- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 6,46 Мб
Особенности этнографического натюрморта
Введение
натюрморт изобразительный искусство
Темой курсового проекта является этнографический натюрморт. Основная цель курсового проекта – продемонстрировать умения и навыки живописного выполнения натюрморта на примере украинского натюрморта.
Натюрморт – один из жанров изобразительного искусства, главным образом – живописи. Натюрморт, дает возможность любоваться копией тех вещей, оригиналами которых не любуешься.
Тайна искусства, натюрморта – это мертвая природа окружающая нас повсюду. Неподвижная натура живет своей тихой жизнью, до того как к ней обращается человек. Люди издревле создают вещи, привычно не замечают их, пользуясь ими ежедневно. И только проницательному взгляду художника открывается их скрытая сущность, только с ним они вступают в немой диалог, красноречиво рассказывая о привычках вкусах и укладе жизни, достигнув необычайного совершенства в передаче многообразия предметов материального мира. Натюрморт утвердил эстетическую ценность привычных обыденных вещей. Своей живописью натюрмористы убедили мир в том, что простые вещи несут некий смысл и великую красоту. Чувство скрытой жизни, динамика этой жизни и составляют сущность живописи предметов ее философии.
Главная задача искусства и живописи – будить в человеке прекрасное, заставлять его думать, чувствовать, задача художника привлечь внимания зрителя, вызвать в нем чувство сопричастности переживаниями, выраженными в картине, заставить взглянуть по-новому на окружающий мир, разглядеть в привычных предметах, необычайную суть.
Искусство натюрморта имеет свою прекрасную и давнюю историю. Натюрморт вводит нас в мир, окружающий художника, дает возможность оглянуться на несколько веков назад, сопережить вместе с мастером особо любимые им мотивы.
В натюрморте художник пытается ограниченными средствами передать многоцветие окружающих его предметов, стремится в каждом мазке отразить пульсацию жизни, свое настроение, свое ведение окружающего мира.
На протяжении многих веков художники пытаются с помощью окружающих их вещей выразить свое понимание мира, свои мысли и интересы, и у каждого творца это получается по-своему, каждое произведение индивидуально. В одних натюрмортах преобладает реальность, для других мастерство. Важнее выразительные начала живописи. У каждого живописца свое ведение мира.
Характеризуя натюрморт в целом с эстетической точки зрения можно утверждать, что такие его черты, как значительность, повышение в смысловом ранге, вневременность, праздничность, героизация, экзотичность, монументальность, торжественность, пышность, динамизм и др. свидетельствуют о том, что ведущей эстетической категорией здесь выступает возвышенное, нередко сочетаемое с прекрасным и драматичным.
1.Теоритическое обоснование темы
.1 Натюрморт как жанр изобразительного искусства
Мир искусства многогранен. Одной из прекрасных его граней является изобразительное искусство. А одним из интереснейших и своеобразных жанров – натюрморт. Приступая к работе над натюрмортами, возникла необходимость познакомиться с историей жанра натюрморт, работами известных художников. Кратко остановимся на истории натюрморта как жанра.
В изобразительном искусстве натюрмортом (от фран. natur morte – "мертвая природа") принято называть изображение неодушевленных предметов, объединенных в единую композиционную группу. Натюрморт может иметь как самостоятельное значение, так и быть составной частью композиции жанровой картины.
В натюрморте выражается отношение человека к окружающему миру. В нем раскрывается то понимание прекрасного, которое присуще художнику как человеку своего времени.
Искусство вещи издавна, еще задолго до превращения в самостоятельную область художественного творчества, было неотъемлемой частью всякого значительного произведения. Роль натюрморта в картине никогда не исчерпывалась простой информацией, случайным добавлением к основному содержанию. В зависимости от исторических условий и общественных запросов предметы более или менее участвовали в создании образа, оттеняя ту или иную сторону замысла. До того, как натюрморт сложился в самостоятельный жанр, вещи, окружающие человека в обыденной жизни, лишь в той или иной мере входили в качестве атрибута в картины древности. Иногда такая деталь приобретала неожиданно глубокую значительность, получала собственный смысл.
Как определенный вид или жанр живописи натюрморт знает в истории искусства свои расцветы и падения.
Суровое, напряженно-аскетическое искусство Византии, создавая бессмертные, монументально-обобщенные, возвышенно-героические образы, с необыкновенной выразительностью пользовалось изображениями отдельных предметов.
В древнерусской иконописи также большую роль играли те немногочисленные предметы, которые художник вводил в свои строго канонические произведения. Они вносили непосредственность, жизненность, порой казались открытым выражением чувства в произведении, посвященном отвлеченно-мифологическому сюжету.
Еще большую роль натюрморт играл в картинах художников XV – XVI веков в эпоху Возрождения. Живописец, впервые обративший пристальное внимание на окружающий его мир, стремился указать место, определить ценность каждой вещи, служащей человеку. Предметы обихода приобретали благородство и горделивую значительность их обладателя, того, кому они служили. На больших полотнах натюрморт занимал обычно очень скромное место: стеклянный сосуд с водой, изящная серебреная ваза или нежные белые лилии на тонких стеблях чаще ютились в углу картины. Однако в изображении этих вещей было столько поэтической влюбленности в природу, смысл их так высоко одухотворен, что здесь уже можно увидеть все черты, которые определили в дальнейшем самостоятельное развитие целого жанра. Предметы, вещественный элемент получили в картинах новое значение в XVII веке – в эпоху развитого натюрмортного жанра. В сложных композициях с литературной фабулой они заняли свое место наряду с другими героями произведения. Анализируя произведения этого времени, можно увидеть какую важную роль стал играть натюрморт в картине. Вещи стали выступать в этих произведениях, как главные действующие лица, показывая, что может достичь художник, посвятив этому роду искусства свое мастерство.
