- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 27,73 Кб
Образ Геракла в скульптуре и живописи Флоренции эпохи Возрождения
Введение
Флоренцию называют жемчужиной Италии, такая аллегория вполне заслужена. Этот красивейший город является колыбелью итальянского возрождения. Во Флоренции жили и творили Микеланджело, Леонардо да Винчи, Данте и Макиавелли. Вполне правомерно будет назвать Флоренцию городом-музеем: красивейшие площади, украшенные статуями, дворцы, расписанные фресками, огромное количество шедевров живописи, собранных в галерее Уффици.
Флорентийская культура заложила основу для развития европейской архитектуры и изобразительного искусства. В эпоху возрождения многие живописцы и архитекторы обыгрывали в своих произведениях сцены из древнегреческой мифологии. Произошло это потому, что мифологический мир обладает особой, универсальной, очень привлекательной в чисто человеческом отношении ценностью.
Именно в эпоху Возрождения актуализировался образ Геракла, отчасти потому, что один из эпизодов связанных с ним нашел свое отражение в христианстве. Сюжет «Геркулес на распутье» изображает колебания античного героя между двумя жизненными судьбами – Добродетелью, путём трудным, но ведущим к славе, и Пороком, путём, на первый взгляд лёгким и полным привлекательности. Петрарка создал художественный образ христианизированного Геракла, размышляющего над выбором жизненного пути, в своем трактате De vita solitaria. В эпоху Ренессанса выбор Геркулеса становится символом духовной борьбы, «психомахии», благодаря которой античный герой эволюционирует в блуждающего рыцаря, и наконец в аллегорию Христа. Маттео Пальмьери (1406-1475) в Libro della vita civile аллегорически конструирует этот выбор, как колебания между активной prudentia (благоразумие, примарное удовлетворение ежедневных телесных нужд) и созерцательной sapientia (высшая мудрость, которая рождается в одиночестве в размышлении о неземных, высших, божественных материях, «героическая меланхолия»).
Из всех героев греческих мифов Геракл наиболее многогранен. Он и великий герой, совершивший невероятные подвиги, и трагическая фигура, и буффон, и философ, и устроитель цивилизации. Геракл, совершив свои подвиги, пережив множество страданий, заслуживает бессмертие и становится богом.
Прежде чем исследовать упоминания о Геракле в древнейших источниках, следует обозреть саму личность Геракла, как самого значительного и популярного во всём античном мире героя. Нужно сказать , что даже в Римской культуре культ Геркулеса (так именовался в Риме Геракл) был очень распространён; и даже в культуре древнейших жителей Аппенинского полуострова этрусков существовал культ Геркле, соотносимого с Гераклом, которого почитали как прародителя этрусков.
Образ древнегреческого Геракла сконцентрировал в себе все выдающиеся героические черты, которые возвышали его над другими людьми, тем самым делая его интересным и понятным для самых разных людей по всему миру. К этим качеством необходимо отнести силу и благородство, аристократичность и народность , нетерпимость к врагам и добродушие, милосердие, щедрость и верность долгу, ум и непосредственность.
Чем же образ Геракла привлекателен для человечества? Ответ на данный вопрос прост и отражает стремление каждого человека к совершенству и силе, как в физическом, так и в духовном смысле .
Не будет преувеличением сказать, что Геракл наиболее популярная фигура во всем мире. Многие художники и скульпторы вдохновлялись его образом в своих работах. Флорентийские мастера не стали исключением, тем более что два из двенадцати своих подвигов, Геракл совершил на территории современной Италии (десятый подвиг «Похищение коров великана Гериона» и одиннадцатый «Похищение яблок Гесперид»).
На протяжении истории постантичного периода деятели культуры, искусства и науки неисчислимое количество раз обращали внимание на античное духовное наследие, основополагающим пластом которого является мифология древних греков. Как известно, любимейшим героем древнегреческой мифологии был Геракл, но почему-то это не нашло отражения в последующие времена. Хотя наблюдались отдельные обращения к данному образу, но однако они носили более касательный, неконкретный и поверхностный характер.
