- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 2,84 Мб
Особенности дизайн-проектирования внутренней предметно-пространственной среды общественных зданий
КУРСОВАЯ РАБОТА
Особенности дизайн-проектирования внутренней предметно-пространственной среды общественных зданий
Введение
дизайн архитектурный помещение общественный
Суть возникшей в настоящее время проблемы заключается в том, что предметная среда, формируясь в момент строительства здания, со временем видоизменяется, часто стихийно, утрачивая единство эстетического восприятия. Предметное окружение со временем перестает удовлетворять современным требованиям и возложенному на него функциональному назначению.
Опасность безликости многочисленных образцов стандартизированной архитектуры, несет повторяющееся однообразие форм, равнодушно заполняющих пространство, окружающее человека. В этой тенденции пространства, где целое теряет свой образ, а предмет теряет свою индивидуальность, важна активность эстетического подхода. Решение обозначенной проблемы возможно только через комплексный, системный поход к дизайну сложившейся пространственной среды.
Таким образом, актуальность данной работы заключается в необходимости выявления тенденций и закономерностей организации современного общественного интерьера для учебного заведения художественного профиля, а также изучение методов, указывающих целесообразные пути решения дизайнерских задач в области эстетизации сложившихся пространств.
Целью данной курсовой работы является изучение необходимых теоретических материалов для последующего выполнения дипломной работы – дизайн-проектирования предметно-пространственной среды помещений кафедры «Технология и дизайн упаковочного производства».
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть определение предметно-пространственной среды в дизайне;
изучить особенности дизайна внутренних архитектурных пространств;
изучить типологию интерьерных пространств;
рассмотреть особенности общественных интерьеров;
выявить основные требования к естественному и искусственному освещению в учебных заведениях.
Специфика кафедры «Технология и дизайн упаковочного производства» предполагает еще одну функцию ее предметно-пространственной среды, а именно – выставочную функцию, поэтому необходимо также рассмотреть:
особенности выставочной деятельности;
типологию пространств в экспозиции;
особенности пространственного членения экспозиции;
виды конструкций оборудования для экспозиции;
роль света в выставочной деятельности.
1. Определение предметно-пространственной среды в дизайне
Предметно-пространственная среда – непосредственное окружение потребителя среды, совокупность природных и искусственных пространств и их вещное наполнение, находящееся в постоянном взаимодействии с человеком и изменяемые в процессе его деятельности.
Взаимоотношение пространственной основы и предметного наполнения – двух взаимообусловленных частей предметно-пространственной среды весьма противоречиво. Пространственная основа более устойчивая часть, чем наполнение, которое всегда динамично реагирует на изменяющиеся условия потребления. Высокая динамичность современных форм предметного наполнения связана с постоянной сменой:
технологий производства,
запросов потребителей,
моральной амортизацией сложившихся даже недавно предметных систем и комплексов [4].
Предметы не всегда расположены в пределах стола или комнаты, есть более широкое понятие – «предметная среда». Взгляд человека охватывает пространство и разбросанные или размещенные в этом пространстве предметы.
В производственной среде с ее множеством машин и станков, размещенных в непосредственной близости один от другого, вкусовой избирательный момент практически отсутствует. Любой станок или машина – это часть очень сложного целого, основанная на определенной инженерной логике. При удачном стечении обстоятельств, проектируется не только сама машина или станок, но и смежные группы оборудования.
Обстановка общественных помещений – офиса, приемного пункта ателье, проектного бюро и т.п. – дает более широкие возможности. Здесь уже подбирают предметы, комплектуют их. Меблировка и оснащение необходимым дополнительным оборудованием – телефонными аппаратами, осветительными приборами – основа для интересных композиционных решений; разнообразными могут быть отделка стен, пола, рисунок штор. Ограниченное пространство (по сравнению с цеховым) делает значение каждого, даже незначительного, предмета существенным. В небольших служебных или производственных интерьерах есть предпосылки и для индивидуальных решений.
Глубокую связь между внешне разнородными предметами можно встретить в сфере личной жизни человека. Кроме фабричной мебели и книг, на полках есть еще фотографии близких людей, разрозненные унаследованные или же приобретенные вещи. Все зависит от личности хозяина, его индивидуальности, культуры, характера увлечений, вообще, от его внутреннего содержания. Если человек бессодержателен, безлик, то он и создает безликое, «размытое» вещное окружение, которое будет свидетельствовать об этом красноречивее всяких слов.
Проблема ансамбля относится и к внешнему окружению – благоустройству заводских дворов, жилых кварталов, спортивных площадок, санаториев и т.п. В условиях открытого пространства человеку в такой же мере свойственна потребность в организации, упорядочении. Поэтому ничего нельзя делать отдельно – ни скамьи, ни аттракционы, ни бассейны, не думая об ансамбле.
Гармоническая среда характеризуется не только ансамблем предметов (мебели или станков, садовых скамей или детских аттракционов), но и организацией объединяющего все это пространства.
Пространство может быть внутри помещения, а может быть и под открытым небом, и тогда его соответственно называют открытым пространством.
На основе своего личного опыта человек умеет оценивать и сопоставлять с собой пространство, и для этого ему вовсе не обязательно обходить его, осязая его границы в буквальном смысле этого слова.
Люди очень чутки к размерам пространства, оно влияет на их психологическое состояние. Непосредственно окружающее их микропространство подсознательно ощущается всегда как «свое». Поэтому человек так болезненно реагирует на неожиданное вторжение в это пространство даже безобидного насекомого. В некоторых случаях тесное, закрытое пространство (кабина телефона-автомата, например) вполне устраивает человека. Эта стесненность соответствует его психологическому состоянию в момент, когда он общается с собеседником, ведя с ним интимный разговор.
При разных склонностях людей, разнице в их предпочтениях и вкусах существуют и усредненные величины и нормы. Так, человека обычно удовлетворяет площадь порядка 9 кв. м., и он чувствует себя в ней естественно. Если помещение, больше 50 кв. м., то человек его уже не воспринимает целиком, и оно зрительно распадается на отдельные фрагменты.
Если предмет удален не далее чем на 30 метров, то он еще находится в сфере непосредственного восприятия человека. Поэтому городок с таким порядком величин кажется уютным.
Но в современных городах расстояния, измеряемые километрами – обычное явление. Огромные масштабы искусственной среды могут подавлять, человек чувствует себя в таком пространстве неуютно. Вот почему архитекторы в стремлении удовлетворить естественную потребность человека в гармоничном восприятии пространства расчленяют фасады домов, разбивают протяженные улицы на более мелкие отрезки, чтобы как-то зрительно приблизить их к человеку.
Пространство имеет много самых различных характеристик: оно может быть длинным и коротким, высоким и низким, широким и узким и т.д. Пространство может быть замкнутым (ограниченным стенами, потолком), может быть замкнутым не полностью, как лоджия дома, например.
Зрительно ограничивать пространство могут не только стены, но и любые предметы – мебель в интерьере, деревья или скамьи в открытом пространстве. Они играют роль, воспринимаемых органами зрения рубежей. Человеческое сознание как бы складывает их и, опираясь на них, создает зрительные границы пространства. Эта активная внутренняя работа зрителя переходит здесь в определенное эстетическое переживание.
Между родом деятельности, связанным с ним психологическим настроем, с одной стороны, и формой пространства с другой, есть определенная связь.
Близость объекта вызывает напряжение органов зрения и соответствующее нервно-психическое состояние человека. Поэтому, находясь в замкнутом пространстве, человек по-разному относится к удаленным или, наоборот, близким от него предметам или плоскостям. Удлиненная форма помещения получает направленность вдоль своей продольной оси. Считается, что при соотношении сторон меньше чем 1:2, пространство статично (рисунок 1). Когда же это соотношение больше чем 1:2, то пространство побуждает к передвижению вдоль помещения (рисунок 2).
Рисунок 1 – Пример статичного пространства (университет в Амстердаме)
Рисунок 2 – Интерьер, побуждающий к передвижению (Амстердам)
С другой стороны, состояние человека обусловлено той или иной работой, которой он занят. Если он пишет, считает, рукодельничает, занимая при этом определенное место, в этой ситуации статическое пространство будет соответствовать его психическому состоянию: человек нуждается в прочной ориентации в пространстве, ощущая его размеры, расстояние от его границ и свое положение в этом пространстве. Ему хочется находиться как бы в четкой системе координат, хорошо чувствуя невидимые, находящиеся за его спиной предметы, расстояние до них. Ощущение стабильности усиливается криволинейными, выгнутыми очертаниями предметов сзади сидящего, а также близостью к стене.
Занимаясь статичной работой (письмом или тем же рукоделием) и находясь при этом в вытянутом, побуждающем к движению помещении, человек будет испытывать на себе противоречие между формой пространства и родом своей деятельности, а в связи с этим и со своим состоянием. Это рождает чувство неудовлетворенности, дискомфортности.
