- Вид работы: Контрольная работа
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 14,94 Кб
Оправдание только верой
Оправдание только верой
Введение
Всего несколько поколений назад, мало где можно было увидеть вместе католика и протестанта. Их духовные компании не вели совместных служений, молитв или диалогов. Сегодня мы можем наблюдать, как католики молятся, читают Писание и вместе поклоняются Богу. Спустя не один десяток лет высмеиванья и издевок друг друга, они наконец начали вести совместный диалог, который раскрыл множество разных точек зрения на основные догмы и доктрины христианства.
Во многом, проблемы, которые были подняты реформацией, поднимаются и сегодня, и причина тому не желание поссориться или унизить друг друга, а гораздо глубже. Например: как мало христиан сегодня знает о собственных убеждениях или делают выводы, что проблемы поднятые реформацией в 16 веке совершенно не актуальны сегодня. Не церковь определяет евангелие, а наоборот, евангелие определяет церковь. Сегодня, мы с вами должны защищать евангелие, не думая о ярлыках. Если мы убеждены, что оправдание только верой по благодати от Бога, как это говорили реформаторы и как учит этому Писание, ты мы должны защищать эту доктрину и стоять на этом твердо.
В наши дни христианское единство определяется этикой, общими моральными или политическими проблемами, общим рвением и т.д. Ранее евангельские христиане были теми, кто принимает кафолические символы веры: только писание «sola Scriptura» и только вера «sola fide». Сегодня в ведущих учебных заведениях евангельских христиан мы можем встретить профессоров богословия, которые больше не считают оправдание одной лишь верой истинным и единственно необходимым условием, из которого уже как следствие, рождаются дела. Для деятелей реформации это учение было не просто слова, которые использовались, как аргумент или красивая фраза. Для них это была «Благая Весть» во всей своей полноте, которой нужно было делиться с другими людьми, не удерживая ее и не стесняясь. Это была «сила Бога ко спасению», как самое важное, что следует знать христианину.
1. Экскурс в историю
В Швейцарии, в старинном городе Женева, стоит мемориал в память протестантской Реформации 16 века. Именно в этом месте в те далекие, темные времена реформации проповедовал и учил Жан Кальвин, еще не подозревая о грядущих исторических событиях, участниками которых в последствии стали Мартин Лютер, Жан Кальвин, Теодор Безе, Джон Ноксон, Ульрих Цвингли и другие. Сегодня в этом месте возвышается великолепная стена, украшенная статуями реформаторов. На камне выгравированы слова: «Post tenebras lux», что означает: после мрака – свет. Именно эти слова отражают всю силу Реформации. Тьма – это забвение Благой Вести в конце средневековья. Во тьме, свет об оправдании только верой, почти погас.
.1 Времена реформации
Эвроклидон Реформации вырвался из-за самой сложной проблемы, о какой когда-либо спорили в истории церкви. Ранее в церквах были серьезные кризисы, которые были связаны со спорами о природе Христа. Арианская ересь 4 века привела к тому, что был созван Никейский собор и составлен Никейский символ веры. Потом Холкидонский собор о человеческой и божественной природах Христа. Эти соборы стали столпами Христианской ортодоксии. Но не один из этих споров не был таким безжалостным, долгим и продолжительным, как спор об оправдании.
Историки склонны считать оправдание как материальная причина Реформации. Другими словами, это самая весомая и существенная проблема в разногласиях. Именно споры об учении оправдания вызвали множество расколов в христианстве, что привело к распаду церквей на разные деноминации.
Давайте посмотрим как М. Лютер относился к этим разногласиям. Лютер говорил, что оправдание одной лишь верой, это «вопрос, на котором церковь будет стоять или упадет» (articulus stantis et cadentis ecclesial). Это решительное высказывание о чрезвычайной важности оправдания связано с тем, что Лютер не разделял оправдание одной лишь верой (sola fide) с Евангелием. Основной момент споров Лютера с Римом, это был вопрос о том, как спасение и оправдание принимаются человеком. Лютер настаивал на оправдании только верой, как важнейшей и неотъемлемой частью Благой Вести. Реформаторы средневековья считали, что отказавшись от solo fide, Рим перестал существовать как настоящая церковь.
