- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 16,62 Кб
Образ Диониса в архаической и классической вазописи
Образ Диониса в архаической и классической вазописи
Содержание
Введение
Глава 1. Вазопись Древней Греции архаического и классического периодов
Глава 2. Характеристика Диониса-бога
Глава 3. Характеристика Диониса в росписи ваз архаического и классического периодов
Заключение
Список литературы
Введение
Культура Древней Греции уникальна. Она подарила последующим столетиям и цивилизациям строгую и пышную архитектуру, великолепную скульптуру, и конечно, вазопись. Быт древнего грека невозможно представить без всевозможных сосудов, которые использовались как в быту, так и в культовых обрядах.
Актуальность данной работы в том, что на примере образа Диониса в вазописи можно понять, что изображения на различных вазах и сосудах для древних греков были не просто картинками, они были наполнены смыслом, указывали на предназначение сосудов, несли в себе некие правила. По росписям на сосудах можно узнать не только историю, можно понять быт, уклад жизни и мировоззрение древних греков.
Цель работы – рассмотреть образ Диониса в вазописи двух периодов и дать оценку не только художественному значение, но и смысловому содержанию, которое несло изображение бога, его атрибутов и спутников.
Задачи для достижения цели следующие: Рассмотреть вазопись архаического и классического периода в целом; определить место Диониса в древнегреческом пантеоне богов, изучить его атрибуты и маркеры, спутников; изучить образ Диониса в период архаики и классики в вазописи, его художественную ценность и смысловое содержание.
Объектом работы является сам образ древнегреческого бога, а предметом – вазы и сосуды с его изображением.
Для полного раскрытия темы использовалась литература по истории и культуре Древней Греции, книги по керамике и вазописи античного периода истории, сайты музеев, где хранятся дошедшие до нас памятники древнегреческой керамики.
Глава 1. Вазопись Древней Греции архаического и классического периодов
Вазы и сосуды в Древней Греции являлись неотъемлемой частью жизни. Формы и назначение были многообразны.
Во всем известной амфоре – сосуде с двумя ручками и зачастую заостренным дном – хранили оливковое масло и вино. Также для хранения различных продуктов и вина предназначались пелики и стамносы, причем стамносы чаще всего использовались в храмах, в частности при обрядах вакхического (дионисийского) культа. Гречанки хранили свои крема, косметику и различные другие вещи женского обихода в специальных сосудах, таких как, например, пиксиды, леканы, кальпиды, гуты. Растительное масло хранилось в больших сосудах, таких как лекифы, бомбилии, алабастры, арибаллы.
Но, возвращаясь к теме данной работы, рассмотрим сосуды, которые предназначались непосредственно для пиршеств, праздников, для хранения и употребления вина, потому что именно на них в большинстве своем и был изображен Дионис.
В кратере – сосуде на ножке с широкой горловиной и двумя ручками – смешивали вино с водой, но также это делали в диносах (динос – крупный сосуд с полукруглым туловищем, устанавливаемый на подставке).
Для питья использовали две категории сосудов: в форме чаши и кубка. Самая употребительная из чаш называлась киликом. Также пили же вино из канфара,скифоса и ритона. Древние воины носили с собой сосуд для питья с одной ручкой – кофон.
Из кубков особого внимания заслуживает канфар – сосуд, особенно любимый Дионисом и непременно использовавшийся в обрядах его культа. По форме – это широкий кубок на ножке с парой высоких ручек, украшавшийся сказаниями о боге виноделия.
Конечно, невозможно в работе перечислить и охватить такую огромную тему, как древнегреческие сосуды, тем более, что в данной работе интерес представляют лишь те, которые относятся к периоду архаики и классики. И если взять картину этих периодов в целом, то нас будут интересовать чернофигурные и краснофигурные росписи, которые и соответствуют данным периодам.
В жизни Древней Греции искусство занимало далеко не последнее место. Свое осознание мира, природы, явлений люди выражали в скульптуре, архитектуре. Общественная, политическая, экономическая жизнь – все находило свое отражение в произведениях искусства. Росписи ваз и сосудов являются одним из наиболее ярких тому подтверждений. Вазопись – это декоративная роспись сосудов. Рисунок наносился на сырую глину специальными красками, а затем сосуд обжигался. Керамические предметы Древней Греции – наиболее частые в археологических раскопках.
Ранее были рассмотрены категории древнегреческих сосудов. Теперь необходимо рассмотреть, что же было характерно для их росписи.