Итак, предметный мир человек всегда воспринимает в той или иной пространственной среде, имеющей свои характеристики. Предметы и пространство связаны между собой не только практическим смыслом, но и общей выразительностью. Пространство как бы экспонирует предметы, показывая их в определенном аспекте – на расстоянии, под каким-то углом, при определенном освещении, в соседстве с другими предметами. Будет ли человек рассматривать тот или иной предмет в состоянии движения или покоя, стоя или сидя – может быть также продиктовано характером пространства.
Связь формы предмета и формы пространства можно проследить более или менее зримо и в жилом интерьере, и в городском парке.
Таким образом, создание гармонически слаженной предметной среды соединяет в себе две задачи: создание ансамбля предметов (мебели и станков, садовых скамей) и осмысление самого пространства (цеха, комнаты, парка) [5].
2. Дизайн внутренних архитектурных пространств
Одно из основных отличий архитектурных объектов от подавляющего большинства других объектов проектного творчества – это существование архитектурного объекта как единства внутренних пространств и внешней оболочки, по-своему взаимодействующих с человеком. При этом в случае, если под архитектурным объектом подразумевается отдельное здание, его объемно-пространственные характеристики определяются именно его интерьерами, совокупностью его внутренних пространств. Экстерьер же здания выступает в роли связующей внутренних пространств с окружающей архитектурный объект средой.
В зависимости от характера архитектурного объекта – его функционального назначения, условий его эксплуатации, его места в архитектурной или природной среде меняется и относительная роль его интерьера и экстерьера. Так, достаточно просто представить себе предельную ситуацию – объект, у которого экстерьер, фактически, отсутствует. К таким объектам относятся подземные пространства, например, станции метро или архитектурные объекты, существующие под водой или в космосе. Существуют и противоположные ситуации: архитектурные объекты, у которых отсутствует экстерьер в его традиционном понимании. Таковы, например, декоративно-монументальные архитектурные комплексы, лишенные утилитарных функций и служащие для организации среды и создания какого-либо специфического образа. Но сказать, что у таких объектов интерьер отсутствует совершенно, неправильно – его роль начинает выполнять открытое пространство.
Таким образом, само по себе деление на интерьер архитектурного объекта и внешнее пространство достаточно условно. Даже в традиционных архитектурных объектах интерьер не обязательно замыкается в оболочке здания, он может прорываться наружу, захватывая примыкающие к зданию пространства, или, наоборот, запускать внешнюю среду внутрь здания, визуально объединяя интерьер с окружающей здание природной или городской средой. Гармоничный пример взаимодействия архитектурного пространства с окружающей его природой отображен на рисунке 3. Также примерами первых могут служить музейные или выставочные комплексы, экспозиция в которых существует как внутри здания, так и вне его, торговые объекты, рестораны. В качестве примеров проникновения внешней среды в интерьер можно назвать атриумы, зимние сады. Существует особая категория пространств, служащих пограничными, между внутренней и внешней средой: входные зоны, террасы, лоджии и т.д. [5].
Рисунок 3 – «Пузырьковая архитектура» Эндо Шухея (Учреждение по изучению окружающей среды в Японии)
Основой для объемных решений зданий и комплексов художественных вузов являются прямоугольные объемы (наиболее традиционный вариант); внутренний двор-атриум (или центральный открытый двор); освобожденное пространство земли и прямоугольные объемы, поднятые на опорах; отдельные объемы, соединенные между собой различными переходами (открытыми и остекленными); сложные архитектурные формы с интеграцией различных криволинейных объемов; транспортные коммуникации, определяющие развитие композиционных осей комплекса. С точки зрения компоновочной организации зданий и комплексов творческих вузов можно выделить три основные группы: компактные решения, блочно-павильонные решения, адаптивные компоновочные решения.
Компактные решения наиболее экономически целесообразны, сопровождаются четким функциональным зонированием по вертикали и наличием центрального композиционного ядра – атриумного пространства. Блочно-павильонные решения наиболее гибкие и достаточно вариабельные, они дают возможность организовать внутренние дворы и общевузовские площади; несомненным плюсом является возможность поэтапного строительства. Адаптивные компоновочные решения основаны на активном применении крупных большезальных объемов с трансформирующимися элементами. Основные функциональные зоны, вычленяемые в структуре творческих вузов: учебные (лекционные и практические); научно-исследовательские; информационные); демонстрационно-коммуникативные; производственные; складские; спортивно-оздоровительные; рекреационные; общественного питания; административные; торговые. Это разделение основано на централизации общественных функций и автономии основных рабочих зон.
Рисунок 4 – Зоны отдыха в университете Бангкока «Bu Lounge»
В структуре творческого вуза все большую роль занимают социально-ориентированные зоны различного назначения: учебная зона первокурсников; зона отдыха (рисунок 4); индивидуальные комнаты для персональной работы дипломников (оснащенные зоной отдыха, кухней, душевой); комнаты для рецензентов; торговые зоны для студентов и сотрудников (с отдельными входами). Административная зона (рисунок 5) зачастую изолирована и может быть вынесена в отдельное здание со своим входом, соединенное с учебным блоком.
Рисунок 5 – Административная зона в корпусе университета «RMIT»
Зонирование университетского пространства решается с применением следующих сходных приемов: во многих архитектурных школах принято вертикальное зонирование; встречается применение идеи «свободного плана»; имеются решения, основанные на внедрении ландшафтного компонента для разделения функциональных зон; применяется современный прием формирования трансформируемого внутреннего пространства, которое позволяет сочетать различные учебные и внеучебные процессы. Характерной особенностью современной функциональной организации вузовских зданий и комплексов является и использование атриумных (рисунок 6, 7) и так называемых «вложенных» в их пространство структур. Организация рекреационных пространств творческих вузов предполагает как закрытые (интерьерные), так и открытые (экстерьерные) формы – различные внутренние дворы, курдонеры, террасы, эксплуатируемые кровли, кровли-пандусы. Характерной особенностью формирования закрытых общевузовских рекреационно-коммуникационных пространств является использование крупных многоуровневых атриумных структур (в том числе, и включающих «вложенные объемы»), галерей, галерей-пандусов. Практически все формы рекреационных пространств предполагают различные формы экспонирования творческих работ студентов [6].
Рисунок 6 – Атриум международного университета в Москве
Рисунок 7 – Атриум библиотеки в Эдинбурге
Бережно хранимые академические приемы и методические основы профессионального воспитания и обучения художников сегодня способствуют созданию стабильной и многогранной творческой обстановки в вузах, являются залогом успешной подготовки будущих мастеров.
Между внутренним и внешним пространством здания существует размытая грань. Большая часть активных процессов жизнедеятельности человека происходит во внутренних помещениях. Именно их поверхности и предметное наполнение наиболее тесно взаимодействуют с человеком, содержание этих процессов определяет структуру интерьерных пространств. Как следствие, типология этих пространств определяется, в первую очередь, их функциональным назначением.
Процессы жизнедеятельности человека, как общественного существа можно условно поделить на три основные группы:
производство,
обслуживание,
проживание.
Соответственно подавляющее большинство архитектурных объектов служат обеспечению этих процессов и делятся на производственные, общественные и жилые объекты. Проектирование каждой из этих типологических групп обладает собственной спецификой. Однако при том, что экстерьер зданий различного назначения также обладает определенной спецификой, существует устоявшийся образ промышленного здания, общественного центра или жилого дома – на него накладывают отпечаток и такие факторы, как средовые требования, стилевые предпочтения архитектора или заказчика и т.д. Архитектура промышленных зданий совершенно не обязательно отличается аскетизмом, а архитектура общественных зданий – административных, торговых или культурных центров – вполне может быть решена в стилистике «хай-тека». Внутренняя же структура здания зависит от протекающих в нем процессов в значительно большей мере – соответственно, типологические особенности зданий различного назначения проявляются в большей степени в его интерьере. При этом необходимо отметить, что классификация помещений по их назначению не обязательно совпадает с типологией здания: административные, рекреационные или торговые помещения могут располагаться в производственном здании и наоборот, наименее комфортные для проживания этажи жилых зданий, как правило, отводятся под помещения общественного назначения и т.д.
Помещения, предназначенные для протекания в них производственных процессов (человеческой деятельности), сущностью которых является преобразование исходного материала в определенный конечный продукт, классифицируются в зависимости от характера этой деятельности на собственно промышленные, а также предназначенные для научной, проектно-технической, административной и художественной деятельности.
