- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 16,24 Кб
Национальная галерея старинного искусства в Риме
Введение
Цель:
üизучить историю и экспозицию национальной галереей старинного искусства в Риме.
Задачи:
üвоссоздать этапы становления национальной галереи старинного искусства в Риме;
üпроанализировать некоторые работы известных художников.
Данная тема актуальна, так как многие люди хотят отвлечься от повседневных будней, насладиться искусством, творениями величайших художников и скульпторов. Расширить свой кругозор, окунуться в историю других стран и эпох. А где это можно сделать, как не в величайших музеях мира.
Каждая страна славится своей культурой и традициями, историей и архитектурой. Италия одна из тех редких стран, куда можно возвращаться снова и снова – и каждый раз переходить реку времени, отделяющую нас от прошедших веков и тысячелетий. Прекрасные творения человеческого гения, старинные мосты через обманчиво спокойные реки, шумные, заполненные туристами и тихие, уютные площади, украшенные фонтанами – произведениями искусства, приветливые жители и величайшие музеи мира…
Одним из таких мест и является Рим. Чрезмерное обилие достопримечательностей в Риме, которых, кажется, хватило бы на небольшую страну, побуждает, видимо, римлян создавать такое же обилие музеев – чтобы как можно меньше всего пылилось в запасниках. Здесь есть музеи на любой вкус, от археологических до художественных, театральный музей и музей пожарников (который, между прочим, представляет пожарное дело со времен императора Августа). Не один писатель и поэт, приезжавший пожить в Риме, удостоились музеев.
Конечно, большей частью музеев туристам приходится пожертвовать, так как их большое количество. Абсолютными фаворитами для кратких визитов на 2-3 дня являются Ватиканские музеи, Галерея Боргезе, раскопки на Палатинском холме и Капитолийские музеи. Но те, у кого есть возможность задержаться подольше, не пожалеют о времени проведенном в национальной галереи старинного искусства.
В галерее представлены картины Караваджо («Юдифь и Олоферн»), Гольбейна, Рафаэля («Форнарина»), Пуссена, Тинторетто, Тициана, Гвидо Рени, Рубенса, Мурильо и других художников, а также мебель, майолика и фарфор.
1.Здания национальной галереи старинного искусства в Риме
Национальная галерея старинного искусства была основана в 1895 г. и включала несколько коллекций. С тех пор она постоянно пополнялась. После Второй мировой войны ее собрание разместили в двух дворцах – Барберини и Корсини.
Палаццо Барберини принадлежал могущественному флорентийскому семейству. Этот дворец был построен в 1627-1633 гг. в стиле маньеризм архитектором Карло Мадерна при участии Франческо Борромини и Джованни Лоренцо Бернини. На протяжении долгого времени в палаццо Барберини находились такие художественные ценности, как «Фавн Барберини», «Нильская мозаика» из Палестрины и Портлендская ваза, которая считается самым выдающимся античным изделием из стекла. Под дворцом сохранились руины Митреума (храма бога Митры).
В настоящее время в этом музее представлены коллекции фарфора, майолики и мебели, полотна Рафаэля, Караваджо, Тинторетто, Гвидо Рени, Тициана, Бартоломе Эстебано Мурильо, Питера Пауля Рубенса и других выдающихся живописцев.
В 1510-1512 гг. кардинал Рафаэль Риарио, племянник папы Сикста IV, построил дворец в районе Трастевере. В 1658 г. здесь поселилась отрекшаяся от престола шведская королева Кристина. Она проявляла интерес к искусству и культуре, собрала великолепную библиотеку и коллекцию редких предметов, общалась с писателями, поэтами, композиторами, художниками. Кристина умерла в 1689 г.
В 1736 г. архитектор Фердинандо Фуга реконструировал здание, перешедшее во владение кардинала Нери Корсини из знатного флорентийского рода, племянника папы Климента XII.
Дворец стал трехэтажным, приобрел неоклассический фасад с балюстрадой и пилястрами, парадную лестницу и статуи.
В 1893 г. государство выкупило здание у семейства Корсини, которое преподнесло ему в дар свою живописную коллекцию. Впоследствии собрание пополнялось новыми полотнами.
