- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 38,17 Кб
Основные функции библиотечного обслуживания
УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ И ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КАФЕДРА ИЗДАТЕЛЬСКОГО ДЕЛА И БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЯ
Курсовая работа
по дисциплине «Библиотечно-информационное обслуживание»
Тема: Основные функции библиотечного обслуживания
Выполнила:
Студентка 35 ИАД группы
Костенко Ю.В.
Проверила: доц. Галиченко А.Ю.
Белгород, 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Теоретические аспекты библиотечной деятельности
.1 Определение понятия библиотеки
.2 Значение и история библиотек
.3 Определение понятия библиотечное обслуживание
ГЛАВА II. Социальные функции библиотеки
.1 Социальная роль библиотек в обществе
.2 Социо-культурный подход к библиотеке как феномену культуры
.3 Функции библиотеки, связанные с обслуживанием читателей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Библиотека – один из древнейших культурных институтов. За долгий период человеческой истории ее социальные функции претерпели существенные изменения. Назначением первых библиотек было хранение документов. Со времени своего возникновения до сегодняшних дней библиотека прошла первый этап эволюции общественной миссии: от обслуживания нужд правящей элиты до удовлетворения общественных потребностей. Библиотека превратилась в социальный институт, включающий информационные и культурные компоненты и обеспечивающий устойчивость связей и отношений в рамках общества.
Происходит эволюция социальной роли библиотеки, развиваются и становятся более разнообразными их функции. Наряду с информационной, культурно-просветительной и образовательной деятельностью они все больше играют роль в демократизации библиотечного дела и общества, в формировании общественного согласия и стабильности, в социализации, развитии интеллектуального потенциала людей. Меняется характер взаимодействия библиотек с различными учреждениями, с органами власти, с пользователями.
Закономерно и то, что по сравнению с другими учреждениями культуры в России именно на библиотеках реформы отражаются наиболее сильно и драматично, качественным образом меняя их роль в обществе, расширяя предъявляемые к ним требования. Библиотеки в наибольшей мере зависимы от изменений в окружающей их среде – состояния книгоиздания, книгораспространения, развития информационной сферы и телекоммуникаций, работы почты и транспорта, таможни, но главное, – от изменений в структуре общества, снижения уровня жизни значительной его части, появления новых сфер занятости и новых социальных групп с информационными потребностями.
В настоящее время библиотека является одним из наиболее многочисленных, наиболее посещаемых учреждений культуры бесплатно предоставляющими пользователям свои услуги.
Внедрение в деятельность библиотек новых информационных технологий позволило превратиться им в информационные центры, предоставляющие пользователям доступ к национальным и мировым информационным сетям и банкам данных.
Современная библиотека – это информационный автоматизированный центр, обслуживающий пользователей как в локальном, так и в удаленном режимах и предоставляющий им широкий комплекс услуг. Это центр работы с книгой и информацией, центр общения и досуга, центр развития интеллектуального и творческого потенциала читателей.
Актуальность данной темы подчеркивает одна сторона дела, на которую следует обратить наше внимание. В каждом обществе создаются свои условия существования политических, общественных и культурных организаций, способствующие их развитию, подъему или упадку. Кризис того или иного явления по существу проявляется в том, что новые ценности и новые формы организации жизни сменяют старые. Но при этом не всегда происходит их переосмысление. Сегодня существует мнение о том, что традиционная библиотека изживает себя, что она отчасти утратила свое истинное предназначение, и уже не удовлетворяет тем требованиям, которые к ней предъявляет современное общество и поэтому ее вскоре вытеснит электронная или как ее еще называют «виртуальная библиотека». В данной работе мы проведём анализ функций библиотечного обслуживания.
Основные разработки данного исследования хорошо описаны в трудах Н.А. Рубакина, К.И. Рубинского, Л.Б. Хавкиной, О.С. Чубарьяна, И.М. Фрумина, Н.С. Карташова, Ю.Н. Столярова, В.В. Скворцова, Н.И. Тюлиной, Л.М. Иньковой, А.Е. Шапошникова.
Целью исследования является – освещение роли основных функций библиотечного обслуживания в современном обществе.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
üопределить понятие и социальную роль библиотеки;
üрассмотреть библиотечное обслуживание, как систему каналов удовлетворения личностных потребностей читателя.
Предмет изучения:функции библиотечного обслуживания.
Объект: пользователи библиотеки
Методы исследования:
- анализ документации,
- анализ статистики,
- изучение литературных источников,
- социологические исследования по данному вопросу.
Стркутура курсовой работы:
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Во введении обоснована актуальность и определена степень научной разработанности проблемы, указаны цель, задачи, объект, предмет, методы исследования, раскрыта новизна и практическая значимость работы.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты библиотечной деятельности; во второй главе раскрыты социальные функции библиотеки.
В заключении подведены итоги и сделаны выводы.
ГЛАВА I. Теоретические аспекты библиотечной деятельности
1.1 Определение понятия библиотеки
Библиотека (греч. от библио – книга и тека – место хранения) – учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования, а также осуществляющее справочно-библиографическую работу. Наряду с библиотечным фондом, библиотека располагает библиотечным персоналом и соответствующей МТБ. Современная библиотека гарантирует открытый, своевременный и беспрепятственный доступ ко всей документированной информации, способствует непрерывному образованию, культурному развитию, поддерживает интеллектуальную свободу, содействуют охране демократических ценностей и гражданских прав. В настоящее время всё более распространяются и включаются в состав библиотечных фондов микрофиши, микрофильмы, аудио- и видеокассеты, диапозитивы, оптические носители (например, CD-ROM).
Существуют сотни определений библиотек, но полностью их сущность всё равно не охвачена. Причины в том, что речь идет о самых универсальных учреждениях из всех созданных человеком. Их богатство и значение росли по мере того, как человек делал очередные шаги в познании окружающего мира и самого себя. Они содержат «всё» и имеют отношение «ко всему», призваны оказывать помощь и содействие «кому угодно» и «в чем угодно», человеку – в любом возрасте и в любом состоянии, здоровому и больному, свободному и заключенному, зрячему и незрячему. В библиотеках – все знания, накопленные поколениями разных народов на долгом историческом пути: о живом и мертвом, о микромире и о галактиках.
Чего у них пока недостаточно – это того, что самим человеком не познано, например точных данных о том, где находятся границы Вселенной и когда мир прекратит существование, что будет после этого. Отсутствуют среди богатств библиотек и определенный ответ на вопрос, для чего человек появился на Земле (зачем он создан Господом из «праха земного» – по Библии).
В библиотеках представлено то, что А.И. Герцен назвал духовным завещанием одного поколения другому. «Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась, – писал он.- Она росла вместе с человечеством, в неё кристаллизовались все учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца; в неё записана та огромная исповедь бурной жизни человечества, та огромная аутография, которая называется всемирной историей. Но в книге – не одно прошедшее; она составляет документ, по которому мы вводимся во владение настоящего, во владение всей суммы истин и усилий, найденных страданиями, облитых иногда кровавым потом; она – программа будущего. Итак, будем уважать книгу!»
Сама же библиотека, по словам великого мыслителя и демократа, это – «открытый стол идей, за которым каждый найдет ту пищу, которую ищет; это – запасный магазин, куда одни положили свои мысли и открытия, а другие берут их в рост».
1.2 Значение и история библиотек
Богатство и значение библиотеки росли по мере того, как человек делал очередные шаги в познании окружающего мира и самого себя. Они содержат «всё» и имеют отношение «ко всему», призваны оказывать помощь и содействие «кому угодно» и «в чем угодно», человеку – в любом возрасте и в любом состоянии, здоровому и больному, свободному и заключенному, зрячему и незрячему. В библиотеках – все знания, накопленные поколениями разных народов на долгом историческом пути: о живом и мертвом, о микромире и о галактиках.
В библиотеках представлено то, что А.И. Герцен назвал духовным завещанием одного поколения другому. «Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась, – писал он.- Она росла вместе с человечеством, в неё кристаллизовались все учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца; в неё записана та огромная исповедь бурной жизни человечества, та огромная автография, которая называется всемирной историей. Но в книге – не одно прошедшее; она составляет документ, по которому мы вводимся во владение настоящего, во владение всей суммы истин и усилий, найденных страданиями, облитых иногда кровавым потом; она – программа будущего. Итак, будем уважать книгу!»
