- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 40,2 Кб
Оформление кабинета экономики
Введение
В связи с бурным развитием современных технологий, понятие дизайна приобрело новый, более широкий смысл и теперь обозначает не только какой-то отдельный предмет, а является целым направлением, применимым ко всем областям современной деятельности человека. Графический дизайн решает такие комплексные задачи проектирования сложных структур, как выработка единых систем знаков, создание фирменных стилей, образа целых отраслей промышленности, обновление зрительно-информационного ряда учебников, создание визуальных комплексов для крупных мероприятий, выставок и т.д. Одним из эффективных средств размещения информирующих материалов являются стенды.
Актуальность данного проекта в том, что в современном мире информационных технологий очень важно выделить нужную информацию, сделать ее доступной, а правильный выбор дизайна стендового оформления позволяет значительно увеличивать восприятие информации, размещенной на стенде, в особенности для учебной деятельности.
Цель: Создание графического оформления для учебного кабинета «Экономика» и деловой документации специальных дисциплин Карагандинского колледжа экономики и статистики.
Задачи:
Ознакомиться с экономическими дисциплинами;
Овладеть основными принципами графического оформления; и его местом в оформительском искусстве
Визуализировать дисциплину «Экономика» графическим языком;
Познакомиться с основами стендового оформления, художественно-изобразительными средствами, применяемыми в оформительской деятельности;
Освоить методику разработки стендового оформления;
Исследовать существующие варианты стендового оформления;
Разработать эскизы стендового оформления и создать целостный органичный стиль стендового оформления и других информирующих материалов.
Создать оригинальное стендовое оформление кабинета «Экономика» посредством графического дизайна;
Методологической базой исследования является комплексный подход к дизайну, позволяющий учитывать множество факторов: методы создания визуального образа, психологию человеческого восприятия, целевую аудиторию, функциональность использования стендового оформления.
В работе использовались общенаучные методы исследования:
анализ оформления различных стендов колледжа, стендовое оформление различных направлений;
синтез – обобщение результатов анализа оформления стендов колледжа, выводы, положенные в основу собственного проекта;
эксперимент – методом сравнения был выбран оптимальный вариант композиционного, цветового решения элементов стендового оформления из числа разработанных вариантов;
В работе использовались частные методы дизайнерского проектирования:
«мозговой штурм», который направлен на выработку большого количества случайных идей;
метод ассоциаций, позволивший сформировать проектную идею на основе взаимосвязи характеристик различных объектов;
метод установления логических взаимосвязей;
вербализация информации (перевод на художественно-графический язык) привела к определению состава элементов стендового оформления, заданию цветового решения, выбору семейства шрифтов, наиболее точно описывающих тематическую направленность стендового оформления;
выделение визуальных несоответствий – метод определения путей совершенствования дизайнерского решения за счет поиска и устранения визуальных противоречий между элементами стендового оформления и принципами их компоновки.
В первой главе кратко охарактеризовано, что изучает, экономика. Представление экономики графическим языком (то есть методом условных изображений при помощи линий, точек, геометрических фигур и других символов), а также изучение графического дизайна и его места в оформительском искусстве. Изучение и определение и значимости в оформительской деятельности стендов, как источнике необходимой информации в современном мире информационных технологий.
Во второй главе представлены этапы графического оформления аудитории «экономика» и деловой документации специальных дисциплин. Рассмотрены основные концепции оформления и дизайна, приемы композиционных и цветовых решений.
1. Характеристика темы дипломного проекта, специфика и возможные реализации
1.1Краткое описание дисциплины «Экономика»
Экономическая теория (Экономика) – это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей путем рационального использования ограниченных ресурсов. Впервые в научном труде слово «экономика» появляется в IV в. до н.э. у Аристотеля, который называет её «естественной наукой». Аристотель противопоставлял экономику хрематистике – отрасли деятельности человека, связанной с извлечением выгоды. В современной философии экономика рассматривается как система общественных отношений, рассмотренных с позиции понятия стоимости. Главная функция экономики состоит в том, чтобы постоянно создавать такие блага, которые необходимы для жизнедеятельности людей и без которых общество не сможет развиваться. Экономика помогает удовлетворить потребности человека в мире ограниченных ресурсов.
Таким образом предметом экономической теории является противоречие между ограниченным характером ресурсов и неограниченностью человеческих потребностей.
Из предмета экономической теории можно выделить первую функцию экономики: это нахождение рациональных сочетаний ресурсов для достижения максимального удовлетворения потребностей общества. Вторая функция экономической теории – практическая (рекомендательная). На основе позитивных знаний экономика даёт рекомендации к действиям для реализации необходимой экономической политики государством.
В зависимости от объекта исследования экономику подразделяют на:
·Микроэкономика – раздел экономической теории, который исследует поведение отдельных экономических субъектов.
·Макроэкономика – раздел экономической теории, который изучает функционирование экономики страны в целом.
Предмет микроэкономики
Предметом изучения микроэкономики являются экономические выборы совершаемые малыми экономическими единицами, такими как домашнее хозяйство, фирмы и отдельные потребители.
Глубинный источник всех экономических проблем кроется в относительной ограниченности имеющихся в распоряжении человека и государства ресурсов, с одной стороны, и неограниченности постоянно возникающих потребностей с другой. Потребитель в силу ограниченности своего дохода, не может обладать всеми желаемыми для него товарами и услугами. Фирма вынуждена определять приоритетные направления развития своей деятельности, отказываясь от других проектов. Государство ограничивает сферу своей социальной политики строго определенными направлениями, поскольку не может финансировать одновременно долги по заработной плате и долги по ГКО.
Противоречие между ограниченным характером ресурсов и неограниченностью человеческих желаний и потребностей лежит в основе всех экономических проблем и предопределяет предмет микроэкономики как науки.
Предмет макроэкономики
Предметом макроэкономики, напротив, является изучение функционирования экономической системы в целом и крупных ее секторов. Объектом изучения данной науки являются национальный доход и общественный продукт, экономический рост и общий уровень занятости, совокупные потребительские расходы, национальные сбережения и другие агрегированные показатели.
Основные макроэкономические цели:
·Стабильный рост национального производства. От объёмов национального производства зависит уровень и динамика благосостояния населения, экономическая мощь государства, экспортные возможности и политическая стабильность в обществе.
·Стабильный рост цен. Стабильные цены создают условие предсказуемости в экономике, стимулирую процессы кредитования и инвестирования, укрепляют доверие к национальной денежной единице, способствуют экономической и социальной стабильности в обществе.
·Высокий уровень занятости. Он является одним из главных условий социального спокойствия и высокого уровня жизни населения в стране.
·Достижение равновесного внешнеторгового баланса.
Для достижения макроэкономических целей общество использует целый набор инструментов и рычагов, которые реализуются в ходе проведения определённой экономической политики.
Её основными видами являются:
·Фискальная политика, использующая налоги и правительственные расходы для стимулирования или сдерживания производства.
·Монетарная политика, регулирующая размеры капиталовложений, темпы роста производства и цен по средствам изменения количества денег в обращении.
·Политика ограничения доходов населения по средствам замораживания зарплаты и цен, используется для борьбы с инфляцией.
·Социальная политика
·Внешняя экономическая политика, позволяющая с помощью тарифов, квот и лицензий регулировать объёмы и структуру экспорта, воздействовать на обменный курс национальной валюты и на размеры национального производства.
Основные методы исследования экономической теории
Если предмет науки характеризуется тем, что она изучает, то метод – как это исследуется.
Метод (методология) – это совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения цели.
Основной метод исследования, используемый экономической теорией – моделирование экономических явлений и процессов.
Экономическая модель – это упрощенное изображение экономической действительности, позволяющее выделить наиболее главное в сжатой компактной форме.
Это привело к появлению множества методов исследования экономической теории:
·Метод научной абстракции
Отвлечение в процессе познания от внешних явлений, не экономических сторон, выделение более глубокой сущности предмета или экономического явления
·Метод функционального анализа
Используется зависимость функция-аргумент для проведения экономического анализа и выведения заключений
·Метод графических изображений
Этот метод позволяет оценить соотношение между различными экономическими показателями, их поведение под влиянием изучаемой экономической ситуации
·Метод сравнительного анализа
Сопоставление частных и обобщающих показателей с целью выявления наилучшего результата
·Метод Экономико-математического моделирования
Описание экономических явлений на формализованном языке с помощью математических символов и алгоритмов
Индуктивный и дедуктивный методы
·Индуктивный метод
·Метод позитивного и нормативного анализа
Позитивный метод исследует фактическое состояние экономики; нормативный метод определяет конкретные условия и экономические аспекты, которые желательны, либо нежелательны в обществе
·Практические мероприятия
Проведение практических мероприятий с целью подтверждения выдвинутой экономической гипотезы
1.2Визуализация дисциплины «Экономика» графическим языком
Визуализация в общем смысле – это метод представления информации в виде оптического изображения. Например: в виде рисунков и фотографий, графиков, диаграмм, структурных схем, таблиц, карт и т.д. Считается, что зрение обеспечивает человеку около 90% информации. Причем немало важную роль при этом восприятию цвета
Распределение оптических плотностей и разнообразия цветов отражает важнейшие сведения о свойствах реальных и виртуальных объектов окружающего мира.
