- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 19,75 Кб
Основные черты нетрадиционных религий
МІНІСТЕРСТВО ОСТВІТИ І НАУКИ, МОЛОДІ ТА СПОРТУ УКРАЇНИ
ДОНЕЦЬКИЙ ДЕРЖАВНИЙ УНІВЕРСИТЕТ УПРАВЛІННЯ
МАРІУПОЛЬСКИЙ НАВЧАЛЬНО-НАУКОВИЙ ЦЕНТР
Реферат
з дисципліни :Релігієзнавство
На тему : Головні риси нетрадиційних релігій.
Виконав Верхоробіна В.І
Перевірив: викл. Ключник О.П
Маріуполь – 2012
Содержание
Введение
. История развития нетрадиционной религии
.1 Теософское учение
.2 Антропософия
.3 Русский космизм
.4 Причины появления нетрадиционной религии
. Общая характеристика и классификация нетрадиционных религий
. Духовные лидеры нашего времени
Заключение
Список литературы
Введение
Нетрадиционная религия, «новые религиозные движения», «новые культы», «альтернативные религии», «вне вероисповедные религии», – религии, которые начали свое оформление сравнительно недавно, преимущественно во второй половине XIX-XX вв.
В основе этих движений лежит идея «нового века» – качественно иного периода в развитии человечества, в отличие от предыдущего, – неудачного, «пропащего».
Особое место занимают религиозные проявления, направленные на служение темным силам, например сатанизм, ведьмарство и разнообразные оккультные взгляды.
Нередко религиозные искания выступают как протест против существующих идеологических, моральных устоев общества.
Неорелигиозные течения имеют достаточно много способов для распространения, так как опираются на богатый опыт уже существующих иррационалистических систем, используют современные научные достижения, ориентируются на современную ситуацию.
Общими признаками новейших религиозных взглядов можно считать: универсализм, синкретизм, ориентацию на обобщенный мистический опыт, как правило, открытость к последователям других религий и религиозно-философских систем, авторитаризм лидера движения, жесткую организационную структуру религиозных общин и пр.
В целом же от модернистских религиозных течений можно ожидать активного поиска новых форм взаимодействий с государством, обществом, традиционными церквами, что может способствовать увеличению приверженцев неорелигий.
. История развития нетрадиционной религии
Говоря о нетрадиционных религиозных объединениях, получившие широкое распространение в 1950 – 1980-х годах в ряде стран Азии (Япония, Индия, Республика Корея), в США, в странах Западной Европы (Франция, Германия, Англия и др.), а с 1990-х годов и в России.
Самые ранние элементы теософии прослеживаются ещё в Древней Индии, где термин «теософия» даже имеет свой аналог – «брахмавидья» (санскр. «божественная мудрость»). Теософами были неоплатоники Александрии; также называли себя алхимики и каббалисты Средневековья. В XVI-XVIII вв. к теософии относили мистические учения, стоящие вне христианской церковной традиции, – учения Якоба Бёме, Парацельса, Эмануэля Сведенборга и др. Сейчас этот термин используется в основном, для обозначения религиозно-философского учения Елены Петровны Блаватской (1831-1891), изложенного в ее книге «Тайная доктрина» и созданного ею Теософского общества. В учении Блаватской «божественная мудрость» истолкована очень широко; к ней отнесена не только религия, но и наука, и философия, по-своему изучающие тайны природы – тайны Божественного бытия.
.1 Теософское учение
Теософское учение с самого начала формировалось как синтез философских идей и религиозных воззрений различных эпох и народов и современных научных представлений. Фактически теософию можно считать одной из первых попыток создать новый способ мышления через соединение научного и религиозного взглядов на мир.
Теософы никогда не отрицали позитивной роли науки, однако подчеркивали ее ограниченность – ведь она имеет дело лишь с физическими явлениями этого мира. А Вселенная, согласно теософским представлениям, не исчерпывается только ими, существуют и явления более высоких ступеней бытия.