Первые расписанные предметы обихода относятся к 3 тыс. до н.э. На них изображены узоры и геометрические фигуры, которые служили не только украшением, но и имели сакральный смысл, были магическими знаками, отгонявшими злых духов. Вазопись расцветает в крито-микенский период, когда сосуды принимают природные формы (вазы изготавливаются в виде птиц, морских раковин и медуз). Орнамент соответствует форме, вазы расписываются морскими и растительными мотивами. В микенский период росписи теряют живость форм, становятся схематичными и строгими.
Затем приходит время геометрического стиля. Вазы покрывают ровными горизонтальными полосами, заполненными простыми фигурами и меандром (спираль с резко изломанными углами). В 7 веке до н.э. возвращаются узоры, образованные переплетением цветов и животных.
Наступает период, который мы знаем под названием архаика. Он характеризуется расцветом керамики. Начинается это время геометрическим стилем и заканчивается чернофигурной живописью, которая является одной из вершин изобразительного и прикладного искусства в мировой истории. Вазы разнообразных форм и размеров использовались не только в быту, но и ритуальных обрядах. Независимо от предназначения формы сосудов становятся более гармоничными, пропорциональными, строгими. Меняется и изображение, знаки и символы заменяются образами, а тематика – в основном сцены из мифологии. Все чаще росписи на сосудах соответствуют их предназначению. Творческий подход мастеров гончарного искусства делал их не просто ремесленниками, но творцами, художниками. С этим связано то, что на совершенных образцах появляется авторская подпись мастера, создавшего сосуд. И все же, достигнув своей вершины чернофигурный стиль к концу VI века до н.э. изживает себя. Происходит переход к краснофигурной живописи. Некоторое время оба стиля совмещались. И хотя архаическую керамику можно назвать подготовкой к классическому периоду, считать ее чем-то незавершенным, наработкой нельзя. В период архаики созданы непревзойденные по красоте и художественной ценности произведения.
«Вазопись классического периода – это господство краснофигурного стиля, его совершенствование, открытие новых приемов и достижение вершины мастерства». Формы и пропорции перешли из архаики, не претерпев изменений. Лишь в период поздней классики форма усложняется, а пропорции становятся более мягкими. Развитие искусства, изменения в социальной, духовной жизни дает толчок к тому, что мастера стремятся передать в изображении духовно-телесное состояние. Чернофигурный стиль не мог удовлетворить эту потребность, а краснофигурная живопись для этой цели с ее широкими техническими возможностями подошла идеально.
Еще одной характерной особенностью было то, что вазописцы в период архаики подписывали изображения на вазах, но это были обычно имена героев, события. В период классики надписи становятся больше похожими на комментарии. Поздняя классика знаменуется уходом от мифологических сюжетов в сторону повседневно-бытовых.
Вазопись Древней Греции не исчезла вместе с цивилизацией, а продолжила свое существование в других культурах. Античное наследие в западноевропейском и русском искусстве сохранялось в формах и мотивах.
вазопись дионис древнегреческий ценность
Глава 2. Характеристика Диониса-бога
Понять греческую культуру без греческой мифологии и греческой религии невозможно. Греки не называли свои верования религией, поскольку повседневная жизнь переплеталась с религиозной. Боги для греков – это вездесущая форма, которая все видит, слышит и знает о жизни каждого человека.
С хладной выси эфирной
Видят разумного боги,
Видят они нечестивца, –
так писал поэт Еврипид.
Существуют и священные места, где следует почитать богов. В таких местах обычно воздвигались храмы. Боги наделялись сверхъестественными способностями, от них зависел весь ход жизни. Но при этом внешне боги ничем не отличались от людей, хотя они могли трансформироваться и в животное, и в растение. Отношения людей и богов было своеобразным. Боги очеловечивались не только внешне, их наделяли плохими и хорошими качествами. Так, в плохом настроении бог мог наслать на человека мучения, беды. Поэтому «бессмертным» богам следовало приносить жертвы (сжигать на алтарях куски мяса принесенных в жертву животных, злаки и т.п.), абоги за это должны были обеспечивать покровительство людям. Создавались культы богов, в честь них проводились обряды и праздники. Не обошла эта традиция и Диониса, культ которого был распространен в Древней Греции.