«Простейшей» визуализацией, с современной точки зрения, были наскальные рисунки, затем: планы, схемы, карты. Например: иероглифы могут означать целые слова и понятия (идеограммы), а также отдельные звуки и слоги (как элементы алфавитного и силлабического письма).
На разработку методов визуализации потребовались тысячи лет развития человеческой культуры и науки.
Визуализацией функций и уравнений в математике является построение их графиков; простая визуализация магнитного поля возможна при помощи железных опилок, нанесенных на лист бумаги; ультразвуковая дефектоскопия использует методы поверхностного рельефа и диска Рэлея; визуализация звука возможна при создании хладниевых фигур и т.д.
Примерами могут служить рентгеновские снимки, изотермы и изобаты на географических картах, погодные карты и анимированные схемы-метеопрогнозы, компьютерные томограммы, визуализация радиоастрономических наблюдений и радарные космические снимки – изображения данных, полученных при радиолокационном сканировании поверхности космических тел, в диапазоне электромагнитных волн, невидимых человеческим глазом, микрофотографии, снятые в ультрафиолетовом свете, фотографии, сделанные в темноте, в инфракрасном свете, спектрозональная фотография, карты распределения механических напряжений в твёрдых телах, фейнмановские диаграммы, фазовые диаграммы, и многое другое.
Визуализация бывает 3х уровней:
. Визуализация данных помогает прочитать цифры – переработка массива данных в диаграммы, позволяющая увидеть закономерности.
. Визуализация информации соединяет различные факты в историю, и в какой-то степени уже предлагает интерпретацию событий.
3. Визуализация знаний. Когда, например, предприниматель хочет донести миру идею своего инновационного бизнеса. Идея у него в голове и ему надо помочь облечь ее не в форму слов, а изображение в схему, карту.
Визуально экономику можно представить графическим методом.
Графический метод – это метод условных изображений при помощи линий, точек, геометрических фигур и других символов.
·Основными элементами графика являются поле графика, графический образ, масштаб, масштабная шкала, экспликация графика:
·Поле графика – пространство, на котором размещаются графические символы.
·Графические образы – составляют основу графика. В качестве графических символов используются геометрические знаки.
·Масштаб – это мера перевода числовой величины в графическую.
·Масштабная шкала – линия с нанесенными на нее масштабными отметками и их числовыми значениями. Шкалы могут быть равномерными и неравномерными (логарифмические шкалы), прямолинейными и криволинейными (круговые).
·Экспликация графика – пояснения содержания графика, относящиеся к его заголовку, единицам измерения.
Виды графиков
В экономике широко используются также графические изображения, а именно графики и диаграммы. Графики – это изображение экономических показателей в определенном масштабе на основе использования геометрических способов. Графики очень хорошо иллюстрируют текстовую часть аналитических записок. Графики представляют развитие или состояние изучаемого экономического явления в обобщенном виде и дают возможность наглядно обозревать те тенденции и закономерности, которые предоставляет аналитику информация, выраженная в виде числовых данных. Графики наиболее часто в экономике выступают в виде диаграмм.
Диаграммы
Наиболее распространенным способом графического изображения информации являются диаграммы.
Диаграммы принято подразделять по их форме на следующие виды:
·столбиковые диаграммы;
·полосовые диаграммы;
·круговые диаграммы;
·линейные диаграммы;
·фигурные диаграммы;
Столбиковая диаграмма
Среди плоскостных диаграмм наибольшее распространение получили столбиковые, полосовые или ленточные, треугольные, квадратные, круговые, секторные, фигурные. Столбиковые диаграммы изображаются в виде прямоугольников (столбиков), вытянутых по вертикали, высота которых соответствует значению показателя
Полосовая диаграмма
Принцип построения полосовых диаграмм тот же, что и столбиковых. Отличие заключается в том, что полосовые (или ленточные) графики представляют значение показателя не по вертикальной, а по горизонтальной оси.
Круговая диаграмма
Круговые диаграммы строятся в виде площади кругов, радиусы которых равны корню квадратному из значений показателя.
Линейная диаграмма
Линейные диаграммы используются для характеристики вариации, динамики и взаимосвязи. Линейные графики строятся на координатной сетке. Геометрическими знаками служат точки и отрезки прямой, которые их последовательно соединяют в ломаные.
Фигурная диаграмма
Диаграммы фигурные представляют собой изображение в виде рисунков, силуэтов, фигур.
Другим признаком подразделения диаграмм является их содержание. По этому признаку они подразделяются на диаграммы сравнения, структурные, динамические, графики связи, графики контроля и др.
Содержание и яркость любой диаграммы будет значительно выпуклее и весомее, если диаграмма будет выполнена в цвете.
Цвет употребляется в большинстве случаев не в качестве эстетики, а в качестве многофункционального технического приема. При помощи цвета смысл становится понятным, приятным и запоминающимся. Для усиления воздействия лучше использовать последующую систематизацию цветов:
– Стимулирующие (теплые) цвета, содействующие возбуждению и действующие как раздражители:
1) красный – волевой, оптимистический;
) оранжевый – теплый, комфортный;
) желтый – контактирующий, лучистый.
– Дезинтегрирующие (прохладные) цвета, приглушающие раздражение:
1) голубой – выделяющий дистанцию;
) синий – уводящий в место, направляющий;
) сине – зеленый – выделяющий движение, изменчивость.
– Пастельные цвета, приглушающие незапятнанные цвета:
1) розовый – ласковый, производящий воспоминание;
) пастельно-зеленый – нежный, мягкий;
) серо-голубой – сдержанный.
Внедрение перечисленных выше цветов применимо к выделению (заливке) заголовков либо столбцов. Для отображения цифр эффективнее использовать синий цвет, для положительных отклонений – голубой (зеленый), а отрицательных – красный, так как красный цвет на ассоциативном уровне воспринимается как опасность либо негатив.
Таким образом, визуализация в экономике занимает значительное место, так как эта наука строится в основном на изучении графиков, схем, диаграмм, таблиц и с непременным использованием всего многообразия цветового решения. Одним из значительных направлений здесь стоит отнести к графическому дизайну и его месту в художественно проектной деятельности.
1.3 Графический дизайн и его место в оформительском искусств
графический стендовый дизайн оформительский
Графический дизайн (от англ. design – замысел, проект, чертеж, рисунок) представляет собою специфическую область изобразительной – проектной деятельности, направленной на создание визуальных сообщений, распространяемых при помощи средств массовой коммуникации. Это результат постепенного слияния двух направлений в художественной культуре. С одной стороны, популярного коммерческого искусства (афиши, реклама, газетные и журнальные иллюстрации), с другой – современного изобразительного искусства. Графический дизайн решает такие комплексные задачи проектирования сложных структур, как выработка единых систем знаков, создание фирменных стилей, образа целых отраслей промышленности, обновление зрительно – информационного ряда учебников, создание визуальных комплексов для крупных мероприятий, выставок и т.д. Деятельность дизайнера-графика включает сбор и анализ информации, определение проблемы и постановку цели, проектирование как создание общей дизайн – концепции, а после этого осуществляется разработка графического решения и гармоничной композиции. Поэтому в компетенцию специалиста входят знание и анализ рынка, потребителей, психологических возможностей восприятия и, безусловно, умение выбрать наиболее подходящее средство выразительности. Возникают проблемы понимания и усвоения новой информации, визуализации понятий, представлений, процессов, не существующих в зримой форме, которые решает активно развивающаяся так называемая «информационная графика».
