- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 20,68 Кб
Объекты культурного пространства в локальных текстах города
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Институт общественных наук
Кафедра гуманитарных дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА
по учебной дисциплине «Антропология»
Тема: "Объекты культурного пространства в локальных текстах города"
Выполнил студент 2 курса 614 группы
Курбатова Елена Сергеевна
Руководитель:
кандидат филологических наук, ст.науч.сотрд. ИОН ШАГИ
Петров Никита Викторович
Москва 2015
Введение
По мере развития современного технологического общества происходят неизбежные изменения в культурной среде, изменяются общественные взгляды на казавшиеся ранее незыблемыми устои и традиции, кардинально преобразовывается городское пространство.
Первые систематические научные исследования процессов городской среды и взаимоотношения человека с урбанистическим пространством относятся к концу XIX – началу XX, что совпало с бурным ростом промышленности, увеличением численности городского населения, колоссальными социальными потрясениями. Одним из тех, кто впервые занялся вопросами городского быта, жизни горожан, их традиций, является В. А. Гиляровский. Он открыл для широкой общественности понятие городской среды через призму народного быта.
Систематизированные исследования московской городской жизни одним из первых стал проводить литератор Е. З. Баранов, который в 20-х годах прошлого века записывал московские легенды. Он одним из первых исследователей пришёл к понятию «городской текст» в своей работе.
Как сказал Аристотель, «Город – это единство непохожих». Чтобы сделать это единство действительно устойчивым, нужно создать и развивать условия для отражения потребностей и стремлений различных слоёв и групп населения в свободном и комфортном доступе к историко-культурным ценностям, их философским осмыслениям, сохранении и передачи потомкам.
Столетие спустя мы живём в бурном и динамично развивающемся мире, поэтому сейчас активно ведутся исследования всех составляющих понятия «городская среда», вот почему сейчас вновь усилился интерес к понятиям «городская среда» и «городской текст», их развитию за вековую историю изучения, формулированию более чёткого определения этих понятий, отражающих взаимное соответствие города как территориального образования и культурного слоя, который в нём существует: городской эпос и легенды, архитектура, исторические места и памятные события, религия, модели поведения людей, литературное наследие, гастрономические традиции и т.д.
В творчестве многих писателей тема Москвы занимает одно из ключевых мест. Это и онегинская Москва у Пушкина, и наполеоновская Москва у Л. Н. Толстого, и вдохновенная Москва у М. Ю. Лермонтова, и помещичья Москва у А. Н. Островского, и есенинская «разудалая» Москва, и символическая Москва у А. А. Блока, и наивная Москва у О. Э. Мандельштама, и нежная Москва у М. И. Цветаевой, и сатирическая Москва И. Ильфа и Е. Петрова, и загадочный мир Москвы М.А. Булгакова.
Гипотеза: Городской текст тесно связан с понятием культурного наследия всего народа, а творчество писателей является одной из его сторон.
Актуальность: Для русской культуры свойственно отражение жизни народа в творчестве великих деятелей культуры и искусства, с другой стороны, они сами находили вдохновение в сближении со своим народом. Творчество Булгакова стало ярким примером взаимного влияния автора и народных масс.
Объект и предмет исследования: Предметом исследования в моей работе стало влияние посетителей и интересующихся особенным местом, каковым является музей-квартира на Большой Садовой, на то, каким образом они коммуницируют с культурным объектом и как они дополняют и изменяют городскую легенду, связанную с этим местом.
Глава I. Московский городской текст в литературном наследии русских писателей
Пристальное внимание к тематике городского текста связано с пониманием логических связей между объектами культурного наследия и духовной жизнью общества..
Московское литературное наследие – это мощнейший пласт городской культуры, который невозможно охватить одним небольшим исследованием. У каждого писателя, связавшего своё творчество с Москвой, найдётся множество мест на карте города, связанных с его творчеством. Каждому москвичу известны исторические места, связанные с именами А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, А. Н. Островского – этот ряд можно продолжить.
Одно из известнейших мест в пушкинской Москве – это дом на Бауманской. Наиболее известно место на Бауманской улице, где родился поэт. Сам дом не сохранился, но там установлен памятник юному поэту. Не менее известен дом на Разгуляе, в котором жила семья Василия Львовича Пушкина – дяди Александра Сергеевича, в котором представлена обширная экспозиция предметов домашнего быта и документальных материалов семьи Пушкиных. В этом доме собирались многие из тех, кто впоследствии примкнул к движению декабристов в России: К. Н. Батюшков, А. А. Дельвиг, И. И. Пущин, П. А. Вяземский и другие революционеры. Принимал участие в этих встречах и А. С. Пушкин.
