- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 31,22 Кб
Религиозные ценности в СКД
Религиозные ценности в СКД
ВСТУПЛЕНИЕ
религия ценности социальный культурный
В работе рассматривается роль религии и, в частности, религиозных ценностей в социальной и культурной сферах, а также возможности целенаправленного внедрения этих ценностей в социокультурное пространство с помощью современных технологий связей с общественностью (PR).
В наше время, когда, с одной стороны, традиционные религиозные системы теряют прежнюю власть, а с другой, в обществе возрастает самостоятельный интерес к познанию трансцендентного, важно ответить на вопрос, какое место все же должно быть отведено религии в современном мире.
Актуальность темы исследования. Смерть Бога на Западе повлекла за собой многочисленные попытки создать антропоцентрические системы ценностей, однако они либо основаны в значительной степени на ценностях религиозных, либо недолговечны и в скором времени терпят поражение. Таким образом, лучшей ценностной базы, чем религиозная, пока создать не удалось. Поэтому исследование ценностей, производимых религией, представляет определенный интерес для специалистов социокультурной сферы.
На ценностной базе формируется личность. Ценности определяют поведение человека в социуме, задают вектор направленности его действий, являются критерием выбора жизненных целей, основанием для построения иерархии жизненных приоритетов. Ненадежные, преходящие ценности создают зыбкую почву под ногами человечества. Поэтому необходимо уделять должное внимание формированию и развитию непререкаемых, истинных ценностей.
Ценности также являются основой, на которой строится культура. Культура без ценностей невозможна. Когда происходит подмена ценностей на искусственные, и, следовательно, недолговечные, культура начинает вырождаться, деформироваться в квазикультуру, обесцениваться. Чтобы этого не произошло, необходимо уделять должное внимание ее ценностной базе.
Таким образом, перед современным обществом, имеющим тенденции к обесцениванию им же создаваемых ценностей, превращению культуры в массовое явление, которое фактически не признает необходимости ценностной системы, стоит задача коренным образом пересмотреть приоритеты и найти надежный источник истинных ценностей.
Цели и задачи исследования. Цель исследования – проанализировать влияние религиозных ценностей на культуру и социум и разработать методы их внедрения в социокультурное пространство посредством PR-технологий.
Для достижения поставленной цели курсовой работы решаются такие задания:
Определить место религии в культуре и социуме.
Исследовать религиозную систему ценностей и выяснить ее преимущества над остальными.
Выяснить, способна ли религия влиять на социокультурные процессы.
Рассмотреть возможности взаимодействия религии и PR.
Объект исследования – религия как социокультурный институт.
Предмет исследования – роль религиозных ценностей в социокультурной деятельности.
В ходе работы применялись следующие методы:
изучение монографических публикаций и статей;
аналитический метод (использовался, в частности, для выделения особенностей религиозной системы ценностей, роли религии и религиозных ценностей в жизни общества и т.д.);
компаративный метод (использовался для выделения общих функций религии и культуры);
контекстуальный метод (применялся для рассмотрения функций религии в культурологическом контексте);
терминологический метод (использовался в работе с основными понятиями).
Теоретическим основанием исследования являются концепции М. Вебера, Б.С. Ерасова, Г.П. Выжлецова.
Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования. Курсовая работа состоит из вступления, трех разделов и восьми подразделов, выводов и списка использованных источников, который насчитывает 32 позиции.
РАЗДЕЛ 1. МЕСТО РЕЛИГИИ В КУЛЬТУРЕ
1.1Культура и ее функции. Понятие «социокультурная деятельность»
К настоящему времени ученые насчитывают более 500 определений культуры. Они разбили их на несколько групп. В первую вошли описательные определения. Например, культура – это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований. Во вторую – те определения, которые связывают культуру с традициями или социальным наследием общества. Культура – социально унаследованный комплекс практики и верований, определяющий основы нашей жизни. В третьей группе подчеркивалось значение для культуры правил, организующих человеческое поведение. В других случаях ученые понимали культуру как средство приспособления общества к природной среде либо подчеркивали, что она – продукт деятельности людей. Иногда о ней говорят как о совокупности форм приобретенного поведения, характерных для некоторой группы или общества и передающихся из поколения в поколение. [18]
Наиболее важными определениями культуры в контексте исследуемой темы являются те, которые рассматривают культуру как морально-ценностную основу общества, например: [14, с.8, 24]
§Культура как специфическая система норм, ценностей и смыслов, способствующая интеграции общества и придающая ему самобытность.
Культура формирует духовный мир общества и человека, обеспечивает общество в целом дифференцированной системой знаний и ориентаций, необходимых для осуществления всех видов деятельности, существующих в обществе. В ней вырабатываются те идеи, нормы, значения и цели, которыми руководствуется общество в регуляции всего разнообразия своей деятельности.
§Культура как процесс и продукт духовного производства как системы по созданию, хранению, распространению и освоению духовных ценностей, норм, знаний, представлений, значений и символов. Духовное производство получает свое выражение в системе морали и права, религии, художественной сфере и науке.
§Культура как духовное измерение всякой деятельности, в котором формируются мотивы, принципы, правила, цели и смыслы деятельности.
В этом понимании культура предстает как духовный компонент совокупного производства, обеспечивающий поддержание и изменение этого производства и общественных отношений в целом. Такое понимание культуры обеспечивает наиболее полноценный подход к ее рассмотрению в качестве составной части общего механизма социальной регуляции.
Таким образом, культура – это особая сфера и форма деятельности, имеющая свое содержание и свою структуру, и вместе с тем воздействующая на остальные сферы бытия. Культура создает то поле и способ общения, в котором и формируется каждое отдельное общество со своей внутренней структурой, но отмеченное самобытностью, отделяющей это общество от других. Третья ипостась культуры – уровень жизнедеятельности, обеспечиваемый постоянной заботой о поддержании высоких образцов и «подтягивании» к ним реальной деятельности и поведения человека.
Культура исторически сформировалась как способ духовного освоения действительности, как духовное производство. Она характеризуется прежде всего способностью продуцировать, сохранять и транслировать духовные ценности различных форм и типов. Главная функция культуры – сохранять и воспроизводить совокупный духовный опыт человечества, передавать его из поколения в поколение и обогащать его. Для выполнения этих задач возникли различные формы и способы духовной деятельности, которые постепенно приобрели самостоятельный статус и в современной культуре существуют уже как институты культуры. Культура превратилась в сложное по деятельности, многообразное по формам духовное образование. Сюда входят нравственность, религия, искусство, наука, философия и идеология, политика, миф, мировоззрение и т. д. Сложное взаимодействие этих систем артефактов образует целостную ткань культуры.