Однако, достаточно углублённо и полно исследованиями греческой мифологии занимались в своих работах Лосев А.Ф., Штоль Г.В. Мифы классической древности, Зелинский Ф.Ф. Сказочная древность Эллады, Альтман М.С. Греческая мифология, Радциг С.И. Античная мифология, Тахо-Годи А.А. Греческая мифология, Кун Н.А. Легенды и мифы древней Греции, Грейвс Р. Мифы древней Греции, Парандовский Я. Мифология, Гренчени-Вальдапфель И. Мифология, Нейхардт А.А. Герои Эллады, Голосовкер Я.Э. Сказания о титанах и другие. И в целом, древнегреческие мифы и легенды являют собой сформировавшийся в современном человеческом сознании комплекс представлений.
Всё же, необходимо отметить, что при обилии исследовательских работ, ощущается явный недостаток источниковой базы по греческой мифологии. Безусловно, такая база во времена расцвета греческой цивилизации существовала и была наверняка более чем обильной, но до современности не дошла, сохранив лишь упоминания о некоторых авторах и их произведениях, а также преданиях, передававшихся в народе без указания на личности авторов, либо певцов.
Самым известным из догомеровских певцов и поэтов является полулегендарный Орфей, который, как считалось был на 10 поколений старше Гомера. Мифы о нём переплетаются мотивами, в том числе с геракловыми (нисхождения в Аид – из подвигов Геракла). Также известен Мусей, бывший учителем, либо учеником Гомера, которому приписывались теогония и различные гимны, в том числе и о деяниях героев (а потому вероятно и Геракла). Некий мифический Лин, певец, якобы сын Аполлона и царской дочери, или по Гесиоду, сын музы Урании и Аполлона. Лина считали учителем Фамирида, Орфея и Геракла, поэтом и мудрецом, превосходившим самого Гомера и по старшинству и по искусству.
К дошедшим источникам относятся гомеровские поэмы Илиада и Одиссея, произведения Гесиода Теогония и др. и дошедшие гимны Архилоха, в которых есть мифологические соотнесения.
Поэмы Гомера Илиада и Одиссея были созданы в первой трети I тысячелетия до н.э. В той области древней Греции, которая носила название Ионии. Составителей этих поэм было вероятно очень много, но художественное единство поэм предполагает какого-то неизвестного нам единоличного автора, оставшегося в памяти всей античности и всей последующей культуры под именем слепого и мудрого певца Гомера1(Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. М.,1996. С.34.). И хотя тематическими параллелями и косвенными указаниями поэмы связаны с Геракловым циклом подвигов, но лишь в отдельных стихах встречаются упоминания о самом Геракле, и часто даже не о нём самом, а о его силе и его подвигах в контексте лиц и сюжета эпоса.
Гесиод, возможно, младший современник Гомера или автор, несколько удалённый от него по времени. Как житель консервативной земледельческой области Греции, Беотии, он – наследник и хранитель древнейших традиций в художественной трактовке религиозной тематики. Его поэмы принято относить к VII в. до н.э. Основные дошедшие до нас произведения Труды и дни и Теогония ( О происхождении богов), в которой есть довольно много упоминаний о Геракле. Но в контексте исследования образа Геракла наиболее интересна было бы, не дошедшее произведение Щит Геракла – поэма в 480 стихах. В поэме не рассказывалось о всех подвигах Геракла, а изображается его поединок с чудовищем Кикном, сыном Ареса, причём на первом плане – длинное, тяжёлое и напыщенное , с большими преувеличениями изображегние щита Геракла, неудачное подражание XVIII песни Илиады, где описывается щит Ахилла.
Архилох – жил на острове Паросе в начале VII в. до н.э., по преимуществу прославился на все времена своими ямбами, почему и сопоставлялся с Гомером. Нам мало известно о его гимнах (хотя его знаменитый гимн Гераклу традиционно исполнялся в честь победителей, хотя и не дошёл до нас ).
