- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 28,43 kb
Музей Габдуллы Тукая в г.Казани
Средняя школа № 56
РЕФЕРАТ
Музей
Габдуллы Тукая
ученицы 11 в класса
Елаковой Ю. Л.
Казань 2001
Содержание
· Введение
· Зал № 1.
Детство Г. Тукая.
· Зал № 2.
Жизнь и деятельность Тукая в Уральске. Жизнь и творчество Тукая в Казани.
· Зал № 3.
Тукай – певец дружбы народов.
· Зал № 4.
Тукай – просветитель и педагог.
· Зал № 5.
Тукай в наши дни.
· Зал № 6.
Мемориал.
· Заключение.
· Список литературы.
Введение
Немало в Казани мест, связанных с именем татарского народного поэта – основоположника татарской реалистической литературы – Габдуллы Тукая. Одним из них является улица Тукаевская с прилегающей к ней территорией. Этот уголок города можно считать заповедным, его имя она носит по праву. С этой улицей связана многогранная деятельность Тукая как журналиста и публициста. Известно, что в 1908-1913 гг. здесь он издавал газету «Эль-Ислах» («Реформа») и журнал «Ялт-йолт» («Зарница»). На этой улице жили друзья Тукая – его единомышленники, с которыми он был связан тесными творческими узами.
Здесь же в здании Восточного клуба он выступал со своими лекциями, а рядом находился знаменитый Сенной базар, описанный поэтом в сатирических произведениях Отсюда по узким поперечным улочкам можно спуститься к озеру Кабан, любимому месту прогулок Тукая, воспетому им во многих произведениях:
Чуть про Казань разговор заведу,
вспомню я место родное.
Озеро то, что Кабаном зовут, сразу
встанет предо мною.
Озеро это и город давно с любовью
народом воспеты,
Все там старинною славой полно,
хранит вековые заветы.
15 апреля 1913 г. на этой улице состоялся траурный митинг – казанцы провожали поэта в последний путь.
И вполне закономерно, что 11 июня 1986 г. именно здесь, в доме № 74, был открыт музей народного поэта Габдуллы Тукая.
Музей расположен в двухэтажном особняке конца XIX в. (проект архитекторов Т.Б. Руша и Ф.И. Амлонга), в так называемом «доме Шамиля», где с 1882 по 1906 г. жил со своей семьей Магома Шаффи Шамиль – средний сын руководителя народно-освободительного движения народов Дагестана имама Шамиля.
В создании экспозиции использован самый разнообразный материал: книги, документы, музыкальные инструменты, произведения искусства, предметы эпохи и этнографические коллекции. Особое место отводится личным вещам и прижизненным изданиям книг Тукая. Представлено много фотографий, дореволюционных и современных, с видами природы и городов, деревень и базаров, ярмарок, типажей и конкретных людей, с которыми поэт тесно соприкасался в своей короткой жизни. Фотографиям в музее отведена особая роль. Они выступают как образы времени, в то же время сохраняя за собой документальность. Они поданы в многоплановом порядке.
Первый план – символ, обобщающий образ зала или времени. Вторым и третьим планом идут более конкретные фотографии, имеющие прямое отношение к Тукаю.
В экспозиции, расположенной на двух этажах в семи залах площадью 600 кв. м, раскрывается жизненная и творческая биография Тукая, величие Тукая и его роль в духовном развитии народа.
Входим в вестибюль музея. Мраморные лестницы ведут на второй этаж, откуда начинается осмотр музея. На площадке установлена скульптура Тукая (худ. В. Рагожин и Р. Нигматуллина) – словно сам поэт первым приветствует тех, кто пришел к нему в музей. Направо зал – и перед нами раскрывается экспозиция зала, посвященного детству поэта.
ЗАЛ № 1
Детство Тукая.
О пора, когда бывает сердце
чище родника!
О пора, когда, как листья,
жизнь свежа, нежна, ярка!
Г. Тукай
В центральной витрине лежат уникальные документы регистрации рождаемости и смерти по деревне Кушлавуч за 1886 г., написанные арабской вязью. На одном – рукой отца поэта запись о рождении в его семье сына. Рядом – другой документ с записью о смерти самого Мухамметгарифа. Это случилось через 4 месяца после рождения сына, 29 августа 1886 г. Неслучайно оба документа лежат рядом: как бы судьба одного предопределила судьбу другого на долгие годы вперед. В экспозиции – фото дома, где родился поэт, и могила отца с памятником, который поставили благодарные потомки уже в наши дни.
О тяжелом, безрадостном детстве поэта свидетельствуют подлинные экземпляры газет «Казанский телеграф» за 1 января 1886 г. и «Волжский вестник» от 6 ноября 1891 г. с многочисленными объявлениями о голоде, пожертвованиях голодающим в Казанской губернии и архивные документы о волнениях крестьян, характеризующие обстановку этого периода.
