- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 16,5 Кб
Одежда русских старожилов Сибири конца XIX-начала XX вв.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Реферат на тему
Одежда русских старожилов Сибири конца XIX- начала XX вв.
Выполнила: студентка 5 курса, 51гр.
ФКиДО, ДПТ. Чуркина Екатерина
Проверила: Баткина Ольга Генадьевна
Новосибирск 2014г.
Введение
До настоящего времени вопрос о том, кого считать старожилами, а кого переселенцами Сибири стоит в ряду дискуссионных. Если к этому добавить не разработанность этнографических характеристик для различных этнокультурных групп, то можно представить сложности, с которыми сталкиваются исследователи восточнославянской культуры. Ведь без учета культурного многообразия населения Сибири и, в частности, Верхнего Приобья, весьма сомнительно решать конкретные этнографические проблемы. Более однородным было население по социальному статусу – оброчные государственные крестьяне, приписанные к Алтайским горным заводам.
Во второй половине XIX – начале XX вв. южная часть Приобья буквально пестрила разными в культурном и конфессиональном отношении группами старожилов и переселенцев. В настоящее время старожилы не помнят европейского прошлого своих прадедов или вспоминают это как семейное предание, легенду, считают себя исконно живущими на сибирской земле и называются "чалдонами" (или "челдонами"). В работах ученых и путешественников XIX – начала XX вв. название "чалдоны" не упоминается, встречаются лишь общие понятия "крестьяне", "крестьяне-старожилы", "сибиряки-старожилы" Это же наблюдается в сравнительно поздних работах советского периода . Однако свидетельством того, что в Сибири в середине XIX в. жили не просто "старожилы", "крестьяне", но гораздо более дифференцированные группы говорит факт наличия в словаре Боровникова слова "чалдоны". Исследователь связывал его с монгольским "шолдон" – ругательным словом, обозначавшим всеми презираемого, негодного человека. У В.И. Даля "чалдон" также отмечается как монгольское заимствование, бытовавшее в Иркутской губернии и обозначавшее "бродяга, беглый, варнак". Гораздо поэтичнее народная память. Вот что рассказывают люди, которые считают себя потомками "чалдонов". Все рассказы привязаны к р. Дон и передаются почти слово в слово: "Отту-дова, где реки Чал и Дон слились, предков стали ссылать в Сибирь и звать "чалдонами".
Довольно часто можно услышать о казачьем происхождении "чалдонов": "Эти люди, по рассказам дедов, приехали с рек Чала и Дона. Вот их и назвали. Песни у "чалдонов" такие проголосные и мотив такой как у донских казак". Столь настойчивое стремление связать свое происхождение с донским казачеством, видимо, для какой-то части сибиряков имеет под собой основание. Во-первых, Дон как и Сибирь, издавна притягивал наиболее свободолюбивых и непокорных людей, которые бежали от крепостного насилия в поисках безбедной жизни. По архивным материалам, первыми жителями Среднего Приобья были служилые люди, пешие, конные казаки. Во-вторых, Дон был символом – пограничной рекой, разделявшей русские и неспокойные татарские земли в течение довольно длительного времени. "Челдоны" могло означать "человеки с Дона", т.е. люди, приехавшие с соседних, российских территорий. Чалдоны, являлись первыми жителями, они давали названия новым поселкам, географически объектам (многие их фамилии запечатлены названиях сел, рек, озер, и пр.). В конце XIX начале XX вв. "чалдоны" были православными, хотя, нередко, и крестились старыми крестам. В костюмах русских старожилов Верхего Приобья второй половины XIX – начала XX вв. отсутствовала анонимность, свойственная современной одежде. Почти все операции по ее изготовлению производились в семье: обработка льна, тканье, плетение, шитье, вышивание были уделом женщин, обработка кож и войлоков, шитье обуви – мужчин. Весь уклад жизни требовал того, чтобы детей начинали приучать к рукоделию очень рано. В 6 – 7 лет девочки, а в иных семьях и мальчики умели уже прясть пряжу. Даже играть на улицу с подружками мать отпускала дочь "с куделькой", т.е. пучком шерсти или льна, который она должна была спрясть за это время. К 10 – 12-ти годам, когда требовалось начинать готовить приданое, девочки умели ткать, используя различные техники, кроить и шить одежду, вышивать.
