- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 2,57 Мб
Особенности изображения мороженого в искусстве
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретический анализ мороженого как произведения искусства
.1 Особенности детской субкультуры
.2 Мороженое в субкультурах различных стран
1.3 Мороженое как продукт и предмет удовольствия
Глава 2. Теоретический анализ проблематики исследования
.1 История возникновения и производства мороженого
.2 Мороженое на телевидении
2.3 Мороженое в литературе
.4 Мороженое глазами художников и фотографов
Заключение
Список литературы
Введение
Можно ли установить, кто первый догадался сварить компот, в каком году были впервые поданы котлеты?
Точно так же невозможно назвать изобретателя мороженого, нельзя указать дату его создания.
Очевидно, такого лица, такой даты не существовало. Мороженое можно считать плодом коллективного творчества, своего рода фольклорным произведением.
С давних времен люди, страдая от жары, искали освежающие средства, а сладости любили во все времена. Сочетанием этих двух склонностей, очевидно, и было вызвано к жизни мороженое. «Предками» мороженого можно считать смешанные со снегом или льдом фруктовые соки, натуральные и подслащенные, которые были известны в глубокой древности, еще в каменном веке, когда никаких современных народов еще не существовало.
Первые письменные упоминания о прародителях современного мороженого найдены в китайских хрониках, в которых сказано, что в Китае замораживали фруктовые соки около 1000 года до н.э. От китайцев это вкусное «средство от жары» в XIII веке переняли завоевавшие Китай монголы, вскоре мороженым стали пользоваться другие народы, завоеванные монголами и входившие в Великую империю Чингисхана, – арабы, индийцы и персы.
Александр Македонский, плохо переносивший жару, спасался от нее во время своих походов в Персию и Индию (IV в. до н. э.), употребляя фруктовые соки со снегом. Специальные эстафеты рабов доставляли снег с горных вершин и из пещер.
Большим успехом пользовались охлаждающие напитки, приготовленные при помощи такой же «холодильной машины» и при дворе римского императора Нерона (I в. н. э.). Воспитатель Нерона – философ Сенека упрекал своих сограждан в чрезмерном увлечении замороженными фруктовыми напитками. О потреблении таких напитков писал и древнегреческий врач Гиппократ (IV в. до н. э.).
Мороженое в более близком к современному виде (по всей вероятности, это было нечто вроде фруктового льда) пришло в Европу в конце XIII в. из Великой империи Чингисхана, которая, в свою очередь, переняла его у знати из северных областей завоеванного Китая.
Объект исследования – мороженое как произведение искусства.
Предмет исследования – мороженое глазами художников и фотографов.
Цель исследования – проанализировать особенности изображения мороженого в живописи.
Задачи исследования:
рассмотреть особенности детской субкультуры;
определить место мороженого в субкультурах различных стран;
проанализировать феномен еды в культуре и искусстве;
изучить историю возникновения и производства мороженого;
– охарактеризовать мороженое как продукт и предмет удовольствия;
– сделать анализ мороженого глазами художников и фотографов.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Объем работы – 61 страница.
Глава 1. Теоретический анализ мороженого как произведения искусства
.1 Особенности детской субкультуры
Мир детства – неотъемлемая часть человеческого общества. Общество не сможет познать себя, не поняв закономерностей его развития, в то же время нельзя понять мир детства без знаний об особенностях его культуры. Во-первых, потому, что индивидуальное развитие ребенка происходит не в социальном вакууме, а в многоплановом общении с миром взрослых и сверстников. Это хорошо видно на примере детских игр, моделирующих взрослую жизнь. Мир взрослого культуры как бы накладывается на детское мировосприятие. Во-вторых, ребенок одушевляет окружающий мир, насыщает его эмоциональной окраской. Она превращает в своем воображении предметы действительности, драматизирует отношения со сверстниками и на этой основе формирует и воспроизводит важнейшую культурную качество человека в создании идеальных ценностей. В-третьих, ребенок всегда связана с предметным миром: на основе чувственного опыта у него формируется первичный понятийный аппарат, что, безусловно, нельзя считать абсолютной копией взрослых представлений, то есть дети формируют собственный – детский мир, мир уникальной культуры. Детство как особый специфический этап в развитии личности можно понять только с учетом возрастного переживания символизма, то есть через систему детских представлений, образов, чувств и настроений, в которых ребенок и воспринимает культуру взрослых людей, осмысливая свой жизненный путь. Возрастной символизм, с одной стороны, отражает способность ребенка воспринимать по-своему мир, в котором он живет, а с другой – может рассматриваться как подсистема культуры, строится на нормативных возрастных критериях, стереотипах, представлениях, обрядах, ритуалах и наборе ценностей, т.е. на всем том, что и составляет содержание любой субкультуры, детской в том числе.
