъявления полного спектра направлений музейной работы от коллекционирования и реставрации до рекламно-издательской деятельности,
демонстрации достижений в области мультимедиа и всего спектра медийных возможностей в сфере работы с наследием, как недвижимыми памятниками, так и музейными коллекциями,
распространения образцов нового музейного опыта,
презентации перспективных высокотехнологичных проектов,
раскрытия исторической эволюции форм музейного показа и изменений, связанных с внедрением новых технологий.
Для посетителя – это возможность :
овладеть новым инструментом познания произведений изобразительного искусства,
попасть в скрытый от его взгляда мир
совершить серию путешествий в пространстве,
открыть неизвестные стороны художественного творчества,
ощутить себя на время в роли музейного хранителя, реставратора, экспозиционера и т.д.
получить новые впечатления, благодаря использованию музейных мультимедийных аттракционов ( «вход в 3D -реконструкцию», «музеоскоп» – пульт теленаблюдения и др.)
.5 Мультимедиа экспозиция как аппаратно-программный комплекс
Под аппаратно-программным экспозиционно-выставочным комплексом будем понимать комплект современных информационно-вычислительных технических средств и компьютерных программ, предназначенный для реализации мультимедиа экспозиций в музее.
Комплекс может включать самые разнообразные технические средства.
Электронные сенсорные киоски
Электронный сенсорный киоск – это компьютер c плоским жидкокристаллическим монитором (15-, 17-, 19- дюймовый монитор), вмонтированным в прочный, достаточно высокий и элегантный корпус. Вы прикасаетесь к экрану монитора и он реагирует на это изменением изображения, сменой картинки, проигрыванием мелодии или началом демонстрации видеоролика.
Информационный сенсорный киоск, установленный в музее, помогает посетителю сориентироваться в залах и экспонатах музея, предоставляя подробную схему экспозиций и возможность электронного поиска.
С помощью киоска можно осуществить виртуальный тур по музею, показать большое количество предметов из музейной коллекции, в том числе тех, которые хранятся в запасниках. Занимая совсем немного места, киоск позволяет максимально эффективно использовать площадь экспозиции.
В кассах музея киоск предоставит информацию о времени работы музея, о текущих и будущих выставках, поможет выбрать экспозицию и забронировать билет, ответит на самые распространенные вопросы.
Электронные плазменные панели
Электронная плазменная панель (панель) представляет собой большой совершенно плоский сверхтонкий экран больших размеров. На ЭПП может работать с такими устройствами, как персональный компьютер, DVD-проигрыватель, видеокамера и др. Экран плазменной панели отличается равномерной яркостью и фокусировкой.
На базе плазменной панели создается информационный видеопост, который позволяет эффектно демонстрировать большой аудитории музейные видео презентации разнообразного рода.
Экран с мультимедиа-проектором
Мультимедиа-проектор – это устройство для воспроизведения на большом экране информации, получаемой от компьютера, видеомагнитофона, видеокамеры, проигрывателя DVD-дисков.
С помощью его посетители могут просматривать мультимедиа видео презентацию.
Электронные компьютерные гиды
Электронные гиды все более широко используются в сфере экскурсионного обслуживания посетителей музеев. Мы уже привыкли к тому, что при входе в музей посетителю предлагают наушники с плеером, в котором установлена запись стандартной экскурсии по музею. Сегодня эти устройства уходят в прошлое, а их заменяют электронные аудио и видео гиды
Современные цифровые аудио системы для посетителей просты и надежны в эксплуатации и в обращении, они позволяют оказывать широкий круг услуг как для индивидуальных, так и групповых посетителей.
Системы имеют возможность настройки на индивидуальные особенности посетителя или группы (по языку, возрасту, образовательному уровню, интересам конкретного посетителя и др.), они могут работать как под руководством экскурсовода, так и без его участия, Приведем несколько конкретных примеров таких систем.
Французская компания «OPHRYS systems» выпускает современные аудиогиды, которые позволяют воспроизводить звуковой комментарий по конкретному экспонату путем нажатия одной кнопки; получать дополнительный комментарий, рассчитанный на детей, взрослых, специалистов; синхронизировать воспроизводимый через аудиогид текст одновременно с изображением (статическим или движущимся) на мониторе или информационном киоске.
