- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 95,72 Кб
Основные направления и формы деятельности Государственного Российского Дома народного творчества г. Москвы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИИ И СОЦИОЛОГИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
По курсу: «Организация и руководство народным художественным творчеством»
«Основные направления и формы деятельности Государственного Российского Дома народного творчества г. Москвы»
Выполнила: студентка группы 305 РХ
Короткова Виктория Алексеевна
Проверила: Ершова Т.М., доцент
Челябинск 2013
Содержание
Введение
Глава I. Государственный Российский Дом народного творчества: история, виды деятельности
.1 История и предмет деятельности ГРДНТ г. Москвы
.2 Приоритетные направления деятельности ГРДНТ г. Москва
Глава II. Анализ основных направлений и форм деятельности ГРДНТ г. Москвы
.1 Анализ основных направлений деятельности ГРДНТ г. Москвы
.2 Формы деятельности ГРДНТ г. Москвы
Заключение
Приложения
Введение
Культура – это система ценностей и смыслов, сохраняемых и передаваемых из поколения в поколение, служащих основанием для сохранения самобытности общества. Культура в ее современной форме – еще и социальная модель действительности, создаваемая людьми в процессах общения. Особенно важно такое понимание культуры для понимания современной культуры, сопряженной с экономикой, наукой и образованием, как системы, определяющей инновационный потенциал общества, его способность к самоорганизации и развитию, творчеству и восприятию нового.
Традиционно российское общество состоит из разнородных групп. В основе этой разнородности многонациональный уклад общества, удаленность территорий, значительные различия в условиях проживания в городской и сельской местности. В годы формирования рыночной экономики усилилось социальное расслоение общества. Переходный период привел к нарушению устоявшихся культурных связей и традиций, замене социальных ориентиров и ценностей.
В современных условиях общественных изменений происходит переосмысление роли культуры, обновление ее форм и функций. С одной стороны, культура по-прежнему воспроизводит традиционные отношения и образцы поведения, во многом предопределяющие поведение и мышление людей. С другой стороны, широко распространяются современные медиа-формы, реклама, что усиливает формирование идеологических и моральных стереотипов массовой культуры, "модного" стиля жизни. Посредством средств массовой информации предлагаются различные смыслы и новые идентичности, трансформируется мышление людей.
Переживая сложные процессы социально-экономических преобразований и структурных реформ, Россия оказалась перед реальной угрозой разрушения национальной самоидентификации. Происходящие перемены породили критические деформации ее культурного пространства. Сохранение его целостности и единства на основе культурного разнообразия – важнейшая предпосылка успешного развития России в эпоху глобализации, в эпоху становления обществ, основанных на знаниях и умениях эти знания эффективно использовать.
В этом контексте определяющая роль культуры в общем процессе модернизации России состоит в формировании личности как активного субъекта экономической жизни и социальной самоорганизации.
Сегодня необходим принципиально новый подход к выбору приоритетов в сфере культуры, основанный на соответствующих положениях Конституции <#”812956.files/image001.gif”>
Рис. 1. Система методического обеспечения социально-культурной деятельности [8]
Основу методики культурно-просветительной деятельности составляют пять ведущих компонентов: цели, содержание, средства, методы и формы работы. Каждый из перечисленных компонентов методики видоизменяется в силу объективно существующих закономерностей их развития.
Особое значение в настоящее время приобретают рационализация и унификация документов, технологий их хранения и использования, т.е. проблема создания информационной системы, несущей большой объем информации и приспособленной к быстрому поиску необходимых данных. Поэтому в современной системе методического обеспечения появился новый компонент – информационный носитель. И как следствие – необходимость овладения каждым субъектом системы методической деятельности новыми информационными технологиями [11]
Стабильность и целостность системы методического обеспечения определяются наличием взаимодействия всех ее элементов: идей, ценностей и формы, в которой заключено содержание средств, то есть его носителей.
Проанализировав систему методического обеспечения культурно-досуговой деятельности, мы определили ее основные компоненты и взаимосвязи между ними (рис. 1). 2.2 Формы деятельности ГРДНТ г. Москвы
народное творчество традиция фестиваль
Основными формами деятельности ГРДНТ г. Москва являются: фестивали, конкурсы, выставки.
