- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 22,09 Кб
Обзор истории церкви в Галлии во II-VI веках
Свято-Филаретовский православно-христианский институт
Богословский факультет
Кафедра церковно-исторических дисциплин
Курсовая работа по предмету
«История древней христианской церкви»
Обзор истории церкви в Галлии во II-VI веках
Студента
курса, вечернее отделение
Кошелева С.Г.
Преподаватель: Слезкина О.В.
Москва, 2013 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1.Христианская церковь в Галлии во II-III веках
1.1Основание
.2Распространение
.3Структура
.4Святые
2.Христианская церковь в Галлии во IV-V веках
2.1Дальнейшее распространение и изменение структуры
.3Святые
.4«Послание к Кастору, епископу Аптскому, о правилах общежительных монастырей» преп. Иоанна Кассиана
.5Монашество и монастыри Галлии
Заключение
Введение
Цель этой работы кратко описать возникновение и развитие христианской церкви в Галлии, охарактеризовав ее распространение, структуру и святых в два основных периода: во время гонений (II-III веках) и в начале Константиновского периода (IV-V веках). Особенно внимание уделено возникновению монастырей и монашеских традиций, и в этой связи представителю восточной монашеской традиции преп. Иоанну Кассиану и его «Правилу для общежительных монастырей». Источником данных о возникновении и распространении церковных общин являются лекции по церковной истории В.В. Болотова. Агиографические сведения взяты из разных источников, среди которых энциклопедический словарь под редакцией А.А. Аверинцева «Христианство», статьи Г.П. Федотова и о. Серафима (Роуза).
христианская церковь галлия
1. Христианская церковь в Галлии во II-III веках
.1 Основание
Когда именно образовалась первая христианская община в Галлии, и кто именно был ее основателем определить по имеющимся данным невозможно. Возникновение христианства в Галлии при апостолах так же вероятно, как и в Испании. Указанием на такую возможность могло бы быть место из 2-го послания к Тимофею, где в ряде древних рукописей вместо «Крискент [пошел] в Галлатию» стоит «в Галлию». Однако, поскольку Ириней Лионский, будучи почти современником апостолов, ничего не упоминает о проповеди Крискента в Галлии, это не ничего не доказывает, а правильным чтением, несомненно, является «в Галатию». Другими косвенными указания на возможность возникновения христианства в Галлии при апостолах являются: 1) ссылка в Галлию тетрарха Архелая и вследствие этого возможное возникновение там иудейской общины 2) Родство (недоказанное) обращенного апостолом Павлом проконсула Сергия с родом Сергиев Павлов живших около Нарбона.
Согласно же прямым подтверждениям из достоверных источников (см. ниже), самым древним центром христианства в Галлии был Лион.
.2 Распространение
Из послания галльских церквей – лионской и вьенской к церквам асийским и фригийским мы знаем о гонениях на христиан в Лионе летом 177г, в 17й год правления Марка Аврелия. Из этих же посланий известно, что Поликарп <#”justify”>Христианская церковь в Галлии к концу V века была уже многочисленна и распространена по всей территории Галлии – Болотов, ссылаясь на исследования Дюшена, приводит данные о существовании в это время 119 епископий, причем 109 из них – это епископии всех важнейших городов Галлии, имеющие полное гражданское устройство (civiates), и только 10 – в местечках, не принадлежащих к civiates. Из всех этих епископий только около 15 (не менее 12) уже существовали к началу IV века, и около 30 имеют свидетельство об их существовании в IV веке, остальные, по видимости, возникли позже [Болотов, т.2., с. 292] .