Сама же библиотека, по словам великого мыслителя и демократа, это – «открытый стол идей, за которым каждый найдет ту пищу, которую ищет; это – запасный магазин, куда одни положили свои мысли и открытия, а другие берут их в рост».
История книжного дела на Руси, в России, в СССР – это история гонения на печать, цензуры церковной, светской, государственной и партийной. В этих условиях и развивалось печатное слово, создавались библиотеки, обслуживались читатели. Основная масса фондов нынешних библиотек – это ведь то, что было накоплено до начала 90-ых годов нашего века, в цензурную эпоху, в том числе и известная доля отечественных и зарубежных изданий, вышедших в свет до 1917 года в крупных библиотеках.
Ко второй половине ХХ века вопрос о цензуре в аспекте человеческих свобод стал признанной на международном уровне проблемой.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, принятой в 1993 году, цензура у нас отменена.
Вряд ли существует страна, в истории которой в прошлом отсутствовали бы какие-либо периоды, события, явления, деяния негативного характера.
В 90-е годы в российских библиотеках произошли большие изменения. Человеческая личность освободилась от многого, что ее стесняло
Советский режим покинул историческую сцену, куда вступил под звуки фанфар. Окончательная оценка советского этапа библиотечного развития, как и соответствующего периода истории нашей страны, – дело будущего. Но сегодня не следует ни идеализировать его и сожалеть, что он остался в прошлом, ни рисовать всё, что было тогда, одними черными красками.
Политические перемены – устранение цензуры – создали благоприятные условия для деятельности библиотек, что совпало и с общими тенденциями развития этих учреждений во всем мире.
Библиотеки получили у нас значительную свободу деятельности. Созданы условия для самоорганизации и самодеятельности их сотрудников. Получает развитие их содружество с собратьями по профессии из других стран. Появились возможности для включения библиотек в глобальную библиотечно-информационную систему.
Произошли изменения и в типологии библиотек. Понятия, направления, виды деятельности, укоренились в библиотечном деле России.
В последние годы мы стали свидетелями того, как сильно меняются представления о задачах и возможностях библиотек, об их месте в культурной, научной, образовательной и информационной инфраструктуре, их роли в политической жизни, развитии демократии, местного самоуправления, рыночной экономики, формирования глобального информационного пространства. Эти представления претерпевают изменения одновременно и на профессиональном, и на правительственном, и на обывательском уровне.
Происходит эволюция социальной роли библиотек. К традиционным функциям просветительского характера, сохранения и приумножения культурного наследия добавляются функции информационных центров, предоставляющих доступ к национальным информационным сетям и банкам.
Меняются традиционные внутри библиотечные технологии, формы библиотечного обслуживания населения, характер взаимодействия с органами власти, различными социальными группами.
Закономерно и то, что по сравнению с другими учреждениями культуры в России именно на библиотеках реформы отражаются наиболее сильно и драматично, качественным образом меняя их роль в обществе, расширяя предъявляемые к ним требования. Библиотеки в наибольшей мере зависимы от изменений в окружающей их среде – состояния книгоиздания, книгораспространения, развития информационной сферы и телекоммуникаций, работы почты и транспорта, таможни, но главное, – от изменений в структуре общества, снижения уровня жизни значительной его части, появления новых сфер занятости и новых социальных групп с информационными потребностями.
Библиотеки выдвинулись в число тех немногих социальных институтов, которые берут на себя ответственность за обеспечение информационного и культурного единства регионов такой огромной страны.
В нынешний момент обществу нужны новые практические и фундаментальные знания, достоверная, оперативно получаемая информация. Потребность в этом может быть удовлетворена только через государственные и муниципальные общедоступные библиотеки, поскольку библиотека осталась единственным учреждением, предоставляющим доступ к культуре, знаниям и информации бесплатно.
С конца 1980 года, востребованность в библиотеках заметно возросла. При значительном сокращении сети других учреждений культуры, библиотеки приняли на себя функции культурных центров, организующих досуг людей.
По данным на 1 января 2010 года, библиотечная сеть России насчитывает около 150 тысяч библиотек.
Крупнейшими в стране являются две имеющие статус национальные библиотеки Российской Федерации – Российская государственная библиотека в Москве и Российская национальная библиотека в Санкт-Петербурге, а также Библиотека Российской академии наук. Все три библиотеки относятся к сонму мировых библиотечных гигантов.
1.3 Определение понятия библиотечное обслуживание
Большинство специалистов рассматривают библиотечное обслуживание как «деятельность, направленную на обеспечение информационных запросов пользователей (читателей, абонентов, клиентов) как непосредственно в библиотеке, так и вне ее стен».
Библиотечное обслуживание – это деятельность библиотеки как социального института по предоставлению библиотечно-библиографических и информационных продуктов и услуг в многообразных видах и формах в целях удовлетворения и развития различных потребностей социальных субъектов средствами библиотечно-библиографической и информационной деятельности на основе использования мировых документных и электронных информационных ресурсов. [9, с. 8].
Библиотечное обслуживание – важнейшая родовая функция библиотеки. Именно появление фигуры читателя, удовлетворение его потребностей, то есть обслуживание и делает библиотеку библиотекой, в противном случае можно говорить лишь о книгохранилище, складе книг и т. п. Содержание понятия «библиотечное обслуживание» эволюционировало по мере того, как изменялось представление о роли библиотеки на различных стадиях развития общества. В различные периоды акцент делался то на «пропаганде… произведений печати» как важнейшей задаче данного процесса; то (в 1990-е гг.) на «удовлетворении потребностей пользователей»; в последнее время большинство специалистов рассматривают библиотечное обслуживание как деятельность, направленную на обеспечение информационных запросов пользователей (читателей, абонентов, клиентов) как непосредственно в библиотеке, так и вне ее стен[9, с. 72].
Процесс библиотечного обслуживания может быть осмыслен в двух плоскостях.
Во-первых, он может быть рассмотрен как процесс социальный, т. е. имеющий некую «сверхзадачу», базирующуюся на том убеждении, что библиотечное обслуживание приводит к неким социальным последствиям и изменениям, как для конкретной личности, так и для различных социальных групп населения и для общества в целом, а во-вторых,- как технологический процесс, предполагающий «последовательность действий (операций, процедур) библиотекаря, направленных на предоставление пользователю определенной услуги». Задача, однако, заключается в том, чтобы синтезировать все имеющееся знание и увидеть библиотечное обслуживание как единое целостное явление.
Известно, что основные показатели (цели, задачи, направления) библиотечного обслуживания, и особенно поставленные перед ним обществом «сверхзадачи» определяются исторической ситуацией, социокультурными процессами, происходящими в обществе, и, прежде всего, тем отношением общества к личности и, следовательно, к читателю, которое доминирует в этот период времени в общественном сознании.
ГЛАВА II. Социальные функции библиотеки
.1 Социальная роль библиотек в обществе
Понятие социальной роли можно считать ключевым в иерархии понятий: «миссия», «значимость», «функции» библиотеки.
В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова слово «миссия» трактуется как «ответственная роль»; «значимость» – как синоним роли; «функция» – «круг обязанностей, назначение, роль».
Размышляя над содержанием понятия миссии публичной библиотеки, можно вычленить в нем два взаимосвязанных уровня – глобальный и личностный. В глобальном плане миссия библиотек состоит в сохранении и дальнейшем развитии достижений цивилизации; в личностном – в формировании Человека в человеке.
В понятие значимости включается степень необходимости библиотеки, осознаваемой государством, обществом и личностью. Библиотеки играли огромную роль в жизни людей во все времена. И сегодня, в условиях стремительного увеличения потоков информации и знаний, роль библиотек продолжает оставаться прежней. Одна из главных задач библиотек в современном мире – это обеспечить свободный доступ к информации и ее источникам всем желающим. И все чаще библиотекарь из пропагандиста и хранителя книги превращается в информационного специалиста, который с успехом ориентируется в огромном потоке информации, удваивающейся каждые 8 лет.
Социальная же роль ее – это реальное значение, место библиотеки в действительности в тот или иной период, Активность этой роли зависит от активности и полноты выполнения библиотекой ее функций, Вместе с тем точное определение и вычленение функций связано с четкостью понимания социальной роли библиотеки, обусловленной местом и временем. Функции в данной иерархии понятий – наиболее подвижные, изменяющиеся во времени и пространстве, миссия – понятие неизменное, исконно присущее библиотеке по самой ее природе.