В обобщающем смысле можно говорить о некоторых целостных функциях культур. [25, с.58-59]
1.Прежде всего, это продуцирование и накопление духовных ценностей. Культура постепенно гармонизирует многообразные ценности и создает целостное пространство духовного богатства человечества.
2.Далее, духовные ценности апробируются в массовой деятельности людей, и здесь устанавливается нормативная (регулятивная) сущность культуры. Она осуществляет нормативизацию действий, средств и целей человеческой жизнедеятельности. Регулятивная роль культуры заключается в том, что она ставит пределы, ограничивает естественные проявления человеческой натуры или социальной группы, не умещающиеся в нормативных рамках. На протяжении многих веков средством такой регуляции была религия, подчиняющая поведение верующего ценностям и нормам, имеющим безусловную сакральную санкцию.
3.Практическое использование норм культуры позволяет вскрыть их значение и эффективность. Культура оказывается способной реализовать оценочную функцию. Она подразделяет действия человека на положительные и отрицательные, изящные и нет, гуманные и бесчеловечные, прогрессивные или консервативные и т. д. Культура создает методы и критерии оценки действий человека и таким образом формирует режим регламентированного и ранжированного поведения человека.
4.Кроме этого, культура, формируя эталонные, идеализированные ценности, вырабатывает идеалы, которые выполняют роль стимулов и целеполагания для формирования и отбора целей в жизнедеятельности человека. Культура выполняет функцию целеполагания, она типизирует цели, разрабатывает их содержание и делает достоянием общества.
5.Практическая работа по достижению целей, по их реализации и воплощению в жизнь требует от человека знаний и умений, причем знаний не только специально-научных, т. е. в основном технократических, но и знаний гуманитарных, т. е. нравственно-духовных. Поэтому следующая функция культуры – познавательная в широком смысле слова. Культура осуществляет различные формы познавательной деятельности. Кроме науки, как профессионализированного познания, в культуре осуществляется художественное познание, религиозное, нравственное и т. д. Основным результатом познавательного отношения к миру в культуре является установление смысла и значения содержания артефактов или явлений природы, которые стали объектом культуры.
6.Смыслообразующая функция культуры осуществляется с помощью различных творческих приемов, особых для каждого вида духовной деятельности, языков и знаков, специфического набора символов и образов, понятий и идей.
7.Продуцируя и репродуцируя духовные ценности, культура создает определенную систему коммуникаций, которая должна обеспечить обмен и взаимодействие участников культурного процесса. Культура обеспечивает взаимодействие людей через ценности, интегрирует общество, поддерживает и развивает его целостность. Осуществляя эту работу, культура осуществляет социализацию человека, постоянно предлагая ему нормы, образцы и алгоритмы жизнедеятельности, отличающиеся от поведения животных.
Таким образом, культура выводит человека из мира животного в мир «homo sapiens», человека разумного, осознающего свое общественно-социальное предназначение. Кроме этого, культура способна выполнять роль общественной памяти. Она создает способы и средства сохранения и накопления опыта духовной деятельности человека.
8.И, наконец, рекреативная функция культуры, которая проявляется в создании способов и учреждений, где человек получает возможность восстанавливать свои духовные силы, обновлять и приводить в норму свой духовный потенциал, проводить своеобразную профилактику своего духовного состояния, то, что обычно называется «очищением души». Это можно делать в театре, а можно и в храме или на карнавале. В открытой культуре человек свободен в своем выборе и поэтому ему доступны все формы и функции культуры.
Социокультурная деятельность. В широком смысле социально-культурную деятельность следует рассматривать как исторически обусловленный, педагогически направленный и социально востребованный процесс преобразования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества.
По сути, социально-культурная деятельность – воспитательная деятельность; она носит человекотворческий характер, ориентирована на человека, на исчерпывающее раскрытие заложенного в нем духовного потенциала. В процессе этой деятельности направленно, в соответствии с заданной моделью, изменяются социальные и культурные отношения и связи между людьми, сами люди и окружающая их реальная действительность.
Одно из ключевых понятий в СКД – культурные ценности. Культурные ценности – это источник и результат социально-культурной деятельности, это и постоянный объект для их изучения, сохранения, производства, освоения, использования и, как следствие, разработки и реализации множества адекватных образовательных, информационных, рекреативных, творчески развивающих, реабилитационных и других программ.
1.2Религия как социокультурный институт. Функции религии
религия социальный культурный
В религиоведении разработан ряд концепций религии: теологические (конфессиональные), философские, социологические, биологические, психологические, этнологические и др., различающиеся по главному объяснительному принципу. Они взаимосвязаны, влияют друг на друга, заимствуют друг у друга определенные идеи, корректируя их в соответствии с собственными исходными посылками, и часто оказываются едиными в выделении конкретных свойств объекта.
В данной работе будет рассматриваться социологическая концепция религии. Исходным пунктом объективного социологического анализа религии должно быть понимание ее как социокультурного института. Такой подход к изучению религии позволяет с максимальной полнотой и объективностью выяснить и проанализировать ее уникальную роль в жизни общества.
Рассмотрение религии в качестве социального института предполагает ее теоретическое описание в терминах социальной системы, точнее, подсистемы социального целого. С социологической точки зрения институт религии, подобно другим социальным организациям, может быть представлен как система из двух взаимосвязанных уровней:
ценностно-нормативной модели, включающей в себя совокупность верований, символов и предписаний;
структуры поведенческих образцов, управляемых и регулируемых посредством религиозных норм и верований. Реальным воплощением последних является существование религиозной организации, включающей в себя различные аспекты религиозной практики: моральную общность верующих, церковную организацию, отправление религиозного культа, обычаи, обряды и т.п.
Что касается социологического определения религии, то вышеприведенные рассуждения дают основание отнести ее к одному из главных компонентов культурной системы, связанному с фундаментальными, жизненно важными для общества ценностями, определяющими смысловое содержание человеческих действий. Популярное в западной социологии толкование религии определяет ее как "институционализированную систему верований, символов, ценностей и практик, которые обеспечивают группу людей решением вопросов, относящихся к сфере предельных категорий человеческого бытия". [8, 75с]
Отсюда проистекает вторая методическая особенность социологического анализа религии, заключающаяся в том, что при исследовании ее функций как социального института необходимо уделить особое внимание тем из них, которые относятся к культурной системе общества, т.е. связаны с ценностно-нормативными аспектами.
Ниже приведены основные социокультурные функции религии: [25]
.Мировоззренческая, или смыслополагающая функция. В религии как форме духовного освоения мира осуществляется мысленное преобразование мира, его организация в сознании, в ходе которой вырабатывается определенная картина мира, нормы, ценности, идеалы и другие компоненты мировоззрения, определяющие отношение человека к миру и выступающие в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.
Религиозное сознание, в отличие от других мировоззренческих систем, включает в систему «мир-человек» дополнительное опосредующее образование – сакральный мир, соотнося с этим миром свои представления о бытии в целом и целях человеческого бытия.