При таком количестве епископатов среди них также стала возникать иерархия, происходило образование митрополий (приматов) Наибольшим авторитетом сначала пользовались самые ранние епископаты – Лионский и Вьенский, потом на первенство стал претендовать важный в политическом отношении Арль, который поддерживался во времена Константина Великого папой, основавшим в Арле викариат. Это нужно было папе, чтобы ослабить тяготение галльских церквей к Медиолану, где в то время находилась императорская резиденция. Когда же императорская резиденция была перенесена в Равенну, папы уже охладели к Арльскому викарию и смотрели на него как на простого митрополита. И только в начале V века, когда в Галлии появились германцы Арль снова получил значение викариатства [Болотов, т.2., с. 290-291]
.2 Отношения с Римом
Вообще отношения между Римом и Галлией IV и первой половины V века характеризуются уникальной независимостью Галлии от папской власти, продолжающейся со времен св. Иринея Лионского. Конечно, епископы Галлии обращались к папам за решением различных вопросов, но дружеский тон ответных посланий сильно отличается от принятого папами по отношению к епископам других церквей. Вот, например, начало письма папы Иннокентия I к епископу руанскому. "Хотя тебе, любезнейший брат, известны все церковные правила о жизни и учении и нет ничего в священных книгах, что было бы тебе непонятно,- за это ручаются те заслуги и та святительская честь, которыми ты в высокой степени обладаешь,- но так как ты неотступно просишь, чтобы я прислал тебе дисциплинарные правила римской церкви, то я вполне повинуюсь твоему желанию" [Болотов Т.3, c.263]. Замечателен также тот факт, что за период с 346 по 444г. ни один из восьми низложенных галльских епископов не обратился за поддержкой к папе, хотя лишение сана служило одним из самых частых поводов обращения к папскому авторитету. Невозможно представить других причин для отказа от апелляции, кроме того, что галльские епископы очень дорожили своей автономией, и такая апелляция необратимо уронила бы достоинство ее подателя во мнении своих собратьев. До папы Льва Великого, известно всего три случая вмешательства самих пап в дела галльской церкви, закончившихся, к тому же, практически безрезультатно [Болотов Т.3, c.264]. Такое положение сохранялось до середины V века. Последним из галльских епископов, противившихся открыто папскому авторитету, был Иларий Арльский – строгий аскет, пользовавшийся большим уважением в народе. Он открыто протестовал против вмешательства пап в жизнь галльской церкви придя в 445г. пешком в Рим, и едва не был там арестован. И хотя в посланиях папа Лев высказывается о нем очень резко, тем не менее он за свою критику не был отлучен или лишен сана, а только ограничен в его митрополитанских правах – «Умеренность, – как пишет Болотов, – для Рима весьма замечательная». Иларий умер в 449г., окруженный любовью своей паствы, и причислен западной церковью к лику святых, но после этого борьба галльской церкви за свою автономию не возобновлялась [Болотов, т.3., с.265-267].
.3 Святые
Для того чтобы почувствовать жизнь галльской церкви в этот период времени, лучше всего обратится к жизни ее прославленных членов – галльских святых 4-5вв. Во-первых, это св. Иларий Пиктавийский (ок. 315 <#”justify”>Иоанн Кассиан Римский (~360-435), один из главных теоретиков монашеской жизни, первый стал упорядочивать жизнь галльского монашества по уставам восточных монастырей. Родом из Скифии, в 390 принял монашество в Палестине, около 10 лет провел в странствованиях по монастырям и скитам Египта. В 400 г. прибыл в Константинополь и посвящен в диаконы. В 405 отправлен церковью в Рим искать защиты Иоанна Златоусту. Затем жил в Марселе, где был рукоположен в пресвитера и основал два монастыря. Извлечение из его сочинений, оставленное позднее одним из лионских епископов вскоре стало популярным уставом в южно-галльских монастырях. Полемизировал с пелагианами, но отверг и августиновское учение о предопределении. Написал 12 книг «О постановлениях киновий палестинских и Египетских» и 24 книги «Собеседования» с знаменитыми египетскими аввами, одно богословское сочинение «Против Нестория». Прославлен в православной церкви, а в католической официально не канонизирован, хотя и неоднократно назывался святым [«Христианство», с. 694]. Вторым по значению после преп. Кассиана из отцов Галльского монашества в V веке был преп. Фавст (+ 490), бывший игуменом Лиринского монастыря в последние годы жизни преп. Кассиана. «Известный своей защитой "восточных" учений по таким вопросам, как относительная телесность души (один Бог совершенно бестелесен) и соотношение благодати и свободной воли (и возможно из-за этого пренебрегаемый позднейшим Западом), он был прежде и более всего учителем иноческого жития и имел более прямое влияние на великого преп. отца VI века, св. Кесария Арльского, чем св. Кассиан» [Роуз].
