- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 21,01 Кб
Образы смерти в мировых религиях
Содержание
Введение
Глава 1. Образ смерти
.1Феномен смерти
.2Смерть в представлениях древнего человека
.3Вестники смерти
Глава 2. Смерть и загробный путь в разных религиях
.1 Христианство
.2 Ислам
.3 Буддизм
.4 Индуизм
Глава 3. Поклонение умершим
.1 Поклонение предкам
.2 Обряды похорон
.2.1 Православный обряд похорон
.2.2 Мусульманский обряд похорон
.2.3Буддийский обряд похорон
.2.4 Индуизский обряд похорон
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Вопрос об отношении человека к смерти связывают с чувством страха, тревожного ожидания. Однако дело обстоит значительно сложнее. Отношение к смерти – одно из самых устойчивых в истории представлений, эмоций, изучение которых позволяет выявить определенные закономерности и тенденции в формировании жизненных установок и моделей поведения. Смерть один из самых загадочных и таинственных феноменов, постоянно привлекавших и гипнотизировавших человеческую мысль. Смерть есть тайна, о которой известно только то, что она есть: человек практически лишен возможности описать ее «изнутри», как нечто пережитое и прочувствованное. Такая двойственность – одновременно простота и таинственность – порождает особое отношение к смерти в истории развития человеческого мироощущения.
Но тема смерти всегда интересовала и притягивала человека. И эта тема будет актуальна, пока есть жизнь на земле. Разговор о смерти может рассматриваться как косвенное приближение к самой смерти. И когда человек ощущает дыхание смерти, он начинает задумываться о том, как он жил, чего он смог добиться и что же будет с ним дальше. Момент смерти гусеницы совпадает с моментом рождения бабочки. Только от самого человека и его восприятия зависит, каким будет его настоящее и будущее, в том числе и после смерти.
Целью курсовой работы является анализ видения смерти людьми разных культур и влияние этого видения на развитие личности человека.
Задачи:
.Сформулировать представление о смерти.
.Расширить свои знания в понимании смерти в разных религиях и народах мира.
.Проявление осмысления феномена смерти в поведении человека.
.Оценить влияние осмысления человеком возможности существования «жизни после смерти» на формирование личности.
смерть загробный религия погребение
Глава 1. Образ смерти
1.1Феномен смерти
Человек – это такая часть живой природы, которая подчинена не только биологическим, но и общественным закономерностям. Включаясь в определенные социальные отношения, человек является первым и единственным существом (другие нам пока что не известны), которому дана возможность выработать свое отношение к миру и к себе, дистанцируясь от слепой необходимости, господствующей в остальной природе. Живое имеет тенденцию к смерти, уничтожению, а человек – отношение к смерти, или, точнее, специфическое бытие человека проявляется в стремлении к отношению, и для него первого смерть становиться предметом забот и размышлений, которые выражаются и как тенденция угадать, разрешить ее тайну. Человек живет и знает то, что он живет, – это отличает его от остальной природы. Однако наряду с осознанным отношением к жизни, способностью ощутить ее в духовном переживании, неизбежно возникает отношение к смерти, как к ее необходимому завершению. Поэтому, страх смерти является духовным явлением и характеризует человека как существо, наделенное сознанием.
Рассмотрим два толкования смерти – научное и религиозное.
В науке смерть – мгновение между жизнью и нежизнью сущего, или просто конец жизни. Родившись, сущее какое-то время живет, пребывает то в одном, то в другом способе бытия, но вот наступает момент, и оно больше не живет, не пребывает ни в одном из прежних способов бытия. Удовлетворяет ли научное толкование феноменологической установке? Толкует ли оно смерть как способ бытия? Нет, ибо конец жизни есть одновременно конец любого из прижизненных способов бытия, а конец бытия не есть бытие. Подобно тому как конец книги не есть книга, конец фильма не есть фильм.
В религии смерть – жизнь-после-жизни. Разные религии по-разному мыслят себе эту жизнь, например христианство – как жизнь души без тела, однако все (или почти все) религии едины в том, что у человека есть не только эта жизнь, но и та, не только посюсторонняя, но и потусторонняя. Религиозное толкование удовлетворяет феноменологической установке – толкует смерть как способ бытия, но беда в том, что в религии смерть перестает быть смертью, предстает не как смерть, а как жизнь – другая, загробная. Смерть же в собственном смысле – это переход из этой жизни в ту, т.е. опять же мгновение, когда кончается одна жизнь и начинается другая. Следовательно, несмотря на различия наука и религия мыслят смерть в сущности одинаково – как конец жизни либо вообще, либо только этой.