Наиболее обширная и разнообразная группа – промышленные помещения, в которых происходит обработка материала с целью получения конечных изделий. Разнообразие производственных процессов по степени участия в них человека, по характеру обработки материала, габаритам обрабатываемых изделий, опасности производства для человека и окружающей среды предопределяет и неодинаковый характер пространственных решений этих помещений. При этом совершенствование производственных технологий постоянно меняет и требования к архитектуре промышленных интерьеров.
По степени участия человека в производственном процессе выделяются три характерных вида труда.
В первом случае в производстве используются физические возможности человека, часто усиливаемые посредством соответствующих орудий труда. Подобное производство отличается большим количеством занятых в нем работников, что должно учитываться при проектировании интерьера: в организации рабочих мест и доступа к ним, в решении естественного и искусственного освещения и т.д.
Второй вид – механизированный труд, при котором человек работает с обрабатываемым материалом не непосредственно, а через машину, станок.
И, наконец, третий вид – автоматизированный труд, при котором производственные операции выполняются машинами без непосредственного участия человека. Роль человека в автоматизированном производстве сводится к контролю над работой систем и обслуживанию. Поскольку постоянного присутствия человека на участках обработки материала не требуется, вопроса создания комфортных условий в этих зонах не возникает, и в интерьере выделяются только зоны безопасного пребывания человека.
Первичная обработка материала (выплавка металлов, химическое производство, производство электроэнергии). Основные особенности производственных процессов – крупногабаритное уникальное оборудование, диктующее значительные габариты внутренних пространств, опасность производства для здоровья человека и окружающей среды. При проектировании интерьера на первый план выступают проблемы создания благоприятной среды путем снижения вредных воздействий тепла, газов, шума, пыли.
Переработка первичного товарного сырья в изделия (металлообработка, машиностроение, легкая промышленность, точное приборостроение и радиоэлектронная промышленность, пищевое производство, стройиндустрия и т.д.). В производстве этого типа используется преимущественно станочное оборудование. Среда такого производства менее агрессивна, чем при первичной обработке материала, однако и здесь проблемы снижения вредных воздействий на человека вполне актуальны. Рабочее место человека на таком производстве более фиксировано в пространстве, что позволяет лучше решать его защиту, освещение, отвод вредных выделений и т.д.
Специфичны интерьеры помещений для научно-исследовательской и проектной деятельности.
Научная деятельность делится на две взаимосвязанных формы: теоретические и экспериментальные исследования. Теоретический процесс традиционно требовал помещений кабинетного типа, основным отличием которых, помимо наличия рабочих мест, являлась потребность в большом количестве стеллажей для специальной литературы; при этом часть работы все равно проходила в библиотеках и прочих информационных центрах (рисунок 8). Развитие информатики и компьютеризация радикально меняют характер помещений для теоретической научной деятельности человека, связывая отдельные рабочие места, помещения и даже отдельные здания едиными компьютерными сетями и облегчая этим доступ к информации.
Рисунок 8 – Пример помещения для теоретических исследований (университет в Амстердаме)
Экспериментальный процесс происходит в лабораторных помещениях, интерьер которых зависит от характера проводимых исследований. Лабораторные помещения общего типа различаются в зависимости от профиля работ по одному из видов естественных наук – физики, химии, биологии, причем различия эти не столько в пространственной организации помещения, сколько в аппаратуре, размещаемой на стандартной лабораторной мебели. Характерная особенность интерьера лабораторий общего типа – наличие большого количества коммуникаций (энергетических, вентиляционных и т.д.), к которым подключаются рабочие места. Специализированные лаборатории служат для размещения нестандартного оборудования, часто крупногабаритного. Это не столько пространство для размещения рабочих мест, сколько оболочка для этого уникального оборудования, создающая оптимальные условия для его функционирования, обслуживания и изучения.
Проектные мастерские – помещения, в которых происходит процесс проектирования архитектурных объектов и промышленных изделий (рисунок 9).
Рисунок 9 – Пример художественной мастерской (Греция)
Индивидуальный характер разработки единицы проектной продукции – чертежа одного из стандартных форматов определяет и характер оборудования проектной мастерской. Большую часть ее занимают индивидуальные рабочие места проектировщиков с выделенными из общего пространства рекреационными, административными зонами, а также зонами для копировального и компьютерного оборудования. Также выделяются в отдельные помещения макетные мастерские; в ряде случаев необходимы большие поверхности для проектирования в натуральном масштабе – так называемые плазы. Большую роль в интерьере проектной мастерской играет организация естественного освещения рабочих мест. Компьютеризация проектных процессов меняет характер интерьера архитектурных мастерских и конструкторских бюро, однако полностью заменить ручную графику компьютерной пока невозможно, да и вряд ли целесообразно, особенно в архитектуре и промышленном дизайне.
Основная функция административной деятельности в интерьерах административных помещений – разработка документации по управлению и регулированию функционирования учреждений, предприятий, отраслей хозяйства и т.д. Организация пространства для административной деятельности во многом сходна с организацией пространства проектных мастерских, с той разницей, что основной производственной единицей здесь является не рабочее место проектировщика с чертежной доской, частично изолированный от других модуль на одно или несколько рабочих мест, оснащенных компьютерами и другой оргтехникой.
Менее жестки требования административных помещений также к естественному освещению, зато больше внимания здесь необходимо уделять проблемам шумопоглощения и изоляции, а также кондиционирования воздуха.
Интерьеры помещений в архитектурных объектах общественного назначения предназначены для осуществления самых различных процессов, сущность которых можно свести к одному: общественному потреблению продукта, либо материального, либо духовного. При том, что сам продукт создается в процессе производства, интерьер общественного здания предоставляет условия для его потребления, что подразумевает наличие некоторых процессов по обслуживанию, требующих специального пространства. Из этого следует, что внутреннее пространство общественных объектов также делится на две основных зоны – служебную, предназначенную для обслуживающего персонала, и собственно общественную, предназначенную для посетителей – соприкасающиеся и взаимодействующие в месте, где и происходит сам процесс потребления.
По схожести условий проведения процессы общественного обслуживания можно сгруппировать в несколько основных видов: зрелище, обучение (рисунок 10), питание, торговля, экспозиция, рекреация (рисунок 11).
Рисунок 10 – «Пещеры» для индивидуальной работы в школе «Vitra Sodermalm» в Стокгольме, Швеция
Рисунок 11 – Библиотека в школе «Vitra Sоdermalm» в Швеции
При несхожести этих процессов в каждом из типов общественных зданий можно выделить построенную по близкой схеме структуру, главным компонентом которой является ядро структуры – пространство потребления, обычно отличающееся доминирующей пространственной величиной. Повышению комфорта обслуживания посетителя служат дополнительные пространства – фойе, буфеты и т.д. И, наконец, обеспечению комфортной эксплуатации этих помещений служат вспомогательные пространства: технические помещения, санузлы, курительные, гардеробы [7].
4. Особенности общественных интерьеров
Предназначение интерьера общественных зданий (театра, библиотеки и т.д.) диктует выбор своеобразных архитектурно-художественных, конструктивных и декоративных средств построения интерьерного пространства.
Ведь проект здания, предназначенного для занятий спортом, например, существенно отличается от строения, где проходят театральные представления или совершаются торговые операции. Уникальность порождает трудность проектирования и строительства, обязывает дизайнера искать выразительный образ каждого такого сооружения. С другой стороны, возведение общественных зданий по типовым проектам заставляет разнообразить внутреннюю отделку, использовать детали индивидуального исполнения, присущие региональным особенностям, национальным традициям. В этом случае создать запоминающееся общественное сооружение возможно при условии творческого подхода, поисков оригинальных выразительных средств.
Рассмотрим общие принципы проектирования требований, предъявляемые к интерьеру общественных зданий.
Размеры здания, его тектонический вариант, образную структуру определят параметры залов, помещений, вестибюлей и главного объема, ради которого создается конкретное строение. Соотношение всех внутренних пространств будет максимально подчинено предназначению здания. Театр, к примеру, должен иметь кассовый зал, вестибюль, гардероб, фойе, зрительный зал и комплекс артистических, вспомогательных помещений, репетиционные залы, сценическую коробку.
Варианты композиционных решений внутри зданий могут быть различными: это построение помещения в глубину, вдоль оси (театры), оно может быть развернуто фронтально (вокзалы), иногда комнаты располагаются по обе стороны коридора (гостиницы). Кроме того, план иногда диктуется особенностями местности, где ведется строительство.
Приемов группировки помещений несколько: однотипные залы размещают в одном этаже, а отличающиеся по габаритам от предыдущих – в следующем уровне, мелкие помещения располагаются вокруг главного объема, рядом с основным комплексом строится отдельное здание, например спортзал школы.
Нередко внутренние пространства разделяются перегородками (рисунок 13), экранами, мебелью, лестничными пролетами. Все эти конструктивные элементы обеспечивают функциональное назначение помещений и одновременно художественно оформляют интерьеры.