Другой пример – аудиогиды Sennheiser GuidePort, где используется базовый сервер с программным обеспечением, и беспроводная система приемо-передатчиков. При приближении посетителя к стенду, витрине или к экспонату автоматически воспроизводится информация, относящаяся к конкретному объекту. Система установлена в музеях различных стран, например, в Jimi Hendrix Museum (музей современной музыки, США)
Любопытный проект экскурсионного обслуживания с помощью компьютерного гида Lifeplus создается при финансовой поддержке Европейского союза. В рюкзаке, который турист одевает на спину, помещается переносный персональный компьютер; дисплей с камерой закрепляется на голове. Специальное программное обеспечение в режиме реального времени рассчитывает местоположение туриста и «накладывает» на реальную картину виртуальные элементы (например, посетив Помпею можно увидеть античных людей, занимающихся своими повседневными делами
.6 Концептуальные подходы и программно-технологические решения
Концептуальные подходы к созданию мультимедийной музейной экспозиции определяются конкретным условиями в музее. Приступая к проектированию аппаратно-программного комплекса для музея, происходят различные ситуации:
·В экспозиционном пространстве уже существующего музея необходимо создать и разместить мультимедийно экспозиционно-выставочный комплекс В этом случае искусство проектировщика заключается в том, чтобы элементы мультимедийного экспозиционного комплекса были бы направлены на то, чтобы предоставить посетителю информационно-справочный сервис, более глубоко раскрыть смысл и содержание экспозиции, а элементы комплекса ненавязчиво вписать в экспозиционное пространство;
·При проектировании нового музея (или серьезной реконструкции старого музея) задача может быть поставлена по-другому. В этом случае мультимедийный экспозиционный комплекс должен рассматриваться как неотъемлемая, а порою – и ведущая часть всего экспозиционного проекта, и его функции и место в экспозиции должны определяться на этапе создания общей концепции музея.
Можно проиллюстрировать ситуацию равноправия, экспозиционной равновесности материальных и виртуальных объектов в такого рода экспозициях, приведя несколько примеров подобных пар из разного типа музеев:
·Музыкальный инструмент и его звучание (Музей музыки, Стокгольм; Дом музыки, Вена);
·Чучело птицы и запись ее пения (Дарвиновский музей, Москва);
·Наряд шамана и видеозапись ритуального танца (Музей этнологии, Лейден);
·Форма и снаряжение знаменитого хоккеиста и фрагмент матча с его участием (Музей хоккея, Торонто).
·Технические объекты и демонстрация их действия на мониторе (Музей Немо, Амстердам; Музей науки, Лондон; Музей техники, Вена)
·Чучело животного и видеофильм, показывающий животное в естественной среде обитания (Музей «Натуралис», Лейден)
Порою возникают и такие ситуации, когда подлинный материальный объект не может быть представлен в экспозиции и мультимедиа принимает на себя его функции (демонстрация работы доменной печи, молекулярных процессов и др.)
С помощью их созданы мультимедиа музейные экспозиции для разных типов музеев – художественных, исторических, естественно-научных, этнографических и других, в частности – электронная экспозиция «Старая водонапорная башня» в Музее гор водоканала «Мир воды Санкт-Петербурга», в электронная экспозиция в музее корпорации «Татнефть», электронная экспозиция «Мифологическое время» для Государственного Музея природы и человека в г. Ханты-Мансийске, электронная экспозиция для Музейного центра «Наследие Чукотки» в г. Анадыри и др
Глава 2
.1 Первое применение мультимедиа технологий в Петербурге
Петербург как крупнейший культурный центр накопил за последние годы значительный опыт в этой области мультимедиа. Не только крупные, всемирно известные, но и малые музеи города в той или иной степени используют в своей повседневной практике новые возможности, инициируя различные мультимедиа-проекты.
Компьютерная студия Март, начиная с 1996 года, сотрудничает с различными учреждениями культуры Санкт-Петербурга и Ленинградской области, являясь исполнителем проектов Эрмитажа, Русского музея, Музея истории Санкт-Петербурга, малых музеев. Студией накоплен большой опыт реализации различных по форме проектов культурно-просветительского характера: презентаций музеев и выставок, информационных киосков, компьютерных фильмов, экскурсий, игр.
Первый масштабный выставочный проект с компьютерным сопровождением относится к марту 1997 года, когда в Государственном Эрмитаже открылась выставка одной картины – "Благовещение" Яна ван Эйка. Для музея выставка знаменовала новый этап отношений с зарубежными партнерами: картина, проданная в 1930-х годах советским правительством из Эрмитажа и принадлежащая ныне Национальной галерее в Вашингтоне, вновь экспонировалась в России.