Смерть духа – это бессмыслие, это бытие, у которого нет никакого смысла. В духовной смерти человек не понимает, ради чего существует: ради чего ест или пьет, идет или сидит, читает или пишет, учится или работает. В духовной смерти человек продолжает существовать – быть в мире, жизни, душе и уме, но он не понимает, ради чего он в мире, жизни, душе и уме. Или: в духовной смерти человек продолжает действовать и страдать, желать и не желать, переживать и понимать, но он не понимает, ради чего он действует и страдает, желает и не желает, переживает и понимает.
Смерть – естественный финал всего живого. Однако воспринять смерть как последнюю возможность, как финал жизни может только существо, наделенное сознанием, т.е. человек. Смерть можно рассматривать двояко: с одной стороны – как естественный конец каждого живого существа, как неотвратимый факт в естественном порядке явлений, с другой – как феномен, который характеризует специфически человеческий образ бытия, как неотъемлемый компонент жизни человека.
1.2Смерть в представлениях древнего человека
Смерть вызывала беспокойство у древних людей не только потому, что ее боялись, но главным образом потому, что их занимал вопрос сохранения существующего порядка, непрерывности жизни – того, что подрывала и нарушала смерть. Было необходимо включить смерть в вечный и неизменный порядок, чтобы сохранить структуру всего сущего. Поэтому надо было заботиться об умерших, исполняя особые ритуалы, религиозно-магические действия, вознося молитвы, оплакивая (ритуал похорон на равнее с брачным ритуалом встречается во всех странах и у всех народов, на какой бы низкой ступени развития они ни находились, – это универсальная характеристика человеческого бытия).
Уже у австралийских аборигенов, находившихся на самом примитивном уровне развития, как описано в этнографической литературе, имелись представления о духовной сущности человека, которая продолжает жить после смерти. Задача похоронного ритуала – помочь духу умершего приспособиться к новым условиям и заставить его держаться подальше от живых. Смерть они всегда воспринимали как печальное событие для всего коллектива, и стоянка, на которой умер человек, всегда покидалась. Аборигены верят в то, что жизнь продолжается и после смерти, и рассматривают последнюю как переходный период к другой жизни, похожей на настоящую
Особенность архаического сознания состоит в том, что люди не верят в естественную смерть. Она всегда ассоциируется с чарами, злым умыслом чужака, нарушением табу и запретов (аборигены думали, что вначале люди жили вечно, пока кто-то не совершил опрометчивый шаг, поступил не правильно, и с этого времени люди начали умирать). Особое значение в древнем мире имел запрет, поскольку от его соблюдения зависела целостность и сила рода. Смерть ассоциируется с изгнанием из рода, которое неизбежно наступит, если индивид не подчинится родовой "морали". Однако это еще страх перед личным уничтожением, так как личное сознание находится в зачаточном состоянии и смерть не рассматривается как конец жизни. В древнем мире еще нет осознания трагичности смерти, так как ее смягчают представления о бессмертности души, которые у современного человека в основном утрачены. Эти не соответствующие реальности представления были дисциплинирующим для поступков человека фактором, чья роль выражалась таким образом, что человек уже в этой жизни должен был заботиться о будущей жизни – она напрямую зависит от первой. Нельзя жить как придется, ибо за все придется отвечать. Следует считаться с возможной расплатой, так как ничто не остается безнаказанным.
Древние египтяне период верили в то, что жизнь следует за смертью точно так же, как день сменяет ночь. Своих мертвых они хоронили в неглубоких могилах, устланных козлиными шкурами, на боку, в позе эмбриона, словно покойник прилег отдохнуть перед тем, как продолжить путешествие, а рядом с ним размещались шиферные пластинки для раскраски тела, посохи, кремневые орудия и глиняные сосуды, наполненные едой и питьем для поддержания сил.
.3Вестники смерти
Практически у каждого народа есть свои предзнаменования смерти.
Это могут быть какие-то природные явления (скопление туч, буря и т.д.), относительно редкие факты естественного происхождения (особая форма воска, стекшего со свечи, или образование в камине угольев, напоминающих по форме гробы) или же совсем случайные события (к примеру, опрокидывание стула в тот момент, когда человек встает с него).