Рисунок 12 – Разделение пространства колоннами
Рисунок 13 – Пример разделения пространства перегородками (университет Амстердама)
Названные приемы и принципы организации пространства применимы для всех зданий, включая типовые сооружения. В конкретных типах помещений существует возможность использования и других способов организации пространства.
Оригинальные идеи планировки не являются самоцелью. Они результат архитектурных поисков, направленных на улучшение типовых решений, или появившихся новейших технологических возможностей: строительные, отделочные материалы позволяют улучшить старые проекты. Важно при этом творчески подходить к использованию имеющегося опыта.
Широко распространенными объектами культуры и образования являются библиотеки (рисунок 14). Это не мертвый склад рукописей и книг, а постоянно находящееся в движении средоточие глубоких идей и знаний. Поэтому система хранения, имеющихся единиц информации, призвана наилучшим образом обеспечить функциональные процессы, оперативный поиск нужных читателю материалов.
Рисунок 14 – Библиотека Удмуртского государственного Университета
Оптимальный режим обеспечивается рациональным объемно-пространственным и техническим решением. Все большее внимание уделяется автоматизации доставки и поиска книг, использованию более компактных средств информации, например микрофильмов. Высокие гигиенические требования включают в себя шумоглушение и воздушный обмен. Оформление интерьеров читальных залов отвечает не только их функциональному предназначению, но отличается строгостью, красотой.
В организации среды предприятий общественного питания особое внимание уделяется искусственному свету. При этом тщательно продумывается декоративный эффект, которого можно достигнуть, используя разнообразие форм, способы изготовления художественного оформления плафонов. При этом важно учесть взаимовлияние света и цвета. Частое использование света в сочетании с оттенками синего, голубого, зеленого цветов с белым подчеркивает чистоту помещений, но одновременно визуально изменяет цвет еды, отчего она может показаться не съедобной.
Гостиницы, хотя и относятся к категории гостевых домов (к жилищу), исполняют функции общественных зданий, в них предусматриваются вестибюли, пункты бытового обслуживания, помещения для торговли, рестораны и кафе.
Современные гостевые комплексы являются украшением города, а отделке их интерьеров придается особенно важное значение. Это и понятно: по жилью приезжий составляет мнение о хозяине. Потому здесь часто можно увидеть произведения народного творчества, работы лучших мастеров.
Схожая функция у домов отдыха и домов творчества. Предусматриваются зоны творческого общения, что важно для жизни профессионала. Этим назначением продиктовано и строительство Домов архитекторов, журналистов, деятелей театра и кино.
Существуют книжные, промтоварные, хозяйственные, продовольственные точки торговли. Назначение их диктует набор оборудования, характер планировки, систему обслуживания. Чтобы покупатель смог выбрать товары с минимальной затратой времени, в магазинах делаются прилавки, витрины, на которые раскладываются предметы торговли.
В универсальном обслуживании большая заслуга организаторов внутреннего пространства торговых центров. К прилавкам, витринам дизайнер стремится привлечь внимание покупателей. Остальные элементы пространства делаются скромно, за исключением панно, декоративного убранства, подсветки. Продуманное размещение современного оборудования, витрин, рабочих мест, обслуживающего персонала, способствует культурной организации торговли.
При планировании архитектурного пространства используются художественные средства – четкость объемно-планировочной композиции, зрительная связь с соседними объемами, открытые уровни и антресоли, на которых хорошо просматривается происходящее вокруг. Визуальные коммуникации, кодовые обозначения цветом, выделяют наиболее важные направления, помогают пассажирам ориентироваться.
Что касается вида транспорта, то в решении интерьеров вокзалов эта сторона проектирования не столь существенна. Многоосевая глубинная композиция встречается на крупных железнодорожных вокзалах. Односторонняя ориентация чаще делается для транзитных небольших вокзалов. Островная или двухсторонняя ориентация присуща автобусным станциям. Четкость построения главного зала или залов для ожидания – обязательное правило для всех без исключения объектов.
Экспозиции и выставочные комплексы устраиваются как в большепролетных специальных строениях, так и в любых приспособленных для этих целей помещениях. Здесь уместно вспомнить некоторые страницы истории ЭКСПО – международные выставки. За все годы накоплен достаточный архитектурный опыт, суть которого проявляется не во внешнем эффекте экспозиции, а в ее внутренней убедительности, эмоционально и выразительно раскрывающей достижения народов.
Для экспозиции важен продуманный маршрут, умелое раскрытие кульминационных пунктов. Допустимы эффекты театрального плана: свет, колористика, музыка. Именно этими средствами пользуются признанные мастера-оформители.
Выставочные залы предполагают смену экспонируемых изделий. Но и общий вид интерьера играет существенную роль. Щиты имеют строгую форму, характер используемого материала, как правило, не претендует на внешний эффект. Все направлено на просмотр произведений искусства.
Очень ответственно следует подходить к формированию музеев. Порой в музеях основным является дизайн малых форм. Например, витрины конструируются так, чтобы лучшим образом показать всевозможные реликвии: украшения, посуду, рыцарские доспехи, монеты. В залах воссоздается атмосфера эпохи.
Во все времена роли музеев придавалось большое значение. Еще в 18 веке Ж.Л. Давид говорил: «Не заблуждайтесь, граждане, музей отнюдь не бесполезное собрание предметов роскоши и развлечения, которые способны лишь удовлетворять любопытство. Он должен сделаться серьезной школой. Учителя пошлют туда своих юных питомцев; отец поведет туда сына. При виде гениальных творений юноша почувствует, как загорят в нем те способности к наукам или искусству, которые вдохнула в него природа».
Посещение музеев – всегда праздник. Их экспонаты обнажают нравственный пласт чувств, хранят память о дорогом прошлом родной земли, ее культуре. Поэтому оформление интерьера музеев – предмет особой заботы архитекторов, дизайнеров [7].
5. Освещение интерьеров общественных зданий
.1 Требования к естественному и искусственному освещению в учебных заведениях
Как правило, учебный процесс тесно связан со значительным напряжением зрения. Нормальный или немного повышенный уровень освещения учебных помещений (классных комнат, кабинетов, лабораторий, учебных мастерских, актового зала и т.д.) способствует снижению напряжения нервной системы, сохранению работоспособности и поддержанию активного состояния учащихся.
Солнечный свет, в частности ультрафиолетовые лучи, способствуют росту и развитию организма, снижают риск распространения инфекционных болезней, обеспечивают образование витамина D в организме.
При недостаточном освещении учебных помещений ученики (студенты) слишком низко наклоняют голову при чтении, письме и др. Это вызывает усиленный приток крови к глазному яблоку, оказывающей на него дополнительное давление, которое приводит к изменению его формы и способствует развитию близорукости. Чтобы избежать этого, желательно обеспечить проникновение прямых солнечных лучей в помещения учебных заведений и строго соблюдать нормы искусственного освещения [8].
Естественное освещение
В учебных помещениях следует проектировать боковое левостороннее освещение. При двустороннем освещении, которое проектируется при глубине учебных помещений более 6 м, обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от потолка. При этом не следует допускать направление основного светового потока впереди и сзади от обучающихся.
В мастерских для трудового обучения, актовых и спортивных залах также может применяться двустороннее боковое естественное освещение и комбинированное (верхнее и боковое). В помещениях общеобразовательных учреждений обеспечиваются нормированные значения коэффициента естественной освещенности (КЕО) в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к естественному и искусственному освещению.
В учебных помещениях при одностороннем боковом естественном освещении КЕО должен быть 1,5% (на расстоянии 1 м от стены, противоположной световым проемам). Неравномерность естественного освещения помещений, предназначенных для занятий обучающихся, не должна превышать 3:1. Ориентация окон учебных помещений должна быть на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, а также помещение кухни, ориентация кабинета информатики – на север, северо-восток.
Светопроемы учебных помещений оборудуются: регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели. Шторы из поливинилхлоридной пленки не используются. В нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами. Для отделки учебных помещений используются отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения: для потолка – 0,7 – 0,8; для стен – 0,5 – 0,6; для пола – 0,3 – 0,5.
Следует использовать следующие цвета красок:
для стен учебных помещений – светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого;
для мебели (парты, столы, шкафы) – цвета натурального дерева или светло-зеленый;
для классных досок – темно-зеленый, темно-коричневый;
для дверей, оконных рам – белый.
Для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений следует:
сажать деревья не ближе 15 м, кустарник – не ближе 5 м от здания;
не закрашивать оконные стекла;
не расставлять на подоконниках цветы. Их размещают в переносных цветочницах высотой 65-70 см от пола или подвесных кашпо в простенках окон;
очистку и мытье стекол проводить 2 раза в год (осенью и весной).