С именем Л. Н. Толстого в Москве связаны известные в народе места: Хамовники, Плющиха, Поварская улица. В Хамовниках были написаны многие произведения писателя. В каждом из его произведений описывается Москва и московские улицы, простой люд и жизнь москвичей, а также московские городские пейзажи. Л. Н. Толстой встречался с самыми разными слоями населения от аристократических салонов до трущоб городской бедноты. В романе «Война и мир» Л. Н. Толстой уделил много внимания московской городской жизни и быту москвичей, передаёт события пожара 1812 года и последующее восстановление города, подчёркивает трудолюбие и созидательность русских людей.
Он с глубоким знанием истории Москвы описывает архитектуру Кремля и многие районы, улицы, дома и подворья Москвы. В романе-эпопее упоминается «большой, всей Москве известный дом графини Ростовой на Поварской». Неоднократно упоминается в романе Английский клуб, находившийся возле Петровских ворот. Встречаются упоминания и о других исторических местах Москвы: Яузский мост, Девичье поле и особенно часто Арбат. В Сокольниках было выбрано «место для поединка между Пьером Безуховым и Долоховым».
Л. Н. Толстой, собирая материалы из городской жизни для своих произведений, активно включался в общественно-социальную жизнь Москвы. Он принимал участие в переписи населения 1882 года. Вместе с художником И. Е. Репиным. Они обходили все ночлежки и нищенские трущобы городского дна. Эти впечатления так поразили Л. Н. Толстого и И. Е. Репина, что Лев Николаевич написал статью «Так что же нам делать?», запрещённую царской цензурой, а Илья Ефимович написал картины «У костра» и «Московская перепись».
Здесь чередуются городские усадьбы с зелёными парками в английском стиле, купола церквей и узкие улочки патриархальной Москвы. Дом на Поварской, который сменил несколько владельцев, стал прообразом усадьбы семьи Ростовых из романа-эпопеи «Война и мир».
На протяжении XX века история этого дома тоже оказалась связана с литературой. В советский период здесь находились Дворец искусств, Высший литературно-художественный институт и Правление Союза писателей СССР. Эти стены видели В. Маяковского, А. Блока, М. Цветаеву, С. Есенина.
По соседству, на Поварской, 53, расположился Центральный Дом Литераторов. В наши дни здесь находится Международное сообщество писательских союзов. В память о героях "Войны и мира" укреплена мемориальная доска и установлен в 1958 г. памятник великому русскому писателю.
Известный драматург А. Н. Островский в своих произведениях обращается к тематике московского городского быта. Очень часто главным героем его книги становится женский персонаж, полностью соответствующий понятию Москвы-матушки. По словам филолога О. С. Шуруповой, «Материнство – одна из главных ценностей «московского текста», в большинстве составляющих которого мать предстаёт как самое дорогое, самое важное, что есть у жителя Москвы».
А. Н. Островский показывает, что московский городской текст имеет женское начало. В своей книге «Московский текст русской литературы и его герои» О. С. Шурупова пишет, что «Главной особенностью «московского текста» является то, что наиболее важное, центральное место среди его героев занимают женщины». В доказательство своих слов она приводит слова главного персонажа Фёдора рассказа Саши Чёрного «Московский случай»: «Вот она, моя Москва, в женском образе и подобии…».
Творчество М. А. Булгакова во многом обращено на городскую среду. Булгаковская Москва – это, прежде всего, Патриаршие пруды и Старый Арбат с его знаменитыми улочками, над которыми летала влюблённая Маргарита.
Всем хорошо известна «нехорошая квартира» в Доме на Большой Садовой, где в настоящее время находится музей творчества писателя. Интерес к творчеству писателя не ослабевает годами; это связано с тем, что источники, из которых автор черпал вдохновение, находятся глубоко в народе. Если пролистать гостевые книги с высказываниями и пожеланиями посетителей музея-квартиры, то становится очевидным, что география интереса к творчеству писателя не ограничивается одним городом. Его почитает и любит вся наша страна. Ещё одним подтверждением популярности творчества писателя является знаменитая лестница, которая находится в подъезде Дома на Большой Садовой.