Анализ последних исследований и публикаций. Ученые по-разному подходят к пониманию сущности и определения катеґориальних параметров детской субкультуры. Так, И. Кон понимает под детской субкультурой автономную социокультурную реальность, имеющая собственные язык, структуру, функции, традиции. Он определяет три основные подсистемы этой культуры:
) детская игра;
) детский фольклор и вообще художественное творчество;
) общение, коммуникативная поведение детей [1, С. 26]. На близкой позиции находится российский исследователь В. Кудрявцев, видит в детской субкультуре "особую систему представлений о мире, ценности и т.п., частично стихийно складывается внутри господствующей культурной традиции этого общества и занимает в ней относительно автономное место» [2, С. 17]. В. Абраменкова добавляет: "Детская субкультура – особый смысловой пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития" [3, С. 56].
Другой подход в М. Каган, который выделяет в культуре детства два слоя: один – культурные формы, создаваемые взрослыми для ребенка, второй – формы ее собственной деятельности. Творчество взрослых позволяет ребенку приобщиться к достижениям истории культуры и через процессы усвоения предметных образов стать культурным человеком. Итак, ребенок оказывается не только творцом культуры, но и создателем собственной жизни, своей личности. Конкретизируя мир, раскладывая его на предметы, связанные с культурой, человек тем самым через усвоение и присвоение предметов культуры становится социальной и культурной существом [4]. Мы определяем детскую субкультуру как динамическое социальное, психолого-культурное автономное образование со своими морально-правовыми нормами, речевым аппаратом, своим фольклорным достоянием и игровым комплексом.
Включение ребенка в мир культуры имеет диалектический характер. С одной стороны, ребенок является объектом общекультурного влияния, своеобразным аккумулятором культурных достижений. С другой стороны, дети выступают субъектом культуротворческого процесса, создавая собственный мир культуры, т.е. детскую субкультуру. М. Осорина выделяет три главных фактора, определяющих детское мировосприятие в процессе взросления:
) влияние "взрослой культуры", активными проводниками которой являются сначала родители, а потом и другие взрослые;
) личные усилия самого ребенка, проявляющиеся в разных видах ее интеллектуально-творческой деятельности;
) влияние детской субкультуры, традиции которой передаются из поколения в поколение детей [5, С. 12].
Ученые настаивают на устойчивости структуры детской субкультуры, к которой относятся такие компоненты: детский фольклор, детская словесное творчество, детский "правовой кодекс" (правила сообщества, принятые детским сообществом), детские игры (подвижные, ролевые, предметные), детский юмор (шутки , дразнилки, надоедливые сказки, анекдоты и т.п.), религиозные представления, детское философствование (рассуждения, размышления о вечном), эстетические представления (украшения бытия), детские интересы, табуирование. Итак, содержание детской субкультуры многогранный, он охватывает все сферы детской жизни – от национально-культурной к таинственному миру собственного "Я".