В целом, необходимо отметить, что в дошедших до нашего времени письменных литературно-исторических источниках архаического периода развития древнегреческой цивилизации, сведения и упоминания о Геракле совершенно неполны, необстоятельны, поверхностны, отрывочны и неперсонофицированы. На основании них трудно сложить всеобъемлющее и всеохватывающее представление об этом герое.
Целью данной работы является анализ флорентийских произведений искусства, в которых используется образ древнегреческого героя Геракла.
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
.Описать флорентийские скульптурные композиции, картины и фрески, посвященные Гераклу.
.Сделать выводы.
1. Образ Геракла в скульптуре и живописи Флоренции
Надо заметить, что во Флоренции живопись развивалась почти одновременно с другими искусствами, и, может быть, по этой причине флорентийские художники никогда полностью не могли осознать отличие своих задач от задач архитекторов и скульпторов. Даже в то время, когда живопись стала играть большую роль в искусстве Возрождения, флорентийцы все еще придерживались классических идеалов формы и композиции, они были слишком академичны и чужды жизнерадостной и чувственной прелести венецианского искусства.
Ярчайшим представителем искусства и архитектуры Флоренции начала Возрождения является, несомненно, Филиппо Брунеллески, который во многом копировал и следовал античным архитектурным традициям, хотя и в вольной трактовке. Ни с чем невозможно перепутать купол собора Санта Мария дель Фьоре, этот купол – первое, что приходит в голову, при упоминании имени Брунеллески. Однако и там пилястры и профиль карниза явно имеют античное влияние.
В подобной же традиции творили и ученики Брунеллески, например Лука Фанчелли, продолживший по смерти Брунеллески строительство Палаццо Питти, ставшего впоследствии Дворжом дожа Козимо 1 Медичи, первого из великих князей Тосканы.
К самому дворцу Питти прилегают знаменитые Сады Боболи, разделенные на сегменты с потрясающими статуями, фонтанами, гротами, которые впоследствии стали копироваться во многих итальянских садах и в дизайне садов остальной части Европы.
Сад Боболи действительно музей под открытым небом , не только своей архитектурой и ландшафтом , но и из-за многочисленных скульптурных украшений , которые он содержит . Его создание и развитие охватывает четыреста лет с 15 по 19 века. Сады заложенные еще семьей Болгоро, от имени которых, как многие предполагают, и произошло название Боболи были куплены в 1418 году Лукой Питти, богатым купцом, соперником Медичи. В середине 15-го века Питти поручил строительство грандиозного дворца. Но вскоре, в 1549 году дворец с садами был куплен женой Козимо I Элеонорой да Толедо , и стал городской резиденцией семьи Медичи . Проектировкой садов занимался Никколо Триболо, и это, вероятно, он создал в садах амфитеатр. Он создал первую линию садов, которая началась у главного входа во дворец и продолжалась через гору до Форте Бельведере . Когда Триболо умер, работа продолжалась под руководством Бартоломео Амманнати (1511-1592) и впоследствии Бернардо Буонталенти ( 1555-1635 ) . В 17 веке Джулио Париджи ( 1568-1635 ) и его сын Альфонсо разработал вторую линию садов, которая пересекла под прямым углом первую линию в направлении Порта Романа .
Медичи были собирателями и хранителями античных памятников искусства, они скупали все найденные при реконструкциях произведения, и украшали ими свои дворцы и сады. В том числе в Садах Боболи и до сих пор находятся римские статуи, большинство из которых изображают мифологических героев, как, например, Геракл в шкуре льва, стоящий возле входа во дворец Питти.
Любовь меценатов и художников Возрождения Флоренции к античным героям нашла свое отражение в великолепных работах мастеров. Каждая, конечно, выполнена в своей, неповторимой манере. По этим произведениям мы можем проследить развитие искусства в данной эпохе.