Музей М. А. Булгакова продемонстрировал соприкосновение каждого из посетителей с миром, созданным писателем. С одной стороны, произведения автора не утрачивают своей привлекательности у почитателей его творчества, а, с другой стороны, такое соприкосновение вызывает изменение мира у каждого из тех, кто приходит в этот музей. В одном из отзывов было метко отмечено, что «мир Булгакова – это целый космос, который невозможно постичь и объять». Подробнее с исследованием Дома на Большой Садовой можно ознакомиться в главе III.
Занимаясь вопросами изучения и систематизации московского городского текста, нельзя обойти вниманием творчество поэта В. С. Высоцкого. Как для М. А. Булгакова значимыми местами являлись Патриаршие пруды и Старый Арбат, так для В. С. Высоцкого ключевыми местами были Таганка, Большой Каретный переулок, Красная Пресня.
Остаётся открытым вопрос, было ли случайным проявление колоссального интереса людей по всей стране к творчеству поэта, или это стало результатом ожидания перемен в тогдашнем обществе, поиском пути выхода из обстановки безвременья, утраты появившихся надежд на перемены, подаренных «хрущёвской оттепелью».
Характерная особенность творчества В. С. Высоцкого состоит в том, что он вышел далеко за рамки московского городского текста, оставаясь при этом неразрывно связанным со своим родным городом, который он воспринимал как живое, одушевлённое существо:
Но что-то в этом доме оставалось
На третьем этаже.
Ахало, Охало, Ухало в доме…
Будто бы услышал
Как кто-то застонал
Жалобно, жалобно, жалобно
В. С. Высоцкий. «Песня о старом доме»
Историческая память творческого наследия В. С. Высоцкого так же необычайна, как и его творчество. Благодаря своей востребованности в каждом доме, он не попал в запылённые музейные залы и не остался лежать в архивных материалах. Те, кто так или иначе знаком с его творчеством, проецируют на себя сюжеты из его произведений и говорят языком его героев.
Точность художественного выражения городского быта предопределила узнаваемость каждым слушателем именно своего дома и двора. В этом смысле всё творческое наследие творчества В. С. Высоцкого охватывает единое культурное пространство всей необъятной страны. Он сумел исключительно точно передать атмосферу городской среды послевоенной Москвы:
Все жили вровень, скромно так, –
Система коридорная,
На тридцать восемь комнаток
Всего одна уборная.
Здесь зуб на зуб не попадал,
Не грела телогреечка,
Здесь я доподлинно узнал,
Почём она, копеечка.
В. С. Высоцкий. «Баллада о детстве»
Выводы из главы
Творчество русских писателей создало особый и неповторимый дух народной культуры и стало её неотъемлемой частью; выйдя из глубины народного духовного наследия, оно создало исключительно неповторимый облик русского мира, отражая все стороны жизни простого народа.
Глава II. Московский городской текст в источниках народного фольклора
В Московском городском тексте не менее значимое место занимают городские «тексты, связанные с историческими личностями», «тексты, связанные с историческими зданиями, таинственными местами и призраками», «фольклорные пересказы и практики, привязанные к объектам «исполнения желаний», «тексты, связанные с почитаемыми могилами».
Не одно столетие в московском тексте живёт легенда о чернокнижнике Якове Брюсе, которая своими корнями уходит в середину XVII века. Его дед, Роберт Брюс, потомок шотландских королей, перешедший на службу к русскому царю Алексею Михайловичу. Отец Якова Брюса также служил в русской армии и участвовал в Азовских походах. Его сын Яков тоже пошёл на службу к русскому царю. Обладая великолепными знаниями, Яков Брюс вёл занятия в московской навигацкой школе. У него была обширная библиотека древних рукописей и книг. Он проводил многочисленные физические и химические опыты в построенной по приказу Петра I Сухаревой башне. Городская молва приписывала ему полёты по ночам на железной птице, ходили слухи, что он создал механическую служанку-гомункула и создал эликсир, воскрешающий мёртвых, а также умел посреди жаркого лета превратить воду в лёд, так что его гости могли кататься на коньках. Яков Брюс ввёл в обиход «вечный» календарь, который вошёл не только в московский быт, но и широко распространился по всей России.