В зале много фотографий с изображением природы, деревень Заказанья. Обращает внимание фотопанно деревни Сасна с пересекающимися дорогами на первом плане. Это – символ предстоящих дорог поэта и начало его сиротских скитаний. Короткие, запутанные дороги потом выходят на большую дорогу бессмертия Тукая. Но сколько нужно было испытать, пережить до этого. Первая дорога мальчика в деревню Сасна к матери, вышедшей замуж второй раз, оставила в душе будущего поэта радостное чувство. «Я ехал в Сасну и ощущал себя в широком, счастливом мире, и, кажется, всю дорогу перед моими глазами сверкали какие-то лучи»,- писал о ней Тукай. Но эта радость была мимолетной. И рядом горестная дорога на кладбище, к березке, растущей на могиле матери.
Скупыми, но сильными штрихами рассказывается о жизни будущего поэта у деда Зиннатуллы в деревне Училе, куда его вернули после смерти матери. На фоне подлинных фотографий деревни и дома деда 1914 г. воссоздан условный уголок дома Зиннатуллы, куда вошли материалы, собранные во время экспедиции в этих местах. Центральное место в интерьере занимает низенький столик с керосиновой лампой. За таким столом проводил свободное от службы в мечети время Зиннатулла за чтением книг, написанием стихов. Стоит в интерьере и сундук, сколоченный из грубообработанных досок, аналогичный тому, в каком Зиннатулла хранил книги – самое большое свое богатство. Сохранились книги из его личной библиотеки. Это – «История пророков» в пяти томах, изданная в Египте в конце XIX в. Многие страницы (поля,форзацы) испещрены надписями – комментариями, полученными из других источников. Зиннатулла писал и стихи. В экспозиции представлено его стихотворение на смерть дочери – матери поэта. Оно дошло до нас в памяти современников.
В интерьер экспозиции включен посох отчима из деревни Сасна, расписанный арабской вязью, с изречениями из Корана. Он как бы символ бесприютного детства поэта, как иллюстрация к словам Тукая: «У меня не было утешителя, когда плакал… только знали, что толкали и били».
В экспозиции находится фото Сенного базара в Казани конца XIX в., куда Зиннатулла отправил внука с проезжим ямщиком, чтобы отдать кому-нибудь на воспитание. Отсюда будущий поэт попал в дом кустаря из Ново-Татарской слободы Казани. Здесь же фото Захарьевской улицы города, расположенной рядом с Ново-Татарской слободой, где в основном проживала зажиточная часть татарского населения. Маленький Габдулла с приемной матерью часто посещал подобные дома, когда она разносила заказы татарских купцов: тюбетеи и калфаки, которые сама же вышивала с утра до поздней ночи.
На фоне огромной фотографии Сенного базара – ичиги, башмачки, вышитые тюбетеи – подлинные экспонаты. Они не только предметы купли продажи, но и символы эпохи, «малого» и «большого» базара, где все покупается и продается.
И опять дорога. Она ведет его на этот раз в деревню Кырлай в дом крестьянина Сагди. Это было в середине июня 1892 г. Но и здесь его ждут нищета, голод, свирепствовавшие опять в Казанской губернии в 1892 г., свидетельства этого – сообщения в газете «Волжский вестник». После ознакомления с ними совершенно по-другому раскрывается смысл слов, сказанных по дороге Сагди: «Вот приедем…тебя встретит мать… У нас много хлеба и катыка». Яркой иллюстрацией этому служит картина худ. Х. Казакова «Маленький Апуш». На картине мы видим угол деревенской избы и сидящего на саке мальчика. В одной руке у него ломоть хлеба, в другой – деревянная ложка. Перед ним плошка с картошкой и катыком. В широко раскрытых глазах мальчика искрится радость, удивление и в то же время недоверие, что все это наяву, а не во сне.
Экспонаты в витрине рассказывают о его жизни в Кырлае. Здесь он начал учиться. Фото здания школы, где мальчик получил азы грамоты. Книги, которыми пользовались в дореволюционных татарских мектебе: «Иман шарты» – букварь арабского языка; «Хафтияк» – сборник, составленный из отдельных сур Корана; «Бэдэвам» – литературное произведение 18 в. И др. – в основном книги религиозного характера. Но среди них лежит одна – солидного объема и формата. Это – «Фавакыйгельжоласа» («Плоды собеседника»), составителем которого является просветитель Каюм Насыри, своеобразная антология поэзии, куда вошли произведения древнетатарских поэтов, лучшие образцы поэзии Востока. Музей располагает первым изданием книги, вышедшей в 1884 г. в типографии Казанского университета.