В основе теософского учения лежит идея всеобъемлющего Божественного начала, из которого всё выходит и к которому все вновь возвращается в великом круговороте жизни. Бог для теософов – это вездесущий, вечный, безграничный и неизменный первоисточник, существующий вне времени и пространства.
Мир, согласно теософам, это активное проявление Бога. Бог воплощается в бесконечном множестве форм. Мельчайшая пылинка не могла бы существовать, если бы Бог покинул ее.
Согласно теософскому учению, человек представляет собой духовную сущность, облаченную в тело. Он является частицей Бога, искрой Божественного огня и потому потенциально содержит в себе совершенство и добро Бога. Человек – высшее из всех существ физического мира, и он отвечает за порядок, мир и благоденствие на Земле.
Из опыта всех религий для теософии приемлемы только те методы, которые помогают человеку войти в состояние измененного сознания: гипноз, медитация, транс, озарение, ясновидение и т.п. оккультные феномены.
.2 Антропософия
Антропософия (от греч. аnthropos – человек и sophiа – мудрость) – оккультно-мистическое учение о человеке. Согласно антропософии, человек обретает наиболее полное знание и могущество не с помощью разума и чувств, а благодаря развитию скрытых в нем таинственных духовных сил. Указанное развитие достигается путем усвоения предложенных основателем антропософии немецким оккультистом Рудольфом Штайнером (1861-1925) системы воспитания, эстетического образования, медитирования. Основные труды Штайнера: «Философия свободы» (1893), «Теософия» (1904), «Очерк тайноведения» (1910), «Путь к самопознанию человека» (1912), «Тезисы антропософии» (1925).
Человек рассматривается в антропософии как гражданин трех миров – физического, душевного и духовного. Душевное существо человека отличается от его телесности, оно представляет собой самостоятельный внутренний мир, противопоставляет себя внешнему миру. Душа проявляет себя в ощущениях, чувствах и воле. Еще более сложным образованием является дух человека.
Штайнер и его последователи утверждают, что человек, вступающий на путь антропософии, в течение всей своей земной жизни должен постепенно становиться через постижение сокровенных сил и законов, вложенных в него божественно-духовными мирами, все более и более сознательным носителем этих сил и законов в земной сфере. Такое осознание космических сил и законов ведет человека также к познанию их божественного источника, каковым в сфере Земли является Христос.
В наступающую эпоху необходимо знание, способное осветить космические законы как видимого, так и невидимого мира. Новая эпоха требует признания невидимого мира. И это должно в корне изменить основы существующего материалистического мировоззрения, все общепринятые понятия и верования. Принятие невидимого мира, по мнению Рерихов, означает, что этот мир должен войти в наше сознание настолько, чтобы стать для нас такой же реальностью, как мир физический. Тогда мы сможем принимать в жизни этого мира такое же участие, как в обычной жизни.
Человек должен познать истинные основы бытия и законы космоса, высшего духовного мира. Знание космических законов, по словам Рерихов, первое условие выживаемости и развития человека в наше сложное время. Вторым условием является «оздоровление и обновление жизни», всех её сторон. Люди должны взяться за переустройство жизни немедленно, пока не поздно, потому что иначе придётся «испить всю чашу страданий».
.3 Русский космизм
нетрадиционный религия антропософия оккультный
Русский космизм (Н.Федоров, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский) обосновал нравственную и объективную необходимость активной эволюции. Это не просто благородное пожелание гармонизации мира. Научными фактами, эмпирическими обобщениями космисты показали, что человек призван выполнять свою великую эволюционную задачу – идти в авангарде жизни. Человек не должен оставаться на обретенном им «промежуточном» физическом и духовном уровне, он должен «восходить», следуя закону эволюции. Идеи русских космистов нашли продолжение в трудах выдающегося ученого, основателя гелио-и космобиологии А.Л.Чижевского (1897-1964).