По легенде, он спрятал таинственные колдовские книги в стенах Сухаревой башни и после своей смерти стал их вечным хранителем. В 30-х годах XX века по приказу Сталина Сухарева башня была разобрана, велись активные поиски книг Якова Брюса. Во время сноса башни, по слухам, в толпе был замечен человек в чёрном, очень похожий на Якова Брюса. При попытке его задержания он неожиданно исчез. Поговаривают, что паранормальные явления, связанные с Яковом Брюсом, происходят в его бывшем имении в селе Глинки, где ныне находится Дом-музей Я. В. Брюса.
На Арбате, при входе в Кривоарбатский переулок, стоит необычный дом. «Невероятный, от калитки до ромбовидных окон. Дом Мельникова – пожалуй, единственный, куда хотят попасть все, независимо от возраста, образования и отношения к архитектуре». Он вошёл в московское культурное пространство как его неотъемлемая часть, без него немыслим ни Арбат, ни московская архитектура. В числе прочего, его особенностями являются искажение в восприятии размеров дома на снимках и в действительности и особенная внутренняя атмосфера. «Учёные доказали, что здание сохраняет энергетику людей, когда-либо находившихся в его стенах». В народе существует мнение, что в этом доме находится вход в параллельное измерение из-за кривой геометрии здания. Легенда кривоарбатского дома стала неотъемлемой частью московского городского текста.
Мистические истории, рассказы о гиблых местах, странные явления, входящие в московский городской фольклор образовали большой пласт московской городской культуры, которая стала неотъемлемой частью московского городского текста. Но ограничиваться рамками только территории города Москвы нельзя, так как аналогичные материалы присутствуют в фольклоре Московской области. Это подтверждает мысль о том, что Москва и Подмосковье образуют единое этнокультурное пространство, и фольклорные сюжеты одинаково воспринимаются обществом в пределах всего региона, что подтверждает история о гиблом месте в Лыткарино.
Согласно легенде о Лыткаринской невесте, на дороге, ведущей из Москвы в Лыткарино, перед водителями внезапно появляется призрак девушки в свадебном платье. Такое появление почти всегда приводит к аварийному исходу. Количество катастроф в этом месте на порядок выше среднестатистического. Народная молва приписывает эти явления трагедии, произошедшей в этих лесах аварии, в результате которой погибла невеста. По другим источникам, причиной аномалий в этих местах может быть осквернённое кладбище либо неорганизованные захоронения.
Неблагополучными местами для автомобильного движения на территории Москвы считаются «район Филей, Моховая и Понизовская улицы, возникшие на месте высушенных болот. Но особенно страшен для водителей Кутузовский проспект. Даже у сотрудников ГИБДД участок дороги между 8-м и 10-м километрами Кутузовского проспекта, неподалёку от поворота на Минскую улицу, пользуется дурной славой. Здесь регулярно происходят автокатастрофы, почти всегда со смертельным исходом».
«Москва стоит на сети трещин и разломов… Взять хотя бы Воробьёвы горы. Когда-то на месте будущего нового университетского здания хотели поставить храм в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Однако от этой мысли пришлось отказаться – слабый грунт мог не выдержать массивной каменной громады… Позднее, при строительстве высотного здания МГУ, фундамент залили жидким азотом и поставили в секретном подземном бункере криогенные установки для его генерации. Если они выйдут из строя, здание просто сползёт вниз…».
Поистине сакральным местом в московском метрополитене стала станция «Площадь Революции». Многие скульптурные композиции являются предметами исполнения желаний. Визитной карточкой этой станции стала фигура пограничника с собакой. Так, если потереть нос у фигурки пса, то студент успешно сдаст зачёт. Для обретения взаимности в любви нужно потереть туфельку у фигурки студентки. Фигура матроса с флажком сулит удачный день тому, кто прикоснётся к флажку.
Местом всеобщего паломничества стало захоронение мощей Святой Матроны. С юных лет она начала исцелять людей. Известность о ней распространилась далеко от её родных мест. К ней приезжали за помощью из других городов. Переехав в Москву, она полностью посвятила себя служению людям до конца своей жизни. Но и после смерти к ней продолжают идти люди с просьбой о помощи. Её мощи, расположенные в Покровском женском монастыре у Абельмановской заставы, стали местом массового паломничества со всего православного мира. Место захоронения мощей Святой Матроны Московской стало неотъемлемой частью женского образа матушки-Москвы, заступницы всей России.