В графическом дизайне, как и в изобразительном искусстве, заметную роль играет рисунок. Средствами рисунка фиксируется замысел дизайнерской разработки, исполняются произведения промышленной графики, создаются эскизы оригинал-макетов печатной продукции. В своих рисунках дизайнер нередко ограничивается только применением геометрической, стилизованной, абстрактной графики. Немаловажное значение имеют методы чертежной графики, на базе которых дизайнером выполняются разные виды чертежей, производится разметка и вспомогательные построения оригинал-макетов печатной продукции, производится подготовка декоративных композиций и прочие. Специальный интерес для дизайнеров представляет прикладная, или, как порой говорят, промышленная графика. Это направление тесно связано с художественным проектированием товарных, почтовых, фирменных знаков, этикеток, экслибрисов, товарных упаковок, рекламных модулей и т.п. Большое значение для дальнейшего развития дизайна имеет многовековой опыт, накопленный в книжной графике. Она включает текст и оформительскую графику, которые способны составлять единое целое и образовывать законченную композицию работы. Специфической областью дизайна является деловая графика, которая не только лишь иллюстрирует цифровой материал, но еще и придает ему выразительную, без труда запоминающуюся форму.
Графический дизайн тесно связан с декоративным (от англ. decorative art) и оформительским искусством.
Оформительское искусство, пользующееся выразительными средствами архитектуры, скульптуры, живописи, графики и светотехники, позволяет создать образцы массового синтеза искусств, отличающиеся ярким эмоциональным воздействием на человека. Обычно оно заключает в себе программное, конкретное, наглядно-агитационное содержание.
Оформительское искусство родственно театрально-декорационному; но если в традиционном театре декорации и другие элементы спектакля воспринимаются извне, с одной точки (из зрительного зала), то в оформительском искусстве зритель обычно находится внутри многопланового пространства (например, выставки), или же сам становится участником художественно решенного действия (демонстрация). Если монументальное искусство отражает дух эпохи в наиболее обобщённых, в известной мере непреходящих, образах и создаётся из «вечных» материалов (камень, металл, смальта и т.д.), то оформительское искусство – это быстрая, нередко публицистически-острая реакция на сегодняшний день, в которой лаконизм образов сочетается с лёгкостью материалов, мобильностью конструкций, остротой пространственных и цветовых решений. Произведения оформительского искусства, как правило, не создаются с расчётом на типовое воспроизведение.
Оформительская графика включает в себя различные стилизованные композиции, аллегорическую эмблему, декоративные украшения и прочее. Все они являются средствами художественной выразительности, которые помогают сделать информационное сообщение более наглядным и эмоциональным. Оформительская графика в дизайне – это своего рода визуальный аккомпанемент, призванный сопровождать и украшать текст.
Оформительская графика находит самое широкое применение в дизайне печатной продукции, рекламной деятельности, графическом решении интерьеров выставок, витрин магазинов, предметов повседневного пользования, оформлении массовых мероприятий, праздников и т.п. Традиционными видами декоративных украшений являются виньетки, заставки, концовки, бордюры, обрамления, буквицы, орнаменты, перовые росчерки и др.
Особое место в ряду декоративных элементов оформительской графики занимает орнамент. Орнамент – это узор, основанный на симметрии, повторе и чередовании составляющих его элементов. Он может включать в себя не только реалистичные изображения, но и менее конкретные, обобщенные, а также абстрактные геометрические фигуры.
Орнамент может иметь любой рисунок, его выбор во многом зависит от вкуса дизайнера. По своей форме орнаменты бывают геометрическими, растительными, символическими, комбинированными и др. Каждая из этих форм используется в соответствии с замыслом художника и назначением того или иного информационного сообщения.
Истоки оформительского искусства
Оформительское искусство имеет свою историю и традиции, уходящие в истоки народного творчества. За многовековой путь развития это искусство накопило большой практический опыт.
Истоки оформительского искусства лежат в религиозных ритуалах древности, празднествах, посвященных солнцу, приходу весны и т.п., древнегреческих процессиях, древнеримских триумфах. Оформление средневековых массовых действ – карнавалов и религиозных процессий – часто становилось ярким проявлением народной художественной культуры.
Если в средние века эстетическое единство произведений оформительского искусства складывалось более или менее стихийно, то с эпохи Возрождения усиливается организующая роль оформителя (обычно живописца или архитектора), подчиняющего театрализованное действо целостному художественному замыслу (в этой области работали такие мастера, как Леонардо да Винчи, И. Джонс, П.П. Рубенс). В 15-18 вв. оформительское искусство, развивавшееся в рамках исторических стилей (ренессанс, маньеризм, барокко), было важнейшей составной частью придворных феерий и триумфальных шествий (в России появившихся при Петре I). Широко используя декоративную живопись и скульптуру, фейерверки, различные механические трюки, художники-оформители этого периода нередко стремились с помощью аллегорий и эмблем создать жизнеутверждающие, проникнутые светским духом образы. В церемониях Великой французской революции (Ж.Л. Давид и др.) и празднествах Парижской Коммуны 1871 оформительское искусство выступало как средство наглядной политической агитации, обращенной к народным массам.
Этим же целям служило, новаторское оформительское искусство, возникшее в России в начале прошлого столетия, в первые дни после октябрьского переворота. Оно свидетельствовало и о поисках новых форм, которые утверждали бы пафос героического подъема масс, в общедоступной форме раскрывая исторический смысл происходящих событий.
Для оформительского искусства этой эпохи (оформление отдельных городских кварталов и шествий в дни праздников, оформление производственных площадей заводов, клубов, убранство агитационных поездов, трамваев, пароходов), были характерны объёмные декоративные построения, проникнутые динамикой обнажённых ритмов и конструкций (Н.И. Альтман, Л.В. Руднев), более спокойные архитектурно-пространственные и декоративные решения площадей, магистралей, отдельных зданий (братья Веснины, М.В. Добужинский), а также живописные тематические панно (С.В. Герасимов, П.В. Кузнецов, Б.М. Кустодиев, К.С. Петров-Водкин).
Становление же профессионального изобразительного искусства на территории нашей страны, Казахстана, неразрывно связано с традициями русской реалистической школы и берет свое начало с первых художественных мастерских городе Верном (Алматы) и создания первых передвижных выставок казахстанских художников организуемых в Петропавловске, Семипалатинске, Кызылорде и других городах
У истоков профессиональной живописи и графики стояли А. Кастеев, А. Исмаилов, К. Ходжиков которые по существу заложили основы профессионального изобразительного искусства Казахстана, особенности развития которого также определили исторические процессы XX века. А искусство всегда было тесно связано с отображением новых явлений общественной жизни. Золотой фонд казахстанского оформительского искусства нашей республики это Ф.И. Болкоев, З. Назыров, С.А. Чулков, У. Ажиев, Р. Нурмухамедов, С. Калмыков и многие другие
В настоящее время работы художников-оформителей окружают нас повсюду. Они участвуют в художественном оформлении клубов, библиотек, образовательных учреждений, территорий предприятий, магазинов, офисов и т.д. Возрождаемая реалистическая станковая живопись и графика наполненная новым содержанием имело глубокие корни в древнем искусстве казахского народа.
В наступившем XXI веке в оформительское искусстве все в больше вторгается научно-технический прогресс, когда всё чаще применяются аудио – визуальные методы воздействия. Особое внимание уделяется совершенствованию методов: оформительской деятельности, активизирующих зрительное восприятие, оттеняющих наиболее важное в образном изображении.
Особенно выросло техническое мастерство дизайнеров благодаря современным компьютерным технологиям. Несмотря на виртуальность информационного материала, предлагаемого зрителю, вся информация занимает огромное реальное место в жизни современного человека и к одному из ведущих направлений, несомненно, следует отнести стендовое оформление.
1.4 Стенд как вид оформительского искусства
В современном мире информационных технологий очень важно выделить нужную информацию, сделать ее доступной и легко обновляемой.
Стенд представляет собой конструкцию как строгого, так и произвольного размера, оборудованную приспособлениями для хранения информационных листов, брошюр, рекламных листовок и прайс-листов.
Многообразие видов и форм стендов позволяет использовать их практически повсеместно, а уж насколько она будет плодотворной и эффективной, зависит только от изысканности и оригинальности дизайнерского решения, а так же мастерства изготовителя.
Яркие, динамичные они привлекают к себе внимание, в тоже время, при минимуме затраченных на их изготовление средств они содержат максимальное количество необходимых сведений. Удобство стендов заключается в том, что их можно расположить практически в любом удобном месте. Существует огромное количество моделей стендов: стенды строгой формы, фигурные стенды, а также стенды авангардно-постмодернистского дизайна, стенды, оборудованные прикрепленной книжкой и пластиковыми кармашками-держателями, стенды с подсветкой и на вращающихся шарнирах, стенды с элементами механической анимации, встроенными плазменными панелями, голограммами и прочими визуальными спецэффектами.