Руководство Эрмитажа приняло решение об организации информационной поддержки выставки на самом современном уровне. Компьютерная презентация должна была познакомить зрителей с евангельским сюжетом, символикой, использованной мастером, композиционным построением картины. Не менее важно было представить художника, его современников, а также многовековую историю шедевра. Материал для презентации был подготовлен специалистами Эрмитажа, а компьютерная реализация замысла была поручена сотрудникам студии "Март".
Непосредственно в зале, рядом с картиной, был установлен проекционный экран, на котором демонстрировался компьютерный фильм (длительностью в 25 минут). Художественное решение фильма, основанное на компьютерной графике и анимационных эффектах, было призвано не просто предоставить зрителю упорядоченный набор информации, но и настроить посетителей на определенное эмоциональное восприятие картины. Установленные рядом два информационных киоска позволяли каждому желающему выбрать порядок и режим просмотра по собственному усмотрению.
В данном случае ни для искусствоведов, ни для посетителей вопрос о соответствии цветовой гаммы не являлся существенным: экранное изображение предназначено только для рассказа о картине, никто не будет судить о полотне по репродукции, если оригинал находится здесь же, в этом зале. Можно констатировать, что мультимедиа-технологии не разрушили привычного музейного пространства, а дополнили его новыми, привлекательными для посетителя возможностями.
Тем не менее, первый опыт мультимедиа-презентации картины был признан в Эрмитаже успешным, поэтому уже через полгода во время выставки, посвященной возрождению "Данаи", была воспроизведена описанная выше организация информационного пространства.
Особое внимание было обращено на рассказ об истории двенадцатилетних реставрационных работ, сделанных в их процессе искусствоведческих открытиях. Использование мультимедиа-технологий позволило достичь требуемой наглядности. Средствами компьютерной графики и анимации были реконструированы все фазы научных исследований и реставрационных работ; демонстрировались рентгеновские снимки картины, изображения, полученные в инфракрасных, ультрафиолетовых лучах.
Удалось даже показать публике и прокомментировать первоначальную авторскую версию картины, реконструированную по рентгеновским снимкам. По сути дела компьютерная презентация стала неотъемлемой частью выставки, продолжавшейся в течение года и привлекшей самое широкое внимание публики.
Помимо компьютерных презентаций выставок, петербургские музеи осваивали и другие формы представления мультимедиа-программ. Например, в том же 1997 году Музей истории Санкт-Петербурга предложил тематические компьютерные экскурсии петербургским школам, проводящим в музее уроки по курсу "История и культура Санкт-Петербурга". Компьютерный фильм с музыкальным и дикторским сопровождением фактически представляет собой виртуального экскурсовода, который помогает работникам музея в более наглядной форме раскрыть тему за счет фондов музея, в том числе и экспонатов, недоступных непосредственно на экспозиции.
Заинтересованность Музея в привлечении посетителей способствовала поиску новых форм использования мультимедиа-технологий и в выставочной работе. Так, большая выставка, посвященная истории одного из районов Петербурга – Рождественской части, предлагала посетителям – наряду с традиционными экспонатами -справочную систему по зданиям района, представляя архитекторов, домовладельцев, именитых жителей. Использование справочной системы как информационного фона для основных экспонатов оказалось привлекательной для музеев формой. В частности, Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме решил использовать аналогичную систему для выставки "Реквием", посвященной жертвам сталинских репрессий.
Возможности мультимедиа-технологий позволяют решать не только информационные, но и художественные задачи. Хочется несколько подробнее остановиться на истории создания компьютерного фильма "Тень моя на стенах твоих…". Первоначальный замысел предполагал создание справочной системы, описывающей историю пребывания Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, а также биографические сведения о тех, с кем свела ее судьба: от Иннокентия Анненского до Иосифа Бродского.
Но в процессе работы над сценарием все более привлекательной становилась идея компьютерного фильма. Видеоряд, иллюстрирующий рассказ, посвященный Анне Ахматовой и ее поколению, дополняют стихи в авторском исполнении и музыка Шостаковича. В отличие от традиционной видеосъемки, компьютерные технологии позволяют придать эмоциональную окраску и динамизм даже сухим архивным фотодокументам.
Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод, что петербургские музеи активно ищут и находят решения, связанные с использованием мультимедиа-технологий в музейном пространстве.