Фестиваль массовое празднество, включающий показ достижений в области музыки, театра, кино, эстрады. Фестивали различают по продолжительности (от нескольких дней до полугода) и содержанию.
Виды фестивалей:
– Монографические (посвящены музыке одного композитора)
– Тематические (посвящены определенному жанру, эпохе или стилю)
– Фестивали исполнительского творчества.
Фестивали организует государство. И местными властями, филармониями и муз. Обществами, в католических странах фирмами и частными лицами. Проводятся фестивали регулярно (раз в два или три четыре года, а также в связи с особо торжественными событиями).
Распространение получили международные фестивали в XX веке (середине 40-х г) [12]
Нередко в рамках фестиваля проводятся международные конкурсы. В России с первых лет проводятся конкурсы с1928 г. в Ленинграде ежегодно проводятся фестивали, а с 1980 г. – фестивали фильмов. Всероссийские фестивали включают в себя конкурсные мероприятия, но не ограничиваются ими. И представляют собой массовые общественные компании по пропаганде и развитию российского самодеятельного искусства.
Конкурсные программы – это соревнования в каком-либо виде человеческой деятельности, и практически любой ее вид может лечь в основу конкурса. Это, как видно из перечня, может быть профессиональная или близкая к профессиональной деятельности; это может быть деятельность, связанная с различными видами и жанрами искусства; это может быть, деятельность, во время которой используется тот или иной природный или синтетический материал; при которой создаются разнообразные вещи, предметы, а также произведения искусства и литературы. То есть все, что человек делает головой, руками, да и всем телом, он может делать, соревнуясь с другими людьми.
Поскольку цель такого соревнования – сравнение уровней мастерства участников, постольку конкурсные программы являются мощным стимулом к развитию человека, к совершенствованию его навыков. В этом и заключается главный педагогический смысл конкурсных программ; развиваться можно, только сравнивая себя с окружающими, а конкурс – это и есть момент сравнения.
Конкурсные программы позволяют;
сформировать адекватную самооценку;
развить свои волевые качества;
воспитать свой эстетический вкус;
самоопределиться в мире увлечений и профессий; и т. Д [14]
Но, конечно же, возможности конкурсных программ могут остаться и нереализованными, что очень часто происходит при небрежной или безграмотной организации конкурсов. Организация конкурсных программ – процесс многоэтапный, предусматривающий учет многочисленных деталей, проблем, вопросов. При этом, как уже было сказано, все конкурсные программы, от самых маленьких, рассчитанных на один час, до грандиозных, подготавливаются и проводятся по одному организационному алгоритму. И не обязательно эти программы должны иметь в своем названии слово «конкурс», они могут называться «турнир», «бой», «поединок», «защита», «сражение», «смотр» (синонимический ряд можно продолжить) – от этого организационный алгоритм также не меняется.
При организации любой конкурсной программы все эти организационные вопросы необходимо учесть и решить, но долями степень важности отдельных пунктов в каждой конкурсной программе разные, в разных программах значимость отдельных пунктов усиливается за счет других. Например в конкурсе пластилиновых скульптур первейшее значение будет иметь обеспеченность материалом для работы (в перечне это обозначено словом «реквизит»), а роль ведущего в этой программе практически сводится к нулю. Прямо противоположную картину можно увидеть в конкурсной программе, известной под названием «КВН», – в ней порой все держится на находчивом, остроумном ведущем при почти полном игнорировании реквизита.
В любом случае организация конкурсной программы должна начаться с принятия решения о проведении конкурса, прежде чем принять такое решение, нужно определить, есть ли вообще потребность и необходимость в этом конкурсе. После того как решение принято, и до того, как о нем узнают будущие участники, организатор должен:
) придумать конкурсу яркое название;
) сформулировать конкурсные задания;
) разработать условия и критерии конкурса.