.2 Мартин Лютер
В ранние годы монашеской жизни Лютер не чувствовал уверенности. Известно, что он постоянно испытывал тоску, отчаянно стремясь обрести душевный покой. В 1505 г. он решил стать монахом, когда был сброшен с лошади ударом молнии. В ужасе он воскликнул: «Святая Анна, помоги мне! Я стану монахом». Еще через пять лет Лютер испытал еще один духовный кризис во время паломничества в Рим. Там его до глубины души поразила развращенность римского священства. Говорят, что, поднявшись на коленях на лестницу Scala Sancta, он прошептал про себя: «Кто знает, правда ли все это?». Позже он говорил об этом опыте, что он отправился в Рим с луком, а обратно вернулся с чесноком.
В 1512 г. Лютер получил степень доктора богословия и начал читать в Виттенберге лекции по библейской литературе и богословию. Сначала в 1513 г. он читал лекции по Псалтири; с 1515 по 1516 о Послании к Римлянам. После Римлянам он читал лекции по Галатам, Евреям и Титу. Подготовка к этим лекциям сформировала его представление об оправдании. Бэйнтон описывает знаменитое «главное переживание» Лютера:
Я весьма жаждал понять Послание Павла к римлянам, и ничто не мешало мне, кроме слов о Божьей справедливости: я считал, что Божья справедливость – это справедливое наказание грешников. Хотя я был и безупречным монахом, я стоял перед Богом как грешник с беспокойной совестью, и я не был уверен, что мои заслуги будут достаточны для Него. Поэтому я не любил справедливого и гневного Бога, но скорее ненавидел Его и роптал против Него. Однако я читал послания дорогого Павла, стараясь понять их значение.
День и ночь размышлял я, пока не увидел связи между Божьей справедливостью и словами о том, что «праведный верою жив будет». Тогда я понял, что Божья справедливость – это та праведность, которой в благодати и чистой милости Бог оправдывает нас через веру. Поэтому я почувствовал себя рожденным свыше и знал, что передо мной открыты двери рая. Все Писание обрело для меня новое значение, и если раньше «Божья справедливость» наполняла меня ненавистью, то теперь она наполняла меня невыразимой сладостью любви. Этот отрывок из Павла сталдля меня вратами небесными…
Толчком к этому пробуждению, вероятно, было прочтение Лютером неясного комментария Блаженного Августина, в котором объясняется: божественная праведность, о которой говорит Павел, – это не праведность Самого праведного Бога, но праведность, которую Бог дает нам по вере.
Жизнь протестантской общины 16 века далека от совершенства, но пробуждение благочестия в тот период было, что в свою очередь свидетельствует о силе Евангелия.
1.3 Вера и дела
За столетия евангельское христианство проявлялось в разных формах. Возникли разные деноминации со своими доктринальными отличиями. Протестанты стали спорить по разным богословским вопросам, в том числе о таинствах, управлении церковью и поклонении. Мы наблюдаем разные представления о сотериологии и эсхатологии – арминианство, кальвинизм, лютеранство, диспенсационализм и много других «измов», – и все это существует под общим знаменем евангельского христианства. Термин евангельский стал служить для объединения широкого спектра разновидностей под одним заглавием. Объединяющей силой послужили два важных учения: об авторитете библии и об оправдании только верой. Хотя исторически протестанты спорили по многим вопросам, они были едины в этих двух моментах, а также в том, что поддерживали основные положения таких экуменических символов веры, как Апостольский, Никейский.