Стенды по своему содержанию и исполнению можно разделить на несколько видов:
·По наполнению – информационные стенды, презентационные, рекламные. По наполнению стенды могут быть можно поделить на постоянные информационные (стенды, где информация постоянна или меняется крайне редко), изменяемые информационные (стенды, где информация меняется часто), раздаточные (стенды, предусматривающие наличие карманов под раздаточные материалы: визитки, буклеты, листовки и т.п.) и стенды комбинированного типа.
·По форме стенды могут быть прямоугольными, фигурными, многоплоскостными, настенными, напольными или комбинированными. Изготовление фигурных стендов требует дополнительных расходных материалов и работ (лазерная, фрезерная резка).
·По способу размещения информации – стенды с пластиковыми карманами, с плоскими карманами и объемными карманами, нестандартные. Стандартные блок – стенды могут быть с 4, 6 или 8 карманами для различных форматов листов. Материалом для карманов служит оргстекло различной толщины.
·По основанию стенда – основой стенда может служить плоский лист ПВХ – пластика, щит из оцинкованного железа, загрунтованный полимерными красителями или пенокартон. Фоновое покрытие стенда – самоклеющаяся пленка различных цветов или пленка с полно цветным изображением запечатанным на широкоформатном принтере. Части элементов стенда могут быть выполнены комбинировано.
·По сфере применения – уличные и офисные. Стенды, используемые внутри помещения наиболее долговечны, имеют неограниченный срок эксплуатации, поскольку на них не воздействует внешняя среда. Стенды уличного исполнения подвергаются активному воздействию атмосферы, дождя, пыли и грязи. Срок службы таких стендов снижается. Современные материалы прочны и долговечны при агрессивных условиях эксплуатации, но внешний вид со временем стенд теряет. Следует отметить, что применение новых технологий значительно увеличивает срок службы стендов. Современные цифровые технологии и большой выбор специального оборудования позволяют выполнять любые виды печатных работ на различных материалах необходимого размера. Изготовление широкоформатной печати – это одна из самых удобных и доступных технологий. Она позволяет воспроизводить изображения любой сложности с фотографической точностью. А использование оригинальных материалов и красителей (производство 3М, США) обеспечивает гарантированную стойкость изображения к отслаиванию и выцветанию на долгие годы.
Также рассмотрим различные типы стендов их преимущества и ограничения.
Стенды различаются в зависимости от их положения по отношению к другим стендам и по степени открытости к проходам.
. «Линейный стенд» располагает одной лицевой стороной и является наиболее распространенным типом стендов. Преимущества: возможность размещения большого количества экспонатов и рекламных материалов на трех стенах. Ограничения: выход лицом только на один проход; отсутствие возможностей контролировать движение по близлежащим проходам; отсутствие возможностей создать мощные точки концентрации внимания.
. «Угловой стенд» открыт с двух сторон и расположен обычно в конце ряда. Этот стенд считается идеальным решением, особенно для мелких и средних фирм, так как совмещает экспозиционные и коммуникативные возможности.
Преимущества: легко проектируется. Поскольку угловой стенд открыт на два прохода, можно рассчитывать на большее количество посетителей.
. Стенд «Полуостров» открыт с трех сторон. В Европе он обозначается как «головной», так как находится в конце (в начале) ряда.
Преимущества: этот тип стенда больше ориентирован на общение с людьми, он облегчает возможность привлечения посетителей, особенно в случае презентаций и других мероприятий рекламного характера.
. Стенд «Остров» открыт со всех четырех сторон. В европейской традиции он называется «блок-стенд» или изолированный стенд.
Преимущества: даёт возможность полностью контролировать окружающую территорию и создавать большое количество значительных точек концентрации внимания. Отлично выполняет рекламные и представительские функции
Ограничения: как правило, это самый дорогой из всех типов стендов. Его значительно сложнее оформлять, монтировать и оборудовать.
. Стенд «Сквозной» открыт с двух параллельных друг другу сторон.
Преимущества: наличие двух выходов на проходы. Такой тип стенда просто необходим экспоненту в том случае, если месторасположение компании на выставке выбрано неудачно. Ограничения: функциональность такого стенда должна быть продумана до мелочей, в противном случае такая конструкция себя не оправдает.
. Стенд «Визави» объединяет два «линейных» стенда, расположенных друг против друга.
Преимущества: наличие двух фасадов, выходящих в один и тот же проход.
Ограничения: требует дополнительного числа персонала; дизайн должен объединять два стенда общим образным решением. В противном случае стенд «Визави» будет восприниматься как два отдельных стенда.
. Выставочные стенды – необходимый элемент любой экспозиции, без них, пожалуй, не обойдется ни одна фирма – участник выставки.
Изготовление выставочных стендов – важное и ответственное производство. Ведь качественные выставочные стенды, с гарантийным и сервисным обслуживанием нужны всем без исключения, это вам скажет любой маркетинговый отдел.
Какие же требования должны предъявляться к рекламным стендам?
Во-первых, надежность. Рекламный стенд должен служить несколько лет, исправно выполняя свои функции, и не требовать постоянного ремонта. Для этого все детали и соединения в конструкции стенда должны быть надежными, высококачественными и выполненными из современных высокопрочных материалов.
Во-вторых, выставочный стенд должен быть удобным. То есть в первую очередь иметь минимальный для своих конструктивных особенностей вес, а во вторую – иметь компактные размеры в собранном виде, чтобы облегчить перевозку и транспортировку.
Третье – выставочный стенд должен просто и понятно собираться и разбираться, его конструкция должна позволять обращаться со стендом даже совершенно необученному человеку.
Современные рекламные стенды в полной мере отвечают всем перечисленным выше требованиям, к тому же постоянно идет работа над улучшением этих параметров.
Нельзя также забывать, что выставочный стенд несет информационную нагрузку, а значит, должно быть удобно и просто менять размещенную на нем информацию в зависимости от изменившихся обстоятельств, современных требований. Если рекламный стенд соответствует всем этим требованиям, значит это высококачественное оборудование, отвечающее всем требованиям.
Выставочных стендов производится очень много. Существует несколько основных разновидностей рекламных стендов.
Они делятся на большие и малые. Малые выставочные стенды еще называют мобильные стенды, и область их применения крайне обширна. Мобильными их называют потому, что они настолько удобны в транспортировке и в сложенном виде имеют столь малый размер, что один человек без личного автотранспорта спокойно может перевезти мобильный выставочный стенд, куда это необходимо. Компактность и удобство монтажа мобильных стендов, их многофункциональность, способность принимать разнообразные формы позволили им прочно занять нишу переносного рекламного оборудования.
Совершенно другой сегмент рекламного оборудования, стационарного, занимает другая разновидность рекламных стендов – большие стенды, многосекционные конструкции, из которых в считанные часы можно возвести как выставочную площадь, так и сценическую площадку, съемочные декорации, место для выездной презентации и многое, многое другое.
Особенности соединения деталей, когда она деталь относительно другой может вращаться на 180 градусов, позволяет создавать из этих стендов всевозможные конструктивные формы – не только классические прямоугольные, но и сферические, дугообразные и другие, разнообразие которых ограничено только фантазией заказчика.
В последнее время особенно популярны крупные рекламные стенды, которые названы по принципу своей конструкции. Несущие планки раскрываются при монтаже, как спицы зонтика, позволяя создавать и возводить за рекордно короткое время большие рекламные конструкции. Подобные разновидности стендов очень популярны у маркетологов и рекламных отделов многих компаний – это становится заметно, если посетить любую достаточно крупную выставку. Всё это – стенды pop-up. Можно надеяться, что постоянное улучшение качества производства выставочных стендов приведет к еще большим вариантам их применений.
Этот тип стендов в Европе называют «выставкой в чемодане». Достаточно двух сотрудников компании, чтобы установить экспозицию за полчаса. Конструкция мобильного стенда компактна, легка, как правило, сделана из прочного материала и при необходимости такой стенд легко ремонтировать.
В зависимости от целей и задач, которые ставит заказчик, а также конструктивных особенностей самого стенда, его можно размещать как под открытым небом, так и в помещениях.
Существует огромное количество моделей стендов и при грамотном подходе к разработке дизайна стенда, это должна быть не безликая картинка, а ярко выраженная сущность объекта, что незамедлительно принесет свои «плоды».