Дионис, или Вакх был богом плодородия, винограда, виноделия, растительности. Изначально Дионис изображался пожилым мужчиной с бородой, держащим в руках рог и виноградную ветку (период архаики и ранней классики), позже он трансформировался в юношу. Фигура юного Диониса женственна, выражение лица мечтательное, длинные волосы завитками падают на плечи, а в руках палка, обвитая виноградными ветками, напоминающая скипетр. О рождении Диониса существует не один миф, но мы привыкли считать его сыном Зевса и дочери фиванского царя Семелы. По совету ревнивой Геры, жены Зевса, Семела попросила явиться к ней бога в своем истинном обличье и тот, исполнив желание, испепелил огнем смертную. Но при этом, выхватив из огня недоношенного Диониса, Зевс зашил его в свое бедро и выносил там до срока. И хотя он изначально не входил в олимпийский пантеон, но пользовался большим влиянием в Греции.
Глава 3. Характеристика Диониса в росписи ваз архаического и классического периодов
Обратимся к вазописи. Сюжеты с Дионисом занимают особое место в росписи сосудов, это любимый и самый распространенный мотив в вазах архаического периода и чернофигурной росписи. В период классики мифологичные сюжеты сменяются бытовыми, но из всех божеств на вазах остаются Артемида и Дионис.Самым, пожалуй, известным изображением Диониса, из дошедших до нас, является чернофигурная роспись на дне килика, выполненная известным мастером того времени Эксекием. Дионис плывет в ладье, мачта увита лозами винограда, как свидетельство о чудодейственной мощи бога. Вокруг корабля выпрыгивающие и ныряющие дельфины. Сюжет взят из мифа о Дионисе и разбойниках, которые, не зная истинной сущности, решили захватить в плен и продать красивого юношу. И бог наказал их, превратив в дельфинов. Это один из множества примеров образа Диониса в вазописи Древней Греции.
Что характерно для изображения бога периода архаики? Диониса, и только его, изображали анфас. Зрачки бога расположены строго в центре глазных яблок, отчего создается впечатление «следящего» взгляда. «Зритель, блуждающий взглядом по расписной поверхности сосуда, вдруг натыкается на четко направленный на него пристальный взгляд». Это связанно с тем, что тот, кто соблюдает правила «благого пира» попадет в милость бога, а кто не знает меры и не умеет остановиться вовремя либо не желает уделить положенного времени празднику, будет наказан безумием, так как ему не укрыться от всевидящего ока на рисунке. Единственным аналогом такого изображение была Горгона – анфас, змееволосая, с клыками и высунутым языком, порой бородатая, что делало ее трудноотличимой от самого Диониса. Ведь в тот период Дионис был не юношей, а бородатым мужем. Иногда на праздничных чашах для вина изображали не самого бога, а лишь пару глаз с центрированными зрачками, все также следящими. Анфас так же (ситуативно) изображались и другие персонажи, находящиеся в промежуточном между разными реальностями состоянии: спящие, умирающие, пьяные люди и сатиры, вечные спутники Диониса.
В пиршестве особенно важны были первая чаща и последняя капля в чаше. Первая чаша посвящалась, конечно же, Дионису. На дне афинских чаш также присутствовали различные изображения, не видимые, пока вино не будет выпито. Это были своеобразные маркеры пиршества: можно было увидеть любовную сценку, тогда время поговорить о любви, героическая сценка также располагала к беседе о славных деяниях.«А если с донышка вдруг глянет на тебя безобразная горгоньяхаря – значит, все, пора идти домой».Сам Дионис в сохранившемся отрывке из утраченной комедии поэта Эвбула наставлял своих почитателей:
«Три чаши я дарую
благомыслящим
В моем застолье: первой чашей
чествуем
Здоровье, а второю – наши
радости
Любовные, а третьей –
благодатный сон.
Домой уходит умный после
этого».
Кратер своими маркировками являл собой центр праздника, и обычно выражал упорядоченность и правильность происходящего. Так, примечателен кратер, на ободе которого можно видеть хоровод фигурок. На одной половине в центре на троне сидит Дионис, а по бокам его обычная свита из сатиров и менад. С другой стороны в центре изображен сам кратер, который с обеих сторон окружают веселящиеся люди. А между полухориями оставлен зазор, чтобы зритель не перепутал, ведь лишнее возлияние может привести к тому, что слишком увлекшиеся люди сами превратятся в менад и сатиров.
