- Вид работы:
Практическое задание - Предмет:
Культурология - Язык:
Русский , Формат файла: MS Word 7,49 kb
Рыцарство (доклад)
РЫЦАРСТВО
Рыцарство – особый привилегированный
социальный слой средневекового общества. Традиционно это понятие связывают с
историей стран Западной и Центральной Европы, где в период расцвета
средневековья к рыцарству, по сути, относились все светские феодалы-воины. Но
чаще этот термин употребляют в отношении средних и мелких феодалов в противовес
знати.
Зарождение рыцарства относится к тому периоду
раннего средневековья ( 7-8 вв.), когда получили широкое распространение
условные формы феодального землевладения, сначала пожизненные, позже
наследственные. При передачи земли в феод его жалователь становился сеньором (
сюзереном ), а получатель – вассалом последнего, что предполагало военную
службу ( обязательная военная служба не превышало 40 дней в году ) и исполнение
некоторых других повинностей в пользу сеньора. К ним относились денежная
“помощь” в случае посвящения сына в рыцари, свадьбы дочери, необходимости
выкупа сеньора, попавшего в плен. Согласно обычаю, вассала участвовали в суде
сеньора, присутствовали в его совете. Церемония оформления вассальных отношений
называлась оммажем, а клятва верности сеньору – фуа. Если размеры полученной за
службу земли позволяли, новый владелец в свою очередь передавал часть ее в
качестве феодов своим вассалам (субинфеодация). Так складывалась
многоступенчатая система вассалитета (“сюзеренитет”, ”феодальная иерархия”,
”феодальная лестница”) от верховного сюзерена – короля до однощитных рыцарей,
не имевших своих вассалов. Для континентальных стран Западной Европы правила
вассальных отношений отражал принцип: ”вассал моего вассала не мой вассал”, в
то время как, например, в Англии (солсберийская присяга 1085 г.) была введена
прямая вассальная зависимость всех феодальных землевладельцев от короля с
обязательной службой в королевском войске.
Иерархия вассальных отношений повторяла
иерархию земельных владений и определяла принцип формирования военного
ополчения феодалов. Так, вместе с утверждением военно-ленных отношений шло
формирование рыцарства как служилого военно-феодального сословия, расцвет
которого приходится на 11-14 вв. Военное дело стало его главной социальной
функцией. Военная профессия давала права и привилегии, определяла особые
сословные воззрения, этические нормы, традиции, культурные ценности.
В военные обязанности рыцарей входило защищать
честь и достоинство сюзерена, а главное – землю от посягательств как со стороны
соседних феодальных властителей в междоусобных войнах, так и войск других
государств в случае внешнего нападения. В условиях междоусобицы грань между
защитой собственных владений и захватом чужих земель была достаточно зыбкой, и
поборник справедливости на словах нередко оказывался захватчиком на деле, не
говоря уже об участиях в завоевательных кампаниях, организованных королевской
властью, как например, многочисленные походы германских императоров в Италию,
или самим папой римским, как крестовые походы. Рыцарское войско являло собой
могущественную силу. Его вооружение, тактика боя отвечали военным задачам,
масштабам военных операций и техническому уровню своего времени. Защищенная
металлическими военными доспехами, рыцарская конница, малоуязвимая для пеших
воинов и крестьянского ополчения играла основную роль в бою.
Феодальные войны не исчерпывали социальной
роли рыцарства. В условиях феодальной раздробленности при относительной
слабости королевской власти рыцарство, скрепленное системой вассалитета в
единую привилегированную корпорацию, охраняло право собственности феодалов на
землю, основу их господства. Ярким примером тому может служить история подавления
крупнейшего крестьянского восстания во Франции – Жакерии (1358-1359),
вспыхнувшей во время Столетней войны. При этом рыцари, представлявшие воюющие
стороны, англичане и французы, объединились под знаменами наваррского короля
Карла Злого и обратили оружие против восставших крестьян, решая общую
социальную проблему. Влияло рыцарство и на политические процессы эпохи, так как
социальные интересы феодального класса в целом и нормы рыцарской морали до
известной степени сдерживали центробежные тенденции, ограничивали феодальную
вольницу. В ходе процесса государственной централизации рыцарство ( средние и
мелкие феодалы ) составляло основную военную силу королей в их противостоянии
знати в борьбе за территориальное объединение страны и реальную власть в государстве.
Так было, например, во Франции в 14 в., когда в нарушение прежней нормы
вассального права значительная часть рыцарства привлекалась в армию короля на
условиях денежной оплаты.
Участие в рыцарском войске требовало известной
обеспеченности, и земельное пожалованье было не только вознаграждением за
службу, но и необходимым материальным условием ее осуществления, поскольку и
боевого коня, и дорогое тяжелое вооружение ( копье, меч, булаву, доспехи, броню
для коня ) рыцарь приобретал на собственные средства, не говоря о содержании
соответствующей свиты. Рыцарские доспехи включали до 200 деталей, а общий вес
военного снаряжения доходил до 50 кг; с течением времени росли их сложность и
цена. Подготовке будущих воинов служила система рыцарского обучения и воспитания.