Считается, что предупреждение о надвигающейся смерти можно получить от некоторых видов животных, насекомых и птиц (прежде всего, от тех, что по каким-то причинам ассоциируются у людей со смертью, потусторонним миром и духами усопших).
Часто дурным предзнаменованием считаются черные птицы (грачи, вороны, совы), появляющиеся в деревне и тем более садящиеся на тот или иной дом.
Завывание собак, являющихся, в соответствии с мифологией, стражами подземного мира и проводниками душ умерших, означает приближающуюся смерть кого-то из тех, кто живет поблизости. В некоторых местностях Англии считается, что если первый ягненок, родившийся на ферме, имеет шерсть черного цвета, то кто-то из членов семьи фермера умрет в течение ближайшего года.
К числу предзнаменований смерти относятся и сверхъестественные явления, например, привидение Банши. Еще одним дурным знаком считается фантом "повозки смерти", запряженной черными лошадьми и управляемой возницей без головы, которая якобы останавливается у тех домов, где на следующий день появится покойник. Другие фантомы, к примеру, лодок, автомобилей, поездов, также могут рассматриваться людьми как предзнаменование смерти. Их появление означает, что они прибыли за душами умерших. Сюда же относятся и призрачные черные псы и другие животные.
Предвестниками смерти считаются и различные явления, так или иначе связанные со свечением (к примеру, "блуждающие огоньки" – голубоватое свечение, иногда наблюдающееся на кладбищах).
Имеются свои дурные предзнаменования и в различных ритуалах, имеющих своей целью определение будущего.
Глава 2. Смерть и загробный путь в разных религиях
.1 Христианство
В христианстве двойное отношение к смерти. Христос смертью смерть попрал. В почитании креста мы почитаем смерть, освобождающую, побеждающую смерть. Чтобы ожить, нужно умереть. В кресте смерть преображается и ведет к жизни, к воскрешению.
Целью жизни человека является обожение, движение к жизни вечной. Без осознания этого, земная жизнь превращается в сон, пустую и праздную мечту, мыльный пузырь. В сущности, она есть только приготовление к жизни вечной, которая не за горами для каждого. Поэтому и сказано в Евангелии: "Будьте готовы: ибо, в который час не думаете, приидет сын Человеческий".
Христианство категорически осуждает самоубийство, так как человек не принадлежит себе, его жизнь и смерть " в воле Божьей".
Ученые установили, что идея существования ада и рая существовала уже у древних греков. Они говорили об аде и рае, где душа человека уже навечно поселяется после суда.
Одним из главных утверждений христианства сводится к тому, что душа после смерти покидает физическое тело и предстает перед Богом на частичный суд, где определяется посмертная участь в соответствии с основным устремлением ко злу или добру. Но будет и второй страшный суд. Каждый поступок, совершаемый человеком при жизни, имеет свою духовную цену. Еще при жизни на земле человек ответствен за каждое свое деяние. За умерших нужно молиться, это влияет на загробную участь души.
Человек живет на земле всего лишь один раз и после смерти не возвращается на землю. Таким образом, человек получает один шанс, что бы проявить свою истинную сущность. И поэтому он должен в течение всей жизни стремиться к духовному совершенству, избегая греха. Только тогда он будет вознагражден Господом и попадет в царствие небесное.
По христианству, после смерти человеческая душа отправляется обратно, к Богу, который и вложил ее в человеческое тело при рождении. Ангелы могут являться человеку, когда он стоит на пороге смерти. Таким образом, они выполняют волю Господа Бога, поскольку их святое предназначение – сопровождение души покойного в иную жизнь. Освобождаясь от телесной оболочки, душа, ведомая ангелами, должна смиренно проследовать в загробное царство. Ангелы, имеющие человеческий облик, забирают с собой полупрозрачное облачко души умершего, легко перенося его в потусторонний мир – мир духов.
.2 Ислам
В отличие от христианства, земная жизнь в исламе расценивается высоко. Тем не менее, в Последний день все будет уничтожено, а умершие воскреснут и предстанут перед Аллахом для окончательного суда. Вера в загробную жизнь является необходимой, поскольку в этом случае человек будет оценивать свои действия и поступки не с точки зрения личного интереса, а в смысле вечной перспективы. Разрушение всей Вселенной в день Справедливого суда предполагает творение совершенно нового мира. О каждом человеке будет представлена "запись" деяний и мыслей, даже самых тайных и вынесен соответствующий приговор. Таким образом, восторжествует принцип верховенства законов морали и разума над физическими закономерностями. Морально чистый человек не может находиться в униженном положении, как это имеет место в реальном мире. Ислам категорически запрещает самоубийство.