Общественная оценка труда являлась очень значимой, особенно для молодой мастерицы. Народный обычай требовал тщательного приготовления любого вида одежды. Небрежность резко осуждалась, осмеивалась – неумелую, "худую" невесту никто не хотел брать замуж. Мастерски же выполненные рукоделия, особенно украшенные узорами, были предметами гордости.
Особого внимания заслуживает факт крайне бережного отношения к одежде, даже многолетней давности, сохранившейся от дедов. Эти предметы штопали, подновляли и передавали по наследству детям и внукам, что способствовало сохранению традиционных форм.
1. ОДЕЖДА РУССКИХ СТАРОЖИЛОВ СИБИРИ
.1. ОДЕЖДА КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ.
Русское старожилое население Сибири, включавшее потомков переселенцев различных районов и субэтнических групп Европейской России, принесло с собой традиционную одежду. Она определялась как общерусскими формами, так и особенностями видов одежды и элементов исходного района переселения. Исходными для сибиряков, необходимо считать и национальные виды одежды представителей различных этнических групп, принявших участие в становление старожильческого субэтноса. Многое сохранялось неизменным, как в целом в одежде, так и в виде включений отдельных элементов и частей в сибирскую одежду.
Одежда во все времена была важнейшим адаптивным элементом, наиболее успешно помогавшим успешно осваиваться в новых условиях. В силу специфических условий природы, климата, истории, контактов групп «засольщиков» между собой и с местным населением, в Сибири образовались этнографически сложные комплексы одежды, обуви, головных уборов. Определенное влияние на данный процесс оказала территориальная отдаленность, замкнутость и взаимосвязь с сопредельными с Россией государствами. Важно отметить, что из воздействующих факторов на первое место необходимо поставить природно-климатический.
Требования к одежде, обуви и головному убору в Сибири были довольно высоки. Суровость климата предопределяла выбор теплой и при этом легкой одежды, не стеснявшей движений. Одежда должна была хорошо защищать человека от ветра, попадания снега за ворот, но при этом не вызывать усиленного потоотделения Особое внимание сибиряки обращали на обувь и рукавицы. Очень рано у русских сибиряков появляется зимняя шапка с вислыми «ушами». Многообразие в одежде дополняется различными ее видами, связанными с профессиональной деятельностью сибиряков: например, «даха» («доха») – у ямщиков, «лузаны» – у охотников.
Высокий уровень жизни сибиряков, будь-то горожан или крестьян, свобода и самостоятельность определили рождение нового, необычного для рядового жителя Европейской России внешнего вида старожилов. В основе его были опрятность, чистота, достаток, обязательное наличие праздничной «покупной» одежды у каждого человека. Особенно это касалось сибирячек. Они позволяли себе носить то, что обычно было достоянием «высоких» сословий горожанок Европейской России.
Будучи по сути консервативным элементом национальной культуры, одежда в Сибири во многом сохранила названия, технологию пошива и украшений, но многое со временем изменялось, заменялось на более рациональное. Если при характеристике субэтноса казаков обращается особое внимание на их одежду, воинскую амуницию и выправку, как на внешний отличительный признак. Также и сибирская одежда не менее влияла на облик, поведение, походку, самодостаточность старожила. В частности, применительно к зимней одежде сибиряки говорили: «Сибиряк не тот, кто мороза не боится, а кто умеет мороза «хорониться».