.1 Картина Антноио Паллайоло «Геркулес и гидра» (1460), галерея Уффици
Антонио дель Поллайоло (Antonio del Pollaiolo) (1433-1498)
Итальянский живописец, скульптор, ювелир и гравер эпохи Раннего Возрождения. Собственно, настоящая фамилия Бенчи (Benci). Учился, вероятно, у Андреа дель Кастаньо, испытал влияние Донателло; работал во Флоренции, в 1469 и с 1484 – в Риме. Антонио Поллайоло и его брат Пьеро были крупными флорентийскими скульпторами, живописцами и ювелирами, они исполняли заказы города и собора, а также знатных флорентийских семей. таких как Медичи. Антонио также известен своими гравюрами, особенно гравюрой Битва Обнаженных, в которой Антонио Поллайоло изобразил человеческое тело в разнообразных позах.
Техника ювелирного мастерства наложила свой отпечаток не только на его скульптуру, но и на графику и живопись. Он написал ряд картин, из которых наибольшей известностью пользовались «Геркулес, убивающий льва, гидру и Антея»
Поллайоло был одним из основоположников мифологического жанра в итальянской живописи XV в. К этой теме он впервые обратился ок. 1460 в серии «Подвиги Геракла», написанной для правителя Флоренции Пьеро Медичи (не сохранилась). Две копии мастерской Поллайоло с картин этой серии (Геракл и Антей, Геракл и Гидра, ок. 1475, Флоренция, галерея Уффици) свидетельствуют о трактовке художником мифологических сцен в драматическом ключе; угловатая экспрессия сильных, жилистых тел нарочито далека от античного идеала красоты.
Картина была создана художником в 1460 на деревяном холсте при использовании краски темпера. На маленькой по размерам картине Антонио Поллайоло (1433-1498), флорентийского живописца эпохи Кватроченто, изображен один из подвигов древнегреческого героя Геракла, или Геркулеса. Вторая дощечка с композицией на тему этого мифа также находится в музее. Исследователи предполагают, что обе работы являются эскизами к большим картинам, которые заказал художнику Пьеро Медичи, или же их уменьшенными копиями. Но они могут быть и самостоятельными произведениями, и тогда тем более нужно отметить, что Поллайоло сумел наделить столь малое изображение монументальностью.
В качестве сюжета мастер взял ту часть мифа о Геракле, в которой он сражается с лернейской гидрой, гигантской змеей, имевшей множество голов и одну из них бессмертную. Напряжение битвы художник передает, изображая вздувшиеся мускулы героя и отчаянное выражение его лица. Работа полна движения. Сила и мощь Геракла подчеркнуты расположенным далеко внизу пейзажем и тем, что главный персонаж помещен на фоне неба. Но в то же время живописец явно был увлечен красивыми и упругими линиями драпировок, змеиного тела, вьющейся ленты реки, которые создают в произведении сложный узор. Картина содержит все настроения и приметы эпохи Ренессанса: зарождение пейзажа на заднем плане, явно выраженный характер персонажа, почти портретная живопись.
Уничтожение Лернейской гидры – второй подвиг, совершенный Гераклом по велению Эврисфея.
Окрестности города Лерна представляли собой плодородное и святое место. Их стала опустошать гидра, устроившая себе логово под платаном у семи ключей, дающих начало реке Амимона. У гидры было огромное собачье туловище и восемь или девять змеиных голов, одна из которых была бессмертна. Она была столь ядовита, что одно ее дыхание и даже запах ее следов могли уничтожить все живое. Афина обдумала, как Гераклу лучше всего убить чудовище, и, когда на колеснице, управляемой Иолаем, он достиг Лерны, богиня указала ему, где находится логово гидры. По совету Афины он заставил ее покинуть логово, пуская из лука горящие стрелы, а когда ему удалось ухватить чудовище, он задержал дыхание. Однако чудовище обвилось вокруг его ног, стремясь свалить его. Напрасно Геракл бил дубиной по головам гидры, стоило ему раскроить одну голову, как на ее месте вырастали две, а то и три новые.