До девяти лет будущий поэт жил в деревне Кырлай. В последних числах 1894 г. его ждала опять дорога. На этот раз далеко, в степной город Уральск.
ЗАЛ № 2
Зал в котором мы находимся посвящен раскрытию двух тем: «Жизнь и деятельность Тукая в Уральске» и «Жизнь и творчество Тукая в Казани». Хронологически зал охватывает период с 1894 по 1911 г.
Справа меньшая половина зала отведена материалам, рассказывающим о жизни и творчестве Тукая в Уральске. В экспозиции внимание привлекают фотографии огромных размеров: «Скачущие кони в степи» и «Пушкинский сад в г. Уральске»,выступающие как символы степного города и жизнеутверждающей силы поэзии Тукая; что свободолюбивые мотивы в его поэзии зародились в колыбели русской вольницы. Интерьер «Казахская юрта», воссозданный на подлинных этнографических материалах, передает национальный колорит степного края.
Многочисленные материалы рассказывают о пребывании поэта в Уральске, корорый стал для него университетом. Это фотографии: общий вид города начала XX в.; дом родственника Усманова, где поэт остановился по приезде; здание медресе «Мутыгия» и трехгодичные русские классы при медресе, женских классов при этом же учебном заведении. По утверждениям современников, среди них на фотографии – первая любовь поэта.
Здесь же представлены фотографии учителей – первых его наставников: М.Тухфатуллина и А. Сиразетдинова, самого поэта – шакирда медресе вместе с А. Кариевым – будущим основоположником татарского профессионального театра. С ним Тукай подружился именно в Уральске. Эта дружба сохранится до конца жизни поэта.
В витринах зала произведения Пушкина, Жуковского, Крылова, с которыми Тукай впервые познакомился в Уральске. Особую ценность представляют книги из личной библиотеки Усманова. В основном это книги по логике, философии, книги поэзии древнего Востока.
Большой интерес вызывают и документы, связанные с учебой шакирдов медресе. Это свидетельства, которые выдавали ученикам после окончания медресе, похвальные грамоты и т.д. Следует отметить, что эти материалы, относящиеся к истории школьного образования татар, вошли в музейный оборот впервые.
В экспозиции представлены уникальные экспонаты, связанные с учебой самого Тукая: рукописная газета «Эль магариф» («Просвещение») за 1903 г. и журнал «Эльгасрель-джадит» («Новый век») за 1904 г., которые выпускали шакирды медресе. По утверждению специалистов, некоторые страницы журнала написаны самим Тукаем. В одном из номеров журнала от 15 ноября 1904 г. имеется сообщение о состоявшемся в медресе литературном вечере, где ученик Тукаев выступил со своими стихами. Представлена страница журнала с первым ученическим стихотворением поэта.
В бурные дни революции в Уральске наборщиком русской газеты «Уралец» поэт начал трудовую деятельность. На фото «Здание типографии газеты «Уралец» и «Тукай – наборщик газеты» и др.
Тукай – поэт, рожденный революцией 1905 г. Творчество его началось с переводов. В экспозиции книга – «Собрание сочинений А. Кольцова» 1903 г. издания со стихотворением «Что ты спишь, мужичок?», вольный перевод которого сделан Тукаем. Рядом – газета «Фикер» («Мысль») № 1 за 1906 г. со стихотворением Тукая «Сон мужика». В этом комплексе – уникальный экспонат – договор на издание на паях газеты «Новая жизнь», подписанные Тукаем, К. Мутыги и М. Мусиным.
За короткое время имя Тукая как талантливого поэта стало известно далеко за пределами Уральска. Его приглашают издатели Уфы, Оренбурга и Казани.
Край родной, не будь в обиде, край любимый, о прости,
Место, где я жил надеждой людям пользу принести!
О прощай, родимый город, город детства моего!
Милый дом во мгле растаял – словно не было его, –
так Тукай прощается с Уральском, городом, где он прожил 12 лет (чуть меньше половины жизни) , где он формировался как поэт и общественный деятель и где проходило становление его как личности.
В последних числах сентября 1907 г. Тукай собирается в дорогу в родной город Казань – «город науки, просвещения и искусства». Впереди его ожидали новые встречи и новые друзья, слава и преследование охранки, смерть и бессмертие.
О Казань, ты – как светильник на
горе горишь в ночи,
Словно свечи – минареты, колокольни,
каланчи!
Ярко светишь ты уездам захолустным
и глухим.
Возвышаясь горделиво путь указываешь им! Г. Тукай
Большую часть этого зала занимают материалы, рассказывающие о жизни и деятельности Тукая в Казани. Очутившись под безмятежно голубым небом Казани, поэт почувствовал, что самые заветные чаяния его сбылись.