В Галерее Корсини находятся картины Фра Беато Анжелико и Караваджо, Гверчино и Гвидо Рени, Сальватора Розы, Питера Пауля Рубенса и Антона ван Дейка. [1]
Национальная Римская галерея, расположенная в палаццо Барберини, наверное, самая молодая художественная коллекция Рима. Здесь собрано большое количество первоклассных произведений итальянских мастеров XVI-XIX веков. Римская галерея разместилась в двух зданиях, одним из которых является палаццо Барберини. [5]
Палаццо Барберини было задумано как монаршая резиденция, поскольку предполагалось, что после 1625 года там разместится семейство папы Урбана VIII (Барберини). Здание возводилось на территории прежнего виноградника семейства Сфорца – там некогда располагался небольшой дворец (палаццетто), в свою очередь сооруженный на месте античных построек, в частности храма Флоры. Новому дворцу, воздвигнутому с истинно барочным великолепием, надлежало прославить семейство Барберини, и, надо признать, этот замысел был осуществлен с блеском.
Первоначально работами руководил Карло Мадерно, которого сменил Франческо Борромини, однако и ему пришлось уступить это место Джанлоренцо Бернини, завершившему строительство в 1634 году при участии Пьетро да Кортона.
Громадное здание включало главный корпус и два боковых крыла, повторяющих очертания Квиринальского холма; позади палаццо раскинулся обширный парк. Кардинал Франческо Барберини сделал все, чтобы дворец был завершен в срок. Не последнюю роль сыграло в этом финансирование строительства его дядей, папой Урбаном VIII, который без зазрения совести повысил налоги с подданных, дабы изыскать требуемые средства, за что народ прозвал его «папой-пошлиной».
Строительство шло стремительно. Сначала обрели плоть архитектурные идеи Борромини, по проекту которого были созданы окна, винтовая лестница и задний фасад. Затем по проекту Бернини в левом крыле возвели большую лестницу, заключенную в квадратный колодец. Бернини оформил главный фасад, выходящий на виа делле Кватро Фонтане. Сейчас с этой стороны находится главный вход и железная ограда XIX века (архитектор Франческо Адзурри) с восемью столбами, украшенными изображениями атлантов.
На нынешней виа Сан-Никола да Толентино напротив портала, созданного по проекту Пьетро да Кортона, были сооружены конюшни, а со стороны современной виа Бернини возведен театр с Манежным двором: отсюда начинался устроенный под палаццо проход, выводивший в сад позади него.
Все эти строения, располагавшиеся на левой стороне современной пьяцца Барберини, ныне не существуют: их снесли при прокладке виа Барберини.
Эта резиденция семейства Барберини, славившегося меценатством, стала местом притяжения лучших культурных сил XVII века. Среди посещавших салон были поэты Габриэелло Кьябрера, Джованни Чамполи, автор религиозных стихотворений, и Франческо Браччолини, снискавший известность поэмой «Гнев богов». Среди завсегдатаев дворца были ученые, историографы и, конечно же, Лоренцо Бернини, который в дополнение ко всем прочим талантам проявил себя и как театральный художник. Представления в театре Барберини начались 23 февраля 1634 года мелодрамой «Святой Алексий» на музыку Джулио Роспильози. Во дворце ставили музыкальные комедии, устраивали танцевальные праздники во время карнавала и свадебные торжества, как это случилось в 1656 году, когда Маффео Барберини женился на Олимпии Джустиниани.
Хотя меценатство и составляло предмет гордости Барберини, в основном они использовали художников для возвеличивания самих себя. Особенно ярко это воплотилось в оформлении дворца, в частности его левого крыла, залы которого расписал (1633-1639) великолепными фресками Пьетро да Кортона.
Среди них выделяется гигантский плафон центрального салона второго этажа – «Триумф Божественного Провидения», барочный апофеоз семейства Барберини, на что указывают изображенные на фреске папская тиара и ключи Урбана VIII, а также геральдические пчелы Барберини. Еще один зал украшен роскошным плафоном Андреа Сакки «Триумф Божественной Мудрости»: эта фреска не только прославляет Барберини, но и призвана засвидетельствовать триумф гелиоцентрической теории, о которой Урбан VIII имел частые беседы с Галилео Галилеем.
Правое крыло дворца отделано не менее роскошно, о чем свидетельствует зал Мраморов, или зал Статуй, в котором были выставлены великолепные образцы классической скульптуры, которую Барберини коллекционировали. Этот зал пользовался особой известностью, демонстрируя бесспорное превосходство Барберини над остальным римским патрициатом. От коллекции уцелело немногое, например, «Велата» Антонио Коррадини. Зал использовался для проведения банкетов, а также, пока не был выстроен театр, и для театральных представлений: он вмещал до 200 зрителей.
