- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 36,51 kb
Народный календарь
Народный календарь
ЯНВАРЬ
(ПРОСИНЕЦ)
Если январь холодный, июль будет сухой и жаркий. Коли в январе март, бойся в марте января.
Если в январе частые снегопады и метели, то в июле частые дожди.
1 января. Если на Новый год небо звездное – к урожаю. В Новый год сильный мороз и малый снежок – к урожаю хлебов, а если тепло и нет снега – к неурожаю.
6 января. Рождественский сочельник (Навечерие Рождества Христова), кутейник, канун Рождества. Сильные холода сулят хороший урожай. Перед Рождеством все деревья в саду обвязывали соломой, чтобы они хорошо родили.
7 января. Рождество. На Рождество снег – к урожайному году. День теплый – хлеб будет темный, густой. Метель – пчелы будут хорошо роиться. На Рождество иней – урожай на хлеб, небо звездисто – урожай на горох, хороший санный путь – урожай на гречу. Какая погода после Рождества – такая же будет и после Петрова дня (12 июля) На Рождество спутывают ножки стола – чтобы скот не бегал.
8 января. Если ясный день, то быть хорошему урожаю проса, а пасмурный – недород его.
9 января. Стефанов день (апостола первомученика и архидиакона Стефана). На севере России в этот день происходили “выборы пастуха”. При этом учитывались опыт пастуха, его репутация и особые профессиональные знания, в том числе умение договариваться с лешим – хозяином леса.
13 января. Маланья (день преподобной Мелании). Если в ночь ветер дует с юга – год будет жаркий и благополучный, с запада – к изобилию молока и рыбы, с востока – жди урожая фруктов.
14 января. Василий Великий. Васильев день. Василий – покровитель свиней. Если в этот день туман – к урожаю. Ночь звездиста – лето ягодисто. В полночь садоводы встряхивают яблони – для урожая.
15 января. Сильвестр (день святого Сильвестра). Куриный праздник: чистят курятники, ремонтируют насесты, окуривают стены.
18 января. Крещенский сочельник. День постный. Голодная кутья. Если в крещенскую ночь звезды сильно блестят, хлеб уродится хороший. Если в этот день сильные ветры с юга, будет лето грозное.
19 января. Крещение. Богоявление. Водокрещние. О чем открытому небу помолишься – то сбудется. На Богоявление снег хлопьями – к урожаю, ясный день – к неурожаю. Пасмурное небо, снег и болыыой иней предвещают плодородный год.
20 января. Начало зимнего мясоеда и деревенских свадеб.
23 января. Григорий-летоуказатель (святой Григорий). По инею примечают, какое лето будет, засушливое или дождливое. Иней на стогах – к мокрому ненастному лету.
25 января. Татьяна Крещенская (мученица Титиана). Снег на Татьяну – лето дождливое.
28 января. Павел Фивейский (пре подобный). Звездная ночь – к урожаю льна. Ветер – будет год сырой.
29 января. Петр-полукорма (апостол Петр). Съедена половина корма, заготовленного для скота.
31 января. Афанасий-ломонос, береги нос (святитель Афанасий). Продолжается свадебная пора. В полдень солнце – весна ранняя. Чистый закат солнца в морозную погоду – морозы будут и дальше.
ФЕВРАЛЬ
(СНЕЖЕНЬ, БОКОГРЕЙ, КРИВЫЕ ДОРОГИ)
Если февраль дождливый, то такими же можно ожидать весну и лето, а если погодливый,– жди засуху. Февраль холодный и сухой – август будет жаркий.
1 февраля. Макарьев день (преподобного Макария Великого). Какова погода в этот день, таков и весь февраль. Ясный, солнечный Макарий – на раннюю весну.
2 февраля. Ефимий (преподобный Ефимий Великий). Второй день февраля весну показывает: солнечно – к красной весне, пасмурно – жди поздних метелей. Если на Макария да на Ефимия метель, то на всю масленицу.
6 февраля. Аксинья (преподобная Ксения) – полузимница, полухлебница. Полузимница – пополам, да не ровно делит зиму: к весне мужику тяжелее. Озимое зерно пролежало в земле половину срока до всхода. Половина срока осталась до нового хлеба. До нового урожая нужно столько же хлеба, сколько уже съедено (полухлебница).
7 февраля. Григорий Богослов (святитель). Приметливые наблюдают за состоянием погоды в течение дня: каков день с утра до полудня, такова будет и первая половина следующей зимы, а с полудня до вечера — предвещает другую половину зимы.
10 февраля. Ефрем Сирин, запечник, прибаутник, сверчковый заступник (преподобный). На Ефрема ветер — к сырому году. В Ефремов день домовой глумится во дворах – для него ставят кашу на загнетке, домового закармливают. Вечером на Ефрема кроме нескончаемых рассказовпро домового принято было забавляться разными прибаутками, слушать которые особенно любили дети.
14 февраля. Трифон (мученик). На Трифона звездно – весна поздняя.
15 февраля. Сретенье (Сретение Господне). В Сретенье зима слетом встретились. Солнце на лето, зима на мороз. Какова погода на Сретенье, такова и весна будет. Снег метет через дорогу — будет поздняя весна, а не метет, то ранняя. На Сретенье утром снег – будет урожай ранних хлебов, если в полдень — средних, к вечеру — поздних. В Сретенье начинали кормить кур овсом, утверждая: “Корми кур овсом — весной и летом будешь с яйцом”.
18 февраля. Агафья-коровница (мученица Агафия). Агафья коров оберегает от болезней.
19 февраля. Вукола-телятник . Начало весеннего отела коров.
20 февраля. Лука (преподобный Лука Элладский). Пекут пироги с луком. На Луку полуденный ветер — к урожаю яровых.
24 февраля. Власий-сшиби рог с зимы. Власий – скотий бог (священно-мученник Власий). Власьевские морозы — последние, завершающие зиму (Власий сшибает рог с зимы)
28 февраля. Онисим-овчар, овчарник (апостол Онисим). На Онисима овчары окликали звезды, чтобы овцы с хорошим приплодом были. Большая прибавка воды предвещает хороший сенокос.
29 февраля. Касьян завистливый, злопамятный, недоброжелатель, немилостивый, скупой. В народном календаре это самый страшный день. В этот день все живущее и растущее на земле находится во власти злопамятного святого Касьяна, и власть эта причиняет всем беду. Вот почему високосный год считается тяжелым: “Касьян на что ни взглянет – все вянет”. Хуже того, на людей и скотину насылает мор.
МАРТ
НЕ ВЕСНА, А ПРЕДВЕСЕНЬЕ
(ЗИМОБОР, СВИСТУН, ПРОТАЛЬНИК, СУХИЙ, ПРОЛЕТЬЕ)
У древних славян год начинался с первого весеннего месяца – марта, потому что именно с этой поры пробуждается природа. Начинать новолетие мартом народ продолжал и после введения христианства на Руси, а вместе с ним и византийского календаря, по которому годичный круг начинался в сентябре (январский год в России введен Петром Первым).
Если в мартовские метели снег ложится на полях неровно, волнисто, буграми, то хорошо уродятся овощи и яровые хлеба. Частые туманы в марте предвещают дождливое лето. Сухой март – плодородие, дождливый – неурожай. Март сухой да мокрый май – будет каша и каравай.
1 марта. “Вздел Ярило зиму на вилы” – говорили о погоде этого дня.
6 марта. Тимофей-весновей (преподобный). По Тимофею весна.
9 марта. День обретения главы Иоанна Предтечи. В этот день птица завивает гнездо, а перелетная летит из теплых мест. Своевременный прилет птиц обещает хороший урожай хлеба. Если птицы вьют гнезда на солнечной стороне дерева или дома – к холодному лету, а наоборот – к жаркому. Если в этот день выпадет снег, то и Пасха будет холодная, а если сухо, то не ожидай дождя и в Пасху.