Самой оригинальной частью учения Чижевского стала теория гелиатараксии. Ее основной закон утверждает, что «состояние предрасположения к поведению человеческих масс есть функция энергетической деятельности Солнца». Резко усиливающиеся солнечные потоки, воздействуя на нервную и гормонально-эндокринную системы людей, повышают коллективную возбудимость. Таким образом, подобно эпидемиям холеры и гриппа, бывают и своего рода «психические поветрия» – вспышки негативной эмоциональности, агрессивности, экстремального поведения.
Кризисные явления 1990-х гг. в социально-экономической и политической сферах отразились на духовно-нравственной жизни россиян. Отход от политики государственного атеизма, крушение идейных основ объединявших советских граждан привели к появлению массовых религиозно-мистических настроений, глубоко проникавших в среду российского общества, что создало питательную среду для распространения и высокой активности нетрадиционных религий.
.4 Причины появления нетрадиционной религии
Появление религиозных новаций обусловлено многими факторами, среди которых особо следует выделить следующие:
социально-экономическая и политическая нестабильность общества;
изменения в мировоззренческих парадигмах, вызванные трансформацией общества;
девальвация системы ценностей тоталитарного режима и идеологический вакуум, который возник вследствие этого;
кризис традиционных церквей, вызванный атеизацией общества и развитием науки;
кризис традиционных религий, которые оказались не в состоянии удовлетворить определенные духовные потребности современного человека;
взаимовлияние разных культурных миров, связанное с процессами глобализации, миграционными процессами в обществе и другими факторами;
религиозная инициатива отдельных лиц, которые создают новые вероучения, культы, организации; активное и заинтересованное миссионерство зарубежных неорелигиозных центров;
распространение эсхатологических настроений, вызванных переходом к новому веку и тысячелетию;
индивидуальные поиски каждым человеком своих собственных духовно-ценностных ориентиров.
. Общая характеристика и классификация нетрадиционных религий
Одной из характерных черт, присущих почти всем нетрадиционным религиям, является то, что они формируются как разновидность харизматических культов, т.е. во главе находится лидер, который наделен харизмом (от греч. charisma – дар). Это особенное свойство личности, выделяющее его из среды остальных. Оно является не столько благоприобретенным в процессе жизнедеятельности, воспитания и образования, сколько милостиво дарованным ему свыше. Содержание этого дара заключается в уникальном умении влиять на настроение и поведение других людей и от имени Всевышнего учить их праведной жизни.
Характерно, что лидер создает особую «семью», или «юммуну», в которой его называют «отцом». Здесь устанавливаются обязательные для всех абсолютные правила поведения и образа жизни, но не обязательные для самого лидера, ведь он – особый, святой. Рядовые члены групп зачастую отказываются от своего имущества, а вознаграждения за труд передают в кассу юммуны.
Многие представители «новых религий» живут в общежитиях, вне семьи, порваввсякие отношения с родными и близкими. Иначе говоря, круг их общения крайнеузок, допускаются контакты преимущественно с членами своей группы, т.е.неукоснительно поддерживается обстановка полной изоляции от внешнего мира.
Важно подчеркнуть еще одну характерную черту деятельности нетрадиционных религий. Речь идет о том, что в рамках секты для контроля за поведением ее приверженцев используются средства исключительного манипулирования: гипноз, медитация, изнурительные, длительные молитвы и заклинания. Культовые процедуры обычно носят здесь сугубо коллективный характер, исключающий всякие субъективные, свободные проявления.
Существенной особенностью вероучения «новых религий» является пропаганда катастрофически-апокалиптического взгляда на мир, предопределенности человеческой жизни, покорности судьбе. Особое внимание уделяется идеологической обработке новообращенных, их адаптированию к условиям жизни в группе и усвоению основных положений вероучения.