С 1627 по 1683 год во дворце работала мастерская по изготовлению гобеленов. Из ее стен вышли так называемые фламандские ткани, украсившие барочные залы: они изготавливались под руководством художника Якопо делла Ривьера, которого Франческо Барберини выписал из Фландрии, по рисункам и картонам Пьетро да Кортона, что позволяло достичь художественного совершенства.
На последнем этаже дворца разместилась библиотека кардинала Франческо, насчитывавшая 60 тысяч томов и 10 тысяч рукописей. Эта библиотека, один из выдающихся памятников культуры XVII века, также говорит об интеллектуальных запросах ее владельца. Правда, в том же самом дворце проживал другой папский племянник, кардинал Антонио, отличавшийся беспокойным и амбициозным нравом. Ему не уступал другой папский племянник, Таддео, родной брат Франческо и Антонио, имевший звание генерала папской армии. Он получил титул князя Палестрина и был назначен префектом Рима. Таддео обесчестил себя, присвоив часть налогов, собранных с римлян. Кстати, наследником родовой собственности был как раз Таддео, избранный для продолжения династии. Однако в 1645 году братьям пришлось пережить немало тревожных минут, когда после смерти Урбана VIII, папа Иннокентий X назначил комиссию для расследования деятельности Барберини, в ходе работы которой вскрылись все их злоупотребления. В течение нескольких лет братья скрывались во Франции, в то время как их римский дворец был конфискован. Вскоре буря улеглась, и, полагаясь на заступничество кардинала Мазарини, они вернулись в Рим и получили назад свое состояние, включая и палаццо.
Династия Барберини сохраняла чистоту крови до 1728 года, когда последняя в роду, Корнелия Костанца, вышла замуж за Джулио Чезаре Колонна Шарра, что положило начало ветви Барберини-Колонна. В 1893 году с браком последней представительницы этой ветви Марии с Луиджи Саккетти возникла новая ветвь – Саккетти-Барберини-Колонна.
В истории дворца отразились все перипетии судьбы владевшего им семейства, которое не однажды прибегало к продаже своих художественных сокровищ, дабы изыскать средства для содержания роскошной резиденции. Следует упомянуть работы по благоустройству сада, в ходе которых по проекту Джованни Маццони, с 1867 года служившего садовником Барберини, были созданы оранжерея и рыбный садок. В тот же период Франческо Адзурри устроил фонтан в саду, расположенном напротив дворца со стороны виа делле Куаттро Фонтане. Фонтан, воздвигнутый над восьмигранным бассейном и украшенный четырьмя маскаронами и тремя пчелами, бесспорно, последняя роскошь, которую позволили себе Барберини. В 1900 году библиотека кардинала Франческо, а также мебель, созданная Бернини, были проданы Ватикану, а этаж, где размещалась библиотека, занял Итальянский институт нумизматики. Была разделена на участки и продана та часть парка, которая протянулась в сторону виа Венти Сеттембре. Когда-то там была площадка для игры в браччале; впоследствии на ее месте поднялись министерские здания, и загородный колорит этого некогда аристократического квартала с его замечательными виллами исчез навсегда.
Отказаться от дворца наследников Барберини вынудил постигший их кризис. В 1935 году судоходная компания Финмаре приобрела старое крыло дворца, которое было затем полностью перестроено. В 1949 году государство выкупило весь комплекс, а спустя три года Барберини распродали все принадлежавшие им картины и различные произведения искусства. В левом крыле расположилась Национальная галерея старинного искусства, которая сохраняет его великолепные интерьеры; правое же было передано вооруженным силам, разместившим здесь Офицерское собрание, что вряд ли можно признать удачным решением. Гарантией сохранения архитектурных и художественных сокровищ дворца может быть лишь его полное превращение в музейный комплекс. Лишь тогда дворец сумеет вновь обрести прежнее великолепие. [5]
1.2 Палаццо Корсини
Художественные собрания галереи возникли из слияния нескольких крупных частных коллекций. В основу его легло собрание кардинала Неро Корсини, дворец которого является второй частью Римской национальной галереи. Этот дворец кардинал купил в 1737 году. Для убранства его залов и комнат приобретались самые лучшие произведения изобразительного и прикладного искусства, и уже к 1740 году коллекция Корсини насчитывала 600 полотен. Спустя полтора столетия князья Томмазо и Андреа Корсини подарили коллекцию итальянскому государству. Позже она пополнилась собранием герцога Дж. Торлониа, сюда же поступили 187 картин из Галереи дель Монте ди Пьета. Таким образом, в палаццо Корсини собрались несколько больших коллекций, поэтому встал вопрос об их объединении в одно собрание. Так в 1895 году была образована Национальная галерея античного искусства. Позже она вошла в состав Национальной Римской галереи. [5]
В палаццо Барберини сейчас находится собрание картин до XVII века, а в палаццо Корсини экспонируется более поздняя живопись.