.2 МУЖСКАЯ ОДЕЖДА
Обычно состояла из рубахи и штанов-портов. В отдельных местах штаны назывались «чембары». Рубахи были длинными, до колен, и подвязывались поясом. При шитье рубахи бралось прямое полотнище, перегибалось пополам, вырезался ворот. Затем по прямой кромке вшивались рукава, а от рукава до подола вшивалась прямая вставка. Боковая вставка делалась потому, что ширина «самотканого» полотна была недостаточна для рубахи на взрослого человека. Рубахи позднего времени уже шились без вставок.
Вырезные вороты были округлыми или прямоугольными; воротники появились только в последней четверти XIX в. Более ранними считаются вырезы ворота по середине груди, более поздними – сбоку. Ворот соединялся тесемками или металлическими застежками – «схватцами». Значительно позднее вошли в употребление бронзовые, медные, костяные пуговицы с «воздушными» петлями.
В верхней части рубахи, с изнанки, для прочности подшивали ткань – «подоплеку». С этой же целью под рукава подшивали «ластовицы».
По подолам, рукавам и вороту рубахи украшались вышивками. Это было не только украшением, но и магическим «оберегом» от зла, болезней, «нечистой силы». Украшения обычно располагались там, где открывался свободный доступ к телу. Наряду с вышивкой, сибиряки применяли для обшивания повседневной одежды цветную кайму.
Мужские «порты» шились на поясе – «гашнике». Неширокие, из белого грубого полотна или, чаще всего, из «крашенины», полосатой пестряди. Зимние штаны шились из сукна, стеженного ветошью полотна, а иногда даже из овчины.
Порты заправлялись в сапоги. По документам, в XVII-XIX вв. сапоги делили на телятинные, конинные, бараньи, сафьяновые. Были еще коты телятинные, конинные; башмаки телятинные, ичетоги кожаные, ступни и пр. Если для крестьян Европейской России основной обувью были лапти из лыка, конопли или бересты, то сибиряки носили кожаную обувь. Видов ее было множество: неговани, бродни, чижи, бутылы, чарки (чирки), бахилы, торбоза (торбаса), поршни и пр. Самыми простыми по изготовлению и наиболее распространенными видами как мужской, так и женской обуви, были чирки и поршни. Изготавливались они из цельного куска кожи, по верхней кромке был продет стяжной сыромятный ремешок.
В зависимости от времени года и характере работ на рубаху сверху надевали одежду из холста, сукна, овчины и т. д. В летнее время сибиряки носили «однорядки», т.е. одежду из сермяжного сукна без подкладки в один ряд. Кроме этого, перечислим: «охабень» – длинная, широкая, распашная и слегка раскошенная, с глубоким запахом, носимая с опояской одежда, «азям» шился из верблюжьего сукна; «армяк» – верхняя одежда из толстого холста, понитчины; «ферязь», в отличие от перечисленных видов одежды, имела застежку, шилась из шерсти, сукна, хлопчатой ткани.
Во время летних работ в прохладную погоду или в ночное время мужчины чаще всего носили шабуры, камарники, зипуны, серьмяги, полукафтаны и пр. Они были как из холста, так и из сукна, укороченные и более удобные в движении. При наступлении первых холодов одевали шойданики, теплушки, чекмени, куртачки («куртачок», «куртак»; от этого слова пошли ныне куртки) и др. Они шились из более толстого, часто домашнего сукна или сукна, крытого холстом. Повсеместно были распространены балахоны – одежда широкая, часто большого размера, надевавшаяся поверх всего в сырую и дождливую погоду. Шились балахоны из самого грубого плотного холста-«хряща».
С наступлением зимы мужчины носили разнообразную одежду из овчины, телятины, толстого сукна. Кафтаны, шубы, полушубки, тулупы были как «нагольные», так и «крытые». «Нагольными» называли шубы и кафтаны, не покрытые материалом. Кафтан, в отличие от других одежд, плотно прилегал к телу и имел расширяющийся подол. Зимние виды одежды имели большой ворот и большую длину. Многие носили в морозы «снизку» – сшитые вместе две верхние одежды.