2. Вера и оправдание
.1 Жан Кальвин
Протестантские богословы часто жалуются на то, что каноны Тридентского собора об оправдании зачастую запутанны. Нередко из них видно серьезное непонимание взглядов Реформации. Но в каноне 24 такого непонимания нет. Здесь Рим четко осуждает отношение реформации: «если кто-то скажет, что полученная праведность не сохраняется и не возрастает перед Богом через добрые дела, но эти дела – просто плоды и признаки полученного оправдания, а не причина его возрастания, тому анафема».
Жан Кальвин говорит о каноне 24: «Мы не отрицаем того, что Бог вознаграждает добрые дела благочестивых и добавляет к прежней все новую, более обширную благодать. Но тот, кто утверждает, будто дела могут быть причиной возрастания оправдания, не понимает значения оправдания и его причину. Уже было доказано, что мы считаемся праведными, когда Бог принимает нас. ИЗ того принятия проистекают и дела, со всей своей благодатью».
Кальвин заявляет, что канон 24 Тридентского собора показывает: Рим не понимает ни природы библейского учения об оправдании, ни его причины. Это не просто непонимание, а непримиримый конфликт между двумя сторонами, которые придерживаются взаимоисключающих взглядов на природу и причину оправдания. Подобным образом, канон 32 Тридентского собора вызывал резкий протест со стороны Кальвина и деятелей Реформации в связи с ролью дел в оправдании: если кто-либо говорит, что добрые дела оправданного являются Божьим даром таким образом, что при этом не считаются заслугами оправданного; или что оправданный добрыми делами, совершенными им в благодати Божьей и заслугах Иисуса Христа, живым членом которого он является, по-настоящему не заслуживает возрастания благодати, вечной жизни и, если он умирает в благодати, достижения вечной жизни и также возрастания в славе, тому анафема».
Кальвин отвечает на этот канон:
Августин кратко учит, по какому праву или в каком смысле благие дела, которые совершает в нас Дух Христов, называются нашими, проводя аналогию из Господней молитвы: мы называем хлеб, о котором просим, «нашим» лишь на том основании, что он дается нам. Соответственно, как учит в другом месте тот же автор, ни один человек не может вместить дары Христовы, если не забудет о собственной заслуге. Иногда он приводит причину: потому что то, что называется заслугой, не что иное, как безвозмездный дар Бога.
.2 Августин Аврелий
Имя Августина Аврелия – это имя величайшего писателя, философа и богослова. Его жизнь можно смело разделить на два больших этапа. Начальный период, до обращения, – время активного поиска Истины, тягостных сомнений, колебаний, порочных увлечений, частых жизненных перемен, беспокойства и неудовлетворенности.
Второй этап жизни – это жизнь в Боге, обретение внутреннего мира и блаженства через глубокое покаяние и обращение к Иисусу Христу. Родился Августин 13 ноября 354 года в городе Тагасте (современном Алжире) в знатной римской семье. Родители дали ему наилучшее для того времени образование – от начальной школы в Тагасте до риторской школы в Карфагене.
В 383 году он отправляется из Африки в Рим, а в 384 – в Медиолан (современный Милан), где получает должность учителя красноречия. В Медиолане он знакомиться с епискомом Амвросием и под его влиянием Августин начинает понимать сокровенный духовный смысл текстов Писания. Трудным и необычайно сложным путем шел он к познанию Бога.
«Размышления мои о Тебе походили на попытки тех, кто хочет проснуться, не, одолеваемые глубоким сном, вновь в него погружаются, – писал Августин, – И хотя нет ни одного человека, который пожелал бы всегда спать, но человек обычно медлит отряхнуть сон, но спит и спит, хотя пора вставать. Две воли, одна плотская, другая духовная, боролись во мне, и в этом раздоре разрывалась душа моя». И вот наконец пришел день освобождения. Сам Бог, Милующий и Спасающий, явил благодать Своя измученной душе.
