- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 14,56 Кб
Особенности национальной одежды эрзянок села Напольного
Реферат
В юго-западной части Чувашии есть село с красивым названием Напольное. По одну сторону села простираются поля, колосящиеся летом золотом пшеницы, зимой сверкающие серебром снежных покровов. По другую сторону – заливные луга с голубыми глазами озер и леса, леса, леса…С возвышения видна золотистая полоска крутого берега реки, засурские деревеньки, теряющиеся в синей дымке…
Даль Напольного необъяснима,
За селом всей природы обзор
Перед ширью лесного массива
Зеленеют луга вдоль озер…
Богата природа Напольного. Богат мордовский край традициями. Несмотря на многовековое тесное общение мордвы с русским, а также с чувашским народами, испытывая влияние русской культуры, мордовская культура тем не менее сохранила свои специфические особенности в фольклоре, обрядах, одежде.
Свою работу мы посвящаем особенностям национальной одежды села Напольного. Приступая к работе, мы изучили несколько значительных трудов, посвященных истории развития русского, чувашского и мордовского костюмов (см. библиографию). И прежде всего мы опирались на книгу-альбом "Мордовский национальный костюм". Авторы данной книги, анализируя историю развития национального костюма мордвы, показали причины, повлиявшие на ход перемен в костюме от древности до настоящего времени. В книге рассматриваются наиболее яркие и типичные комплексы костюмов отдельных регионов расселения мордовского народа (в том числе мордвы, проживающей за пределами Мордовской Республики – Пензенской, Саратовской, Ульяновской, Нижегородской областей и др.) К сожалению, в книге не показаны все бытовавшие формы одежды. Костюмы, которые начали формироваться в 19 веке, авторы считают переходной формой к современной одежде городского типа. С этим мы не совсем согласны. Мы считаем, в 19 веке развитие национального костюма вступает в новый этап. В связи с экономическим развитием и широким распространением фабричных тканей возникла необходимость появления нового костюма, отвечающего требованием времени. Появившийся костюм, на наш взгляд, несет в себе специфические особенности культуры народа, поэтому он достоин внимания и детального изучения.
В своей работе мы даем краткий анализ традиционного старинного народного костюма мордвы, излагаем историю костюма нашего края, рассматриваем характерные особенности костюма эрзянок села Напольного, варианты некоторых его компонентов, а также выражаем свою точку зрения на вопрос, почему не сохранился в нашей местности старинный костюм.
"Старинный традиционный мордовский костюм Костюм является эволюцией и …самым важным признаком, по которому мы можем судить о привычках, обычаях и образе жизни каждого века." (О. Уайльд)
Одежда – это составная часть материальной и духовной культуры. С одной стороны, это материальная ценность, созданная трудом человека, с другой – это произведение искусства. Рассматривая фотографии с образцами народных костюмов, восхищаешься их красотой, выразительностью. А ведь эти произведения искусства, шедевры, создавали неграмотные женщины долгими зимними вечерами сидя перед своей работой при свете лучины.
Весь комплекс одежды женщин-эрзянок является важным и ценным материалом для изучения быта, а также может дать объяснения некоторым историческим явлением в жизни народа. Поскольку традиционный мордовский костюм формировался на протяжении веков и достаточно стойко сохранился до наших дней, он может послужить материалами для выяснения вопросов происхождения самого народа, а также установления степени его родственных и культурных связей с другими народами. Мордовская национальная одежда, имея много ярких специфических черт, позволяет также судить о наличии разных этнических групп внутри самого народа. Две основные группы мордвы, эрзя и мокша, отличающиеся особенностями языка, отличаются и по одежде. Широкие исторические границы расселения мордовского народа обусловили появление вариантов костюма как у мордвы-эрзи, так и мордвы-мокши. Авторы альбома "Мордовский народный костюм выделяют восемь разновидностей костюмов эрзи и четыре – мокши.
В первой части нашей работы мы рассматриваем основные элементы мордовского костюма, свойственные для всех групп мордвы-эрзи (см. фото 1)
Основу костюма составляет панар – рубаха туникообразного покроя. Шилась она из домотканого холста. Она имеет глубокий грудной вырез и прореху спереди на подоле (для удобства передвижения) и короткие до локтя рукава. Рубаха украшивалась вышивками по подолу и на груди. На ворот и на подол рубахи нашивалась тесьма.