В экспозиции фотографии с видами дореволюционной Казани. В основном это фотографии мест, связанных с Тукаем, но в то же время характеризующих Казань, по словам А.И. Герцена, как «место встречи и свидания двух миров… западного и восточного». Белокаменные колонны университета, остроконечные минареты, величавые колокольни соборов, здания городского театра и художественного училища, пестрая толпа на улицах говорят о Казани, как о крупном культурном центре Поволжья.
В витринах документы о культурной жизни города за 1907-1908 гг.: пригласительные билеты на городские концерты и спектакли, в знаменитый казанский цирк Никитиных, объявления о народных гуляниях. Среди них особо нужно отметить материалы, связанные с рождением татарского театра, труппы «Сайяр»: групповой снимок артистов, внутренние правила для артистов, написанные рукой Г. Кариева – руководителя труппы. В витринах – книги, изданные в типографиях Казани. Безусловно, на них он обратил внимание в первую очередь после приезда. Это сборники пьес – «Сватовство» Ш. Жамирова и «Бедная Бибиджан» З. Саедзаде; переводы русских писателей – «Каменный гость» А. Пушкина, «Ашик Кериб» М. Лермонтова, «Ильяс» – Л. Толстого… Рядом – книги соратников Тукая – Ф. Амирхана, Г. Камала, Г. Кулахметова и др., с которыми он будет работать в тесном контакте.
Центральное место в зале занимает условный интерьер «Литературный салон в Казани начала XX в.». Он воссоздан из предметов, сохранившихся в семьях друзей Тукая – Х. Ямашева, Ф. Амирхана. В них запечатлена память об этих людях и о том времени. Тукай был желанным гостем в их семьях. В таких салонах собиралась передовая казанская интеллигенция. Говорили о политике, обсуждались новости городской жизни, спорили о новинках литературы. В салонах ставились и любительские спектакли, звучали новые музыкальные записи. Неслучайно в интерьере установлен граммофон, где проигрывались пластинки. На ломберном столике лежит альбом-футляр с дореволюционными татарскими пластинками, с записью любимых песен поэта «Зилайлук», «Тафтиляу». Особую ценность представляют пластинки с записью стихотворения Тукая «Старометодник» в исполнении А. Кариева и песни в исполнении М. Бабаджан, с которым поэт познакомился на Н.-Новгородской ярмарке в 1909 г.
В интерьере – секретер темного цвета, принадлежавший когда-то семье Ф. Амирхана. В нем книги – условно восстановленная библиотека Тукая. По воспоминаниям современников, у Тукая в Казани была большая библиотека. К сожалению, после смерти поэта библиотека его бесследно исчезла. До нас дошли лишь те книги, которые поэт оставил сестре перед отъездом из города Уральска. К нашему счастью, Тукай в своих статьях, путевых заметках, фельетонах говорил о писателях, с творчеством которых он был хорошо знаком. На основе этих данных была укомплектована условная библиотека поэта. В ней широко представлена русская литература XIX – начала XX вв., книги зарубежных авторов. Среди них – собрание сочинений Дж. Байрона в трех томах, выпущенное в Петербурге в 1902-1905 гг. под редакцией С.А. Венгерова, куда вошли поэма «Шильонский узник» и стихотворение «В альбом». В экспозиции эти книги особо выделены не только потому, что Тукай был первым переводчиком Байрона на татарский язык. В 1911 г. поэма «Шильонский узник» вышла из печати с предисловием и под редакцией Тукая. В витрине – рукопись перевода поэмы на татарский язык, сделанный поэтом С. Сунчалей – современником и близким другом Тукая. На рукописи многочисленные помарки и исправления, свидетельствующие о долгой и кропотливой работе над переводом поэмы и переводчика и редактора. А стихотворение Байрона «В альбом» в переводе Тукая до сих пор вызывает всеобщий интерес.
Окружение поэта в основном представлено в экспозиции многочисленными фотографиями. Крупным планом даны фото, где поэт запечатлен со своими друзьями: Ф. Амирханом и братьями Кулахметовыми, 1908 г., Г. Тукай, поэт С. Рамиев и журалист Ф. Агеев,1908 г., Г. Тукай в редакции газеты «Эль-ислах», 1908 г. Среди «благородных» друзей поэта были известные социал-демократы Казани: Дулат-Али, Хусаин Ямашев. В экспозиции – их портреты, фото дома, где Х. Ямашев встретился с Тукаем; страница с первой публикацией стихотворения Тукая «Светлой памяти Хусаина», где поэт впервые в истории татарской литературы создал образ большевика. Оживляют экспозицию личные вещи Ямашева: чернильный прибор и пепельница, книга «Зачем нужна выставка домашних животных», изданная в Казани в переводе Ямашева.