13 марта. Василий-капельник (преподобный). На Василия – теплого солнце в кругах – к урожаю.
14 марта. Евдокия-плющиха, подмочи порог, свистунья, весновка, замочи подол (преподобномученица). Какова Евдокия, таково и лето. На Плющиху погоже – все лето пригоже. Авдотья красна – и весна красна. На Евдокию снег с дождем и теплый ветер – к мокрому лету, а мороз и северный ветер – к лету холодному.
15 марта. Федот (священномученик Феодот). На Феодота занос – долго травы не будет.
17 марта. Герасим – грачевник (преподобный Герасим Иорданский). Прилетает первая весенняя птица – грач. Если грачи прямо на гнездо летят – к дружной весне. Если грачи сели в гнезда, то через три недели можно сеять.
18 марта. Конон-огородник, градарь (мученик). “Хотя бы в день Конона-Градаря была и зима, начинай пахать огород, и ты только почни в этот день, непременно огород будет добр, и овощу будет много”, – утверждалось в старинных месяцесловах. Новгородцы выкапывали в огородах по три лунки, приговаривая: “Одна лунка для суши, другая для мошки, третья для червей”. Уверены были: огородная зелень при заговоре таком не пострадает летом ни от засухи, ни от мошки, ни от червя. И примечали: если на Конона ведро, то града летом не будет.
22 марта. Сороки (Сорок мучеников Севастийских). Сорок мучеников – сорок утренников, заморозков, и если они продолжаются постоянно, то лето жди теплое. Если на сорок святых пал мороз, то урожай на просо. Гречу сей, пропустив сорок морозов после сорока мучеников. На сорок мучеников сорок сороков птиц весну несут, и первые из них – жаворонки. На Сороки в русских деревнях обычно пекли хлебных “жаворонков” с распростертыми крылышками. Дети бегали с ними по улицам и пригоркам – проталинам, громко закликали птиц и весну.
В ряде мест на Сороки выбирали семейного засевальщика. Для этого в “жаворонок” запекали монету, кольцо, уголек, и мужчины, независимо от возраста брали по печеной птичке. Кому выпадал жребий, тот считался на весь год счастливейшим, и ему доверялось бросить первые пригоршни зерен в весеннем севе.
25 марта. Феофан (преподобный). На Феофана туман – урожай на лен и коноплю.
30 марта. Алексей – с гор потоки (преподобный Алексий, человек Божий). Каковы на Алексея ручьи, таков и разлив. Если в этот дань с гор вода бежит, то ожидают теплой и благоприятной весны, а с ней и хороших урожаев.
АПРЕЛЬ
СОЛНЫШКО В ЛЕТО КАТИТСЯ
(ЗАЖГИ СНЕГА, ЗАИГРАЙ ОВРАЖКИ)
В Древней Руси апрель называли “березозолом” – заготовляли сладкий березовый сок, соковицу. Апрель с водою – май с травою. Мокрый апрель – хорошая пашня. Апрель сипит да дует, бабам тепло сулит, а мужик глядит что-то будет? Из березы обильное сокотечение – к дождливому лету.
1 апреля. Дарья – засори проруби (мученица Дария). Какова погода 1 апреля, такова будет и 1 октября, и наоборот.
В старину полагали, что 1 апреля (по старому стилю, в день Марии Египетской) просыпается домовой, а поэтому нужно обманывать друг друга. Девушки старались обмануть как можно больше людей, так как считалось, что в таком случае женихи не проведут год их, а, наоборот, они будут водить молодых людей за нос.
4 апреля. Василий-солнечник, капельник, парник (священномученик). На Василия солнце в кругах – к урожаю. Если на Василия при восходе солнца видны на небе красные круги, то год обещает плодородие.
7 апреля. Благовещенье пресвятой Богородицы. Каково Благовещенье, такова и святая Пасха. Коли в Благовещенье снег на крышах есть, так лежать ему в поле до Егорья (6 мая). С Благовещенья осталось сорок морозов. На Благовещенье гроза – к теплому лету. На Благовещенье солнечный день – пшеница уродится. На Благовещенье дождь – уродится рожь. Коли ночь на Благовещенье теплая, то весна будет дружная. Благовещенскую золу сохраняют для капусты и других огородных растений, когда они портятся, то посыпают их этой золой. Накануне Благовещенья сеют горох. Благовещенье – птиц на волю отпущенье (раньше в Москве существовал обряд “отпущения птиц на волю” – в этот день покупали у ловцов птиц и тут же выпускали их).
9 апреля. Матрена-настовица, полурепница (мученица Матрона Солунская). Чибис кричит с вечера – к ясной погоде. Чибис летит низко – к продолжительной сухой погоде. В старину репа и капуста были в числе основных продуктов питания русского крестьянина, в этот день он отбирал годные репы для семян, складывая их в отдельную, неприкосновенную половину, отсюда и название – полурепница.
14 апреля. Марья – зажги снега, заиграй овражки, пустые щи (преподобная Мария Египетская). Марья половодье начинает. Если разлив на Марью, то травы будет много. Если лед сходит быстро –- год будет легкий, хороший. Пустые щи – потому что к этому времени кончался запас кислой капусты. Однако существовало и иное объяснение: Мария считается покровительницей раскаявшихся блудниц и блудников, а также судьей на страшном суде тех, кто не раскаялся, поэтому во многих местностях почиталось за грех есть в этот день что-либо кроме пустых щей.
15 апреля. Тит. Поликарпов день (преподобный Тит, мученик Поликарп). Если вешний лед по озерам и затонам не тронется, а потонет, год будет тяжелым.
18 апреля. Федул-ветряник (мученик Феодул). Пришел Федул – тепляк подул. На Федула растворяй оконницу.
19 апреля. Евтихий (святитель). На Евтихия день тихий – к урожаю ранних яровых.
20 апреля. Акулина (мученица). Если на Акулину дождь – яровые плохие, калина хорошая.
21 апреля. Родион-ледолом, ледокол, ревучие воды (апостол Иродион). На Родиона встреча солнца с месяцем: добрая – ясный день и хорошее лето, худая – ненастье и плохое лето.
24 апреля. Антип-половод, водопол. Священномученик Антип почитался на Руси целителем разных человеческих болезней, и в особенности утешителем зубной боли. В некоторых местностях к этому дню приурочивали первый выезд в поле. И бодрили себя пословицами: “Кто ленив с сохой, тому весь год плохой”, “Клад не ищи, а землю паши – и найдешь”.
28 апреля. Пуд (апостол). На святого Пуда доставай пчел из-под спуда. У кого медок и маслице – у того праздничек.
29 апреля. Ирина-рассадница (мученица). В день Ирины-рассадницы сей капусту на рассадниках.
30 апреля. Зосима-пчельник (преподобный Зосима Соловецкий). На какой хлеб полетела пчела, тот на зерно будет хорош. Если пчелы садятся на вишневый цвет, то вишни уродятся, а если нет – вишен не будет. В этот день поселяне вывозили ульи на пасеки. Разместив их, ставили посреди пасеки стол, накрывали его чистой скатертью, на которую выставляли хлеб и соль, черепок с жаром-углями, богоявленскую воду и оставшуюся от пасхальной утрени свечу. Потом, помолясь Зосиме, обходили вокруг пасеки с зажженной свечой, кропили ульи освященной водой. После этого у ворот, через которые вносили на пасеку ульи, вбивали кол и говорили:
“Полети, моя пчела, на все четыре стороны за желтыми восками, за сладкими медами, приноси мед в свои ульи…”
А открыв летки, произносили:
“Как океан-море из всех рек и протоков собирается и силен бывает, как полая вода дюжа и сильна бывает, ломает лес и урывает берега, несется через острова и кусты, зеленые луга и болота заливает, так бы у меня, раба божия, пчела в пасеке сильна и дюжа была, несла мед со всех четырех сторон, с лугов, с топей, черных грязей, из чистого поля, из темных лугов и от синего моря и со всякого цвета, завела б себе детей, отпущала б сильные рои, работала б сама себе, в люди не ходила б и к себе чужую не пущала б, со всех сторон четырех оборонялась”.