Функция религиозного мировоззрения состоит прежде всего в том, чтобы благодаря этой картине он сумел обрести смысл своей жизни. Именно поэтому мировоззренческая функция религии называется смыслополагающей, или функцией «значений». Знание человека, зачем он живет, каков смысл происходящих событий, делает его сильным, помогает преодолевать жизненные невзгоды, страдания и даже достойно встретить смерть, так как эти страдания, смерть наполнены для религиозного человека определенным смыслом.
.Регулятивная функции религии заключается в том, что она поддерживает и усиливает действие принятых в обществе социальных норм поведения, осуществляет социальный контроль, как формальный – через деятельность церковных организаций, могущих поощрять или наказывать верующих, так и неформальный, осуществляемый самими верующими в качестве носителей моральных норм по отношению к окружающим людям. В сущности, эту функцию религии можно было бы назвать нормативной, ибо любая религия предписывает своим приверженцам определенные стандарты поведения, обусловленные господствующими религиозными ценностями. Эти нормативные стандарты поведения, конечно, диктуются религиозными заповедями, религиозной моралью, но в любой религии обязательно существует весьма значительный компонент общечеловеческих ценностей и гуманных моральных норм, которые, например, предписывают верующему-христианину "возлюбить ближнего", уметь "прощать своих врагов", любить семью и детей, честно выполнять мирские обязанности и т.п. Такого рода моральные заповеди во многом совпадают с господствующими в обществе нормативами поведения, причем последние своим происхождением зачастую обязаны именно религиозной морали.
.Легитимизирующая функция. Конкретные образцы, ценности и нормы поведения вырабатывают морально-правовая и эстетическая системы. Религия же осуществляет легитимизацию, т е. обоснование и узаконивание существования самого ценностно-нормативного порядка. Именно религия дает ответ на главный вопрос всех ценностно-нормативных систем: являются ли они продуктом общественного развития и, следовательно, имеют относительный характер, могут изменяться в различных социокультурных средах или же они имеют надобщественную, надчеловеческую природу, «укоренены», базируются на чем-то непреходящем, абсолютном, вечном. Религиозный ответ на этот вопрос обусловливает превращение религии в базовую основу не отдельных ценностей, норм и образцов поведения, а всего социокультурного порядка.
Таким образом, основная функция религии состоит в придании нормам, ценностям характера абсолютного, неизменного, независящего от конъюнктуры пространственно-временных координат человеческого бытия, социальных институтов и т. д.
.Интегративная функция религии была достаточно полно раскрыта Э. Дюркгеймом, который, изучая первобытные религии аборигенов Австралии, обратил внимание на то, что религиозный символизм, религиозные ценности, обряды и обычаи способствуют социальной сплоченности, обеспечивают устойчивость и стабильность первобытных обществ. Принятие определенной системы верований, символов, согласно Дюркгейму, включает человека в религиозную моральную общность и служит интегративной, сплачивающей силой.
Именно посредством культа религия конституирует общество как социокультурную систему: она подготавливает индивида к социальной жизни, тренирует послушание, укрепляет социальное единство, поддерживает традиции, возбуждает чувство удовлетворенности. Интегративная функция распространяется, прежде всего, на сообщество верующих, и если в обществе существуют несколько религиозных организаций (конфессий), то, вероятно, каждая из них будет служить интегративной силой для своих общин верующих. Однако, несмотря на различия религиозных верований, а также возможные конфликты между конфессиями, религия в целом выполняет важную стабилизирующую роль, так как, во-первых, будучи институционализированной, официально признаваемой государством системой идей и ценностей, она своими действиями стремится сохранить и поддержать тот социальный порядок, частью которого она сама является; во-вторых, если иметь в виду современные общества, в которых действуют признанные мировые религии, то присущая им универсальная направленность, а также громадное воздействие на моральное сознание общества, его традиции, обычаи и нравы способствуют сохранению интегративной функции религии.
.Психотерапевтическая функция религии. Сферой ее действия выступает, в первую очередь, само религиозное сообщество. Давно было замечено, что различные религиозные действия, связанные с отправлением культа – богослужения, молитвы, ритуалы, обряды и т.п. – оказывают успокоительное, утешительное воздействие на верующих, придают им моральную стойкость и уверенность, предохраняют от стрессов. В этом одна из причин сохранения религиозной традиции в современном индустриально развитом обществе, где общественно-трудовая деятельность человека подчинена формально-рациональным правилам поведения и требует большого психического напряжения. Поэтому утрата религией центрального места в духовной жизни человека, оттеснение ее на периферию, что свойственно современному обществу, по мнению ряда ученых, могут иметь негативные последствия для человеческого сознания и психики.
Интересно, что в годы войны с фашистской Германией, когда народы Советского Союза переживали национальную трагедию, партийно-государственные власти стали разрешать деятельность многих прежде закрытых церквей с тем, чтобы ослабить боль потерь и помочь людям выстоять перед лицом этой национальной трагедии.
.Коммуникативная функция, как и предшествующие, имеет значение, в первую очередь, для самих верующих. Общение развертывается для верующих в двух планах: в плане общения их с богом и "небожителями", и в плане их общения друг с другом. Результатом общения верующих, особенно "богообщения" является возникновение сложного комплекса религиозных чувств (радости, умиления, восторга, восхищения и др.), которые близки к эстетическим переживаниям, создают определенную положительную установку, формируют мотивацию верующих к общению. Общение верующих в мирской жизни, внекультовая деятельность также имеют ряд особенностей, связанных с тем, что верующий человек обязан подчинять свои земные интересы, чувства и стремления более значимым для него религиозным ценностям и заповедям.
1.3Взаимодействие культуры и религии
Развитие культуры сопровождается возникновением и становлением относительно самостоятельных систем ценностей. Вначале они включены в контекст культуры, но затем развитие приводит ко все более глубокой специализации и, наконец, к относительной их самостоятельности. Так случилось с мифологией, религией, искусством, наукой.В современной культуре можно уже говорить об относительной их самостоятельности и о взаимодействии культуры с этими институтами.
Рассматривая роль религии в историческом аспекте, мы увидим, что с самого начала социальный образ жизни – культура – намеренно упорядочивался и направлялся в соответствии с высшими законами жизни – религией. На протяжении большей части человеческой истории религия была центральной объединяющей силой в культуре.
Религиозное происхождение имеют институты семьи, брака и родства. Царская власть и законодательство также изначально являлись религиозными институтами. Наиболее ранняя социальная дифференциация и всё, что имело наиболее мощное влияние на культуру, обязано своим происхождением развитию специализированных социальных классов, на которые возлагалась функция поддержания отношений между обществом и божественными силами. Под влиянием религии складывались религиозная философия, мораль, искусство и т.д.
