- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 21,09 Кб
Охрана культурного наследия
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Объекты культуры, природы и истории России
.1 Виды объектов культурного наследия в РФ
.2 Современное состояние объектов культурного наследия
.3 Государственная деятельность в области охраны культурного наследия
.4 Общественные организации по охране культурного наследия в России
.5 Совершенствование правового обеспечения сохранения культурного наследия Российской Федерации
Глава 2. Разведывательное исследование
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Согласно Федеральному закону РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В этой работе будет рассмотрена и разработана проблема охраны и сохранения культурного наследия в России.
Актуальность исследования состоит в том, что состояние большинства, находящихся под охраной государства объектов истории и культуры России находятся в неудовлетворительном состоянии.
Объекты природы, истории и культуры нашей страны составляют большую часть в культурном и природном наследии мира, вносят важнейший вклад в развитие нашей страны и мира в целом, что и предопределяет высочайшую ответственность российского народа и государства за сохранение своего наследия и передачу его последующим поколениям.
Данная проблема – охрана и сохранение культурного наследия РФ – разработана небольшим кругом специалистов, поэтому получить нужную и важную информацию по теме я получила от работников в сфере культуры, а также из федерального закона №73 от 25.06.02 года "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").
Кроме того, в последнее время большое внимание этой проблеме уделяют СМИ.
Анализ социальной проблемы:
. Сущность социальной проблемы. Объекты культурного наследия, являющиеся огромной ценностью для населения всего мира, в настоящий момент и в будущем подвержены различного рода разрушениям вплоть до полного уничтожения. Это связано не только с обветшанием объекта культурного наследия, обусловленным его возрастом, но и с экономическим, природно-климатическим и человеческим фактором.
Источники социальной проблемы:
естественное обветшание объекта культурного наследия;
экономические, политические и природно-климатические факторы.
Формы существования:
В реальности данная проблема существует в виде создания, воплощения, а так же надзора за исполнением законов в сфере охраны объектов культуры, в том числе их реставрации.
. Типологический анализ социальной проблемы
.1 Сфера проявления, существования в обществе: проблема сферы охраны, сохранения, а также утраты нематериальных благ.
.2 Субъект-носитель социальной проблемы: это социальная проблема глобального уровня – социальная проблема всего человечества;
.3 По соотнесенности с социальными институтами: эта проблема касается многих социальных институтов, в том числе политики, экономики, культуры, религии.
.4 Значение, весомость социальной проблемы для общества: производная.
.5 Степень новизны проблемы: старая (традиционная) проблема.
.6 Масштаб, объем проблемы: общая, крупномасштабная.
. Внутренние основания проблемы: субъект проблемы (жертва) – население, традиции, культура. В первую очередь главной потребностью, нуждой и требованием населения является – поддержание государством памятников культуры в надлежащем состоянии (постоянная реставрация, охрана от вандалов, воин, экономической ситуации в стране, экологических факторов и др.)
. Внешние основания проблемы: Через такие социальные институты, как экономика, религия, культура, политика, реализуются интересы и потребности населения в сфере охраны и поддержания объектов культуры, так как культурные исторические ценности – это то, что передается из поколения в поколение и является гордостью (в отдельных случаях объектом поклонения) для всего человечества, «живым» доказательством высокого культурного развития наших предков.
. Структура проблемы: руководство определенных социальных институтов отвечает на потребности, нужды общества созданием и введением, а так же контролем за исполнением определенных законов об охране культурного наследия (ФЗ №73 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").
. Характеристика свойств проблемы: данная проблема является глобальной, затрагивающей интересы населения всего мира (В странах Азии и Африки, в России, в Ираке, а также в странах, где в настоящее время идет смена политического режима военным путем, эта проблема стоит наиболее остро). Решение этой проблемы в скором времени необходимо, так как последствием может служить полное уничтожение памятников культуры.
7. Для объяснения возникновения проблемы охраны памятников культурного наследия можно использовать социальную теорию девиантного поведения. Характеристика социальной теории: Девиа́нтное поведе́ние (от англ. <#”justify”>Глава 1. Объекты культуры, природы и истории России
Родина, Отечество.… Эти понятия включают в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка, быта. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний (Д.С. Лихачев).
.1 Виды объектов культурного наследия в РФ
Объекты культурного наследия в соответствии с Федеральным законом подразделяются на следующие виды:
памятники – отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее – объекты археологического наследия);
ансамбли – четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи;
достопримечательные места – творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов.
Категории историко-культурного значения объектов культурного наследия
Объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения:
объекты культурного наследия федерального значения – объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;
объекты культурного наследия регионального значения – объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;
объекты культурного наследия местного (муниципального) значения – объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.
Земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия
Земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
.2 Современное состояние объектов культурного наследия
За последнее десятилетие в Российской Федерации резко ухудшилось состояние объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). Недостаток финансирования реставрационно-консервационных мероприятий, отсутствие систематического контроля за состоянием каждого объекта, безнадзорность и влияние агрессивной окружающей среды – эти беды в равной степени коснулись памятников федерального, регионального и местного значения. В следствии комплексного воздействия негативных факторов памятники погибают, а вместе с ними навсегда утрачивается уникальный опыт совместного проживания – культура народов, населяющих Российскую Федерацию.
Представленный далее материал позволяет очертить круг ключевых методологических точек и наметить некоторые из возможных путей научного изучения объектов культурного наследия, их реставрации (восстановления) и способов их рационального использования. Отсутствие единой методологической базы в деле выявления, учета, сохранения, научного изучения и использования объектов культурного наследия только усугубило состояние их сохранности. Парадоксально, но в современной России принят корректный закон, в целом соответствующий требованиям международного права об охране культурного наследия. Но, несмотря на очевидный приоритет сохранения культурного наследия, что отмечено не только федеральными законами, но и Конституцией, значительное количество памятников были разрушены, некоторое утратили свой первоначальный облик и фактически не способны отразить исторические события, послужившие поводом к отнесению объектов физической природы к феноменам духовной культуры. А ведь именно материальные свидетельства отечественной истории и богатой культуры позволяют нам гордиться уникальным опытом народов России и Татарстана и строить будущее новых поколений. Если этот лавинообразный процесс не будет остановлен, то мы, уже в исторически обозримом будущем, вместе с утратой материальных носителей памятников истории и культуры утратим и историческую память.
Иногда утверждают, что главная проблема сохранения отечественной культуры заключается в слишком большом количестве культурных ценностей, хранящихся в музеях, или чрезмерном количестве памятников, занесенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. И все же гораздо больше оснований полагать, что проблема сохранения не в богатстве исторических свидетельств роли народов России в истории мирового сообщества, и не в чрезмерном энтузиазме наших граждан сохранить материальное подтверждение значимых событий вопреки обстоятельствам. Отсутствие четкого регламента, который бы позволял на деле сохранять и приумножать феномены культурного наследия, обеспечивая свободный доступ специалистам и населению к изучению культурных ценностей и памятников истории и культуры, создает большие, хотя и преодолимые, трудности в этом деле.
Федеральный закон отдает приоритет в деле выявления историко-культурной ценности объектов культурного наследия государственной историко-культурной экспертизе, которая проводится либо экспертом, либо группе экспертов, организованных в комиссию. Опираясь на трактовку Постановления Правительства, можно утверждать, что экспертиза сопровождает весь цикл бытования объекта культурного наследия. Международное право не отмечает каких-либо сущностных различий между культурной ценностью и объектом культурного наследия, составляющим вместе представления о культурном наследии. Культурной ценностью называется определенная объективная объектность, которая, находясь в обладании частного лица, группы лиц или государства, представляется универсальной (выдающейся универсальной) ценностью. В определениях международного права универсальная ценность – есть материальный предмет (объект), в котором выявлено содержание духовной ценности, значимой для широкого круга субъектов как отдельных индивидов, так и различных социальных групп (сословий, корпораций, религиозных конфессий классов, народов, наций или всего человечества), а выдающаяся универсальная ценность – это культурную ценность, значимая для мирового сообщества. Международное и российское право позволяет распространить данное определение на объекты культурного наследия.
.3 Государственная деятельность в области охраны культурного наследия
В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» основной задачей в сфере культурного наследия является обеспечение сохранности объектов культурного наследия всех видов и категорий, включая осуществление их государственной охраны, сохранения, использования и популяризации в соответствии с законодательством.
Главным необходимым условием обеспечения сохранности объектов культурного наследия в настоящее время является совершенствование государственной политики на основе всестороннего учета состава и состояния объектов культурного наследия, современных социально-экономических условий развития общества, реальных возможностей органов власти, местного самоуправления, общественных и религиозных организаций, иных лиц, особенностей национально-культурных традиций народов Российской Федерации и множества других факторов.
Государственная политика по обеспечению сохранности объектов культурного наследия должна исходить из признания приоритетности сохранения историко-культурного потенциала как одного из главных социально-экономических ресурсов существования и развития народов Российской Федерации и реализовывать комплексный подход к решению вопросов государственной охраны, непосредственного сохранения, распоряжения и использования объектов культурного наследия всех видов и категорий.