Искусственное освещение
В учебных помещениях обеспечиваются нормируемые уровни освещенности и показатели качества освещения (показатель дискомфорта и коэффициент пульсации освещенности) в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному и искусственному освещению. В учебных помещениях предусматривается преимущественно люминесцентное освещение с использованием ламп: ЛБ, ЛХБ, ЛЕЦ. Допускается использование ламп накаливания (при этом нормы освещенности снижаются на 2 ступени шкалы освещенности). Не следует использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания. Использование новых типов ламп и светильников согласовывается с территориальными центрами госсанэпиднадзора.
В учебных помещениях следует применять систему общего освещения. Светильники с люминесцентными лампами располагаются параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5 м от внутренней. Для общего освещения учебных помещений и учебно-производственных мастерских следует применять люминесцентные светильники следующих типов: ЛС002-2х40, ЛП028-2х40, ЛП0022х40, ЛП034-4×36, ЦСП-5-2х40. Могут использоваться и другие светильники по типу приведенных с аналогичными светотехническими характеристиками и конструктивным исполнением. Классная доска оборудуется софитами и освещается двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ЛПО-30-40-122 (125). Указанные светильники размещаются выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.
При проектировании системы искусственного освещения для учебных помещений необходимо предусмотреть раздельное включение линий светильников. В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах – 300 лк, на классной доске – 500 лк, в кабинетах технического черчения и рисования – 500 лк, в кабинетах информатики на столах – 300 – 500 лк, в актовых и спортивных залах (на полу) – 200 лк, в рекреациях (на полу) – 150 лк. При использовании ТСО и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради – освещенность на столах обучающихся должна быть 300 лк.
При использовании диа- и кинопроекторов освещенность на столах обучающихся должна быть 500 лк. При этом следует использовать либо только одно местное освещение, либо создавать систему «функционального» искусственного освещения с «темным коридором» перед экраном.
Необходимо проводить чистку осветительной арматуры светильников не реже 2 раз в год и своевременно заменять перегоревшие лампы. Привлекать к этой работе обучающихся не следует. Неисправные, перегоревшие люминесцентные лампы собираются и вывозятся из здания общеобразовательного учреждения. В целях предупреждения возникновения массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) хранение их в неприспособленных помещениях общеобразовательных учреждений запрещается (ст. 29, п. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ [9].
5.2 Особенности освещения интерьеров общественных зданий
Типология общественных зданий весьма широка, и каждый тип предъявляет свои требования к освещению в зависимости от его функции и пространственной организации. Однако, есть и общие, фундаментальные требования, связанные с психофизиологией зрительного восприятия, которые обуславливают те или иные эмоциональные оценки.
Условно их можно подразделить на оценки по зрительному комфорту и по эстетическому впечатлению. Первые в определённой степени обеспечиваются нормами освещения, т.е. преимущественно рассчитываемыми количественными показателями, вторые – более сложными для интегрального расчёта характеристиками качества освещения. Одним из трёх основных показателей качества является кинетика, т.е. статика и динамика освещения.
Первопричина эмоционально – зрительных оценок человека – природный свет, в условиях которого сложился глаз и вся чувственно – физиологическая система визуального восприятия. Вольно или невольно все зрительные впечатления человек сравнивает с впечатлениями при свете дня. Поэтому, проектируя освещение, в том числе искусственное освещение интерьеров, целесообразно помнить, что глаз чувствует себя наиболее комфортно:
в определённом диапазоне освещённостей, характерном для дневного (предпочтительно в пасмурный день) времени (это количественная характеристика);
при определённых значениях, распределениях и соотношениях яркостей в поле зрения, характерных для дневного пейзажа в бесснежный сезон (светлое небо, тёмная земля и средняя по яркости зона центрального зрения вдоль линии горизонта), что обуславливает преимущественную направленность светового потока сверху и соответствующее световое моделирование материальных форм (разное в ясный и облачный дни);
при благоприятном распределении излучения по спектру (ещё одна характеристика качества освещения);
при постоянной изменяемости с определённой скоростью одной или всех характеристик освещения.
Поскольку наука свидетельствует – естественный свет неба и солнца несравнимо благотворнее рукотворного, искусственного, постольку человек пытается совершенствовать технологии искусственного освещения, прежде всего в направлении максимального уподобления его естественному свету. Это важно для интерьеров с напряжённой зрительной работой, где люди пребывают продолжительное время, в том числе и для интерьеров общественного назначения – офисов, учреждений образования и здравоохранения, детских и др.
Рисунок 15 – Классификация интерьерных пространств по яркостной композиции и зрительной оценке, где LВЗ, LСЗ, LНЗ – средняя яркость, соответственно, верхней, средней и нижней зон
Далеко не всегда общепринятая система естественного освещения – бокового, верхнего или комбинированного – создаёт комфортные условия: света то недостаёт, то он слепит (что бывает в инсолируемых помещениях). Современные технологии предлагают различные компенсирующие, корректирующие и дополнительные приёмы и технические средства, позволяющие перераспределять или преобразовывать излишний или дискомфортный свет, восполнять его недостаток. Они же играют определённую роль в формировании объёмно планировочного решения и архитектурного облика здания и его интерьеров.
Системы освещения
Принципиальным преимуществом искусственного освещения является его полная программируемость на стадии проектирования и управляемость в процессе эксплуатации осветительной установки (ОУ). Эти качества наиболее полно выражаются в сценариях кинетических режимов освещения.
Рисунок 16 – Примеры интерьеров на основе классификации по рисунку 15
Нужно помнить, что человек оценивает мир по яркостной и цветовой композиции в поле зрения (с учётом визуальной адаптации), а не только по гигиеническим, в том числе нормируемым, параметрам уровня и равномерности освещения, целесообразно воспроизвести схематическую классификацию интерьерных пространств, на основе проведённых весьма фундаментальных аналитических, натурных и лабораторно – статистических исследований на моделях интерьеров с верхним светом.
По самому главному – пространственному восприятию выделяют 6 основных типов интерьерных пространств, которые, вне зависимости от типа освещения (естественное, искусственное или смешанное), характеризуются разными соотношениями средней яркости трёх зон поля зрения – верхней (потолка), средней (стен и оборудования) нижней (пола). Эти яркости определяются уровнем освещённости поверхностей и их отражающей способностью. Реальные примеры своей предметной конкретностью в той или иной мере усложняют эти схемы и удаляются от них, но чем более они удалены и неопределённы, тем ниже по восприятию для человеческого глаза общее эмоционально-пространственное впечатление. Подобный уход от принципов архитектурно – художественной композиции ведёт к хаосу, который в ряде случаев тоже производит определённое впечатление, и на его особенностях взращиваются некоторые ветви авангардного искусства. В таких случаях «спасают ситуацию» другие визуально-информативные факторы – разнообразие форм, цвета, фактур, габаритов, расположения в поле зрения образующих и заполняющих интерьер предметов.
Рисунок 17 – Примеры распределения яркостей в интерьере и иллюзорные трансформации параметров пространства и ощущений светонасыщенности
Есть основания полагать, что самые естественные зрительные впечатления (небо – горизонт – земля) связаны с первичными, древнейшими чувственными ощущениями всех живых существ, за которые отвечает вестибулярный аппарат, в основе которых – явление гравитации. Эти ощущения широко «использовались» в исторической архитектуре, особенно ренессансной, для подчёркивания её массивности, устойчивости, стабильности: тёмные материалы с грубой обработкой – в цоколе здания, более светлые – в средней зоне фасада и светлые с лёгкой пластикой вверху. В определённых пределах, обусловленных изменчивостью природного освещения и климата, эти ощущения изменяются, что и следовало бы учитывать в регулируемом освещении интерьеров с помощью современных технических средств.
В естественном освещении эти средства представляют регулируемые солнцезащитные устройства в сочетании с различными видами стекла. При этом в офисных интерьерах с боковым светом рекомендуется система вертикального зонирования светопроёма: в верхней части – светоперераспределяющие устройства для направления светового потока солнца и неба на потолок и вглубь помещения, а в средней (над столом) – прозрачное стекло для связи с внешним миром. Светоперераспределяющие устройства – внутренние, межстекольные или внешние, стационарные или регулируемые – это различной формы ламели, зеркальные, матовые, призматические, избирательно отражающие, преломляющие или поглощающие УФ, видимое и ИК излучение. Ясно, что потолок при этом должен быть самым светлым (после окна) элементом в интерьере. Этому же способствуют и системы дополнительного искусственного освещения.
Использование специального стекла, например, фототропного, с полимерной плёнкой или голографическим напылением, изменяющего, вместе с вышеуказанными устройствами, геометрию, интенсивность и спектр естественного света, создаёт в интерьере программируемую динамику световой среды (рисунок 18), не совпадающую с природной, но обеспечивающую требуемые в конкретной ситуации светотеневой и светоцветовой режимы.