Первые упоминания о семье Корсини датируются началом XIV века. В разные времена она была родом великих купцов, политиков, банкиров, ведущих дела совместно с Медичи (Джованни Медичи даже некоторое время жил во дворце Корсини). Всегда отличавшиеся глубокими религиозными убеждениями, Корсини подарили миру святого Андреа Корсини (1301-1374 гг.) и папу Климента XII (в 1730 году им стал Лоренцо Корсини). Возведение дворца в 1656 году начал Бартоломео Корсини. Строительство длилось до 1737 года, но задуманный проект так и не был реализован полностью – несимметричность фасада хорошо видна с противоположного берега реки Арно. Дворец выстроен в стиле барокко, характерные черты которого можно заметить как в экстерьере (статуи и терракотовые вазы, украшающие фасад), так и в интерьере (например, декор Тронного зала). Для Флоренции дворец Корсини стал архитектурным открытием. Ризалиты, центральная терраса, окна с эллиптическими арками, аттики с балюстрадами, декорированными вазами и статуями, – все это были новые и необычные элементы для этого города той эпохи. Во дворце насчитывается более трех тысяч фресок. Сделанные в 1692-1700 годах, они отражают один из самых ярких периодов во флорентийской живописи. Дворец Корсини является собственностью потомков семьи – Миари Фульчис и Санминьятелли. Сейчас здесь живет, хоть и не постоянно, графиня Ливия Санминьятелли Бранка.
Создателями Палаццо Корсини были Бартоломео Корсини (1622-1685), сын Филиппо и Марии Магдалены Маккьявелли, и Филиппо, сын Бартоломео (1647-1705), который расширил Дворец в той его части, которая тянется в сторону моста Санта Тринита. Строительство Дворца велось беспрерывно на протяжении 50 лет. Отделка Дворца была выполнена в период с 1692 по 1700 год и предстает по сей день во всей своей первоначальной красе, являясь примером исключительно счастливого и плодотворного периода флорентийской живописи.
В числе художников, приглашенных Корсини для выполнения декора апартаментов бельэтажа, на котором расположены Галерея Аврора, Зала, Бальный зал и ряд других важных помещений, особое место занимают имена Антон Доменико Габбьяни, Алессандро Герардини, Пьер Дандини. [1]
2.Экспозиция национальной галереи старинного искусства в Риме
Рим называют древним и вечным городом. Его тысячелетние памятники справедливо считаются достоянием всего человечества. Чтобы увидеть их, в Рим ежегодно приезжают миллионы людей со всех концов планеты. А также для того, чтобы увидеть знаменитые произведения искусства, собранные в его богатейших музеях. Одним из них является Римская национальная галерея.
Она разместилась в двух зданиях, одним из которых является палаццо Барберини. В 1625 году римский папа Урбан VIII (из семьи Барберини) купил у герцога Сфорца дворец для своих племянников, и сразу же началась перестройка этого дворца. Старый план здания был сохранен, а для нового строительства использовали камни и мрамор из разрушаемого Колизея.
Во внутренней отделке дворца большое участие принимал известный художник Пьетро да Кортона. До сих пор во дворце Барберини сохранилась его прославленная роспись плафона главного зала, где в сложных, полных безудержной фантазии картинах переплелись христианские и мифологические аллегории. Потолки других залов дворца тоже были покрыты росписью, а стены их украшены гобеленами.
Гобелены эти выпускались фабрикой, которая находилась в соседнем здании и была основана в 1635 году одним из племянников папы – кардиналом Франческо Барберини. Он же собрал и богатейшую библиотеку, в которой среди бесценных рукописей и манускриптов хранились столь же бесценные письма виднейших людей того времени и предыдущих эпох. В 1902 году эта библиотека была передана в Ватикан, а сам дворец в 1930 году приобрело итальянское государство. Вскоре его второй этаж со знаменитыми росписями Пьетро да Кортона был отдан под Национальную галерею.