В окружении поэта были основоположники и актеры татарского театра: Г. Камал, Кудашев-Ашказарский, Г. Кариев, первая профессиональная актриса С. Гиззатуллина-Волжская, которой Тукай посвятил два стихотворения. Представлены и их портреты, личные вещи: дорожная чернильница Кариева, мандолина, принадлежавшая струнному оркестру клуба «Шарык» («Восток»). Известно, что Тукай был первым слушателем оркестра.
В окружении Тукая были и образованные девушки – женщины новой судьбы.среди них сестры Кулахметова Суфия и Шамсекарам. В одной из витрин – предметы этнографии, изготовленные их руками: кружевное покрывало с аппликациями, вышитый золотой канителью и шелковыми нитками тюбетей, женская сумка и др. Среди знакомых поэта были: А. Терегулова, которой Тукай посвятил некоторые свои юмористические стихи; З. Хасани – секретарь журнала «Ан» («Сознание») , которой поэт адресовал последнюю записку из Клячкинской больницы по поводу корректуры своих стихов. В витрине предметы, которыми пользовались работники журнала, в том числе З. Хасани: чернильница, лампа-спиртовка, ручной станок для печатанья листовок – предметы, в которых запечатлен дух времени, память людей из окружения Тукая, дух самого поэта. Известно, что Тукай принимал самое активное участие в организации этого журнала, в определении его идейно-эстетического направления. Даже название журнала было предложено поэтом.
В экспозицию вошла фотография любимой девушки Тукая – Зайтуны Мавлюдовой.
Нет! Со мной из всех влюбленных
не сравнится ни один.
Я люблю стократ сильнее, чем Фархат
любил Ширин, –
писал о своих чувствах Тукай в стихотворении «Любовь», написанном в Казани в 1908 г. В витрине предметы эпохи: вышитый разноцветным мулинэ футляр для писем и бланки для личных писем, украшенные красочным орнаментом, арабской вязью. Они – как штрихи к интимным чувствам поэта.
Левый угол зала занимает большое фото с видом Казанского кремля, с многоступенчатым спуском к Булаку, с пестрой толпой ярмарки «Ташаяк», с многочисленными барабусами, грузчиками, купцами, духовенством.
В экспозиции воссоздан условный интерьер «Книжная лавка». Известно, что Тукай работал экспедитором в лавке. В оформлении интерьера использованы предметы эпохи: кассовый аппарат, принадлежащий до революции гостинице «Казанское подворье», конторка, керосиновая лампа, счеты и все необходимые для упаковки и отправки книг принадлежности. На полу и на стульях приготовлены для посылки стопки книг. Рядом в одной из витрин лежит газета «Эхбар» («Известия») – орган крупной татарской буржуазии, куда усердно приглашали Тукая на работу, предлагая большую зарплату. Но он отказался, остался верным своему поэтическому кредо, данному еще на заре творчества в 1906 г.
Лишь служение народу признаю за счастье я.
В этом лучшая отрада, сладость жизни для меня.
Эти слова, написанные красными буквами на стекле, служат эпиграфом к раскрытию всего творчества Тукая.
Творчество поэта достигло в Казани наивысшего расцвета. Достаточно сказать, что в течение пяти лет, проведенных в Казани, произведения поэта вышли отдельным изданием 23 раза. В 1909 г. в течение только одного года было издано 9 сборников. В экспозиции сборники стихов поэта 1908. 1909 годов издания. Они небольшого формата и объема, изданы на дешевой бумаге. Но и эти книги не были доступны всем. Многие стихи поэта народ переписывал от руки. Представлена тетрадь и отдельные листы со стихами Тукая, переписанные от руки. Интересно отметить, что переписаны те стихи, в которых преобладают социальные мотивы.
Большое место отведено раскрытию творчества Тукая как талантливого сатирика. В Казани он сотрудничал в издании сатирических журналов «Ялт-Йолт» («Зарница») и «Яшен» («Молния»), в которых публиковались многие его фельетоны, памфлеты, сатирические стихи. В витрине – подлинные экземпляры этих журналов. Особый интерес вызывает комплекс материалов, связанных с историей создания поэмы Тукая «Сенной базар, или Новый Кисекбаш». Уникальными экспонатами являются первое издание поэмы 1908 г. и религиозная книга «Кисекбаш» 1903 г. издания, сюжетную канву которой Тукай использовал как пародию для своей поэмы; фотографии прототипов поэмы – известных борцов Карахмета и Заикина, выступающих в то время в Казанском цирке Никитиных. Большую ценность представляют рисунки к поэме, сделанные для прижизненного издания ее. А слева во всю стену в специальной раме даны иллюстрация к поэме худ. Б. Урманче – современника Тукая, очевидца событий, описанных в поэме.