Рисунок18 – Пример программируемой динамики световой среды
Мотивы, лежащие в основе этих затратных усовершенствований, – социальные и эколого – экономические: максимальное использование бесплатных, неисчерпаемых природных световых ресурсов, сокращение энергопотребления на цели освещения в дневное время, зрительный комфорт как условие сохранения здоровья и высокой производительности труда. При этом не следует забывать об эстетической составляющей: зрительно комфортное освещение может быть монотонным, скучным, что обнаружилось ещё полвека назад в так называемых «ландшафтных» бюро со сплошными светящими потолками и однообразной (но порой «оптимальной» с точки зрения гигиенистов) цветовой гаммой. Иными словами, зрительный комфорт и зрительная эстетика – не одно и то же. Дискомфортные светоцветовые решения могут казаться красивыми, впечатляющими, но лишь недолго, ибо нередко лежат в диапазоне зрительных характеристик между оптимальными и чрезмерными, невыносимыми, разрушительными для зрения и, нередко, для других органов чувств, синестезическими ощущениями (рисунок 19).
Рисунок 19 – Тектоника, масштаб и эмоциональная окраска интерьера, формируемые цветным динамичным светом
Общая схема вполне понятна: изменяя количественные и качественные параметры освещения, по одному или в различных сочетаниях, можно моделировать световую среду по принципу ассоциативного подобия природному, естественному освещению или создавая её по малоизведанным ещё принципам декоративно-театрализованного освещения, не выходя при этом в рабочих помещениях за пределы физиологически благоприятного или допустимого диапазона зрительных ощущений. В иных же случаях, для кратковременных острых ощущений границы этого диапазона могут расширяться (по одному или нескольким параметрам) до болевых пределов, в том числе и по динамике светоцветовой среды, что с успехом используется в дискотеках, на рок-концертах и т.д.
Сегодня наиболее доступна и употребительна пассивная динамика уровня освещения, нормативно предусмотренная, например, в системах совмещённого освещения. Она решает задачу зрительного комфорта. С этим параметром напрямую связан гормон сна – мелатонин. Обнаружено, что его выработка замедляется или прекращается, если человек пребывает в интерьере 3 ч при освещённости 1000 лк или 1 ч при 3000 лк, что имеет важное значение для работающих в ночную смену. Всем известно также, что человек в течение рабочего дня устаёт и, чтобы производительность его труда не падала, уровень освещённости к концу смены должен быть повышен, чего нормы до сих пор не предусматривают, и всё искусственное освещение – стационарно «мёртвое».
Разнообразным изменениям может подвергаться и светораспределение в поле зрения, что вместе со светотеневыми контрастами обусловит то или иное пространственное прочтение интерьера и мажорное или минорное впечатления, напоминающие эмоции в солнечные или пасмурные дни.
Указанные впечатления обеспечиваются изменениями белого света, характерного для природы. Ныне в интерьерах с искусственным освещением, как и в городской среде, всё чаще используется не только разноспектральный белый, но и хроматический свет, чему способствует стремительно развивающееся производство всё новых ИС и СП (особенно со светодиодами) с разнообразными характеристиками. Традиционно скачкообразное переключение ОУ из одного режима в другой обеспечивает более или менее радикальное изменение стационарного облика интерьера или ночного фасада. Но сегодня этого уже недостаточно. Современная задача проектировщика – предусмотреть, как минимум, несколько режимов, в том числе с плавным изменением с той или иной скоростью яркостных, цветовых и (или) пространственно-световых характеристик освещения, что требует технически более сложных и дорогостоящих, как правило, компьютерных систем управления. Эти системы «работают» на ожидаемое многими ближайшее будущее архитектуру ХХI века: интерактивную, «разумную», «мыслящую» медиа архитектуру. Далеко ещё не ясны будущие очертания медиа архитектуры, но очевидно, что её материальная основа, рукотворное физическое «тело» гораздо консервативнее и труднее поддаётся преобразованию, чем управляемая светоцветовая среда – главное информационное и выразительное средство, режиссируемая «душа» новой архитектуры.
6. Выставочная деятельность
.1 Типология пространств в экспозиции
В классическом понимании жанра есть несколько видов пространств, традиционно встречающихся на выставках: закрытое, открытое и совмещенное.
Закрытое пространство
В западной практике оно называется Magicbox (волшебный ящик) с явным намеком, что внутри должно происходить нечто необычное (рисунок 20). Такое пространство применяется в случаях, когда экспозицию необходимо изолировать от шума или света павильона, создать особую среду для погружения посетителей в тему. Magicbox всегда доминирует в общем выставочном ансамбле, выглядит как некий масштабный объект, создает фактор интриги и способствует интимному диалогу со зрителем. Внешняя поверхность Magicbox – всегда отличный рекламоноситель. Чаще всего в нем проводят локальные акции или устраивают комнаты для переговоров. Прямо противоположный прием организации выставочного пространства – Openspace.
Рисунок 20 – Примеры Magicbox
Открытое пространство
Оно, как и следует из названия, максимально взаимодействует со средой павильона. Применяется в случаях, когда необходимо привлечение зрительского потока с минимальным порогом доступа. Очень популярно на западных выставках. В открытых пространствах наилучшим образом выглядят крупные экспонаты – автомобили или группы предметных инсталляций (рисунок 21).
Рисунок 21 – Примеры Оpenspace
Оpenspace требует безукоризненной организации работы персонала стенда (негде спрятаться), который становится органичной частью экспозиции. В таких случаях не только тщательно продумывается корпоративный стиль одежды, но и режиссируется поведение стендистов. Но чаще всего российские экспозиционеры применяют формат совмещенных, или комбинированных.
Совмещенные или комбинированные пространства
Кажущееся очевидным преимущество перед отдельно взятыми Magicbox и Openspace неоднозначно. Работа с экспозицией в комбинированных пространствах предполагает точные совмещения на стенде заданных функций, а также информативной, образной архитектуры, привлекательной издалека и в то же время удобной для размещения экспонатного ряда и комфортной для обслуживающего персонала. Нередко это носит упрощенный и формальный характер: в закрытых частях устраивают переговорные комнаты, а открытая служит для непосредственных контактов с посетителями (рисунок 22). Такие экспозиционные решения уместны и в стандартных и в уникальных стендах.
Рисунок 22 – Пример комбинированного пространства (Атриум IT университета Джона Маэда)
Многоэтажные конструкции стендов – Double-Dacker (рисунок 23), несмотря на значительную стоимость, позволяют оптимизировать функциональное разграничение во взаимосвязанных пространствах на небольшой площади. Первый этаж отдается исключительно под экспозицию, второй – под сопутствующие или технические задачи. Очень эффектно выглядят переговорные в виде антресольных кафе, откуда открывается вид на весь павильон. Почти как в Париже.
Проектирование и строительство Double-Dacker очень ответственно. Рекомендуется применять исключительно те экспозиционные системы, которые сертифицированы по нагрузкам и специально предназначены для многоэтажных сооружений. Это означает, что при пролете 6 метров конструкция должна выдерживать нагрузку в 200 кг/кв. м. Это минимальная европейская норма. Практически все бренды, поставляющие профессиональные экспозиционные системы, делают такие предложения [10].
6.2 Пространственное членение экспозиции
Создание экспозиции – сложный исследовательский, творческий и производственно-технический процесс, который требует совместных усилий художников, дизайнеров, инженеров. Составными частями проектирования экспозиции являются: научное проектирование, в ходе которого разрабатываются основные идеи экспозиции, и ее конкретное содержание; художественное проектирование, призванное обеспечить образное, пластическое воплощение темы; техническое и рабочее проектирование, фиксирующее место каждого экспоната, текста и технических средств.
Научное проектирование экспозиции состоит из нескольких этапов. Наиболее важным этапом в организации выставочного пространства является третий этап. Этап разработки тематико-экспозиционного плана (ТЭП).
Совокупность взаимосвязанных и соподчиненных частей экспозиции составляют ее тематическую структуру. В соответствии с ней для раскрытия семантического, смыслового содержания темы, выделенной исходя из общей структуры экспозиции, экспозиционные материалы объединяются в группы – экспозиционные комплексы, каждый из которых размещается на определенной, ограниченной экспозиционной площади и представляет собою тематическое и зрительное единство.
Отношение к экспонату как к источнику эмоционального воздействия заставило пересмотреть и в корне изменить всю систему показа выставочных собраний. Таким образом, появляется художественное проектирование экспозиций.
Художественный образ в экспозиционном ансамбле во многом создается творческой фантазией художника, которая, однако, базируется на глубоком и всестороннем знании экспонируемого объекта. Художественное проектирование широко использует данные психологии и педагогики, учитывает совокупность целого ряда факторов, влияющих на процесс художественного восприятия и на способность человека усваивать определенное количество информации.