Художественные собрания Галереи возникли из слияния нескольких крупных частных коллекций, а основу ее еще в XVIII веке заложил кардинал Неро Корсини, старинный дворец которого является второй частью Римской национальной галереи. Свой дворец кардинал купил в 1737 году и сразу же повелел известному архитектору Фердинандо Фуга переделать его. Для убранства залов и комнат нового дворца по приказу кардинала приобретались самые лучшие произведения изобразительного и прикладного искусства, и уже к 1740 году коллекция Корсини насчитывала 600 полотен.
Почти через полтора столетия князья Томмазо и Андреа Корсини продали свой дворец государству, а ценную коллекцию картин подарили ему. Во дворце были размещены Академия деи Линчеа и коллекция произведений живописи и скульптуры. Затем эта коллекция пополнилась собранием герцога Дж. Торлониа, а потом сюда же поступили 187 картин из Галереи дель Монте ди Пьета. Вот таким путем в палаццо Корсини и собрались несколько больших коллекций, поэтому сразу же стал вопрос об их объединении в одно собрание. И в 1895 году была образована Национальная галерея античного искусства, которая сразу же стала пополняться за счет покупок и подарков от частных лиц.
В палаццо Барберини сейчас находится собрание картин до XVII века, а в палаццо Корсини экспонируется более поздняя живопись. Несмотря на то, что в палаццо Корсини были сделаны большие переделки, многие картины очень трудно рассмотреть, различить и восхититься ими, так как расположены они на почти головокружительной высоте. В зале, посвященном творчеству художников школы Караваджо, картины почти касаются потолка. Подобное размещение очень мешает посетителям видеть полотна под тем углом освещения, о котором мечтали художники, создавая свои произведения.
Национальная галерея раскрывает перед посетителями величайшие сокровища мирового искусства. И одним из таких шедевров является знаменитая картина Тициана «Венера и Адонис» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1), написанная в 1554 году по заказу короля Карла V. Картина эта имела такой ошеломляющий успех, что художник повторял этот сюжет с небольшими вариациями несколько раз. В Римской национальной галерее как раз и хранится один из таких вариантов. [4]
Сюжет для картины Тициан взял из античной мифологии. Обращаясь к теме любви Венеры и Адониса, Тициан по-своему разрабатывает этот мотив, вводит в полотно драматический мотив переживания, что было характерно для поздних творений великого мастера. Венера изображена в тот момент, когда она старается удержать в своих объятиях Адониса, стремящегося на зов охотничьего рога. От резкого движения богини опрокинулся золотой сосуд, из волос ее выбилась нитка драгоценного жемчуга.
Общее настроение картины тревожное, и ему созвучен взволнованный пейзаж с темными деревьями, неясным очертанием холмов, небом, покрытым тяжелыми облаками, через которые едва струится неровный солнечный свет.
Картина происходит из собрания шведской королевы Христины. После ее смерти в 1689 году она побывала в нескольких коллекциях, а потом была приобретена герцогом Торлониа и подарена им государству. [3]
Тинторетто представлен в Национальной галерее картиной «Христос и грешница» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2), проникнутой состоянием тревожной напряженности. В ней изображен момент, когда Христос в ответ на обвинение женщины в грехопадении предлагает бросить в нее камень. [4]
Изображая евангельский сюжет, Тинторетто интересуется не столько самим событием, сколько состоянием людской толпы, охватившим ее после слов Иисуса Христа. Тревога, охватившая людей, наполняет и природу. Несмотря на то, что действие разворачивается под гигантским портиком, впечатление у зрителя складывается такое, будто оно происходит в бескрайнем пространстве. Этому способствует виднеющееся в разлете гигантских арок море, сливающееся с простором неба, по которому плывут свинцовые тучи. Для увеличения экспрессии Тинторетто использует прием удлинения человеческих фигур, свойственный маньеризму.