Особенно нуждаются в библиотеках одна из самых незащищенных категорий населения – дети и юношество. Большинство семей из-за недостатка средств не могут приобретать книги, подписываться на журналы. В то же время усложнились программы обучения в школах. Практически каждый педагог по своей дисциплине требует знания не только учебника, но и дополнительной литературы, которой нет в учебных библиотеках. Закрытие детских и подростковых клубов по месту жительства и других учреждений, занимающихся организацией досуга детей, привели к тому, что библиотека остается единственным местом, где дети и подростки бесплатно могут не только получить необходимую информацию, документ, но и с пользой провести свой досуг. Есть проблемы и с организацией досуга юношества. Кроме того, эти группы населения крайне нуждаются в общении между собой и доброжелательно настроенными, компетентными взрослыми. Детская и юношеская библиотеки позволяет сделать это общение интересным и важным для развития полноценной личности.
Библиотечное обслуживание подрастающего поколения в значительной степени от-личаются от обслуживания взрослых. Именно поэтому дети и юношество имеют право на специализированное библиотечное обслуживание, что и закреплено Федеральным законом РФ «О библиотечном деле» (Ст.8). Развитие душевной жизни ребенка, его личности требует особого внимания специализированных учреждений, в том числе и культуры. Детям и молодежи нужен особый подход. Интеллектуальная и эмоциональная сфера детей только складываются, потребности еще не сформированы. Именно в этом коренное отличие детских библиотек от взрослых. Главная задача детских библиотек – создание для детей благопри-ятной среды развития, формирования потребности в чтении, информационных потребностей, организация осмысленного, духовно наполненного досуга.
В свою очередь юношеские библиотеки направляют усилия на содействие молодежи в раскрытии интеллектуальных, нравственных, духовных черт, на формирование полноценной личности третьего тысячелетия.
Просветительская функция юношеских библиотек касается буквально всех аспектов жизни молодого читателя, предоставляя ему нужную информацию в сфере мировоззрения, права, морали, здорового образа жизни, отношений с миром и природой, культуры, общения, искусства, досуга и т.п. Применительно к молодежной аудитории она несет и воспитатель-ную нагрузку. Это обусловлено социальной незрелостью юношества, неблагоприятными возможностями для его самоопределения в российском обществе, неустоявшимися личными интересами. Свою миссию библиотека осуществляет, опираясь на знание специфики юношеского возраста: психологической гибкости, мобильности молодых, изменение уровня социальной адаптации, личностных черт, влияние юношеской субкультуры, необходимость вы-бора профессии и многое другое.
2.2 Социо-культурный подход к библиотеке как феномену культуры
В последнее время много говорится о новой библиотечной теории и реализации её на практике. На различных семинарах и круглых столах обсуждались проблемы формирования новой методологии библиотечного дела и разработки новой модели современной библиотеки, которая бы отвечала требованиям общества. Единой теории библиотеки пока нет, существовали и существуют разные концепции идеальной библиотеки – просветительские, формальные, системные. Сегодня ученые все больше обращаются к содержанию и структуре библиотечного фонда и по нему изучают такие функции как систематизация, хранение и распространение культурного наследия. Проблема соотношения и соответствия библиотечной системы каталогов и представления читателя о том, где может находиться данная книга является очень важной и значимой. Книгу бывает сложно найти, поскольку принцип отбора литературы для библиотеки и принцип расстановки книг в фонде опираются на субъективные факторы. Читатель в первую очередь ориентируется на название темы, по которой интересуют его книги. Он ищет литературу в систематическом каталоге по рубрике, идентичной в его понимании его проблематике. Тут и появляются спорные моменты, куда ставить книгу, если по содержанию она относится и к одной, и к другой сфере. Каким образом в библиотеке происходит изменение форм классификации и что является определяющим фактором при распределении литературы в каталоге?
Сегодняшняя библиотечно-библиографическая классификация (ББК) уже не отражает в полной мере систему научного знания и структуру культуры. Многие ее элементы требуют замены или новой интерпретации. Можно конечно, добавить в существующую классификацию новые разделы и дифференцировать прежние, что сделает ее еще более сложной и трудной для восприятия и понимания. Становится ощутимой потребность в новой классификации литературы в библиотеках, которая предполагает создание другой структурно-тематической модели каталога.
С точки зрения культурологического подхода организация информационного потока должна осуществляться на основе системного понимания культуры. В качестве примера такого рода классификации можно привести систему культуры философа Э. Кассирера [18, c. 206-209]. Он предлагал систематизировать знание и другие виды человеческой деятельности на основе принципа многообразия культурных форм, среди которых выделял, прежде всего, миф, познание, язык. По его мнению, мир символичен изначально в сознании людей. Они воспринимают реальную действительность, преобразовывая ее в знаки, понятные всем или только специалистам. Книга, состоящая из букв, слов, предложений в своей совокупности также отражает действительность прошлого, настоящего, будущего такой, какой ее видят и хотят видеть люди. Символы, которые мы находим в исторических и культурных памятниках, служат в качестве носителей информации, вербальной и невербальной, посредством которой мы пытаемся себе представить картину происходящих событий во времени и пространстве.
Заслуга Кассирера состоит в том, что он предложил содержательно-типологический подход к строению культуры, в котором наряду с научным знанием самостоятельное значение получили миф, религия, искусство и иные формы мировоззрения [18, c. 206-209]. Речь идет не о рубрикации культуры на самостоятельные типы, а о поиске органической связи между ними. В идеале библиотека должна представлять собой не просто набор книг по разным областям знания, а целостность культуры. Очевидно, что ее каталог самым тесным образом связан не столько с познанием (если использовать это слово как синоним точной информации), сколько с образованием (если понимать его изначально, как «культурность»). Конечно, непосредственно сама типология символических форм Кассирера не может служить основой библиотечного каталога, однако принцип многообразного единства имеет непреходящее значение.
При анализе принципов представления информационного потока в библиотеке можно использовать известный тезис французского мыслителя М. Фуко: «Знание является властью». Ораторское искусство, письменная культура, божье слово, современные системы трансляции знания и массовые коммуникации, так или иначе, представляют форму власти в истории культуры. Библиотека является местом, где сосредоточено знание, где оно подчинено порядку, контролю, группировке. Говоря о возникновении идеи библиотек, следует предположить, что они создавались в целях упорядочения суммы накопленных знаний. Тогда проблема состоит в том, каким образом власть подчиняет себе знание и заставляет его служить собственных целям и как библиотека контролирует власть над знанием. Знание само по себе уже формализовано, архивировано, стратифицировано. Библиотека осуществляет дополнительную селекцию, устанавливая при этом общие границы знания, его возможности для удовлетворения познавательных или эстетических потребностей людей.
В каждой библиотеке, независимо от ее предназначения, существовали определенные цели, задачи, обязанности, правила и нормы. Обычно идеологические, ценностные ориентации библиотеки оказываются встроенными в ее технологию и это заставляет более пристально проанализировать разного рода, как внешние инструкции государственных институтов, так и внутренние правила порядка. Библиотека, кроме того, что она является книгохранилищем, культурным центром, средоточием духовного наследия, выступает как сцена политических, социальных, экономических, культурных преобразований. Государство диктует ей условия существования, дает право на приобретение и выдачу книг, которые нужны в целях образования и просвещения. В библиотеке хранились книги официальные и запрещенные и это различие было частью стратегии власти. Одни книги нужно и можно было читать, другие нельзя было читать, зато надо было хранить. Система открытого доступа, абонемента, специального хранения и списания показывает, как меняется структура потребностей общества и его ценности. В советское время в открытом доступе лежали произведения классиков марксизма-ленинизма, в эпоху застоя – партийных и государственных деятелей. Их нужно было читать.
Неопределенность идеологической и ценностной системы в государстве напрямую отражается в неопределенности ранжирования книжного потока в библиотеке. Библиотека как культурный и информационный центр города в наибольшей степени выполняет свою культуросозидающую миссию через обеспечение читателей литературой, необходимой для учебных, образовательных целей. В отношении всего книжного потока она в большей степени оказывается простым книгохранилищем, чем в предыдущие десятилетия.