Для того чтобы оценить роль религии в культуре, рассмотрим сходства и отличия культурных и религиозных функций.
Наивысшая степень функциональной общности религии и культуры выражается в следующих функциях:
.Продуцирование и накопление духовных ценностей, высшими среди которых считаются моральные и эстетические.
.Регулятивная (нормативная) функция, осуществляющая нормативную регуляцию действий, средств и целей человеческой жизнедеятельности. В рамках этой функции культура и религия действуют согласованно, устанавливая одни и те же моральные предписания и нормы. Более того, на протяжении многих веков именно религия, подчиняющая поведение верующего ценностям и нормам, имеющим безусловную сакральную санкцию, была средством выполнения регулятивной функции культуры.
.Оценочная функция. Культура и религия солидарны в оценке действий человека, поскольку их оценка формируется на основании единой ценностной базы, регламентирующей разделение на положительное и отрицательное, нравственное и безнравственное. Следует отметить, что изначальным создателем этой ценностной базы является религия.
.Коммуникативная функция. И культура, и религия обеспечивают взаимодействие людей через ценности.
.При взаимодействии людей через ценности происходит интеграция общества, поддерживается и развивается его целостность. Отсюда проистекает следующая общая функция религии и культуры – интегративная.
В остальных функциях также в большей или меньшей степени прослеживается взаимосвязь культуры и религии. Так, функция целеполагания в религии и культуре выполняется по-разному, поскольку культура может вносить в целеполагание светский аспект, тогда как религия – сугубо духовный. Однако культура и религия едины в стремлении создавать высокие идеалы и стимулировать их достижение в обществе. Смыслополагающая функция также имеет некоторые различия в культурной и религиозной сферах, однако и смыслы, и цели базируются на системе ценностей, которая во многом является общей для религии и культуры.
Существуют также взаимодополняющие функции. К примеру, легитимизирующая функция религии дает санкцию на устанавливаемые культурой ценностно-нормативные системы, а рекреативная функция культуры может реализовываться через проведение досуга в религиозной организации. Следовательно, отношение между религией и культурой всегда двусторонне.
Таким образом, при сравнении функций культуры и религии можно выявить множество сходств, что свидетельствует о единой цели, лежащей в основе религии и культуры. Этой целью является установление и культивирование в обществе определенной системы ценностей.
Поскольку изначальным источником ценностей выступает религия, она должна служить опорой для культуры и разделить с ней выполнение важнейших функций.
РАЗДЕЛ 2. РОЛЬ РЕЛИГИОЗНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В КУЛЬТУРЕ И ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
.1 Понятие и классификация ценностей
Культура, как и общество, покоится на системе ценностей. Ценности – социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, любовь, дружба и т. п. Также они представляют собой разделяемые многими людьми убеждения относительно целей, к которым следует стремиться. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном и идеалом для всех людей. Отступление от ценностей является порицаемым.
Именно ценности отделяют человеческую жизнь от биологического существования, а сознание своего отличия от окружающего мира реализуется в ценностях в виде целей и идеалов этой жизни. Не сознание, как мы привыкли думать, а именно ценности определяют, в конечном счете, собственно человеческий смысл жизни, становясь ядром и внутренней основой культуры человека и общества.
Ценности существуют и функционируют объективно в практике реальных социокультурных отношений и субъективно осознаются и переживаются в качестве ценностных категорий, норм, целей и идеалов, которые, в свою очередь, через сознание и духовно-эмоциональное состояние людей и социальных общностей оказывают обратное воздействие на всю индивидуальную и общественную жизнь.
Именно отношением духовно-ценностного уровня к обществу, природе, другим людям, к самому себе и определяется специфика культуры, очерчивается ее собственное поле действия и сфера влияния.
Что бы ни понимать под культурой, ценности как исходные начала любого из ее видов и уровней неизбежно определяют саму культурную специфику, становясь ядром и внутренней основой культуры народа и общества. Еще на рубеже XIX и XX столетий было замечено, что «культура не есть осуществление новой жизни, нового бытия, она есть «осуществление новых ценностей» [3, c.164], и поэтому «именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры» [29, c.429]. Поскольку культура есть практическая реализация общечеловеческих и духовных ценностей в людских делах и отношениях, то неразвитость ценностного сознания и является одним из главных признаков кризиса культуры человека и общества. Только культура сохраняет единство нации, государства, общества в целом, так как она определяется степенью осуществления ценностей и реализации ценностных отношений во всех сферах человеческой жизнедеятельности, и потому культура каждого народа, каждой нации первична по отношению к ее экономике, политике, праву и морали.
Философское учение о ценностях называется аксиологией (от греч. axios – ценность и logos – учение). Аксиология – учение о ценностях, их происхождении, сущности, функциях, типах и видах. [19]
В аксиологии сформировалось несколько типов теорий ценностей. Стоит выделить две из них.
Аксиологический трансцендентализм (В. Виндельбанд, Г. Риккерт). Здесь ценности – не объективная реальность, а идеальное бытие. Они рассматриваются как независимые от человеческих желаний. К ним относятся такие ценности, как добро, истина, красота, которые имеют самодостаточное значение, являются целями сами по себе и не могут служить средством для каких-то иных целей. Ценность, таким образом, это не реальность, а идеал, носителем которого является «сознание вообще», т.е. трансцендентальный (потусторонний, запредельный) субъект. Кроме того, ценности рассматриваются в этой концепции как нормы, которые не зависят от человека и образуют общую основу конкретных ценностей и культуры.
Социологическая концепция ценностей. Ее основателем является немецкий социолог М. Вебер, который ввел проблему ценностей в социологию. С его точки зрения, ценность – это норма, которая имеет определенную значимость для социального субъекта. В этой связи он особо подчеркивал роль этических и религиозных ценностей в развитии общества.
Б.С. Ерасов предлагает такую классификацию ценностей [14, c.115-116]:
§витальные (жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние, сила, выносливость, качество жизни, природная среда и др.);
§социальные (социальный статус, трудолюбие, богатство, профессия, семья, патриотизм, социальное равенство, равенство полов и т.д.);
§политические (свобода слова, гражданские свободы, законность, порядок, гражданский мир и т.п.);
§моральные (добро, благо, любовь, дружба, справедливость, долг, честность, бескорыстие, уважение к старшим);
§религиозные (Бог, божественный закон, вера, спасение, благодать, ритуал, церковь, священное писание и т.д.);
§эстетические (красота, идеал, стиль, гармония, мода, культурная самобытность и пр.);
§научные (истина, достоверность, объективность и т.д.);
§военные (мужество, бесстрашие и пр.) и др.