Вместе с определением структурных элементов детской субкультуры ученые особое значение придают раскрытию ее основных функций, среди которых:
социализации, поскольку она предоставляет особый психологический пространство, в котором ребенок приобретает "социальную компетентность в группе равных;
психотерапевтическая – именно в детской среде происходит подчинение ребенка групповым нормам и овладение контролем над собственным поведением, то есть формирование его как личности;
культуроохоронних, ведь в недрах детской субкультуры хранятся жанры, устные тексты, обряды, ритуалы и прочее, утраченные современной цивилизацией;
прогностическая – ориентирована на будущее, связанная с созданием пространства для самореализации.
Результаты собственных исследований.
Учитывая функции детской субкультуры мы утверждать, что она является агентом социализации личности ребенка.
Изучение детских сообществ в онтогенезе и их влияния на процесс социализации и формирования личности ребенка позволило ученым очертили образ современного детского сообщества.
. Группа сверстников предоставляет разнообразные возможности построения новых отношений с самим собой и с другими, помогая ребенку понять себя, свое предназначение, позволяя почувствовать риск и попробовать силы в ситуации соревнования.
. Сокращение физического пространства для детских игр в городах и в сельской местности отрицательно влияет на социальное содержание деятельности и психологическое состояние детского сообщества.
. Территориальная разобщенность детей и разрыв между детскими поколениями приводит к неумению общаться, уменьшение передачи детского опыта от одного поколения к другому.
К особенностям современной детской субкультуры относится тот факт, что под влиянием средств массовой информации детское сообщество как носитель субкультуры детства перенасыщается элементами культуры взрослых, обедняя содержание собственной субкультуры. Как негативную черту современного состояния, по утверждению М. Осорина, можно назвать игнорирование проблем детской субкультуры, что в современном обществе проявляется в потере физического пространства игр и детского быта, группового взаимодействия и общения, возможности реализации детьми своего групповой жизни, передачи всего богатства форм детской субкультуры. Все это может привести к росту детских неврозов, психических заболеваний и криминализации детской жизни.
Изучение теории вопроса позволило сформулировать основные положения о сущности исследуемого феномена. Мы рассматриваем детскую субкультуру как базисную надстройку детского сообщества, как сложное многоаспектное образование, в значительной мере предопределяет содержание, формы, виды и типы взаимоотношений, социальные движения, социальные представления, жизненные ценности в детской среде. С одной стороны, детская субкультура представляет и трансформирует каждому новому поколению детей социально-культурные достижения нации и человечества в целом (фольклор, юмор, язык, эстетические и религиозные представления, моральные нормы и т.д.), с другой – в детской субкультуре отражается все, что создается самой сообществом детей в каждой конкретно-исторической ситуации (речь, мода, игрушки, игры, юмор, детский "правовой кодекс" и т.д.). В качестве базовой культура детского сообщества детская субкультура является центром для развития личности, то есть ее поле насыщенное всем необходимым для этого процесса.
Каждый ребенок обогащает общее пространство детской субкультуры личностными достижениями, установками, принципами, традициями, она выносит из своей семьи. Детское сообщество – сообщество индивидов, объединенных общими интересами, возрастными возможностями и природными особенностями, многочисленными атрибутами материального, духовной жизни, различными видами общей значимой деятельности.
Важным фактором социального роста ребенка есть гармоничные отношения в системах "ребенок – ребенок", "ребенок – дети" в детской субкультуре. Дети испытывают потребность в развитии многоплановых связей между собой, в организации особых социальных структур, несущих определенную нагрузку в детском социуме; это ярко проявляется, начиная с младшего школьного возраста – периода активного формирования самосознания растущей личности как члена социума. Если семья и взрослые вообще определяют "зону ближайшего развития ребенка" (Л. Выготский), готовя ее к освоению социальных норм, ценностей и стереотипов определенной культуры (например социально-экономических ценностей, религиозной принадлежности и т.д.), то детское сообщество, детская субкультура обусловливают зону вариативного развития (ЗВР), задавая одновременное существование и "перекличка" различных культур, других логик. Таким образом обеспечивается готовность ребенка к решению задач в непредвиденных обстоятельствах. К тому же зона вариативного развития создается группой сверстников в процессе игры, предполагающая общение, отношения, взаимодействие.