Поверх вышитой рубахи женщины надевали туникообразную распашную одежду, называемую руця. Рукава его обычно более длинные, чем у рубах. Вышивка украшает грудь и рукава руци. Общий декор руци дополняют узкие вертикальные нашивки из красной ткани на спине и полах.
Передник – икельга паця – третья обязательная часть национальной одежды. Все авторы изученных нами книг едины во мнениях, что передник это относительно новый элемент в национальной одежде мордвы и чуваш, что он был свойствен русской одежде, и это прежде всего касается фартуков с рукавами и грудкой. Начиная с середины 19 века, когда некоторые группы крепостного крестьянства стали переходить на русский тип одежды, фартуки стали восприниматься как национальные формы одежды. Мордовские фартуки украшались вышивкой, которая располагалась по краю передника в виде продольных полос, идущих параллельно друг другу.
Обязательным элементом любого мордовского костюма был пояс – цёко каркс. Пояса имели очень нарядные концы-кисти, которые делали из цветной бахромы. Наряду с поясами домашнего изготовления носили кушаки.
Большую роль в создании силуэта костюма играло своеобразное набедренное украшение – пулогай, аналога которому нет ни в русской национальной одежде, ни в чувашской. Пулогай – это широкий холщовый пояс, который плотно охватывал бедра. Он украшался бисером, жетонами. Снизу к поясу пришивали 3 – 7 слоев длинной бахромы из крученых шерстяных ниток домотканого прядения. Поэтому пулогай был пышным, акцентировал бедра, увеличивая их размер. Тяжелый по весу (праздничный вариант мог достигать 6 – 7 килограммов), он задавал женщине плавную походку с ритмичным покачиванием бедрами. У эрзи девочки-подростки уже в 13 – 4 лет начинали носить пулогай. Это считалось символом зрелости. Пулогай надевали на рубаху или поверх руци.
Мордовки носили высокие головные уборы – панго, клабук, сороку, которые имели конусообразную, трапециевидную, полуцилиндрическую форму или двурогое очертание. Обычно такие уборы имели внутри твердый каркас, придававший чепцу определенный силуэт. Каркас обшивался красной тканью, украшенной вышивкой.
Главное место среди нагрудных и шейных украшений эрзянок занимала нагрудная пряжка – сюлгамо, которая служила для скрепления глубокого выреза рубахи. К ней прикреплялись разнообразные украшения, подвески. В комплексе женских нагрудных украшений были и бусы. Их носили по несколько ниток. Носили также ожерелья из стекляруса, цепочек, жетонов, раковин-каури.
национальный костюм эрзянка мордва
С лыковой обувью женщины носили белые онучи – пракстат, ими обматывали ноги почти до колен, закрепляя крест накрест длинными веревками. В таком виде они напоминали стволы берез. Толстые ноги считались эталоном красоты. Какое же представление о красоте было у наших предков? Женщина – это хранительница домашнего очага, продолжательница рода. Только здоровая женщина могла дать здоровое потомство. Поэтому здоровье, сила, выносливость во все времена в народной среде были главными достоинствами женщины. И народный костюм подчеркивал эти качества. Набедренные украшения с пышной бахромой, рубаха, которая надевалась с небольшим напуском, зрительно делали женскую фигуру объемной, устойчивой, но все же она не казалась тяжелой, благодаря высокому головному убору и вертикально расположенным полосам декора всех элементов одежды.
Мы рассмотрели основные компоненты традиционной праздничной одежды женщин-эрзянок, свойственные для всех групп мордвы-эрзи. Как видим, мордовский костюм сложен и многосоставен. Порой женщина самостоятельно не могла одеться в такой костюм, и обряд одевания мог занимать несколько часов.
Народный мордовский костюм издавна привлекал внимание исследователей, этнографов, художников. Не случайно в 19 веке на выставке в Париже эрзянский костюм получил золотую медаль (газета "Эрзянь мастор" 1999 г. №2). Достойное место занимает мордовский костюм и в коллекции костюмов Чувашского национального музея.
Мордовский костюм "нового" времени
Прощай, мордовская вера,
Посконная рубашка,
Кривы лапти с хвостами,
Шиты браны рукава,
Каяксова прореха,
Ттитясовы вожапри.