Среди ценностей человеческого бытия и культуры, при всем их разнообразии, чаще всего выделяют несколько высших, центральных: Вера (или Бог), Добро, Красота и Истина (иногда еще – Любовь и Свобода). Действительно, в духовной жизни людей достаточно отчетливо проявлены религиозная, нравственная, эстетическая (художественная), а также познавательная составляющие.
.2 Религиозные ценности и их особенности
Ценностно-нормативный уровень религии представляет собой сложную совокупность верований, символов, ценностей, моральных заповедей, которые содержатся в священных текстах и писаниях. Религиозные ценности занимают совершенно особое место в иерархии человеческих целей и ценностей, поскольку они определяют смысл и значение предельных состояний человеческого бытия, о которых говорилось ранее. Наряду с этим они включают в свое содержание моральные ценности и установки, как правило, аккумулирующие в себе выработанные веками нормы и правила человеческого общежития. Содержат они и гуманистическую ориентацию, призывающую к социальной справедливости и любви к ближнему, взаимной терпимости и уважению. Поэтому вполне естественно, что религиозные идеи и ценности способствуют социальной интеграции и стабильности общества.
Любая религиозная система подразумевает наличие Бога – некоей абсолютной истины, творца всего сущего; всеведущего высшего разума, управляющего миром; всеобщего мирового начала [4]. Бог является главной религиозной ценностью и главной целью. От Бога исходят указание человеку стратегии поведения и контроль над ее исполнением и волеизъявление, которому человек должен покориться, а в случае непокорности будет наказан. [11] Соответственно, обязанностями верующего является исполнение воли Бога, соответствие Божественным законам.
Содержание фигуры Бога является проекцией всех лучших человеческих качеств, и развитие личности во взаимодействии человека с Богом происходит по механизму проективной идентификации (то есть чем выше уровень духовного развития личности, тем ближе ее качества к божественным, и, следовательно, тем ближе сама личность к Богу).
Все многообразие религиозных ценностей – в сущности своей есть то, что открыто человеку в качестве исходных посылок для приближения к Богу, следования воле Божьей и исполнения замысла Творца. Бог выступает как абсолют, а мораль – как одно из средств обретения человеком этого абсолюта. Богом заповедованы и санкционированы основные нравственные ценности и требования. Соответственно все, что приближает к Богу, возвышает человека. Высшие ценности – это ценности, посредством которых человек приобщается к Богу, низшие – такие, которые отвращают человека от Бога.
Религиозные ценности можно условно разделить на две группы: источники религиозной морали и собственно нормы религиозной морали и нравственности. К первой группе относятся Бог, закон Божий, церковь, Священные Писания и т.д. Также сюда можно отнести веру, свободу и прочее, т.к. они предполагают исполнение морально-нравственных обязанностей: следование долгу, ответственность и т.д. Религиозная мораль – это совокупность нравственных понятий, принципов, этических норм, складывающихся под непосредственным влиянием религиозного мировоззрения. По сути, она представляет собой регламентированные в писаниях парадигмы сознания, правила и образцы поведения, приближающие человека к Абсолюту.
Воплощаясь в жизнь, принципы религиозной морали становятся нормами поведения и восприятия мира. Так, известный психоаналитик Отто фон Кернберг выделяет следующие продукты ценностей зрелой религиозности: [23, c.46]
Строгий запрет убийства, продолжающий и опирающийся на запрет отцеубийства и детоубийства;
Запрет инцеста в самом широком смысле. Он включает регулирование сексуальных отношений, охраняющее любовь и супружеские пары;
Уважение к правам других людей и терпимое отношение к неминуемым проявлениям примитивной агрессии, зависти, жадности и корыстолюбия;
Способность не стать рабом своих чувств;
Терпимость, доверие и надежда на "лучшее" и "хорошее", не закрывая при этом глаза на "злое", не отрицая его;
Доверие к высшей моральной власти или высшему моральному принципу, соответствующему общему идеалу человечества;
Работа и творчество (креативность) как вклад в создание "доброго" и "хорошего";
Развитие стремления вновь исправить нарушенное или разрушенное, стремление к реанимации;
Борьба против разрушения.
Сделаем попытку выделить особенности религиозной системы ценностей:
§Всеобъемлемость. Религиозная система ценностей, наряду с ориентацией на высшие духовные материи, включает также и регуляцию «мирской» жизни.
§Универсальность. Религия создает ценности, общеобязательные для всех людей независимо от их социального положения, материального достатка и прочих мирских характеристик. Кроме того, религиозные предписания распространяются на все сферы человеческой жизни.
§Статус аксиом. Религиозные ценности не требуют доказательств, так как имеют Божественное происхождение.
§Наличие конечной цели. Конечной целью в религиозной системе ценностей является Бог. Следовательно, выполнение правил религиозной морали осуществляется не ради самого выполнения, а ради удовлетворения Бога и, в конечном счете, приобщения к Нему.
§Выход за рамки материальных нужд. Религия наделяет жизнь духовным смыслом, дарует высокое предназначение, утверждает стремление к вечному.
§Градация ценностей. Религия устанавливает градацию ценностей, придает им святость и безусловность, что затем ведет к тому, что религия упорядочивает ценности по «вертикали» – от земных и обыденных до божественных и небесных.
§Тенденция к консервации ценностей и культурных традиций. Поскольку ценности, данные Богом, абсолютны и идеальны, то, следовательно, они не должны подвергаться изменениям.
§Ответственность перед Богом. В отличие от других систем ценностей, в которых предполагается ответственность только перед собой и социумом, религиозная система оперирует понятием «грех» (грех рассматривается как нарушение предписываемых норм) и подразумевает наказание «свыше».
§Возможность искупления греха раскаянием. Человек, нарушивший религиозную норму, имеет возможность реабилитироваться.
.3 Влияние религиозных ценностей на общество
Роль религиозных ценностей в наше время часто недооценивается, поскольку влияние религии на общество и культуру, по крайней мере, явное, по сравнению с минувшими временами значительно ослабло. Однако отголоски этого влияния в значительной степени, хотя и часто в скрытом виде, остаются и по сей день.
Одно из важнейших достижений религии – создание нерушимой, основанной на гуманистических принципах морально-ценностной базы, непререкаемой в силу своего Божественного происхождения. Эта ценностная база лишена двойственности, относительности, т. к. исходит из абсолютного источника. Действительно, иные, относительные системы ценностей имеют общий существенный недостаток: поскольку они были сформированы человеком, то человек может считать себя вправе их разрушить. Религиозные же ценности устанавливают догмы «сверху», поэтому человеку разрушить их не под силу.
Появление религиозных ценностей оказало существенное влияние на отделение духовной сущности человека от телесной, зарождение в нем способности к альтруизму, стремлению жить не для себя, а для Бога и людей. То есть именно религия делает из человека-эгоиста человека-альтруиста – человека не берущего, а отдающего. Кроме того, религиозные ценности способны наделить человеческое существование совершенно новым, высшим смыслом. Они одухотворяют общество, выводят его на новый уровень взаимодействия, новую идейную платформу.