Здесь надо заметить, что крестьянин никакую работу не начинал без присказок, прибауток, примет, обращений или заклинаний.
МАЙ
ИДЕТ-ГУДЕТ ЗЕЛЕНЫЙ ШУМ…
(ТРАВНИК, ТРАВЕНЬ)
Хорошее начало мая может обернуться холодом в конце месяца, поэтому говорили: “ В рубахе пахать, в шубе сеять”. Обычно холода возвращаются, когда цветет черемуха (черемуховые холода) и когда дуб развернется.
Май холодный – год хлебородный. Сколько в мае дождей, столько лет быть урожаю. Когда береза лист распустит перед ольхой – лето будет сухое, а если ольха перед березой – мокрое. Мокрый май – будет каша и каравай.
1 мая. Кузьма (святитель Косма). Сей морковь и свеклу на Кузьму. В воронежских селах примечали: рыба плотва обыкновенно мечет икру именно в эту пору. Если она остается вместе только четыре дня и потом расходится, то лучше сеять хлеба раньше, а если остается вместе неделю и больше, то позже.
3 мая. Федор (преподобный Феодор). “ На Федора покойники тоскуют по земле”, говорили в старину. В этот день посещали кладбища: причитали или окликали покойных родителей. Во многих местностях на погостах слышны были “плачи” на могилах.
5 мая. Лука (преподобный). На Луку высаживают на грядки лук. Утверждали: “Кто ест лук, избавлен будет от вечных мук”, “Лук семь недугов лечит, а чеснок семь недугов изводит”, “ Лук да баня все правят”. А про мелкие печали или ничтожные огорчения, не заслуживающие слез, говорили: горе луковое.
6 мая. Георгий Победоносец (великомученик), Егорьев день, Егорий весенний, Егорий вешний, Егорий храбрый. На Руси два Егорья: один голодный, другой холодный (6 мая и 9 декабря). На Егорья мороз – будет просо и овес. На Егорья мороз – гречи хороши. Как в Егорьевскую ночь заморозит, так сорок утренников еще на хлеб падет, сорок утренних морозов с Егорьева дня на все лето, пока хлеб в поле стоит. На Егорья роса – будут добрые проса. На Егорья дождь – скоту легкий год, гречи нерод.
К Егорьеву дню на всей территории России приурочивали первый выгон скота в поле. Крестьяне воспринимали это как большой праздник и обставляли его различными действиями, обрядами, песнями и приговорами. При этом скотину полагалось выгонять в поле вербой, срезанной в Вербное воскресенье. Выгоняя, приговаривали: “ Христос с тобой! Егорий храбрый, прими мою животину на все полное лето и спаси ее! “ День этот считался праздником пастухов, их одаривали, кормили в поле мирской яичницей.
С Егорья по деревням открывался сезон хороводов.
7 мая. Евсей – овсы сей. Савва (преподобный Алексий, мученик Савва Стратилат). Пришел Евсей – овсы отсей. При этом уточняли: овес должно сеять после, или до наступления полнолуния и никогда во время затмения.
8 мая. Марк (апостол и святой). Святого Марка в народе называли ключником, так как верили, что он владеет ключами от дождей. Говорили: “Зашепчет дождь тихим голосом – поднимется рожь тучным колосом”. В этот день по деревенским избам молились и просили дождя. В вызывании дождя участвовали и дети, которые бегали по улице и выкрикивали: “Дождик, дождик, пуще, дам тебе гущи, выйду на крылечко, дам огуречка, дам и хлеба каравай, дождик, пуще поливай!”
11 мая. Максим и Ясон (мученик Максим, апостол Иасон). Теплая и звездная ночь – к урожаю, а ясный восход – ведренное лето.
14 мая. Еремей – запрягальник, яремник (пророк Иеремия) и день иконы “Нечаянная Радость”. На Еремея и ленивая соха в поле выезжает. Сей неделю после Егорья да другую после Еремея. Коли на Еремея погоже, то и уборка хлеба будет пригожа.
13 мая. Борис и Глеб – сеятели (благоверные князья), барыш-день, соловьиный праздник. Начинают петь соловьи. Если соловья услышишь раньше кукушки – счастливо проживешь лето. Соловей поет всю ночь – будет солнечный день. Если соловей запел на голые деревья, то неурожай на садовину.
18 мая. Ирина-рассадница (мученица). В этот день высаживают на огороде капустную рассаду, приговаривая: “Не будь голенаста, а будь пузаста; не будь пустая, а будь тугая; не будь красна – будь вкусна; не будь стара, а будь молода; не будь мала – будь велика!”
По традиции овощи сажали исключительно женщины. Утверждали: если посадит овощи мужик, то они зацветут, но не дадут плода. На Новгородчине с Ирины начинали садить и огурцы.
19 мая. Иов-огуречник, горошник, росенник (праведный Иова Многостральный). В этот день сеют в бороздки проросшие семена огурцов, поливают их прудовой или отстоявшейся колодезной водой, а на ночь накрывают рогожами – от утренников. Иов росы распустил. Большая роса – к урожаю огурцов. Ясный день – обилие их в этот год. Время посева гороха (старым бабам на потеху, молодым ребятам на веселье). Существовал целый свод правил, вот лишь некоторые из них: горох сеют при ущербе луны, только на закате солнца, чтобы воробьи того не видели. При северном ветре посеянный горох выходит всегда жесткий и не развивается, а посеянный при западном или юго-западном ветре бывает мягок, на нем скоро появляются черви, и он сильно зарастает сорными травами.
22 мая. Никола весенний, вешний, травный, теплый (День перенесения мощей святого Николая) – важная церковная и аграрная дата. Велика милость Божья, коли в Николин день дождик польет. До святого Николы не сей гречки, не стриги овечки. В некоторых местах с Николы сажали картофель. В Николин день выгоняли лошадей в поле – на ночной подножный корм. Никола вешний – праздник конюхов. Ребята праздновали ночь с лошадьми в поле: жгли костры, водили хороводы, пели песни и плясали до утренней зари.
24 мая. Мокий мокрый (священномученик). Мокро на Мокея – жди лета еще мокрее. Туман на Мокея – к мокрому лету. Восход багряный – к грозному и пожарному лету.
21 мая. Сидор-огуречник (мученик Исидор). На Сидора можно сажать огурцы. Если весь день ясный, то будет хороший урожай огурцов, а если утро холодное и пасмурное и прояснится к вечеру, посеянные в этот день огурцы будут нехороши. На Сидора – первый посев льна. На Сидора сиверко – лето будет холодное. До Сидоров заморозки бьют. Ласточки летают высоко – к хорошей погоде.
28 мая. Пахом-бокогрей (преподобный Пахомий Великий). На Пахома тепло все лето теплое. С Пахомия окончательно устанавливается летняя погода. В разгаре время облиствения и цветения, называемое в народе зелеными шумом.
29 мая. Федор-житник (преподобный Феодор). На Федора непременно надо сеять жито. Сеяли, приговаривали: “Роди, Боже, жито гоже, а без гороху проживем по троху”.
31 мая. Федот-овсяник (мученик Феодот). Придет Федот – последний дубовый листок развернет. Коли на Федота на дубу макушка с опушкой будешь мерять овес кадушкой. Дуб перед ясенем лист пустит – к сухому лету. Продолжают сеять лен. Не поздно и огурцы сажать.