2. Графическое оформление аудитории «Экономика» и деловой документации специальных дисциплин
2.1 Основные методы при работе над разработкой дизайна стендов
После определения темы дипломной работы возникло множество идей по созданию графического оформления. Определены пути их реализации и воплощения их в целый проект. Вначале был собран материал о самой дисциплине экономика, то есть кратко охарактеризовано то, что она изучает, и какими вопросами занимается. Следующий этап – это представление экономики графическим языком (то есть методом условных изображений при помощи линий, точек, геометрических фигур и других символов), а также изучение графического дизайна и его места в оформительском искусстве. Была также изучена и определена и значимость в оформительской деятельности стендов, как важнейшем источнике необходимой информации в современном мире информационных технологий. Полученные в процессе этого объем знаний, а также проведенные исследования позволили определить основные методы, выделить критерии, которые наиболее ярко характеризуют выразительность стенда и приступить к разработке эскизов для аудитории «Экономика». Эскизы стендов выполнялись как от руки, так и при помощи компьютера в программе Coral DRAW. Было разработано множество эскизов оформления стендов, различных по своей форме, дизайну и цветовой гамме. Все они были предложены для оценки наиболее подходящего выбора варианта преподавателям дисциплин экономического цикла, дизайнерского направления и директору колледжа. После детального рассмотрения был выбран формат (700X1200) в виде вытянутого прямоугольника по вертикали, который, по мнению данных специалистов, способен лучше всего вписаться в интерьер данной аудитории. Для того, чтобы графически оформить пустое пространство стен, было решено разместить семь стендов. При этом было учтено, что цветовое решение стендов будет зависеть не только от характера его содержания, но и от цветовой гаммы интерьера, в котором они расположены. В данном случае цветовое решение – аудитории было выдержано в бежево-персиковой гамме. При цветовом оформлении стенда необходимо было учесть, что цвет оказывает на человека определенное эмоциональное воздействие. Он может утомлять, возбуждать, влиять на работоспособность, изменять зрительное восприятие объема и формы изображаемых предметов. Зная особенности каждого цвета, можно сформировать определенный образ, вызвать определенные эмоции, ассоциации. Это и сформировало дальнейшее направление работы.
Чтобы определить в какой именно цветовой гамме лучше выполнить стенды, пришлось обратиться к науке о цвете – колористке, которая изучает знания о природе цвета, основных характеристиках цвета, цветовой гармонии и цветовой культуре. Цвет – это жизнь, а мир без красок представляется нам мёртвым. Между тем, как большое количество цветов создает излишнюю пестроту, усложняет восприятие смысла информации. В первую очередь цвет – это важнейшее средство ассоциативно – образного воплощения темы. Какие же факторы необходимо учитывать художнику – оформителю при использовании цвета? Прежде всего, особенности физиологического и психического воздействия. Ассоциативный характер восприятия цвета придает ему определенную эмоциональность, делает его предметом эстетического восприятия. В физиологическом плане цвет может воздействовать весьма разнообразно. Например, известно, что красный цвет возбуждает, а оранжевые тона – вызывают ощущение легкости, бодрости. Вот почему эти цвета, напоминающие огонь, мы ощущаем теплыми. Зеленый же цвет, по утверждению ученых, понижает давление, поэтому тишина, свойственная летней природе, зеленная гамма деревьев, трав побуждают нас зеленый воспринимать как тихий. Знание этих законов цвета должно быть непременным условием работы каждого дизайнера. Конечно, эстетическая оценка цвета гораздо сложнее, она не может сводиться только к физиологии и психологии восприятия цвета.
Есть еще один немаловажный фактор – это цветовые предпочтения. Экспериментально выявлены возрастные цветовые предпочтения. Так, доказано, дети как, эмоциональные натуры, предпочитают более яркие тона, взрослые – более сдержанные. В разработке проекта данных стендов была учтена специфичность данной аудитории, как студенческой. И цвет в этом случае был использован как средство для выделения самого главного, основного в композиции. Достигается такой эффект путем удачного сопоставления контрастных цветов или оттенков. Определить контрастные цвета позволяет так называемый цветовой круг. В этом круге цвета расположены в таком же порядке, как в цветовом спектре: вишнево-красный, красны оранжевый, желтый, желто-зеленый, зелено-голубой, голубой, сине-голубой, синий, сине-фиолетовый. Если брать два цвета, расположенных в круге друг напротив друга (через центр), то они и составляют пару взаимодополняющих контрастных цветов. Все цвета находятся в определенной взаимосвязи. Один и тот же цвет в окружении различных цветов выглядит по-разному.
Детально изучив психологическое и физиологическое описание цветовых ассоциаций, были выбраны оттенки синего, оранжевого и, в качестве дополнительных цвет, серый и белый. Цветовое решение данных стендов было максимально приближенно к функциональности данной аудитории. Так как экономика – наука сугубо статичная и точная и эмоционального всплеска через цвет просто недопустимо. Вкрапление же голубого и синего цвета подчеркивает строгость и класичность. Прежде всего, это успокаивающий цвет. Он способствует физическому и ментальному расслаблению, создает атмосферу безопасности и доверия. Оранжевый цвет – самый динамичный, стимулирует чувства, обостряет восприятие и способствует разрешению сложных ситуаций, задач и проблем оказывая благоприятное воздействие на работоспособность. Жизнерадостный и импровизированный, оранжевый цвет, как нельзя лучше, подходит для юношеской аудитории, придавая энтузиазм и оживленность.
В оформлении стенда удачно был использован и серый цвет, самое точное определение которого – нейтральность. Редко случается, что кто-то или любит, или ненавидит этот цвет. Непременным условием некой отстраненности и торжественности цветового решения стендов было решение использовать белый цвет, утонченности и изысканности. В дизайне притягивает своей простотой и чистотой, он создает ощущение простора. После определения с цветовой гаммой была выбрана тоновая насыщенность. Не слишком яркая, в меру спокойная, но не скучная. Серый, черный и белый (тона) – являются связующим звеном для цветов. Не обладают эффектом. Являются фоном для других цветов и повышают интенсивность находящегося рядом находящегося цвета, а при добавлении повышают светлоту (светло-серый, белый) или насыщенность (темно-серый, черный) цвета. Теплые локальные цвета и их спектральные оттенки (красный, оранжевый, желтый) зрительно уменьшают пространство, а холодные цвета и их оттенки (фиолетовый, синий), и тона (черный, белый) визуально его, пространство, увеличивают. В таком сочетании выбранная цвета очень хорошо гармонируют, дополняя друг друга. Отлично вписываясь в интерьер аудитории и создавая благоприятную обстановку для получения новых экономических знаний.
Важнейшим выразительным средством формирования образного строя экспозиции является свет. Свет не как рабочее освещение, а как продуманная, организованная система воздействия на психологию и эмоции зрителя. Свет мягкий и спокойный, резкий и прерывистый, сильный и приглушенный, свет белый, цветной – сами эти определения говорят о необычайно широких изобразительных возможностях света.
Главным в подаче информации на стенде является правильный и умело подобранный шрифт, который не только несет главную смысловую нагрузку, но и является активным художественным элементом, так как заголовки и текст по своей форме, расположению и цвету должны подчиняться общему композиционному решению. В работе над оформлением стенда не следует использовать множество различных шрифтовых гарнитур. Погоня за разнообразными начертаниями каждого слова, режущая глаз пестрота, отсутствие стилевого единства в построении надписи затрудняют ее восприятие. В шрифтовой композиции желательно использовать не более двух шрифтов сразу, при этом шрифты должны быть близки по стилю.
Текстовые надписи должны быть предельно краткими, выразительными, с логичной разбивкой фраз. Шрифт должен быть четким, ясным, простым и удобочитаемым.
Различаемость букв и цифр зависит от занимаемой ими площади и высоты, толщины образующих линий, освещенности. Опыты показали, что буквы высотой 5 см различимы с 30 метров, четко видны из далека знаки блочного типа с соответствием высоты и ширины 1:1. Текстовые надписи, выполненные только заглавными буквами, читаются на 12% медленнее, чем строчные. Важным условием восприятия надписей и цифр с большого расстояния являются цвет знака и его контрастные соотношения с цветом фона. Наиболее заметны знаки в том случае, когда они контрастны с фоном не только по цвету, но и по тональности.
Например, черные буквы на светло – желтом фоне, темно-красные на светло – сером или белом фоне и обратное соотношение дают очень хороший эффект. Синий цвет в сочетании с белым или серым применяется для знаков и надписей чисто информационного характера Графическое изображение звука – буква – само по себе не несет какого-либо смысла. Однако и буква в силу ассоциативных закономерностей нашего восприятия обладает эмоциональным, образным строем. Спаянный воедино с содержанием текста, шрифт активно выступает как художественно-образное средство. Спокойствие и напряженность, динамика и статика, суровая строгость и легкая, «фамильярная» декоративность – далеко не полный перечень чувств и ощущений, передаваемых различным написанием шрифта. Диапазон его можно назвать безграничным. Поэтому проблемы шрифтовой композиции в оформительской деятельности потребовали особенно тщательного изучения.
Практически все разновидности шрифтовых композиций сводятся к двум схемам: симметричной и асимметричной.