Предметы, сделанные умелыми, трудолюбивыми, мудрыми руками, несут на себе отпечаток мыслей, желаний, влечений человека. Они служат ему, радуют его, внушают законное чувство гордости. Недаром мы узнаем о давно исчезнувших с лица земли эпохах по тем черепкам посуды, домашней утвари и ритуальных предметов, которые становятся для археологов разрозненными страницами истории человечества.
Вглядываясь в окружающий мир, проникая пытливым умом в его законы, разгадывая увлекательные тайны жизни, художник все полнее и многостороннее отображает его в своем искусстве. Он не только изображает окружающий его мир, но и передает свое понимание, свое отношение к действительности.
История сложения и развития различных жанров живописи – живое свидетельство неустанной работы человеческого сознания, стремящегося охватить бесконечное многообразие деятельности, эстетически ее осмыслить.
Натюрморт – сравнительно молодой жанр. Самостоятельное значение в Европе он получил лишь в XVII веке. История развития натюрморта интересна и поучительна.
Особенно полно и ярко натюрморт расцвел во Фландрии и Нидерландах. Его возникновение связано с теми революционными историческими событиями, в результате которых эти страны, получив независимость, в начале XVII столетия вступили на путь буржуазного развития. Для Европы того времени это было важным и прогрессивным явлением. Перед искусством открылись новые горизонты. Исторические условия, новые общественные отношения направляли и определяли творческие запросы, изменения в решении стоящих перед живописцем проблем. Прямо не изображая исторических событий, художники по-новому взглянули на мир, новые ценности нашли в человеке. Жизнь, обыденно предстали перед ними с неизвестной дотоле значительностью и полнотой. Их привлекали особенности национального быта, родной природы, вещей, хранящих на себе отпечаток трудов и дней простых людей. Именно отсюда, из сознательного, углубленного, самим строем подсказанного интереса к жизни народа, родились обособленные и самостоятельные жанры бытовой картины, пейзажа, возник и натюрморт.
Искусство натюрморта, сложившееся в XVII веке, определило основные качества этого жанра. Картина, посвященная миру вещей, рассказывала об основных свойствах, присущих предметам, окружающим человека, раскрывала отношение художника и современника к тому, что изображено, выражала характер и полноту познания действительности. Живописец передавал материальное бытие вещей, их объем, вес, фактуру, цвет, функциональную ценность предметов обихода, их живую связь с деятельностью человека.
Красота и совершенство домашней утвари определялись не только их необходимостью, но и мастерством их создателя. В натюрморте революционной эпохи побеждающей буржуазии отражалось уважение художника к новым формам национальной жизни соотечественников, уважение к труду.
Сформулированные в XVII веке, задачи жанра в общих чертах существовали в европейской школе вплоть до середины XIX века. Однако это не означает, что художники не ставили перед собой новых задач, механически повторяя готовые решения.
На протяжении эпох менялись не только методы и способы живописного решения натюрморта, но накапливался художественный опыт, в процессе становления развивался более сложный и постоянно обогащающийся взгляд на мир. Не один предмет как таковой, но различные его свойства становились объектом перевоплощения, и через раскрытие вновь понятых качеств вещей выражалось свое, современное отношение к действительности, переоценка ценностей, мера понимания реальной действительности.
1.2 Этнографический натюрморт
Этнос (от греч. – народ) – группа людей, объединённая общими признаками, объективными либо субъективными. Различные направления в этнологии включают в эти признаки происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и многое другое.
В ходе этногенеза, под влиянием особенностей хозяйственной деятельности в определённых природных условиях и других причин, формируются специфические для данного этноса черты материальной и духовной культуры, быта, групповых психологических характеристик.
Сформировавшаяся этническая общность выступает как социальный организм, самовоспроизводящийся путём преимущественно этнически однородных браков и передачи новому поколению языка, культуры, традиций, этнической ориентации и т. д.
Так с развитием этнической культуры зарождается и национальное искусство, в том числе этнографический натюрморт основой которого является передача и раскрытие культурных традиций и ценностей того или иного народа через национальные предметы быта с учетом исторического развития.
1.3 Художественные материалы и техники используемые для создания натюрморта
Как правило, безразличное отношение к художественным материалам отрицательно сказывается не только на конечном результате, но и на ходе ведения рисунка. Необходимо, приступая к работе, знать технические возможности различных художественных материалов. Изображая натюрморт, пользуются как графическими материалами, так и живописными.
Выбор различных графических материалов в работе над рисунком натюрморта должен быть обусловлен как степенью подготовленности рисовальщика, так и учебно-творческими задачами, решаемыми в конкретной натурной постановке.
На начальной стадии обучения приемлемым является графический карандаш. Он хорошо ложится, держится и удаляется резинкой, что важно при исправлении ошибок.
Из всех графических изобразительных материалов карандаш дисциплинирует детей, позволяет тщательно прорабатывать как крупные, так и мелкие формы. Существуют карандаши различной степени твердости и мягкости (твердый, мягкий, средний).