.2 Музейный комплекс «Вселенная Воды»
Одним из самых молодых музеев в Санкт-Петербурге, но уже заслуживший известность среди петербуржцев и гостей города на Неве, является музей воды, расположившийся в здании Водонапорной башни. Музейный комплекс «Вселенная воды» был открыт к 300-летию Северной столицы. Обширная тематика экспозиции и применение современных интерактивных технологий позволили ему получить престижную премию в Португалии «Европейский музей 2006 года».
Его экспонаты, макеты, инсталляции, мультимедийные экспозиции рассказывают об истории, современном состоянии и перспективах водоснабжения и водоотведения города, использовании воды в быту, состоянии водных ресурсов. В музее посетители узнают много нового о самом таинственном веществе в природе – Воде, в которой зародилась жизнь и без которой она невозможна.
.3 Концепция экскурсии «Вселенная воды»
Задача мультимедийной экспозиции «Вселенная Воды», расположенной рядом с Водонапорной башней в бывшем резервуаре Главной водопроводной станции, – максимально полно показать значение воды на нашей планете и в жизни каждого человека.
Экспозиция комплекса состоит из множества элементов, каждый из которых представляет тот или иной аспект бытия воды, а все вместе они создают полную картину сегодняшних знаний о воде, отражают традиции водопользования, представляют проблемы, связанные с сохранением воды на земле.
Экспозиция построена на мультимедийных технологиях и эффектах, объемно-пространственных объектах и текстовых дополнениях. Использование возникающих и сменяющих друг друга в пространстве большого зала изображений, смена световых настроений и звукового сопровождения погружает зрителя в находящуюся в непрерывном движении среду, по сути, такую же бесконечно изменчивую, как сама вода.
Одна из главных тем экспозиции комплекса – «Вода в природе». В этом разделе представлено современное знание о происхождении воды на Земле, о ее уникальных свойствах, химическом составе, круговороте в природе… Посетителю приоткрываются тайны, хранимые водой, он знакомится с научными гипотезами, представлениями наших предков о роли воды в мироздании.
На пути по центральному проходу зала мультимедийного комплекса посетителю предстоит за считанные секунды пережить смену времен года: он попадет под снегопад, осенний дождь, увидит весеннюю грозу и летнюю радугу. Огромные экраны покажут, как разнообразно проявление воды в природе, как она прекрасна, сильна, а порой и опасна.
Далее, двигаясь по лабиринту экспозиционного зала, зритель последовательно увидит на отдельных экранах видеофильмы, раскрывающие мир водной стихии с разных сторон:
«Появление воды на поверхности Земли»
«Вода – уникальное вещество»
«Свойства воды (химические и физические свойства, информационная память воды)»
«Музыка воды»
«Круговорот воды»
«Парадоксы воды»
«Вода в религиозных обрядах мира»
«Минеральные воды и лечебные свойства воды»
«Сказки и легенды об исцелении водой»…
Пространство этого раздела дополняют различные экспонаты. Каждый из них иллюстрирует или дополняет увиденное на экране, вызывает у зрителя живые ассоциации, пробуждает креативное мышление, желание найти в привычном неизвестные свойства. Почти все объекты не спрятаны в витрины: их можно трогать, производить с ними различные действия, опыты и т.д.
На стеклах, которые окружают колонны зала, нанесены различные статистические данные о воде, литературные и научные высказывания, изображения. Эти «шпаргалки» составляют как бы третий информационный слой экспозиции.
Есть во «Вселенной Воды» и зоны отдыха. Фильм «Музыка воды» позволяет послушать, как звучит вода в природе: это и капли дождя, и шум водопада, и плеск речки, и рев океанского прибоя…
Отдельный раздел мультимедийного комплекса – «Вода в городе» – рассказывает о Санкт-Петербурге, о том, как тесно на протяжении всей своей истории этот мегаполис связан с водой.
Посетители узнают об основании Санкт-Петербурга, его мостах, набережных, каналах; о наводнениях в Северной столице; о борьбе двух стихий – огня и воды в истории города и пожарном водоснабжении; о праздниках на воде.
Все известные и неизвестные наводнения города (а их было 307) представлены отдельной инсталляцией. По интерактивным экранам можно уточнить топонимику водной среды города: это и существующие реки и каналы, и те, что были засыпаны или забраны в трубы, мосты, порты.