Основные идеи Ислама пророк Мухаммед заимствовал из Библии (например, идею Страшного суда, представления о аде и рае, о Сатане, бесах и пр.)
Описание рая и ада в Коране полны ярких подробностей, дабы праведники могли полностью удовлетвориться, а грешники получить по заслугам. Рай – это прекрасные "сады вечности, внизу которых текут реки из воды, молока и вина"; там же "чистые супруги", "полногрудые сверстницы", а также "черноокие и большеглазые, украшенные браслетами из золота и жемчуга". Сидящих на коврах и опирающихся на зеленые подушки обходят "мальчики вечно юные", предлагающие на блюдах из золота "мясо птиц". Ад для грешников – огонь и кипяток, гной и помои, плоды дерева "заккум", похожие на голову дьявола, а их удел – "вопли и рев".
Согласно Корану, дорога в рай ведет через мост толщиной в волос. Но самостоятельно через него умерший может перейти только с помощью животного (барана, осла, верблюда и др.), которого он еще при жизни принес в жертву Аллаху.
С момента появления Корана в исламе закрепилось представление о существовании барзаха (преграды) – промежуточного состояния, возникающего между смертью и Судным днем. Во время этого состояния тело умершего человека все еще продолжает все чувствовать, даже находясь в могиле. Душа каждого мусульманина в это время попадает на небеса, а всех неверных – в колодец Барахут, который находится в Хадрамауте.
Ислам говорит о могильном наказании – «азаб алкабр». Оно представляет собой своего рода предварительное наказание, а могила является аналогом чистилища в христианстве. Там происходит предупредительное воздаяние: награда или наказание. Наградой становится превращение могилы в луг райского сада, а наказанием – в яму ада. В могиле умершего допрашивают ангелы Накир и Мункар. Они также оставляют тела истинных мусульман наслаждаться покоем, за которым последует День воскрешения. Иноверцев беспощадно избивают, а грешников придают мучительному давлению.
Все, кто попадет в рай, будут иметь там один возраст – 33 года.
В исламе нет единого мнения по поводу того, когда наступит загробная жизнь: сразу после смерти или после воскрешения из мертвых и божьего суда. У этого вопроса существуют разные толкования.
После смерти или воскрешения одни души мертвых попадают в рай, другие в ад, третьих помещают между раем и адом в своеобразных мусульманских чистилищах.
.3 Буддизм
Отношение к смерти и бессмертию в буддизме значительно отличается от христианского и мусульманского. Сам Будда отказывался отвечать на вопросы: "Бессмертен ли познавший истину или смертен он?", а также: может ли познавший быть смертным и бессмертным одновременно? В сущности, признается только один вид "дивного бессмертия" – нирвана, как воплощение трансцендентного Сверхбытия, Абсолютного Начала, не имеющего атрибутов.
Буддизм не стал опровергать развитое брахманизмом учение о переселении душ, т.е. веру в то, что после смерти любое живое существо снова возрождается в виде нового живого существа (человека, животного, божества, духа и т.д.). Однако буддизм внес в учение брахманизма существенные изменения. Если брахманы утверждали, что путем различных для каждого сословия ("варны") обрядов, жертв и заклинаний модно достичь "хороших перерождений", т.е. стать раджей, брахманом, богатым купцом и т.д., то буддизм объявил всякое перевоплощение, все виды бытия неизбежным несчастьем и злом. Поэтому высшей целью буддиста должно быть полное прекращение перерождений и достижение нирваны, т.е. небытия.
Учение буддистов предполагает особое отношение к смерти. Зародившись в Индии, буддизм раскрыл перед непосвященными смысл понятия жизни и смерти. Согласно этому учению, человеческое сознание проходит долгий путь от смерти к рождению. Как рождение, так и смерть нельзя считать событиями, которые только однажды происходят на протяжении всей жизни человека.
Согласно буддистским понятиям о жизни и смерти, человек должен безропотно нести бремя земных обязанностей, тягот и лишений на протяжении всего периода своего нового воплощения. Когда же он приблизится к совершенству, он покинет телесную оболочку и устремится к высшим мирам.