Святой Иуст Лионский (ок. 390). Родился в Турноне <#”justify”>.4 «Послание к Кастору, епископу Аптскому, о правилах общежительных монастырей» преп. Иоанна Кассиана
Эта книга была посвящена Кастору, епископу Апта (немного севернее Марселя), только что основавшему в своей епархии общежительный монастырь. Послание представляет внешний распорядок (одежда, службы, дисциплина и главные принципы (нестяжательность, труд, послушание) монашеской жизни в первых 4 книгах, за которым в 8 книгах следовало описание 8 главных страстей и способов борьбы с ними.
.5 Монашество и монастыри Галлии
Как пишет о.Серафим (Роуз) «Сердцем христианской жизни древней православной Галлии было монашество. Православное монашество возникло на галльской почве почти сразу же, как молва о великих Египетских отцах достигла Запада; и с тех пор, как христианской Галлии был дан пример собственного великого преподобного отца, св. Мартина Турского, число ее монахов измерялось тысячами, из которых около 2000 присутствовали на похоронах св. Мартина в 397 году. С основанием в начале следующего века Аиринского монастыря в традициях Египта и появлением писаний преп. Иоанна Кассиана о духовном учении Египетских отцов начала V столетия, золотой век монашества в Галлии, можно сказать, начался. Нам известно об основании около двухсот монастырей в Галлии в последующие два столетия, и возможно их было гораздо больше; и святые чудотворцы из среды этих братств были уже неисчислимы».
Итак, первыми монастырями Галлии были обители скитско-киновийного типа основанные святым Мартином Турским в местечках близ города Пуатье – Лигуже (361 г.) и Мармутье (372 г.). Особенно известнен впоследствии, был монастырь в Мармутье, основанный Мартином сразу после избрания его епископом. Мы мало знаем о письменных источниках, через которые православное монашеское учение передавалось ученикам св. Мартина и другим первым подвижникам Галлии: возможно, что у них не было ничего кроме "Жития св. Антония" св. Афанасия и какой-нибудь одной из ранних латинских версий Житий и Изречений Египетских отцов.
Следующие монастыри были основаны в начале V века. Монастырь на острове Лерин основан в 410-е <#”justify”>Заключение
Итак, данные из надежных источников, позволяют заключить, что христианская церковь в Галлии была основана не позже 160 г, и если не апостолами, на что нет достоверных указаний, то «мужами апостольскими», к которым можно отнести Иринея Лионского, находившегося в общении с пресвитерами, знавшими апостола Иоанна-Богослова и с самим Поликарпом Смирнским, его ближайшим учеником. Направление Иринея в административный центр древней Галлии Лион для проповеди и фундаментальные богословские труды последнего позволили сразу утвердить здесь чистое апостольское христианство, и уберечь его от гностических искажений, тем более что интеллектуальные и мистические соблазны на Западе были слабее. Дальнейшее распространение христианства происходило от Лиона и юга на юго-запад (Тулуза), северо-запад (Тур) и север (Реймс, Трир, Париж). К концу 3 века в Галлии было не меньше 16 епископий в наиболее крупных городах, наряду с многочисленными общинами в деревнях и местечках (парикиях), управлявшихся священниками и даже диаконами. Гонения на христиан в Галлии начались в конце правления Марка Аврелия в 177г, свидетельство десятков лионских и вьенских христиан, пострадавших в Лионе в это время, описанное подробно в послании этих церквей, дало высокий образец христианского мученичества всем последующим поколениям. Гонения возобновлялись несколько раз, наибольшее количество христиан в Галлии (около 19000) пострадало до смерти при внезапных гонениях в конце правления Септимия Севера в 202г, а последние в древнехристианской истории жесточайшие гонения, бывшие в правление Максимиана Галерия (303 г.), в Галлии не были такими обширными и систематическими, как на Востоке. В IV-Vом веках мы видим в Галлии уже многочисленную церковь – около 119 епископий, с развитой структурой (появляются митрополии), и яркими фигурами святых, сохраняющую практически полную независимость от Рима до середины 5 века.