Таким образом, идеи Кассирера и Фуко встречаются в библиотеке. Классификация книг должна отвечать принципу целостности символических культурных форм, а деятельность библиотеки отражать ценностные ориентации власти современного общества.
2.3 Функции библиотеки, связанные с обслуживанием читателей
библиотека обслуживание читатель
В библиотечном обслуживании реализуются многообразные функции:
üсоциальные – мировоззренческие, информационные, культурно-просветительские, образовательные. Они определяются законом «О библиотечном деле» и реализуются через систему психологических и педагогических функций;
üпсихологические – ценностно-ориентационные, познавательные, коммуникативные, эмоционально-компенсаторные, рекреационные, эстетические, рефлексивные;
üпедагогические – воспитательные и самовоспитательные, образовательные и самообразовательные, обучающие и самообучающие, развивающие.
Таким образом, в основе той или иной концепции библиотечного обслуживания, принятой в обществе в определенный период его развития, лежит отношение к читателю, то есть – та или иная концепция читателя.
Приведем концепции библиотечного обслуживания [16]:
· идеологическая концепция (основана на отношении к библиотеке как к идеологическому учреждению);
· педагогическая концепция (существовала с первых лет Советской власти, но стала наиболее выражена в период ослабления административно-командной системы управления в стране);
· просветительская концепция (сформировалась в период перестройки, с введением плюрализма);
· социализирующая концепция (основывается на теории социализации личности, сформулированной в XX в. как альтернатива теории воспитания);
· информационная концепция (стала формироваться в последнее десятилетие XX в. Она базируется на свободном доступе к информации и ориентирована на читателя).
Необходимо заметить, что в разных типах библиотек главенствовать будут разные концепции, например, для научной библиотеки – информационная, для юношеской – социализирующая, для детской – педагогическая.
В соответствии с отношением россиян к сегодняшней публичной библиотеке, выявленным исследователями, и требованиями к ней со стороны государства и общества можно выделить среди многих функций несколько основных, связанных с обслуживанием читателей:
- информационную,
- просветительскую,
- кумулятивную,
- образовательную,
- педагогическую (воспитательную),
- коммуникативную.
Информационная функция – функция наиболее широкого диапазона, в основе которой лежит лишь сообщение о документе, а читательский адрес такого сообщения – любой человек. Ограничение здесь одно: человек должен осознавать свою информационную потребность и искать её удовлетворения. Информационная функция – это совокупность видов её деятельности по информационному обеспечению материального и духовного производства. Реализация функции выражается в виде процесса удовлетворения информационных потребностей читателей за счёт массива информации, накопленного в ней, а также других доступных ей источников информации. Это фундаментальная, универсальная, сущностная функция современной библиотеки. На её основе «произрастают» производные функции, которые подразделяются на два класса: вне исторические и конкретно-исторические. К первому классу, вне всякого сомнения, относятся мемориальная, кумулятивная, утилитарная, коммуникационная функции. Ко второму классу относятся функции, содержание которых определяется конкретными историческими условиями, например, формацией, политическим строем, уровнем развития экономики, культуры, образования и т.п. В условиях России их перечень может быть ограничен двумя классами: 1) информационная поддержка материального производства; 2) информационная поддержка духовного производства. Первый класс функций наполняется конкретным содержанием в зависимости от обслуживаемой отрасли материального производства. Второй класс включает четыре основные функции: социализирующая, образовательная, культурная, рекреационная.[8, с. 37]. В демократическом обществе выполнение социальных функций библиотеки должно быть построено так, чтобы каждый гражданин, независимо от пола, возраста, национальности, образования, политических убеждений, отношения к религии и других социально-демографических признаков, имел равное право на свободный, ничем не ограниченный доступ к информации. При этом недопустима никакая государственная или иная цензура, ограничивающая этот доступ. Содержание деятельности библиотеки должно отражать идеологическое и политическое многообразие, существующее в обществе. Только при соблюдении этих условий библиотека может стать подлинно демократическим инструментом общества, гарантом прав человека на интеллектуальную свободу, свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры, на культурную, научную и образовательную деятельность.
Просветительская функция, сутью которой является распространение знаний, как бы конкретизирует и направляет на цель информационную функцию. Однако функция просвещения не предусматривает жёсткого навязывания читателю определенных взглядов, идей, концепций. Ему предлагается свободный выбор их. Правда, полностью снимать субъективный момент в просветительской работе библиотеки нельзя. В последние годы стал заметен приток читателей в библиотеки, особенно в городских библиотеках. Это объясняется новыми потребностями людей, такими как необходимость получить новые знания, повысить квалификацию или переквалифицироваться, освоить новые учебные программы, и, особенно важный мотив, отсутствие средств у людей для приобретения книг в личное пользование и др. Новое время внесло изменения в структуру пользователей библиотек. Уменьшилось число исследователей и работников промышленных предприятий, но заметно увеличилась молодежная аудитория, появилась новая категория читателей: предприниматели, социально-незащищенные и малоимущие категории населения – студенты, инвалиды, пенсионеры, безработные. Тем самым появилась новая функция у библиотек как учреждений, вносящих определенную стабилизацию и снижающих социальную напряженность в обществе. Просветительская функция библиотек относится к числу кардинальных в деятельности любой библиотеки. И связано это с природой самого этого социального явления, его миссией. Значение просветительской функции библиотек в настоящее время усиливается, так как, с одной стороны, происходит оскудение интеллектуального и нравственного потенциала общества, с другой – активное развитие компьютеризации, позволяющей оптимально удовлетворить деловые, прагматичные потребности личности.[20, с. 30] Вузовские библиотеки как культурно-просветительные учреждения оказывают всё большее влияние на развитие гуманистического, нравственного и эстетического начала личности студента. Решению этой задачи способствуют не только книжные фонды, работа с ними, но и проводимые по инициативе библиотекарей мероприятия. В настоящее время значительную часть успеха воспитательной работы в вузе обеспечивает ориентация на конкретные потребности и интересы студентов, знание духовного мира простого, массового студента. Отношение студентов к миру духовных ценностей становится при этом одной из важных проблем, оказывая воздействие не только на уровень подготовки будущих специалистов, их гуманитарную культуру, но и на всё будущее России.
Кумулятивная функция библиотеки реализуется посредством сбора и концентрации разнообразных по форме, содержанию и целевому назначению документов независимо от времени и места их создания. Суть мемориальной функции заключается в сохранении совокупности собранных документов с целью их передачи во времени и пространстве. Коммуникативная функция библиотеки реализуется посредством удовлетворения информационных и социокультурных потребностей пользователей. Научно и производственно-вспомогательные функции реализуются путем создания условий для информационного содействия науке, экономике и производству. Досуговая функция библиотеки реализуется путем создания условий для организации интеллектуального досуга.
Образовательная функция публичной библиотеки реализуется в возможности помочь читателю углубить и расширить постигаемую им программу той или иной ступени обучения или собственную программу самообразования. Осуществление этой функции связано также с задачей непрерывного образования и, следовательно, пересекается с реализацией функции просветительской. Реализация образовательной функции всегда являлась неотъемлемой составляющей частью деятельности библиотеки. В то же время функционирование любого образовательного учреждения, осуществление любой образовательной программы невозможно без опоры на библиотеку и ее информационные ресурсы. Таким образом, деятельность таких разных социальных институтов как библиотеки и образовательные учреждения всегда была тесно взаимосвязана.
Педагогическая (воспитательная) функция подразумевает формирование личности определенного типа, внушение ей тех или иных идей, привитие необходимых, с позиций библиотечной политики, качеств. В этом коренное отличие воспитательной функции от просветительской, особенно явственно заметное в условиях тоталитарного государства.
Воспитание читателей – одна из важнейших задач массовой библиотеки. Она воздействует на них множеством всевозможных информационных источников, художественной и публицистической литературой, аудиовизуальными средствами и многообразием форм общения. Результаты всесторонней воспитательной деятельности библиотеки находят воплощение не только в конкретных делах читателей на работе, в духовно-культурной сфере, но и способствуют формированию личности, интересов и потребностей. Она организует досуг и чтение различных групп населения, развивает разумные потребности отдельной личности и коллектива читателей, особенно молодежи. В досуговой сфере широкое поле для инициатив клубов по интересам, кружков литературного творчества, других читательских объединений. В воспитательном процессе, который организует библиотека нет объектов, есть только субъекты.