Проповеди Августина существенно отличаются от сочинений великих каппадокийских отцов церкви: Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова. Он не украшает своих проповедей пышной риторикой, как это делают представители восточной патристики, не строит величественных речей. Проповеди Августина в основном предназначены для грубых рыбаков, а не для высокопросвещенных жителей Антиохии или Константинополя. Они кратки, ясны и проникнуты духом Евангелия. И причем всегда наполнены насущными нуждами слушателей.
Не все современники Августина однозначно восприняли жизненный уклад, установленный ми в семинарии. Однако в целом духовно – воспитательная и образовательная модель Августина стала первообразом будущих семинарий, которые учреждали христианский церкви Запада и Востока. Человек, жаждущий просвещения, по мысли Августина, нуждается в высшем авторитете. «Так как всякий человек делается образованным из необразованного, то для всех желающих учиться великому и сокровенному, дверью к этому служит авторитет». – говорил он. В процессе долгих исканий и раздумий Августин нашел этот авторитет в книгах Священного Писания Ветхого и Нового Завета.
2.3 Педагогика Благодати
реформация лютер католический церковь
Заслуга Августина как христианского мыслителя состоит в том, что он осуществил богословское оформление учения о благодати Божьей, до 5 века не приведенное в богословской науке в систему. Он развил это учение в полемике с британским монахом Пелагием. На основании Слова Божия он доказывает, что спасение человека совершается одной лишь благодатью.
Бог – Совершенная Святость и единственное начало святости в людях. Воля человека только тогда свободна, когда проникается волей Божьей. См по себе человек вне Бога есть раб греха. После грехопадения человеческая воля настолько извратилась, что возвращение ее к изначальному состоянию собственными силами стало неосуществимым. Августин подчеркивает многоразличие благодати Божьей, говоря о трех ее видах: Приготовляющая – благодать ко спасению; действующая – сила к добру; содействующая – для преуспевания в святой жизни. Вера – это средство для восприятия благодати. Благодать назначена Богом для всех людей: «Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания Истины». Получают благодать только те, которые стремятся к ней. Бог не вменяет греховность человеку, если тот искренне кается и оставлюет грех. Он осуждает человека за нежелание получить дарованное спасение.
Временами Августин приходит к крайним выводам, которые выразились в его известной теории о предопределении. Несмотря на частичны крайности, в целом стоял он на позициях Евангелия.
Влияние Августина на развитие христианской церкви однозначно. Он на несколько столетий определил дух и направление не только Африканской, но и всей Западной церкви. Огромное значение для всего средневекового христианского богословия имел монументальный труд Августина «О Граде БОжьем». Много говорит Августин и о величии Евангелия, подчеркивая, что христианство не только готовит человека к небесам, но и делает своих последователей самыми честными исполнителями земных государственных обязанностей. Его богословские сочинения глубоко изучали предшественники Реформации – Ждон Уиклиф и Ян Гус. Его учение о божественной благодати взял на вооружение вождь реформации Мартин Лютер. Умер Августин 28 августа 430 года. Так закончилась земная жизни Августина Аврелия, прозванного Блаженным. Называют его так совсем не случайно – всю жизнь его пытливая душа искала высшего блаженства и, наконец, обрела покой у ног Христа.
.1 Оправдание верой
Субъективный принцип протестантизма – это учение об оправдании и спасении верой во Христа Иисуса, в отличии от учения об оправдании верой и делами или о спасении благодатью и человеческой заслугой. Лютер говорил о sola fide. Кальвин возвращался назад к идее вечного предызбрания Богом как конечному основанию спасения и утешения в жизни и в смерти. Но по сути Лютер и Кальвин имели в виду одно и то же. Они соглашались в более общем догмате – о спасении безвозмездной благодатью через живую веру во Христа (Деян.4; 24), в противовес плагианскому или полупелагианскому компрамиссу делящему дела и заслугу между Богом и человеком. И в этом заключается сама сущность евангельского протестантизма.