В конечном счете, именно появление религиозной системы ценностей сделало человека человеком культурным, нравственным.
Таким образом, все моральные нормы, правила хорошего тона, поведения в обществе, отношения к людям имеют корни в религиозных принципах гуманности, любви к ближнему. Отсюда же исходят понимание ценности общества, семьи, человеческой жизни.
Социальная роль религии в современном мире также достаточно велика. Самим обществом она определяется в следующих положениях: [17, c.51]
удерживает от дурных поступков и позволяет стать высоконравственным человеком;
дает ответы на самые трудные вопросы миропонимания;
сохраняет национальные традиции и культуру;
обеспечивает духовно-нравственное возрождение общества (путем культивирования системы ценностей).
Значимость религиозных ценностей в жизни человека и общества в настоящее время признается также существенной частью неверующих.
Большинство верующих высказывается за активное привлечение религиозных организаций к решению широкого круга социальных проблем, в частности: [17, c.52]
духовно-нравственное воспитание;
деятельность в сфере милосердия и благотворительности;
разрешение межнациональных разногласий;
нейтрализация агрессивных настроений;
сохранение и развитие культуры.
Суммируя вышесказанное, мы приходим к выводу, что религиозные ценности – это особая система ценностей, отличающаяся устойчивостью, всеобъемлемостью, универсальностью и непререкаемостью. Ценностные принципы религии лежат в корне всех долговечных систем ценностей, формирующих отношение человека к миру, устанавливающих в обществе определенные моральные нормы, законы, идеалы. Благодаря религиозным ценностям происходит становление личности как полноценного члена социума.
Становится очевидно, что мощнейший потенциал религиозных ценностей в наши дни реализуется далеко не полностью. Причина этого, вероятно, в том, что религиозные основы современных ценностей часто не принимаются во внимание, а иногда даже позиционируются как «пережиток», от которого нужно избавляться. На самом деле религия способна на большее и достойна большего, нежели ей отводится.
РАЗДЕЛ 3. ПРИМЕНЕНИЕ PR-ТЕХНОЛОГИЙ В РЕЛИГИИ
.1 Необходимость и каналы взаимодействия религии с обществом
Как было выяснено в предыдущих разделах, религия и религиозные ценности способны оказывать значительное благотворное влияние на культуру и социум, однако в силу секуляризованности последних практически такового не оказывают. Для того чтобы высвободить скрытый социокультурный потенциал религии, необходим поиск эффективных путей внедрения религиозно-ценностного сознания в обществе.
Одним из наиболее эффективных методов может стать PR, или технологии установления связей с общественностью. В задачи PR-деятельности входит привлечение внимания к данной организации, создание ее имиджа (репутации), поддержка ее коммуникаций с целевыми аудиториями. Эти функции PR полностью отвечают тем задачам, которые должна поставить перед собой религия, если ее целью является распространение своего влияния.
Ни один общественный институт не имеет столь ярко выраженной ориентации на общение, коммуникацию, как церковь. PR в религиозных организациях имеет много общего с PR-ом в таких сферах, как правосудие, образование, даже отдельные сферы политики.
Существуют примеры церквей, которые активно сотрудничают со сферой PR – в первую очередь, это католическая церковь во Франции. Руководствуясь ее ошибками и достижениями, можно выработать программу взаимодействия религии с PR-технологиями.
Прежде чем переходить собственно к анализу связей с общественностью, необходимо понять, насколько обоснованно можно говорить о связях с общественностью религиозной организации, на чём может быть основано взаимодействие религии и средств массовой информации? Средства массовой информации и религия во многом являются антиподами и, на первый взгляд, между ними вообще сложно найти точки соприкосновения. Действительно, СМИ, символизирующие современность, стремительное развитие, быструю смену технических средств и бизнес-моделей, разительно отличаются от религии, олицетворяющей мир традиций, сознательно дистанциирующейся от внешней динамики. И, тем не менее, пропасть между ними вовсе не столь велика. Например, в эпоху традиционного общества церковь выполняла задачу, сходную с функциями современных масс-медиа. С другой стороны, СМИ в некоторой степени замещают религию, вытесняя её из социального пространства, конструируя свои современные ритуалы, выполняя функцию символического.
Угроза протеста, обвинения в различных пороках, исходившие от «супостатов», заставляли церковь ещё в средневековье прибегать к сознательному выстраиванию отношений с обществом, поддержанию своего положительного имиджа. Социальная коммуникация церкви в тот период была основана на вертикальной системе коммуникаций, использовании своего авторитета и жёстком пресечении отклонений от веры, бескомпромиссной борьбы с ересями. Как мы видим, информационная политика XVI-XVII веков существенно отличалась от современного PR-а, но не следует забывать, что именно в те отдаленные времена были выработаны системообразующие аспекты коммуникации и основные формы общения, не утратившие актуальности и в век электронных СМИ.
Под воздействием идеала светского государства и общества церковь была вытеснена на периферию, с которой безнадёжно пытается выбраться до сегодняшнего дня.
Решение актуальных проблем – а это, кроме отхода людей от церкви, ещё и общая секуляризация общества, появление разного рода религиозных сект и течений, вопросы распространения влияния на новые территории – церковь может найти в ведении миссионерской деятельности. В широком смысле слова миссионерская деятельность включает в себя PR, так как естественно, что эффект будет гораздо выше, если начать с выстраивания положительного имиджа, позиционирования в обществе.
Когда мы говорим о каналах, через которые церковь приводит в действие свою коммуникационную стратегию, первым, естественно, надо назвать непосредственную коммуникацию в храмах. Этот очень существенный и, можно сказать, основной канал информации имеет свои характеристики и может быть разбит на составные элементы (например, вербальную коммуникацию (проповедь), общение через художественные образы (роспись), музыку и т.д.). Однако в силу своей специфики непосредственная религиозная коммуникация требует специального анализа и может быть предметом отдельной работы. Мы же сконцентрируемся на более универсальных каналах связи, в первую очередь, СМИ.
.2 Представление церкви в СМИ
Необходимо, прежде всего, провести чёткое разграничение различных типов СМИ, которые соответствуют разного рода связям с общественностью. Следуя удачному опыту некоторых исследователей в этой области, мы проведём сегментацию СМИ на церковные и светские. Преимуществом такого разделение является то, что оно соответствует общепринятому подразделению деятельности по связям с общественностью на внутренний и внешний PR.
Церковные или явно процерковно настроенные СМИ обычно не обладают достаточными ресурсами и возможностями для привлечения широкой аудитории и ориентируются, в первую очередь, на воцерковлённых верующих, которые уже являются членами церкви, то есть, выполняют функции внутреннего PR-а.