В экспозиции нашла отражение деятельность поэта как публициста и журналиста, его сотрудничество в татарской демократической печати, в еженедельной газете «Эль-ислах», издававшейся с 1907 г. на средства учащихся-шакирдов. Тукай здесь работал бесплатно. В витрине в развернутом виде даны подлинные экземпляры газет «Эль-ислах» и «Кояш» и клише.
Тукай – певец угнетенных и обездоленных. Ему чужда была национальная ограниченность. Везде, где бы он не был, Тукай оставался певцом свободы, равенства. Об этом рассказано в следующем зале.
ЗАЛ № 3
Рекреации
Тукай – певец дружбы народов.
В центре зала на переднем плане установлены как образ дороги поэта рулевое колесо и спасательный круг с дореволюционных пароходов, принадлежавших обществам «Кавказ и Меркурий» и «Самолет». На пароходах этих компаний в 1909, 1911 гг. Тукай совершает поездки в различные города, где состоялись новые встречи и открытия, рождались новые чувства и переживания.
В 1909 г. по настойчивому приглашению фабрикантов Акчуриных Тукай посетил поселок Гуриевка в Симбирской губернии. Скупые материалы рассказывают об этой поездке: это фото дома Акчуриных, в котором около недели жил поэт; как существенная деталь, указывающая на классовую принадлежность хозяев, в экспозиции футляр с надписью «Головной убор княгини Акчуриной».
В августе этого же года Тукай посетил знаменитую ярмарку в Н.-Новгороде. Наблюдал за жизнью и повадками главных воротил ярмарки – татарских купцов, прототипы которых представлены подлинными фотографиями.
В экспозиции дореволюционные фотографии с видами городов Астрахани, Уфы, Петербурга и Троицка, где бывал Тукай в 1911-1912 гг. Среди них известное фото «Тукай – среди интеллигенции города Астрахани» в 1911 г. В витрине фото поэта С. Рамиева, с которым Тукай жил в Астрахани, сборник его стихов 1908 г. издания. Рядом экземпляр азербайджанского сатирического журнала «Мулла Насретдин». Тукай был его постоянным читателем.
14-18 апреля 1912 г. поэт в Уфе. И здесь у Тукая встречи с передовой интеллигенцией города, в частности с М. Гафури. В экспозиции фотокопия с картины худ. Якупова «Г. Тукай и М. Гафури»;фото здания библиотеки «Сабах» («Книга»), на складе которой Тукай жил во время пребывания в Уфе. Рядом – книги, сборники стихов Гафури.
20 апреля Тукай в Петербурге. Крупным планом даны виды Петербурга, связанные с Тукаем. И отдельно – дом, где он останавливался. В витрине -подлинный экземпляр газеты «Нур» («Луч»), в редакции этой газеты побывал Тукай; широкий круг людей, связанных с Петербургом, – хозяев квартиры, где остановился Тукай: Муса Бигиев, его жена Марьям и своячница Гульсум.
В завершающей теме зала проходят материалы, связанные с последними днями поэта, с подготовкой к изданию его сборника избранных произведений и переводов его стихов на русский язык. Свой сборник избранных произведений Тукай начал готовить в деревне Училе зимой 1912 г. Работал над ним и в Клячкинской больнице до последней минуты своей жизни. В начале 1913 г. им был подписан и договор на его издание, но вышел сборник в 1914 г., когда поэта не было в живых. Рядом с ней как веское доказательство общественно-политической значимости всего творчества Тукая документ царской цензуры о запрете стихов поэта.
В экспозиции фото здания Клячкинской больницы Казани на бывшей Вознесенской улице (ныне Островского). Она считалась не самой дорогой больницей в городе. В этой больнице с 26 февраля по 2 апреля лечился и умер Тукай. В витрине на белой салфетке лежит стетоскоп того времени и фото лечащего врача Тукая, знаменитого в последствии терапевта Лурье. Обращает внимание последняя фотография поэта на больничной койке за 28 часов до кончины: на нас смотрит совершенно спокойное, осунувшееся лицо поэта. На нем ни малейшего сожаления, что он так рано, в 27 лет, уходит из жизни. Рядом с последней фотографией первые некрологи, в которых утверждается бессмертие поэта. Они шли в течение года отовсюду, из различных уголков страны, из-за рубежа.
О многогранной деятельности Тукая не только как большого поэта, но как просветителя, педагога и фольклориста рассказано в следующем зале.
ЗАЛ № 4
Тукай и народное творчество.
Тукай – просветитель и педагог.
При входе в зал посетителя встречает известный портрет Тукая 1912 г. Он дан крупным планом. В глазах поэта «гнев и печаль» за судьбу родного народа, за будущее детей. Портрет занимает в зале центральное место, четко разделяя его на две части.