Выводы из главы
В своей глубине русский народ глубоко романтичен, ему свойственно придавать особый смысл всем происходящим событиям и явлениям с ярким колоритом русской культуры; своим сознанием обширного слоя народного эпоса обогатила и вдохновила многих русских деятелей культуры и искусства, а те, в свою очередь, внесли неоценимый вклад в создание единой и целостной картины народного творчества. Городская среда стала одной из тем русского фольклора, внеся в него как радостные, так и печальные сраницы быта и жизни людей.
Глава III. Исследование московского городского текста на примере квартиры на Большой Садовой
Мною было проведено детальное исследование практик и сохранения традиций в «нехорошей квартире» по адресу: улица Большая Садовая, 10. Мне необходимо было проверить на примере большого числа респондентов влияние мира художественных произведений М. А. Булгакова на реальных людей из разных социальных групп и возрастных категорий.
Исследование «нехорошей квартиры» сначала показалось мне довольно трудоемким, потому что большинство посетителей музея именно посещали музей как культурное заведение, но не обращались к каким-либо традициям и практикам. Первоё моё посещение выпало на 3 ноября, тогда в музеях Москвы как раз проходило мероприятие под названием «Ночь искусств». Оказалось, что надо было записаться заранее, а я была не в курсе, поэтому пришлось уйти ни с чем. Однако в этот же день мне удалось познакомиться с экскурсоводом, который и рассказал мне многие интересные факты. Он работает в музее уже более 15 лет.
Мы разговаривали на лестничной клетке, поэтому поначалу разговор, в основном, был именно про стены. По его мнению, стены – это очень интересный объект. Стены регулярно закрашиваются, поэтому многие действительно интересные надписи пропадают, однако он старается фотографировать их себе на память. Особенно интересно было раньше, когда стены были исписаны так, что не было свободного сантиметра. Когда краска отваливалась от старости, под ней оказывались ещё надписи. Надписи совершенно разные, очень многие из них не относятся напрямую к Булгакову и его творчеству. Такие надписи отражают современные события (надпись "Вова Путин"). Некоторые люди надеются увековечить своё заведение ("МГУТУ 2015"), кто-то пишет свой мобильный номер (видимо, в надежде, что им позвонят). Кто-то написал "Воланд, помоги найти Мастера". На следующий день я уже пришла туда со студенческим билетом и начала проводить своё исследование. В ходе интервьюирования некоторых сотрудников удалось выявить ряд практик. Стоит, однако, отметить, что они не носят системный характер. Например, удалось выяснить, что бывали случаи, когда один посетитель оставлял какую-то вещь в ящичке на кухне, а другой через некоторое время забирал оттуда вещь. Кроме того, в самой квартире мне не удалось увидеть совершающуюся практику.
Посетители редко спрашивают друг про друга, обычно их интересует сама квартира. Но коммуникация между ними всё-таки есть. Как правило, людей интересует мистика, причём не имеет значения, какой возраст, образование у человека. Можно смело сказать, что квартира-музей Булгакова – самый посещаемый музей Москвы. По словам сотрудника музея, квартира – очень необычное место, само время здесь идёт по-другому, это ощущается. Бывает, что случаются очень забавные вещи. Например, во время экскурсии по квартире кто-то нечаянно прислонился к стене и выключил свет в комнате. Тоже своеобразная мистика, которая привлекает внимание посетителей.
Теперь ближе к традициям и практикам. Помимо того, о чём я уже рассказала, увидеть воочию мне удалось лишь одну традицию – писать на стене. Стоит отметить, что изучению стены я посвятила несколько походов в музей имени Булгакова. По большей части люди пишут на стене цитаты из произведений Михаила Афанасьевича, также на стене часто встречаются надписи, выражающие желания людей – много надписей посвящено теме ЕГЭ и личной жизни, некоторые даже оставляли свой мобильный номер или адрес сайта в интернете. Встречались также надписи, посвящённые другим художественным произведениям, и не только книгам – неподалёку от выхода из подъезда я нашла надпись «Я тебя вижу» – это отсылка к фильму «Аватар». Множество надписей посвящено политике, надписи – подписи («Руферы-2015»), надписи-инициалы своего учебного заведения.
