- Вид работы:
Практическое задание - Предмет:
Культурология - Язык:
Русский , Формат файла: MS Word 10,48 kb
Образ женщины в творчестве Г. Климта
Творческая работа по спецкурсу:
“История мировой художественной
культуры”
На тему: “Образ
женщины в творчестве Г. Климта”
студентки 201-р группы Тиуновой Ольги.
Образ женщины в творчестве
Густава Климта.
Ты – женщина, ты –
книга между книг,
Ты – свернутый,
запечатленный свиток;
В его строках и дум,
и слов избыток,
В его листах безумен
каждый миг.
В.Я.
Брюсов
Климт пишет на рубеже веков. В искусстве того
времени происходят значительные изменения: появляется стиль модерн. Он
стремительно завоевывает все виды искусства, в том числе и живопись.
Изобразительное искусство переломной эпохи
ищет не только новые формы, но и содержание. Появляется новый взгляд на мир,
окружающую действительность и на личность. Своеобразное преломление образа женщины
двадцатого столетия нашло отражение в творчестве Климта. Художник пытается не
только изобразить современную женщину, но и найти свой идеал. Отсюда возникает
серия блистательных портретов, образ “роковой женщины”, постоянная
смена стиля и поиск чего-то нового. Одна из ранних работ мастера Любовь(1895).
Черты девушки и ее возлюбленного размыты. На лице – экстаз. Но на втором плане
парят зловещие тени – образы смерти, старости, детства и сладострастия. Это
разрушает кажущуюся близость возлюбленных, что подчеркивается контрастностью одежды;
то есть с самого начала ставиться попытка осознать роль и совместимость
женского и мужского начала в этом мире.
В это время Климт пишет и портреты. Портрет Сони
Книпс(1898), который кажется на первый взгляд шаблонным, на самом деле
индивидуален. С одной – стороны легкость и невинность, которую придают портрету
нежно-розовые тона, но с другой – тревожность и задумчивость, которая чуть
заметно прослеживается, открывает галерею климтовских портретов, которым будут
присущи эти черты.
Если Соня Книпс – реальная девушка, то картина
Русалки(1899) символична. Русалки – это обобщенный образ “роковой
женщины”. По преданиям, обворожительные русалки ночью заманивали
запоздалых путников и увлекали их за собой на дно. Для Климта главное – не
точная передача облика русалки – девушки с рыбьим хвостом – ему важно отразить
ее суть: он облекает ее в оболочку зародыша рыбы, оставляя только лицо, которое
сначала пугает, но постепенно притягивает и засасывает в бездну, в никуда.
По смыслу и сюжету Русалкам близка Золотая
рыбка(1901-02). По лицам девушек скользит сладостная истома; одна из них
зловеще улыбается. Но, мне кажется, их роль меняется – не они выполняют
желания, а их выполняют одурманенные и опьяненные ими мужчины. Зловещая улыбка
рыжеволосой обольстительницы подчеркивает разрушительную силу “рыбок”.
Тему “роковой женщины” продолжает
картина Юдифь и Олоферн(1901). Художник дважды использует этот сюжет и
трактует его по-разному. В данном варианте Юдифь испытывает чувственную
удовлетворенность, держа в руке отрубленную голову Олоферна. Автор этим показывает
ту разрушительную силу, которой наделена “роковая женщина”. В 1909
году Климт пишет ЮдифьII , где происходит окончательная трансформация
образа. Она – губительница мужчин. Безжизненный взгляд Юдифь устремлен вдаль. Невозможно
понять, ради чего это было сделано. Автор показывает, что от “роковой
женщины” исходит мощная губительная сила. В ней заключен поток
отрицательной энергии, то есть Юдифь превращается в Саломею:
Иль, может быть, в
дыму кадильниц рея
И вскрикивая в
грохоте тимпана,
Из мрака будущего
Саломея
Кичилась головой
Иоканаана.
Н. Гумилев (Юдифь)
Если Юдифь I испытывала экстаз от содеянного,
то ЮдифьII – это ледяная статуя, неспособная на чувства. Это воплощение
всеобщего, неимеющего начала, конца и цели, зла.
От исчадий ада, стихийных разрушительниц
несколько отличаются образы женщин с портретов. Одним из самых ослепительных
портретов считается Портрет Эмилии Флеге.(1902) Я бы назвала его
воплощением климтовского идеала – уверенная в себе, немного самовлюбленная, но
в то же время очаровательная и милая, она потрясает своей глубиной. Орнамент
заднего плана создает иллюзию парящего шарфика, что придает Эмилии некую
легкость и неуловимость; но общие тона – от светло-зеленого до темно-синего
создают ощущение реальности.
Попытка осознания женской сущности отражена на
полотне Водяные змеи(1904-07). Две сплетенные девушки представляют собой
единое целое, куда нет входа мужчине. Они кружат в бесконечном потоке сознания
автора. Лицо рыжеволосой девушки выражает спокойствие и чувство гармонии,
нежели экстаз. Эта картина, скорее всего, говорит о состоянии души автора. Он
следует мудрому изречению Шиллера (надпись на картине Обнаженная
истина(1899)): “Твои дела и твое искусство не могут нравиться всем:
делай, что считаешь правильным, для блага немногих. Нравиться слишком многим –
плохо”. Женщины этого сюжета – отражение скрытого, бессознательного,
сексуального желания мужчины (фрейдовского Оно). А сплетение женских тел
говорит об их загадочности и непознанности.