Во взаимодействии со сверстниками ребенок приходит к определенному познания себя и окружающего мира. Самопознание, адекватное отношение к себе порождает потребность в ценностном отношении к окружающим. Поэтому для полноценного развития ребенку нужен реальный образовательное пространство – развивающую среду, которое должно удовлетворять ее стремление двигаться, играть, исследовать окружающую среду, активно проявлять себя, общаться и взаимодействовать со сверстниками.
Если говорить о структуре детской субкультуры, то ее пространство можно представить наслоением неоднородных ступеней. Среди них мы выделяем слой устойчивой и переменной современной культуры. В определенные периоды истории, когда расшатываются традиционные механизмы передачи знаний и дети начинают ориентироваться не столько на взрослых, сколько друг на друга, становится особенно четко заметно, что смыслом детской субкультуры является не только актуальные для массовой культуры особенности поведения, сознания, деятельности, но и относительно устойчивы во времени и пространстве образы, модели, тексты, составляют собой "обломки" разных эпох, следы памяти прошлого опыта человечества, передаваемые из поколения в поколение. К сожалению, слой устойчивой культуры в современной детской субкультуре значительно уменьшился. Итак, теперь мы имеем несколько иную картину развития социокультурной ситуации в обществе и становлении личности на ранних этапах социализации. Существенные, к сожалению, не во всем положительные, изменения относительно культурных и ценностных традиций во взрослом обществе не могли не повлиять на содержание детской субкультуры.
Важнейшими признаками негативности социальной ситуации для растущей личности является разрушение устоявшихся течение тысячелетий естественных институтов социализации – семьи и детского сообщества, изменение морально-психологического климата в обществе, влияние средств массовой информации.
Одним из ведущих факторов первичной социализации дошкольника является семья. Однако на современном этапе родители психологически и фактически оторваны от детства в его общем смысле – занятость на производстве, передача воспитательных функций бабушкам, гувернерам, образовательным учреждениям, предоставление приоритета собственным интересам перед общими с ребенком видами деятельности – все это отрывает ребенка от родителей. Это находит отражение даже в составленных детьми сказках, которые мы записывали во время эксперимента: "У зайчика не было мамы, она поехала в Москву деньги зарабатывать …", "Папа Лев не был зол, хотя он и кричал на своих львят, у него просто были злые проблемы … "," Кошка посадила котят в корзинку, а сама пошла деньги зарабатывать … ". Кроме того, у родителей снялось много внутренних обязанностей, исчезло ответственное отношение к детям еще и потому, что государство, минуя общество, присвоила себе право вершить судьбу ребенка, отводя семье второстепенную роль. С одной стороны, можно наблюдать или чрезмерно рано определены родителями жизненные перспективы, поэтому полное игнорирование всех аспектов детской жизни, кроме тех, которые, по их убеждению, ведущие к успеху. В других случаях родители, занятые своими проблемами, пытаются отделиться от ребенка, действуют по принципу "Чем бы дитя ни занималась, чтобы …" и опять-таки игнорируют реальные проблемы детства.
Резко обострились противоречия, усиливаются с возрастом, между потребностью ребенка в виду и сначала непрерывном ослаблении, а затем и отсутствием необходимого внимания со стороны взрослых, в том числе родных людей. Проявляя повышенную заботу об одежде, питание, культурные развлечения своих детей, они не реализуют возможности общения с ними – как следствие, у многих детей развивается чувство одиночества, доходящее порой до отчаяния, растет цинизм, проявляющийся в более открытых (и более страшных) , чем у взрослых формах, нивелируется уважение к важнейшим человеческим ценностям (А. Кононко).