Справа – материалы, рассказывающие об отношении Тукая к народному творчеству. В экспозиции фотографии народных певцов и сказителей – современников поэта, образцы народных инструментов, сборники татарских народных песен, выпущенных в типографиях Казани нач. XX в. В зале звучит музыка, которую сочинил народ на слова Тукая «Родной язык», «Разбитая надежда», «Тафтиляу» в исполнении современных певцов.
Творчество народа привлекало внимание не только одного Тукая. В витрине – так называемая «Тетрадь шакирда» с записью народных песен, пословиц и поговорок; рядом – фото современника Тукая, ученого-фольклориста Х. Бадиги, который по совету поэта начал собирать и изучать татарский фольклор.
Тукай много сделал для пропаганды татарского фольклора. В экспозиции фотография здания «Восточного клуба», где он 15 апреля 1909 г. выступил с лекцией «Народная литература». Ее текст потом был издан отдельной книгой и он также представлен в витрине. Интерес вызывает групповое фото музыкантов первого струнного оркестра клуба «Восток».
Тукай хорошо знал, с уважением относился к фольклору других народов. Например, в Уральске собирал казахские песни, а потом делал попытку сравнительного анализа их с татарскими. О был знаком и с произведениями русского фольклора. В экспозиции уникальные экспонаты: книга – первое издание сказки А.С. Пушкина «Золотой петушок», выпущенное в литографии И.Н. Харитонова в 1909 г. в переводе Тукая, и подлинные оттиски рисунков худ. Кускова, подготовленные для этого издания. Особую ценность представляют подлинные рисунки к сказкам «Шурале» и «Коза и баран», сделанные неизвестным художником для прижизненных изданий сказок Тукая. Рисунки сохранились у потомков издателя Галимзяна Шарафа. Эмоционально оживляющим фоном для сказок служат фотографии, где изображена природа Заказанья: дремучий лес. По народному поверью именно в таком лесу обитал Шурале; пруд, где жила Водяная. Рядом скульптура Шурале, работы художников М. Адылова и Г. Богородского (дерево,металл).
Материалы второй половины зала рассказывают о деятельности Тукая как педагога и просветителя. Для раскрытия этой темы использован самый разнообразный материал: фотографии татарских медресе того времени, вошедшие в музейный оборот впервые; учебные пособия, которые использовались в новометодных татарских школах (географические карты и атласы, глобус, которым пользовались учащиеся медресе «Касымия» в Казани, астрономический календарь и грифельная доска, образцы похвальных грамот и свидетельств, которые выдавались ученикам после окончания медресе, расписание уроков и др.) Они использованы в оформлении интерьера «Класс при медресе». Представлены на его фоне фотографии детей различных слоев населения.
Педагогические и просветительные воззрения Тукая развивались под влиянием прогрессивной педагогической просветительской мысли Ушинского, Добролюбова, Белинского. Особенно сильным было на Тукая влияние Л.Н. Толстого. Неслучайно вошли в экспозицию книги: «Сочинения графа Л.Н. Толстого. Педагогические статьи», «Азбука графа Л.Н. Толстого», «Новая Азбука графа Л.Н. Толстого» и др.
Известно, что Тукай был в дружественных отношениях со многими учителями медресе «Мухаммадия». Он присутствовал на уроках, использовал их опыт, когда составлял свои учебники и книги для внеклассного чтения: «Радость», «Жемчужные зерна», «Развлечение детей», «Веселые страницы», «Плоды развлечения», «Пища духовная». В экспозиции представлены подлинные экземпляры этих книг. Тукай был автором хрестоматий: «Уроки национальной литературы в школе» (1910 г.) и «Новое чтение» (книга переиздавалась с 1909 г. по 1918 г. ежегодно).
Многогранное творчество Тукая легло в основу развития всей культуры Татарстана. Об этом ведется рассказ в следующем зале.
ЗАЛ № 5
Тукай в наши дни.
Великие уходят…Вслед за ними,
Как звезды, новые восходят имена…
Народ мой, береги сынов – и ныне,
И впредь – в нелегкие, крутые времена…
С. Хаким
Центральное место в экспозиции отведено материалам рассказывающим об истории создания балета «Шурале»: фотография «Ф. Яруллин за работой над балетом»; рукописная нотная страница партитуры балета, написанная композитором и др. В экспозиции широко показаны постановки балета на сцене различных театров: Казани, Москвы, Ленинграда, Киева, Тарту и за рубежом в Болгарии, Чехословакии, Албании и др. Показаны сцены из спектаклей и фотокопия письма М. Плисецкой, присланного в музей.