Любопытно, что основное изучение стены проходило именно после закрытия квартиры-музея, т.е. посетители уже покинули музей, но ещё не вышли из подъезда (войти обратно без ответа на звонок домофона невозможно). В этот момент начинали подходить какие-то люди, чаще всего это были молодые люди в возрасте примерно 16 – 25 лет. На мои оклики бОльшая часть людей реагировала довольно нервно. Я предполагаю, что разрисовывание стен, пусть и музейных, они воспринимали как некоторое преступление, поэтому все до единого отказались от записи на диктофон. По этому поводу мне удалось услышать очень занимательный разговор. Сотрудница музея, занимающаяся билетами, разговаривала с пожилой женщиной. Среди прочего женщина спросила, не они ли разрисовывают стены в подъезде. Сотрудница ответила, что это делают сами посетители. Женщина показала некоторое негодование и спросила, не противятся ли сотрудники музея этому каким-либо образом, на что она получила отрицательный ответ. В результате, уже сильно негодуя, женщина прошла дальше в музей.
Это не единственный случай, когда мне довелось столкнуться с довольно аккуратным отношением к письму на стенах. Мама с дочкой поднимались наверх, дочь захотела что-то написать на стене. Несмотря на то что стены уже сильно исписаны, мать не разрешила дочери сделать надпись на стене.
Очень любопытный разговор у меня произошёл с девушкой, которая пришла со своим молодым человеком. Она пришла (было видно, что она подготовилась к этому мероприятию) с маркером и сразу начала что-то писать на стене. Мне она рассказала, что она пишет цитаты из своей любимой книги и, таким образом, пытается соединить эти 2 принципиально важные объекты в своей жизни. Далее она сказала мне, что, по её мнению, все люди каким-то образом связаны между собой какими-то «сетями»: коллеги связаны работой, однокурсники – общим учебным заведением.
У трёх школьниц, которых мне удалось расспросить (от записи на диктофон они категорически отказались), я узнала, что для них это желание абсолютно спонтанно. Они пошли в музей, увидели расписанные стены и решили сами что-нибудь написать, хотя у них с собой была только ручка. В следующий раз, как они сказали, они обязательно возьмут с собой краску для стен. Одна из них отдельно выразила сожаление, что стены покрыли лаком, так как ручки не предназначены для письма на стенах. Я отдельно обратила внимание на то, чем пишут посетители музея на стенах. Чаще всего я встречала надписи, сделанные маркером и фломастером, на втором месте по популярности находится краска, ручка же наименее популярный инструмент. Некоторые также пишут канцелярским корректором.
Надписи на стенах можно поделить на 2 категории – это тексты и граффити. Про тексты я уже кое-что сказала. Граффити же не менее интересны, через них автор выражает свое «видение мира». Мне также удалось расспросить некоторых посетителей, которые просто пришли и изучали стену, почему граффити так популярны, ведь они рисуются гораздо дольше и сложнее. Здесь мнения респондентов разделились: одна школьница предположила, что рисунки долговечнее, во время замазывания стен рисунки могут не замазывать, другой студент предположил, что те, кто рисует подобные граффити, просто не могут выразить свою мысль словами, поэтому прибегают к визуализации.
В целом, список практик и традиций, который я подготовила до начала работы над проектом, не оправдался: «У порога надо задумать вопрос и, поднимаясь по ступеням, смотреть в пол,потом поднять взгляд на стену», «Стучите, и вам откроют-надо постучать в дверь», «Ручку двери в комнате писателя потирают как волшебный предмет и загадывают желания», «Стоять лицом к зеркалу; если выдержать, отражение превратится в другое, которое ответит на любые вопросы» – последняя практика была, по словам сотрудников музея, но я с ней также не повстречалась. Граффити и надписи на стенах в подъезде – очень живая и популярная традиция. Существует ещё одна практика – «почта любви», к сожалению, записки, привязанные к шарикам, выпускают в небо только летом. Однако в музее им. Булгакова имеется специальный ящик, в который люди опускают записки с пожеланиями. К сожалению, мне не удалось прочитать ни одной записки, т.к. ящик закрыт на замок.