Период жизни человека на земле, то есть биологическое существование его телесной оболочки, буддисты рассматривали как цепь мучений и страданий, которая должна прерваться после смерти. Завершение земного пути значило для человека долгожданное освобождение духа, готового к новым воплощениям.
Как смерть, так и рождение нового существа – это всего лишь отдельные этапы непрерывного процесса жизни, состоящего из шести определенных состояний. Три этапа человек переживает в период между рождением и смертью, а три остальных – в период между смертью и новым рождением. Эти шесть особых состояний получили в буддистской теории название "бардо". Иными словами, бардо – это видение того мира, появлению в котором человек обязан своей карме.
В буддизме есть четыре основных истины, которые открылись Будде:
.Миром правит страдание.
.Причиной страдания становятся искушения, с которыми человек сталкивается на протяжении всей своей жизни, ведь мир полон всяких страстей и желаний.
.Избежать страданий человек может только после того, как достигнет состояния нирваны (высшего просветления)
.необходимо искать в жизни ту верную дорогу, двигаясь по которой человек, познавший великую истину, сумеет уйти от страданий и погрузиться в нирвану.
В философии ламаизма (ответвление буддизма) есть место для рая и ада, представление о которых она переняла от буддизма Махаяны. Рай и ад предназначены лишь для временного местонахождения души и не избавляют человека от колеса перерождений.
С точки зрения буддистов, смерть – это не столько трагедия, сколько гармоничный переход из одного состояния в другое. Буддист готовится к смерти загодя, стараясь обеспечить себе удачное перерождение или, если особенно повезет, соскочить с колеса сансары и погрузиться в вечную нирвану.
.4 Индуизм
Реинкарнация в индуизме составляет целую доктрину. В Индии она так сильно укоренилась в сознании людей, что стала его неотъемлемой частью. Одни из первых упоминаний о сансаре сообщают: "Подобно тому, как гусеница, достигнув одной травинки, взбирается на другую, сжимаясь, точно так же этот Атман, сбросив свое тело, изгоняет свое незнание, сжимаясь, начинает другое восхождение".Другими словами, душа переходит в новое тело и начинает новую жизнь в этом мире.
Действия и поступки человека определяют его будущее в каждом перерождении. Конечная цель каждого индуиста – выход из круга перерождений и воссоединение с Брахманом, высшей реальностью. Этого можно достигнуть при стремлении к приемлемому поведению и особому познанию.
Учения брахманов гласят: " Мы – души, вечно возвращающиеся на землю".
Со временем учение о реинкарнации избавилось от мифической окраски и соединилось с доктриной нравственного миропорядка. Согласно ей, после смерти "я" человека растворяется в океане Абсолюта, иначе нарушилась бы вся справедливость. Ведь во время пребывания на земле каждый человек по-своему проходит жизненный путь.
После смерти существует только один Атман, точнее Брахман. Он в результате великой Игры или своего падения вновь выталкивает из себя бытие. В прямом смысле слова, перевоплощения не происходит, так как в нем участвует только один Атман. Это он входит в мир, разделяется на индивидуумы, чтобы потом вновь вернуться в первоначальное Единство.
Смерть не означает в брахманизме свободу. Поэтому человеку необходимо постоянно помнить, что его поступки, невежество не пройдут даром. Закон кармы повергнет Атман в новую жизнь, вероятно, даже в тело животного.
В этом учении не существует свободы выбора, духа и личной ответственности, в нем много противоречий. Например, если бы душа перевоплощалась, то после смерти и перед новым воплощением она должна была бы сбросить с себя все земное. Осталось бы только чистое, лишенное всяких качеств "я". Но в таком случае, ни о каких возрастающих от жизни к жизни способностях не может быть и речи.
Согласно доктрине индуизма вечная индивидуальная душа стремиться к слиянию с Мировой душой. На пути к конечному спасению Атман переживает непрерывные перевоплощения, каждая форма которых определяется кармой.
По индуистским традициям кремация должна быть совершена как можно скорее, чтобы после смерти прошло не более суток. Родственники наголо бреют головы в знак траура и дают обет 13-дневного молчания.