ИЮНЬ
(СКОПИДОМ, ХЛЕБОРОСТ)
В Древней Руси его называли “изок” (кузнечик) и “червень” – в этот месяц наши предки собирали червецов для добывания багряной краски.
1 июня. Иван – долгий (благоверный князь Иоанн Угличский). На Ивана – долгого продолжают досевать огурцы. Если первые два дня июня идет дождь весь месяц будет сухим.
2 июня. Фалалей – огуречник (мученик). На Фалалея досевай огурцы скорее. В старину считали, что огурцы надо садить скрытно, чтобы не видал никто из соседей и даже из домашних, не принимающих участия в работе. Особенно советовали таиться при посадке первой гряды. Если же кто подсмотрит недобро желательным глазом, то будет много желтых, раньше времени поблекших плетей.
4 июня. Василиск (мученик). Соловьиный день. На Василиска не паши и не сей, а то уродятся одни васильки.
5 июня. Леонтий-огуречник (святитель). На Леонтия-огуречника кончай посадку огурцов. Массовое появление оводов – к урожаю огурцов.
7 июня. Иванов день (обретение главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна). Если в этот день на рябине много цветов, то будет хороший урожай хлебов. Сильные росы – на хороший урожай. С Иванова дня пошли медвяные росы, вред причиняющие. В некоторых местах к Иванову дню приурочивали главную посадку капусты. Сажальщица, беря первый стебель рассады, приговаривала: “Дай, Боже, час добрый, чтоб капуста моя принималась и в головки складывалась!”
11 июня. Федосья – колосяница, колосница (мученица Феодосия). В день Федосьи – колосяницы рожь начинает колоситься, выметывает колос. Рожь две недели зеленеет, две недели колосится, две отцветает, две наливает, две подсыхает. На Федосью ходили в поле смотреть хлеба, говорили: взошли хлеба – не дивись, налились хлеба – не хвались, хлеб на току – про урожай толкуй. Хлеба заколосились – молодежь отправлялась в поле величать рожь. Катались по всходам ржи, приговаривая: “Расти, расти трава к лесу, а рожь к овину!”
С этого дня начинали давать скоту понемногу хлебного корма, чтобы лучше плодился, а на Федосью советовали прикармливать его печеным хлебом. В селах Тамбовской губернии по цвету ржи в этот день гадали о цене хлеба: если рожь начинала цвести снизу – будет низкая цена хлебу, если с середины – средняя, а сверху – высокая. Пока рожь не заколосится, детям и молодежи не разрешалось скакать на досках-качелях, так как, утверждали крестьяне, земля до этого времени “была тяжела”.
Рожь говорит: “Колошусь!”, а мужик: “Не нагляжусь!”
Однако день этот почему-то считался одним из самых несчастных в году – про него говорили, что он один стоит всех понедельников.
12 июня. Исаакий (преподобный). В этот день принято было сажать бобы. Сажая, приговаривали: “Уродись, бобы, и круты, и велики, на все доли, на старых и малых, на весь мир крещеный. Уродитесь, бобы, велики и круты, в поле густы, на столе вкусны”. Перед посадкой бобы вымачивали в “озимой” воде – от последнего снега, собранного по лесным оврагам.
В старину полагали, что в этот день змеи собираются по лесам в стаи. А от змей на Руси защищались так. В Томском крае крестьяне, собираясь по ягоды, клали в башмаки цветки вероники – змея не ужалит. В Курской губернии на от крытых солнечных местах набрасывали свежих стебельков руты. Повсеместно считалось, что всякого гада хорошо смиряют кора, лист и даже зола ясеня, прочь прогоняет змей папоротник. Если все же змея ужалила, то в Воронежских краях на рану клали чертогрыз, владимирцы использовали изжеванный корень любистка и ужачки, в Сибири – ужовник, в других местах – медуницу и тертый свежий корень конского щавеля.
14 июня. Устин (мученик Иустин Философ). Если в этот день чист восход солнца, то будет хороший налив ржи, а если день дождливый и мрачный – то хорошо уродятся льны и конопли.
16 июня. Лукьян – ветреник (мученик Лукиллиан). На Лукьяна не ложись спать рано, а приглядывайся, откуда ветер дует. На Лукьяна южный ветер – к урожаю яровых, северо-западный – к сырому лету, восточный – к наносным болезням. Дождь идет весь день – будет много грибов. Гроза на Лукьяна предвещает плохую уборку сена. В этот день колодезники подыскивали место, где рыть колодец: переворачивали на землю сковороду и по сырости ее узнавали, есть ли вода близко.
Вечером “окликали” ветер и просили его принести дожди благодатные: “Ты подуй-ка теплом теплым, ты пролей-ка, ветер-ветрило, на рожь-матушку, на яровину – яровую, на поле, на луга дожди животворные, к поре, да ко времечку”.
18 июня. Дорофей (священномученик). Если погода теплая и ясная, зерно будет крупное. Начинаются самые короткие – воробьиные – ночи.
19 июня. День Святой Троицы. Сошествие Святого Духа на Апостолов. На Троицу дождь – много грибов. Если на Троицу светлый, ясный день, то ожидается урожай пшеницы. Ветер будет дуть шесть недель с той стороны, с какой он дул накануне Троицы.
21 июня. Федор Стратилат (великомученик Феодор Стратилат). Стратилат грозами богат. Гроза на Федора летнего – к плохой уборке сена. Если во время грозы слышатся раскаты грома, жди затяжного ненастья. Как и на Лукьяна, колодезники тем же способом продолжали поиск водяной жилы, а за верные подсказки Федора Стратилата считали своим заступником и называли колодезником. А подсказки были такие: где зелена трава, там недалече вода; где на заре первый туман ложится, там вода близко; на водяных жилах сильные росы. С Федорова дня в средней полосе России начиналась навозница – вывозка навоза на паровой клин. В навознице участвовала вся крестьянская семья. Мужчины грузили навоз на телеги, дети с 6 – 7-летнего возраста становились повозчиками, женщины и молодежь опоражнивали телеги и разбрасывали навоз по полю, пожилые готовили на всех обед, состоявший из 12 блюд – чтобы во все месяцы жилось сытно.
25 июня. Петр-поворот (преподобный). День солнцеворота. С Петра – поворота солнце на зиму, а лето на жары. Солнце укорачивает ход, а месяц идет на прибыль.
26 июня. Акулина – задери хвосты (мученица Акилина). Массовое появление оводов, слепней и всякого гнуса, от которого скот с ревом бежит из стада, задрав хвосты. В некоторых местностях России святую Акилину почитали как гречишницу и в этот день украшали пучками гречихи иконы в домах – “что бы гречи хороши были”. В ее честь устраивали мирские угощения, на которых первым блюдом считалась гречневая каша.
ИЮЛЬ
КРАСА ЛЕТА,СЕРЕДКА ЦВЕТА
(СТРАДНИК, ГРОЗНИК, ЛИПЕЦ, СЕНОЗАРНИК, МАКУШКА ЛЕТА)
Утром туман стелется по воде – к хорошей погоде. Если утром трава сухая – к ночи ожидай дождя. Зеленоватая окраска луны – к наступлению сильной засухи. Если тучи пошли по небу полосами – к дождю. Если мысленно можно повесить ведро на рог месяца – быть суше, а если ведро “падает” – к дождю (по этой примете предсказывали погоду за одну – две недели вперед).
2 июля. Зосима (мученик). Святой Зосима – покровитель пчел: цветы пчеле растит, в цветы меду наливает. Если пчелы торопятся к своим ульям – скоро быть дождю. Пчелы становятся злее и чаще жалят – перед засухой (хотя пчела жалит только грешника). Пчелы сидят на стенках ульев – к сильной жаре.