Другим фактом дисгармонии современной детской субкультуры является потеря и обеднение ее отдельных слоев (игр, фольклора, правовых норм). Особенно критической оказалась ситуация с игровой традиции (групповых подвижных игр и игрового детского фольклора). Непревзойденная ценность фольклорной традиции заключается в том, что она вобрала в себя социальный и интеллектуальный опыт детских поколений многих веков и предоставляет ребенку актуальны и сегодня готовы способы решения жизненных проблем в детском сообществе, помогает обрести чувство психологической независимости от негативных воздействий, опыт отстаивания своей позиции, формирования солидарности и чувства МЫ. Игрушка – обязательный атрибут детской игры, созданный собственными руками с помощью природных материалов, изделий художественных промыслов – есть, кроме всего прочего, средством культурно-эстетического развития ребенка, его национального достоинства.
Мы с сожалением констатируем, что современные дети почти не умеют использовать уместно формы детского фольклора, збиднився содержание и формы игры, различных видов детского творчества.
Если раньше в потребностях старших дошкольников превалировала ориентация на творческие виды деятельности, в том числе и в познавательной сфере, сегодня приоритет познания, творческой деятельности и тем более моральных потребностей почти утрачено. Разумеется, культурные потребности динамичны, способны восстанавливаться, проявляясь в определенных индивидуальных продуктах духовного и материального производства. Негативные тенденции в этой области могут быть преодолены благодаря позитивным социально-экономическим и социально-духовным изменениям. Однако, говоря о современном состоянии детской субкультуры дошкольников, нельзя не отметить обеднение всех видов досуга, связано преимущественно с нарушением обычных форм реализации прав детей.
Вернемся к схеме. В ее современном варианте наблюдаем новый слой – элементы взрослой культуры. Речь идет не о реальных положительных моментах общей культуры общества, а о тех элементах взрослого культуры, при условии уменьшения слоя устойчивой культуры заполнили пропасть. Проводниками этих элементов является прежде родители. К этой культуры мы относим ненормативную лексику, жаргонизмы, взрослые игры, шутки, низкокультурные песни, танцы, сексуально откровенные и агрессивные элементы одежды, мультфильмы и кинофильмы, переполнены насилием, агрессией и тому подобное.
.2 Мороженое в субкультурах различных стран
мороженое субкультура литература фотограф
Мороженое. Что может быть проще и банальнее? Без него не обходится ни один праздник. Или все же есть в нем что-то интересное? Если Вы любите мороженое и готовы отведать что-то большее, чем пару ванильных и шоколадных шариков, то знайте: по всему миру есть такие разновидности мороженого, которые являют шедевр сами по себе. Вам остается только выбрать места от Лондона <#”812978.files/image001.jpg”> <#”812978.files/image002.jpg”> <#”812978.files/image003.jpg”> <#”812978.files/image004.jpg”>
В чьих-то произведениях мороженое пряталось на картине как едва заметная деталь бытописания, у других – становилось едва ли не центральной частью композиции. В самых разных своих форматах оно появлялось в американских зарисовках Амоса Сьюэлла, на картинах о детстве художника Боба Байерли и реалистичных фотокартинах Вима Хелденса, оно даже становилось центральным образом на знаменитой картине живописца ».
Известный американский поп-арт художник Уэйн Тибонеоднократно обращался к теме мороженого. Оно появилось на его реалистичной картине «Девочка с мороженым» и стало центральным образом в серии картин геометрических десертов.
Мороженое появлялось и в творчестве Пабло Пикассо, а именно – на картине «Человек в соломенной шляпе с мороженым», написанной в 1938 году во время отдыха на море на юге Франции.
Антонио Паолетти (1834-1912) – итальянский художник, считается одним из самых ярких венецианских живописцев. В его картинах отражаются моменты простой венецианской жизни. С простотой и внимание к деталям, Паолетти любил изображать коммерческую деятельность города, обязательно с детьми.