Существующая система государственной охраны объектов культурного наследия была сформирована на основе принципов, определенных в 60-х – 70-х годах прошлого века, и обеспечивала сравнительно приемлемое состояние важнейших памятников в условиях социалистической плановой экономики. Колоссальные экономические и социальные изменения в России, произошедшие за последние 20 лет, потребовали коренной модернизации этой системы. Важным шагом на этом пути стало принятие в 2002 г. долгожданного закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Новый закон вел целый ряд важных новых понятий и норм, предопределяющих регламентацию охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия. Однако его полноценное практическое использование требовало разработки и утверждения нескольких подзаконных актов, в частности Положений о Едином государственном реестре объектов культурного наследия, о государственной историко-культурной экспертизе объектов культурного наследия и др. К сожалению, все эти акты до сих пор остаются в стадии разработки.
На протяжении 1990-х годов в соответствии с приказом Министерства культуры РСФСР от 26 января 1990 №33 "О реорганизации структуры управления делом охраны памятников истории и культуры" система государственной охраны памятников состояла, в основном, из региональных организаций и учреждений по охране и использованию памятников, созданных органами управления культурой субъектов Российской Федерации. Несмотря на то, что впоследствии указанный приказ Министерства культуры РСФСР вступил в противоречие с законодательством и был отменен, в 60 субъектах Российской Федерации полномочия государственных органов охраны памятников продолжают осуществлять местные специализированные организации, в 18 субъектах Российской Федерации структуры, выполняющие эти функции отсутствуют вовсе и только в 4 регионах образованы уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренные Федеральным законом от 25 июня 2002 г. №73 ФЗ.
Необходимо отметить, что в ходе осуществленной в соответствии с принципами административной реформы реорганизации структуры федеральных органов исполнительной власти не был создан предусмотренный Федеральным законом от 25 июня 2002 г. №73 ФЗ федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области государственной охраны объектов культурного наследия, хотя отдельные полномочия Российской Федерации в этой сфере и были возложены на Минкультуры, Росохранкультуры и Роскультуры.
Между тем, создание такого органа не противоречит идее жесткого разграничения правоприменительных функций органов исполнительной власти (в том числе, функций по непосредственному осуществлению государственной охраны) и соответствующих надзорных функций.
В сфере культурного наследия, как особо общественно значимой, жесткий государственный надзор за исполнением законодательства целесообразно дополнить институтами широкого общественного контроля, в частности, практикой общественных экспертиз и обсуждений.
Таким образом, новый закон отразил наиболее актуальные проблемы сохранения культурного наследия в новых экономических и социально-политических условиях. Вместе с тем для реализации закона необходимы подзаконные акты, в которых более детально разработаны вопросы сохранения исторических центров городов (система охранных зон, размеры допустимых «вторжений» в историческую среду центра города), более четко регламентированы отношения новых владельцев памятников и государственных учреждений охраны. Принятие нового закона – это бесспорная победа научной общественности, так как именно по инициативе ученых – историков, архитекторов, реставраторов – ведется интенсивная работа по подготовке, переработке и дополнению существующего пакета законодательных актов по охране культурного наследия.
.4 Всероссийские общественные организации по охране культурного наследия
Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры было учреждено в 1966 году <#”justify”>1.5 Совершенствование правового обеспечения сохранения культурного наследия Российской Федерации
В соответствии с нормами международного права и российским законодательством каждый объект культурного наследия представляет собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и является неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
Объект культурного наследия обладает особенностями, служащими основанием для отнесения его к объектам культурного наследия и подлежащими обязательному сохранению и является особым видом недвижимого имущества, в отношении которого устанавливаются особенности реализации прав владения, пользования и распоряжения.
Как показывает опыт зарубежных стран, обеспечение сохранности объектов культурного населения – это комплексная задача, требующая предварительной всесторонней оценки объектов культурного наследия с учётом наличия у них предмета охраны, территории, ограничений и обременений их использования и иных особенностей памятников, как особого вида недвижимого имущества.
Одной их основных задач в сфере государственного учёта объектов культурного наследия является создание единого реестра объектов культурного наследия (наследия памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. В связи с этим целесообразно утвердить положение о едином государственном реестре объектов культурного наследия и принять меры по включению объектов культурного наследия в реестр в возможно короткий срок.
Также необходимо продолжить работу по уточнению объектного состава, территории и предметов охраны в отношении каждого объекта культурного наследия, провести инвентаризацию наличия указанных объектов, оценку их технического состояния.