3 июля. Мефодий (священномученик). Мефодий – паутинный день, погодоуказатель. Паук лучше всякого барометра помогал крестьянину предугадывать погоду за два – три дня. Перед дождем или бурей пауки не раскидывают своих сетей для ловли насекомых, а нередко перед непогодой сами уничтожают сотканную паутину и прячутся в щели. Если же пауки снова принимаются за работу, заделывают изъяны в своих сетях, то это предвещает перемену погоды к лучшему, а когда работают с особым старанием, то можно наверняка ожидать продолжительной ясной погоды.
Не забывали посматривать и на муравьев и лягушек. Если муравьи прячутся в кучи – жди сильного ветра, дождя, грозы. Лягушки расквакались и по суше прыгают – перед дождем. Но уж если на Мефодия дождь, то будет идти сорок дней.
6 июля. Аграфена – купальница (мученица Агриппина). С Аграфены начинали купаться. Репу сей на Аграфену – хороша репа будет. В этот день приступали к сбору лекарственных трав. Особым уважением пользовались купальница и иван-да-марья, на них крестьяне парились в банях, чтобы смыть с себя худобу и болезни. Парились в этот день обязательно свежими вениками, связанными из целебных трав. На Аграфену заготавливали веники. В ночь с Аграфены на Ивана Купалу девушки гадали по травам: собирали 12 разных трав (чертополох и папоротник обязательно), под подушку, чтобы приснился суженый. По твердым убеждениям народа, именно этой ночью травы наполняются особой чудодейственной силой.
7 июля. Иван Купала, Иванов день. Иван цветной (Великий праздник – рождение честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна). Исстари и доныне считается, что оказывают действительную помощь только те лекарственные травы, которые сорваны в ночь на Ивана Купала или на утренней заре Иванова дня – прежде чем обсохнет на них роса. Как свидетельствуют хроники, царь Алексей Михайлович наказывал “высылать крестьян купальскую ночь для сбора сереборинного цвету, интериновой и мятной трав и дягильного корня”. Роса, выпадающая в купальскую ночь, в высшей степени обладает живительными и целебными свойствами и сообщает их полевым цветам и травам – русские поселяне умывались этой росой, чтобы отогнать от себя злые немощи и недуги. И обязательно купались на заре этого дня – ради здравия тела. При этом примечали: сильная роса на Ивана – к урожаю огурцов; на Иванову ночь звездно – будет много грибов; если в Иванов день прогремит гроза, то орехов уродится мало, да и те будут пустые.
На Купалу начинали большой покос.
После Иванова дня крестьянин начинал примечать те знамения, которые пророчат ему о грядущей смене лета зимою. Каково лето, такова и зима: лето дождливое – зима снежная, морозная; лето сухое, жаркое – зима малоснежная, морозная; лето бурное – зима с метелями. Хлебород – к суровой зиме. Урожайное лето предвещает холодную зиму. Если летом много мышей – зима будет благоприятная. Если летом на деревьях появляются желтые листья, будет ранняя осень.
8 июля. Петр и Феврония (благоверный князь Петр Муромский и его жена благоверная княгиня Феврония). В народе они пользовались особой популярностью, и всякий русский крестьянин читал или слышал от рассказчиков легенду – повесть о верной, сильной, красивой любви муромского князя Петра и дочери пчеловода Февронии, исцелившей князя от проказы. Являются образцом христианского супружества и самыми добрыми небесными заступниками вступающих в брак. С этого дня ожидается еще сорок жарких дней.
10 июля. Самсон – сеногной (преподобный Самсон). На Самсона дождь – до бабьего лета мокро. На Самсона дождь – семь недель то ж. Второй раз пахали паровые поля: до Петрова взорать; до Ильина заборонить, до Спаса посеять.
12 июля. Петры и Павлы, Петров день, Петровки (Великий праздник Первоверховных Апостолов Петра и Павла). Петров день – “разговины”, конец Петровского поста. С Петрова дня – красное лето, зеленый покос: всякий, кто дорос, спеши на сенокос. Коли дождь на Петров день, то сенокос будет мокрый. На святого Петра дождь – урожай не худой, два дождя – хороший, три – богатый. Соловей поет до Петрова дня. Рыбаки считали Петров день своим праздником, так как апостол Петр повсюду почитался не только покровителем полей, но и рыбного промысла.
В этот день начинают страдовать – сено в копны ставить.
18 июля. Афанасий Афонский (преподобный). Как медь желты облака – к дождю. На Афанасия месяц на всходе “играет” – к урожаю. Из гнилого кута наволокло тучи – будет дождь. Хороши “игры” месяца (вечером месяц “играет”) – хорош урожай и уборка его.
21 июля. Прокопий (великомученик). Явление чудотворной казанской иконы Божией Матери (в г. Тобольске в 1661 году). Прокопий – жнец, жатвенник, жатву ржи начинает. Чтобы жатва была обильной, жница, нажав первый сноп, говорила: “Стань, мой сноп, на тысячу коп!
Первый сноп вносили в дом, ставили в красный угол под образа – считали, что он, “хозяин”, выгоняет вон мух, тараканов, клопов и прочих гадов. С этого первого снопа – “именинника” осенью начинали молотьбу, соломой его кормили больную скотину, а зерна берегли как целебные для людей и домашней птицы, этими зернами и сев начинали.
25 июля. Прокл-великие росы (мученик). На Прокла поле от росы промокло. От больших рос загнаивается сено, поэтому крестьяне спешили управиться с ним до Прокла. Однако Прокловы росы считались целебными, особенно от глазных болезней, поэтому росы собирали “для очнаго врачевания”.
26 июля. Гавриил (Собор архангела Гавриила). Сухая погода сулит хорошую осень. Крестьяне, обращая взоры к небу, уговаривали: “Не иди, дождик, где косят, а иди, где просят. Не иди, дождик, где жнут, а иди, где ждут!”
29 июля. Афиноген (священномученик). На Афиногена пташки замолкают, задумываются. Придет Афиноген с теплом да со светом – уберешься загодя с жнитвом, а явится с дождем – хлеб в снопах прорастет. На Афиногена молись солнышку – проси Бога о ведрышке. Лето перешагнуло знойный порог.
АВГУСТ
Август – хлебосол
Август – венец лета, страды государь. Август запасает хлеб на год: у зимы огромный рот. Август устали не знает – все собирает, припасает.
Август придет – свои порядки заведет. Греет спину, холодит грудь. Кто в августе спит, тот спит на свою голову. Что в августе соберешь, с тем и зиму проведешь. В августе три заботы: и косить, и пахать, и сеять.
В августе солнце греет полет нему, веет ночь прохладой. Лето переломилось – позже занимается рассвет, раньше смеркается. Утренняя заря скоро потухает – будет ветер. Красные облака до восхода солнца – к ветру. Ветер полосами, порывами – к тихой погоде. Если покрывающие все небо облака постоянно уплотняются, темнеет, то скоро наступит продолжительная плохая погода. Ненастье более бывает при верховом (южном) ветре. Если далеко видно по горизонту – к ведру. Золотистый цвет зари и фиолетовая окраска горизонта – к хорошей погоде. Хорошая погода сохранится, если ночью ясно. Сильное мерцание звезд на рассвете предвещает через два – три дня дождь. Хорошая погода сохранится, если в низких местах вечером и ночью образуется поземный туман, рассевающийся после восхода солнца. Будет скоро сильный ветер, если высокие (перистые) облака вытягиваются узкой и длинной полосой. Ночная роса не высыхает – к грозе.
Коль пошел парной туман над лесом – идти по грибы. Зацвела сосна – зернистый масленок появился. Полетел пух с осины (слетают зрелые семена) – идти за подосиновиками.