Для карандаша наиболее приемлемой является техника работы штрихом, которая заключается в обработке формы сравнительно короткими линиями различной толщины и силы тона. Выразительность штриха, его возможности зависят от приема работы карандашом. Немаловажные значения при работе карандашом имеет резинка. Хорошее качество резинки определяется ее мягкостью.
Среди всех рисовальных материалов обожженный древесный уголь является наиболее подвижным и выразительным материалом. Он позволяет быстро устанавливать в рисунке основные тональные отношения. Уголь также обладает достаточно большим тональным масштабом, что дает возможность добиваться в рисунке не только светотеневых нюансов, но и передавать воздействующую среду, материальность предметов. Прием – концом угольной палочки намечается абрис формы предмета. Следующий этап- установление в рисунке больших тональных отношений. Снятие угля с бумаги и проработку света ведут размятым мякишем белого хлеба. Также применяется прессованный уголь, который дает более густой, бархатистого оттенка, тон.
Работа над натюрмортом выполняется различными живописными материалами.
Акварельная живопись: акварель – водяные краски, от латинского agua – вода. Бывает твердая – в плитках, полумягкая в чашечках, мягкая – в тюбиках. Основное свойство акварели – прозрачность красящегося слоя. Это свойство следует учитывать и при наложении одного цвета на другой. Высветление насыщенного тона происходит путем разбавления акварели водой. Живопись акварели построена на том техническом приеме, что сначала на бумагу наносят светлые тона красок, оставляя блики не закрытыми, затем постепенно вводят насыщенные цвета. В процессе изучения акварели на первоначальных этапах следует избегать постановок из предметов с очень темной окраской.
Работа акварелью характеризуется чистотой, прозрачностью и интенсивностью красочного слоя и возможности передавать тончайшие оттенки цвета. В акварельной живописи используется четыре способа работы: Гризайль – одноцветная живопись в нейтральных тонах Эта техника подходит для выполнения начальных упражнений по освоению методики работы акварельными красками, по изучению свойств и особенностей изобразительных материалов, закономерностей светотени и общего тона предметов натуры. В этой технике нужные тональные градации по форме предмета достигаются наложением краски сразу в полную силу, т.е. для каждой поверхности рисунка или даже для каждого мазка, составляется свой раствор краски. Красочная смесь готовится на палитре. Повторные прописки можно делать как по просохшему, так и по влажному красочному слою. Работу вести лучше от темного к светлому. Лессировка – многослойная живопись, основанная на использовании прозрачности краски и свойстве изменять цвет при нанесении одного прозрачного слоя краски на другой путем оптического сложения цветов. Но необходимо соблюдать, чтобы нанесенный красочный слой высыхал окончательно, и наложений было не более трех слоев. Только с этим условием достигается глубина, чистота и насыщенность цвета. Каждый мазок краски наносится сразу на место, не двигая кистью по одному месту несколько раз, чтобы не нарушить фактуру бумаги. Метод лессировки используется в длительных по времени натюрмортах. «Алля прима» (alla prima) – живопись в один прием, без предварительных прорисовок и подмалевка. Все цвета берутся в полную силу, использую механическое смешение красок. Цвета получаются свежие и звучные. Данный метод чаще всего используется для эскизов, но имеет место и в самостоятельных работах.
Четвертый метод письма акварелью – «по сырому». Мазки накладываются на увлажненную бумагу без предварительного рисунка в полную силу, используя механическое смешение красок. Чтобы бумага быстро не высыхала, ее кладут на влажную фланелевую ткань, либо стекло. Окончательная прописка переднего плана идет уже по просохшему слою.
Фактура бумаги имеет немаловажное значение в акварельной живописи. Шероховатость, зернистость бумаги придают акварели особую живописную выразительность, богатство цветовых оттенков. «Сочный» мазок краски, положенных на такую поверхность, стекая с бугорков, несколько светлеет на них, а накапливаясь во «впадинах» (порах) зернистой бумаги, темнеет. В результате свет, падая под тем или иным углом к поверхности бумаги, создает дополнительную игру цветовых оттенков.
Гладкие, глянцевые сорта бумаги малопригодны для работы акварелью. На гладкой поверхности бумаги краска ложится плохо, скатывается. При повторных перекрытиях она, размокая, смывается кистью. Непригодны для живописи акварелью и тонкие, рыхлые сорта бумаги. Рыхлая бумага быстро впитывает воду из положенного мазка краски. В результате образуются пятна, цвета с жесткими краями.
Для работы акварелью лучшими являются кисти из волоса колонка, белки, пони. Они обладают мягкостью и эластичностью и в то же время прочны, упруги. Хорошей кистью для акварели считается та, волоски которой, если их смочить водой и встряхнуть вниз, собираются вместе в конусообразную по форме массу с острым кончиком. Нужно иметь три четыре кисти разных размеров. Большие кисти нужны для заливки крупных плоскостей, а маленькие для проработки мелких деталей, уточнении рисунка.
Палитра для живописи акварелью должна иметь чистый белый тон. Подбираю на палитре нужный цвет, рисующий соотносит его с тем, как он будет звучать на белой поверхности бумаги. В качестве палитры можно использовать белые керамические плитки, тарелки, пластмассовые палитры. Обычно учащиеся в качестве палитры используют бумагу. Однако бумага, особенно мягких сортов, для этих целей не пригодна. От воды она быстро размокает, в красочную смесь попадают частички бумаги, которые загрязняют живопись.