В ходе исследования удалось установить, что самой популярной практикой в Доме на Большой Садовой является письмо и граффити на стенах. «Почту любви» проверить не удалось из-за неподходящего времени года для исследования. Практики, связанные с лестничной клеткой и ручкой комнаты писателя, проверить не удалось, так как таких практик при мне не совершалось. Гипотеза относительно выполнения практик и сохранения традиций в «нехорошей квартире» из-за интереса к творчеству Булгакова была частично доказана; последняя же гипотеза, связанная с переводом людьми мира из произведения в реальную жизнь, оказалась верной. Большинство практик, которые я называла опрашиваемым, вызывали удивление, 2 из 7 опрошенных мною обещали в будущем попробовать совершить одну из названных мною практик.
Источники и литература
Баранов Е. З. Московские легенды, записанные Евгением Барановым / Сост., вступ. ст. и примеч. В. М. Боковой. М.: Литература и политика, 1993
Белицкий Я. М. Спартаковская улица, 2 /1: Путеводитель. – М.: Московский рабочий, 1986. – 64 с., ил.- (Биография московского дома) .
Высоцкий В. С. Выйти живым из боя… [стихотворения] / Сост. и коммент. П. Фокина; подгот. текста С. Жильцова – СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2012. – 127 с. : ил.
Высоцкий В. С. Летела жизнь в плохом автомобиле…: [стихотворения] / Сост. и коммент. П. Фокина; подгот. текста С. Жильцова – СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2012. – 127 с. : ил.
Высоцкий В. С. Лукоморья больше нет…: [стихотворения] / Сост. и коммент. П. Фокина; подгот. текста С. Жильцова – СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2012. – 127 с. : ил.
Высоцкий В. С. Приготовьтесь – сейчас будет грустно…: [стихотворения] / Сост. и коммент. П. Фокина; подгот. текста С. Жильцова – СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2012. – 128 с. : ил.
Высоцкий В. С. Каюсь! Каюсь! Каюсь! : [стихотворения] / Сост. и коммент. П. Фокина; подгот. текста С. Жильцова – СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2012. – 127 с. : ил.
Егорычев Е. И. Дом Мельниковых: Константина и Виктора. – М.: Москва, которой нет, 2013. – 64 с., илл.
Ситуация постфольклора: городские тексты и практики / Орлов И.Б., Рычкова Н.Н., Радченко Д.А., Петров Н.В. и др. – М.: ФОРУМ, 2015. – 216 с.
Супруненко Ю., Шлионская И. Места силы на карте России. – М.: Вече, 2012. – 304 с. – (Великие тайны истории).
Толстой Л. Н. Война и мир. – М.: Правда, 1974. – 752 с.
Филимон А. Яков Брюс / М.: Молодая гвардия, 2013. – 380 с.
Приложение 1
Опросник:
Откуда Вы? У Вас есть высшее образование?
Вы здесь в первый раз?
Почему Вы решили прийти в «нехорошую квартиру»?
Как Вы полагаете, откуда взялась эта традиция (если выполнена какая-либо практика)?
Слышали ли Вы про пропавших без вести людей в этой квартире?
Знаете ли Вы, что существуют ещё практики в этой квартире? Если да, о каких практиках Вы слышали?
Как Вы думаете, кто ещё может приходить сюда?
В курсе ли Вы конкретных случаев, когда выполнение той или иной практики в этой квартире помогло?
Откуда Вы узнали про «нехорошую квартиру»?
Знакомы ли Вы с другими аналогами «нехорошей квартиры»?
Приложение 2
Интервью с сотрудником музея
Добрый день!
Здравствуйте!
Расскажите, пожалуйста, немного о практиках, совершаемых в этой квартире.
Конечно, в самой квартире какие-либо практики совершаются по-минимуму, в основном это лестничная клетка и музей им. Булгакова на первом этаже. Но бывало, что люди оставляли какие-то записочки и всовывали их в баночки, в шкафчики, нам всё это приходится вытаскивать, естественно.
А какие-то особые случаи не припомните?
Вы знаете, был один случай. Как-то раз к нам пришёл человек, мы заметили по камерам, что он открывает ящик в буфете на кухне и берёт оттуда что-то, кладёт себе в сумку и уходит из музея. Мы его догнали. Оказалось, что он договорился с каким-то человеком о том, что он именно в музее Булгакова именно в этом ящике оставит для него какую-то вещь.
А как Вы как представитель музея относитесь к подобным случаям?
Естественно, мы такие практики пресекаем, потому что это вообще-то музей, тут экспонаты!