В силу светского характера современного общества наибольший интерес для анализа представляют светские СМИ: они дают возможность обращения к наиболее широкой аудитории, выполнения миссионерских задач, решения проблемы позиционирования церкви в социальном пространстве. Сегодня очевидно, что церковь заинтересована во взаимодействии со светскими СМИ, в первую очередь с такими могущественными, как телевидение, – ведь во многом от них зависит её положение в обществе. С другой стороны, столь же очевидно, что на сегодняшний день сами СМИ не заинтересованы в предоставлении времени церкви. Представители церкви жалуются на враждебное отношение СМИ к религии, слабую освещённость деятельности церкви, искажение информации и неадекватную трактовку. Для этого существуют некоторые основания. При анализе того, как представлена церковь в СМИ, можно выделить три основных ипостаси.
Во-первых, церковь всё чаще становится жертвой нападок со стороны СМИ, ищущих сенсационных материалов. Закрытая по своей природе, старающаяся держаться в тени церковь является очень удобным объектом критики, всевозможных журналистских расследований, прямых обвинений. В этих условиях возникает потребность в целенаправленном антикризисном PR-е со стороны церкви.
Несколько более положительный образ церкви создаётся в культурологических и исторических программах, где она предстаёт как неотъемлемая часть культуры, истории, фольклора. Казалось бы, подчёркивание исторической и культурной роли католической церкви должно иметь положительный эффект. Однако имидж застывшей в своём развитии организации, принадлежности прошлого, музейного экспоната, памятника не совсем соответствует целям позиционирования церкви и, уж во всяком случае, не способствует её популяризации и привлечению новых членов. Поэтому этот второй тип освещения церковной жизни также имеет свои ограничения и не является идеальным.
Другой важнейшей проблемой, препятствующей эффективному и взаимовыгодному взаимодействию со СМИ, является традиционное восприятие СМИ как врагов, которые развращают общество. Это отношение сохраняется даже вопреки признанию на высшем уровне значения СМИ. Соответственно, вполне логичной выглядит ответная реакция СМИ, которые позиционируют церковь как авторитарную организацию, препятствие на пути выстраивания демократического общества, или просто скучный общественный институт музейного типа, с существованием которого надо мириться.
Третья проблема касается непосредственно церкви: как правило, в ней недостает квалифицированных специалистов по связям с общественностью, и большинство PR-кампаний носят внутрицерковный характер, так как не способны повлиять на широкие общественные аудитории.
Для эффективного взаимодействия со СМИ церковь должна, с одной стороны, пересмотреть свои позиции по отношению к ним, а с другой, несколько изменить свою структуру для достижения более продуктивного сотрудничества.
В частности, необходимо профессионализировать связи с общественностью: для решения этой задачи в католических институтах создаются факультеты информации (например, в католическом институте Лиона), вводятся должности пресс-секретарей в епархиях.
Для выхода на диалог со светским населением церковь может реализовывать широкий спектр PR-программ, начиная от введения различных религиозно-общественных праздников и заканчивая активным «раскручиванием» «звёзд» (например, католическая церковь «раскручивает» таких, как Папа Иоанн Павел II и мать Тереза на мировом уровне или аббат Пьер и монсеньер Гайо во Франции). Таким образом, наблюдается постепенный переход от христианской традиции анонимности и коллективности к логике «звёздности», личностей, которая навязывается СМИ.
С другой стороны, возможно, не стоит рассуждать о PR-стратегии церкви со столь однозначно светских позиций. Дело в том, что церковь как институт, как организация имеет ряд существенных особенностей, без учёта которых нельзя даже приступать к её анализу. Вообще неясно, каковы критерии эффективности её функционирования. Материальное благосостояние? Совсем нет. Количество верующих? Вряд ли, потому что тут дело не в количестве, а скорее, в качестве. Вероятно, одним из таких критериев может служить неискажённость послания, которое она призвана распространять, сохранение его основных характеристик. Если подходить к проблематике с этой точки зрения, то католическая церковь допустила существенную ошибку именно в последнее время. Если рассматривать стратегию организации в перспективе «ориентация на продукт» или «ориентация на клиента», католическая церковь выбрала второй вариант, подстраивая «продукт» под современное общество, его потребности, его запросы. Принципиально другой стратегией, возможно, более верной в данном случае, была бы ориентация на продукт.
Однако в любом случае можно предложить несколько универсальных правил, которые, исходя из опыта католической церкви во Франции, могут способствовать достоверному (без существенных искажений) представлению церкви в СМИ.
- установление благожелательных, регулярных отношений с журналистами и представителями светских СМИ, предоставление им полной информации во избежание развития «механизма слухов»;
- послание должно быть приспособлено к специфике функционирования СМИ, то есть должно быть компактным, ясным, понятным; это является залогом правильного истолкования информации и её попадания в информационное пространство;
- особое внимание должно уделяться освоению новых электронных СМИ (на сегодняшний день – Интернета);
- стремиться к большей прозрачности; нападки со стороны СМИ часто, к сожалению, вполне оправданы и нацелены на реальные недостатки церковнослужителей, поэтому прозрачность является, пожалуй, лучшим средством коммуникаций в условиях кризиса.
Таким образом, мы видим, что взаимодействие церкви и PR-технологий может быть вполне продуктивным. С его помощью церковь может вернуть себе утраченное влияние, хотя и в несколько другой, соответствующей современности модификации. Главная задача церкви при этом не допустить своего обесценивания, превращения в масс-культурный институт. Если это условие будет соблюдено, церковь получит возможность для внедрения в обществе своей системы ценностей, и результатом будет общее одухотворение общества, повышение его культурного уровня и улучшение отношений внутри него.
ВЫВОДЫ
Проведенное исследование позволило достичь общей цели и решения конкретных задач, поставленных в работе, а также подтвердило эффективность применения методологических принципов. Результаты выполненной работы можно представить в таких положениях:
.Религия как социокультурный институт выполняет множество жизненно важных для общества функций. В первую очередь, она способна наполнять жизнь человека идейным смыслом и регулировать его деятельность через систему ценностей, порождающих морально-нравственные нормы.
.Религия и культура функционально тесно взаимосвязаны, что говорит об общей цели, лежащей в основе их деятельности. Их цель – распространение в обществе универсальной системы ценностей. Поэтому религия и культура могут и должны объединиться в выполнении поставленной цели.
.Отношения между религией и культурой всегда двусторонние. Религиозная и культурная система взаимно влияют друг на друга. Задача специалистов по социокультурной деятельности – регулировать это влияние, чтобы развитие обеих сфер происходило только в положительном направлении.
.Ценностная база – главное основание для формирования цивилизованной и высоконравственной личности.