Но все же наиболее оригинальной и теплой была «даха» (доха). Шилась она чаще всего из шкур собак или диких коз, длиной до пят и более, с объемным воротом, длинными рукавами и широким запахом. По документам XVIII-XIX вв., отмечены довольно редкие случаи гибели сибиряков от морозов в дороге, во время «ямшины», в лесу. Это объясняется, естественно, тем, что старожилы-сибиряки тепло одевались, заранее просчитывали свои возможности в пути, думали о дополнительных гарантиях выживания в самых суровых условиях.
Головные уборы сибиряков были также многообразны и рассчитаны как на «свою» погоду, время года, так и определенные занятия людей. Летом носили картузы, катанушки – шерстяные шляпы, малахаи из сукна, самокатки – катаные из шерсти шляпы, татарки – четырехклинные тканевые шляпы, суконные фуражки и др. Зимой носили меховые головные уборы – барловы, бобровые шапки, малахаи из меха, «монгольские» меховые шапки, папахи, татарки, прошитые мехом, треухи меховые, чебаны с меховой опушкой, шапки «стяжные» и «верверетовые».
Особенным видам головных уборов мужчин-сибиряков были колпак из оленьего меха, лесовица (лесовушка), накухтарница, нашейник. Данные уборы были более промысловыми, изготавливались из сукна, самокатанной шерсти, меха. Для защиты от снега сзади часто пришивали холщовую лопасть. Летом во время сенокоса мужчины повязывали головы платками или куском холста. Важнейшим элементов головного убора в Приенисейском крае были личинки (из холста и конского волоса), сетошники (сетки), служившие для защиты от мошки и комаров.
.3 ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА
Женщины носили длинную рубаху. Рубаха повседневная была более простой, без лишних элементов, украшений и отделки. По вырезу горловину и, часто, по обшлагам рукавов рубаху украшали вышивкой.
Поверх рубахи надевали сарафан (термин «сарафан» появился на Руси в XIV в.) Были сарафаны двух типов: застегивающиеся сверху вниз спереди и сшитые с длинной полоской – украшением. Сарафаны украшались лентами, вышивкой, пояском, пуговицами. Иногда их шили из полотна различных цветов. Часто верхняя часть рубахи и сарафана шилась из тонкого привозного полотна, а нижняя – из домотканого, более грубого и дешевого.
Поверх рубахи сибирячки надевали поневу – своеобразную юбку, состоящую из двух-трех полотен, не сшитых, а укрепленных на поясе. Общераспространенной были телогрея – длинная, распашная, с широкими косыми клиньями в подоле верхняя одежда. Телогрея имела длинные рукава и множество оловянных или медных пуговиц и, по всей видимости, произошла от распашного варианта старинного сарафана. Из-за довольно прохладного климата женщины носили поверх рубахи «душегрею» – короткую одежду на лямках, раскошенную, со складками. Вариантов кроя и цвета душегрей было великое множество.
На голову сибирячки чаще всего повязывали платки. При этом платки были как треугольные, так и четырехугольные: косынки из шелка или ситца, кокетки – шелковые шейные платки. Множество видов платков вязали из шерсти: файшонка – вязанная косынка, подшалок – платок из «гарусной шерсти», шаль шейная шерстяная, шаль, шаленка и др. В зависимости от сезона шали и шаленки носили шерстяные, ситцевые, шелковые, холщовые. Платок часто повязывали, складывая его полосой: такие уборы назывались безументом, или подвязальником.
Существовало и множество других уборов: капор – шелковый убор, на меху, красота – полоса шелка на каркасе, кругляш, малахай – повседневная меховая шапка, наколка – убор из шелка на каркасе, чебак – парчовая шапочка на меху и др. Некоторые головные уборы вязались из нитей ажурной вязкой: колпак «белевый», сетка – убор, из цветных ниток, назатыльник и др. По свидетельству Е.А. Авдеевой, многие, сибирячки покрывали голову «наметкой» – куском полотна из дорогой, завозной ткани, украшенной цветным шитьем. Девушки во многих местах носили праздничное украшение – «ленты», этот убор состоял он из пучка 20-30 разноцветных лент.