Благодарные потомки высоко чтят память поэта. В экспозиции фотографии мест, носящих его имя: здание Татгосфилармонии, клуба Тукая и др. Его именем названы улицы в Уральске, Уфе, Баку и Ташкенте.
Центральное место в зале отведено фотографиям памятников Тукаю в деревнях Кушлавуч и Кырлае, в Казани. Каждый год в день рождения Тукая около них – народ. Проводится День поэзии, где поэты выступают со своими стихами, как бы отчитываясь перед Тукаем.
Центр зала занимают квадратные витрины с книгами. Это небольшая часть книг самого Тукая и книги о нем. Среди них академические издания произведений Тукая и отдельные сборники его. Например, издание первого трехтомного собрания сочинений, осуществленное в 1929-31 гг. ученым-литературоведом Сайфи-Казанлы.
Недавно стало известно, что стихи Тукая выходили отдельным изданием в разгар гражданской войны и в типографии Туркестанского фронта.
Знаменательным событием стал выход книги о нем в серии ЖЗЛ, написанной известным ученым-исследователем жизни и творчества поэта И. Нуруллиным. Книга представлена в музее с его автографом. Сюда вошли также книги, удостоенные Тукаевской премии.
ЗАЛ № 6
Мемориал
Завершает экспозицию музея зал, где сосредоточены личные вещи поэта – бесценные реликвии, дошедшие до нас. Среди них подлинные фотографии Тукая различных лет. Фото 1908 г. – это широко известное по многим публикациям изображение поэта, в темном костюме, в белой рубашке с цветным галстуком, в темном стеганом тюбетее на голове. Долгие годы фото сохраняла любимая девушка Тукая Зайтуна Мавлюдова. Она передана в музей ее сыном, известным писателем А. Расихом.
У Тукая не было своего угла, всю жизнь он скитался по чужим домам. До нас дошли единичные предметы, связанные с его бытом. Среди них тюбетей из черного бархата. Он имеет интересную историю. Как пишут современники, Тукай тюбетеи не носил. По рассказу ученого-исследователя М. Гайнуллина, тюбетей был надет на голову поэта, сидящего перед объективом фотографа, буквально в момент съемки.
Достойное место в зале заняли: фаянсовая шкатулка, которую Тукай купил сестре Газизе на свой первый гонорар; подкарандашница в виде бокала, выпущенная к 200-летнему юбилею города Петербурга. С поездкой в этот город связана бронзовая чернильница оригинальной работы. Она была преподнесена Тукаю учащимися татарских школ Петербурга в день отъезда поэта из города.
Свидетельством большой популярности поэта являются почтовые открытки с портретами Тукая, изданные в типографиях Казани в различные годы. Интерес представляют подлинные фотографии, связанные с похоронами Тукая. Эти уникальные фотографии сохранились у племянницы Г. Кулахметова – Г. Шариповой.
Как последний, завершающий экспонат зала представлена дорожная корзина Тукая, с которой он приехал из Уральска и которая сопровождала поэта в его путешествиях по стране. Она как символ бессмертия поэта, как образ дороги, ведущей к вершинам мировой поэзии.
Осмотр экспозиции окончен. Но знакомство с музеем продолжается. Из вестибюля первого этажа можно пройти в выставочный зал, где в дни открытия музея экспонировались рисунки детей к произведениям Тукая. Завершив осмотр выставки, проходим в лекционный зал. Он – небольшой, камерный. Рассчитан на малое число зрителей. Со сцены звучали романсы русских композиторов на слова Пушкина; песни и романсы татарских композиторов на слова Тукая в исполнении мастеров искусств.
Осмотр музея завершен. Мы покидаем его с уверенностью, что наше посещение не последнее, что мы вернемся сюда еще и еще к Тукаю, к его бессмертной поэзии.
Заключение
Музей – клетка живого организма истории. Время проходит, и мы проходим. Тем неожиданнее и пронзительнее может быть встреча настоящего и минувшего…
Музеи – лучшие помощники в росте интеллекта, в понимании истории жизни человека и Земли. Музейный экспонат живой, любая вещь несет тепло или холод рук своего мастера-изготовителя, владельца, имеет свою историю. Пройдешь ли по залам музея, поработаешь ли в его фондах, разыскав в какой-нибудь папке неожиданный документ, а с ним подробности жизни и движение души человека – не раз всколыхнется сердце.
Музей – национальное достояние. Ценности уходят, меняется образ жизни. Но музей – прежде всего хранилище, кладовая памяти. В Татарстане, несмотря на тяжелое положение в экономике, музеи развиваются у укрепляются.
Список используемой литературы
Д. Б. Багаутдинова Музей Г. Тукая в Казани.
Г. С. Муханов Да не оскудеет душа хранящего.
П. Хабибуллин Судьба бесценных реликвий.