Уж выползает на дорогу греться – перед дождем. Муравьи спешно среди дня заделывают входы – будет дождь. Если идет дождь, то пауки начинают ткать паутину – небо скоро проясниться. Паук ткет паутину колесом – к ведру. Полетела паутина – жди длительной солнечной погоды. Перед сухой погодой мухи просыпаются рано и начинают гудеть, перед дождем же сидят тихо и смирно.
“ ПРИМЕТНЫЕ ДНИ” АВГУСТА
(дни даются по новому стилю)
1 августа. Макридин день. Смотри осень по Макридам. Макрида мокра – и осень мокра: суха – и осень тоже. Летние работы кончаются, осенние начинаются.
3 августа. Ильин день. На Илью до обеда лето, после обеда осень. Примечают: если в Ильин день сухо, то шесть недель будет сухо, если в этот день дождь, идти ему шесть недель. Перестают купаться в реке.
6 августа. Борис и Глеб – поспел хлеб.
7 августа. Анна Холодница, зимоуказательница. Если утренник холодный, и зима холодная. Какова погода до обеда, такова зима до декабря, какова погода после обеда – такова зима после декабря.
9 августа. Пантелеймон Зажнивный, предосенний сбор лекарственных трав, Никола Кочанский – вилки в кочан завиваются.
12 августа. День Силы и Силуяна. Лучший срок сева озимых – рожь, посеянная на Силу и Силуяна, родится сильно.
14 августа. Первый Спас. Первые проводы лета. Медовый Спас – заламывают (подрезают) соты. Отцветают розы, падают хорошие росы. Начинается отлет в теплые края ласточек и стрижей.
16 августа. Антон Вихровей. Каков Вихровей, таков и октябрь. Если ветер с вихрями – ожидай снежную зиму. Завихрит со всех сторон – будет злющая зима с толстым снегом на дома.
17 августа. Авдотья Малиновка. Авдотья Огуречница. Поспевает малина. Последний сбор огурцов.
19 августа. Второй Спас. Яблочный Спас – массовое созревание яблок. Осенины – встреча осени. Сухой день предвещает сухую осень, мокрый – мокрую, а ясный – суровую зиму.
23 августа. День Лаврентия. Воды стонут. Смотрят в полдень на воду в реках и озерах: коли тиха, то осень будет тихая, а зима – без вьюг и злых метелей. Если сильная жара или сильные дожди, то будет так долго – всю осень.
27 августа. Средний срок начала листопада. Если журавли полетят, то к середине октября мороз, а нет – то зима позже придет.
28 августа. Успенье. День проводов лета и окончания уборки урожая – дожинки.
29 августа. Третий Спас. Хлебный день – пекли первый каравай нового хлеба. После третьего Спаса улетают последние ласточки и стрижи.
31 августа. День Фрола и Лавра. Начало осенним утренникам, случаются и заморозки. Коли до Фрола не отсеешься, Фролы и родятся (цветочки). Смотрели у полыни корни: если корни толсты – следующий год будет урожайным.
СЕНТЯБРЬ
Сентябрь – румянец осени
Сентябрь – вересень, листопадник, золотое лето. Время боровиков и груздей, рыжиков и белянок. Сентябрь – чародей цвета, летопроводец. В сентябре лес реже и птичий голос тише. В сентябре шуба за кафтаном тянется.
Осень яснее лета. Сырое лето и теплая осень – к долгой зиме. Если спелый овес зазеленеет вдругорядь – осень будет ненастной. Много желудей на дубе – к лютой зиме. Дружный листопад – к суровой зиме. Выросли шишки на ели низко – быть ранним морозам, а если наверху – настоящие холода наступят в конце зимы. В лесу много рябины – осень будет дождливой. Обильный урожай рябины сулит дождливый и ветренный предстоящий год. Ненастная осень, чистое опадание листьев дуба и березы, листья с деревьев ложатся изнанкой –к урожаю будущего года. Появление комаров осенью – к мягкой зиме. Если еж устроил нору на опушке – зима будет теплой, если в глубине чащи – жди крепких морозов. Суровой весне быть, если птица дружно в отлет пошла.
“Приметные” дни сентября
(даты даются по новому стилю)
1 сентября. День Андрея Стратилата. Стратилат – тепляк: заметное потепление, ветер – тепляк в паутину одет – ушедшему лету кланяется вслед.
5 сентября. Луп Брусничник. На святого Лупа овес морозом лупит. Первые заморозки.
7 сентября. Тит Листопадник последний гриб растит.
8 сентября. Наталья Овсяница. Осенний Петр – Павел Рябинник. День посвящен рябине – рябина именинница.
11 сентября. Иван Постный. Иван Пролетный. Иван Предтеча. Иван Постный – осени рябой отец крестный. Коли журавли на Киев (юг) пошли – ранняя зима.
14 сентября. Симеон Летопроводец. Начало бабьего лета. Если первый день бабьего лета ясен, то бабье лето будет теплым. Бабье лето сухое – осень мокрая.
19 сентября. Михайлов день. Похолодание – михайловские морозцы.
21 сентября. Аспасов день. Осенины. Вторая встреча осени. Всякому лету конец.
24 сентября. Федора Замочи Хвосты. Осеннее равноденствие. Лето кончается, осень начинается.
27 сентября. Воздвиженье. Кафтан с шубой сдвинется, последний воз – с поля, птицы в отлет пошли, а холода надвинутся. Все звери и насекомые ложатся на зиму, в том числе и медведь залегает в берлогу.
28 сентября. Никита Гусятник. Гуси летят – зимушку на хвосте тащат, снег несут на носу.
30 сентября. День Веры, Надежды и Любови. Девичий праздник.
ОКТЯБРЬ
ПОЗИМНИК, ЛИСТОПАД, ГРЯЗНИК, СВАДЕБНИК
Знать осень в октябре по грязи. Октябрь – грязник ни колеса, ни полоза не любит. В октябре ни на колесах, ни на санях. В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревет, сверху льет и снизу метет. Плачет октябрь холодными слезами. Октябрь – месяц близкой пороши. В октябре на одном часу и дождь и снег. Сентябрь пахнет яблоком, октябрь – капустой. Апрель обилен водою, а октябрь пивом. Ох ты, батюшка – октябрь, только и добра в тебе, что пивом взял! В октябре только и ягод, что рябина. В октябре та бабам и работа, что льны приспевают. Всем бы октябрь взял, да мужику ходу нет. В октябре и изба с дровами и мужик с лаптями, а спорины все нет. В октябре мужик живет с оглядкой.
Октябрьский гром – зима бесснежная. Осенний иней – к сухой и солнечной погоде, к ведру, к теплу. С какого числа в октябре пойдет година, с того числа весна откроется в апреле. В октябре луна в кругу – лето сухое будет. К октябрю березы оголяются. Коли лист с дуба и березы упал чисто – легкий год, не чисто – к строгой суровой зиме. Если лист ложится на землю вверх изнанкой – к урожаю. Добрая отава – к озими. Ива рано инеем покрылась – к долгой зиме. Если много орехов, а грибов нет – зима будет снежная и суровая. Если кроты носят много соломы в свои норы – зима будет холодная.
1 октября. Арина – журавлиный лет. Если на Арину журавли полетят то на Покров надо ждать первого мороза, а если их не видно в этот день – раньше Артемьева дня (2 ноября) не ударить ни одному морозу. “Колесом дорога!” – кричат журавлям, чтобы их воротить. Арина – шиповница: собирают плоды шиповника, сушат их. Арина – истопница овинная. Если бурьяны выросли очень высокие – будет много снега.
2 октября. Зосима – заступник пчел, лакомый стол. Трофим. Ставят ульи в омшаник, готовят их к зиме. Собирают мед. Со 2 по 10 октября – пчелиная девятина. При теплой осени и в более южных районах ульи убирают на Савватия (10 октября). Улья в погреб ставь, праздник меда правь. Молодежь устраивает Трофимовские вечерки – выбирают женихов.