Одной из творческих педагогических задач является системное осмысление воспитательного процесса, как теоретически, так и практически, применительно к библиотечному делу. Воспитательный процесс в библиотеке следует рассматривать как единство составных элементов, объективных условий, в котором он протекает, т.е. содержания, формы, целей, средств и методов, объекта и субъекта воспитания, а также других факторов, имеющих к нему прямое или косвенное отношение. В воспитательном процессе следует также учитывать природу личности, триединство органической связи, в которую входит а) природно-биологическая основа и б) результат взаимодействия совокупных общественных отношений, которые определенным образом формируют человека, в) самостоятельные, самоуправляющие внутренние силы самого человека, обеспечивающие развитие личности, ее самодвижение к определенной социальной и культурной независимости. Библиотека соответствует времени и общественно-политическим условиям, в которых она функционирует. Библиотека, как и школа, должна идти за обществом, решая вместе с ним социально-экономические проблемы, В каждую конкретную эпоху организуется такая библиотека, как, впрочем, и школа, которая отвечает запросам обществе, т.е. отражает наши желания, устремления в будущее, ощущения всего мира и самих себя в нем[23. с. 25].
Библиотека воспитывает читателя всей своей организацией, заведенным многолетним укладом, опытом и профессиональными знаниями сотрудников, подбором библиотечного фонда. В казённой, формализованной библиотеке наиболее неуютно почувствуют себя читатели с тонким душевным восприятием, обладающие развитым мышлением, нестандартными запросами. Эта категория читателей особенно нетерпима к тому всепоглощающему стандарту, который именуется руководством чтением или бездумной опекой над читателем, отучающей самостоятельно думать и мыслить. Из-за постоянного стремления к руководству чтением библиотека «застойного социализма» оказалась не способна оценить по достоинству самого читателя, разбудить в нём пытливый ум и жажду чтения.
Бюрократический стиль библиотечного обслуживания в массовой библиотеке в недалеком прошлом стал господствующим и сохраняется до сего времени. Заботы и усилия библиотекаря направлены не на расширение круга чтения и осмысление прочитанного читателями библиотеки, а на соблюдение формы, чтобы была «хорошая» статистическая посещаемость и «обращаемость» книги, а каково её воздействие на личность, чем обогатился читатель в результате чтения – вот те вопросы, который зачастую не интересуют библиотекаря; иногда они ему просто недоступны. Этой системе воспитания в библиотеке могут противостоять не отдельные попытки что-то изменить в отношении читателя, библиотекаря или самой библиотеки. Требуется полная переориентация в понимании воспитательного назначения библиотеки.
Осуществляя воспитание с помощью печатного слова, книги и чтения, необходимо добиваться сопричастности читателя со всем духовным наследием человечества, чтобы он осознал свое отношение ко всему богатству культуры. Библиотека призвана формировать человека в целом, в его настоящем и будущем. Помочь нам всем отойти от стереотипов, прежде всего, от морали, утверждающей будто все нравственно, что хорошо для укрепления революционных завоеваний, что цель оправдывает средства. Такая мораль не может и никогда не сможет заменить мораль общечеловеческую. Моральный беспредел особенно опасен в нынешних условиях общественно-политической нестабильности и острых межнациональных конфликтов. В каждой библиотеке необходимо создать условия, чтобы эффективнее проводить линию на разъяснение нравственных ценностей, возвращая людям возможность усваивать такие вечные понятия, как совесть, порядочность, личное достоинство, «честное слово». Абсолютизация классового подхода в воспитании, догматические установки препятствовали взаимодействию с реальными общечеловеческими ценностями, современными явлениями мировой культуры. Среди части молодежи наблюдается весьма поверхностное, сомнительное и стыдливое отношение к понятиям, которые во все времена у народов считались незыблемыми, святыми, как Родина и любовь. Для их низвержения используется один и тот же прием – отчуждение с помощью очернения. Можно сказать, что культ очернительства, разоблачения и хулительства в средствах массовой информации достиг своего пика и представляется, чуть ли не единственным творческим началом в общественной жизни. Так ли это на самом деле? Такой культ совершенно не плодотворен, не созидателен, он сужает наши представления о многообразии жизни, лишает человека возможности адекватно, во всех противоречиях воспринимать окружающую действительность, порождает ущербность, злобу и ненависть. В конечном счете происходит определенная деградация интеллектуальных способностей человека.
В воспитании мы больше обращаемся к рассудку, но не к нравственному чувству читателя. Людей занимает не одна злоба дня, запросы и потребности человека значительно шире и глубже. Он не только желает многое знать, но у него должно оставаться свободное «поле» для чувств и переживаний, несмотря на царящее в течение многих лет почти узаконенное ханжество, двоемыслие, фактическое поощрение аморальности. Библиотеке необходимо поддерживать постоянный интерес в обществе к вопросам воспитания человека, преодолевая при этом догматизм, начетничество, мертвящую схоластику. Здесь необходимо осознать истину о плюралистичности гуманитарного мышления, невозможности его «выпрямления» и схематизации. Необходимо отказываться от устаревших форм и методов воспитательной работы в библиотеках, которые отталкивают читателей, а не привлекают новизной и нестандартностью, возможностями их активной самодеятельности.
Воспитать человека необходимо, прежде всего, нравственным, что означает подлинная личность, настоящий человек, истинный герой. Такой человек – умелый работник, он способен сочетать беспредельную преданность идее с высочайшей нравственностью.
Зарождающееся в наше непростое время новое общество видится сегодня, прежде всего, как общество реального гуманизма и социальной справедливости, в котором самой высокой ценностью является человек, его условия жизни, заботы, устремления, всестороннее и гармоническое развитие, достойное материальное и моральное вознаграждение за труд, возможность повышения уровня культуры и нравственности.
Воспитательное воздействие библиотеки основано на чтении. Иногда сравнивают читателя с музыкантом, называя его исполнителем книги. Не каждый читатель выдающийся исполнитель. Выдающиеся музыканты и исполнители книги встречаются относительно редко. Достаточно быть обыкновенным вдумчивым читателем, которых, к сожалению, становится все меньше м меньше. По данным социологов, школьник прочитывает за год пять-шесть книг, а учащийся средних учебных заведений – три-четыре. Уменьшение читателей и читаемости обусловлено множеством соблазнов. Смотреть телевизионную передачу легче, чем читать, меньше умственное напряжение, особенно, когда развлекательная программа. Преодоление соблазна легкого телепросмотра и даже малопродуктивного чтения требует волевого усилия. На помощь читателю должна прийти библиотека, предоставляя ему широкий выбор всевозможной литературы, тактично и умело направляя его читательские интересы.
Выбор в наибольшей степени характеризует личность. В часы досуга можно себе выбрать занятие по душе: посмотреть развлекательную телепередачу, пойти в дискоклуб, посетить библиотеку. Пропаганда библиотеки должна обеспечивать приток новых читателей, профессионально квалифицированная работа с ними активизирует читателей, повышает эффективность чтения.
Снижение посещаемости библиотеки, особенно молодежью, столь отчетливо распространившееся явление в последние годы, должно тревожить все общество. Некоторые из молодых людей остаются глухи к литературному чтению, книге. Преодолеть такой индифферентизм можно только с помощью обучения читать и пользоваться печатным словом. Не следует ориентироваться на малокультурного человека, идти на поводу бескультурья, подстраиваться под вкусы людей, которые не могут серьезно и вдумчиво читать.
В потреблении духовных ценностей не может быть равенства. Демократизм следует усматривать несколько в ином. Критерии усвоения духовных ценностей должны быть высокие, до которых следует с трудом дотягиваться, а не опускаться. В библиотеке следует развивать дух соревновательности в познании литературного произведения, углубленного понимания смысла и назначения прочитанной книги. Для библиотеки в общепринятых формах деятельности множество видов работы с читателями: обзоры книг, диспуты, рассказы и пояснения у книжной полки, выставки, конференции, представления книг и др. Все они могут быть использованы дня воспитания читающей личности.
