- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 25,33 Кб
Творчество В.Л. Боровиковского
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ2
ГЛАВА I. ТВОРЧЕСТВО В. Л. БОРОВИКОВСКОГО5
1.1 Развитие творчества художника 5
ГЛАВА II СЕНТИМЕНТАЛИЗМ И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В ТВОРЧЕСТВЕ В.Л. БОРОВИКОВСКОГО11
2.1 «Сентиментальные» портреты художника11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ25
ВВЕДЕНИЕ
боровиковский портрет художник творчество
В середине 18 века живопись становится богаче. Портретное искусство достигает своего расцвета.
Это не кажется удивительным, если вспомнить предыдущие этапы. Поколения художников, выступившее на рубеже 60 – 70х годов, в кратчайший срок выдвинуло русский портрет в ряд лучших произведений мирового искусства. В это время творят крупнейшие живописцы ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий и В. Л. Боровиковский. Они создают блестящую галерею портретов современников, произведения, воспевающие красоту и благородство устремлений человека. Портрет этого периода сочетает в себе большую глубину и значительность в изображении человека, личности. Художники воссоздали образ человека с помощью различных живописных средств: изысканных цветовых оттенков, дополнительных цветов и рефлексов, богатейшей системы многослойного наложения красок, прозрачных лессировок, тонкого и виртуозного использования фактуры красочной поверхности. Все это определило значительное место отечественного портрета в современной ему европейской живописи.
В «массовом», если можно так выразиться, портрете продолжали жить традиции уходящего века. Показательным в этом смысле является скромное, но на редкость искреннее и чистое искусство Николая Ивановича Аргунова (1771 – после 1829).
Генеральная линия развития «официального» портрета большого стиля достойно была представлена в конце столетия произведениями Степана Семеновича Щукина (1762 -1828).
С идеями сентиментализма крепче всего связано творчество Владимира Лукича Боровиковского (1757-1825) – третьего великого портретиста XVIII века. Хотя он достаточно плодотворно работал и в следующем столетии, но лучшее в искусстве художника все-таки относится к «веку портрета» и стало превосходным его завершением.
Целью данной работы является изучение творчества великого русского художника В. Л. Боровиковского.
Соответственно, задачи следующие:
выявление основных этапов творчества Л.В. Боровиковского;
анализ «сентиментальных» портретов художника.
Обстоятельства жизни и произведения Боровиковского, детально изучены в образцовом фундаментальном исследовании Т. В. Алексеевой,- красноречивое свидетельство исканий и свершений русского портрета в конце XVIII – начале XIX века.
В книге Маркиной Л. «Боровиковский» нашему вниманию предлагается очерк жизни и творчества одного из лучших портретистов славянского века Просвещения. Пособие знакомит нас с основными этапами творческого пути художника и с тенденцией сентиментализма в портретах Боровиковского.
Александр Бенуа в своей книге дал противоречивую, но достаточно проницательную характеристику портретной манеры В. Л. Боровиковского: «Если сравнивать живопись Боровиковского с современной ему иностранной, то можно найти лишь у англичан что-либо равное ей по прелести; мало того: придется отдать предпочтение русскому мастеру, что касается чисто технического совершенства, перед такими художниками, как Рессель и даже Гейнсборо. Но он, подобно Левицкому, уступал последнему именно в разгадке, в одухотворении изображенных лиц или всей своей эпохи. В этом отношении Боровиковский уступал и Левицкому. У того хоть и редко, но сквозит отношение его к тем, кого он изображает, а когда это не сквозит, то по крайней мере отражается, как в хорошем зеркале, то душевное, что явно отпечаталось на лицах тех, кого он писал; Боровиковский же пренебрегал внимательным изучением и этой поверхности, а накладывал на все самим им изготовленную маску. Вся масса его портретов представляется какой-то семьей сладострастников и сладострастниц, обжор, ленивцев, что, правда, до некоторой степени, но с очень грубым и плоским пониманием рисует его эпоху»
"История искусств" Петра Гнедича – это возможность увидеть своими глазами лучшее из того, что было создано человеческим гением на протяжении прошедших тысячелетий. Краткий исчерпывающий комментарий позволяет получить ответы на неизбежно возникающие вопросы, не прибегая к помощи специальной литературы и консультациям профессионалов. Эта книга – настоящая энциклопедия шедевров живописи, скульптуры и архитектуры.
«История искусств. Россия XVIII-XIX вв.» – это настоящая летопись "золотого века" русского искусства, начиная с его возрождения в послепетровскую эпоху – от постепенного преодоления подражательности и преклонения перед Европой к поиску своих, оригинальных, самобытных идей, форм и сюжетов. Очень обстоятельно описывается творчество художников Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского, А.Г. Венецианова, О.А. Кипренского, К.П. Брюллова, П. А. Федотова, которое составило славу отечественного искусства и подготовило почву для блестящего расцвета русского искусства, приходящегося на вторую половину XIX – начало XX века.