3 октября. Астафий. Астафьевские, Астафьевы ветры. Ветряк дует всяк. Дуют ветры – листобои. На Астафья примечай ветер: северный – к стуже, южный – к теплу, западный – к мокроте, восточный – к ведру. Если в этот день будет ветер с юга, значит будет хороший урожай озимого хлеба на будущий год (Тамбовская губ).
У степных поселян ветры, дующие с юга, называются “сладимыми” и обещают плодородие. Начинают сплавлять хлеб водным путем (ветер дует в паруса), стараясь сделать это до ледостава. Заработали ветряные мельницы.
4 октября. Кондрат, Игнат. Погода этого дня продержится без изменений четыре недели. Кондрат с Игнатом помогают богатеть богатым.
5 октября. Фока, Иона. Если с березы лист не опал, снег ляжет поздно. На Иону нельзя есть рыбу – вспоминают о пребывании пророка Ионы в брюхе кита.
7 октября. Фекла – заревница, запрядальняя. Фекла – заревница – зарева от осенних огней. Замолотки – начинают по утрам молотить с огнем. В натопленных овинах молотят хлеб. Из-за неосторожности на Феклу спалили не один овин, оттого-то она и “заревница”. Первый овин называют именинником. Для именинного овина варят молотильщикам кашу. “На заревницу хозяину хлеба ворошок, а молотильщикам каши горшок”.
В день Феклы “с особенным старанием угощают молотильщиков. В старину почти весь этот день употребляем был на песни и забавы, и только с полуночи зажигали огонь и при нем начинали молотьбу в овине. От этих-то огней или зарев святая Фекла и получила имя заревницы”.
8 октября. Сергий Радонежский. На Сергия начинается, а с Матрены зимней (22 ноября) устанавливается зима (Северн.). С Сергия земля засерит (от снега, который уже частенько начинает с этого дня перепадать) (Тамбовская губ). Если первый снег на Сергия, то зима установится на Михайлов день (21 ноября). Зимний путь устанавливается в четыре семины (седмицы) от Сергия. Первый снег выпадает за сорок дней до зимы. – Первый сухой снег обещает хорошее лето. Если снег падает на ущербе да на мокрую землю, зима скоро ляжет (Воронежская губ). Если первый снег упадет, когда на вишне нет листа зима ляжет. Сергий Радонежский – хранитель кур. На Сергия капусту рубят.
9 октября. Иоанн Богослов. Если на Богослова снег, то зима ляжет на Михайлов день. Иоанн Богослов – наставник живописного, иконного дела, так как, по преданию, он из простого пастуха гусей чудом сделал искусного иконописца.
10 октября. Савватий – пчельник. Конец “пчелиной девятины” (с Зосимы – 2 октября). Пчел убирают в омшаники на зимовье. В этот день в большинстве губерний центральной России укутываются на зиму ульи. Пчеловоды заставляют молиться Савватию детей, “так как пчелиный промысел считается одним из тех, которые требуют нравственной чистоты и праведной жизни перед богом”, а дети до 12 лет считаются безгрешными.
В этот день работать по всей Кокшеньге считается большим грехом, и, по мнению населения, все сработанное в эти дни на пользу не пойдет (Архангельская губ).
13 октября. Григорий Если снег упадет, зима не скоро настанет. На Григория жгут старую солому из постелей, набивают новою. Купают детей из решета на пороге, от призору.
14 октября. Покров. Покров – первое зазимье. На Покров до обеда осень, а после обеда – зимушка – зима. С какого краю на Покров ветер подует, оттуда будет дуть всю зиму (Воронежская губ). Откуда ветер на Покров, оттуда начнутся морозы (Воронежская губ). Если на Покров ветер подует с востока, то зима будет холодная. Если в Покров ветер дует с юга, то к теплой зиме, если с севера – к холодной. Если лист с дуба и березы на Покров упадет чисто – к легкому году, а не чисто – к строгой зиме. Покров землю покроет где листом, где снежком. На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается. Если в Покров выпал снег, то и в Дмитриев день (8 ноября) будет непременно то же. Покров наголе, то и Екатерина наголе (7 декабря.). От первого снега до санного пути шесть недель (Пинежье). Отлет журавлей до Покрова – на раннюю, холодную зиму.
Старики в Покров замечали погоду: нехорошо, сказывают, если журавли успели улететь до Покрова – зима будет ранняя и студеная. Коли белка до Покрова чисто вылиняла, то зима будет хорошая. Коли белка в Покров чиста, то осень будет хороша (Пермская губ).
С Покрова крестьяне начинают конопатить свои избы. Чини избу до Покрова – не то не будет тепла.
15 октября. Киприан и Устинья. Киприан и Устинья спасают от нечистой силы, чар, наваждений, от злых духов.
Девушки продолжают ходить на вечерки, но в будни не играют, не веселятся. Сидят с прялкой или шитьем, за работой часто поют проголосные песни.
16 октября. Денис. Денис – лихого глаза берегись.
17 октября. Ерофей. С Ерофея холода сильнее. С Ерофея зима шубу надевает. На Ерофеев день один ерофеич кровь греет. На Ерофея – буйствуют лешие. Они “дурят в лесах”: бродят, кричат, хохочут, хлопают в ладоши, ломают деревья, гоняют зверей и проваливаются. На Ерофея лешие пропадают. Крестьяне в этот день в лес не ходят. Всю ночь на Ерофея мученика и весь день лешие безобразничают, а к утру, после пения первых петухов, проваливаются сквозь землю и появляются на ней вновь, когда она оттает весной.
18 октября. Харитины – первые холстины. Солнце скатывается вниз. Отстал от ночи день – запнулся валенком за пень. Бабы сели за ткацкие станы, затыкают первые кросна, ткут первый холст. Харитины – вечная ткачиха.
19 октября. Денис – поздний. Фома. Фома – ломит закрома, все бери задарма. Фома – большая крома. На безлюдье и Фома дворянин. Говорят про Ерему, а он про Фому. Били Фому за Еремину вину.
20 октября. С Сергия зима начинается. Заиндеви дубравы, обели травы. Если Сергий снежком покроется, то с ноябрьской Матрены зима встанет на ноги. Дневной снег не лежит, а первый надежный снег выпадет ночью. Первый прочный снег падает с ночи.
21 октября. Трифон и Пелагея. С Трифона – Пелагеи все холоднее. Трифон шубу чинит, Пелагея рукавицы шьет. Стужа да нужа – нет их хуже.
22 октября. Яков. Яков, брат божий, крупицу (град, крупу) пошлет. Позже всех до сего дня растут сыроежки. Яков – древопилец. Заготавливает дрова для русской печи.
23 октября. Евлампий и Евлампия (Лампея). На Евлампия рога месяца кажут на ту сторону, откуда быть ветрам. Если на Лампею рога месяца на полночь – быть скорой зиме, снег ляжет посуху; если на полдень – скорой зимы не жди, будет грязь да слякоть, до самой Казанской (4 ноября) осень снегом не умоется, в белый кафтан не нарядится.
25 октября. Пров. На мученика Прова наблюдают звезды и гадают по ним о погоде и урожае. Яркие звезды – к морозу, тусклые – к оттепели. Сильное мерцание звезд преимущественно синими оттенками – к снегу. Много ярких звезд – к урожаю гороха.
27 октября. Параскева – грязниха, льняница, порошиха. Параскева Пятница. На Грязнуху не бывает сухо. На грязнуху большая грязь – четыре седмицы до зимы. Если грязь велика, лошадиное копыто заливается водой, то выпавший снег сразу устанавливает зимний путь. На Парасковию – льняницу начинают мять и трепать лен. Параскева Пятница – бабья святая, “так как повсюду наши крестьянки считают ее своей заступницей”. Параскева считается покровительницей женской зимней работы, в первую очередь, пряжи.