Общая характеристика деятельности таких религий включает в себя следующие важные черты. Во-первых, большинство сект отличается активной миссионерской работой, причем это касается не только лидеров, но и рядовых сторонников, адептов. Здесь применяются разные формы и способы распространения «новых» идей, включая выступления руководителей на стадионах перед огромными массовыми аудиториями и доверительные беседы. Во-вторых, широко используются средства массовой информации. Известно, что многие секты для популяризации своих вероучений ведут регулярные передачи по телевизору и радио, публикуют рекламные сообщения в прессе, публицистические статьи в журналах. К этому можно добавить, что они располагают огромными финансовыми возможностями. В-третьих, некоторые нетрадиционные религии отличаются тоталитарной направленностью. Ученые-религиоведы отмечают, что религиозные объединения практикуют методы порабощения сознания человека, духовного насилия над ним путем насаждения жестко дисциплины и применения психотропных средств. Все это представляет яркую опасность для физического и психического здоровья людей.
В научной, учебно-популярной литературе дается подробная классификация нетрадиционных религий. Специалисты-религиоведы из всего многообразия культов условно выделяют пять их разновидностей. [1,стр. 309]
. Неохристианские объединения. К ним можно отнести распространенные в СНГ следующие религиозные секты: «Международная церковь унификации», «Дети Бога», «Церковь тела Христа», «Богородничное братство», «Белое братство» и др. Для них характерно стремление объединить христианские вероучения с элементами восточных религий.
. Сайентологическое направление. Название произошло от английского слова sience – наука. Направление объединяет различные «космические религии» (типичный представитель – «Церковь сайентологии» Рона Хаббарда), которые наукообразно и мистически трактуют различные неисследованные явления психики человека и окружающей природы, например связь Земли и высших космических сил, контакты с неопознанными летающими объектами.
Характерной их особенностью является антирационалистическая направленность, а также способы психофизического воздействия на человека.
. Сатанинские группы. Среди них можно назвать «Церковь Сатаны», культы дьявола и другие разновидности зловещих объединений. Они возвеличивают значение зла и насилия, проповедуют общение с мистическими источниками зла – демонами, Сатаной. Деятельность их отличается особой жестокостью и таинственностью ритуалов посвящения и отправления культов.
. Религиозно-мистические культы. Речь идет о распространении оккультных учений, новой магии, спиритизма, астрологии, колдовства, целительства и других явлений. Как отмечают ученые-социологи, за последние годы подобные организации уверенно лидируют и получают довольно широкую популярность среди населения.[3]
Активное распространение нетрадиционных религий можно объяснить несколькими существенными причинами. И прежде всего это общее состояние духовной культуры нашего общества, которое отличается глубоким упадком. Наблюдается резкое снижение уровня нравственности населения: страну захлестнула идеология морального релятивизма и вседозволенности. Происходит безудержная пропаганда масскультуры, алкоголя, сексуальной распущенности. Следует помнить, конечно, и о том, что в духовной культуре нашей страны образовался определенный вакуум, который благодаря деятельности средства массовой информации, активно заполняется всяческими суевериями и мистическими учениями.
В кризисные периоды развития общества, как правило, возрастает интерес людей к новому, необычному. Познание мира бесконечно, и поэтому всегда было и остается что-то непознанное. «Есть многое на свете, «друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам» (Вильям Шекспир «Гамлет»). Наиболее сложным объектом оказывается сам человек. Именно на этом спекулируют представители парапсихологии, психотроники и т.п., нередко выдавая за установленные факты проявления телепатии и телекинеза. Зачастую здесь присутствуют обман и мистификация, хотя многое заслуживает внимания ученых, тщательного изучения и объяснения.
Кроме того, одной из существенных причин стремления людей к новым культам можно считать психологическое состояние нашего общества. Известно, что здесь правят бал разного рода страхи, неуверенность в будущем, тревога за жизнь, работу, личную судьбу и будущее страны. Страх перед насилием, перед могуществом зла, его искусом делают некоторых людей запуганными, и они стремятся искать защиту в потусторонних силах. На такой социально- психологической почве и возникает игра на мнительности, настороженности людей, находящихся в стрессовых ситуациях.