Бывали ли ещё случаи коммуникации посетителей между собой?
Так, был ещё один очень забавный случай, который на моей памяти относится к каким-то контактам между разными посетителями. Нам принесли в подарок такую огромную розу и сказали: «Вы поставьте её в честь Чёрного братства! Это именно для Чёрного братства», Вы понимаете? » Такие дела бывают.
А ещё бывают у Вас представители каких-то движений? Хиппи, экстрасенсы?
Ну, посещают, да. Хиппи в этом доме когда-то жили на самом деле. У нас тут была выставка по истории дома, хиппи здесь устраивали сквоты, в конце 80-х – начале 2000-х. Потом в какой-то момент их отсюда выгнали, и сквоты больше не существует. Но эти хиппи всё ещё приходят и ностальгируют сюда. Один из них, вот, например, дал нам некоторые свои художественные работы на выставку.
Я слышала, что к Вам приходят экстрасенсы и трогают стену на лестничной клетке, чтобы почувствовать её энергетику?
Я обычно не выходу за пределы музея, поэтому не могу сказать ничего конкретного по этому поводу, но должна сказать, что у нас уже несколько раз спрашивали представители «Битвы экстрасенсов»: «Можно ли снять у вас очередной выпуск?» Но, насколько я знаю, им всегда отказывают.
Спасибо большое за информацию!
Не за что, приходите к нам ещё!
Интервью с экскурсоводом
Добрый вечер!
Здравствуйте!
Вы не могли бы немного рассказать о своей работе традициях и практиках «нехорошей квартиры», с которыми Вы столкнулись за годы своей работы?
Конечно. Я работаю в музее с 1999 года. На мой взгляд, самая яркая и интересная практика здесь, с которой я постоянно сталкиваюсь, – это граффити и письмо на стенах лестничной клетки.
А как часто закрашивается стена?
Вы знаете, точно сказать не могу. Примерно раз в четыре года. Но должен сказать, что до 2000-х годов было интереснее. Поскольку в то время стены никто не закрашивал, так как все были заняты конфликтом между жильцами и самой квартирой, они были очень сильно исписаны – не было буквально свободного сантиметра.
А, то есть в те годы можно было прямо увидеть, как меняется время на стене?
Конечно. Надписи совершенно разные, какие-то отражают современные события политику, но всё-таки больше половины надписей посвящают творчеству писателя.
Какие категории надписей Вы можете выделить?
А что Вы можете сказать о коммуникации между посетителями?
На мой взгляд, она практически отсутствует. Я даже экскурсии стараюсь свои простраивать так, чтобы не я рассказывал всё время, а меня спрашивали и как-то взаимодействовали. Бывало, находимся в кабинете писателя, кто-то случайно прислонился к выключателю, и свет погас. Можно отругать человека за неаккуратность, но мы стараемся это как-то вплести в историю квартиры, дескать, видите, какая это особенная квартира!
Хорошо, спасибо Вам большое за информацию! До свидания!
Всего доброго!
Интервью с девушкой и молодым человеком
Здравствуйте! Вы не расскажете мне немного о том, что Вы пишете на стене? Это нужно мне для проектной работы.
Здравствуйте. Охотно. Пишу я цитату из своей любимой фэнтезийной книги.
А зачем, если не секрет?
Не секрет. Так я хочу соединить мир, который создал мой любимый писатель Булгаков, и мир этой книги. Я вообще считаю, что люди живут в сетях. Школа, институт, работа, интернет – всё это объединяет людей, создаёт определённые комьюнити. Возможно, этим я создам новую сеть.
Спасибо большое за интервью, Вы очень помогли!
Да не за что! До свижания!
Интервью со школьницами.
Привет, девочки! Как жизнь?
Привет! Да нормально всё.
Чего вы тут пишете, если не секрет?
Просто цитату из романа «Мастер и Маргарита».
А почему вы вдруг решили написать на стене? Кто-то посоветовал?
Нет, мы вообще об этом не знали. Пришли, увидели, что стены исписаны и кто-то ещё пишет, взяли ручки и решили написать своё.
Жалко только, что стены покрыты лаком, ручка плохо пишет, верно?
Да! <смеются>
Ладно, не буду вам больше мешать! Спасибо большое за информацию!
Не за что! Пока! текст город писатель музей