Протестантское учение об оправдании отличается в двух основных положениях от католического, сформулированного (очень осторожно) Тридентским собором. Оправдание воспринимается протестантами как декларативный и судебный акт Бога, в отличие от освящения, которое представлюет собой постепенный рост; вера же воспринимается как акт доверия сердца и воли, в отличие от теоретической веры и слепого подчинения церкви. Пеформаторы брали свои представления у Павла, а католики в основном ссылались на Иакова (2:17-26), но Павел разрешает кажущееся противоречие, говоря, что «во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» (Гал.5:6).
Вера, – могучая вещь; она не может не делать добро, и делает его неустанно; она не спрашивает, нужны ли добрые дела, он делает их, не задавая вопросов, и занимается этим постоянно; отделить дела от веры так же невозможно, как отделить жар и свет от огня.
Дела – не условие, а обязательное свидетельство оправдания. Это не корень, но плоды дерева. Та же самая вера, которая оправдывает, также и освящает. Она дейстует любовью (Гал.5:6).
Протестантизм не коем образом не пренебрегает добрыми делами, не презирает их и не поддерживает вседозволенность как путь к преодолению закона дел. Он лишь подчиняет дела вере и измеряет их ценность качеством, а не количеством. Вера в библейском и евангельском смысле – это животворящая сила, которая задействует все существо человека, позволяя ему познать и принять саму жизнь Христа и все Его благо. Вера – это дитя благодати и мать добрых дел. Это источник всех великих мыслей и свершений. Верой Авраам стал отцом народов. Верой Моисей стал освободителем и законодателем Израиля. Верой галилейские рыбаки стали ловцами человеков. Верой благородная армия мучеников терпела пытки и побеждала в своей смерти. Без веры в воскресшего Спасителя не была бы основана церковь. Вера – это спасительная сила. Она объединяет нас со Христом. Тот, кто верит во Христа, «имеет жизнь вечную». «Мы веруем, – сказал Петр на соборе в Иерусалиме, – что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся», в том числе язычники, которые приходят ко Христу в вере без дел и церемоний закона. На вопрос тюремцика: «что мне делать, чтобы спастись?» – Павел ответил: «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься».
Для деятелей реформации добрые дела, проистекающие из оправдания, недостаточно хороши, чтобы удовлетворить совершенным требованиям Божьего закона. Наши лучшие дела осквернены или испорчены остатками греха. Наши сердца никогда не бывают совершенно чистыми, и эта нечистота – как примесь в «золоте» нашей добродетели. Наша добродетель остается, как заявляет Августин, великолепным пороком. Лютер говорил так о добрых делах:
… из-за ограничивающего влияния нашей природной развращенности мы даже свои добрые дела совершаем не из правильных побуждений и не с чистотой, которая соответствовала бы требованиям закона, не видим, что мы делаем их не своими силами, но только силой Духа, Который борется против плоти. Вот почему мы грешим, даже когда делаем добро, если бы Бог, через Христа, не покрывал это наше несовершенство, но вменял нам его. Так грех добрых дел становится простительным благодаря Божьей милости. Так как мы верим и вздыхаем над своим несовершенством, признанным во Христе, Бог не вменяет нам греха.
Следовательно чрезвычайно неразумен тот человек, который воображает, что праведен совими собственными делами, в то время как перед ожьим судом они греховны и признаются таковыми.
Заключение
Мы проделали исследования доктрины оправдание только верой. Хотя исторически евангельские христиане были едины и монолитны в понимании sola fide и связи между верой и делами, это единство в наши дни распалось из-за крупного противоречия, возникшего среди диспенсационалистов. Основанием остается исключительно праведность Христа, вмененная нам одной лишь верой. Сторонники теории «Господства спасения» заявляют, что спасительная вера предполагает принятие Христа как Спасителя и Господа и что истинная вера неизбежно, обязательно и немедленно начинает проявляться в плодах повиновения. Оправданный человек явно меняется, он возрожден, и в нем пребывает Святой Дух. Он признает, принимает и до какой-то степени подчиняется Христу как Господу.