. Духовные лидеры нашего времени
На Западе, начиная с 60 – х. гг. XX в., необыкновенную популярность приобрело движение Нью-Эйдж, что в переводе с английского означает «новый век». Идеи движения Нью-Эйдж проникли во все сферы жизни от литературы, музыки, живописи, театра до медицины и бизнеса. Нью-Эйдж трудно считать религией в традиционном понимании, поскольку в нем нет вероучения, священных текстов, отсутствуют центральная организация, формальное членство и духовенство. Нью-Эйдж больше походит на саморазвивающееся, свободно текущее духовное движение, весьма неоднородное и пестрое по своему составу. А спектр нью-эйджевских воззрений необычайно широк. Легче всего, как говорят сами нью-эйджевцы, объединить последователей движения по признаку, который известный австрийский философ XX столетия Людвиг Витгенштейн назвал «семейным сходством»: два члена семьи могут быть очень непохожи друг на друга, однако вдвоем они сильно напоминают третьего члена семьи.
Лидеры Нью-Эйдж, определяя общие, свойственные всему движению черты, сходятся только в одном: Нью-Эйдж – это то, что содействует непрерывному развитию человека, расширению его кругозора и трансформации (преображению) сознания.
Нью-эйджевцы рассматривают настоящее как время великого преобразоания нашей планеты, как предверие новой эпохи появления более прогрессивной формы сознания, способной разрешить все глобальные социальные конфликты. Поэтому они стремятся направить свои усилия на перестраивание действительности и самих себя, пытаются ориентировать свое мышление только на положительное. Среди нью-эйджевцев очень популярна идея, что на Земле действильно установятся мир и гармония, если достаточное количество людей будут концентрировать свои мысли на этом устремлении. Такой процесс они называют гармоничной конвергенцией. Каждый человек, считают последователи движения, обладает очень многим, что может предложить миру и другим людям. Нужно лишь раскрыть свой потенциал. Ключом к этому, по мнению нью-эйджевцев, является осознание того, что человек имеет Божественную природу, которая может быть пробуждена человеком в самом себе и направлена в повседневную жизнь. Это и есть главная цель существования каждого из нас.
Подобные идеи созвучны традиционному восточному пониманию природы Вселенной. Нью-эйджевцы также полагают, что Вселенная представляет собой единый организм, в котором все существующее – это часть органичного Целого. Применяя различные техники духовного развития, последователи движения стремятся прийти к переживанию, ощущению этого единства. Основная идея Нью-Эйдж, как считают многие лидеры движения, не нова. Она возникла более 2 тыс. лет назад и воплощала мечту человека о наступлении золотого века – мира добра, справедливости и прогресса. Многие религии и духовные традиции содержат сведения о том времени, когда люди обретут Бога в своем сердце и будут жить в любви, мире и полной гармонии с природой. У Нового Мира много имен: Земля обетованная, Новый Иерусалим, Новый Эдем, Шамбала, Сатья-Юга.век породил огромное число духовных учителей, мудрецов, пророков и провозвестников новой эпохи в жизни человечества. Из разных уголков Земли они принесли в мир свои представления обустройства Вселенной и человека, о судьбах мира и целях его существования.
Многие мудрецы и учителя вышли из лона той или иной религиозной или религиозно-философской традиции, поэтому их взгляды близки к первоистокам. Таковы учения Рамакришны, Вивекананды, Йогананды, Шри Ауробиндо Гхоша, Джидду Кришнамурти опирающиеся на многовековые традиции индуизма. Другие учителя настолько самобытны и оригинальны, что их представления вряд ли возможно уместить в рамки какой-либо одной из существующих традиций. Можно провести лишь некоторые сравнения и параллели. Таковы, например, учения наших соотечественников Порфирия Иванова и Георгия Гурджиева, которые до сих пор поражают исследователей своей уникальностью.