На помощь гидре из болота выполз огромный рак и вцепился Гераклу в ступню, но Геракл в ярости растоптал его и призвал на помощь Иолая. Иолай поджег часть ближней рощи, а затем, чтобы у гидры не вырастали новые головы, стал прижигать горящими головнями обезглавленные шеи и тем самым остановил поток крови.
Эврисфей посчитал, что этот подвиг совершен не по правилам, поскольку Иолай помогал Гераклу.
.2 Скульптурная группа из бронзы и картина на общий сюжет работы Антонио дель Поллайоло «Геракл и Антей»(1465)
Небольшая картина Антонио Поллайоло «Геракл и Антей» (1465, Флоренция, галерея Уффици) и созданная им бронзовая статуэтка из Барджелло (1475-1480) имеют общий сюжет.
Как скульптор он создавал небольшие композиции в технике бронзы ("Геракл и Антей", 1475-1480, бронзовая статуэтка из музея Барджелло), как и в живописи пытаясь варьировать тему борьбы двух фигур ("Геракл и Антей", около 1475, "Геракл и Гидра", около 1475) в яростной схватке. В пластике человеческого тела, в самих его формах, он искал источник движения, старался передать развитие и эмоциональную реакцию человека в момент высшего напряжения сил. Цикл картин с изображением подвигов Геракла предназначался для палаццо Медичи на виа Ларга во Флоренции.
Скульптура поражает своей экспрессией в передаче движений с детальным анатомическим анализом в воспроизведении обнаженного человеческого тела. Орущая пасть Антея и сжатые зубы Геракла – неослабевающее напряжение. Какое сильное напряжение борьбы, исход драки еще не решен, но конец уже близок. Борящиеся похожи на дерево, ноги Геракла – ствол, который дает ощущение его близкой победы, тела и руки – ветви. Как интересно задумано, ведь Геракл ищет сад.
Скульптура создана раньше и с ракурса, который я вижу, Антей уже повержен, одна рука опираются о тело Геракла, вторая держится – силы в них уже нет. Боль страшная, больно даже льву на шкуре Геракла, но напряжения борьбы уже нет, лишь последнее тяжелое объятия Геракла, и опоясывающее сжатие в теле на талии и резкий, короткий вздох.
"Идея создания свободно стоящей скульптурной группы, изображающей отчаянный поединок, была очень смелой для того времени. Но самое большое удивление вызывает то, с каким мастерством Поллайоло придал своей композиции центробежный импульс. Кажется, что руки и ноги обеих фигур выходят из одной точки, и только осмотрев скульптуру со всех сторон, мы сможем оценить всю сложность их движения. Вопреки динамичному напряжению, группа гармонична. Желая подчеркнуть центральную ось, скульптор соединяет верхнюю часть тела Антея с нижней." (Основы истории искусств, Х.В. Янсон и Э.Ф. Янсон).
Встреча Антея с Гераклом произошла после совершения последним одиннадцатого подвига: добыча яблок Гесперид. Герой доставил яблоки Ефрисею, но тот побоялся их взять, в результате Геракл отдал яблоки богине Афине, которая вернула плоды Гесперидам.
Прежде чем вернуться в Микены, Геракл решил отправиться в Ливию где правил царь Антей, сын Посейдона и богини земли Геи. Антей имел обычай заставлять путников вступать с ним в бой, после чего убивал измотанного противника. У Антея было неоспоримое преимущество: помимо того, что он являлся искусным атлетом, Антей черпал силы при прикосновении к земле. Геракл был вынужден вступить в единоборство с Антеем. В пылу борьбы Геракл заметил, каким образом силы его противника восстанавливаются, поднял Антея над землей, и держал до тех пор, пока тот не испустил дух.