Конечно, женщины в Сибири, придерживаясь традиций, принесенных в Сибирь, изредка носили и русские старинные головные уборы – кички, кокошники, повойники. Кички и кокошники надевались более на свадебные торжества, иногда по праздникам. Часто упоминаемые в документах XVIII-XVIII вв., к середине XIX в. они выходят «из моды». Сохраняются повсеместно в повседневной носке только повойники – своеобразные чепцы из холста и шелка. Праздничные повойники шились из дорогой ткани и богато украшались.
Нельзя забывать, что женщина заплетала волосы в две косы и укладывала их на затылке. Невозможно было представить себе женщину без головного убора, с непокрытыми волосами – это считалось позором и верхом неприличия (Аналогия: «распущенные волосы – распутная женщина»).
Как женщины, так и мужчины носили чулки суконные, шерстяные, сермяжные. В зимнее время не обходились без меховых чулок: «кулемишки» чулки из собачьей шкуры, «лосинки» – промысловые лосиные чулки, «пупыри» – чулки из телячьей или овечьей шкуры.
В суровых условиях человек, конечно, не мог обойтись без рукавиц. Их было множество видов: вареги, верхницы, верхоньки, волосянки, вязанки, высподки, голицы, исподки, лохматей, шубенки. Шились и вязались рукавицы из шерсти, шкур лося, собаки, изюбря, конской кожи, овчины и т. д. Меховые рукавицы делались как мехом внутрь, так и наружу. Сибирские мастерицы искусно вязали из льняной, шерстяной и хлопчатой пряжи «перстятки», «персцятки».
На комплекс сибирской одежды оказали влияние заимствования из одежды местных народностей. На Севере русские носили одежду «гусь», подобную «малице»; на Колыме – «кухлянку» из меха оленя.
Общераспространенными у сибиряков стали различные виды меховой обуви – «торбоза», «унты», тяжи, кожаные и меховые штаны, меховые шапки местного покроя. Охотники носили «лузаны», «камлеи», «камлейки». Все сибирское население без исключения, взрослые и дети, мужчины и женщины, носили валенки, по-сибирски – «пимы», «катанки».
Со второй половины XIX в. сибиряки – мужчины начинают носить рубахи-косоворотки, пиджаки, а в конце века женщины – «парочки» – юбки с кофтой, модные «калоши». А. П. Щапов писал: «Мода всецело господствует в Сибири и покоряет население. Пиджаки, жилеты, фуражки составляют принадлежность костюма сельской молодежи. Сибирский крестьянин никогда не знал лаптей, и сапоги для него – постоянная обувь. У женщин сарафан – рабочий костюм. А носят блузы и шерстяные платья, чулки, ботинки. Особый шик – лакированные галоши!»
Все без исключения современники отмечали, что в Сибири повсеместно употребляют для шитья одежды различные привозные ткани и покупают привозные одежды. Что же означали те или иные названия этих тканей?
Кумач – хлопчатобумажная восточная гладкокрашеная ткань красного цвета;
Киндяк – подобная же ткань, но синего, лимонного, кирпичного, зеленого цветов;
Камка – шелковая однотонная легкая ткань из Персии или Италии;
Объярь – плотная шелковая узорно тканая ткань;
Атлас – шелковая глянцевитая ткань, однотонная или с узором;
Бархат – шелковая ткань, ворсистая с лицевой стороны;
Бархат рытый – подобная же ткань, но с вытесненным узором по ворсу;
Тафта – мягкая шелковая или полушелковая ткань.
Хлопчатобумажные ткани: бязь, бумазея, кисея, миткаль;
Крестьянские ткани – холсты различной выработки: пониточина, сукно, шиптуха, яренга, пестрядь и др.