В Японии в прежние времена знатных богачей хоронили вместе с друзьями и слугами, охотно делавшими себе харакири. В Индии и Непале на костер отправляли не только умершего мужа, но и его вполне живую жену. Любопытно, что в Японии раньше не кремировали мертвые тела, а хоронили их в сидячем положении в круглых гробах – вплоть до XIX века. Похороны обязательно должны были быть пышными и богатыми – это залог "легкой жизни" на том свете.
Глава 3. Поклонение умершим
.1 Поклонение предкам
Поклонение умершим родственникам или предкам как божествам.
Такое поклонение может принимать различные формы. Наиболее часто оно выражается просто в оставлении еды и питья для умерших, что должно означать просьбу живых приносить на землю добро, а не зло. У многих народов считалось, что духи предков могут влиять на плодовитость женщин и урожаи. Умиротворение предков является отличительной чертой анимизма, которого в той или иной мере придерживалось большинство племенных сообществ по всему миру. Однако, поскольку предки все же далеко не всегда считались богами, вряд ли правомерно называть это отношение "поклонением".
В Китае почитание предков приняло несколько иную форму. Там считалось, что после физической смерти часть духа умершего вселяется в особую дощечку. Эти дощечки помещались в специальной церемониальной комнате, куда родственники приходили, чтобы выразить ушедшим свое уважение, поговорить с ними и принести еду (что делалось регулярно). Таким образом, общение с усопшими происходило так, как если бы они оставались живыми людьми. Целью всех этих действий было то же самое, что и у других племенных сообществ: задабривание предков с тем, чтобы те продолжали как-то "присматривать" за живыми родственниками и их домашним очагом.
В некотором смысле промежуточный тип поклонения предкам получил распространение в Западной Африке. Там каждый род имеет свою святыню, где, как считается, живет основатель данного рода. Как правило, такие святыни представляют собой вырезанные из дерева изображения человека, основавшего род. Этому деревянному изображению подносится еда, о нем заботятся и обращаются с просьбами о содействии (особенно в том, что касается продолжения рода)
.2 Обряды похорон
.2.1 Православный обряд похорон
Тело человека, по воззрению Церкви, – «освященный благодатию таинств храм души». Образ погребения усопших дан в Евангелии, где описано погребение Господа нашего Иисуса Христа. Православный обряд приготовления тела усопшего к погребению сохранился с ветхозаветных времен и выражается в омовении тела, облачении его, положении во гроб.
Омовение тела водой преобразует будущее воскресение и предстояние пред Богом в чистоте и непорочности.
Тело христианина одевают в новые чистые одежды светлых оттенков. В некоторых областях России усопшего, помимо обычных одежд, облачают в саван – белый покров, напоминающий о белой одежде крещения. На усопшем непременно должен быть нательный крест. Омытое и облаченное тело полагают на приготовленном столе лицом вверх, к востоку. Уста покойного должны быть сомкнуты, руки сложены на груди крестообразно (правая поверх левой) в знак веры в Распятого Христа. В руки влагают икону Спасителя или Распятие.
Нельзя обмывать покойника беременным женщинам во избежание болезни будущего ребенка. Раньше, как правило, покойника готовили в последний путь только пожилые женщины.
Гроб перед положением тела окропляют святой водой. Лоб умершего украшается венчиком, который символизирует венец Царства Небесного. Под голову кладут подушку, которую обычно делают из ваты или сухой травы.
Гроб обыкновенно ставят посреди комнаты перед иконами. Вокруг него зажигают свечи. Класть в гроб какие-либо предметы, деньги, продукты нельзя, так как подобные обычаи суть пережитки язычества.
.2.2 Мусульманский обряд похорон
Над умершими совершается обряд омовения и обмывания водой. Если мусульманин был облачен в одежду паломника и умер во время паломничества, не успев обойти вокруг Каабы, то его омывают и обмывают чистой водой без примеси кедрового порошка и камфоры.
Особое значение придается погребальной молитве. Она совершается имамом мечети или лицом, его заменяющим.
Без чтения молитвы над покойным похороны считаются недействительными. Если умер ребенок или новорожденный, имеющий жизненные признаки (крикнул, например, перед смертью), то молитва обязательна. Если ребенок родился мертвым, молитва нежелательна.