<#”812978.files/image006.jpg”> <#”812978.files/image007.jpg”> <#”812978.files/image008.jpg”> <#”812978.files/image009.jpg”>
Цветы и мороженое – две вещи, перед которыми сложно устоять любой женщине. Именно на этом сыграл Паркер Фицджеральд, объединив в одном кадре и сладкое лакомство, и весенние первоцветы. Нежные букеты в аппетитных вафельных конусах – от этого действительно может разыграться аппетит. Паркер Фицджеральд даже сделал предупредительную подпись под снимками: «P.S. Не ешьте гортензии вместо мороженого. Они выглядят красиво, но Вы можете отравиться!».
<#”812978.files/image011.jpg”> <#”812978.files/image012.jpg”> <#”812978.files/image013.jpg”>
Для размещения рекламы были выбраны конструкции супер-формата. Продукт позиционируется как «образец высочайшего гастрономического искусства» и производится только из натуральных ингредиентов, без искусственных добавок или красителей.
Креатив для кампании «Искусство швейцарского мороженого» разработало агентство JWT Paris.
Немецкая художница Сара Илленбергер (Sarah Illenberger) искусно трансформирует самые обычные материалы, которые у нее под рукой, в великолепные предметы искусства. На этот раз Илленбергер решила поэкспериментировать с мороженым, и придумала для него множество новых форм и образов.
Не только Саре Илленбергер пришла в голову идея превратить сладости в произведения искусства. Некоторые компании производят так называемый разрисованный шоколад <http://www.novate.ru/blogs/110514/26318/4>, плитки которого напоминают картины современных художников-экспрессионистов.
Заключение
Итальянцы говорят, что «джелато – это искусство, как и любой плод человеческого вдохновения»…
Кулинарное творчество- искусство, в котором импровизация является основой успеха. Если вспомнить любой из видов творчества – будь то литература, музыка или изобразительное искусство, – все они имеют свою теоретическую базу, изучение которой необходимо для подготовки настоящего творца.
Талантливый джелато мастер относится к рецептам как к основе своего творчества, привнося в каждый приготовленный им сорт мороженого собственное видение, по-своему переосмысливая кулинарную традицию.
Мороженое – это искусство привносить в жизнь яркие ощущения от прохлады вкусов, делать детство незабываемой порой, возможность сбыться маленькой мечте или мгновенно исполниться желанию, это способ проявить внимание или повод познакомиться, это спонтанное желание или маленький каприз, это частичка зимы среди жаркого лета, это особый мир, где все мы остаемся детьми!
Мороженое – очень древнее лакомство. История изобретения популярнейшего десерта уходит корнями во времена древнейших цивилизаций Азии – Китая и Междуречья. Мороженым восхищались Александр Македонский, Наполеон и Джордж Вашингтон, а запатентовали его сразу несколько человек. Считается, что история мороженого насчитывает более 5000 лет. Естественно, этот вид сладкого лакомства не мог не найти своего отражения в искусстве. Ниже представлено несколько самых интересных, на мой взгляд, картин, на которых присутствует мороженое.
Сейчас мороженое все чаще стало появляться в объективах фуд-стилистов и заняло в их работах почетное место как сложное для съемки блюдо, неуловимое из-за своей тающей текстуры, но невероятно фотогеничное. Мороженое, за всю свою многолетнюю историю избалованное вниманием художников, в наши дни нуждается в новом подходе. В существующем многообразии вкусов, видов и технологий оно требует еще и необычной истории и новых направлений в визуальном искусстве.
Несмотря на то, что мороженое издавна является одним из любимейших лакомств россиян, недавние исследования показали, что в плане потребления мороженого мы еще здорово отстаем как от США, так и Европы. Так, если в нашей стране каждый житель ежегодно съедает порядка 2,5-3 кг мороженого, то европейцы за тот же промежуток времени успевают съесть около 15 кг каждый, а житель Соединенных Штатов и вовсе почти 25 кг.
Объяснений этому существует огромное количество, одно из них, к примеру, гласит о том, что отечественный рынок мороженого является чрезмерно переполненным и не отвечает реальному спросу, с другой стороны слышится мнение о том, что виной всему климатические условия России.