Привозные ткани были из Бухары, Китая, Персии, из городов Европейской России. Еще в XVII в. в Тобольск завозили товары из 55 городов России! Наряду с тканями и готовой одеждой в Сибирь поступали и различные украшения.
Важное место в анализе одежды сибиряков занимает отношение к одежде рабочей и праздничной. Труд как начало, «творящее мир», подкреплялось традиционными правилами ношения специальной рабочей одежды, в большинстве случаев «домодельной». Изготовленная из своего сырья, своими руками одежда была частью ритуальности, обеспечивающей достижение высоких результатов в труде. «Священность» домотканой одежды подтверждается традицией старожилов Приенисейского края одевать в ХIХ в. умершего человека в «смертную» одежду только изо льна и конопли («поскони»).
Праздничная одежда, наоборот, отражала степень пользования результатами труда, наличие средств на приобретение «покупных» вещей. Это выражалось в приобретении дорогостоящей и оригинальной одежды. Для изготовления выходной одежды, головных уборов, поясов сибиряками употреблялись в основном ткани фабричного производства.
2. ПЕРЕЧЕНЬ ОДЕЖДЫ СТАРОЖИЛОВ ПРИЕНИСЕЙСКОГО КРАЯ.
.1 ВЕРХНЯЯ ОДЕЖДА (ОДЕЖДА ИЗ ТКАНИ)
Азям – праздничная мужская одежда из белого верблюжьего сукна; азям из крестьянского полусукна служил повседневной одеждой.
Бекеша – праздничная мужская одежда из плиса или сукна.
Гостёва – праздничная мужская и женская одежда из сукна (XIX в.).
Душегрейка – женская праздничная и повседневная одежда из сукна, нанки, шелка, стеженная ветошью
Епанча – праздничная мужская одежда из сукна.
Жакетка плюсова – праздничная женская одежда из стеженного плиса.
Жилет – праздничная мужская одежда из нанки, плиса, шерсти.
Запон – женский фартук с нагрудкой.
Зипун – праздничная и повседневная мужская одежда из фабричного сукна или сукна крестьянского, катаного.
Каботка – мужская и женская одежда из крашеного холста.
Казакин – пращничная мужская одежда из фабричного сукна.
Курма – праздничная и повседневная мужская и женская одежда из понитчины китайки, плиса, стеженная ветошью.
Куртачок повседневная мужская и женская одежда из сукна на холщовой подкладке.
Лабашка – праздничная мужская одежда из пониточины или верблюжьего сукна.
Одевашка – повседневная одежда их холста.
Салоп – праздничная женская одежда из атласа, канфы, стеженная ветошью.
Тальма – праздничная мужская одежда из сукна, распространенная в Приангарье.
Телогрейка – повседневная женская одежда из ткани на подкладке, стеженная ветошью или шерстью.
Халат – распространенная повсеместно в Сибири мужская одежда из холста; праздничный халат из кашемира, нанки, шелка, сукна.
Шугай – повседневная женская одежда из крестьянского сукна.
обувь одежда сибиряк адаптация
2.2 ВЕРХНЯЯ ОДЕЖДА (МЕХОВАЯ ОДЕЖДА)
Кафтан нагольный – т. е. не крытый холстом, дабой; мужская повседневная одежда.
Кафтан крытый – праздничная мужская одежда; крыт дабой, холстом.
Полушубок – нагольный и крытый.
Тулуп – нагольный и крытый дабой, крашенной или фабричным сукном.
Безрукавка – праздничная женская одежда из беличьего меха, крытого
штофом, плисом.
Доха (даха) – повседневная и праздничная мужская одежда из шкур собак, диких коз.
Дошка – повседневная и праздничная женская одежда из шкур собак, диких коз.
Душегрейка – праздничная женская одежда из беличьего меха, крытая штофом.
Епанча – праздничная женская одежда из беличьего меха, крытая шелком.
Курма – женская одежда из беличьего меха, крытая шелком.