.4 Концепция экскурсии «Подземный мир Петербурга»
В левой пристройке старинной Водонапорной башни размещена мультимедийная экспозиция «Подземный мир Петербурга» и крупномасштабная карта Невы с современным оборудованием для показа гидрологического режима и экологической ситуации в городе.
В просторном холле расположился гигантский макет исторического центра Санкт-Петербурга, созданный по заказу ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Институтом архитектуры. Макет оживает, подсвечивается и переливается огнями; в это же время на экране, расположенном над макетом, демонстрируется фильм, рассказывающий о современном состоянии систем водоснабжения и очистки сточных вод Санкт-Петербурга и роли Водоканала в жизни города.
Незабываемое путешествие по инсталляции «Подземный мир Петербурга» позволяет проследить весь путь, который вода проходит под городскими улицами и домами. От водозаборов, расположенных на дне Невы, через фильтровальное отделение водопроводной станции, затем через городские водопроводные магистрали, посетители попадают в подвал обычного жилого дома, откуда вода поднимается в квартиры.
Экскурсанты могут пройти по дну канализационных коллекторов, побывать на острове Белом, где в 1978 году был открыт первый в Санкт-Петербурге крупный комплекс канализационных очистных сооружений – Центральная станция аэрации.
В этой части музея при подаче материала используется театрализованный подход, помогающий посетителям увидеть жизнь мегаполиса «изнутри», почувствовать ритм работы его инфраструктуры
Заключение
В курсовой работе изучены современные мультимедиа технологии, рассмотрено их применение на практике в Музейном Комплексе «Вселенная воды», а так же рассмотрены первое применение мультимедиа технологий в музеях Санкт-Петербурга. На основании всего выше изученного можно сделать вывод что музейная практика Санкт-Петербурга дает много примеров удачного использования компьютерных технологий. Это идет только в положительную сторону, так как способствует всё большему развитию культурного туризма в Санкт-Петербург, а также система образования города проявляют повышенный интерес к появлению новых проектов, в которых реализуется информационный, художественный и образовательный потенциал городских музеев.
Это позволяет надеяться, что может появиться постоянный спрос на тиражирование музейных разработок, а значит, создание новых мультимедиа-проектов получит мощный дополнительный стимул.
Схематизируя выводы этих размышлений о музее и современной медиасреде, можно представить их в следующей формуле: наследие + интерактивность музеев + медиасреда + национальные программы = культурной самоидентификации личности гражданина современной России.
Список литературы
1.Т. М. Трошина .Интерактивный музей в современном медиапространстве / Т. М. Трошина // Медиакультура новой России : методология, технологии, практики / [Астафьева О. Н. и др.]. – Екатеринбург : Академический Проект, 2007.
.Т. А. Смирнова . Цифровые технологии в экспозиционном пространстве музея: современные тенденции и перспективы / Т. А. Смирнова. – (Информационные технологии) // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2010
.Шлыкова О.В. Социокультурная природа мультимедиа: Дис. д-ра культурологии: 24.00.01 / О.В.Шлыкова. – М., 2004.
.Вельтман К. Электронная культур а: достижения и перспективы. Информационное общество, 2002
.Л.Я. Ноль .Информационные технологии в деятельности музея / Л.Я. Ноль ; Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования Рос. гос. гуманит. ун-т. – М. : Издательский центр Рос. гос. гуманитар. ун-та, 2007.
.Лебедев А.В. Виртуальные музеи и виртуализация музея // Мир музея. – 2010.
.Современные музейные технологии // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2004
8.И.Н. Кондратьева, Д.Д. Рубашкин // Электрон. б-ки : рос. науч. электрон. журн. – 2001. – Т. 4, вып. 2. – URL: http://www.elbib.ru/index.phtml?page=elbib/rus/journal/2001/part2/KR (04.06.2012) <http://www.elbib.ru/index.phtml?page=elbib/rus/journal/2001/part2/KR%20(04.06.2012)>.
.Википедия – свободная энциклопедия URL: // http://www.wikipedia.org //
.ГУП Водоканал – URL: // <http://www.vodokanal.spb.ru> //
.Музей и информационные технологии: // Музей будущего :- URL:http://www.future.museum.ru/part06/060407.htm // <URL:http://www.future.museum.ru/part06/060407.htm%20//>
.Алексей Лебедев. Информационные технологии и современная музейная экспозиция – URL: // <http://www.rusrev.org/content/review/default.asp?shmode=8&ida=2100&//>
.Музеи России – URL: // <http://www.museum.ru//>