(Из старинной песни)
А теперь рассмотрим костюм мордвы-эрзи с. Напольного (см. фото 2). Основу его составляет юбка и кофта. К сожалению, изучением женского костюма нашей местности никто не занимался, поэтому трудно сказать, когда он сформировался. Нами собраны старые фотографии, свидетельствующие о том, что данный костюм бытовал уже в 30-ые годы прошлого века, а по рассказам наших старейших односельчан, он существовал и в начале 20 века. Изучив историю развития костюма, мы пришли к выводу, что юбка, как элемент одежды, появился значительно позднее, чем рубаха. Тем не менее в комплект национальной одежды народов Прибалтики, Украины входит именно юбка. В народном костюме эстонцев продольно-полосатые юбки появились к концу 17 века. До этого времени женщины носили несшитые юбки – "юмбрики", что в буквальном переводе означает "обертка". Несшитые юбки – плахты, паневы – носили женщины и в селах Украины. Замужние женщины Древней Руси также на рубаху надевали паневу. У нас есть основание утверждать, что мордовскому костюму нового образца не менее 150 лет. Конечно, это не слишком великий срок. Но это уже наша история, которую мы должны сохранить для наших потомков.
Будничный вариант костюма бытует в селе и по сей день, праздничный – женщины надевают в особо торжественных случаях, как то: свадьба, национальный обряд…Это также один из сценических костюмов участников мордовского народного хора (фото 3)
Главные компоненты костюма – юбка и кофта-блузка. В старые времена эрзянки предпочитали юбки ярких насыщенных оттенков: бордово-красных, зеленых, синих. В 30-ые годы их шили из сатина, ситца, позднее штапеля, шерсти, шелка. Особенно красивы были юбки из атласа.
Юбка всегда была широкой. На нее уходило, как говорят женщины, колмо келеть, т.е. три ширины покупной ткани. Это приблизительно около трех метров. Юбка на поясе собирается во множество сборок, складок. От этого она становится пышной (мы помним о любви эрзянок к пышным формам). Повседневный вариант такой юбки на подоле имел три поперечные (на всю ширину юбки) складки-строчки, а праздничный вариант кроме этого украшался широкой полосой кружева и атласной узкой тесьмой. (см. фото 4).
Как дополнение к юбке и как украшение женщины завязывали на талии цёко каркс – пояс. Пояса были длинные, на боку завязывались в бант. Завершался конец пояса кистью. Хлопчатобумажный, с узором, красиво вышитый, он вносил в костюм ноту декоративности (см. фото 5).
Если женщины среднего возраста уже давно перешли на так называемый городской тип одежды, то женщины старшего поколения до сих пор носят юбки такого фасона – эрзянь юпкат. В их гардеробе множество таких юбок разных расцветок: черные и других темных оттенков для повседневной носки, юбки из "благородных" тканей – на праздничный выход.
Следующий компонент национальной одежды – кофта-блузка.
Если юбки шились из тканей насыщенных ярких цветов, то кофты старались шить из тканей нежных оттенков: голубых и розовых, хотя будничные кофты могли быть из тех же тканей, что и юбки. Кофта была приталенной, для этого под грудью на талии и на спинке делались вытачки. Рукава на плечах имели густую сборку. На оплечье делались несколько продольных складок-стрелочек. Такие же продольные стрелочки были и на груди. Украшением кофты были яркие пуговицы на полочках. Полочки, воротник, манжеты и хлястик имели отделку из тесьмы контрастного цвета. В качестве украшений на блузке висели нити разноцветных стеклянных бус (кирьгашке), которые соединялись с прозрачным стеклярусом (фото 6).
Другой фасон эрзянских кофт назывался доха. По своему крою доха похожа на вышеописанную модель эрзянской кофты-блузки. Только шилась она не из однотонного материала, а цветастого. Планка для пуговиц в этой кофте отсутствовала. На груди была косая кокетка, а нижняя часть полочки над грудью имела две-три складочки. Рукава по плечу также густо присбаривались. Отличительной особенностью дохи был пояс на одной или двух пуговицах. (см. фото 7 и 5). Заметим, что эталоном красоты среди мордовок считалась женщина с округлыми формами. "Бояр ава" (боярыня) – так говорили о цветущей здоровьем женщине. Все описанные модели юбок и кофт подчеркивали пышные формы их носительниц.
Головным убором женщин нашего края были платки. Их носили и девушки и женщины. Замужние женщины заплетали две косы высоко на голове, косы переплетались между собой и под платком напоминали рожки. В былые времена под платком женщины носили самодельные чепцы, называемые на местном наречии олуська. Олуська служила для скрепления высоко заплетенных кос. Она кроилась как меленькая круглая шапочка, края которой стягивались тесемкой. Девушки заплетали волосы в одну косу, пробор был прямой или косой, в косу вплетали ленты. Ах, эти ленты! О лентах самые яркие воспоминания у наших старожилок. К празднику любая девушка мечтала о новой красивой ленте. Поэтому с нетерпением ждали "ярмунку" (ярмарку), где можно было приобрести желанное украшение. Большим событием считалось в деревне, если заедет какой-нибудь заезжий торговец, торгующий мелким товаром. Как тут не вспомнить:
Эх, полным-полна моя коробушка.