Яга – повседневная или праздничная мужская одежда из козьего или оленьего меха.
2.3 КОЖАНАЯ ОБУВЬ
Аларчики (алачики) – мужские и женские праздничные мягкие сапоги с вышивкой.
Башмаки козловые – женская повседневная обувь.
Башмаки сафьяновые – мужская и женская праздничная обувь в XVII-XVIII вв.
Башмаки телятинные – повседневная мужская обувь.
Бахилы – мужские повседневные мягкие сапоги.
Ботинки – женская праздничная обувь (с середины XIX в.).
Бродни – мужские повседневные мягкие сапоги.
Вельверетки – праздничная женская короткая обувь.
Ичиги, ичетоги – повседневные и праздничные мужские и женские мягкие сапоги из кожи и сафьяна.
Калиппики – праздничные женские сапоги с вышивкой из юфти, сафьяна
Коты – мужская и женская праздничная обувь из красной юфти.
Коты конинные, телятинные – повседневная мужская и женская обувь.
Лабуты мужская повседневная обувь из лосиной замши.
Лакомей – мужские и женские повседневные и праздничные мягкие сапоги из оленьей кожи.
Обутки – мужская и женская повседневная короткая обувь; в Сибири нарицательное название всякой повседневной короткой обуви.
Сагоры – повседневные мужские мягкие сапоги.
Сапоги-бизоны – мужские праздничные хромовые сапоги.
Скуты – мужские повседневные сапоги с холщовыми голяшками.
Ступни – мужская и женская повседневная короткая обувь.
Уледи – мужские и женские мягкие сапоги для хождения на лыжах.
Чибрики – женская повседневная короткая мягкая обувь.
Чирки, черки – женская повседневная юфтевая короткая обувь.
.4 МЕХОВАЯ ОБУВЬ
Бокари – мужские и женские мягкие сапоги из оленьих камусов с кожаной подошвой.
Волосяники – мужские промысловые сапоги из конского волоса.
Дышики – мужские промысловые, длинные, до паха, сапоги из козьего меха.
Камысы – мужские промысловые сапоги из оленьих, гураньих камусов.
Камчуры – мужские и женские промысловые короткие сапоги из камусов.
Качутки – мужские и женские промысловые сапоги из лосиных, козьих, оленьих камусов, распространенные в Приангарье.
Кысы – мужская и женская домашняя обувь из оленьих камусов.
Пимы – домашняя обувь из оленьего меха.
Торбаса, торбасы – мужские домашние мягкие сапоги из оленьих шкур, украшены вышивкой.
Унты – мужские повседневные и праздничные сапоги из собачьих шкур или камусов.
Чижи – мужские и женские праздничные сапоги из меха с шелковым вышитым верхом.
.5 ОБУВЬ КАТАНАЯ, ПЛЕТЕНАЯ, ВЯЗАНАЯ. ЧУЛКИ ВЯЗАНЫЕ И МЕХОВЫЕ
Катанки, пимы – мужская и женская повседневная и праздничная обувь, катания из овечьей шерсти.
Кошомные чулки – повседневные шерстяные овечьи, мужские и женские.
Чуни – мужская и женская рабочая летняя короткая обувь. Плетена из конопляных веревок. У переселенцев часто была повседневной обувью.
Бакари – мужские промысловые суконные чулки.
Голяшки – женские повседневные холщовые чулки Вязанки – носки из шерсти.
Носки – мужские промысловые из конского волоса.
Паголенки – женские летние повседневные чулки из холста.
Трипотки – мужские повседневные вязаные чулки.
Чулки русские – суконные, мужские и женские, повседневные и праздничные
Чулки пряжные – женские, вязанные из конопляных ниток.
Букули – мужские и женские домашние носки из собачьей шерсти, а чаще из собачьей шкуры. Распространены в Приангарье.