Следующим живописным материалом является гуашь – французское слово gouache – непрозрачные акварельные краски. Гуашь по технологии производства близка к мягким сортам акварели, а отличается от нее непрозрачностью. Обладает хорошим кроющим свойством. Благодаря этому можно наносить один цвет на другой. Высветление цвета достигается путем добавления белил. Получение производных цветов осуществляется предварительным смешиванием красок на палитре. После высыхания гуашевые краски светлеют и приобретают красивую, бархатистую, матовую поверхность. Поэтому важно при письме гуашью подобрать необходимый цвет и тон. Знакомство с техникой гуаши следует начинать с натюрморта, в котором ясно намечены цветовые отношения. Способы и приемы работы гуашью очень разнообразны. Гуашь позволяет вести живописный процесс длительно, переписывать и смывать неудачные места, вносить уточнения в конце работы. Влажный красочный слой легко размывается, позволяет вписывать один цвет в другой.
Для выполнения работ гуашью пригодны плотная бумага, картон. Хорошее сцепление гуашевые краски имеют с шероховатой поверхностью. Надо имеет ввиду, что рыхлые и мягкие поверхности впитывают гуашь, ослабляя тем самым прочность красочного слоя.
Масляная живопись. Масляные краски состоят из сухих пигментов и высыхающего масла. Например, может применяться масло семян льна, мака или масло грецких орехов.
Современные пигменты ярче, устойчивее и разнообразнее пигментов, использовавшихся старыми мастерами. Они также менее токсичны. Пигменты бывают прозрачные (лессирующие) и укрывистые (покрывные). Прозрачные пигменты прозрачны сами по себе и создают ощущение глянца и глубины в слое краски. Укрывистые непрозрачны и пропускают свет, только если их сильно разбавить, но ощущения глубины все равно не получается. Прозрачные краски почти не теряют насыщенность при смешивании, укрывистые же быстро сереют – если смешать достаточно разные цвета. Старые мастера как правило предпочитали прозрачные краски, а на палитрах импрессионистов, наоборот, все краски, за исключением ультрамарина, были укрывистые.
Лучшие краски содержат всего один пигмент в максимальной концентрации. Но иногда, чтобы заменить токсичный, неустойчивый или дорогой пигмент, краску смешивают из нескольких пигментов. Часто такие краски смешиваются для того, чтобы придать красочному слою прозрачность там, где оригинал укрывист. Хотя большинство красок, полученных подобным способом, уступают оригиналу в чистоте и яркости, случается, что грамотно подобранная смесь ярче и чище оригинала. Единственное – в таких красках ни в коем случае не должно быть белил, так как краска будет абсолютно непригодна для темных глубоких смесей.
Для производства масляных красок наиболее популярно льняное масло. Лучшим маслом считается масло холодной выжимки. Качественное льняное масло имеет золотистый цвет и не имеет запаха. Для белой и холодных красок часто используется маковое масло, так как оно почти бесцветно, но основанные на нём краски дольше сохнут и могут потрескаться.
На свету и в присутствии воздуха масло «окисляется» и затвердевает, образуя прозрачную водоустойчивую пленку, удерживающую пигменты. Этот процесс не прекращается в течение 2-3 лет, за которые картина сначала существенно прибавляет в весе, а затем снова его теряет, но «подсохнуть» масло успевает за 4-12 дней. Полностью сухое масло очень хрупко и легко трескается при малейшем изгибе. Картины масляными красками чаще всего пишут, устанавливая холст на мольберте. Мольберты бывают стационарные и переносные. И те, и другие делаются из дерева, металла или пластика. Наиболее популярны деревянные мольберты, так как они устойчивее алюминиевых и пластиковых мольбертов и в то же время существенно легче стальных.
Законченную полностью высохшую картину часто покрывают лаком, чтобы выровнять тон и защитить картину от разрушения. Один из наиболее популярных лаков – кетоновый. Он легко смывается спиртом в случае повреждения его поверхности.
Акриловая живопись.
Обладая множеством преимуществ масляных и акварельных красок, а также рядом собственных достоинств, акриловые краски универсальны и удобны в обращении. Какими бы ни были вами предпочтения в живописи, стоит попробовать акриловые краски. Они основаны на пластичной синтетической смоле и могут давать как самые изысканные лессировки, так и плотную фактуру живописи.
2. Практическая часть курсовой работы «Этнографический натюрморт»
.1 Аналитический обзор
Прежде чем приступить к выполнению курсового проекта мы провели аналитический обзор этнографических натюрмортов нескольких народов мира.
Рис. 1. Национальный натюрморт Татарстана. Гуашь
Рис. 2. Национальный Русский натюрморт. Гуашь
Рис. 3. Китайский национальный натюрморт. Масло
Рис. 4. Украинский национальный натюрморт. Масло
Рис. 5. Русский национальный натюрморт. Масло.
Рис. 6. Испанский натюрморт.
Рис. 7. Мексиканский натюрморт
Рис. 8. Венецианский натюрморт
2.2 Краткий анализ украинской культуры и тематики изображения натюрморта
Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro – украшаю) – раздел декоративного искусства, охватывающий создание художественных изделий, имеющих утилитарное назначение.
Украинская народность формировалась на основе восточно- славянских племен Поднепровья и Поднестровья. Как сложившееся этническое целое украинская народность выступает только XIV – XV веках.
История украинского народа представляет собой непрестанную героическую судьбу за национальное освобождение, за свободу, за собственную культуру.
В современном искусстве, в его ярких, красочных образах слышится торжествующая и радостная песнь – победы Великой социалистической революции, принесший украинскому народу расцвет национальной культуры и счастливую, свободную жизнь. В искусстве Украины, как в зеркале, отражается победа ленинско – сталинской национальной политики.