Шариат не запрещает оплакивания умершего, однако строго запрещается делать это громко. Недопустимо также, чтобы близкие родственники покойного царапали себе лицо и тело, рвали на себе волосы или наносили себе телесные повреждения. Пророк сказал, что умерший мучается, когда его семья оплакивает его. По Шариату от всех требуется соблюдение следующего: если плачут мужчины, особенно молодые или среднего возраста, их окружающие должны упрекать, а плачущих детей и стариков следует нежно успокаивать. Ислам строго запрещает и профессию плакальщиков по мертвым, хотя вопреки запретам Ислама, во многих мусульманских странах все-таки существуют профессиональные плакальщицы, обладающие особенно трогательными, голосами. Их нанимают на время похоронных обрядов и поминок по умершему. Ислам не одобряет это и выступает против профессиональных плакальщиц.
3.2.3Буддийский обряд похорон
Служители культа (священнослужители) перед смертью человека учат его, как встретить смерть, как определить первые ее признаки, о чем думать в это время. Согласно этому учению, буддист должен в последний день своей жизни лечь на правый бок, положить руку под голову и думать о прекрасном. Согласно буддийскому учению, вся жизнь человека связана с окружающей природой, точнее – с изменением лунных фаз, с ходом Солнца и Земли. В день смерти очень важно знать время до сотой доли минуты, чтобы правильно вычислить все данные, необходимые для обряда погребения. Первые три дня нельзя двигать тело умершего, чтобы не спугнуть душу. Во время обряда погребения кто-то из родственников обязан дотронуться до его тела, а кому то вообще нельзя принимать участие в погребение. Все это говорит астролог. В день погребения проводится специальная служба, читают молитвы и проводят "обряд погребения". Непременным условием для обряда погребения является момент, когда священнослужитель проводит освящение места погребения, или, говоря простым языком, просит землю для умершего. Если захоронение будет поведено без данного обряда, могут быть плохие последствия для родственников умершего.
Женщинам строго запрещалось посещать кладбища, особенно беременным и тем, у кого были маленькие дети.
Во время похорон запрещалось употреблять спиртное.
.2.4 Индуизский обряд похорон
Одним из важнейших обрядов Индии – обряд кремации на священном костре. Священный костер тщательно раскладывается. Его разжигают на пирамиде разной высоты уложенных в несколько рядов дров.
Если сжигают тело состоятельного человека, то в дрова непременно добавляют несколько поленьев ароматного сандала. Умершего обмывают, одевают в новую одежду (или обертывают материей) и привязывают к носилкам. Похоронная процессия направляется на место сожжения («шмашан»), которое, как правило, расположено у воды. Часто тело вместе с носилками окунают в воду – совершают последнее ритуальное омовение. Затем покойного отвязывают от носилок, снимают одежду или материю (ее отдают служителям шмашана), укладывают на погребальный костер головой к югу, после чего тело обкладывают толстыми дровами, щепками и соломой. Раздают заранее приготовленную ритуальную еду (чаще всего это рис): часть – служителям шмашана, часть скатывают в шарики и бросают духам, а часть символически подносят усопшему. Жрец пением ведических мантр старается умилостивить бога смерти и отогнать злых духов. Главный плакальщик, в роли которого выступает старший сын (или самый близкий родственник покойного по мужской линии), берет в руки зажженный факел (чаще всего палку с пучком горящей соломы на конце), читая молитву, обходит костер по часовой стрелке 3-7 раз и поджигает у головы покойника. Первым покидает шмашан самый младший по возрасту, а затем по старшинству все остальные. На третий день после кремации близкие родственники выбирают из кострища кости и пепел и с соответствующими церемониями опускают их в реку. После смерти члена семьи родственники покойного оказываются на некоторое время в состоянии осквернения и должны совершить очистительный обряд. Сыновья и другие близкие родственники по мужской линии могут сбривать с головы волосы. Идеальным местом смерти для индусов считаются берега священной реки Ганг.
Са́ти похоронная ритуальная традиция в индуизме, в соответствии с которой вдова подлежит сожжению вместе с её покойным супругом на специально сооружённом погребальном костре. На сегодня – это явление редкое и запрещённое.
В своей основе акт самосожжения – сати – дело сугубо добровольное. В некоторых общинах считалось естественным, что вдова должна его совершить, и все соответственно ожидали от неё этого. Достоверно неизвестно, насколько это было добровольно и какова была степень давления со стороны общины. Часто высказывалось мнение, что у вдовы будущее было слишком бесперспективным, особенно если она была бездетной. Тем не менее, были также и случаи, когда желание вдовы совершить акт сати не приветствовалось, и члены общины пытались воспрепятствовать её самоубийству.