Идея гуманитаризации воспитания и образования получает все большее признание среди библиотекарей. Технократизм, всеобщая компьютеризация, несомненно, необходимы. Но человеку этого недостаточно, ему нужен общий взгляд на жизнь и на себя, понимание настоящего и будущего. Библиотека гуманистической направленностью своей деятельности содействует объединению человечества, связующим началом которого должно быть искусство, гуманные идеи добра, сострадания, взаимопомощи, бережного отношения к природе, среде обитания. Экономика неразрывно связана с культурой, без которой не будет экономического прогресса. Самая доступная форма воспитания культуры – обращение к книге. Начинать желательно с классической отечественной и мировой литературы и идти к лучшим произведениям современности. В литературе наиболее надежно сохранены общечеловеческие ценности, вечные идеалы добра, чести, свободы, что помогает осознать жизнь, свое место в ней, заглянуть в будущее. Всесторонность и профессионализм – существенные черты воспитанности и образованности, наиболее полно отвечающие требованиям современности. Библиотека организует различные виды чтения, которые служат важнейшими элементами образовательного и воспитательного процессов. Аудиовизуальные каналы выполняют вспомогательную роль[24, с. 18].
Воспитывая интерес к знаниям, стремление их пополнять, библиотека формирует самообразовательные потребности у читателей, развивает навыки самостоятельного учения. Одновременно воспитываются любовь к чтению, умение анализировать прочитанное, кратко и емко конспектировать читаемый текст. Вырабатываются система самостоятельного усвоения знаний, постоянная потребность в интеллектуальной деятельности. Это гарантирует качественное усвоение не только школьного курса, специального среднего учебного заведения, вуза, но в дальнейшем продуктивное самообразование на протяжении всей жизни, непрерывное повышение профессиональной квалификации, общекультурного уровня. Самостоятельное чтение, организуемое библиотекой, активизирует мышление, способствует созданию собственных взглядов и мнений. Специалист, не научившийся работать самостоятельно, не воплотит возникшие у него идеи в проекты и концепции. Человек по-настоящему владеет лишь тем, что он добывает собственным трудом. Библиотека формирует подлинного читателя, вдумчиво относящегося к литературному произведению. Необходимо, чтобы читатели постигали литературу не понаслышке, а от самих авторов и их произведений.
Во всей этой работе массовую библиотеку отличает педагогическая направленность, использование форм и методов воспитания для формирования интересов и взглядов личности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Дифференциация читателей позволяет направить воспитательные усилия в соответствии с их потребностями, которые являются определяющими в жизни, трудовой или учебной деятельности. Главное в воспитании культуры потребления информации состоит в том, чтобы с ее помощью активно решать творческие задачи, повышать уровень образования и воспитания. В библиотеке читатель не может получить на свой вопрос готовый ответ, более того, он не должен его получать, но он может осмыслить его с помощью книг, подумать, посоветоваться с библиотекарем, вместе думать значительно лучше. Различие во мнениях помогает продвигаться к истине. Любая деятельность в этих условиях в конечном итоге сводится к общению, выступает как форма связи с другой личностью или с другими (коллективом, искусством, историей). Однако в усвоении информации не следует превращаться во все поглощающих наркоманов, готовых без всякого отбора воспринимать и усваивать нужное и ненужное, беспрерывно смотреть множество телепередач, слушать часами радио, читать несколько десятков газет, не оставляя себе времени на серьезное чтение книг, раздумий об окружающей действительности, о времени и о себе. Информационная всеядность – болезнь века.
Только думающий читатель может быть полноценным и сознательным участником демократического процесса. Непригоден для современного демократического общества и библиотековедения столь распространенный в недалеком прошлом взгляд о необходимости в библиотеке строго и неукоснительно в определенном направлении формировать мировоззрение читателя и его образ мыслей. Мол, без такого наставничества он будет постоянно блуждать в потемках, натыкаясь на всевозможные идеологические рифы, так и не осознав, какой дорогой ему двигаться в своем познании и развитии. Вряд ли в настоящее время кто-либо придерживается столь отсталого манипулятивного подхода, характерного для тоталитарного и авторитарного общества, который не соответствует и противоречит новому демократическому развитию нашей страны. Сегодня воспитание в библиотеке должно ставить своей целью содействие развивающейся, широкообразованной и высокоинтеллектуальной личности. Каждый читатель самостоятельно вырабатывает свои взгляды, свое собственное умение мыслить и развиваться как гражданин демократического общества. Такой подход в воспитании соответствует современным представлениям о правах человека, о личности, живущей в демократическом обществе, способной содействовать развитию культуры, современных технологий, научно-техническому прогрессу.
В воспитании велико значение книги, печатного слова. Однако все сводить к словесному воспитанию означает пренебречь опытом жизни. Книжное, словесное воспитание без опыта жизни может породить только начетчиков, говорунов, оторванных от реальной действительности. Об этой страшной опасности в воспитании убедительно писал А.С. Макаренко: «Самое упорное натаскивание человека на похвальных мыслях и знаниях – пустое занятие. В лучшем случае получится ханжа или граммофон. Сознание должно прийти в результате опыта, в результате многочисленных социальных упражнений, только тогда оно ценно… Сознание, не построенное на опыте, хотя и выражается в многословных формах, на деле, прежде всего, слабосильно, во-вторых, одиноко, не способно творить никакую практику – это то, что для нашего общества наиболее опасно».
Выдающийся психолог А.Н. Леонтьев, разрабатывая теорию социально-деятельностной сущности человеческой личности, отмечал, что личность обретает свое «Я» в процессе совместной деятельности, труда и общения. Вера, совесть, честь и другие установки формируются в деятельности, в делах и поступках, а не достаются в наследство от родителей и не передаются посредством самых правильных и искренних слов.
Библиотека обладает большими возможностями в оказании помощи в нравственном самоопределении личности, в освоении нравственной культуры общества, в организации самовоспитания. От этого во многом будет зависеть, как человек определит для себя цель жизни, какие ценности – истинные или ложные признает для себя значимыми, кто будет для него примером, за кем следовать, не подражая, окажется ли способным почувствовать чужую боль, прийти на помощь нуждающемуся, отстоять свои принципы, проявить волю в достижении благородной цели[25. с. 65].
Нравственное воспитание тесно связано с воспитанием в духе мира и сотрудничества. В наше время приобретают особую важность бесконфликтность отношений, умение культурно вести диспут, спорить, способность не доводить межличностные отношения до взрыва, истерики, ругани, унижающих людей. Мир между народами начинается с мира между отдельными людьми. Способность испытывать добрые отношения, благожелательные чувства к окружающим, навсегда останутся самым ценным качеством человека. Новая концепция воспитания в условиях демократического общества предполагает всемерное расширение представлений молодежи об общечеловеческих ценностях, морали и культуры, о естественных нравственных нормах, о категориях любви, милосердия, свободы совести.
Необходимо критически переосмыслить концепцию всестороннего гармонического развитии личности, как не реальную задачу сегодняшнего дня и даже обозримого будущего из-за отсутствия условий для ее решения. Это касается каждого отдельного человека и большинства людей. Тотальный дефицит материальных и духовных ценностей в обществе вряд ли возможно преодолеть для организации всестороннего воспитания. В педагогической литературе высказывается мнение о целесообразности гуманистического воспитания подрастающего поколения и, прежде всего, гуманные идеи и идеалы, которые выработаны человечеством, движением за мир, за сохранение человеческой жизни.
Гуманистическое воспитание взаимосвязано с реализацией идеалов. Идеалы воплощают стремление личности к совершенству, стимулируют волю для практической их реализации. Однако следует учитывать, что претворение в жизнь идеалов вопреки расхожим представлениям наступает не в самое ближайшее время, незамедлительно. Опыт такого скоропалительного осуществления идеала у нас имеется, когда выдвигался лозунг – наше поколение будет жить при коммунизме.
Идеалы могут быть различными. В одних случаях это стремление человека к совершенству, желание перемен к лучшему, заинтересованность в более справедливом устройстве общества. Они также могут быть высшими гуманистическими целями, которые отстрочены во времени, рассчитаны на долгосрочное достижение. В библиотеке читательские идеалы, как и духовность, культура, человечность, воспитываются художественной литературой, искусством, что составляет особо важную часть становления личности.