Украинское народное искусство имеет большую историю. Чрезвычайно колоритное и разнообразное, это искусство широко популярно и за пределами Украины. Его художественный язык глубоко выразителен и обнаруживает огромную любовь к природе, жизнерадостность и целеустремленность его творцов.
Украина издревле славилась своими художественными, бытовыми изделиями. Богатая. Яркая Украинская природа – необозримые южные степи, леса, живописные овраги, полноводные реки – вся красочность украинских просторов служила неисчерпаемым источником народного художественного творчества, подсказывало огромное количество мотивов для творческой фантазии народных художников, питала разнообразнейшую орнаментацию бытовых изделий.
Для украшений своего быта народные художники, выросшие в украинских селах, создали целую сокровищницу оригинальных орнаментов. Орнамент передавался от поколения к поколению, и в каждой области, в каждом районе и даже в отдельных селах утвердились свои традиционные украшения, характерные для данной местности.
Не меньшую известность приобрели на Украине вышитые рушники. они расшиваются обыкновенно своеобразным гладким швом, который называют «рушниковым».
Богатейшие залежи глин на Украине создали предпосылки для широкого развития гончарного промысла. Посуда расцвечивается искусным орнаментом, красками для которого служат те же окрестные разноцветные глины.
2.3 Правила составления натюрморта
Для того чтобы работа продвигалась успешно, мы соблюдали следующие этапы:. Анализ формы предметов постановки.
Прежде чем начать работу над рисунком натюрморта, необходимо внимательно проанализировать предметы, рассматривая элементы со всех сторон, выбирая при этом наиболее выгодные с точки зрения композиционной выразительности постановки. Следует обратить внимание на их освещенность. Наиболее выразительно освещены предметы при боковом верхнем освещении. Исходя их этого, выбрав для себя определенную точку зрения, следует подумать, как лучше разместить элементы на листе. При выборе места не следует садиться против света.. Композиционное размещение изображения на плоскости листа бумаги.
В рисунке под компоновкой следует понимать пропорциональное отношение изображения массы предметов по отношению к листу бумаги, где масса является целым, а площадь листа – местом его расположения.
От того, насколько верно размещены изображения предметов на листе бумаги, во многом зависит успех работы над рисунком. Прежде всего, необходимо научиться видеть предметы в целом, а не по отдельности, мысленно как бы объединяя всю группу предметов в единое целое.
Наша группа предметов как бы включена в треугольник. Здесь очень важно уравновесить группу предметов относительно листа бумаги с учетом направления движения натуры (вверх, вниз, налево, направо, по диагонали), а также в зависимости от освещенности, расположения теневых участков. Теневые участки также входят в общую компоновку на листе. Во избежание порчи листа при размещении изображения для начала следует поработать над эскизом. Эскиз выполнен на листе бумаги формата А 4. При этом очень важно, чтобы очерченная рамка в масштабе точно соответствовала размеру сторон основного листа бумаги. В противном случае компоновка может не состояться. Размеры рамок эскизов компоновки не следует делать большими, достаточно в пределах 7 см. Располагают их в соответствии с характером постановки – по вертикали. Уравновесив границы рамки группы предметов, нужно наметить внутри нее взаимные расположения отдельных предметов сообразно их натурной постановке. При этом нужно строго следить за пропорциональными величинами предметов по отношению друг к другу, а также за характером формы (узкая, широкая, круглая и т.п.). После чего следует приступить к их построению с учетом дополнительного уточнения размеров, характера форм и взаимного расположения по отношению друг к другу.
Конструктивный анализ формы предметов и перспективное построение рисунка на плоскости
Наметив группу предметов, необходимо выполнить проверку. Только после этого можно перейти к анализу и построению форм предметов. Для начала следует определить линию горизонта, а затем, внимательно изучив характер формы предметов, приступить к их построению. Производя построение предметов, следует серьезно отнестись к их пропорциональным соотношениям. Построение формы предметов должно выполняться в линейно-конструктивном изображении, которое начинают с их основания. Это дает возможность правильно определять расстояния между предметами, чтобы они не врезались своими корпусами друг в друга и следки одних фигур не наступали на другие.
Для этого, рисуя с места, нужно ясно представить местоположение следков, учитывая характер выступающих поверхностей близлежащих предметов. Следки некоторых предметов значительно уже их поверхностей, которые, выступая за пределы следка, могут врезаться в поверхности близлежащих форм. Для того чтобы избежать такого рода ошибок, следует время от времени вставать и подходить к натурной модели, стараясь понять расположение предметов и характер форм. При построении форм предметов нужно приучить себя постоянно анализировать, как, куда, почему и зачем. Намечая поверхности отдельных предметов, следует прорисовывать невидимые формы (вспомните прозрачные каркасные модели). Производя построение изображения предметов, составляющих группу, нельзя их рисовать по очереди один за другим. Рисовать следует всю группу в целом, идя от общего к частному, не отвлекаясь на детали и подробности. Таким образом, завершая работу над построением предметов, следует еще раз проверить пропорции, перспективу, характер форм предметов к постановку отдельных предметов на плоскости (стола, подставки). ориентируясь на целое. Замеченные ошибки, не откладывая, должны быть исправлены.