Вызывающим и интересным взглядом, отражающим
суть женской природы, является картина Три возраста женщины(1905).
Орнамент картины с черными, заслоняющими его квадратными вставками в верхних
углах говорит о неполноте бытия всей слабой половине человечества. Девочка
прижимается к груди матери. Их обнаженные тела полны жизни и свежести, они
резко контрастируют с образом старухи, с желтым высохшим телом и отвратительными
изъянами. Ее лицо, в отличие от женщины и ребенка, отвернуто от зрителя.
Бесцельность и ненужность – это атрибуты старости. Поэтому Климт
“оставляет” этот возраст и старается воспеть красоту цветущей
женщины. Он использует для этого всю гамму золотого цвета. Портрет Адели
Блох-Бауэр(1907) – это апогей его творчества. Великолепная Адели на золотом
фоне кажется еще ослепительнее. Но ее обеспокоенный взгляд говорит о ее
несвободе (это подчеркивает орнамент на платье в форме глаз). Она – птица в
золотой клетке. Этим автор еще раз подчеркивает ограниченность женских возможностей.
Но если женщина, несмотря на магнетизм,
красоту и роковую страсть, все же слаба и не всесильна, а мужчина – игрушка в
ее руках, то почему этот хаотичный мир не разрушился? Ответ на вопрос Климт
дает в самом известном творении – Поцелуе(1907-08). Если раньше мужчина
отсутствовал или представлял собой отрицательный заряд: нечто контрастирующее и
несовместимое с женским началом, то теперь автор показывает гармонию, слияние
двух противоположностей. Мужчина и женщина слиты воедино, между ними трудно провести
грань, хотя орнамент женского одеяния контрастирует с мужским, общий фон подчеркивает
их единство. Это не только физическая, но и духовная близость двух людей,
которые способны противостоять злу, порождая добро, любовь и новую жизнь.
В это же время художник пытается понять и
осмыслить поведение женщины современной эпохи. Эту проблему затрагивает работа
под названием Женщина в шляпе и боа из перьев(1909). Автор сознательно
не дает ей имени, показывая тем самым обобщенность черт, за которыми скрываются
намеки на всех современных женщин в целом. Его Незнакомка очаровательна.
Незнакомку Крамского можно назвать строгой и высокомерной, а климтовскую –
манящей и притягивающей к себе взоры, как магнит. Она напоминает мне Незнакомку
Блока:
И веют древними
поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными
перьями,
И в кольцах узкая
рука.
(А. Блок “Незнакомка”)
Но, несмотря на загадочность и
обворожительность, она безнравственна – душа ее пуста. Автор понимает, что
женщины такого типа под очаровательной внешностью прячут продажность и
развращенность. Этой же проблеме автор отводит внимание в картине Дева(1913),
где рассматривает вместе с гибелью юности и гибель нравственных ценностей.
Женщины сплетены в клубок со спящей в центре девушкой. Они испытывают различные
стадии сексуального переживания: от возбуждения до пресыщения. В этом плане
Дева резко отличается от них. Она еще чиста и целомудренна, но клубок начинает
ее засасывать ( об этом говорит орнамент в форме спирали), то есть художник
показывает, что она станет такой же безликой и лишенной индивидуальности, как и
остальные женщины. И он питает симпатию ни к ним, а к женщинам с богатым и
высоко духовным внутренним миром. Доказательством этого может служить портрет Адели
Блох-БауэрII(1912). Этот портрет, в отличие от первого, более теплый.
Взгляд Адели рассеянный, блуждающий; положение рук говорит о ее нерешительности.
Она кого-то ищет. Это уже не ослепительная женщина – красота ее более реальная,
приглушенная. Но Климта она привлекает своей внутренней красотой, достоинствами
и искренностью переживаний.
Очень близок по тематике этому портрету
Портрет баронессы Элизабет Бахофен(1914). Живой ясный взгляд говорит о
ее богатстве и красочности личности, что более точно подчеркивает изысканный
японский орнамент.
К поздним портретам Климта относятся Портрет
Иоганны Штауде(1917-18) и Портрет Амалии Цукеркандаль(1917-18). Лица
женщин отличаются серьезностью и озабоченностью. Это, несомненно, отражение
состояния души автора. Он прекрасно понимал, что женский идеал живет лишь в его
подсознании, в его внутреннем мире. И каким бы своеобразным и изысканным этот
мир не был, он никогда не сможет воплотиться в реальности. Реальность, по
Климту, – это хаос, антиценность, которая крушит все мечты и надежды.
Художник умирает внезапно в 1918 году, так и
не примирившись с действительностью. Отсюда трагизм и пессимизм его последних
работ. Об этом говорит одна из последних работ (незаконченная) – Адам и
Ева(1917-18). На первый план автор помещает Еву, она “прикрывает”
собой Адама. Ее лицо задумчиво-искусительное, а его – изнеможденное. Я думаю,
что этим Климт показывает, что женщине в мире отводится главенствующая роль –
она порождает и губит, манит и отталкивает. Она – парадокс. Мужчина оказывается
игрушкой или орудием в ее руках, он осознает это, но не может противостоять
женскому началу. Но Ева не всесильна – она слаба, поэтому и поддается искушению
змия, что приводит к разрушению мира гармонии. А женщина и мужчина обречены на
вечное скитание в мире хаоса, несовершенства, дисгармонии.