Традиционно погребение должно было осуществляться в течение одного дня после смерти. Таким образом, решение «последовать за мужем» часто приходилось принимать в самый короткий срок. В некоторых случаях, особенно когда муж умер где-то на стороне, вдове предоставлялась та или иная отсрочка.
Узам брака между вдовой и усопшим супругом придавалось большое значение. В отличие от плакальщиц, вдовы-сати одевались на похоронах в свадебные одежды или другие праздничные наряды. Такая смерть рассматривалась как кульминационное завершение брака. В соответствии с регламентацией Джахар, как муж, так и жена должны надеть свадебные одежды и таким образом как бы воспроизвести свой свадебный обряд.
Есть сведения о самых различных форм совершения сати. В большинстве случаев вдова сидела или лежала на погребальном костре около тела мёртвого мужа. Есть также многочисленные описания, когда вдова входила или прыгала в огонь уже после того, как костёр разгорался. Описываются также случаи, когда вдова сама поджигала костёр, сидя внутри.
Существуют документально оформленные правила проведения ритуала сати.
Заключение
В общем плане можно сделать вывод, что уважительное отношение к смерти и к умершим присуще лишь тем обществам, в которых заложено уважительное отношение к человеку как к самоценной индивидуальности, существование которой значимо не только для близких, но и для общества в целом. Человека можно и должно уважать и в жизни, и в смерти, и в этом уважении жизнь и смерть неразличимы. Но само это уважение представляется фактором длительного развития культуры, ее многовековых гуманистических традиций.
Важнейшим моментом, оказавшим влияние на формирование современных представлений о смерти, были естественные науки – прежде всего биология и медицина, которые способствовали вытеснению понятия смерти из сферы постоянных забот современного человека. Развитие биологии, изучение клеточных структур, практика вакцинации сняли страх перед эпидемиями, уносившими тысячи жизней.
У смерти есть аспекты, которые постепенно вытесняются из сознания современного человека. Например, объединяющий аспект смерти. Раньше смерть одного из членов общины, являлась значительным явлением для всех, и отрицательные эмоции близких людей умершего, распределялись по всей общине – все это сопровождалось сложными совместными ритуалами. До сих пор такая картина наблюдается в сельской местности, где на похороны и поминки собирается вся деревня. В городах ситуация совершенно другая – общество разбито на мелкие ячейки, и смерть одного из членов семьи переживается внутри семьи – выносить свои переживания наружу не принято. После смерти, все, что связанно с обрядом погребения, поручается профессионалам, и чаще всего родственники видят умершего, уже приведенного в должный вид. В результате, энергия, которая раньше направлялась на внешнюю активность – на естественные заботы, связанные со смертью близкого, остается внутри человека и в дальнейшем совершает свою разрушительную работу.
В некоторых культурах загробный мир является всего лишь прообразом реального мира, и жизнь там развивается по законам, схожим с земными, но в подавляющем большинстве культур загробный мир наделен чертам, совсем не свойственными для земной жизни.
При изучении жизни после смерти проявляются поразительные совпадения между культурами, разделенными как географически, так и исторически. Повторение определенных мотивов весьма примечательно, а идея существования конечного приюта всех праведных по ту сторону жизни – в раю или на небесах – возникает во многих вариациях.
Мы не живем, чтобы умереть, но думаем о смерти, чтобы развернуть и развить жизненные потенции в максимально возможных границах и до бесконечно глубокой интенсивности.
Список литературы
1. Н.А. Бердяев "О назначении человека." Москва, изд. "Республика", 1993.
. К.А. Ляхова, Ю.В. Рычкова, Г.А. Соболева, Л.А. Бурлуцкая "Узнай свои прошлые жизни" Москва, изд. "Рипол классик", 2002.Энциклопедия обрядов и обычаев
."Энциклопедия обрядов и обычаев"Составители: Брудная Л.И. Гуревич 3. М. Дмитриева О. Л.ISBN 5-7345-0063-1"Респекс", составление, оформление серии, 1996 г.
. Гуили Р.Э. Энциклопедия привидений и духов = The Encyclopedia of ghosts and spirits: [Пер. с англ.].- М.: Вече; Александр Корженевский, 1997. – 654 с.: ил.; 22 см. – (Энциклопедии. Справочники. Неумирающие книги).