В чернофигурной вазописи архаического периода можно выделить ряд ваз из ольвийского некрополя с дионисийскими сюжетами. Например, на расписанной ольпе показывается шествие Диониса в сопровождении Силина(по мифу – воспитатель Диониса) и менады.Фигура бога, держащего в левой руке рог, направленна в правую сторону, фигура менады – в противоположную, но их взгляды встречаются, так головы повернуты друг к другу. Из этого можно сделать вывод, что анфасное изображение встречается, когда Дионис один, если участников картины больше, то голова повернута в профиль, обращена к кому-то.
Другая расписанная ольпа показывает нам Силина, который несет на спине мех с вином. По архаической традиции он изображен в коленопреклоненном беге.
Ойнохоя с изображением Диониса с канфаром в руках, сидящего на дифросе, также типична для архаики.
Еще одним персонажем дополнена дионисийская тема чернофигурной вазописи – Аполлоном. Вместе с Дионисом он появляется на вазовых рисунках последней четверти VIвека до н.э. Примером служит еще один чернофигурный ольвийский сосуд – лекифа. На ней изображен Дионис, хвостатый силен и Гермес, стоящие возле Аполлона, сидящего на дифросе и играющего на кифаре.
Также в росписи керамики нередко присутствует сюжет, где Дионис нередко возглавляет сбор и отжим винограда. Переход из состояния растение в жидкость обозначен чашей или рогом, также атрибутом Диониса. В вазописи чаша и рог становятся маркером бога, и именно этот аспект широко представлен в росписи. В большинстве случаев Дионис изображается либо с виноградной лозой, либо с чашей, рогом.
Если говорить о дионисийских сюжетах, то неизменными спутниками бога были силены (божества плодородия и стихийных сил природы, имели торс человека с конскиминогами и хвостом, а также большой фаллос, как символ плодородия). Нередко и они являлись персонажами вазописи. Примером может служить сосуд, датированный VI веком до н.э., на котором изображены три силена и четыре нимфы. Гефест в сопровождении Диониса и его свиты возвращается на Олимп, а бородатые с лошадиными ногами и хвостами силены идут следом. На спине одного мех с вином, второй играет на аулосе, а третий несет на руках нимфу. Впоследствии, происходит объединение сатиров и силенов в единый образ.
В Британском музее находится большая чернофигурная амфора, на шейке которой изображен Дионис и сатиры. Божественную сущность Диониса подчеркивают стебли плюща, абрис которых здесь напоминает крылья.
Еще один интересный сюжет, характерный для иконографических композиций того времени – влюбленная пара Диониса и Ариадны, сидящая на дифросе в окружении сатиров и менад. Примером служит чернофигурная амфора, на одной стороне которой показано шествие Геракла, а на другой интересующий нас сюжет – свадьба. Композиция разделена на три группы персонажей по две фигуры, торжественные позы свидетельствуют о важном событии. В центре на дифросе восседают Дионис и Ариадна, они изображены в профиль, фигуры по бокам стоят в статических позах. Но чтобы избежать «застылости» изображения, художник изображает менаду, загораживающую собой сатира, с другой стороны – обратная ситуация.
Классическому периоду соответствуют уже краснофигурные вазы. Интересно упомянуть о двух кратерах времен классического периода. На первом изображен Дионис в сопровождении сатира и менады. Этот сосуд представляет типичную трактовку образа бога того периода. Иная трактовка на другом кратере, где поза Диониса не так строга и статична, а наоборот расслабленность и мягкость, одежда роскошна. Цветовое решение (добавление белого и темно-оливкового цвета) и игра на контрастах добавляют динамики изображению. Дионис и Ариадна одеты в праздничные одежды. Подобное одеяние характерно для бога виноделия чернофигурной вазописи. На голове Диониса венок из плющевых листьев, у супруги – изящный венок из мелких листьев.
Такая трактовка сюжета (статика, скованность поз) характерна для архаического времени. Позже сюжет усложняется, и здесь уже опускается непринужденность. Божественная пара иногда изображается на ложе или сидящей в окружении менад, сатиров и других спутников. Здесь можно упомянуть ойнохою еще архаического периода, где возлежащий Дионис наливает менаде вино. Поза бога расслаблена и беззаботна, что характерно для его ипостаси. Но сюжеты, где Дионис и Ариадна находятся на ложе, все же больше характерен для периода классики.
И все же подведем итоги вазописи архаического периода: Дионис изображается один, тогда в большинстве его лицо рисуется анфас со «следящим» взглядом, либо в профиль, если присутствуют другие персонажи. Также характерно то, что чернофигурная роспись того периода обладала небольшими техническими возможностями, а некий консерватизм приводил к иконографическим изображениям. Позы были строгими и скованными, а сами изображение статичными. Дионис изображается непременно со своими атрибутами, в окружении своей свиты из менад, сатиров, силенов. В дионисийских сюжетах присутствуют другие боги, с которыми Дионис связан родственными, дружескими узами.