29 октября. Лонгин Сотник – целитель глазных болезней.
30 октября. Осий. На пророка Осию колесо прощается с осью. По скрипу тележных колес на день Осия гадают об урожае.
31 октября. Лука. Исстари евангелист Лука почитается наставником иконной живописи.
НОЯБРЬ
Сумерки года
Ноябрь – последний месяц живой воды, канун ледостава. Ноябрь – бездорожник: ни колесу, ни полозу нет ходу. В ноябре зима с осенью борются. В ноябре тепло морозу не указ. В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются. Ноябрь – ворота зиме. Ноябрь мостит, а декабрь гвоздит.
ПРИМЕТНЫЕ ДНИ НОЯБРЯ
(даты даются по новому стилю)
1 ноября. Проводы осени, встреча зимы.
4 ноября. День Казанской Богоматери. Казанская Бабья Заступница (один из главных женских праздников). Первый заправский зазимок, переход от осени к зиме. Еще не зима, но уже и не осень. Бывает, что с утра дождь дождит, а ввечеру сугробами снег лежит.
5 ноября. Снежная крупа или град предвещают, что в Матренин день (22 ноября) зима на ноги встанет.
8 ноября. День Дмитрия Солунского. Родительский день, по обычаю поминают умерших предков. Дмитриев день отмечается как день памяти по Дмитрии Донском и воинам Куликова поля. Примета этого дня: если на Дмитрия оттеплеет, и всей матушке-зиме быть с мокрыми теплинами.
10 ноября. Прасковея Пятница – Бабья Заступница. Вся неделя, на которую выпадет этот день, – Пятницкая Неделя. Параскевия Пятница,с одной стороны, совпадала и даже заслоняла собой христианскую Богородицу, а с другой – наследовала и замещала Макошь (Мокошь), древнейшую богиню славянского язычества: богиню – пряху, покровительницу земного плодородия, мать земного счастья.
Первый зимний день. Осматривали и утепляли дома, скот помещали в зимние стойла.
12 ноября. День Зиновия. Синичкин день. Первое массовое появление синиц около домов – признак приближающихся больших холодов.
14 ноября. День Кузьмы и Демьяна. Начало зимы, первые морозы, Козьма – Демьян с мостом, Никола (19 декабря) с гвоздем. Козьма закует, а Михайло раскует. Не заковать зиме речку до сегодняшнего дня.
19 ноября. Варлаам Ледостав. Мороз и вьюга обнялись, в любви вечной поклялись. На многих реках появляется лед. Снег в этот день – к снежной зиме.
21 ноября. Михайлов день. Михайло мосты мостит. Оттепели: михайловские, введенские, михайловские грязи. Коли иней – жди больших снегов, а коли день зачнется туманом – ростепели быть. Если путь порушит, не жди пути до 19 декабря.
22 ноября. Матрены Зимние. Матренин день. С этого дня зима встает на ноги, налетают морозы. Ноябрь мосты мостит, зима морозы кует. Если гусь выйдет на лед, то будет еще плавать по воде.
24 ноября. Федор Студит землю студит. Со Студита стужа, что ни день то хуже. Холода правы, без них – неладно.
2б ноября. Иоанн Златоуст. Всякая зябь останавливается в росте. На Златоуста все поле пусто.
ДЕКАБРЬ
Декабрь – пора хмурого неба
Декабрь год кончает, зиму починает. Декабрь – лютень, снегами глаз тешит да ухо морозом рвет. Декабрь и эамостит, и загвоздит, и саням ходу даст, узоры на окнах расписывает. В декабре светает поздно, да смеркается рано. Декабрь все берет и ничего не отдает. До весны далеко, до травы глубоко.
Первый снег выпадает за сорок дней до зимы. Первый снег хоть чист, да обманет — зима в одну ночь никогда не станет. Если снег ляжет на сырую землю и не растает, то весной рано и дружно зацветут подснежники, зато грибов летом будет мало. Снег, выпавший на сухую землю, скоро сойдет, а павший на мокрую землю – пролежит до конца зимы. Если снег своей тяжестью сучья погнет, быть урожаю и пчелы хорошо отроятся. Снег на поля ляжет буграми и гребнями – к урожаю ржи. Снег глубок – хлеб хорош.
Если ночью пал иней, днем снег не падет. Скоро светает зимою – непременно будет снег. Солнце заходит в облака – к снегопаду; то же, если солнце в кругу. Облака идут против ветра – к снегу. Месяц яркий – к ясной погоде, бледный – к снегу.
Сильно мерцают звезды – на быстрое ухудшение погоды. Перед сильным морозом вокруг луны видны один или два тусклых красноватых круга. К усилению морозов наблюдается постепенное ослабление ветра. Подул северный ветер, а туч нет – будет мороз. Туман стелется по земле – жди оттепели. Дрова в печи шипят, дымят, плохо загораются – к теплу. Ожидай оттепели, если во время мороза лес зашумел.
Ворон кричит – к метели. Снегирь поет (скрипит) – на снег, вьюгу, слякоть. Летают и нервозно кричат галки и вороны –завтра будет снегопад. Раннее пение петухов в сильные морозы – к оттепели. Курица на одной ноге стоит – к стуже. Куры во дворе крутят хвостами – к морозу. Рябчик устроился на ночлег у густой пихты – верный признак морозной и очень ветреной ночи. Комнатные птицы к морозу замолкают. Если воробьи сидят на деревьях втихомолку, будет снег без, ветра дружно расчирикались – к оттепели. Кошка лапой морду закрывает – к морозу. Лошади спят стоя – к холоду, ложатся – к теплу. Волки воют близ жилья – к холоду. Волк не бывает без клыков, а зима – без холодов.
ПРИМЕТНЫЕ ДНИ ДЕКАБРЯ
(даты даются по новому стилю)
1 декабря. День Платона и Романа. Зимоуказатель, каков день случится, такова и зима. “Платон да Роман кажут зиму нам”.
4 декабря. Введенье, “Введенье – ворота зимы”. “Введенье – толстое леденье” (морозно). “Введенье ломает леденье (оттепель).
7 декабря. Катерина Санница. Открывали извоз, справляли гулянье. Катерининские гулянья, гадания, первые катания на санях, собирались в далънюю дорогу с товарами.
9 декабря. Юрьев день. Юрий Холодный. Старинный срок перехода крестьян от одного барина к другому, запрещенный Соборным уложением 1649 года. “Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!” “На Руси два Юрья – один Юрий холодный (зимний), другой голодный (вешний)”.
12 декабря. Парамон Зимоуказатель. Коль заснежит долы, то провьет метель еще семь дней.
13 декабря. День Андрея Первозванного. Наслушивают воду (тихая вода – хорошая зима; шумная – морозы, бури, мете ли).
17 декабря. Варварин день. Самые сильные морозы, зима мосты мостит.
19 декабря. Никола Зимний. Пора никольских морозов. Два Николы: один с травой, другой с морозом. Сколько Никола Зимний даст снегу, столько Никола Вешний даст травы.
22 декабря. Анна Зимняя. Зима устанавливается окончательно. Коли снег привалит вплоть к изгороди – плохое лето, а коли есть промежуток – урожайное.
25 декабря. Спиридон Солнцеворот. Солнце – на лето, зима – на мороз. Медведь в берлоге переворачивается на другой бок. Если солнце светло, лучисто – Новый год будет морозным, ясным, а если хмуро и на деревьях иней – теплым и пасмурным. После Солнцеворота хоть на воробьиный скок, да прибудет денек.
29 декабря. Аггеев день. На Аггея иней – теплые святки (7 января), коли мороз, то он простоит до крещенья (19 января).