ГЛАВА I. ТВОРЧЕСТВО В. Л. БОРОВИКОВСКОГО
1.1 Развитие творчества художника
Владимир Боровиковский родился в Миргороде (Украина). В этом малороссийском городке он прожил до 1788г. Начал как иконописец, учась у своего отца и дяди – иконописцев. В иконах, написанный Боровиковским в молодости, чувствуется его крупное дарование, которое с трудом вписывается в строгие рамки канона, тогда же он рисовал полупрофессиональные портреты, которые были ему намного интересней. Переломным моментом в его судьбе стал визит Львова, который в свите Екатерины проезжал через Украину в Крым. Боровиковский выполнил два панно в одной из комнат временного дворца, предназначенного для приема императрицы. В конце 1788г. прибыл в Петербург, где прожил восемь лет в семье Львовых, в построенном Львовым же Почтовом стане, и, как и Левицкий, навсегда распростился с Украиной ради Петербурга. В Петербурге Боровиковский общался с представителями прогрессивно мыслящей русской интеллигенции кружка Г. Р. Державина. Он не имел возможности обучаться в Академии Художеств, но по прибытии в Санкт – Петербурге он пользовался советами и чувствовал покровительство своего земляка Левицкого, так же с 1792г. брал уроки у Лампи – старшего. Непосредственное сравнение работ Боровиковского с работами его предполагаемого учителя говорит о бесспорном превосходстве первых над вторыми. Несомненно, что живопись Лампи более эффектна, чем живопись Боровикоского. Видимо, без всяких усилий Лампи писал огромные парадные портреты. Его модели всегда изображены в изысканных и эффектных позах, одежды широко развеваются, усиливая движения фигур, их цвет наряден и гармоничен, формы лиц четкие, почти граненые. Лица всегда идеализированы и даже обезличены. Иностранному художнику, несомненно, была непонятна психология русского человека и даже не вполне доступно изображение его внешних черт. Но именно подобные портреты и должны были нравиться многим именитым заказчикам, старавшимся походить на иностранцев и презиравшим свое русское происхождение. Рядом с Лампи портреты Боровиковского поражают своей скромностью, сердечностью и ясно выраженными национальными чертами. Он был слишком чувствителен, чтобы стремиться к пышным эффектам, и слишком правдив, чтобы льстить заказчикам. И он, конечно, часто их идеализировал, но это было искренне, вытекало из всего его собственного душевного строя, из его восприятия человека, а не из посторонних искусству побуждений.
Самое раннее произведение Боровиковского, исполненное в Петербурге, помечено 1789 годом. Это "Сон Иакова" (Третьяковская галерея), рисунок карандашом. В целом он очень красив и даже изящен, но рисунок обнаженного тела Иакова обличает еще неуверенную руку. Вполне возможно, что это эскиз для какой – либо церковной росписи, может, Могилевского собора, который строил Львов и иконостас для которого писал Боровиковский. Кроме того, Боровиковский сделал еще рисунки тушью статуй Петра и Павла для того же собора. Год, когда сделаны эти рисунки, – неизвестен. Характер их очень знаменателен. В 18 веке скульптура играла для живописи очень важную роль, воспитывая в живописце понимание формы. Рисунок Боровиковского представляет статую, очень сильно освещенную; особенно хорошо освещена голова, обнаруживающая характер и пластическую красоту формы. Однако вполне возможно, что это не проекты для статуй, а эскизы для росписи гризайлью, то есть одноцветной живописи, которой как раз в этот период занимался художник. Не так часто у художников можно встретить рисунки с таким ясным пониманием скульптурной формы. Для Боровиковского это очень важно и характерно. Н. А. Львову принадлежало имение Арпачево (Новоторжский уезд бывш. Тверской губернии). Там находились деревянный дом владельца и каменная церковь, построенная по его проекту. Живопись церкви принадлежала Боровиковскому. Иконы иконостаса были написаны гризайлью на красном фоне. Самый же иконостас представлял собою лес пальм, стволы которых были увиты свитками, также расписанными. Таким образом, в общем получилось нарядное и вместе с тем праздничное сочетание красного, серого и желтого цветов. Эта работа была исполнена Боровиковским до 1791 года, так как в этом году церковь уже была открыта.
И еще в одной серьезной постройке Львова участвовал Боровиковский. В 1795 году, по проекту Львова, был построен храм Борисоглебского монастыря близ Торжка. Для его иконостаса Боровиковский написал тридцать семь икон.