Какие же изменения происходят в период классики? Дионис остается на росписях сосудов, хотя, как уже упоминалось ранее, происходит уклон в сторону жизненно-бытовых сцен. Существует одна немаловажная деталь, почему Дионис так любим при росписи сосудов: «Павсаний, греческий путешественник II века нашей эры, описывая Афины, уточняет, что Керамик, квартал гончаров, получил "свое имя от героя Керама; …он был сыном Диониса и Ариадны". Щедрому да воздастся! Дионис не только бог вина, он косвенно связан с изготовлением керамики; вот и еще одна причина, по которой художники и гончары, находясь под патронажем Дионисова сына, делают бога вина главным персонажем своего изобразительного репертуара».
Итак, о двух краснофигурных вазах упоминалось ранее, рассмотрим на примерах, как обыгрывался образ Диониса в классический период Древней Греции.
В сюжетной линии происходит мало изменений, а в технической части мастера получают широкие возможности. Теперь не составляет труда написать сложные позы, ракурсы человеческой фигуры, складки одежды.
Пройдемся по примерам краснофигурной вазописи классического периода. Интерес представляет кратер с изображением младенца Диониса и Гермеса (мастера не обошли вниманием сюжет младенчества бога). Выбран момент мифа, когда Гермес передает на воспитание младенца нимфам. Такой сюжет не раз повторяется в вазописи.
Развитие живописи показано на большомскифосе, где изображен Дионис и силен с одной стороны, силен и женщина с другой. Фигура бога естественна, поза непринужденна, а само изображение смотрится живо и выразительно.
Из краснофигурной вазописи дошел и сюжет с изображением праздника Диониса классического периода (V век до н.э.). Его участницами были исключительно женщины, а само действо, видимо, происходит в святилище. Еще один стамноспримерно аналогичного сюжета: в центре стоит женщина с канфаром в руке, перед ней стоит столик с таким же стамносом. Слева – танцующая менада, справа – женщина, играющая на двойной флейте. Такая композиция и сюжет весьма характерны для середины V века до н.э.
Интересна трактовка Диониса и на краснофигурном стамносе конца V века до н. э. Бог представлен в виде древесного ствола, одетого в двойной хитон, над которым прикрепляли бородатую маску. Такое изображение было самым простым и доступным для населения сельской хоры (Блаватский В. Д., 1985, с. 264).
Но Дионис может предстать не только со своими привычными атрибутами или в таком символическом образе, как ствол. В момент творческого экстаза в руках у него может оказаться лира, о чем свидетельствует медальон краснофигурного килика. Рядом с Дионисом пляшут сатиры с кроталами в руках.
Второй половине V века соответствуютдва краснофигурных кратера для праздничных церемоний. На одной вазе нарисовано шествие Диониса в сопровождении сатира, играющего на аулосе, и менады с тирсом и горящим факелом. Дионис изображен бородатым мужчиной в хитоне и большом плаще, на голове у него плющевой венок, а в руках тирс и канфар. Это показывает, что еще и в период классики Дионис не стал юношей, он все еще представляется древними греками как зрелый мужчина.
Существовали и трехуровневые композиции. Примером служит второй кратер, где помимо Диониса присутствует Аполлон, уже встречавшийся в компании с богом виноделия на архаических изображениях. Дионис здесь присутствует наверху композиции со своими непременными атрибутами – тирсом и кафром, который протягивает менаде, и она наполняет его вином из ойнохои. Нижний ярус заполняют сатир, играющий на аулосе, менада с ойнохоей и жрица, ведущая в жертву козла. Также изображен Аполлон в венке и с лирой, непременными атрибутами уже этого божества.На оборотной стороне вазы нарисованы две менады с факелами и винными мехами; их преследует сатир, а другой сатир полулежит рядом с амфорой и ритоном, из которого течет вино. Изображение вместе двух богов не случайно, в классический период их почитали в одном святилище.
Следует сказать еще о том, что Дионису соответствует бык и козел, иногда его изображали именно в этих ипостасях, а из «козлиных» песнопений во время обрядов выросла древнегреческая драма.