1.3 Скульптурная группа перед Палаццо Веккио «Геракл и Какос» (1534) работы Баччо Бандинелли. Декорации для палаццо Маручелли-Фенци кисти Себастьяно Риччи, эскиз для зала Геракла «Геракл и Какос»
картина скульптура геркулес декорация
На примере этой работы мы можем проследить зарождение маньеризма во Флоренции. Маньеризм (итал. manierismo, от maniera – прием, манера), течение в европейском искусстве шестнадцатого столетия, зародившееся в лоне искусства итальянского Возрождения и отразившее кризис ренессансных гуманистических идеалов. Мастера маньеризма культивировали представления о неустойчивости мира, шаткости человеческой судьбы, находящейся во власти иррациональных сил, стремились не столько следовать природе, сколько выражать "внутреннюю идею" образа, рожденного в душе художника. Стилистические особенности маньеризма: намеренное нарушение перспективы, экспрессия поз и мотивов движения, колористические и светотеневые диссонансы, искажение анатомических пропорций фигур – все это выражалось в стремлении не следовать природе, а опираться на вкусы и "особое видение" художника. Пластическая избыточность, граничащая с изощренностью, становилась самоцелью, в жертву красоте отдельной детали была отдана эстетическая целостность.
Баччо Бандинелли (1488/93-1560), с самого начала своей творческой деятельности тесно связанный с семьей Медичи (недаром во время восстания 1527 г. он был вынужден бежать из Флоренции), выступает как создатель придворного направления, во флорентийской скульптуре.
Стремясь подчеркнуть холодную идеальность образов, он приходит к нарочитой суммарности трактовки объемов, предельной заглаженности поверхности мрамора (излюбленного материала Бандинелли), идеальной плавности контуров, что придает скульптурной форме отвлеченность, лишает ее пластической наполненности.
Колоссальная скульптурная группа Бандинелли «Геракл и Какус», поставленная в 1534 г. на площади Синьории и претендовавшая на соперничество с «Давидом» Микеланджело, лишена и героики и подлинной монументальности: статуи отличаются натуралистической грубостью, неестественная и неоправданная напряженность мускулов делает фигуру Геракла скованной и одеревенелой, лица уподобляются гротескным маскаронам, общий силуэт группы крайне невыразителен.
Рассмотрим сюжет картины.
Переправляясь через Лигурийские Альпы, Геракл прорубил дорогу, по которой могло пройти его войско и обозы. Кроме того, он разгромил все шайки разбойников, орудовавших на перевале, ведущем в местность, которая сейчас называется Цизалышйская Галлия и Этрурия. Только пройдя по всему побережью Италии и переправившись в Сицилию, он понял, что идет неверной дорогой. Римляне говорят, что, достигнув Альбулы, которая впоследствии стала называться Тибром, он был встречен царем Эвандром, некогда изгнанным из Аркадии. Вечером Геракл переплыл через реку, гоня стадо перед собой, и лег отдохнуть на траву. А рядом, в глубокой пещере, жил огромный ужасный трехглавый пастух по имени Какос, сын Гефеста и Медузы, который слыл несчастьем и позором Авентинского леса и изрыгал пламя из всех своих трех ртов. Человеческие черепа и руки свисали со сводов его пещеры, а пол был выстлан костями его жертв. Пока Геракл спал, Какос похитил у него двух самых лучших быков и четырех телок, которых, держа за хвосты, приволок в свое логово.
С первыми лучами солнца Геракл проснулся и сразу же заметил пропажу скота. Проведя какое-то время в бесплодных поисках, он уже собирался погнать оставшихся животных дальше, но тут одна из похищенных телок замычала от голода. Пойдя на звук, Геракл пришел к пещере, вход в которую загораживала скала, да такая большая, что ее вряд ли могли бы сдвинуть десять запряженных вместе быков. Но Геракл отодвинул скалу, словно это был небольшой камушек, и, не убоявшись пламени, которое извергал Какос, схватился с ним и уничтожил.