В первом случае части текста, зеркально расположенные справа и слева от вертикальной оси симметрии, равны друг другу, имеют одинаковую зрительную тяжесть, и поэтому вся шрифтовая композиция производит впечатление уравновешенности, устойчивости, неподвижности.
Во втором случае равновесие построено за счет соразмерности отличающихся друг от друга графических элементов, не связанных осями симметрии. Асимметричная композиция оставляет более живое, подвижное впечатление.
Цветовое решение шрифтовой композиции также должно быть продуманным, строгим – не более двух-трех цветов. В качестве критерия удачного решения композиции можно назвать следующие факторы:
цветовое решение сгармонировано с экспозицией.
Отдельные рекомендации по цветовому решению шрифтовой композиции таковы:
Наилучшее для восприятия решение – тонально-контрастное: светлое на темном, темное на светлом.
В случае использования контрастных цветов важно, чтобы их количество не было одинаковым. Одного цвета из пары контрастных должно быть больше.
Интенсивные цвета используются в меньшем количестве по сравнению с цветами более спокойными.
В выборе цветовой гаммы шрифтовой композиции немалую роль играет и характер его освещенности. Дневное и искусственное освещение имеют различный спектральный состав и по-разному воздействуют на отдельные цвета, усиливая или ослабляя их звучание. Учет этого оптического явления необходим.
В целом стенд должен представлять законченную единицу графическо-текстовой информации, которая позволит раскрыть суть данной информационной темы.
внимания Текст следует располагать так, чтобы сразу несколько зрителей могли прочесть его, не мешая друг другу.
Прикладное назначение и функциональность стендов потребовали необходимости использования классического шрифта «Times New Roman» как единственно правильного при оформлении информации экономического характера на государственном (казахском) языке.
Следующим этапом была разработка непосредственно самого дизайна стендов. Как сказал кто-то из великих, создать гениальную картину – это положить в нужные места нужные краски. Фоны для стендов было решено брать разные тем самым внести разнообразие для менее интересной визуальной информации в виде таблиц и текста и графиков. Из большого количества идей выбор пал на 2 основных вида фона. Для первого стенда был разработан фон, напоминающий вид из огромного окна в пространство неба, с плывущими по нему облаками. Он символизирует своего рода взгляд в будущее. В процессе работы над фоном родилась идея о совмещении так называемого окна с графическим изображением диаграммы – стрелки, молнией уходящей вверх. Она и является еще одним символом развития растущей экономики нашей страны. Из за большого количества фоновых деталей зрительно необходимо было собрать в композиционный узел, применяя горизонтальные плавные кривые сверху и снизу. В последствии эти детали и являлись объединяющим элементом всех семи стендов. Вторым и основным видом фона для остальных стендов послужила стилизованная диаграмма, представляющая из себя ряд полосок, переходящих снизу вверх от нежно – оранжевого к голубому. Каждый стенд имеет еще одно немаловажное декоративно иллюстративное изображение, представляющие собой некие фигуры молодых людей в офисной одежде, ассоциирующиеся с работниками сферы экономики. Они отражают и дополняют информационно смысловое значение текста каждого стенда.
2.2 Компоновка и размещение информации на стендах
В целом стенд должен представлять законченную единицу графическо-текстовой информации, основная цель его создания не просто графически оформить аудиторию и разместить на нем какие-либо данные, а повысить наглядность информации, сделать ее более запоминающейся и эффективной в процесса обучения.
Для того чтобы грамотно компоновать информацию нужно знать правила композиции. Композиционное построение стендов должно реализовываться так, чтоб раскрывалась его внутренняя логика. «Композиция» в переводе с латинского означает – сочинение, составление, соединение, связь, построение, структура. Различают три основных вида композиции: фронтальную, объемную и глубинно-пространственную. Такое разделение в какой-то мере условно, так как на практике мы имеем дело с сочетанием различных видов композиции. Например, фронтальная и объемная композиции входят в состав пространственной. Объемная композиция часто складывается из замкнутых фронтальных поверхностей и в тоже время является неотъемлемой частью пространственной среды.
Характерным признаком фронтальной композиции является распределение в одной плоскости элементов формы в двух направлениях по отношению к зрителю: вертикальном и горизонтальном. Например, фасады зданий, стенды, ткани.
Объемная композиция представляет собой форму, имеющую относительно замкнутую поверхность и воспринимаемую со всех сторон. Выразительность и ясность восприятия объемных композиций зависят от взаимосвязи и расположения их элементов, вида образующей форму поверхности, от точки наблюдателя. Выразительность объемной формы зависит также от высоты горизонта. В процессе восприятия объемной формы при низком горизонте возникает впечатление ее монументальности. С приближением зрителя к предмету увеличивается перспективное сокращение его граней. Примером могут служить станки, машины, бытовые приборы ит. п.
Глубинно – пространственная композиция складывается из материальных элементов, объемов, поверхностей и пространства, а также интервалов между ними. Ощущение глубинности усиливается когда в композицию включаются элементы, расчленяющие пространство на ряд последовательных планов. Такой вид композиции используется, например, в решении улиц, площадей, микрорайонов и т.п.
В данном случае на стендах применялась фронтальная композиция т.к. информация на стендах воспринимается только спереди. При решении фронтальной композиции главной задачей стало выявление поверхности, которую характеризуют следующие основные данные: соотношение ширины и высоты.
При ее построении учитывался ряд важных условий. Первое – это конфигурация форм. Она выражается в сопоставлении разных по геометрическому виду и расположению элементов. Чем четче это сопоставление, тем выразительнее характер. Второе условие – ритмическое построение. Ритм – это равномерное чередование размерных элементов, порядок сочетания линий, объемов, плоскостей. Ритм действует на наши чувства. Мы воспринимаем информацию не только зрительно, но и на слух: стихотворение, в котором выдержан ритм, легче запоминается, однообразный стук колес поезда успокаивает, «усыпляет», быстрая ритмичная музыка заставляет двигаться. Ритм свойственен не только движению, но и статичным предметам. Ритм может передавать плоское изображение. Примеров тому немало: рисунок на кафеле, обоях, коврах и т.д.
В данной работе он использовался как выразительный прием, который придал стендам эмоциональность, динамику, четкий порядок. Стенды представляют собой равномерное чередование размеренных элементов, порядок сочетания линий, объемов, плоскостей. В фоне стендов использовался простейшее проявление ритма – Мегабайт, или метрический порядок, который заключается в повторе одинаковых элементов при равных промежутках между ними. Третье важное условие заключалось в графическо-пластической моделировке элементов. Основа – его выразительная игра силуэтов разной графике – надписи, знаки и т.д. Главной задачей являлось установление различия между элементами при достижении их единства. Следующим важным условием работы являлось достижение пропорциональности. Пропорциональность выражает соразмерность между отдельными элементами стенда и всей его формой. Варьирование пропорционального соотношения частей, придало оформлению стендов динамику, напряжение, то есть сделало их эмоционально окрашенными.
В разработке элементов стендов применен метод контраста, чтоб противопоставить по форме и цвету его составляющие. Это дало возможность продемонстрировать типичные особенности элементов стенда и посодействовало ее целостному восприятию.
Применялся нюанс – это отличие элементов по форме, габаритам, цвету, что несомненно обогатило всю композицию новыми эмоциональными тонами.
Следующим очень важным условием оформления – компоновка, под которой принято понимать процесс творческого поиска наилучшего варианта композиции данных информационных стендов, соединения в единое целое всех его формообразующих частей. Это должно было еще больше привлечь внимание студентов к расположенной на стендах информации и заставить их углубиться в содержание текстовой части. Даже самая простая таблица или график очень сложна в компоновке. При размещении элементов пришлось учитывать специфику области, к которой оно относится, устоявшийся набор стилей оформления, определенные информационные и психологические требования.
Компоновка информации на стендах бывает двух видов – симметричной и асимметричной
Симметрия и асимметрия – одно из наиболее ярких средств композиции. Если главный смысловой элемент размещен в центре рекламного объявления, образуется симметричная композиция, а при его сдвиге сравнительно центральной оси – асимметричная. Принято считать, что симметричная композиция отмечает статичность информации, а асимметричная – динамичность. Поэтому в работе над текстовой частью в основном использовалась симметричность композиции, так как экономика – наука статичная и требует четко изложенной информации и визуально хорошо читаемой.
Симметричная компоновка сводится иногда к элементарным геометрическим построениям. Симметрия просит наличия осей на плоскости модуля, равных интервалов между элементами-блоками, их метрического повтора. Это и было главным принципом компоновки и размещения информации на данных стендах.