Ярчайшей звездой на духовном небосклоне Индии в XIX в., был Шри Рамакришна (1836-1886). Идеи Рамакришны тесным образом связаны с ведантой. Одним из главных положений веданты является мысль о том, что подлинная природа людей Божественна. Бог как глубинная, основополагающая реальность находится в каждом живом существе. А религия – это то, что осуществляет поиски Бога внутри человека, поиски своего истинного состояния.
Учение Рамакришны провозглашает, что все религии истинны и ведут к познанию единой Высшей Реальности. Важными моментами в учении Рамакришны была сакрализация жизненных процессов, работа в миру, направленная на служение человеку, особенно наиболее униженному и угнетенному. Терпимое и уважительное отношение ко всем религиям, к которому так настойчиво призывал Рамакришна, также характерно для веданты. Некоторые санскритские тексты содержат упоминание о разных путях и подходах к Богу, представляя это как нечто естественное и само собой разумеющееся.[3]
Ведантистская окраска учения Рамакришны роднила его с очень многими направлениями философской и религиозной мысли Индии и, безусловно, содействовала быстрому росту популярности учения. Другой определяющий момент учения состоял в самом взгляде Рамакришны на предназначение религии. По его мнению, истинная религия заключается не в словах, не в тех или иных обрядах. Истинная религия – в достижении непосредственной связи души человека с Богом. Что бы люди ни слышали о Боге, какие бы обряды ни выполняли, принести внутреннее удовлетворение может лишь одно – личный опыт богопознания, и этот опыт доступен каждому. «Не ищите религии! Будьте религией!» – эта идея сквозила во всех его проповедях и беседах.Стремление к богопознанию Рамакришна призывал сочетать с деятельностью, направленной на служение людям, на благо человечества.
Он говорил, что учит людей выполнять мирские обязанности с любовью и милосердием, бескорыстием и самоотдачей, «с тем же рвением, с каким они стремятся к Богу…». Он учил «работать без привязанности, не ожидая никакой награды». «Не говорите о любви к вашему брату. Любите, – заповедовал Рамакришна, – Любите так, как вы любите Бога».
Рамакришна считал, что каждому живому существу, каждому человеку присуще Божественное начало. Любой в своей истинной сущности чист и совершенен. А мир, в котором живут люди, только ширма, за которой скрывается подлинная действительность. Всякое доброе начинание, всякая добрая мысль как бы раздвигает эту ширму, приоткрывая истинное.
После смерти Рамакришны его идеи развивал верный ученик Вивекананда (1863-1902). Практическим воплощением идей Рамакришны занимается организация «Миссия Рамакришны» (основана в 1897), имеющая филиалы но многих странах по всему миру, в том числе и в России (с 1991).
К числу великих духовных лидеров современности принадлежит Джидду Кришнамурти (1895-1986).
Кришнамурти был убежден, что полное понимание жизни приходит только с открытием и пониманием самого себя. Все, что существует во внешней жизни, есть лишь отражение внутренней жизни людей, полагал Кришнамурти.
Кришнамурти глубоко чувствовал необходимость наведения порядка, прежде всего, в себе. Только с преобразованием самого себя он связывал возможность каких-то реальных преобразований общества и решения социальных и экономических проблем человечества. Полное освобождение от какой бы то ни было прошлой обусловленности, утверждал Кришнамурти, возможно только через постижение содержания собственного ума, через понимание того, что такое обусловленность. Наблюдая за движением мысли, исследуя и осознавая старые привычки и привязанности, глубоко проникая в природу мысли, страха, удовольствия, можно прорваться сквозь пелену стереотипных образов и увидеть мир таким, каков он есть.
Идеи Кришнамурти побуждали людей по-новому взглянуть на свою жизнь и вселяли понимание того, что каждый находится в ответе за все, происходящее в мире. Кришнамурти всегда заботила, по его словам, только одна существенная вещь – свобода человека.