Список литературы
1. Kroeber A. L. Anthropology. Race. Language. Culture. Psychology. Prehistory. N.Y., 1948. 856 р.
2. Virtanen L. Guldens Lore-Studia Fennica. Helsinki, 1978. 465 s.
3. Багирян Е.А., Куртова И.В. Мороженое и качество. – //. Мороженое и замороженые продукты. 2002,№2 с 4-6.
4. Бережной И.Т, Гольдфарб Л.Т. Кулинарных дел мастера. – Харків: Прапор, 1988, 78 с.
. Васильева Н., Арсеньев Н. Кайф от мороженого // Бизнес, 2001,№21
6. Виноградов Г. С. Этнография детства и русская народная культура в Сибири. М.: Восточная литература, 2009. 912 с.
7. Довгалецкий Н. Мороженое – шаг в ХХІ век. // Продукты питания, 2001, №11с 4.
8. Кладий А.Г. Мороженое – это бизнес: благородный и благодарный, вечный и верный, мировой и мирный. – М.:ИИС Парус, 2000, 600 с .
. Кукура Н.А. Мороженое в третьем тысячелетии // Молочная промышленность, 2000, №4 с 5-6.
. Лопандина Н. Летний снег. // Мороженое и замороженные продукти, 2002, №4 с.12.
11. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. 512 с.
12. Лотман Ю. М. Статьи по семиотике и топологии культуры // Лотман Ю. М. Избранные статьи: в 3-х т. Таллинн: Александра, 1992. Т. I. C. 34-45.
13. Оленев Ю.А. Производство мороженого, // Пищевая промышленность, 1997, №5 с 14.
14. Оленев Ю.А. Технология производства мороженого, – М.: Пищевая промышленность, 1977, 230с.
. Оленев Ю.А., Творогова А.А.Разработки по мороженому, // Молочная промышленность, 2000, №7 с 12-13.
16. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве взрослых: методический материал. Изд-е 4-е, испр. и доп. Серия "Мастера психологии". Пб. – М. – Харьков: Питер, 2008. 298 с.
17. Полисянський П.П. Надежное качество и оптимальное удовольствие, // Продукты питания, 2002, №17, 23 с.
18. Попкова Т. Д. Детская субкультура как социальный феномен / сост. Т. Д. Попкова; под ред. Т. Д. Попковой, Б. В. Кондакова. Пермь: Пермский гос. ун-т, 2010. 176 c.
19. Психология: словарь / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. Изд-е 2-е, испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. 471 с.
20. Соммери Ф. Итальянское мороженое в Германии, // Мороженое и замороженые продукты, 2002, №2 с 36.
21. Тужилкин В.И., Кочеткова А.А. Технологии производства продуктов функционального и лечебно-профилактического назначения на основе мониторинга питания и специфики метаболизма у различных групп населения., // Пищевая промышленность, 2002, №6 с24-28.
. Харитонов В.Д. Исследование основных факторов, влияющих на формирование качественных показателей новых молочных продуктов сложного сырьевого состава, // Хранение и переработка сельхозсырья, 1995, №9 с 11-15.
23. Холл Ст., Эллис К. Очерки по изучению ребенка: исследование о куклах (Куклы. Собственность у детей. Куча песку) / пер. с англ.; под ред. и с предисловием Н. Д. Виноградова. М.: Пучина, 1925. C. 12-13.
24. Чередникова М. П. Голос детства из дальней дали: игра, магия, миф в детской культуре / сост., научная редакция, примечания, библ. указатель В. Ф. Шевченко. М.: Лабиринт, 2002. 224 с.
. Шейн П. Великорус в своих песнях, обрядах, обычаях, сказках, легендах и т.п. СПб., 1898. Т. 1. Вып. 1. 108 с.
26. Шредер А. Современная упаковка мороженого, // Продукты питания 2002, №4 с8-12