Есть и ситец и парча…
Молодые девушки, рискуя остаться голодными, в тайне от родителей несли "коробейнику" последнее яйцо. Но зато какое у нее было счастливое лицо, когда она выходила на вечерние посиделки с новой лентой или украшением.
Если в обычные дни девушки украшали голову лентами, то на праздники надевали венки. Откуда пошла эта традиция? Венок, наверное, у всех народов считается символом молодости и красоты. Какая девушка в жаркий летний день во время отдыха на сенокосе не сплетала венок из полевых цветов или не вплетала в волосы ромашку. Но лето в наших краях недолгое. А тяга к красоте существовала всегда. Поэтому вместо венков из живых цветов стали делать венки из бумажных. Но уже с начала 20-го века венок стал привилегией невест и свах. Их венки несколько отличались: к венку невесты сзади прикреплялись длинные разноцветные ленты, у свахи они отсутствовали. Приблизительно до 60-х годов в Напольном была традиция: молодые женщины в первый год замужества на праздник Троицы, который является одним из ярких праздников на селе, надевали свои свадебные наряды, венки, под венки нежно-розовые платки или кокошники. От ярких женских нарядов деревня словно расцветала. От белоснежных рубашек мужчин слепит глаза. Цветные стеклянные бусы и сережки женщин горят всеми цветами радуги. В сопровождении гармонистов группа молодых женщин и мужчин шествует по улицам села с веселыми праздничными песнями. Дойдя до околицы, молодухи ломали ветку клена и бросали в речку: чья ветка легко и плавно поплывет по течению, супружеская жизнь сложится удачно, если зацепится за береговую корягу или потонет – не будет легкой жизни.
Несколько слов об обуви. Обувью в нашей местности долгое время служили лапти. Затем появились глубокие кожаные ботинки наподобие галош. Но такая обувь была по карману не всем. Но и для тех, кто мог приобрести ботинки, это была больше праздничная обувь, чем повседневная. А еще позже появилась резиновая обувь – галоши, боты, которые стали носить и в будни и праздники. С галошами женщины надевали белые вязаные носки или полосатые высокие гольфы (цюлкат), связанные из черной и белой шерсти, которые носили даже в теплое время года (любовь мордовок к толстым ногам сохранилась с былых времен).
Почему не сохранился старинный костюм в селе Напольном?
Итак, мы рассмотрели два варианта народного костюма: традиционный старинный костюм и костюм " нового времени.
Если сравнить эти два костюма, то можно прийти выводу, что единственный элемент, который присутствует и в том и другом костюме, – это цёко каркс – пояс с кистями и некоторые украшения.
К сожалению, другие элементы старинного костюма в нашей местности не сохранились. Возникает вопрос: а существовал ли он в наших краях, и если существовал, то почему исчез? Попробуем ответить на этот вопрос, заглянув в историю.
Обратимся к карте расселения мордвы (см. приложение). В силу ряда причин мордовский народ расселен по всему евразийскому континенту. Какие причины заставили мордовское население бросить свои этнические территории и отправиться на поиски новых земель?
Напольное возникло на древней этнической территории мордвы. В те далекие времена эта территория была покрыта густыми лесами, и поселений здесь не было.
Не верится уже, что здесь когда-то
Была медвежья глухомань вокруг.
"Медвежьей глухоманью можно было назвать Напольное еще в прошлом столетии. Массовая выруба леса с восточной стороны села под поля началась только в 30-ые годы прошлого века. Недалеко от села есть местечко, называемое Кайнял, которое считается местом первого поселения напольновцев. Здесь когда-то были обнаружены следы поселения. По тем временам место дикое, дремучее. Почему наши далекие предки решили обосноваться в диком лесу?
Одной из главных причин переселения эрзи с обжитых мест была насильственная христианизация после присоединения земель мордовского края к России. Произошло это в 1551 году, когда в Свияжске мордва принесла присягу Ивану Грозному. Массовая христианизация началась в 17 веке. Тогда же наметились основные миграционные потоки мордвы а Заволжье. Но название села – Напольное – впервые упоминается в документах, относящихся к 1424 году. Эта дата считается официальным годом основания села. Реальная дата, по всей видимости, более ранняя. Стало быть, наши предки приняли православную веру уже здесь, на вновь освоенных землях.