Он стремился освободить людей от страха и зависимости, от бесчисленных забот и проблем, от любых догм и предвзятых мнений, «от пут, отделяющих одного человека от другого, таких, как раса, религия, национальность, деление на классы, традиции». Путь к свободе Кришнамурти видел в трансформации (преображении) человеческого ума.
Порфирий Корнеевич Иванов (1898- 1983), самобытный мыслитель и неутомимый исследователь человеческой природы, – одна из самых колоритных и ярких личностей, появившихся в России в XX столетии. Человек-самородок, «удивительной силы и крепости, как у вековых деревьев», стал создателем уникальной системы физического и духовного совершенствования.
С детства Порфирий видел, как тяжело живут люди, «всю жизнь гнут спину, хотят жить в достатке, а силы и здоровье свое теряют».
С ним происходило то же самое: он был от природы сильным и крепким, а потом серьезно заболел. У него обнаружили рак. Отчаявшись вылечиться, Иванов решил, что самое лучшее в подобной ситуации поскорее умереть. Он вышел раздетый на мороз и, чтобы быстрее найти свою смерть, облился холодной водой. Однако он не умер и даже не простудился, только сильно замерз. Иванов, повторил процедуру снова, и тогда случилось невероятное – болезнь отступила.
После этого удивительного случая исцеления Порфирий Корнеевич все чаще стал задумываться над тем, для чего человек живет на Земле, почему болеет, отчего «считает себя хозяином в Природе, а сил защитить себя от ее стихии не имеет». Размышляя, Иванов пришел к выводу, что именно Природа может дать необходимые человеку силы. Он начал пробовать понемногу выходить в Природу «чистым телом» (открытым навстречу Природе) и искать ее «живые силы». Он отказался от алкоголя и других вредных привычек, регулярно обливался холодной водой, ходил босиком по снегу и росе, сознательно голодал и не пил по нескольку дней. Так постепенно он выяснял, может ли человек жить за счет «живых сил» Природы.
Эксперимент открыл Иванову, что человек способен долго обходиться без еды, одежды, жилья, поддерживая свои силы лишь за счет «трех живых сил Природы» – воздуха, воды и земли. Вначале он сознательно отказывался от пищи один день в неделю, затем – два, три дня подряд. «Эксперимент над собой» показал, что можно голодать и десять, тридцать и более дней подряд. Иванов часто делал и другое – уходил в степь босой, без одежды, невзирая на непогоду, в любое время года, стремясь одинаково воспринимать и «плохие», и «хорошие» качества Природы.
На своем опыте Иванов все больше и больше убеждался в том, что только в согласии с Природой человек способен гармонично развиваться. Иванов также пришел к выводу – люди могут и должны не просто жить в Природе, но сотрудничать с ней на основе взаимного доверия.
Он считал, что люди давно попали в зависимость от уютного жилья, обильной пищи, теплой одежды. А привязанность к хорошим, комфортным условиям порождает другую, не менее прочную зависимость – зависимость от труда. Таким образом, человек с детства оказывается втянутым в жизненный круговорот, ведущий его к болезням и смерти. Разорвать этот порочный круг можно, считал Иванов, лишь осознав свое предназначение и отказавшись от массы нелепых условностей и, так называемых, благ цивилизации. Только тогда люди научатся использовать великий дар Природы – Жизнь.[2,стр.153]
Порфирий Иванов верил в «живые силы» Природы, верил в Человека, способного подняться до уровня, который К.Э.Циолковский назвал «разумной лучистой энергией». Последователями учения Иванова называют «ивановцами». Людей привлекает у ивановцев обещание полного исцеления от всех болезней и крепкого здоровья на все годы. Для достижения этой цели используется механизм закаливания, основанный на обливании холодной водой и принятии воздушных ванн. Эти ритуалы всегда связаны с мистическим действием, обращением к Учителю, чтобы он дал энергию.