Накочутки – мужские и женские повседневные носки из собачьего меха или овчины
Пупыри – мужские и женские повседневные чулки из телячьей или овечьей шкуры.
Лосинки – мужские и женские промысловые лосиные чулки.
.6 ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ ЖЕНСКИЕ И ДЕВИЧЬИ
Безумент – праздничные женский убор – сложенный платок.
Капор – праздничный шелковый убор на меху.
Кичка – женский повседневный и праздничный головной убор из холста с твердым каркасом (XVII-XVIII вв.).
Кокетка – праздничный шелковый шейный платок; в XIX в. – девичья праздничная вышитая ситцевая косынка.
Колпак белёвый – убор девичий праздничный, вязанный из льняных ниток.
Косник – убор вязаный девичий праздничный.
Красота – девичья обрядовая полоса шелка на каркасе, украшена бисером, позументом.
Кругляш – женский повседневный и праздничный головной убор из шелка и ситца.
Накосник – женский праздничный и повседневный головной убор из шелка на каркасе.
Повязка – девичий убор: полоса ткани на каркасе, украшена бисером.
Повойник – женский повседневный или праздничный убор из ситца и шелка.
Назатыльник, подзатыльник – женский праздничный головной убор, шитый золотом и украшен жемчугом.
Подобрусник – убор из холста, ситца, атласа, шелка, украшен одякуем.
Подшалок – из гарусной шерсти, женский и девичий.
Сборник – женский повседневный и праздничный убор из холста, ситца, шелка.
Сетка – девичий повседневный головной убор, вязанный из цветных ниток.
Сетка – от мошки, вязана из конского волоса.
Чебак – женская повседневная и праздничная парчовая шапочка на меху.
Шаль – из ситца, шелка, шерсти, праздничная и повседневная.
Шапка – праздничная атласная или шелковая, шита золотом с бобровой опушкой.
.7 МУЖСКИЕ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ
Барлова – меховой повседневный убор.
Шапка бобровая – из сукна и меха, праздничная.
Гречевник – праздничный убор из катаной шерсти.
Картуз – праздничный убор из сукна.
Катанушка – повседневная и праздничная шерстяная шляпа.
Кухтарница – промысловая шляпа, шапка катаная, с холщовой лопастью сзади.
Папаха – праздничный меховой убор.
Самокатка – катаная праздничная и повседневная шляпа.
Татарка- «4-х клинка» тканевая, праздничная, подбита мехом, овчиной.
Треух – повседневная шапка из сукна.
Фуражка с кондырем – фуражка праздничная суконная, с козырьком.
Чебан – повседневный и праздничный убор из сукна с меховой опушкой.
.8 РУКАВИЦЫ, «ПЕРСЦЯТКИ»
Вареги – из шерсти, вязаные.
Верхницы из шерсти, вязаные.
Верхоньки из бараньих, лосиных, собачьих, изюбрьих шкур мехом наружу
Волосянки – вязаные, из конского волоса.
Голицы – кожаные рукавицы.
Исподки – вязаные рукавицы, надевались под кожанки.
Коколды – рукавицы мехом внутрь.
Лохматки – рукавицы из шкур мехом наружу.
Персцятки – перчатки, вязанные из пряжи льняной, хлопчатобумажной, из овечьей шерсти.
Рукавицы вятские – вязанные из шерсти.
Шубенки- рукавицы овчинные, мехом внутрь.
Список литературы
1.Марусин С. Старожилы и переселенцы в Сибири ; Сибирский листок.- 1891.
2.Бардина П.Е. Женская одежда русского населения Среднего Приобья в конце XIX – первой четверти XX вв.
.Фурсова Е.Ф. Одежда Русских старожилов Сибири
.Арциховский А.В. Одежда История культуры Древней Руси. Домонгольский период.- М.; Л.- 1948
.Бардина П.Е. Женская одежда русского населения Среднего Приобья в конце XIX – первой четверти XX вв. Культурно – бытовые процессы у русских Сибири. – Новосибирск, 1985.