Роль нравственных устоев в становлении личности трудно переоценить. Библиотека широтой своих возможностей, богатством и разнообразием литературного фонда воздействует на все стороны формирующейся личности, ее интересы и потребности, разум и эмоции, объединяя основные направления воспитательного процесса – политического, трудового, нравственного, эстетического, экологического. Перечисленные направления, воспитания можно отнести к основным направлениям, не умаляя особой роли и значения других направлений воспитания: атеистического, правового, интернационального, патриотического. Можно также рассматривать как фактор идейного воспитания трудящихся помощь библиотеки промышленному и сельскохозяйственному производству. Сферой воспитания библиотеки следует рассматривать организацию свободного времени различных групп читателей, их досуга, развития духовных потребностей, утверждение норм и принципов здорового образа жизни.
Повседневное, систематическое целенаправленное воспитание читателей библиотеки, формирование их как образованных, культурных, нравственных, творчески активных и социально зрелых личностей означает, что через определенное время существенно изменится обстановка в нашем обществе. Работа библиотеки в таком направлении противостоит бездуховности определенных групп молодежи, неверию и отчужденности по отношению к взрослым, увлечению низкопробной массовой культурой, росту детской и подростковой преступности, наркомании, проституции. Все эти негативные явления в нашей повседневной жизни можно рассматривать как следствие общей обстановки в стране, когда мысли и чувства людей сосредоточены на экономических и политических проблемах. Не следует игнорировать пробелы в воспитании, недостатки в деятельности школы, культурно-просветительных учреждений. Еще не утвердились новые подходы и методы воспитательной деятельности библиотек, новые формы организации общественного книжного пользования, когда у людей поднимается престиж образования, растет потребность в познании. Нерасторжима связь образования и воспитания, культуры и этики.
Библиотека как социальный институт вносит посильный вклад не только в прогрессивное развитие современного общества, но и работает на перспективу, непрерывное его совершенствование, освобождение от страха, духовного рабства[20, с. 25].
Мы должны двигаться к новому обществу, не предопределяя его название, социальную формацию, политическую и экономическую систему. Это общество должно характеризоваться такой организацией жизни людей, при которой каждый человек имеет возможность сформироваться как личность, а в отношениях между людьми господствовали бы нравственность и культура. Важно, чтобы поддерживался в обществе интерес к профессиональной деятельности, вовлечению людей в социальную и профессиональную деятельность, которая жизненно необходима обществу. Библиотека многое может сделать для воспитания трудолюбия, добросовестного отношения к труду. По-видимому, выход один – развитие культуры, обогащение сознания социальным и духовным опытом, целенаправленные усилия библиотек, культурно-просветительных учреждений, средств массовой информации по формированию гуманистической зрелости общества.
Эффективность воспитательной работы библиотеки определяется степенью ее содействия формированию сознательности людей, повышению уровня их профессиональных знаний, развитию социальной активности, инициативы, творческого участия в трудовой, общественной и политической жизни.
Воспитательный процесс в библиотеке, его эффективность коренятся, прежде всего, в личности самого библиотекаря. Читатели хорошо чувствуют глубину интеллекта библиотекаря, его возможности и уровень общения, внутренний нравственный настрой. Воспитание – это в конечном итоге непрерывный процесс общения библиотекаря с читателями. Переосмысливая воспитательный процесс, многие библиотекари сами осознают необходимость в фундаментальном самообразовании, потому что без подлинной культуры и образованности библиотекарь не состоится. Библиотекарь начинает, и он же завершает образовательный и воспитательный процесс в библиотеке. Эту истину не следует упускать из виду. Отсюда и требования к его профессиональной подготовке, образованию и обучению в среднем специальном учебном заведении, в высшей школе.
Коммуникативная функция – функция общения, значение которой все более ощутимо в постсоветской России, когда публичные библиотеки во многом становятся дискуссионными клубами, очаги культурного досуга и развития духовных интересов читателей.
В переплетении указанных функций публичной библиотеки доминантной является просветительская функция, вбирающая в себя информационные, и образовательные, и воспитательные, и коммуникативные задачи.
Библиотека как коммуникативная система, исполняя свою информационную функцию, обязана без разрушений "сотрудничать" с социумом. Согласно идее О. Моргенштейна, при таком взаимодействии часть библиотечной системы может быть разрушена, но структурные элементы, которые обеспечивают стойкий уровень реализации функций всей системы. должны оставаться неизменными[3, с. 95].
Одна из первых попыток создания формальных критериев развития системы связана с идеей Г. Спенсера об усложнении элементного состава и дифференциации структур и функций, организации взаимодействия и отношений между людьми. В основу динамики библиотеки как коммуникативной системы, заложен «человеко-центрический подход» и «человеческое измерение» (А. Чачко), гуманистическая направленность которых обеспечивает коммуникативную функцию общения: от межличностного к дискурсивному в системе «библиотекарь-читатель», далее к процессам межкультурной коммуникации и общению в киберпространстве.
Общение в виртуальном пространстве для библиотек в последние годы выделилось в специальную среду коммуникации, которая существует только в пределах виртуальной реальности и предопределяет отличительные черты делового общения. В современных компьютерных сетях развита возможность реализации двухсторонней связи в процессе общения между потребителями информации и библиотеками, которые ее предоставляют.
Динамичность свойственна и информационной функции библиотечной коммуникации, стремительность развития которой может быть представлена общей схемой: от закрытых форм информирования монастырских библиотек к формам информации библиотек открытого общества, далее свободный доступ к информации электронных библиотек и информационной среды Интернет.
Расширение систем коммуникаций – главная объективная динамическая особенность библиотеки. Она выражается в одновременном существовании двух динамических процессов, которые охватывают коммуникативную систему в целом: свойство первого – постепенно изменять базовые коммуникативные системы; второго – перераспределять свойства между системами. Познание этих процессов дает возможность ответить на вопрос: насколько изменчивы коммуникативные системы библиотек[7, с. 57].
Так, информационные системы, которые стали называть электронными библиотеками, появились благодаря широкому распространению Интернет, стремительному росту емкости запоминающих устройств, а также значительным достижениям в области Web-технологий, в технологиях баз данных и документных систем. Эти предпосылки обеспечили возможность создания больших коллекций документов, в первую очередь, публикаций в электронной форме и массового доступа к ним.
Ю.Н. Столяров, указывая на истоки электронной библиотеки, обратил внимание на то, что все основные концептуальные идеи электронной библиотеки неоднократно реализовывались в синкретических собраниях документов в глубокой древности, еще в библиотеках Месопотамии за 4500 лет до н. э., Древнего Египта за 3100 лет до н. э. и других античных государств. В библиотеку направляли все, что достойно памяти, что представляло духовную ценность. Стоит ли повторяться, что такую же цель преследует и современная электронная библиотека.
Д. Барбер в статье, опубликованной в журнале «Library Technology Reports» указывает, что «… доля имеющегося содержимого в цифровой форме является мизерной по сравнению с объемом имеющихся печатных материалов».
Библиотечный фонд, как и все базовые коммуникативные системы, отличается динамичностью. Со времен Александрийской библиотеки все библиотеки содержат установленные фонды записанных знаний. Поскольку эти фонды растут в объеме, библиотекари помогают обеспечивать доступ все большему числу читателей к большему числу единиц фондов. Однако ни одна библиотека не может иметь исчерпывающего фонда. Совместное использование фондов становится необходимостью и является определяющей в динамике их развития.
Остановимся еще на одной базовой системе коммуникаций – рекламе. Динамика рекламной деятельности решается библиотеками комплексно, учитывая механизмы ее формирования в процессе развития библиотек: от глиняных табличек Шумера к закрытой системе средневекового монастыря, от моноидеологичной пропаганды к разнообразию взглядов на идеологию современной библиотеки, которая средствами рекламы предоставляет равный доступ читателей к библиотечным базам данных. Тип динамичности, который свойственен системам библиотечной коммуникации, создается разумом библиотекаря и служит человеку, составляя ее основной классификационный признак.
Сегодня, когда все более широкие слои населения втягиваются в воронку бездуховных рыночных отношений, значение просветительской нацеленности библиотечной работы особенно велико.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из всего сказанного выше можно сделать следующий вывод. Цели, задачи, направления библиотечного обслуживания определяются исторической ситуацией, социокультурными процессами, происходящими в обществе, и, прежде всего, тем отношением общества к личности и, следовательно, к читателю, которое доминирует в этот период времени в общественном сознании.