Установка на единение с природой, на оздоровление организма явились главной причиной растущей популярности учения П.К.Иванова. [2.стр.167]Однако его последователи порой усугубляют суровость закаливания и голодания, превращая их в изнурительные, опасные для здоровья аскетические процедуры. В этом случае под видом укрепления здоровья пропагандируются ритуалы врачевательной магии, направленные на овладение мистическими силами природы и служащие формированию у человека чувства сектантской избранности и божественной просветленности.
Подводя итог нашим рассуждениям, можно дать следующие определения новым религиозным явлениям.
Нетрадиционные религии – это религиозные комплексы, которые исторически не унаследованы от прошедших эпох определенным этносом, не свойственны его религиозной духовности, не укоренились в менталитете, быту, культуре, а распространились в результате миссионерской деятельности проповедников с их исторической родины.
Заключение
Новые религиозные движения и культы – термин, которым обозначаются оформленные во второй половине XX века новые конфессии, религиозные группы, духовные течения, церкви, в появлении которых отразились процессы модернизации в религиозной сфере. Обусловленные изменением мировоззренческих парадигм, кризисом традиционных религий, взаимовлиянием различных культурных миров, неорелигии одновременно выступают результатом религиозной инициативы отдельных личностей, которые, базируясь на определенной вероисповедной традиции или синкретизме нескольких, создают новое вероучение, культ, организацию. Во всем этом проявляются сложные процессы в духовной сфере современного общества. Новые религиозные течения проявляются и распространяются потому, что на них существует реальный спрос. Как в былые времена, так и сейчас есть много людей, желающих изменить свое мироощущение, стремящихся к поиску истины, просветленному развитию. Тем более это понятно в наше трудное время, в период беспрецедентного культурно-морального кризиса. Особенно это касается молодежи с ее максимализмом и тягой к новому, экзотическому. А ведь нетрадиционные вероучения умело используют фрагменты различных древних культов и достижения современных наук. Здесь вера в Бога сочетается с ролью биоэнергетических полей, а в обрядах – оздоровительные комплексы с рок-музыкой. Служба сопровождается пением под гитару, причем использует современный разговорный язык.
Официально признанные религии (православие, ислам, иудаизм и др.) могут не отвечать внутренним потребностям новых верующих, и они идут в нетрадиционные организации. Такая практика не противоречит Федеральному закону «О свободе совести и религиозных объединениях», принятому в 1997г.
Однако следует различать религиозные организации и секты, которые в своей деятельности не нарушают законодательство, и секты тоталитарные, с криминогенной направленностью, деятельность которых сопряжена с причинением вреда здоровью граждан, с иными посягательствами на права личности. Они социально опасны и подлежат запрету. Именно такой позиции придерживается наша общественность.
Учитывая глубокие социокультурные трансформации можно предположить, что процесс возникновения и распространения новых религий будет происходить и дальше. Нетрадиционные религии представляют собой культурологические реалии современной цивилизации, вступающей в новую стадию своего развития. Наиболее влиятельные из нетрадиционных религиозных объединений прочно стоят на ногах и продолжают укреплять свое положение, поэтому тщетны надежды на их исчезновение с российской сцены. Хотя целый ряд факторов, порождавших религиозные новации в современном мире, одинаков, будучи связан с общим цивилизационным процессом, с сопутствующими ему трудностями и противоречиями в промышленно-экономической и экологической сфере, в сфере национальных, политических отношений и с их отражением в религиозном сознании. Однако было бы неправильно представлять процесс появления и распространения новых религий как единообразный, нивелируя существенные различия соответствующих им культурно-исторических условий, традиций и особенностей общественно-экономической и политической обстановки. Нет сомнения, что определяющую роль в широком распространении в постсоветской России нетрадиционных религий имеют общие причины, но для каждого региона существуют особые обстоятельства.
Список литературы
1 Гараджа В.И. Религиоведение. – М., 1995
. Балагушкин Е. Критика современных нерадиционных религий-М.,-1984
. Бурлуцкая Е.В. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС учебной дисциплины «СОВРЕМЕННЫЕ НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ И КУЛЬТЫ» -Р.,2007