В это время Боровиковский с особым стремлением занимается парными портретами, портретной миниатюрой на металле, картоне, дереве. Достигнув мастерства и признания в миниатюре, он стал получать много заказов от высокопоставленных особ, даже от членов императорской фамилии. Работы этого периода – это портрет В. В. Капниста и близкий к нему по характеру исполнения интимный портрет "Лизыньки и Дашеньки", написанный в 1774 г.
В работах этого периода он разрабатывал в противовес официальному сословному портрету, это тип изображения "частного" человека с его прирожденными склонностями, простыми чувствами, наиболее полно раскрывающимися в непринужденной обстановке домашнего интерьера или естественном окружении.
Конец 1790-х – начало 1800-х годов – время наибольшей популярности художника и яркого цветения его таланта. Органичная естественность покоится на надежном фундаменте изощренной живописной техники, не только сохранившей лучшие традиции XVIII века, но и развившей их в сторону большей легкости и тонкости.
В 90 – е годы мастер создает портреты, в которых в полной мере выражены черты нового направления в искусстве – сентиментализма.
Рожденный на английской почве, сентиментализм в России имел самые тесные связи с предшествующим рококо, он углубил интерес к внутреннему миру человека, к "извивам" его души. Но вместе с тем развивался в России в тесной связи с классицизмом, хотя и обладал собственной мировоззренческой природой. "Сентиментальные" портреты Боровиковского во многом близки руссоистской идее "естественности", "естественного человека", характерной для классицизма. Это новое понимание человеческой личности, ее гармоничности говорит о существенном изменении в эстетике, наступающих с новым веком.
Здесь к умению Боровиковского передавать индивидуальность, характерность модели, прибавилось умение сочетать это с общим идеалистическим настроением. Самый первый в ряду этих портретов – портрет О. К. Филипповой, жены помощника архитектора Воронихина. Она изображена в утреннем платье с небрежно распущенными волосами, с розой в руке, на фоне паркового пейзажа. Это работы, в которых художник стремится к "безыскусственности", которую делает искусственно. Но сам этот факт говорит об интересе к чувствительному уровню, к передаче душевных состояний, к частной жизни человека, находящегося в единении с природой. Это самый ранний портрет, написанный в 1790 году. Портрет Филипповой производит впечатление не вполне законченного: складки белого платья, так же как и руки, едва намечены, более всего закончено лицо, но отчетливый рисунок глаз, носа, рта и подбородка еще очень графичен. Следует отметить пейзажный фон. Потом этот фон станет излюбленным у Боровиковского, особенно в женских портретах.
И даже по этому незаконченному портрету видно, что художник, работая над портретом, попал в свою сферу. В эти ранние годы своей творческой жизни Боровиковский писал портреты небольшого размера на твердом материале, часто на цинковых пластинках; иногда это были настоящие миниатюры, чрезвычайно тонко и детально написанные. Кисть его приобрела значительную уверенность, рисунок стал четким и ясным. Но рисунок этот неразрывно связан с формой и нигде не выступает отдельно. Боровиковский приобретает высокое мастерство рисования кистью, которая становится для него орудием и живописи, и рисунка.
Это предпочтение Боровиковского камерному портрету выражается так же в том, что даже портреты в полный рост он решает как камерные. Так, на полотне "Екатерина II на прогулке в Царском парке" (1794г, второй вариант – начало 10 – х гг. XIX в.) императрица изображена не в парадном платье, а в простом голубом капоте с тростью в руке. В модели трудно узнать императрицу – это обыкновенная пожилая женщина, прогуливающаяся с собачкой. За портрет императрицы Боровиковскому было присуждено звание академика в 1795г. Эта работа была выполнена не без участия Львова, и имела огромный успех. В 20 – е годы XIX в. с него была сделана гравюра Уткина, впечатлением от этой работы Боровиковского руководствовался Пушкин, когда писал Екатерину в "Капитанской дочке".
Основные этапы творчества. Рубеж 18 – 19-х вв. – это время наивысшей славы Боровиковского и одновременно появления новых тенденций в искусстве. Классицизм достигает своих высот. Русский классицизм основан, конечно, на тех же принципах, что и европейский классицизм. Он привержен большим обобщениям, общечеловеческому, стремится к гармонии, логике, упорядоченности. В своем развитии классицызм проходит несколько этапов:
Ранний (60 – е – первая половина 80- х годов). В этот период портретная живопись еще подчиняется законам рококо, и идеи классицизма выражаются в желании художника создать интимный, частный портрет, который бы был противовесом формальному парадному портрету.
Строгий или зрелый классицизм (вторая половина 80 – х – 90 – е годы, вплоть до 1800г.) Этот период в творчестве Боровиковского представлен наиболее богато и разнообразно.