Правительству Российской Федерации было бы целесообразно разработать ряд нормативных правовых актов:
о порядке проведения государственной историко-культурной экспертизы, касающейся объектов культурного наследия федерального значения;
о порядке установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального значения;
о выдаче разрешений на право проведения работ определённого вида на объекте археологического наследия;
о согласовании с федеральным органом охраны объектов культурного наследия градостроительной документации, разрабатываемой для исторических поселений, и градостроительных регламентов, устанавливаемых в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны, включаемых в правила застройки муниципальных образований;
о порядке направления федеральным органом охраны объектов культурного наследия в Комиссию Российской Федерации по делам ЮНЕСКО предложения о включении объектов культурного наследия федерального значения в Список всемирного наследия.
Кроме того, необходимо утвердить форму паспорта объекта культурного наследия.1 января 2008 года вступили в силу поправки в законодательство, открывающие возможности приватизации объектов культурного наследия. Поправки предполагают разграничение полномочий в отношении этих объектов между федеральным центром и регионами, в том числе передачу ряда памятников федерального значения в собственность субъектов Федерации и муниципальных образований. Таким образом, эти изменения фактически отменяют мораторий на приватизацию памятников федерального значения, наложенный в 2002 году.
УНИДРУА – Международный институт по унификации частного права в Риме; межправительственная организация, созданная в 1926 году. В число членов входит Российская Федерация.
2. Разведывательное исследование
Государственная система охраны культурного наследия
Проблема исследования: противоречие между формальной и фактической государственной охраной культурных ценностей.
В качестве объекта исследования выступает охрана объектов культуры.
Предметом изучения является система охраны культурного наследия.
В качестве цели данного исследования выступает изучение государственной политики в сфере охраны культурных объектов, а так же возможностей ее улучшения.
Задачи исследования:
Изучение мер по охраны культурного наследия России;
Выявления комплекса мер по повышению эффективности государственной политики в сфере охраны культурных ценностей.
Интерпретация и операционализация понятий:
Культурное наследие – часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое.
Объект культурного наследия – объект недвижимого имущества со связанными с ним произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющий собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющийся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Государственная охрана объектов культурного наследия – система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия.
Меры по сохранению культурного наследия – консервация (мероприятия, которые позволяют защитить объекты культурного наследия от последующих разрушений и обеспечивают сохранение их подлинности с минимальным вмешательством в их существующий вид), реабилитация (мероприятия по возобновлению культурных и функциональных свойств объектов культурного наследия, приведения их, в состояние, пригодное для использования), реставрация (меры по укреплению (консервирования) физического состояния, раскрытия наиболее характерных признаков, возобновления потерянных или поврежденных элементов объектов культурного наследия, с обеспечением сохранения их подлинности), музеефикация (мероприятия по приведению объектов культурного наследия в состояние, пригодное для экскурсионного посещения).
Гипотеза: Если в систему государственной охраны культурного наследия будут вовлечены не только чиновники-управленцы, но и непосредственно заинтересованные специалисты, выдающиеся ученые-искусствоведы, которые непосредственно сталкиваются с проблемой, знают проблему сохранения культурного наследия изнутри, то работа в области охраны культурного наследия повысит свою эффективность.
В качестве метода исследования был выбран экспертный опрос.
Выборка: Мною было опрошено 3 человека в возрасте от 40 до 60 лет со средним стажем работы 20 лет, с высшим образованием по специальности «филолог», занимающих должность: специалист по проведению экскурсий (экскурсовод).
Инструментарий:
Мною была составлена анкета, которую каждый респондент должен заполнять самостоятельно. Анкета состоит из 6 открытых вопросов. Вопросы анкеты были разработаны с целью выявления мнения экспертов в данной области и возможности повышения эффективности в области охраны культурного наследия. Вопросы анкеты непосредственно связаны с темой исследования.
Анкета:
1. Как Вы оцениваете существующую государственную политику в области охраны объектов культуры?
респондент А. (Владыко Петр Францевич, 45 лет, стаж работы 20 лет): удовлетворительно, но политика требует изменений;
респондент Б. (Петров Виктор Иванович, 60 лет, стаж работы 22 года): неудовлетворительно, уничтожаются, неправомерно сносятся памятники культуры;
респондент В. (Красильников Павел Андреевич, 40 лет, стаж работы 19 лет): в целом, неплохо, объекты культурного наследия постоянно реставрируются.
2. Что бы вы изменили в существующей государственной политике в области охраны объектов культуры?
респондент А: кадровый состав чиновников;
респондент Б: кадровый состав, чиновники занимаются больше чиновничьей функцией, чем культурной защитой нашего города;
респондент В: увеличение финансирования охраны объектов культурного наследия, на это денег жалеть не стоит, Санкт-Петербург – наша культурная столица.