К сожалению, организаторы порой не уделяют должного внимания названиям мероприятий. Между тем, привлекательное название может многократно повысить интерес к предстоящему конкурсу и вызвать желание участвовать. Например, телеведущий Юрий Николаев назвал свою программу «Утренняя звезда». Если бы он назвал передачу просто «Конкурс исполнителей песен и танцев», чем, по сути, она и являлась, то, возможно, эта программа и не имела бы той популярности, которую можно было наблюдать. Но при всей значимости названия более важным элементом конкурсной программы являются конкурсные задания: если названием, в конце концов, можно пренебречь, то без заданий само понятие «конкурс» теряет смысл. Именно, конкурсные задания определяют, что нужно сделать, в чем будут соревноваться. Соревноваться «ни в чем» просто нельзя.
И, к сожалению, при объявлении заданий организаторы часто не объясняют условия их выполнения, не задают критерии, по которым будет оцениваться результат. В зависимости от содержания конкурсных программ в условия могут входить (или не входить) такие пункты: время на подготовку конкурсного задания; срок предварительной демонстрации подготовленного результата; место предварительной демонстрации подготовленного результата; размеры конечного продукта (в сантиметрах, в минутах, в страницах и т.д.); возможность использования заготовок, трафаретов, чужих идей и др.; перечень разрешенных и неразрешенных материалов, приспособлений, инструментов и т.д. [17]. Также должны быть оговорены условия, связанные с техникой безопасности, и особые условия, отражающие особенности жанра или технологии. Заключение
Государственный Российский Дом народного творчества более 80 лет продолжает и развивает благородное дело своих предшественников – московских актеров, художников, меценатов, которые в начале XX века во главе с живописцем В.Д. Поленовым развернули активную работу по оказанию всесторонней помощи рабочим и крестьянским театрам, всем, кто занимался любительским искусством. Со времен Поленовского Дома и до наших дней эта деятельность не прерывалась, привлекая все новых и новых сподвижников из числа выдающихся представителей творческой интеллигенции.
Сегодня коллектив ГРДНТ – это содружество уникальных специалистов по всем основным жанрам. В своей работе они опираются на замечательный актив Дома – мастеров искусств, видных ученых, преподавателей творческих вузов, И конечно, главная опора – это система региональных домов народного творчества. Ежегодно во всех регионах России мы проводим совместно с ними десятки фестивалей, конкурсов, выставок. В это непростое время мы не выживаем, а живем полноценной жизнью, занятые любимым делом. Самобытные талантливые люди, съезжающиеся к нам со всех уголков России, оставляют здесь особый след, и потому Государственный Российский Дом народного творчества славен своей теплой атмосферой, духом, имя которому – народное искусство [20]
Система региональных методических учреждений объединяет 80 региональных центров. К ним относятся республиканские научно-методические центры народного творчества и культурно-досуговой деятельности, окружные центры национальной культуры, краевые центры народного творчества и досуга, областные методические и информационно-аналитические центры культуры, научно-методические центры культуры и повышения квалификации, областные координационно-методические центры культуры и творчества и др.
ГРДНТ является инициатором создания и реализации многочисленных проектов. Но как бы ни были многочисленны направления деятельности ГРДНТ, основным является методическая помощь учреждениям области, которые являются очагами культурной жизни в городах и районах нашего края. Роль клубов и домов культуры в организации досуга самых различных слоев населения трудно переоценить. Их деятельность нуждается во внимании и поддержке, и это одна из главных задач Областного дома народного творчества. Та система методической помощи и поддержки, которая складывалась в течение нескольких десятилетий, оправдала себя. Донские самодеятельные коллективы известны своим самобытным искусством не только в России, но и за рубежом. И это – показатель высокого уровня работы специалистов Дома народного творчества.
Одно из приоритетных направлений деятельности ГРДНТ – возрождение народной национальной культуры. Культурное наследие, традиции, танцы, песни, ремесла живы в России, и цель специалистов ГРДНТ – всемерно пропагандировать и развивать их. Деятельность ГРДНТ в этом направлении находит поддержку и со стороны Правительства РФ, и со стороны президента РФ.
Много внимания Дом народного творчества уделяет вопросам повышения мастерства и профессионального уровня клубных работников. Смотры и конкурсы среди клубных учреждений, конкурсы профессионального мастерства, мастер-классы, семинары, школы клубного специалиста – это неполный перечень учебно-методических форм работы, которые находят достойный отклик среди работников культурно-досуговых учреждений.