В XIX веке характер творчества Боровиковского меняется. Его искусство становится строже и программнее, идейность классицизма, не привлекавшая к себе главного внимания мастера в прошедшем веке, теперь оказывается важной для него. Эмоциональная жизнь Боровиковского определяется отныне религиозно-нравственными исканиями, он сближается с масонами и, как он сам объяснял, по «желанию учиниться лучшим» в 1802 году вступает в «Ложу Умирающего сфинкса», руководимую известным масоном, учеником Новикова и конференц-секретарем Академии художеств А. Ф. Лабзиным. В первое десятилетие XIX века Боровиковский стал одним из главных и наиболее талантливых выразителей классицизма в живописи. Прекраснодушная чувствительность, из-за которой Эфрос метко назвал портреты Боровиковского „одной братской семьей ревнителей блага на земле", начинает облекаться в строгие наряды долга. Укрупненность масштаба, линейная строгость, более плотный цвет и скульптурность объемов – вот те стилистические „классицистические" черты, которые определяют теперь манеру мастера. Среди лучших произведений этого периода – групповые „семейные" портреты, где реалистически конкретная передача моделей не спорит с идейно-нравственной программой художника – утверждением добродетели, святости брака, дружбы, благотворности родственных уз, где, таким образом, характерный сентименталистский мотив обретает строгие классицистические очертания. Постепенно живопись Боровиковского делается жестче, характеристики суше. В конце пути его портреты выглядят анахронизмами рядом с творчеством нового, романтического поколения. Старый художник остался последним крупным мастером ушедшего века.
ГЛАВА II СЕНТИМЕНТАЛИЗМ И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В ТВОРЧЕСТВЕ В.Л. БОРОВИКОВСКОГО
2.1 «Сентиментальные» портреты художника
Распространение сентименталистской концепции естественной жизни, «жизни сердцем», сопровождалось соответствующими изменениями в живописной моде: декларировался отказ от изображения своих моделей в представительных позах, с наградами, в мундирах и в париках. В женских портретах появляются свободно ниспадающие античные туники, нередко живые цветы. Фоном становится «естественная природа». Все эти новшества изменяли и изобразительный строй произведений Боровиковского.
Однако при этом, как замечает О. Г. Чайковская по поводу женских портретов художника, «именно потому, что не так уж сильны чувства всех этих женщин, они подкреплены всякого рода символами – яблоками, сиреневыми розами (меланхолически растущими вниз, а не вверх), миниатюрами любимых людей, музыкальными инструментами и другими разговорчивыми деталями».
На семейном портрете <#”justify”>1. Алексеева Т. В. Владимир Лукич Боровиковский и русская культура рубежа XVIII – XIX вв. – М., 1978. – 370 с.
. Алексеева Т.В. О некоторых малоизвестных работах В.Л. Боровиковского // Искусство. 1982. № 8. С.54-61
. Бакушинский А.В. Живопись и рисунки XVIII и XIX. – М.; Л., 1925. – 268 с.
. Бенуа А.Н. История русского искусства в XIX веке / Сост., вступ. статья и коммент. В.М. Володарского. – М.: Республика, 1995. – 761 с.
. Вдовин Г. Становление «Я» в русской культуре XVIII века и искусство портрета. – М.: Наш дом, 1999. – 400 с.
. Государственный Русский музей. Живопись. XVIII век. Каталог. Т. 1. – СПб., 1998. – 270 с.
. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Живопись XVIII века. – М.: Красная площадь, 1998. – 480 с.
. Дмитриенко А.Ф., Кузнецова Э.В., Петрова О.Ф., Федорова Н.А. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. – Л., 1971. – 460 с.
. Знаменитые русские художники: Биографический словарь. – СПб, 2000. – 500 с.
. Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века. – М.: Высшая школа, 1999. – 461 с.
. История русского искусства / Под ред. И.Э. Грабаря. Т. 7. – М.: Академия наук СССР, 1961. – 532 с.
. История искусств. Россия XVIII-XIX вв. / П. Гнедич. – М.: Эксмо, 2005. – 144 с.
. Маркина Л. Владимир Боровиковский: Альбом. – М.: Белый город, 2001. – 48 с.
. Михайлова К. Владимир Лукич Боровиковский: Альбом. – М., 1978.
. Прядильщиков, И. Портрет втройне исторического значения // Чудеса и приключения. – 2002. – N 7. – С. 15-18
. Чижова, И.Б. Образ милый, незабвенный. – М.: Эксмо, 2005. – 400 с.
. Чижова И.Б. Судьба придворного художника. – Л.: Лениздат В.Л. Боровиковский в Петербурге. – СПб., 2001. – 286 с.
. Шикман, А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. – М., 1997. – 367 с.
. Шумова, М.Н. Русская живопись первой половины XIX века. – М., Искусство, 1978. – 320 с.
Электронные ресурсы
. http://artclassic.edu.ru