В их числе такие немаловажные данные, как оптимальная высота экспозиционного пояса, угол наклона витрин, наиболее удобный для осмотра выставленных в ней экспонатов, количество материалов, единовременно и с одной позиции попадающих в поле зрения человека, объем информации, которую способен усвоить человек за полтора – два часа пребывания в экспозиционных залах.
Для пространственного экспонирования используются
витрины разных конструкций и форм (горизонтальные, вертикальные, настольные, пристенные, подвесные, витрины кругового обзора),
подиумы (возвышения для открытого экспонирования объемных предметов),
универсальные модульные системы (каркасные, бескаркасные, комбинированные, рамные, пространственно-стержневые).
Экспозиционная практика последних десятилетий показывает, что оборудование может нести основные образные характеристики экспозиции, но оно может быть и относительно нейтральным, функционально связанным с характером экспонатов.
Огромное значение для восприятия экспозиции имеет ее пространственное решение, то есть расположение экспозиционных материалов и экспозиционного оборудования в пространстве экспозиционных помещений. Правильное соотношение элементов экспозиционного ансамбля, их взаимосвязь, группировка, определение доминант – все это имеет первостепенную важность для создания художественного экспозиционного образа. Пространственным членением экспозиции можно организовать движение посетителей и ритм осмотра, отделить одну тему от другой, главное от второстепенного, ввести пространственные паузы, отделяющие друг от друга произведения, объединить разрозненные части в единое целое.
Экспозиция располагается в специально отведенных для нее помещениях – экспозиционных залах. В них создается эстетически полноценная, эмоционально воздействующая среда, для чего используется целая система средств и приемов. Каждый элемент экспозиции, каждая группа экспонатов и экспозиционный зал в целом получает свое, обусловленное содержанием архитектурно-художественное решение.
В экспозиционном решении выставки действуют все законы композиции: принцип контраста и взаимодополняемости; цветовой, тональной, фактурной, пропорциональной гармонизации; ритмической смены напряжения; пространственной уравновешенности; стилистического единства оформления и др. Стена или стенд должны рассматриваться как единый объект для оформления в русле общей выставочной концепции. Пространственное членение экспозиции и введение дополнительных объемов оправдывается их функциональным назначением и не должно мешать осмотру. Все игровые объекты, вводимые в экспозицию, должны дополнять ее, а не отвлекать от восприятия рисунков и не разрушать целостности выставочного пространства. Эти виды пространства являются изначально сформированными условиями, существующими как виртуальная реальность, привычная для восприятия.
Наиболее распространенная схема решения экспозиционного пространства – растр (рисунок 24). Он как бы образует виртуальный каркас, обозначая границы модульных ячеек, где располагаются предметы-экспонаты. Зрительное членение пространства на основе метрического ряда – главная роль растра. Принцип модульной сетки – простейшие геометрические формы: треугольник, квадрат, прямоугольник, шести-, восьмиугольник и т.д. Повторяясь в сериях или различных сочетаниях, такая структура может иметь бесконечное количество вариантов. Большинство экспозиционных систем основаны на растровых комбинациях. Их характерные свойства – функциональность, простота, удобство транспортировки и складирования, способность к трансформации из ограниченного количества элементов. Наибольшее распространение получили два вида растровых сеток: ортогональная, где направления осей строго перпендикулярны, и октагональная, где добавлены диагональные оси.
Рисунок 24 – Примеры решения экспозиционного пространства «растр»
Растр не синоним модуля. Под модулем обычно понимают некий готовый элемент, многократно повторяющийся в композиционной системе. Растровые комбинации образуют так называемые регулярные, или метрические визуальные системы, где растровая ячейка – первичный элемент структуры, состоящей из одинаковых ячеек. Иногда растровая структура становится самоценным приемом визуализации метрического ряда для построения экспонатной среды.
Растровые структуры могут быть нерегулярными, с различными и хаотично расположенными ячейками. Их принципиальная схема – хаос или биоморфные образования. Совмещение в композиционной схеме регулярного и нерегулярного создает контрастное соотношение и выгодно подчеркивает характер каждого из них. В классическом понимании жанра есть несколько видов пространств, традиционно встречающихся на выставках: закрытое, открытое и совмещенное, что рассматривалось в предыдущем пункте.
Зоны недоступности используют свойства подсознания человека (рисунок 25). Есть некий психологический барьер, запрещающий переступать границы, созданные с помощью цвета, фактуры или уровня пола. Это свойство экспозиционеры часто используют для управления движением посетителя. Контраст поверхностей глянцевого и коврового покрытия – очень простой и эффективный прием, выборочно ограничивающий проход в зоны предметных инсталляций, VIP территорий. Очень популярно разграничение уровней пола. Обычно на подиумах выставляются предметы, но иногда возможны и обратные решения, когда зритель находится на ходовом подиуме, а экспонаты располагаются ниже. В некоторых ситуациях обзор экспозиции с верхних точек наиболее выгоден. Ограничить доступ возможно, засыпав пограничную поверхность щебнем, керамзитом, песком или мраморной крошкой. Бывают и более экзотические приемы – такие, как газон или бассейн.
Рисунок 25 – Примеры зон недоступности
Разумеется, применение перечисленных приемов не должно стать самоцелью – их выбор должен точно соответствовать задаче экспозиции.
Итак, при пространственном членении экспозиции учитываются психологические и физиологические факторы потребителя – посетителя. Художественный образ экспозиции должен соответствовать не только представлениям художника-разработчика, но и опираться на смысловую основу и общую концепцию экспозиционного ансамбля. В экспозиционном решении выставки действуют все законы композиции. Наиболее распространенная схема решения экспозиционного пространства – растр, также при членении выставочного пространства учитываются его виды: закрытое, открытое, комбинированное пространство. При необходимости спроектировать маршрут движения посетителей используется такой прием как зоны недоступности [10].
6.3 Типология конструкций оборудования экспозиции
Существует несколько типов конструкций оборудования экспозиции. Один из них это мобильные конструкции. Мобильные стенды – это универсальный набор легких конструкций для выездных (рекламных) мероприятий и выставок, отличительным достоинством которых является возможность быстрой и легкой сборки, без дополнительных инструментов и специальных технических знаний. Принципиальное преимущество мобильных стендов от других инструментов маркетинга заключается в возможности точечного, непосредственного воздействия на целевую аудиторию в местах ее появления, будь то выставка, презентация, промо-акция или любое другое мероприятие, требующее визуального оформления (воздействия) на аудиторию. При этом, несмотря на величину экспозиции, мобильный стенд можно использовать многократно, без последствий для внешнего вида и срока службы. Именно поэтому фармацевтические компании, продвигающие рецептурные препараты, устраивают бенефисы в холлах конгресс – центров на симпозиумах врачей-специалистов с помощью мобильных стендов и с большим успехом.
Примеры мобильных выставочных стендов:Up стенды
В основе мобильных выставочных стендов Pop-Up легкая, складываемая по принципу «зонтик» конструкция. Стенд подходит для оформления выставок, конференций, семинаров и промо-акций (рисунок 26).
Рисунок 26 – Пример Pop-Up стенда
up стенды
В основе мобильных выставочных стендов Fold-up легкая рамочная конструкция. Стенд подходит для оформления выставок, конференций, семинаров и промо-акций (рисунок 27).
Рисунок 27 – Пример Fold-up стенда
Роллерные стенды
Отличительной особенностью стендов Roll-Up является возможность сворачивания фотопанели с изображением в основание стенда. Фотопанель прекрасно защищена при транспортировке и хранении. Стенды Roll-Up – отличное решение для оформления мест продаж, промо-акций и конференций (рисунок 28).
Рисунок 28 – Пример роллерного стенда
Баннерные стенды
Баннерные стенды в отличие от роллерных не имеют массивного основания, в котором располагается механизм подмотки фотопанели. Фотопанель для этих стендов хранится отдельно от конструкции, что значительно снижает вес (рисунок 29).
Рисунок 29 – Пример баннерного стенда
Выставочные конструкторы
Выставочные конструкторы дают простор для фантазии: из конструктора можно собрать подиум, арку, витрину и многое другое. В состав конструктора входят переходники и профили различной конфигурации, которые позволяют создавать стенды любой сложности. Монтаж фотопанелей встык позволяет поместить на конструкции единую картинку большого размера, а удобная смена фотопанелей позволяет быстро обновлять экспозицию. Выставочные конструкторы и дополнительное оборудование позволяет собственными силами оформить пространство при проведении выставок, конференций и других мероприятий (рисунок 30).