Другой причиной бегства народа на новые территории была колонизация мордовских земель русскими. Нажим русских князей на Пургасову волость (так называли в летописях мордовские земли) усилился в 13 веке, когда они основали в устье Оки Нижний Новгород. Русскими князьями был организован поход на мордовские земли, окончившийся победой. Обратимся к летописям 1228 года: " Князь Игорь Всеволодович поганскую мордву отогнал от града (Нижнего Новгорода) и жилища их и зимницы разорил. А в летописи 1377 года читаем, что московская и нижегородская рать "взяша всю землю мордовскую, села и погосты и зимницы разграбиша и пожгоша. А вот другая летопись: " Муромский князь Гюрги Довыдович вшед в землю мордовскую, Пургасову волость, пожгоша жита и погребиша и скоты избиша. А мордва вбегоша в лесы своя и тверди.
Мы все же считаем, что далекие предки напольновцев бежали в леса не от экспансии русских князей. Проникновение русских в нижние и средние присурские земли, по имеющимся документальным источникам, началось с середины 16 века. Алатырь, например, был возведен на месте эрзянской деревни Сянглей во время третьего похода Ивана Грозного на Казань, а Порецкое впервые упоминается в документах 1591 года.
Во второй четверти 13 века Пургасова волость попала в зависимость от монголо-татарских завоевателей. Обремененная непосильным ясаком и несением различных повинностей, мордва была вынуждена искать убежища в лесах, снова возвращаясь к прежним формам существованиям – охоте и бортничеству. Именно эта причина – захват исконных мордовских территорий монголами – является главной причиной бегства с исконных обжитых земель в леса. Так местом нового поселения был выбран дикий дремучий лес, названный Кайнял (по преданию, в этом лесу старейшины рода разбили яйцо – каинь ал). Место глухое, зато закрытое и безопасное. Вековые дубы, подпирающие своими макушками небо, охраняли покой наших предков около двух столетий. А когда опасность миновала, лесные жители нашли более удобное место на взгорье, которое с одной стороны было окружено лесом, а по другую сторону простиралось дикое поле. Русскими поселенцами, пришедшими сюда через какое-то время селению было дано имя Напольное.
Старинный мордовский костюм в нашей местности не достиг своей законченности. Тем не менее элементы традиционного костюма существовали и здесь. У старейшей жительницы нашего села сохранилась часть пулогая – одного из самых знаковых компонентов национальной одежды, доставшаяся ей от бабушки, которая подарила своим внучкам по кусочку этого украшенного бисером набедренного пояса.
Пора подвести итог всей нашей работе. К каким выводам мы пришли?
Традиционный мордовский костюм сложился в глубокой древности, развивался в течение столетий, достиг законченной художественной выразительной формы в 19 веке. Далеким предкам напольновцев, образовавшим поселение на новых освоенных землях, он был известен.
В связи с нашествием монголо-татарского ига в 13 веке дальнейшие развитие культуры, в том числе и костюма, было приостановлено более чем на 200 лет.
На исконно мордовских землях с 16 века возникают русские поселения, мордва оказывается в положении национальных меньшинств (в Поречье всего три мордовских села: Напольое, Рындино, Сыреси). Находясь под длительным воздействием культуры русского народа, мордовская культура в некоторой степени утратила свою национальную специфику. Тем не менее национальные черты культуры народа сохранились в фольклоре, обрядах, одежде.
Старинный мордовский костюм в нашей местности не достиг законченности.
В середине 19 века стал формироваться новый мордовский костюм, в состав которого входит юбка и кофта. Исследователи мордовского костюма относят его к русскому типу.
На наш взгляд, описанный костюм нового времени выразителен, самобытен, отражает национальные особенности культуры мордовского народа. Поэтому имеет право носить гордое название – мордовский национальный костюм.
Библиография
1.В.М. Шишкин. Алатырский край в 20 веке. Чебоксары. 2002
2.История костюма. Ростов-на-Дону. "Феникс". 2001
.Мордва. Саранск. Мордовское книжное издательство. 2004
.Мордовский народный костюм. Саранск. Мордовское книжное издательство. 1990
.Народные художественные промыслы. Москва. Издательство "Знание". 1988
.Н.И. Воробьев… Чуваши. Этнографическое исследование. Чебоксары. 1956