.4 Статуя «Спящий Геракл» Баччо Бондинелли. Государственный Эрмитаж
Другая работа Баччо Бандинелли "Спящий Геракл", дата создания которой неизвестна, также выполнена в свойственной скульптору гипертрофированной манере. Та же неестественная и неоправданная напряженность мускулов спящего человека делает фигуру Геракла одеревенелой. Слишком широкий торс, преувеличенная мощь героя, напряженные мышцы совсем не создают впечатление спящего человека.
Кстати, Баччо Бандинелли на самом деле звали Бартоломео Брандини. В 1530 году, готовя документы к получению ордена Св. Якова от императора Карла V сфальсифицировал свою родословную, произведя её к благородной фамилии Бандинелли из Сиены, и отказавшись от отеческого прозвания Брандини.
1.5 Статуя «Геракл и Диомед» (1550) работы Винченцо деи Росси. Палаццо Веккио (Palazzo Vecchio)
Винченцо де Росси , также известный как Винсент Росси да Фьезоле ( Фьезоле , 1525 – Флоренция, 1587 ) итальянский скульптор, начал свою карьеру учеником Баччо Бандинелли около 1534 года. В 1546 , закончив свое обучение , он переехал в Рим , где получил свой первый заказ на статую Христа в часовне Пантеон.
Эта работа не считается очень удачной за гигантизм фигуры и чрезмерное внимание к деталям.
Но по возвращению во Флоренцию , художник создал для Палаццо Веккьо Статую «Геракл и Диомед».
Поговорим о статуе «Геракл и Диомед».
Вне всякого сомнения, в шестнадцатом веке у итальянцев было великолепное чувство юмора, что и подтверждает данное произведение. Ясно, что побеждающий борец изображен здесь в беде. Просто, когда вы думаете, что уже одержали победу в битве, то вполне возможно обнаружите, что вы наиболее уязвимы, если ваш оппонент решил не играть по правилам.
Работа показывает изменение философии в Флоренции в этот период от героизации персонажей к их оживлению. Чувствуется и юмор, и жизнелюбие, есть и намек на эротизм.
Статуя создана в 1550г скульптором Винченцо де Росси, учеником Микеланджело и была установлена на площади "Палаццо Веккио" во Флоренции. Статуя олицетворяет восьмой подвиг Геркулеса, когда ему было поручено отправиться в дальний путь – добыть коней фракийского царя Диомеда. Этот царь был свиреп и жесток и не любил чужеземцев. Он выстроил у моря крепость с высокими каменными стенами и глубоким рвом вокруг и жил там, окруженный своими воинами. Когда незнакомый корабль показывался у берега, Диомед посылал своих слуг звать приезжих в гости. Он угощал их у себя во дворце и хвалился перед ними своими конями. Четверка диких коней была у царя Диомеда. Никто не мог ни обуздать их, ни впрячь в колесницу. Питались они не травой, не зерном, а свежим человечьим мясом. Но этого не говорил Диомед гостям. Когда же гости выражали желание посмотреть на чудесных коней, царь отводил чужеземцев в конюшню и отдавал на съедение своим любимцам. Теперь рассеялись все сомнения Геракла: избавить мир от страшных чудовищ-коней и от жестокого царя Диомеда было делом, достойным героя. Подплывая к Фракийской земле, Геракл собрал самых смелых из моряков и, сойдя на берег, потребовал у царя Диомеда его коней. Царь выслал против Геракла войско, но Геракл с товарищами разбил его, убил Диомеда и отдал тело злого царя на растерзание его коням-людоедам.
.6 Картина флорентийского художника Алессандро Аллори «Геракл и музы» (1568) , Галерея Уффици
В последнюю треть 16 в. декоративная живопись Флоренции приобретает рафинированный и изысканно-холодный характер. Таковы росписи и панно потайного рабочего кабинета, так называемого Студиоло, Франческо I (1570-1573) в Палаццо Веккьо, выполненные Алессандро (Alessandro Allori) (1535-1607), флорентийским живописцем, учеником и приемным сыном Бронзино. Аллори Алессандро <#”justify”>2.4 Картина Лукаса Кранаха Старшего «Геракл у Омфалы» (ок. 1535). Музей герцога Антона Ульриха
Нельзя не упомянуть и величайшего германского художника возрождения Лукаса Кранаха Старшего.