В Западной Европе мальчики до 7 лет росли в семье, позднее до 14 лет
воспитывались при дворе сеньора в качестве пажа, затем – оруженосца, наконец
совершалась церемония посвящения их в рыцари.
Традиция требовала от рыцаря быть сведущим в
вопросах религии, знать правила придворного этикета, владеть “семью рыцарскими
добродетелями”: верховой ездой, фехтованием, искусным обращением с копьем,
плаванием, охотой, игрой в шашки, сочинением и пением стихов в честь дамы
сердца.
Посвящение в рыцари символизировало вхождение
в привилегированное сословие, приобщение к его правам и обязанностям и
сопровождалось особой церемонией. Согласно европейскому обычаю, рыцарь
посвящающий в звание, ударял посвящаемого мечом плашмя по плечу, произносил
формулу посвящения, одевал шлем и золотые шпоры, вручал меч – символ рыцарского
достоинства – и щит с изображением герба и девиза. Посвященный, в свою очередь,
давал клятву верности и обязательство соблюдать кодекс чести. Ритуал часто
заканчивался рыцарским турниром (поединком) – демонстрацией воинской выучки и
храбрости.
Рыцарские традиции и особые этические нормы
складывались веками. В основе кодекса чести лежал принцип верности сюзерену и
долгу. К числу рыцарских достоинств относили воинскую отвагу и презрение к
опасности, гордость, благородное отношение к женщине, внимание к нуждающимся в
помощи членам рыцарских фамилий. Осуждению подлежали скаредность и скупость, не
прощалось предательство.
Но идеал не всегда был в согласии с
реальностью. Что же касается грабительских походов в чужие земли ( например,
взятие Иерусалима или Константинополя во время крестовых походов ), то
рыцарские “подвиги” приносили горе, разорение, поругание и позор не одним
простолюдинам.
Крестовые походы способствовали становлению
идей, обычаев, морали рыцарства, взаимодействию западных и восточных традиций.
В ходе их в Палестине для защиты и расширения владений крестоносцев возникли
особые организации западноевропейских феодалов – духовно-рыцарские ордены. К
ним относятся орден Иоаннитов (1113), орден Тамплиеров (1118), Тевтонский орден
(1128). Позже в Испании действовали ордены Калатрава, Сант-Яго, Алькантара. В
Прибалтике известен орден Меченосцев и Ливонский. Члены ордена давали
монашеские обеты ( нестяжание, отказ от имущества, целомудрие, повиновение ),
носили схожие с монашескими одеяния, а под ними – военные доспехи. Каждый орден
имел свою отличительную одежду ( например, у тамплиеров – белый плащ с красным
крестом ). Организационно они строились на основе строгой иерархии,
возглавляемой выборным магистром, утверждаемым папой римским. При магистре
действовал капитул ( совет ), с законодательными функциями.
Отражение рыцарских нравов в области духовной
культуры открыло ярчайшую страницу средневековой литературы со своим особым
колоритом, жанром и стилем. Она поэтизировала земные радости вопреки
христианскому аскетизму, прославляла подвиг и не только воплощала рыцарские
идеалы, но и формировала их. Наряду с героическим эпосом высокого
патриотического звучания ( например, французская “Песнь о Роланде”, испанская
“Песнь о моем Сиде”) появились рыцарская поэзия ( например, лирика трубадуров и
труверов во Франции и миннезингеров в Германии ) и рыцарский роман ( история
любви Тристана и Изольды ), представлявшие так называемую “куртуазную
литературу” ( от французского courtois – учтивый, рыцарский ) с обязательным
культом дамы.
В Европе рыцарство теряет значение основной
военной силы феодальных государств с 15 в. Предвестницей заката славы
французского рыцарства стала так называемая “битва шпор” (11 июля 1302 г.),
когда пешее ополчение фландрских горожан разгромило французскую рыцарскую
конницу. Позже неэффективность действий французского рыцарского войска с
очевидностью проявилась на первом этапе Столетней войны, когда оно потерпело
ряд тяжелейших поражений от английской армии. Выдержать конкуренцию наемных
армий, использовавших огнестрельное оружие ( оно появилось в 15 в. ), рыцарство
оказалось не способным. Новые условия эпохи разложения феодализма и зарождения
капиталистических отношений привели к исчезновению его с исторической арены. В
16-17 вв. рыцарство окончательно утрачивает специфику особого сословия и входит
в состав дворянства. Воспитанные на военных традициях предков представители
старых рыцарских родов составляли офицерский корпус армий абсолютистского
времени, отправлялись в рискованные морские экспедиции, осуществляли
колониальные захваты. Дворянская этика последующих веков, включая благородные
принципы верности долгу и достойного служения отечеству, несомненно, несет в
себе влияние рыцарской эпохи.