Интересно видоизменение сюжета о Дионисе и Ариадне. В данной работе он уже упоминался в чернофигурной вазописи, но возможности росписи не позволяли выражать эмоции и действие, да и консерватизм и иконографичность того времени делали сюжеты бездейственными. В период классики сюжеты становятся более динамичными, о чем явно свидетельствует изображение на ойнохое, где к сидящему Дионису в объятия устремляется Ариадна. Место действия сад, о чем свидетельствуют переплетенные верхушками деревья.Рядом изображены сатиры, один из которых пытается похитить амфору. Таким образом, можно отметить живой, игровой момент в мифологическом сюжете. Здесь уже чувствуется динамика, движение.
Сюжет свадебного поезда Диониса и Ариадны также использовался вазописцами, но есть одно уникальное изображение, где божества стоят в колеснице, которая запряжена оленями.
Итак, в чем же особенность классической вазописи. Сюжетная линия остается прежней, Дионис, его спутники, возлюбленная Ариадна. Так же как и период архаики, Дионис изображается зрелым мужчиной с бородой (юношей его стали изображать лишь вконце V века до н. э.). Атрибуты бога не изменились. Но стоит отметить, что помимо мифологических сюжетов, связанных с Дионисом, на сосудах появляются сцены из древнегреческой трагедии. Но, конечно, сюжет действа – это обыгрывание мифов о боге виноделия. Изменения связаны лишь с технической стороной росписи, где было больше возможностей для прорисовки деталей и внесения в картину динамики.
Заключение
Подводя итоги данной работы, следует сказать, что образ Диониса в архаической и классической вазописи представлен очень ярко и многообразно. Дионис мог изображаться в своей человеческой ипостаси, в образе быка, козла и даже, ствола дерева. Атрибутами божества были тирс, виноградная лоза, плющ, канфар. В росписи могло не быть изображение самого бога, но его спутники указывали на связь с ним. Изображались дионисийские праздники, и даже если на рисунке не было самого Диониса, его присутствие выражалось в вине, празднике, атрибутах. На примерах сосудов архаического и классического периодов представлена вся гамма не только образа бога виноделия, но и влияние его на жизнь древних греков. Сосуды с изображение Диониса или его спутников были не просто украшением, это был код, знак, правила, по которым жили люди того времени.Говоря о роли Диониса в культуре, то вазопись, маски, рельефы Древней Греции – это только основа, с которой началось шествие бога вина в мировое искусство. Его образ появляется в средневековье, но в средневековых книжных иллюстрациях Дионис изображался обычно как олицетворение осени – время сбора урожая.
В эпоху Возрождения Дионис уже олицетворяет радость бытия, в искусстве получают широкое распространение сцены вакханалий (мировые художники, такие как Дюрер, Тициан, Рубенс, Йорданс, Пуссен, обращались к этому сюжету в своих произведениях). Той же символикой пронизаны сюжеты "Вакх, Венера и Церера" и "Вакх и Церера", особенно популярные в живописи барокко. В 15-18 вв. возвращается сюжет о Дионисе и Ариадне. Рельефы, скульптуры, картины и музыкальные произведения посвящаются Дионису. Из этого можно сделать вывод, что игривый бог виноделия прошел через века, его образ был источником вдохновения для мастеров многих столетий.
Список литературы
1.Блаватский В.Д.История античной расписной керамики – М.: Книга по Требованию, 2012. – с.303
.Иванов Вячеслав. Дионис и прадионисийство. – Спб: Алетейя, 2000, с. 352
.Культура Древней Греции: Учеб.пособие. – М.: Высшая школа, 2008. с.461
.Лосев А.Ф. Античная мифология в её историческом развитии – СПб: Алетейя, 2012, с. 617
.Михайлин В. Тропа звериных слов: Пространственно-ориентированные культурные коды в индоевропейской традиции. – М.: НЛО, 2007, с.540
.Розин В. М. Предпосылки и особенности античной культуры – СПб: Российская Академия Наук. Институт лингвистических исследований, 2004, с. 300
.Скржинская М. В. Древнегреческие праздники в Элладе и Северном Причерноморье – СПб: Алетейя, 2010, с. 464
.Скржинская М. В. Культурные традиции Эллады в античных государствах Северного Причерноморья – Киев: Институт истории Украины, 2010, с. 324
.Тахо-Годи А. А. Греческая мифология – М: АСТ,Фолио, с. 256
.Франсуа Лиссарраг. Вино в потоке образов: Эстетика древнегреческого пира/Пер. с франц. Е.Решетниковой. – М.: Новое литературное обозрение, 2008. – с. 176