Лукас Кранах – немецкий живописец и график эпохи Ренессанса <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B0%D0%BD%D1%81>, мастер живописных и графических портретов, жанровых и библейских композиций, синтезировавший в своём творчестве готические традиции с художественными принципами Возрождения. Один из основателей «дунайской школы <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%83%D0%BD%D0%B0%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0>», он выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа. В старости, в последние десятилетия своей жизни Лукас Кранах работал мало, но количество картин не уменьшалось; безостановочно работала мастерская художника, также много работали и сыновья Кранаха, Ханс и Лукас Младший, унаследовавший после смерти отца мастерскую и продолживший его дело. Династия Кранахов оставалась достаточно известной в Европе еще несколько столетий.
Его картина «Геракл у Омфалы» создана в середине 30-х годов 16-го века на основе широко известного мифологического сюжета. Этот античный миф пользовался большой популярностью у знати и бюргеров Германии, которые любили украшать свои покои и альковы картинами на историко-мифологические темы.
За убийство Ифита Геракл был продан в рабство Омфале. Не хотелось Гераклу становится рабом, но это был едиснтвенный способ искупить свою вину. Царице нужен был любовник и, за два года, что Геракл находился у нее в плену, она надеялась соблазнить его.
В первые дни Омфала не поручала Гераклу никакой работы, только велела охранять дом. У героя была своя комната, его отлично кормили, и он мог сколько угодно заниматься в гимназиуме. Царица постоянно навещала Геракла. Она томно смотрела на героя, старалась задеть его грудью, носила короткий хитон, демонстрируя безукоризненные ноги, но все напрасно. Геракл оставался равнодушным к домогательствам царицы. Омфала злилась, планы соблазнения сменялись коварными планами мести. Впрочем, царица не могла ничего сделать. Ей хорошо была известна воля богов – через два года она должна вернуть героя Элладе. К счастью для героя, появилась шайка разбойников, которая начала опустошать земли царицы. Уступив жалобам жителей, Омфала отправила Геракла усмирить их. Герой с радостью отправился выполнять поручение, и вскоре очистил страну. Зная кто служит царице, больше никто не решался разбойничать.
После безуспешных попыток соблазнения, царица нагрузила Геракла тяжелой работой. Но герой только обрадовался.
Увидев, что Геракл не боится тяжелой работы, обиженная царица решила унизить его. Она велела ему надеть женское платье и сесть за прялку.
Омфала молилась Афродите. Она мечтала о Геракле. Столько времени прошло, осталось меньше года, скоро закончится его рабство, а царица так и не добилась своей цели. Ночью ей приснился сон о том, что купцы с острова Кипр, родины богини, привезут чудодейственное вино, которое поможет ей соблазнить Геракла. Появился долгожданный корабль. Купцы действительно привезли кипрское вино. Царица поспешила угостить им Геракла. Вино герою понравилось и, наконец, Омфале удалось соблазнить Геракла.
Заключение
Неудивительно, что многие художники и скульпторы прославляли в своих работах героический образ. Не стоит упускать из внимания и спрос на произведения искусства, выполненные по мифологическим мотивам. Популярность Геракла в различные эпохи привела к формированию богатого наследия, увековечиванию образа героя в скульптурах, картинах, литературе и музыке.
Благодаря жестко очерченным временным и географическим рамкам – именно Флоренция и именно период Возрождения – мы получили уникальную возможность проследить развитие и изменение направления искусства Возрождения и отображение его развития на образах Геракла в живописи и скульптуре флорентийских мастеров от ренессанса и до барокко.