Выявление объемной формы предметов светотенью
На этом этапе работы над рисунком необходимо выявить объем предметов светотенью – тоном. Для выявления объемных форм предметов тоном, прежде всего необходимо определить самые светлые и самые темные места на натуре. Исходя из разницы светотональных контрастов, от самого светлого до самого темного и их промежуточных тонов. Необходимо внимательно проследить направление световых лучей, падающих на поверхность предметов. Определив границы света и тени на формах предмета, нашли положение падающих теней. Наметив грани собственных и падающих теней, приступили к прокладке тона. Тон прокладывали постепенно, начиная от самых темных мест одновременно по всему участку рисунка. Затем постепенно перешли к полутонам на тех поверхностях предметов, где лучи падают под скользящими углами. Таким образом, постепенно усиливая тона, перешли к детальной проработке форм.
Полная тональная проработка формы
Приступая к детальной прорисовке форм, мы внимательно проследили за всеми оттенками светотеней на деталях формы и их переходами с одной поверхности на другую. Моделируя форму предметов, очень важно правильно работать тоновыми отношениями, начиная от самого светлого до самого темного и их промежуточных тонов (блик, свет, полутень и тень). Чтобы правильно взять тоновые отношения, следует исходить от натуры, от двух противоположных по силе контрастных пятен на ней. Самым светлым местом на натуре будет блик и его окружение, а самое темное – собственная и падающая тени. Эти два контрастных пятна должны служить ориентиром в последующей работе над светотональным рисунком при определении правильных тоновых отношений.
Детальную проработку форм отдельных фигур или их частей не следует вести в отрыве от окружающих их предметов. Следует постоянно работать отношениями, сопоставляя силу тона на одной поверхности с другой и с натурой. В противном случае целостность изображения может быть нарушена. Только при взаимном соподчинении тональных отношений (света, теней, полутонов и их пропорциональных тоновых различий) можно добиться целостности рисунка, убедительности передачи формы и ощущения той или иной освещенности.
При изображении предметов, имеющих темную окраску, следует для начала проложить по всей их поверхности необходимый тон штрихами, соотнося силу тонов с окружающими предметами. При этом не следует класть сразу максимально темный тон, а приберечь предельную силу тона для последующего усиления, уточнения деталей. Работая светотенью, сосредотачиваясь на закономерностях света и теней и их градациях, не следует забывать, что главное в рисунке тоном ~ это построение конструкции формы светотенью. Иначе говоря, выражение формы в тональном рисунке – это, прежде всего правильное понимание структуры предмета, а работа тоном есть средство выражения объемных форм и передачи пространства на плоскости листа бумаги.
Таким образом, внимательно прорисовывая каждую деталь предмета, нужно выявить характер ее структуры, одновременно увязывая составные элементы между собой и с целым. Работая тоном, важно соблюдать чистоту, то есть не последнее место в искусстве рисования должна занимать аккуратность штриховки. Здесь следует заметить, что под аккуратностью, прежде всего, следует понимать культуру рисовальщика.
Подведение итогов работы над рисунком
На завершающем этапе работы необходимо проверить общее состояние рисунка. Для этого следует отойти от рисунка на некоторое расстояние и внимательно рассмотреть его. Придирчиво оценивая выполненную работу, постарайтесь обнаружить ошибки, допущенные на предыдущем этапе. Такой ошибкой может быть перечерненность тонов на участках в тени, в свету, рефлексах, на фоне. Сила тонов рефлекса может быть чрезмерно высветлена или предметы, находящиеся на дальнем плане, недостаточно удалены и вырываются вперед, а ближние недостаточно выступают и т.п. Если сила тона рефлекса чрезмерно затемнена, ее следует ослабить, если наоборот, то усилить. Если предметы, находящиеся в глубине, вырываются вперед, их следует ослабить, смягчить. Если передний план недостаточно выступает вперед, его следует, подчеркивая, выделить. Таким образом, исправив допущенные ошибки, следует еще раз проверить рисунок с расстояния, стараясь найти элементы, которые мешали бы цельному восприятию рисунка. Здесь перед студентами стоит основная задача – привести рисунок в единое целое, подчиняя ему все второстепенные детали.
В постановке натюрморта следует выделить главный предмет, который наиболее значим как по смыслу, так и по форме и цвету. Остальные предметы должны подбираться согласно смысловому значению основного предмета.
При соблюдении всех этих условий в самой постановке предметов и их изображении натюрморт получает наибольшую выразительность.
Приступая к изображению натюрморта, необходимо строго соблюдать методический принцип последовательности ведения рисунка (от общего к частному и от частного к общему), без чего трудно понять основной смысл изображения. Нарушение этого принципа в работе над рисунком значительно усложняет усвоение учебного материала, поэтому студентам весьма важно закреплять отдельные этапы. По мере усвоения учебного материала по изображению простых натюрмортов и постепенного усложнения задач можно будет переходить к более сложным натюрмортам, с включением в них драпировок.
2.4 Методика ведения работы акриловыми красками
Популярность акрила неуклонно росла со времени его появления на рынке художественных материалов около 50 лет назад. Происходило это, главным образом, рядом серьезных преимуществ (особенно для начинающих) перед традиционными видами красок. Акриловые краски быстро сохнут, обладают хорошей кроющей способностью и великолепной яркостью цвета – они не выгорают на солнце и не тускнеют со временем. После высыхания принимают форму упругого стойкого покрытия.
Акрилом можно писать на бумаге, картоне, холсте, дереве. Кроме того, его можно наносить на стекло, металл или ткань – при условии, что последние очищены от пыли, масла и жира. Разбавление краски.