Рисунок 30 – Пример выставочного конструктора
Промо-стойки
Промо-стойки – разновидность выставочного и рекламного оборудования. Более того, такие стойки играют важную роль в привлечении внимания покупателя к товару и характеризуются высокой эффективностью в рекламе товаров. Промо-стойки, как и выставочные стенды – уникальный рекламный носитель, без которого не обходится ни одна рекламная компания. Но для того, чтобы такие промо-стойки максимально эффективно справлялись со своей задачей, это должно быть нестандартное торговое оборудование, имеющее необычную форму и интересное оформление. Только в таком случае стойка сможет поддержать имидж компании и позволит увеличить количество потенциальных клиентов, заинтересованных в бренде (рисунок 31).
Рисунок 31 – Пример промо-стойки
Рекламные стойки
Рекламные стойки – элемент экспозиции для показа продукции или информации, в зависимости от того что является целью экспозиции. Могут быть стойки для печатной продукции, к примеру, буклетницы разных видов (рисунок 32).
Рисунок 32 – Пример рекламных стоек
Ресепшен
Так же частью экспозиции в некоторых случаях может быть Ресепшен. Ресепшен – это место, где должно находится физическое лицо компании, к примеру, администратор. Чаще оно находится у входа, в том случае если экспозиция расположена в помещении (рисунок 33).
Рисунок 33 – Пример ресепшена
Витрины
Основной задачей витрины как элемента экспозиции, является реклама самой продукции. Чаще всего данные конструкции состоят из оргстекла и пластика, и элементами подсветки продукции (рисунок 34).
Рисунок 34 – Пример витрины
Информационные стенды
Под информационным стендом понимают своеобразную вывеску с размещенной информацией рекламного, новостного, просветительского или любого другого содержания. Широко используются в различных учреждениях и заведениях. Это магазины, торговые центры, школы, производственные предприятия, больницы (рисунок 35).
Рисунок 35 – Пример информационных стендов
Существует множество видов конструкций оборудования экспозиции. Качество экспозиции зависит от правильно подобранного набора конструкций, и их сочетания. Поэтому при разработке проекта экспозиции, нужно заранее выявить какую информацию она будет доносить до потребителя, и каким образом это лучше сделать, какие виды конструкций для этого больше подойдут [10].
6.4 Свет в экспозиции
Угол падения прямого света на объемные экспонаты выбирают в пределах от 30° до 50°; такое направление падения света в наилучшей степени выявляет форму и детали объемных экспонатов.
В выставочных помещениях световые проемы по возможности не должны попадать в поле зрения посетителей при обзоре экспонатов; для ограничения слепящего действия световых проемов необходимо применять жалюзи и экраны. В помещениях, предназначенных для экспозиции живописи, графики, тканей, ковров, гобеленов и т.п., прямой солнечный свет должен быть исключен вследствие его разрушающего действия на красители, ткани и бумагу. Для устранения инсоляции в этих помещениях целесообразно выбирать ориентацию световых проемов. При другой ориентации световых проемов в этих помещениях необходимо применять регулируемые внутренние (междурамные) или наружные жалюзи. В экспозиционных помещениях с объемными экспонатами инсоляция желательна, так как прямой солнечный свет в наилучшей степени выявляет форму и детали экспонатов. Дополнительное искусственное освещение целесообразно использовать в следующих случаях:
а) при недостаточном естественном освещении;
б) при необходимости интенсивного местного освещения экспонатов (машины, агрегаты, витрины и стеклянные шкафы с мелкими экспонатами);
в) при необходимости выделить световыми акцентами отдельные экспонаты или их группы из общего объема интерьера (скульптуры, панно, картины и т.п.);
г) при неблагоприятном распределении естественной освещенности в помещении (например, когда часть экспозиционной площади находится в тени).
Искусственное освещение необходимо осуществлять преимущественно источниками света, излучение которых по спектру приближается к дневному. Для подсвета должна применяться специальная осветительная арматура, которую размещают, как правило, скрыто от посетителей (за подвесными потолками, встраивают в мебель или экспозиционное оборудование). При этом необходимо тщательно выбирать направление световых потоков, чтобы исключить возможность попадания в поле зрения посетителей незащищенных источников света и появления ярких бликов на экспонатах с полированными поверхностями.
При подсвете неравномерность распределения яркости в поле зрения не должна превышать 40:1. Искусственное освещение позволяет выявлять архитектурные особенности интерьера или смазывать их, сосредоточивая внимание на экспонатах. Освещение позволяет воздействовать на восприятие интерьеров, изменяя их кажущиеся размеры. Особую роль играет внешняя подсветка выставочных помещений. Световая архитектура расширяет эмоциональные возможности выставочных ансамблей. Разделы выставки могут быть освещены лампами различных цветовых оттенков. Электрическое освещение обладает исключительной гибкостью, позволяет создавать на отдельных участках экспозиции очень высокие уровни освещенности, выявляет некоторые оптические свойства экспонатов (драгоценных камней, хрустальной и стеклянной посуды), полированных поверхностей.
В частности, нужно учитывать явление слепимости, когда прямой или отраженный зеркальной поверхностью луч от источника света попадает на сетчатку глаза и резко снижает ее работоспособность. Повышенная яркость больших поверхностей может отвлекать глаз от экспонатов. Непродуманная система освещения может создать неестественные тени, искажающие привычное представление о предмете [10].
Заключение
Современная предметная среда – качественное, определенное, организованное, структурированное пространство, обладающее потенциалом взаимосвязанности и развития. Интерьерная среда должна представлять многозначную среду, отвечающую условиям духовного и социального развития, которые можно удовлетворить через художественные решения дизайнера, реализуемые при совместимости культуры и техники.
Многоплановость творческих задач в области дизайна интерьера не позволяет предлагать универсальные решения, а законы композиции недопустимо абсолютизировать, превращать в технические правила, так как в этом случае искусство лишается художественности и становится ремеслом. Системный принцип подхода в области создания решений интерьерной среды служит организующим и контролирующим стержнем творчества, обеспечивая значимость и ценность дизайнерского решения.
В ходе курсовой работы были изучены особенности дизайна внутренних архитектурных пространств, в основном общественных интерьеров, требования к естественному и искусственному освещению в учебных заведениях, рассмотрена типология интерьерных пространств и определение предметно-пространственной среды в дизайне.
Дизайн-проектирование интерьера будет ориентировано на студентов и преподавателей художественного профиля, поэтому необходимо предусмотреть места для выставки работ кафедры. В связи с этим в курсовой работе большое внимание уделено рассмотрению выставочной деятельности – пространственному членению экспозиции, типологии этих пространств, видам конструкций оборудования для экспозиций и роли света в выставочной деятельности.
Список использованных источников
1. Шимко В.Т. Основы дизайна и средовое пректирование: Учеб. пособие – М.: Издательство «Архитектура-С», 2004. – 160 с.
. Змеул С.Г., Маханько Б.А. Архитектурная типология зданий и сооружений: Учеб. для студ. вузов спец. «Архитектура». – М.: Стройиздат, 2001. – 240 с.
. Рябова Е.К. Композиционно-планировочные особенности современных зданий архитектурных вузов / Е.К. Рябова // Реабилитация жилого пространства горожанина: Материалы VII международн. науч. – практ. конф. им. В. Татлина. – Пенза: ПГАС, 2011. – с. 75-76.
. Предметно-пространственная среда. Общие понятия и определения. [Электронный ресурс]: URL: #”justify”>. Основы дизайнерского проектирования. Пространственная среда предметного мира. [Электронный ресурс]: URL: #”justify”>. Рябова Евгения Константиновна // Архитектурное формирование образовательной среды зданий творческих вузов. [Электронный ресурс]: URL: #”justify”>. Арт-проект творческого коллектива Zen Designer // Интерьеры общественных зданий. [Электронный ресурс]: URL: #”justify”>. Световой режим в учебных заведениях «Биофайл» – научно-информационный журнал [Электронный ресурс]: URL: #”justify”>. Требования к естественному и искусственному освещению в учебных помещениях. 25.09.2007 [Электронный ресурс]: URL: #”justify”>. Дизайн экспозиции [Электронный ресурс]: URL: #”justify”>. Выставочное пространство [Электронный ресурс]: URL: #”justify”>12. Журнал «Erco Led Lighting» – 41 с.
12. Пузырьковая архитектура [Электронный ресурс]: URL: #”justify”>. BU LOUNGE в Бангкоке – новый подход к обучению студентов [Электронный ресурс]: URL: #”justify”>. ПРОЕКТ УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОРПУСА RMIT 11th November 2012 [Электронный ресурс]: URL: #”justify”>. IT университет от архитектурной мастерской Henning Larsen Architects [Электронный ресурс]: URL: #”justify”>. Креативный подход к оформлению школы в Швеции [Электронный ресурс]: URL: http://interiors.kiev.ua/креативный-подход-к-оформлению-школы/ (дата обращения: 09.12.2014).