Ассиметрично закомпонованы детали стенда представляющие собой отдельные элементы. В качестве дизайна они представляют собою такую организацию элементов, которая не обусловлена какими либо жесткими нормативами. Асимметрии свойственна как бы внутренняя энергия, движенье. Она дает возможность реализовать – динамичность, активность, наступательность.
Любая композиция схематична, то есть обладает, независимо от количества структурных элементов зрительными осями, связывающими их в единое целое. Так основные средства композиции, возможно, формально отобразить в виде схем. Заметим, что подобные композиционные схемы служат исключительно для иллюстрации общих понятий, носят абстрактный характер и не являются окончательно и бесповоротно заданными, бесспорными рецептами. Важно заметить также и то, что они выступают только в роли вспомогательного средства для пояснения эмоционально-образного строя композиции. Художники-оформители уже давно применяют композиционные схемы для отображения своеобразной «визуальной драматургии» своих произведений, т.к. их содержание определяет, в конечном счете, какой-либо психологический и эмоциональный эффект.
Обязательным условием оформления стендов было соблюдение классических правил композиции: целостности, выразительности и выявление центра.
Целостность означает, что в правильной композиции ни один из элементов нельзя изъять, добавить или передвинуть без ущерба для целого. Для нахождения целостной композиции обычно рассматривают будущее изображение как набор пятен – силуэтов отдельных элементов, которые компонуют на плоскости для достижения необходимого эффекта. Все элементы композиции должны быть связаны чем-либо воедино – стилем рисунка, выравниванием, цветами, размерами и т.д.
Выразительность – неформализуемое качество композиции, проявляется в том, что изображение быстро захватывает внимание зрителя, ясно показывает процессы, которые дизайнер хотел отобразить. Фактически – это соответствие идеи и формы, найденной для ее выражения. Выразительность проявляется в умелом использовании контрастов по цветам, светлоте, размерам. Например, эффектно смотрятся объемные фигуры (контраст бликов и тени предмета). Контраст тем выразительней, чем больше он соответствует идее изображения (напр. контраст заголовка и текста по размеру соотв. идее большей важности заголовка).
Выявление центра – это подчеркивание той части, которая выражает главную идею. Как правило, центр находится где-то чуть выше середины экрана, но он может быть смещен каким-либо «активным» элементом композиции – ярким, большим предметом, другим контрастным объектом. На практике часто используют метод выделения центра путем вписывания композиции в простую геометрическую фигуру – квадрат, ромб, треугольник, круг, овал, что наглядно используется в данных стендах
Вместе с тем, необходимо лишь примерное следование геометрии со смещениями, более ярко выделяющими центр.
Далее были учтены законы линейной, воздушной и цветовой перспективы. В объемно-пластических произведениях важная роль принадлежит действию законов линейной, воздушной и цветовой перспективы. Даже элементарная изобразительная грамота требует учета перспективных изменений изображаемых предметов, занимающих свое место в реальном пространстве. Это касается изменения высоты каждого предмета, ширины и длины его поверхностей, уходящих в глубину пространственных планов.
При передаче в композиции иллюзии пространства необходимо помнить о закономерностях воздушной и цветовой перспективы. Сущность воздушной перспективы заключается в том, что выраженность различного вида контрастов (светотеневых, цветовых, величинных и т.д.) на ближних к нам объектах бывает наиболее сильной, но по мере удаления предмета в глубину контрасты света и тени на его поверхности ослабевают. Воздействие воздушной перспективы связано с мерой прозрачности, чистоты и толщины воздушного слоя атмосферы, окутывающей предметный мир. Это следует учитывать в графической и тем более живописной композиции. Вместе с изменением тоновых, т.е. светло-тоновых, отношений на разных пространственных планах меняется и сила контрастов цветовых. Происходит это также под влиянием слоя воздуха, фильтрующего световые лучи, задерживающего часть цветового спектра или изменяющего его звучания. Здесь надо иметь в виду следующее. С постепенным удалением объекта от переднего плана ослабевает его цветовая насыщенность и цвет его становится холоднее. Скажем, лес на переднем плане воспринимается зеленым, а на дальнем видится сине-зеленым или даже голубым.
Таким образом, тщательное изучение всех основных законов, правил и приёмов композиции грамотно построенное уравновешенное, гармонически окрашенное наглядное пособие для студентов которые, несомненно, явятся хорошей помощью в овладении студентами основами экономических знаний.
.3 Разработка дизайна деловой документации специальных дисциплин
Наряду с оформлением стендов в кабинете экономики было разработано и представлено преподавательскому составу колледжа несколько видов деловой документации: обложка методического пособия, грамота, календарь, бейдж и табличка на дверь.
Документ (от лат. свидетельство, способ доказательства) – является одновременно и орудием труда сотрудника и результатом его труда.
Основная функция деловой документации – организовать полный жизненный цикл любого документа от создания его проекта до отправки в архив.
Деловая документация, должна быть выполнена стильно и профессионально – это усиливает имидж любой организации. При разработке деловой документации обычно используются фирменные цвета, знак наиболее точно отображающий определенный стиль.
Дизайн деловой продукции – это синтез применения различных видов графического и полиграфического оформления. В процессе работы были использованы только несколько видов деловой документации или акциденция. Это – малообъемная печатная продукция. Но при ее выполнении соблюдаются все нормативы художественно – полиграфического оформления. Дипломы, объявления, афиши, грамоты, календари – это и есть виды, в дизайне которых‚ в целях не столько информативности, сколько привлекательности часто используются разнообразные декоративно – оформительские элементы: шрифты‚ линейки‚ узорные орнаменты‚ предметно – сюжетные украшения.
Следующим этапом в данной практической работе было знакомство и основными правилами и законами дизайна каждого конкретно разрабатываемого элемента деловой документации специальных дисциплин.
Методическое пособие – это пособие, в котором основной упор делается на методику, выполнения, какой-либо деятельности, порядок операций, процессов, действий. Так, методички бывают для бухгалтерии, отдела делопроизводства, сотрудников правоохранительных органов, да и вообще – в любой сфере деятельности человека есть методические указания, выполненные в том или ином виде. Итак, методические издания можно разделить по их практической направленности (теоретические материалы или сугубо практические), проблематике (та или иная сфера научных изысканий), но нам в первую очередь важны методички для учащихся в средне – специальных и высших учебных заведений.
Методички для студентов, как правило, включают в себя такие разделы, как: общие положения, выбор темы, роль руководителя и консультанта, структура работы (курсовой или дипломной работы, отчета по практике и т.д.), требования к содержанию и оформлению работы, рекомендации по подготовке к защите.
Дизайн обложки методических пособий. Благодаря широким техническим возможностям и разработкам, обложки книг способны поразить разнообразием и дизайном обложек. Дизайн методических пособий – задача довольно непростая, так как в создании обложки должно учитываться несколько важных параметров. Обложка – это не просто твердые страницы, которые не позволяют книге быстро приходить в негодность и презентуют название и автора произведения, она должна в полной мере отображать ее содержание – причем, не только подавать конкретную информацию о внутреннем содержании, но и в какой-то мере отображать его жанр, суть, настроение.
Не слишком сложная обложка методического пособия должна быть выполнена в изысканной цветовой гамме, но ни в коем случае не перегруженная изображениями. Здесь на первое место в дизайне обложки выходят концептуально точное и технически выверенное выражение сути делового содержания. При создании дизайна обложки специалисты часто экспериментируют с разнообразными украшениями и деталями – на обложке можно сделать золотое или серебряное тиснение, сделать ее глянцевой или матовой, нанести трафарет и т.д. Характер украшений и дополнительных деталей также должен максимально соответствовать содержанию. Современные технологии позволяют создавать самые разнообразные обложки – сегодня уже не нужно создавать вручную эскизы, достаточно открыть специальную программу на компьютере и начать проектировать. Но, несмотря на кажущуюся простоту работы, заниматься созданием обложек должны только профессиональные дизайнеры, хорошо знающие специфику литературного рынка и умеющие предугадать ожидания и привлечь внимание читателя.
Во всех случаях дизайн обложки, наоборот, должен быть предельно точным и обоснованным. Проанализировав основные требования к разработке обложки, решено было взять за основу туже цветовую гамму, что и при разработке стендового оформления, а для наиболее точной передачи информации находящейся в методических пособиях по экономике был изображен стилизованный график. Так как он наиболее ярко передает суть данной науки.
Гра́мота (grammata – византийское) – на Руси X-XVII веков деловой документ (главным образом, так называли акты) и письма (официальные и частные). Термин заимствован из Византии, где grammata обозначала послания, указы, а также, любые другие письменные документы. В советское время получили широкое распространение похвальные грамоты и почетные грамоты.