Такой же прием использует на своих полотнах Эль Греко. Грек по происхождению, он родился на Крите и здесь же, по-видимому, учился у местных иконописцев. После 1560 года он уехал в Венецию, а потом перебрался в Испанию. Здесь он поселяется сначала при дворе короля Филиппа II, но не признанный королем и его двором, переезжает в Толедо – старую столицу Испании. [2]
В конце 1596 года Эль Греко получил заказ на три больших полотна для алтаря Школы обутых августинцев доньи Марии Арагонской в Мадриде – «Благовещение», «Поклонение пастухов» и «Крещение Христа». Впоследствии все три картины оказались разбросанными по разным музеям, и в Римской национальной галерее сейчас находятся две из них – «Поклонение пастухов» и «Крещение Христа» (ПРИЛОЖЕНИЕ 3, ПРИЛОЖЕНИЕ 4). По предположениям некоторых искусствоведов, они являются повторением алтарных картин или эскизов к ним. [4]
Действие евангельского сюжета картины «Поклонение пастухов» разворачивается на фоне местности с фантастическими руинами Своды разрушенного здания, как бы колеблемые ветром, взметнулись вверх, и в проеме развалин показалось темное небо с вспышками зарниц. Само действие – поклонение пастухов младенцу Христу – происходит на переднем плане картины.
Главное значение Эль Греко придает цвету. Сочетание ярко-розового платья Мадонны с лимонно-желтой рубашкой стоящего рядом пастуха, ультрамариновой одеждой ангела и холодным цветом зеленого платья другого пастуха создает необычную гамму цветовых оттенков. Краски то как бы гаснут, то вновь вспыхивают ярким светом и достигают наибольшей интенсивности свечения в простынях, на которых лежит божественный младенец, и которые излучают вокруг него серебристое сияние. [2]
Эль Греко прибегает здесь к своему излюбленному приему сочетания разномасштабных фигур. Весь образный строй картины, с ярко выраженной, резкой деформацией человеческих фигур и необыкновенной сочностью ярких, как бы светящихся красок, достигает на полотне своей предельной выразительности. [4]
Заключение
национальный галерея экспозиция палаццо
Национальная галерея старинного искусства (Galleria Nazionale d’Arte Antica) – художественная галерея в Риме, одна из самых молодых в Италии.
Занимает два исторических здания – палаццо Барберини и палаццо Корсини. Палаццо Барберини было построено Карло Мадерно в первой половине XVII века, палаццо Корсини – постройка XV века, перестроенная 250 лет спустя в стиле позднего барокко.
В галерее представлены картины Караваджо («Юдифь и Олоферн»), Гольбейна, Рафаэля («Форнарина»), Пуссена, Тинторетто, Тициана, Гвидо Рени, Рубенса, Мурильо и других художников, а также мебель, майолика и фарфор.
Палаццо было построено в первой половине 17 в. в стиле маньеризма. Маньеризм использовал приемы живописи Возрождения, но без его гуманистической идеи. Мир предстает неустойчивым, шатким, находящимся в состоянии распада. Образы маньеризма полны тревоги, беспокойства, напряженности, основой становится не реальный мир, а творческое воображение; средством же исполнения служит «прекрасная манера» как сумма определенных приемов. Среди них – произвольная вытянутость фигур, сложный змеевидный ритм, нереальность фантастического пространства и света, подчас холодные пронзительные краски. Постепенно картины становятся похожими на декоративные панно, предназначенные для украшения стен.
В скульптуре сочетаются причудливость форм с плавностью, изысканностью и элегантностью. Сначала строительство осуществлял Мадерно, потом Борромини и закончил его Бернини. В палаццо стоит посмотреть потолочную фреску Пьетро да Кортона и лестницу оригинальной формы Борромини. В галерее представлены картины Караваджио (Юдифь и Олоферн), Ганса Гольбейна, Рафаэля (Форнарина), Пуссена, Тинторетто, Тициана и других художников 12-18 вв., а также мебель, майолика и фарфор.
Литература
1.А. Кара-Мурза «Знаменитые русские о Венеции», Независимая Газета, 2001 – 383 с.; «Знаменитые русские о Флоренции», Независимая Газета, 2001 – 352 с.; «Знаменитые русские о Риме», Независимая Газета, 2001 – 472 с.; «Знаменитые русские о Неаполе», Екатеринбург: У-Фактория, 2003 – 512 с.
2.Кузнецов Б.Г. Идеи и образы Возрождения, Москва: Наука, 1985. – 280 с.
.Рутенбург В.И. Титаны Возрождения, Ленинград, 1976. – 144 с.
.© 1997-2012 Онлайн-энциклопедия «Кругосвет»
5.Режим доступа: #”justify”>.Режим доступа: http://book-online.com.ua