В целом деятельность ГРДНТ разнообразна и важна, так как огромное значение имеют такие массовые формы социально-культурной деятельности, как фестивали народного художественного творчеств и праздники-конкурсы народных ремёсел, которые позволяют комплексно решать художественно-эстетические, социально-педагогические и иные задачи культурного развития и являются составной частью государственной культурной политики и показателем системной и целенаправленной деятельности по поддержке народного художественного творчества в регионах. Список литературы
1. Базарова, И.В. Организационно-методическое обеспечение управления качеством инновационных коммуникаций: автореферат дис… канд. эконом. Наук. – СПб. : СПб гос. ун-т экономики и финансов, 2003. – 18 с.
2. Брижатова, С.Б. Технологии формирования региональных программ социокультурного развития в современной России. – Барнаул: Изд-во АГИИК, 2000. – 101 с. [с. 22]
. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.: Владис; Рипол Классик, 2011. – 1088 с.
. Дмитриев, Д. Толковый словарь русского языка. – М. : Астрель; АСТ; Ермак, 2003. – 992 с.
. Дейнеко, В.И. Организационно-методическое обеспечение перевода клубных учреждений на новые условия функционирования: автореферат дис… канд. пед. наук. – СПб : СПб гос. ин-т культуры, 1992. – 17 с.
. Дружилов, С.А. Психологические проблемы формирования профессионализма и профессиональной культуры специалиста. – Новокузнецк : ИПК, 2000. – 127 с.
. Ефремова, Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка. В 3 томах. Том 2. М-П. – М. : АСТ; Астрель; Харвест, 2006. – 1168 с.
. Жарков, А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник для студентов вузов культуры и искусств. – М. : Издательский Дом МГУКИ, 2007. – 480 с.
. Ковальчук, A.C. Исследование и проектирование социально-культурной деятельности. – Орел : Орловс. гос. ин-т искусств и культуры, 2001. – 112 с.
. Лоханова, В.Н. Мониторинг инновационной деятельности организации. Информационное и организационно-методическое обеспечение : автореферат дис… канд. экон. наук. – М. : Гос. ун-т упр., 2003 – 26 с.
. Лукин В.В. Социальный заказ на подготовку специалиста на основе информатизации методической системы обучения // Информатика и образование. – 2002. – Вып. 10. – 355с. [c. 7-14]
. Мосалев, Б.Г. Методическое руководство деятельностью клубного учреждения : учеб. пособ. – М. : Моск. гос. ин-т культуры, 1989. – 76 с.
. Сабуцкая, С.В. Формирование методического обеспечения социально-культурной деятельности в регионе: автореферат дис…. канд. пед. наук. – Барнаул : Кемеровск. гос. ун-т культуры и искусств, 2006. – 22 с.
. Сысоев, Е.В. Методические рекомендации по определению эффективности деятельности клубного учреждения и формированию муниципального заказа на его услуги. – Барнаул : АКЦНТиД, 2006. – 15 с.
. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М. : Владис; Рипол Классик, 2011. – 1088 с.
. Ушаков, Д.Н. Большой толковый словарь русского языка. Современная редакция / сост. Л. Антонова, И. Григорян, Н. Шильнова. – М. : Дом Славянской Книги, 2009. – 960 с.
. Шагалова, Е.Н. Самый новейший толковый словарь русского языка XXI века. – М. : АСТ; Астрель; Полиграфиздат, 2011. – 416 с.
. Щеглов, М.М. Организационно-методическое обеспечение общественно-просветительной деятельности работников культуры: автореферат дис… канд. пед. наук. – СПб. : СПб гос. ин-т культуры, 1992 – 17 с.
. Государственный Российский Дом народного творчества : официальный сайт. – режим доступа : #”812956.files/image002.gif”>
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Государственный Российский Дом народного творчества»
, Москва, Центр, Сверчков пер. д.8, стр.3
тел: (495) 628-40-87; факс: 624-25-53, 628-36-23
E-mail: grdnt@rusfolk.ru; inform@rusfolk.ru