В настоящее время термин «грамота» по-прежнему применяется по отношению к некоторым видам документов: верительные грамоты и некоторые другие.
При оформлении грамот, дипломов, сертификатов обычно придерживаются определенных правил. Грамота вручается в торжественной обстановке, отмечая собой важные события и достижения. Поэтому внешний вид этого документа обязан соответствовать своему назначению, быть привлекательным и солидным.
Для изготовления грамот используется плотная бумага, картон или другие высококачественные материалы. Наиболее часто применяется размер листа А4. Чтобы грамоту или сертификат можно было повесить на стену, шрифт должен быть крупным, читаемым, а весь текст – контрастным. Так как любая грамота является документом, должны присутствовать средства защиты или их стилизация: сложный орнамент и т.д.
Особое внимание необходимо уделять смысловому содержанию и расположению текста. Как правило, вверху грамоты находится логотип или фирменный знак компании. Чуть ниже располагается полное наименование организации. Сокращения в названии не допускаются. Далее следует поле для указания фамилии, имени, отчества награждаемого. Основной текст сообщает причину награждения. При его написании придерживаются делового стиля. Под основным текстом располагается личная подпись руководителя с расшифровкой. В левом нижнем углу находится место для печати. Создание грамот – это особое искусство, которому во все времена придавалось большое значение. Качественно выполненная, красивая грамота с правильно составленным текстом долгие годы будет доставлять радость своему владельцу. Для разработки грамот был взят за основу более светлый по тону голубой цвет, для того чтобы при ее заполнении четко были видны печатать, подписи и основная информация кому и за какие заслуги она вручается. Она также содержит в себе стилизованный график который выражает предмет экономики.
Календарь – периодическое справочное издание, содержащее последовательный перечень дней, недель, месяцев данного года, а также другие сведения различного характера.
Он является неотъемлемой частью интерьера офиса или кабинета. Он присутствует на рабочем столе преподавателей и директора, и находится в портмоне – так, на всякий случай. Календарь постоянно под рукой и перед глазами, и на сегодняшний день – это один из самых популярных видов рекламной полиграфии.
Оригинально оформленным календарём с удовольствием пользуются целый год, люди каждый день останавливают на нём взгляд в офисе или дома. Он очень полезный и без него ну просто не обойтись. Он может стоять, лежать, висеть на стене, может быть маленьким, а может и огромным. Дизайн календарей является полностью индивидуальным, именно поэтому к дизайну его относятся очень серьезно.
Для наиболее удобного применения был разработан перекидной настольный календарь, с насыщенной цветовой гаммой. Каждый месяц оформляет определенный человек своим который стилем одежды как бы говорит о причастности его к экономике.
Бедж (англ. badge) – элемент униформы, амуниции, в виде значка, наклейки, карточки, предназначенный для предоставления информации о его носителе. Бедж содержит данные (текст, графику и т.п.), которые позволяют идентифицировать лицо, которое его носит. Чаще всего это приспособление называют бейдж или бейджик.
Основное применение бейджей – идентификация людей, которые друг друга не знают, но, в силу обстоятельств, должны общаться. Например, проведение конференций всегда сопровождается выдачей её участникам бейджей. Сотрудники предприятий, культурных заведений, которые общаются с клиентами (продавцы, официанты, кассиры), также могут носить бейджи.
При разработке бейджей их дизайн в первую очередь должен быть нацелен на удобочитаемость и узнаваемость. Кроме этого, большое внимание уделяется стилю беджей, поскольку по внешнему виду беджей можно судить об уровне и статусе мероприятия, в котором их используют.
Для каждой категории участников мероприятия обычно разрабатывается дизайн с собственными отличительными элементами. Это позволяет с первого взгляда отличать различные категории людей.
В настоящее время самыми распространённым из-за дешевизны и удобства применения являются карточки с текстом – бумажные либо пластиковые прямоугольники с нанесённой на них информацией. Обычно они содержат имя и фамилию человека, которого идентифицируют, и учреждение, которое он представляет. Иногда такой бейдж содержит какую-нибудь дополнительную информацию (должность, логотип). Иногда включает фотографию носителя.
Карточки с текстом обычно вставляются в кармашек или держатель, которые имеют крепления (зажим, ленту, булавку, шнурок), позволяющие закрепить бейдж на одежде либо, реже, шее носителя.
Стандартный размер бейджа 54х86 мм, однако эта величина может варьироваться. В большинстве крупных организаций персонал носит бейджи на шнурке или клипсе, которые прикрепляются к бейджу через специальное отверстие. Как правило, бейджи печатают на плотной бумаге, а затем покрывают ламинатом.
Разработанный бейдж для преподавателя экономических дисциплин четко характеризует данную науку. Соответственно разработан он в той же цветовой гамме как и вся деловая документация и создает законченный образ учителя.
Табличка – это одна из ключевых компонентов рекламного оформления любого кабинета определенного помещения, административного или офисного здания (бизнес – центра). Внешне, таблички представляют собой щит с указанием названия организации, времени работы, а так же иной полезной потенциальным клиентам информации. Табличка может содержать важные элементы единого стиля – это товарный знак, логотип, пиктограммы, указывающие на сферу деятельности.
Табличка выполнена в едином стиле с интерьером кабинета, имеет немного вытянутую прямоугольную форму по горизонтали, и создает законченный образ ко всем разработанным выше элементам делового стиля. Вся деловая документация специальных дисциплин аудитории экономика была разработана в соответствии со спецификой экономических дисциплин. При этом был выдержан, единый стиль, который в графическом и цветовом решении гармонировал со стендовым оформлением кабинета. Широко использовались диаграммы, которые, как нельзя лучше подчеркнули единство оформительского дизайна и отобразили привязанность к конкретному виду научной дисциплины – экономики. Все предметы деловой документации получились, интересны, привлекательны, значимы по содержанию, и в тоже время соответствуют функциональному их назначению.
Заключение
Целью данного дипломного проекта было графическое оформление аудитории «Экономика» и деловой документации специальных дисциплин.
При выполнения дипломного проекта были решены следующие задачи: ознакомление с основами графического дизайна, оформительского искусства, стендового оформления, освоение методики разработки стендового оформления; исследование существующих вариантов стендового оформления; разработка эскизов стендового оформления и изготовление непосредственно самих стендов. Основная задача – графически оформить аудиторию «экономика», наиболее точно отразить тематику информационного стенда, а также деловой документации специальных дисциплин.
Поставленные цели и задачи в данном дипломном проекте полностью решены. В стенде выражена тематическая целенаправленность материалов и выделена ведущая тема, определенная заказчиком проекта; в полном объеме использована выразительность композиции материала и гармоничность цветового решения;
значительно повысить уровень знаний в использовании программы Coral DRAW,
освоить навыки работы с современными материалами и технологиями.
Данный опыт будет полезен в дальнейшей работе по специальности.
Список использованной литературы
1. Борисов В.П. Как оформить выставку в городе. М., 1981
2. Быков В.В. Агитационно-оформительское искусство, материалы и техники. М., 1978.
3. Венда В.Ф. Инженерная психология и синтез. М., 2001.
4. Глинкин В.А. Искусство современного интерьера. М., 1998.
5. Дараган М.В. Основы декоративно-оформительского искусства. М., 1983.
. ЕШКО (профессиональный курс европейской школы корреспондентского обучения) – Дизайн и оформление интерьера.
. Каменева Е. Какого цвета радуга. М.: Детская литература, 1975.
. Корецкий В.Б. Товарищ плакат. М.:Плакат, 1981, с. 60
. Курушин В.Д. Графический дизайн и реклама. М., 1996.
10. Лебедева Е.В. Искусство художника-оформителя. М., 1981.
. Немиро О., В город пришёл праздник. Из истории художественного оформления советских массовых празднеств. Л., 1973.
12. Нешумов Б.В. Основы декоративного искусства. М., 1989.
. Опыт экспериментального исследования восприятия несмысловых
композиций. – Техническая эстетика, 1970, №8.
. Смирнов С.И. Шрифт и шрифтовой плакат. М.: Плакат, 1981
15. Соловьев С.А. Декоративное оформление. М., 1987.
. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек, цвет, пространство. М.: Стройиздат, 1973.
17. Хорст Фишер. Рациональное использование внутреннего пространства. М.: Внешсигма, 1997.
18. Художник-оформитель. Сб. ст., Л., 1962.
19. Шорохов Е.В. Композиция. М., 1986.
20 И.Т. Волкотруб – Основы художественного конструирования 1988
. Элис Туэмлоу – Графический дизыйн: фирменный стиль 2000