Каждый служитель, в какой-то момент отказывавшийся пойти на компромисс по поводу Евангелия, испытывал на себе ярость и оскорбления оппонентов и своих друзей. Так было с Павлом, Лютером, Кальвином и другими служителями Христа, которые посвятили свою жизнь Иисусу и Евангелию. Их называли склочниками, сектантами, фанатиками, раскольниками и множеством других оскорбительных прозвищ. Их репутация подвергалась злобным нападкам. Но они следовали за Спасителем, готовые пожертвовать репутацией, вообще не иметь репутации, если верность Богу потребует этого.
Действительно, в каждом из нас присутствует тенденция упорствовать и настаивать на том, что оказалось неверным. Такое неделание идти на компромисс принадлежит плоти, это не добродетель. Упрямство и нежелание признавать свои ошибки – грех. Но нежелание поступаться истиной Евангелия – добродетель, и это требуется от всех служителей Христа. Павел бескомпромиссно учит Евангелию не потому, что это его Евангелие или его собственное мнение. ОН не хочет идти на компромисс, потому что Благая Весть, которую он защищает, – это Благая Весть Христа. Это не просто Евангелие о Христе, это Евангелие от Христа: «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое; ибо и я принял его и научился не от человека, но чрез откровение Иисуса Христа» (Галатам 1:11-12).
Если исторически протестанты утверждали истинное Евангелие, то нынешнее ослабление – тревожный сигнал для церкви. Давайте же поэтому держаться исключительно утверждения, что мы оправданы не иначе чем верой.
Святые всегда в своих глазах являются грешниками и поэтому всегда оправдываются извне. Однако лицемеры всегда праведны в своих глазах и поэтому всегда являются грешниками извне.
«Святые всегда осознают свой грех и ищут праведности у Бога в соответствии с Его милосердием. И именно по этой причине они считаются святыми. Таким образом, в своих собственных глазах (и в действительности) они являются грешниками, однако в глазах Божиих они праведны, потому что Он считает их таковыми благодаря их исповеданию своих грехов. В действительности они являются грешниками; однако они праведны по приговору милостивого Бога. Они неосознанно праведны и осознанно грешны. Они грешники в реальности, но праведники в надеждах»
Список использованных источников
1.Алистер, Макграт. Богословская мысль реформации / Одесса: Богомыслие. – 1994, 316 стр.
2.Брайан, Блэндфорд. Устоявшие в вере. – СПБ, 1997. – 220 стр.
.Джон, Пайпер. Верные Богу: торжество Божественной благодати в жизни Августина, Лютера и Кальвина. – West Sacramento: Grace Publishing International, 2007/ – 177 стр.
.Прилуцкий, А.М. Историко – философские предпосылки формирования экзегетической парадигмы Мартина Лютера // Богословские размышления: Евроазиатский журнал богословия. – Одесса: EAAA. – 2003. – №2. – с. 65-85
.Горби, И. Лютер. – М.: Молодая гвардия, 2000. – 513 стр.
.Прозоровская, Б. Мартин Лютер, Его жизнь и реформаторская деятельность. – Лютеранское наследие, 2000. – 176 стр.
.Каретникова, М.С. Протестантизм. – СПБ: Библия для всех, 1995. – 109 стр.
.Попов, В.А. Светочи христианства. – СПБ: Библия для всех, 2000. – 123 стр.
.Спраул, Р.Ч. Верой единой: Евангельское учение об оправдании. – СПБ: Библия для всех, 1995. – 205 стр.
.Филлип, Ш. История церкви. Том 7: Современное христианство. Реформация в Германии. – СПБ.: Библия для всех, 2009. – 464 стр.
.Эриксон, М. Христианское богословие. – СПБ.: Библия для всех, 1999. – 160 стр.