.Ценности, данные религией, лежат в основе всех жизнеспособных ценностных баз общества. Они обладают рядом особенностей, которые положительно отличают их от материалистических ценностей. К главным из них относится аксиоматический характер, обусловленный данностью «свыше», способность проникать и совершать регуляцию во всех сферах жизни, гуманистическая направленность.
.Религиозные ценности оказывают благотворное влияние на общество, способствуя его объединению, построению внутри него альтруистических отношений, духовному росту личности, установлению норм высокой моральности.
.Религиозные ценности, таким образом, необходимо распространять и внедрять на наиболее глубоких уровнях жизни общества. Одним из методов такого внедрения может быть PR-деятельность.
Итак, религиозные ценности – важнейший фактор формирования лика общества. Обладая рядом неоспоримых преимуществ, они способны быть мощной преобразующей силой, преодолевающей те негативные влияния секулярной цивилизации, которые ведут к обесцениванию, вырождению культуры. Религиозные ценности могут рассматриваться как надежный (в силу своей неизменности и консервативности) стабилизатор культуры и общества, их внутренний стержень.
Разумеется, религиозная система ценностей была внедрена еще во время зарождения религии и с тех пор искоренена не была. Однако современным обществом игнорируются религиозные основы ценностей. Для достижения максимально эффективного результата влияния религиозных ценностей на культуру и общество необходимо позиционировать их как основные, важнейшие, высшие, предварительно закрепив за религией роль одного из важнейших социальных институтов, на основе законов которого должны строится отношения в обществе.
Наиболее действенный путь выведения религии на ведущие позиции в обществе – PR-деятельность, то есть деятельность, направленная на установления связей религии с общественностью. PR-кампания религии должна стать первым шагом к преобразованию общества в соответствии с нормами религиозной морали и введению общей непоколебимой системы ценностей.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Аринин Е.И. и др. Религиоведение: академический курс лекций в 2 ч. Ч. 1. – Владим. гос. ун-т. – Владимир, 2005. – 116 с.
2.Белогорцев В.Н. Способно ли православие выполнять идеологическую функцию? / В.Н. Белогорцев // Социс. – 2010. – №11. – с. 98-102.
.Бердяев Н.А. Смысл истории. [Электронный ресурс] – М.: Мысль, 1990. – Режим доступа: http://krotov.info/library/02_b/berdyaev/1923_019.htm
.Большой толковый словарь русского языка. [Электронный ресурс] / Гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб.: Норинт, 2009. – 1536 с. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/kuznetsov/28868/
5.Вебер М.О некоторых категориях понимающей социологии [Электронный ресурс] // Западно-европейская социология ХIX-начала ХХ веков. – М., 1996. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/vebizbr/06.php
.Выжлецов Г.П. Аксиология культуры в системе культурфилософского знания [Электронный ресурс] // Вестник Новгородского государственного университета. – 2000. – №16. – Режим доступа: http://www.admin.novsu.ac.ru/uni/vestnik.nsf/all/37C182FCDA018214C3256AC000205E21/$file/%D0%92%D1%8B%D0%B6%D0%BB.pdf
7.Гараджа В.И. Религиоведение.: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений и преподавателей сред. шк. [Электронный ресурс] – М.: Аспект-Пресс, 2005. – 348 с. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/Garadg/_Index.php
8.Гараджа В.И. Социология религии. [Электронный ресурс] – М., 1996. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/gar/index.php
9.Гликман И.З. Религия и образование // Высшее образование сегодня. – 2004. – №2. – с.50 – 56.
.Дивногорцева С.Ю. Культуросообразность православного воспитания // Педагогика. – 2009. – №1. – с. 30-37.
.Долгих А. Роль представлений о трансцендентном в структуре психики современного человека // Социальная психология. – 2007. – №2. – с. 145-154.
12.Доусон К.Г. Религия и культура [Электронный ресурс] / пер. с англ., вступ. ст., коммент.: Кожурин К.Я. – СПб.: Алетейя, 2000. – 281 с. – (Миф, религия, культура). – Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/Daws/index.php
13.Евдокименко Н.Л. Переосмысление статуса религии в современной культуре // Этносоциальные и конфессиональные процессы в современном обществе: Материалы международной научной конференции. /Под ред. Проф. У.Д. Розенфельда. – Гродно.: ГрГУ, 2010. – С.192-195.
14.Ерасов Б.С. Социальная культурология. Пособие для студентов ВУЗов. Б.С. Ерасов. – 2-е издание, испр. и доп. – М. Аспект Пресс, 2007. – 591с.
.Киселев Г.С. Смыслы и ценности нового века// Вопросы философии. – 2007. – №6. – с. 3-16.
.Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. Учебник. – М.: МГУКИ, 2004
.Конфессиональные особенности религиозной веры и представление о ее социальных функциях // Социс. – 2009. – №6. – с.46-56.
18.Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. – 3-е изд. – М.: Академический Проект, 2002. – 496 с.
19.Культурология. XХ век. Энциклопедия в двух томах. [Электронный ресурс] / Главный редактор и составитель С.Я.Левит. – СПб.: Университетская книга, 1998. – Режим доступа: http://www.psylib.ukrweb.net/books/levit01/index.htm
.Метлик И.В. Изучение религии в процессе образования // Педагогика. – 2003. – №7. – с. 71-78.
.Мчедлова М.М. Роль религии в современном обществе // Социс. – 2009. – №12. – с. 77-84.
23.Обухов Я. Отто Кернберг о психоанализе и религии. // Психоаналитический вестник. – М., 1998 – №6. – с.55.
.Основы религиоведения: Учеб. [Электронный ресурс] / Ю.Ф. Борунков, И.Н. Яблоков, К.И. Никонов и др.; Под ред. И.Н. Яблокова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2008. – 480 с. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/Jablok/_Index.php
.Пархоменко И., Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах. – М.:Центр, 2001. – 368 с.
.Радугин А. Культурология. [Электронный ресурс] – М.: Центр, 2001. – 304с. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Rad/index.php
27.Религия в истории и культуре. Учеб. Под ред. проф. М.Г. Писманика. – М.: Культура и спорт, Юнити, 2008. – 430с.
.Солодов В.В. PR-деятельность Римской католической церкви: пример Франции. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://propr.com.ua/ru/public/view/10643
.Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество [Электронный ресурс] / Общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонов: Пер. с англ. – М.· Политиздат, 1992. – 543 с. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Sorok2/index.php
30.Старовойтов В.В. Психоанализ и религия // История философии. – 2011. – № 12. – С. 63-88.
31.Философия: Учебник [Электронный ресурс] / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юристъ, 1998. – 163 с. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/lavr/index.php
32.Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов/ Под ред. А.А. Яковлева, М., 1989. – 398с.