Частицы пигмента акриловых красок связаны между собой жидкой, напоминающей молоко пластической массой (эмульсией), которая после высыхания становится прозрачной. Акрил растворяется в воде, которую можно использовать в качестве разбавителя и смывки для очистки кистей и палитры. В отличие от других водных красок, акрил становится нерастворим после высыхания. Это его положительное качество, поскольку законченная работа уже не подвержена влиянию воды, кроме того, можно наносить краски по просохшим слоям.
Недостаток акрила в том, что он способен испортить кисти, которые необходимо регулярно тщательно промывать теплой водой с мылом. Вода – не единственное средство, которое разбавляет акриловые краски. Большинство производителей акрила выпускают собственные средства, способные менять «манеры поведения» акрила.
Наиболее важными из них являются глянцевые и матовые разбавители. Глянцевый разбавитель способствует улучшению кроющих качеств краски и при высыхании придает ей характер блестящей поверхности; матовый обладает той же консистенцией, но, высыхая, образует матовое покрытие. Прекрасным свойством акриловых красок является скорость их высыхания. Акрил высыхает, как только испаряется содержащаяся в нем вода. Обычно через 30 минут на слой акриловой краски можно накладывать новый. Это замечательное качество особенно ценно, если необходимо работать быстро, чтобы запечатлеть меняющееся состояние пейзажа.
Можно создать пастозную подложку, практически не прерывая работу, причем не понадобится много времени на высыхание краски, как в случае с масляной краской живописью. После завершения работы на пленэре ваш этюд высохнет быстро, что облегчает возвращение в мастерскую.
Напротив, работы маслом затрудняют транспортировку и, как в случае со знаменитым бутербродом, всегда норовят упасть «маслом вниз».
Акрил в качестве грунтовки
Акриловая краска может служить основой для работы в других видах техники. Вы можете комбинировать акриловые и масляные краски, сперва наложив основу из быстровысыхающего акрила, а затем писать маслом. Подобный подход позволяет сделать общее решение композиции акрилом, а затем детально проработать ее маслом. (Помните, что можно накладывать масло на акрил, но не в коем случае не наоборот). Комбинирование акриловых и масленых красок – хороший способ работы на открытом воздухе, позволяющий заканчивать этюд маслом в условиях мастерской. Этот подход близок манере старых фламандских мастеров, создававших основу произведений яичной темперой, потом поверх этого слоя писавших лессировками маслом. Акриловые краски можно комбинировать с другими материалами: пастелью и масляной пастелью, мелом и карандашом. Помимо быстрого высыхания и водостойкости, акриловые краски обладают хорошей адгезией. Это качество позволяет успешно использовать их в наружной росписи – краски не подвержены влиянию природных условий и хорошо ложатся на большинство поверхностей. Акриловые краски прекрасно подходят для коллажа, так как могут использоваться как клей для бумаги или ткани. Фактурные акриловые пасты (гели) и моделирующие средства обладают сильными адгезивными свойствами и могут использоваться для создания рельефных форм.
Многообразие подходов.
Акриловые краски, сильно разбавленные водой, очень похожи на акварель или гуашь. Если же наносить краску прямо на тубы или слегка ее разбавить, вы можете работать в пастозной технике – наподобие масляной живописи. Акрил одинаково хорош как для небольших работ на бумаге, так и для более крупных – на холсте.
Друг от друга акриловые краски отличаются консистенцией от более жидкой до густой, напоминающей масляные. Густые краски используются в пастозной техники, где важна фактура; жидкий акрил прекрасно подходит для заливки больших участков картины.
Жидкие акриловые краски.
Производится широкий спектр прозрачных и непрозрачных оттенков жидких акриловых красок. Их консистенция варьируется от маслянистой, напоминающей пасту, до жидкой. Поскольку эти краски относительно новые (40 с набольшим лет по сравнению с 500-летней историей масляных красок), производители не стандартизировали диапазон данной продукции, что стало причиной полной неразберихи среди художников – как начинающих, так и опытных. Типичным примером является жидкий акрил – эти краски настолько жидкие, что напоминают традиционные чернила и яркую акварель. Цветные чернила имеют в составе шеллак в качестве связующего (шеллак – это спирторастворимая смола, вырабатываемая из секций насекомых). Они водостойки после высыхания и производятся на основе красителей. Как правило, чернила не водостойки, однако некоторые цвета, такие, как черный и белый, более стойки по сравнению с другими.
Акварель имеет в качестве связующего гуммиарабик. Как и чернила, она, в основном, не светостойка и после высыхания размывается водой. Жидкий акрил в качестве связующего содержит пленку из прозрачного жидкого пластика (акрила). После высыхания акрил становится водостойким, более прозрачным и пластичным, чем чернила. Его преимущество заключается в том, что он изготовляется из пигментов, которые в большинстве своем более светостойки, чем красители.
Светостойкость. Зачем же использовать не светостойкие красители или пигменты, даже если они обладают потрясающим эффектом? Причина состоит в том, что цветные чернила и яркая акварель были первоначально разработаны для создания графических иллюстраций, которые в свою очередь преобразовывались в типографскую печатную продукцию – как, например, поздравительные открытки, книги или плакаты. Поэтому не имеет значения, какой срок жизни у оригинала, так как его типографский вариант будет светостойким. Однако оригинал может быть сохранен – для предотвращения выцветания его следует держать подальше от света. Но каким бы соблазнительным ни показались цвета и яркость чернил и акварели, никогда не пользуйтесь ими для создания изысканных работ, которые бы вы хотели сохранить – их краски неизбежно потускнеют.