Таким образом, в основе той или иной концепции библиотечного обслуживания, принятой в обществе в определенный период его развития, лежит отношение к читателю, то есть та или иная концепция читателя.
Исследование, проведенное В.Я. Аскаровой, показывает, что на протяжении всего времени развития России как читающего государства (X-XX вв.) «бытовали и сложно, часто конфликтно взаимодействовали концепции читателя: консервативно-охранительная, либеральная, революционно-радикальная и коммерческая» [5]. Каждая из этих концепций прошла определенный путь развития и главной становилась та из них, которая наиболее полно отвечала социальной и социокультурной ситуации в стране.
Происходящие в современном обществе изменения приводят к трансформации социальных функций библиотеки. Ее традиционные функции (мемориальная, коммуникационная, информационная, образовательная и культурная) функции обогатились новым содержанием, расширились возможности их реализации. Особую актуальность и развитие получили такие функции библиотеки, как коммуникативная и когнитивная, обеспечивающие возможность познавательного процесса, преемственность культурного развития и использование общественного культурного достояния человечества.
Библиотековедами и библиотекарями – практиками социальные функции библиотек нередко обозначались и в отдельных случаях продолжают обозначаться при помощи таких понятий, как «общественная роль библиотеки», «социальная роль библиотеки», «социальная миссия библиотеки», «цель библиотеки», «задачи библиотеки».
В советском библиотековедении эти функции традиционно изучались с точки зрения влияния конкретных социальных задач на принципы ее существования. Ученые стремились установить меру зависимости библиотечной деятельности от социальных процессов и, наоборот, возможности воздействия библиотеки на состояние общества. В 1970 – 1980-е годы официальное признание и наибольшее распространение получили идеологическая, культурно – просветительная и научно – информационная функции. Вместе с тем в этот же период Ю.Н. Столяров и А.В. Соколов начали изучение социальных функций в первую очередь с научных, а не идеологических позиций, что позволило им сформулировать принципиально новый их перечень. На современном этапе библиотековеды занялись активным поиском единственной сущностной, онтологической функции библиотеки, в качестве которой называются то информационная (В.В. Скворцов, Н.И. Тюлина, М.И. Акилина), то документно – коммуникационная (Ю.Н. Столяров).
Социальные функции обозначают роль, которую библиотека выполняет по отношению к обществу. Они дифференцируются на сущностные и производные. Сущностные социальные функции – те, которые обусловлены сущностью библиотеки как социального института, заключающейся в распространении в пространстве и во времени социально значимых документов с целью удовлетворения информационных потребностей общества. Производные социальные функции отражают стремление общества использовать сущностные возможности библиотек для решения текущих задач.
Исходя из общественного назначения библиотеки как социального института, ее сущностными функциями являются коммуникационная, кумулятивная и мемориальная. Сущностные социальные функции появились одновременно с возникновением библиотеки, и без выполнения какой бы то ни было одной из них она не может существовать как социальный институт. Вместе с тем одновременное выполнение сущностных функций ведет к возникновению объективных противоречий в деятельности библиотек.
Исходя из основных направлений деятельности современных библиотек в процессе реализации сущностных функций можно выделить следующие основные производные социальные функции: содействия образованию и воспитанию, информационного обеспечения научно – производственной деятельности и социокультурную. В зависимости от типа и вида библиотеки ею, как правило, реализуется одновременно несколько производных функций, одна из которых выступает в качестве доминирующей.
Правильное определение перечня и содержания функций библиотек в информационном обществе поможет установить основное содержание, направления, формы и методы деятельности библиотек, освободить их от не свойственных им обязанностей, разграничить их деятельность с другими родственными учреждениями, что в конечном итоге повысит эффективность и качество их работы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Азарова, В.А. Обслуживание читателей: техника профессионального поведения. – Самара, 1998. – 146 с.
.Алтухова, Г.А. Профессиональная этика библиотекаря : учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. – М. : Изд-во МГУКИ, 2000. – 112 с.
3.Анилина М.И. Философия современной библиотеки // Библиотековедение. – 1996. – №4/5. – С. 91 – 100.
.Антопольский, А.Б. Электронные библиотеки: принципы создания : науч. метод. пособие / А.Б. Антопольский, Т.В. Майстрович. – М. : Либерея-Бибинформ, 2007. – 228 с.
.Аскарова, В.Я. Динамика концепции российского читателя (конец X – начало XXI вв.). – СПб., 2003. – 426 с.
6.Беспалова Э.К. Функции библиотечной и библиографичекой систем // Науч. и техн. б-ки СССР. – 1984. – №6. – С. 27-38.
.Библиотечное обслуживание: теория и методика : учебник / ред.А.Я. Айзенберг. – М. : Изд-во МГУКИ; Либерея, 1996. – 200 с.
.Библиотечно-информационная деятельность. Специальность 052700: Государственный образовательный стандарт, примерные программы, учебные планы : сб. норматив. док. и учеб.-метод. обеспечения / ред. О.П. Мезенцева. – М. : ФАИР-ПРЕСС, 2005. – 992 с. – (Специальный издательский проект для библиотек).
.Бородина, В.А. Библиотечное обслуживание : учеб.-метод. пособие. – М. : Либерея, 2004. – 168 с.
10.Гордукалова Г. Библиотека в условиях социальной реальности // Библиотечное дело, 2003, №1. – с. 2
11.Джерелиевская И.К. Библиотечная коммуникация как феномен рыночных отношений // Науч. и техн. б-ки. – 1993. – № 5. – С. 20-32.
12.Ершова Т.В. Информационное общество и библиотека // Общество и книга: от Гуттенберга до Интернета. – М., 2001. – с. 265-274
13.Жадъко Н.В. Статус и функции библиотек // Науч. и техн. б-ки. – 1994. – №3. – С. 3-12.
14.Майстрович Т.В. Основы координации формирования электронных библиотек // Технологии информационного общества – Интернет и современное общество: труды VI Всероссийской объединенной конференции. Санкт-Петербург, 3 – 6 ноября 2003 г. – СПб.: Изд-во Филологического ф-та СПбГУ, 2003.
15.Мелентъева Ю.П. Библиотека и юношество: поиски взаимопонимания // Ин-т психологии РАН. – М., 1999. – 164 с.
.Мелентьева, Ю.П. Библиотечное обслуживание : учебник [для вузов по специальности 071201 «Библ.-информ. деятельность»]. – М. : ФАИР, 2006. – 251 с. – (Специальный издательский проект для библиотек).
17.Основы информационной культуры: Сборник методических материалов/ Кемер. гос. ин-т искусств и культуры; Науч.-метод. центр гор. упр. образования. – Кемерово, 1999. – 250 с.
18.Селиверстова Е. О функциях библиотек // Библиотека. – 1992. – № 1. – С. 27-29.
19.Соколов А.В. Социальные функции библиотечной и библиографической деятельности // Науч. и техн. б-ки СССР. – 1984. – № 6. – С. 19-27.
20.Столяров Ю. Что такое библиотека? (О ее сущности и исходных функциях) // Библиотековедение. – 1999. – № 7/12. – С. 20-33.
21.Столяров Ю.Н. Сущностно-функциональный анализ библиотеки как системы – теоретико-методологическая основа повышения эффективности и качества библиотечного обслуживания: Автореф. дис. … докт. пед. наук. – М., 1982. – 29с.
22.Столяров Ю.Н. У нашей науки есть особые функции // Библиотека. – 1998. – №10.-С. 40-42.
23.Фарсов В.Р. Социальная роль – социальные функции – библиотечная деятельность // Методолог, аспекты изучения процессов функционирования библ. систем: Сб. науч. тр. / ГПБ им. М.Е.Салтыкова-Щедрина. – Л.. 1982. – С. 21-36.
24.Фирсов В.Р. Сущностные функции библиотечной деятельности. Культурологический подход // Науч. и техн. б-ки СССР. – 1985. – N5. – С. 15 – 20.
25.Фрумин И.М. Библиотековедение: объект, предмет, функции // Библиотекарь. – 1977. – № 2. – С. 64-68.
26.Яцкунас Ж.С.Методологические принципы определения фукций библиотек // Науч. и техн. б-ки СССР. – 1986. – N4. – С.18-21.