Становление монашества и в Галлии начинается в середине 4 го века, после того как вести об египетских подвижниках достигают Запада. Уже во второй половине 4го века галльские подвижники вдохновляются живым примером великого подвижника преп. Мартина Турского, основавшего в Галлии две первые монашеские обители скитско-киновийного типа Лигуже (361г.) и Мармутье (372г.). В начале 5 века начинается второй этап монашеского движения, возникает множество монастырей на юге Галлии, обычно вблизи городов, и часто управляемые епископами, среди них киновийные мужской и женский монастыри в Марселе, основанные в 415г. Иоанном Кассианом и знаменитая обитель на острове Лирин, откуда впоследствии вышло множество святых философов, епископов, преподобных – в том числе просветитель Ирландии св. Патрик. На монашеское движение большое влияние оказывает Иоанн Кассиан, благодаря трудам которого, передающий опыт египетских и палестинских подвижников монашеское движение упорядочивается и направляется. Сначала он пишет 12 книг «Правил общежительных монастырей» где доступно, с примерами описывается как устав, как и общие принципы монашеской жизни – регулярный простой ручной труд чередующийся с молитвой молитва, нестяжательность, послушание, борьба со страстями. Второй письменный труд Иоанна Кассиана "Собеседования египетских подвижников" появляется позже и предназначен для опытных подвижников, приступающих к созерцательной молитве. После появления этого труда, и последующего за ним «Похвалы пустыни» преп. Евхертия начинается третий этап монашеского движения в Галлии, напоминающий нам «Северную Фиваиду» во времена Сергия Радонежского – монахи оставлют не только города, но и благоустроенные обители и уходят в леса и горы. Начинается освоение «галльской пустыни» – лесов на востоке Галлии и Юрского горного массива. В дальнейшем, однако, в связи с оскудением культурной жизни в «темные века» сохраняется и даже преобладает влияние «школы Мартина» «героической аскезы», в противоположность «школе Кассиана», основанной на систематичеком труде и смиренном послушании. Труды Иоанна Кассиана, впрочем, продолжали и дальше оказывать влияние на монашеские традиции в Галлии и за ее пределами, особенно в «Каролинское возродение», высоко ценились они и в традициях русского монашества.
CПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1.Преподобного Иоанна Кассиана послание к Кастору, епископу Аптскому, о правилах общежительных монастырей /По изданию: Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. Москва: АСТ, Минск: Харвест. 2000. 799 с. (которое перепечатывает издание: Писания преподобного отца Иоанна Кассиана Римянина. Перевод с латинского епископа Петра. Изд. 2-е. Афонского Русского Пантелеимонова монастыря. М., 1892. 652 с. – оно же переиздано фототипически : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, РФМ, 1993.) Режим доступа: <http://krotov.info/spravki/history_bio/05_bio/0435kass.html> (дата обращения 03.01.2013)
CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. В 4 т. Т. 2: История церкви в период до Константина Великого /Репринтное издание М. Издательство Спасо-Преображенского Валаамского Ставропигиального монастыря, 1994. 474с.
2.Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. В 4 т. Т. 3: История церкви в период вселенских соборов /Репринтное издание. М. Издательство Спасо-Преображенского Валаамского Ставропигиального монастыря, 1994. 339с.
3.Воляк.П. Святой Патрик и феномен Ирландской церкви. Режим доступа: <http://krotov.info/history/05/01/volyak.html> (дата обращения 05.01.2013)
4.Дуглов И.А. (Архиепископ Серафим) Режим доступа: <http://www.pravmir.ru/episkop-serafim-dulgov-pravoslavnye-svyatye-francii/> (дата обращения 02.01.2013)
5.Поснов М. Э <http://biblio.sfi.ru/cgi-bin/irbis64r_01/cgiirbis_64.exe?Z21ID=128011148325111212&I21DBN=SFI&P21DBN=SFI&S21STN=1&S21REF=1&S21FMT=fullwebr&C21COM=S&S21CNR=20&S21P01=0&S21P02=1&S21P03=A=&S21STR=%D0%9F%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2,%20%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB%20%D0%AD%D0%BC%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%83%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87>
6.История Христианской Церкви (до разделения Церквей – 1054 г.) / Репр. воспроизведение изд. – Брюссель : Жизнь с Богом, 1994. – 614 с.
7.Роуз С. Православное монашество в Галлии 5-6 веков. Санкт-Петербург 1996 г.Режим доступа: <http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/History_ Church/ Article/rouz_prmon.php> (дата обращения 02.01.2013)
8.Христианство: Энциклопедический словарь в 2т: т.1 А-К/ Ред. Кол.: С.С.Аверинцева (гл.ред) и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – 863с.
9.Федотов Г.П. Св. Мартин – подвижник аскезы. Режим доступа: <http://krotov.info/library/21_f/fed/otov_29.html> (дата обращения 02.01.2013)