3. Как Вы считаете, должны ли иметь вышестоящие работники в области охраны объектов культуры высшее образование в сфере культуры?
респондент А: вышестоящие работники должны иметь образование в области культуры и опыт работы в сфере управления;
респондент Б: вышестоящим работникам не хватает опыта, часто они занимают смежные должности, часто находятся «не на своих местах»;
респондент В: вышестоящие работники должны быть в первую очередь заинтересованы сохранением объектов культурного наследия.
4. Как вы оцениваете состояние объектов культурного наследия в Санкт-Петербурге?
респондент А: популярные туристические объекты культурного наследия реставрируются, а менее популярные подвергаются разрушению;
респондент Б: основные туристические центры реставрируются, проводится большая работа по их сохранению, а реставрация менее знаковых мест, к сожалению, будет еще нескоро;
респондент В: в Санкт-Петербурге реставрируются все объекты согласно утвержденным планам и графикам.
5. На ваш взгляд чиновники исправно следят за исполнением законов в сфере охраны культурного наследия?
респондент А: законы соблюдаются исправно;
респондент Б: законы меняются в зависимости от интересов власти и государства;
респондент В: да, следят исправно, однако, недочеты в этой области имеются, следует работать над исправлением ситуации.
6. Укажите меры, которые, на Ваш взгляд, необходимы для улучшения состояния объектов культурного наследия на данный момент:
респондент А: необходимо изменить кадровый состав чиновников и прибавить финансирование, чтоб законы не «подгонялись» под текущую экономическую ситуацию;
респондент Б: необходимо назначать на должности тех лиц, которые непосредственно заинтересованы в охране объектов культурного наследия;
респондент В: привлекать новый персонал, новые лица, идеи, мне кажется, надо работать в этом направлении, оно приоритетно.
Анализ ответов:
Все опрошенные считают, что государственное управление в сфере охраны культурного наследия недостаточно эффективно, но положение в значительной степени может улучшиться, если:
изменится кадровый состав;
увеличится финансирование;
государство будет уделять больше внимания соблюдению законов и иных законодательно-нормативных актов в области охраны и сохранения культурного наследия.
Вывод:
Таким образом, если государство будет заинтересовано в вопросе сохранения объектов культурного наследия и прислушиваться к мнению авторитетных экспертов и населению РФ, то эффективность программы по сохранению объектов культурного наследия может значительно повысится.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
История охраны культурного наследия России насчитывает более трех веков – в этот период формировалось охранное законодательство, создавалась государственная охранительная система, вырабатывались основные методические принципы охраны памятников, складывалась отечественная реставрационная школа.
Последние десятилетия с его новыми экономическими и социально-политическими реалиями обострило ряд проблем в области охраны объектов старины, решение которых невозможно без учета опыта прошлых лет. Одна из этих проблем – приватизация памятников и формирование различных форм собственности на них. В связи с этим регламентация прав собственников со стороны государства, выработка оптимальных отношений сторон – один из важнейших вопросов сегодняшней памятнико-охранительной политики.
Современные российские города меняют свой облик – строятся новые дома, оформляются площади, воздвигаются монументы, воссоздаются когда-то утраченными памятники. При этом нередко игнорируются особенности архитектурно-исторический среды: строятся дома новой архитектуры, никак не связанные с российскими традициями, искажаются и разрушаются подлинные уникальные объекты и возводятся бесчисленные новоделы.
Культурное и природное наследие России активно вовлекаются в мировое культурное пространство. Наша страна является полноправным членом таких авторитетных международных организаций, как Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международный Совет музеев (ИКОМ), Международный Совет по вопросам памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС). Многие уникальные памятники России находятся под покровительством этих организаций.
Современные отечественные исследования разрабатывают новые методические подходы к охране культурного и природного наследия, которые соответствуют международному уровню. В перспективе российской практики охраны наследия – сохранение уникальных территорий с комплексной регенерацией памятников истории и культуры, традиционных форм хозяйствования и природопользования.
Российское культурное наследие только тогда станет полноправной частью наследия мирового, когда российское общество осознает необходимость сохранения своего национального достояния и в стране будет создано действенное охранное законодательство.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дементьева В. А. Охрана памятников Санкт-Петербурга. СПб., 2008
. Полякова М.А. Охрана культурного наследия России – М.: «Дрофа», 2005 г.
. Федеральный закон №73 от 25.06.02 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ»
. Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ
. Журнал «Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование»
. Правительство РФ
. Культурное наследие // Википедия – свободная энциклопедия: сайт