Жидкий акрил может использоваться в рапидографах для точного рисунка, например, архитектурного этюда. Он подходит и для каллиграфических работ – с помощью пера вы сможете создать изысканную линию. Поскольку жидкий акрил при высыхании становится водостойким, перо следует промыть водой. Поршневые перьевые ручки сразу после работы следует тщательно промыть водой, чтобы краска не высыхала внутри цилиндра. Вы можете работать жидким акрилом и мягкой кистью в традиционных акварельных техниках. Кроме того, попробуйте смешать краски различными способами, чтобы добиться захватывающих радужных эффектов. Попробуйте использовать соломинку, чтобы «выдуть реки цвета» по всей площади поверхности-основы, или воспользуйтесь феном для создания еще более драматичных эффектов.
Ремесленное применение
Жидкие акриловые краски могут быть использованы в целом ряде ремесленных работ – они прекрасно подходят для декорирования дерева и кожи. Наложив их на стекло, вы получите эффект витража.
Смешанная техника
Кроме того, можно очень успешно комбинировать жидкий акрил и другие виды красок, например, акварель, гуашь, другие акриловые краски, пастель и карандаш. Вы можете добиться ошеломляющих эффектов, наложив слой прозрачных красок по перламутровому акрилу.
Палитра под акриловые краски
Любого раздражает перспектива преждевременного расставания с отличной качественной палитрой только потому, что с нее невозможно счистить краску. К тому же, это бессмысленная трата денег. К сожалению, в случае с акрилом такое встречается довольно часто. Краски сохнут очень быстро, а хорошие адгезивные характеристики исключают возможность их удаления с поверхности некоторых материалов после высыхания. Высохшие акриловые краски нерастворимы – вы не сможете удалить их ни водой, ни скипидаром, ни каким-либо другим растворителем. Вот почему не следует брать пористые материалы, равно как и другие, на которых хорошо держится краска. Например, дерево с его зернистой структурой – неудачный выбор, даже при условии, что оно покрыто лаком. Лучшими для акриловых красок являются поддающиеся промывке и не образующие царапин гладкие поверхности, такие, как пластик, меламин или стекло. На этих материалах краски хорошо смешиваются и легко счищаются.
Большинство палитр для акриловых красок, которые можно купить в художественных салонах, сделаны из прочного пластика. Они разработаны так, чтобы предоставить максимум удобств при использовании – производятся в округлой или прямоугольной форме. Кроме этого, можно использовать отрывную бумажную палитру, которая также подходит для акриловых красок. Палитры данного типа выпускаются самых разных размеров: каждая из них имеет подкладку-основание из прочного картона и до пятидесяти листов пергамента, склеенных вместе с двух сторон. Отрывные палитры не требуют очистки, поскольку краски смешиваются на верхнем листе, который в конце работы отрывается и выбрасывается. Если трудно работать с акриловыми красками из-за быстроты их высыхания, вам будет приятно узнать, что существуют палитры, предназначенные для того, чтобы краски оставались влажными несколько дней и даже недель.
Многие художники, работающие с акриловыми красками и обладающие интересной манерой, предпочитают палитры, сделанные по заказу. Это прекрасная идея, поскольку необходимые материалы достаточно дешевы и легкодоступны; вы можете изготовить палитру любой формы и размера. Если вы работаете над картинами крупных размеров, палитра должна быть достаточно большой, чтобы можно было разместить много различных замесов краски. Если же вы предпочитаете работать у этюдника, форма и размеры палитры должны соответствовать ему. Чтобы сделать собственную палитру, можно использовать несколько подходящих материалов. Формика, меламин и другие аналогичные слоистые материалы продаются в магазинах «Сделай сам» и на складах пиломатериалов, к тому же многие небольшие фирмы продают дешевые обрезки. Стекло – отличный материал для замеса акриловых красок. Следует иметь в виду, однако, что стекло тяжелее пластика. В целях безопасности края стеклянной палитры необходимо обклеить клейкой лентой. Было бы еще лучше приклеить к стеклу кусок картона. Отличным материалом является пластик. Куски пластилина можно приобрести у оформителей магазинов. Стекольщики и багетчики также иногда торгуют прозрачным пластиком. Металл – тоже подходящий материал, если он эмалирован или окрашен в заводских условиях. В противном случае металл заржавеет. Не пользуйтесь нержавеющей сталью – как правило, она имеет большой коэффициент отражения, что мешает качественному замесу красок.
Очистка палитры
Для удаления высохшей краски с палитры положите ее на некоторое время в горячую воду. Вода проникнет между краской и палитрой, отслаивая затвердевшую краску.
После этого ее легко снять – одним «пирогом». Оставшуюся краску снимайте мастихином и влажной тканью. Делайте это осторожно, чтобы не поцарапать поверхность палитры. Царапины на палитре усиливают клейкость краски и затрудняют последующую очистку.
Важность поддержания порядка в мастерской нельзя недооценивать. Полезно потратить полчаса на очистку кистей и палитр, закрывание колпачков и бушонов, зная цену сегодняшних художественным материалов.
Заключение
Этнографический натюрморт дает возможность как будущим дизайнерам так и обычному зрителю пройти и понять какой либо народ, его культурное происхождение, особенности, быт и нравы.
Поставленная перед нами цель была выполнена. Мы выявили этнические качества украинского народа и через бытовые предметы передали все те элементы, благодаря которым становится понятно к какому народу принадлежит данная работа.